Жилой комплекс со школой, детским садом и подземной автостоянкой в Пресненском районе столицы построят к 2025 году, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Жилой комплекс из шести разноэтажных корпусов площадью 102 тыс. кв. м появится на производственной территории по ул. Сергея Макеева, вл. 11/9.
«В составе комплекса предусмотрена школа на 200 мест с дошкольным отделением на 50 мест и подземный паркинг на 369 машин. Также на территории ЖК появится ландшафтный парк со спортивными и детскими площадками, зонами отдыха», – сказал Сергей Лёвкин.
Руководитель Департамента отметил, что архитектурный облик фасадов секционных корпусов представлен в виде регулярной сетки с чередованием крупноформатного остекления и архитектурного бетона.
«Проект будет реализован в рамках Программы комплексного обустройства и развития центральной части города Москвы, ежегодно формируемой с 2011 года на основании Государственной Программы «Градостроительная политика», принятой мэром столицы Сергеем Собяниным», – заключил Лёвкин.
ГТРК СЛАВИЯ Проблемы строительства детских садов 11 09 19
Источник: stroi.mos.ru
Почему в России не хватает детских садов
Проблема очередей в детские сады стоит не первый год. И ее решение простым точно не будет. , к примеру, застройщик возвёл жилой микрорайон, построил детский сад но он так и не открылся. А детский сад получает деньги из бюджета, там числятся сотрудники, но на деле оказывается, что работает он только на бумаге.
Ведомственный сад №57 «Улыбка» в Ростовской области был гордостью поселка Опорный, но потом его передали в район и закрыли. Детей и воспитателей здесь больше нет. Оконные проемы закладывали камнями, чтобы остановить мародеров, но это не помогло. Отсюда вынесли все что могли, даже сорвали полы и выкопали канализационные трубы. Здание треснуло, и на стенах не осталось даже названия.
Но оно есть на сайте министерства образования Ростовской области в общем списке детских садов региона. Здесь не указано, считается ли «Улыбка» действующим учреждением и принимает ли оно детей. Но заведующая у него есть. Она работает с документами и получает зарплату.
Бюджет этого учреждения на нынешний год 320 тысяч рублей. Зарплата персонала и налоги их начисляют не один год. Другого детского сада в поселке нет, детей возят за километры, а тропинка к «Улыбке» давно заросла. Местные власти говорят, что жители поселка Опорный сами просили «Улыбку» не закрывать. Вот ее и не закрывали.
Другой детский сад в Красноярске уже пять лет украшает район новостроек. Но иной пользы от него нет. Родители с детьми гуляют по другую сторону забора. Домов много, детей много, работающего муниципального детского сада ни одного. Ближайший в нескольких автобусных остановках.
Без лица: воспитатель детского сада рассказывает правду о работе
Детский сад собственность частного застройщика, который рассчитывал продать его инвесторам или городу. Но пошло не так. Как объяснял собственник, стоимость объекта за эти годы выросла настолько, что продать уже не получается. Была идея переделать готовый детский сад в офисные помещения и продать по частям. Теоретически власти могут выкупить детское дошкольное учреждение, но сначала застройщик должен выставить его на аукцион.
В начале двухтысячных детские дошкольные учреждения, и муниципальные и ведомственные, стали закрываться в массовом порядке по все стране. Педагогов увольняли. Это объясняли демографической ямой мало детей. Многие здания сменили собственников. В Самаре, например, детский сад достался местному ГУВД, в Нижнем Новгороде юристам и торговой сети. Во Владивостоке закрыли 57 садов.
Спустя годы, когда стало ясно, что строить новые здания, дорого, власти попытались вернуть отданное и начали расторгать договоры аренды со службой спасения, судебными приставами, рестораном и даже местной общиной кришнаитов. Одно из зданий отсудили у налоговой инспекции, его пришлось ремонтировать и опять превращать в детский сад.
Указ президента №599 требовал стопроцентной доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет. Показатель, которого должны были достигнуть еще три года назад. На сайте российского Министерства просвещения есть данные о том, как функционирует система дошкольного образования, о количестве учреждений, численности воспитанников.
И это по каждому региону в отдельности данные двухлетней давности. В регионах есть или были свои программы во исполнение президентского указа. Например, в Ростовской области, по официальным данным, задача по ликвидации очередей в детские дошкольные учреждения, решена.
Источник: www.ntv.ru
Актуальные проблемы дошкольных учреждений в XXI веке
Гимазетдинова, Э. Я. Актуальные проблемы дошкольных учреждений в XXI веке / Э. Я. Гимазетдинова, З. Р. Мингазова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1370/ (дата обращения: 12.10.2022).
Проблемы современных детских садов знакомы всем. Не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний облик современных детских садов [1].
Во всех регионах России, он, как правило, легко узнаваем — это стандартное двухэтажное здание, с детской площадкой еще с советских времен, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Все это строилось на века, и служит верную службу многим поколениям.
И ни для кого не секрет, что нехватка мест в детских дошкольных учреждениях является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем. На начало 2010 года в очереди в детские сады в России стояло 1млн. 684 тыс. детей [2]. В эту очередь записываются сразу после рождения ребенка. Однако, значительная часть очередников своей очереди так и не дождутся, пойдя в начальную школу.
И вполне оправданно считать, что одной из причин, по которой молодые семьи откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком, также является нехватка мест в детских садах.
Эта проблема в России, обсуждается уже не первый год. Каждый год мы слышим от чиновников разных уровней обещания сдвинуть ситуацию с места, однако кардинальных изменений в этой сфере жизни ни горожан, ни сельчан не наблюдается, число детей, ожидающих своей очереди, чтобы попасть в дошкольное образовательное учреждение, не опускается ниже отметки в 20 тысяч.
Не менее острой уже много лет остаётся и проблема кадровой наполняемости дошкольных учреждений. Нехватка воспитателей и помощников воспитателей объясняется просто – низкая заработная плата. Например, в России няня (на официальном языке, помощник воспитателя), зарабатывает 4 400 рублей [3]. Минус 13-процентный подоходный налог. Воспитатели получают больше, но и их заработная плата практически не выходит за пределы семи тысяч рублей.
Проблему с низкой заработной платой сотрудников дошкольных образовательных учреждений призван решить переход детских садов на новую форму работы, когда теоретически руководители смогли бы направлять больше средств на финансирование зарплаты своих сотрудников. Однако практически единственным возможным путем получения данных средств остается оказание платных услуг, оплата которых ляжет на плечи все тех же родителей.
Еще одним важным аспектом является низкое финансирование самих дошкольных учреждений. Как известно, в Федеральном Законе от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитеты наделяются полномочиями по организации детского дошкольного воспитания. Но на практике бюджетная обеспеченность распространяется лишь на текущие расходы.
По-прежнему в детских садах не хватает музыкальных, спортивных залов, бассейнов, кабинетов для занятий с логопедом, библиотек. Доступ в Интернет есть у 77 % детских садов в Москве, в других крупных городах цифра колеблется от 44 до 62 %, а в селе доступ в сеть есть лишь у 18 % дошкольных учреждений (таблица 1) [4].
Материальная обеспеченность детских садов (в процентах), по состоянию на 2011 год,
в целом по Российской Федерации
Город, %
Пищеблок
Медицинский кабинет
Музыкальный зал
Бассейн
Кабинет для занятий с логопедом
Выход в интернет
Единственным решением проблемы нехватки мест является создание дополнительных мест в детских садах. Для этого намечены такие мероприятия, как: открытие новых групп в незадействованных помещениях школ, возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям, строительство новых детских садов, открытие домашних детских садов.
Также одним из элементов решения выше обозначенной проблемы является упорядочивание самой очереди в детские сады. Родители часто записываются не в один, а два или три детских сада в надежде, что где-то очередь подойдёт быстрее. Нередки и случаи, когда родители устраивают свое чадо в детский сад «вне очереди», оказав те или иные «услуги» руководителям дошкольных учреждений. Принципиально решит данную проблему, на наш взгляд, электронная очередь. Когда списки стоящих в очереди будут публиковаться на официальном сайте органов местного самоуправления с возможностью контроля со стороны гражданского общества.
Таким образом, несмотря на определенные положительные сдвиги в данном направлении, нехватка мест в детских садах и их кадровое наполнение остается одной из острых проблем на сегодняшний день. И кардинально изменить ситуацию, на наш взгляд, смогут мероприятия, имеющие свой основной жесткий общественный контроль, как например, создание электронной очереди.
1. Проблемы детских садов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: muz 4 in . net / news / problema _ detskikh _ sadov _ v _ rossii /2010-12-09# axzz 1
2. Богородский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : // gorodbg . ru / novosti — v — mire / problema — nehvatki — mest — v — doshkolnyh — uchrezhdeniyah
3. Сайт Брянского регионального отделения политической партии «Единая Россия»: Детские сады – детям! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: erbryansk . ru / dctskie — sady — detyam -2/
4. Официальный сайт Российской газеты: Детским садам не хватает финансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www . rg . ru /2011/10/14/ detsad — site . html 5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф.»
Основные термины (генерируются автоматически): детская, нехватка мест, Россия, сад, заработная плата, местное самоуправление, очередь, проблема, учреждение, электронная очередь.
Похожие статьи
Электронное правительство в России: проблемы и перспективы
электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.
Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических.
Скачать электронную версию. Библиографическое описание
В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.
Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной.
Проблемы правового регулирования оплаты труда
Ключевые слова: трудовое законодательство, оплата труда, МРОТ, прожиточный минимум, невыплата заработной платы, изменения в ТК РФ.
В первую очередь, данная проблема имеет место в случаях, когда трудовые отношения не оформляются должным образом.
Проблемы и пути совершенствования кадрового резерва.
В первую очередь в рамках исследования необходимо определиться с позицией высшего уровня власти в
Ускова Т. В. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления в
— С. 38–41. Кадровое обеспечение местного самоуправления [Электронный ресурс].
Проблемы местных бюджетов закрытых. | Молодой ученый
Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Путинцев В. П. Проблемы местных бюджетов закрытых
Местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа, что составляет одну из основ конституционного строя России.
Механизмы управления негосударственным сектором.
Реализация программы позволит сократить очередности в детские сады и создать условия для конкурентной среды
В таблице 1 отображена численность детей, зарегистрированных в очереди на получение мест в дошкольные образовательные учреждения г. Красноярска.
Проблемы финансового обеспечения органов местного.
В свою очередь, согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
Отсюда, на наш взгляд, вытекает еще одна проблема местного самоуправления, связанная с ее экономикой.
Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.
Оценка эффективности предоставления государственных.
Например, при получении пособия по рождению ребенка матерям могут сразу посоветовать занять очередь в детский сад, с учетом
Проблемы организации мониторинга качества оказания. услуга, муниципальная услуга, орган власти, орган, местное самоуправление.
Муниципальная программа как инструмент прогрессивного.
На мой взгляд, в первую очередь необходимо производить ознакомление населения напрямую относящихся к категории граждан, в
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской.
Источник: moluch.ru
Детские образовательные учреждения: проблемы и ошибки проектирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козлов Михаил Леонидович
Статья посвящена анализу типичных ошибок, допускаемых при проектировании детских дошкольных образовательных учреждений. Только при соблюдении всех правил и норм возможно архитектурное решение детского образовательного учреждения, способного обеспечить безопасность, комфорт и нормальные условия развития ребенка, что важно в демографических и экономических условиях современной России.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Козлов Михаил Леонидович
Текст научной работы на тему «Детские образовательные учреждения: проблемы и ошибки проектирования»
УДК 72.01 КОЗЛОВ М. Л.
Детские образовательные учреждения: проблемы и ошибки проектирования
Статья посвящена анализу типичных ошибок, допускаемых при проектировании детских дошкольных образовательных учреждений. Только при соблюдении всех правил и норм возможно архитектурное решение детского образовательного учреждения, способного обеспечить безопасность, комфорт и нормальные условия развития ребенка, что важно в демографических и экономических условиях современной России.
Ключевые слова: архитектура детского образовательного учреждения, реконструкция здания детского сада, типовые ошибки в проектных решениях, экспертиза архитектурных проектов.
CHILDREN’S EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND DESIGN ERRORS
This article analyzes the typical mistakes made in the design of pre-school educational institutions. Only if all the rules and regulations may architectural design of children’s educational institution that can provide safety, comfort and normalcy of the child. This is important in demographic and economic conditions of modern Russia.
Keywords: architecture of children’s educational institutions, the reconstruction of the kindergarten building, typical errors in the design solutions, architectural design expertise.
От редактора: Практика проектирования дошкольных и учебных заведений существенно отличается от результатов научных исследований в этой области. Сегодня появляются научные работы, ориентирующие архитекторов-практиков в новом направлении их деятельности. Так, в 2010 г. вышла монография Е. Б. Сычевой «Архитектура дошкольных учреждений: досуговые центры для малышей и родителей» (Екатеринбург : УралНИИпроект РААСН). В книге сделана попытка на основе анализа подобных учреждений разработать функционально-планировочную структуру, собрать иллюстративные материалы и нормативные требования по этой тематике, а также дать некоторые советы по проектированию новых видов дошкольных учреждений. Предлагаем вниманию читателей статью М. Л. Козлова, в которой автор анализирует типичные ошибки, допускаемые при проектировании детских дошкольных образовательных учреждений.
Развитие любого цивилизованного общества невозможно без должного воспитания подрастающего поколения. Именно на стадии дошкольного воспитания ребенок развивается и формируется как личность, получает первый опыт общения со сверстниками, привыкает к жизни в коллективе. Забота о воспитании и образовании детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач общества. Особенно актуальна эта задача стала сейчас, когда после принятия закона о материнском капитале в стране произошел демографический всплеск. Ситуацию усугубил экономический кризис, в результате которого большое количество детских дошкольных учреждений переданы под различные нужды государственных учреждений либо проданы коммерческим структурам. Создавшийся перекос между рождаемостью и возможностью устроить
ребенка в детские образовательные учреждения (ДОУ) сегодня уже начинает тормозить развитие демографии в стране.
Обеспечение достаточного количества и доступности детских дошкольных учреждений позволяет улучшить качество жизни молодых семей, их уверенность и, в конечном итоге, стабильность в обществе.
Для решения данной задачи и при поддержке Правительства России в регионах приняты целевые программы по реконструкции, развитию и восстановлению системы дошкольных учреждений. Руководство Свердловской области активно включилось в ее реализацию. Губернатором поставлена соответствующая задача, в области разработана специальная целевая программа. Под данную программу принято постановление Правительства Свердловской области «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений
в Свердловской области» на 2010— 2014 годы от 09.06.2010 № 894-ПП.
Один из путей решения и выполнения данной программы — строительство и реконструкция детских дошкольных учреждений с соблюдением санитарных и технических стандартов. В этой работе управление госэкспер-тизы сталкивается с проблемами, которые пока не находят решения. Ряд ДОУ по программным мероприятиям подлежат реконструкции.
В основном это учреждения, которые проработали много лет, морально и физически устарели или были переданы в эксплуатацию сторонним организациям, которые их использовали по своему усмотрению, выполнив ряд перепланировок помещений. Часто данные здания крайне сложно привести в соответствие с действующими нормативами, особенно противопожарными и санитарно-эпидемиологическими. Выполнение ряда нормативов подразумевает изменение не только планировочных решений в здании, но и территории ДОУ, что проблематично в сложившейся жилой застройке. Часто проектирование объекта выходит за границы земельного участка, принадлежащего застройщику.
Проекты реконструкции ДОУ требуют от проектировщиков высокой профессиональной подготовки, досконального знания действующих технических регламентов. Работу затрудняет то, что тендеры выигрывают не профессиональные организации, а фирмы, предложившие минимальную цену.
Результатом является некачественная проектная документация и длительные сроки проведения экспертизы, так как проектировщики часто оказываются не в состоянии ответить на вопросы экспертов и откорректировать проект согласно действующим нормативам. Другой аспект, который возникает при реконструкции ДОУ, — это значительное увеличение стоимости одного места по сравнению с новым строительством. Для обеспечения экономической целесообразности реконструкции ДОУ необходимо до начала строительства определиться с его стоимостью и, если она превышает среднестатистические показатели на одно место, то отказаться от нее, переходя на новое строительство, а данное здание использовать под другие нужды муниципалитета. Все это должно быть просчитано и оформлено в дополнение к утвержденным программам строительства ДОУ в Свердловской области.
Для решения задачи обеспеченности ДОУ планируется строительство ряда учреждений нового типа. Проектирование таких помещений и
дальнейшее проведение госэксперти-зы уже сейчас связано с определенными проблемами. Данные учреждения (подразумеваются детские сады семейного типа) не имеют своих нормативных требований, а их проектирование по техническим регламентам, относящимся к ДОУ обычного режима посещения, невозможно. Эта проблема была озвучена Президентом РФ Д. Медведевым во время его посещения Смоленской области. Президент РФ заявил о недопустимости распространения общих технических регламентов на детские сады семейного типа и поручил администрации проверить исполнение решения данных им указаний по этому поводу.
Однако решения данного вопроса до сих пор не произошло, что сдерживает развитие этого типа детских дошкольных учреждений.
Основная проектная документация на экспертизу детских дошкольных учреждений поступает по новому строительству. При рассмотрении проектов также возникает много вопросов, ряд которых относится к противоречиям действующих нормативных документов.
На данный момент по дошкольным образовательным учреждениям действуют следующие нормативные документы: Федеральный закон
№ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (начало действия 30.04.2009), СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (начало действия 01.01.2010), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий» (начало действия с 15.06.2003) и СанПиН
2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (начало действия с 01.10.2010) с изм. № 1 (СанПиН 2.4.1.2731-10).
В указанных нормативных документах имеется ряд разночтений по следующим вопросам (см. таблицу).
Необходимость устройства естественного освещения основных помещений групповых ячеек (раздевальных и туалетных).
Наличие общего или раздельных залов для музыкальных и физкультурных занятий, их минимальные площади.
Уклон наружных открытых лестниц 3-го типа для организации эвакуации детей из помещений групповых ячеек второго этажа.
Действующими национальными стандартами и сводами правил
(СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения») установлено, что для расчета систем отопления и вентиляции ДОУ расчетную величину температуры внутреннего воздуха и кратность воздухообмена следует принимать по СанПиН 2.4.1.2660-10. Следует отметить, что допустимые параметры температуры внутреннего воздуха помещений, регламентированные ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ГОСТе допустимые температуры для ряда помещений ДОУ занижены на 1—2 градуса).
ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» была проведена большая работа по рассмотрению типовых ДОУ различной номенклатуры, которые можно использовать на территории СО. В марте 2011 г. выданы положительные заключения на ДОУ вместимостью 75 мест, 135 мест и 270 мест, которые для Свердловской области разработало ЗАО «Башкиргражданпроект» и которые рекомендовалось использовать как типовые. Сейчас нет проблем с проектированием и экспертизой — можно взять проект готового детсада необходимой номенклатуры, привязать его к существующим условиям и начать строительство. Однако местные органы власти не хотят строить по типовым проектам, решая проблему через индивидуальные ДОУ или внося значительные изменения в типовые проекты по собственному желанию, которые в конечном итоге влияют на конструктивную и эксплуатационную надежность здания. Это приводит к повторной государственной экспертизе, появлению большого числа замечаний и в конечном итоге затягиванию сроков реализации проекта.
В процессе проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий экспертами ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» регулярно выявляются ошибки, допускаемые при разработке проектной документации ДОУ, которые можно считать типовыми.
Типичные ошибки, допускаемые при разработке проектных решений раздела «Схема планировочной организации земельного участка»:
• проектирование выходит за границы земельного участка, принадлежащего застройщику;
• внутридворовый проезд проектируется по сквозной схеме. Следует решать вопрос с устройством въезда
1. Необходимость устройства естественного освещения основных помещений групповых ячеек (раздевальных и туалетных)
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 СНиП 31-06-2009 СанПиН 2.4.1.2660-10
Таблица 2 — в раздевальных КЕО не ниже 0,7% (при боковом освещении) и не ниже 2,5 % (при верхнем или комбинированном освещении); в туалетных — КЕО не нормируется. п. 7.4 — допускается устройство естественного верхнего (верхненаклонного) освещения; п. 7.6 — допускается освещение только вторым светом туалетных в климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г. п. 7.1 — основные помещения должны иметь естественное освещение.
2. Наличие общего или раздельных залов для музыкальных и физкультурных занятий, их площади
СНиП 31-06-2009 СанПиН 2.4.1.2660-10
п. 4.8 — размещение двух залов для музыкальных и физкультурных занятий площадью не менее 100,0 м2 каждый. В ДОУ вместимостью до 5 групп (100 мест) допускается размещение одного общего зала. п. 4.16 — размещение двух залов для музыкальных и физкультурных занятий площадью не менее 75,0 м2 каждый. В существующих зданиях ДОУ допускается один общий зал для музыкальных и физкультурных занятий.
3. Уклон наружных открытых лестниц 3-го типа для организации эвакуации детей из помещений групповых ячеек
СП 1.13130.2009 СНиП 31-06-2009
п. 5.2.16 — уклон наружных открытых лестниц 3-го типа (для эвакуации со второго этажа) не более 45°. п. 5.4 — уклон наружных открытых лестниц 3-го типа (для эвакуации со второго этажа) не более 30°.
в хозяйственную зону по тупиковой схеме, с поворотной площадкой для маневра автотранспортных средств перед загрузочной пищеблока (условие безопасности нахождения детей на территории детского сада). По периметру здания следует организовать пешеходную зону шириной 6,0 м с покрытием, обеспечивающим возможный проезд техники МЧС;
• нет четкого разделения на функциональные зоны. Движение детей к игровым площадкам решают созданием транзита через хозяйственную зону;
• площадки для детей ясельного возраста размещают на удаленном расстоянии от выходов из помещений этих групп. Площадки для детей этого возраста должны быть расположены в непосредственной близости от выхода;
• вертикальную планировку территории решают с устройством откосов, наружных лестниц, водоотводных сооружений, дождеприемных решеток, что не обеспечивает безопасность нахождения на участке;
• не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста. В каждую из групповых ячеек ясельных групп следует предусматривать самостоятельный вход с участка;
• не выполняются требования санитарных норм по озеленению участ-
ка: не обеспечивается нормативный процент озеленения территории, свободной от застройки (не менее 50%); не предусматривается озеленение полосой деревьев или высокорослого кустарника по периметру земельного участка; для озеленения применяются колючие кустарники (барбарис и др.);
• не выполняются требования по обеспечению каждой групповой и спортивной площадок непрерывной трехчасовой инсоляцией не менее чем на 50 % площади площадки независимо от географической широты;
• предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней (ПДУ) шума на территории ДОУ и на групповых площадках в соответствии с требованиями СН 2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
• не выполняется требование о бес-пыльном покрытии групповых площадок материалами, безвредными для здоровья детей. В проектной документации применяется песчаногравийная смесь по ГОСТ 5607-94*, которая предназначена для покрытий автомобильных дорог;
• при подборе оборудования игровых площадок не учитываются ростовозрастные особенности детей, устанавливается одинаковый набор
оборудования на площадках как младшей, так и подготовительной групп, притом без учета двигательной активности детей (чаще всего это песочница, качалка-балансир и скамейки по периметру);
• на контейнерной площадке в составе хозяйственной зоны не предусматривается раздельный сбор и хранение мусора и пищевых отходов. На площадке должно быть не менее двух промаркированных контейнеров с крышкой;
• в планировке игровой зоны не обеспечивается принцип групповой изоляции — ограждение кустарником по всему периметру каждой групповой площадки;
• в составе хозяйственной зоны не предусматриваются места для сушки постельных принадлежностей, чистки ковровых изделий и иных бытовых принадлежностей.
Типичные ошибки, допускаемые при разработке проектных решений раздела «Архитектурностроительные решения»:
• размещение теплового пункта, являющегося источником шума и вибрации, под помещением групповой (нарушаются указания п. 3.13 СНиП 31-06-2009);
• выполнение наружных открытых лестниц 3-го типа для организации эвакуации из помещений групповых ячеек второго этажа с уклоном бо-
лее 30 (нарушаются требования п. 5.4 СНиП 31-06-2009);
• не обеспечивается естественное освещение раздевальных и туалетных помещений групповых ячеек (нарушаются требования п. 7.1 СанПиН
• в составе туалетных групповых ячеек проектами зачастую допускается размещение санузлов для персонала (в нарушение требований п. 6.23 СанПиН 2.4.1.2660-10); количество и площади санузлов для персонала выполняются с нарушением требований таблицы 2 приложения 1 СанПиН 2.4.1.2660-10;
• в старшей и подготовительной группах не предусматривается выполнение раздельных туалетных комнат для мальчиков и девочек (нарушение требований п. 6.18.4 СанПиН 2.4.1.2669-10);
• не предусматриваются условия для сушки верхней одежды и обуви, а также хранения колясок и санок (нарушение требований п. 4.11 СанПиН 2.4.1.2660-10);
• не предусматривается устройство обогреваемых полов для игровых помещений, расположенных в уровне первого этажа (нарушение требований п. 7.17 СНиП 31-062009).
Типичные ошибки, допускаемые
при разработке проектных решений раздела «Конструктивные
• отсутствие сведений об уровне ответственности зданий и сооружений (в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ). Коэффициент надежности по ответственности зданий и сооружений II уровня ответственности принимается менее 1,0 (нарушение требований ст. 16 п.7 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ);
• отсутствие сведений о степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности зданий (в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ);
• отсутствие сведений об обеспечении общей устойчивости зданий при пожаре с указанием проектных пределов огнестойкости несущих строительных конструкций и методов обеспечения проектных пределов огнестойкости;
• отсутствие или неполнота сведений о нагрузках, принятых для расчета строительных конструкций в соответствии с требованиями СНиП 2.01.07-85*, СНиП 2.09.03-85;
• отсутствие сведений о грунтах в основании фундаментов, их прочностных и деформационных характеристиках;
• отсутствие сведений по защите от подтопления заглубленных помещений (с учетом расчетного уровня подземных вод в соответствии с требованиями п. п. 2.17—2.22 СНиП 2.02-01-81*);
• отсутствие сведений по защите от коррозии строительных конструкций в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85.
Типичные ошибки, допускаемые при разработке проектных решений раздела «Пожарная безопасность»:
• не предусматриваются проезды шириной 6 м для пожарных автомобилей вокруг зданий (статья 67, № 123-ФЗ от 22.07.2008 г).
• допускается размещение помещений с категориями по пожарной опасности В2—В3 в технических подпольях или подвалах (5.2.2.5, СП 4.13130.2009).
• при размещении в технических подпольях помещений для инженерного оборудования (венткамер, электрощитовых, ИТП, насосных, электрокотельных и т. п.), вторые эвакуационные выходы из подполий выполняются по вертикальным металлическим лестницам в приямках (п. 4.2.9, СП 1.13130.2009);
• выходы наружу из эвакуационных лестничных клеток зданий выполняются через коридор первого этажа (п. 4.4.6, СП 1.13130.2009);
• наружные открытые лестницы, используемые в качестве вторых эвакуационных выходов из групповых ячеек, размещаются на участках наружных стен с окнами, с расстоянием от маршей и площадок до окон менее 1 метра (п. 4.4.2, СП 1.13130.2009);
• в коридорах первых и вторых этажей без естественного освещения не предусматривается дымоудаление (п. 7.2, в), СП 7.13130.2009);
• допускается размещение вентиляторов общеобменных систем вентиляции в объемах чердаков с горючими конструкциями стропил и обрешетки (п. 7.10.1, п. 13.6 СНиП 41-01-2003);
• спальные помещения не выделяются противопожарными перекрытиями и стенами 1-го типа (п. 5.2.2.2, СП 4.13130.2009);
• не предусматривается установка противопожарных дверей 2-го типа огнестойкостью Е130 в пожароопасных помещениях — кладовые белья, гладильные, кладовые инвен-
таря и т. п. (статья 37, №123-Ф3 от
• открытые противопожарные клапаны на воздуховодах общеобменной вентиляции в местах пересечения ограждающих противопожарных конструкций обслуживаемых пожароопасных помещений не устанавливаются нормально (п. 6.54, СП 7.13130.2009);
• воздуховоды, прокладываемые транзитом в технических подпольях и в чердаках, предусматриваются без огнезащитных покрытий (п. 6.61, СП 7.13130.2009);
• предусматриваемые для наружного пожаротушения гидранты на наружных водопроводных сетях размещаются на расстоянии, измеряемом по радиусу, а не по дорогам с твердым покрытием (п. 8.6, СП 8.13130.2009);
• не предусмотрена установка пожарных кранов на чердаках при наличии горючих конструкций стропил и обрешетки, а также в технических подпольях при устройстве горючей теплоизоляции трубопроводов (п. 4.1.12, СП 10.13130.2009);
• при размещении помещений насосных с установленными в них пожарными насосами, в технических подпольях, отдельный выход непосредственно наружу не предусматривается (п. 4.2.2, СП 10.13130.2009);
• не предусматривается установка ручных пожарных извещателей у дверей выходов на наружные открытые лестницы (прил. Н, СП 5.13130.2009);
• при размещении приборов систем пожарной сигнализации в кабинете заведующего или в коридоре первого этажа без устройства помещения охраны не предусматривается вывод раздельного сигнала о состоянии технических средств, неисправности и извещения о пожаре (п. 13.14.5, СП 7.13130.2009);
• не предусматривается установка звуковых или речевых оповещате-лей систем оповещения и управления эвакуацией в групповых ячейках (табл. 2, СП 3.13130.2009);
• при выборе материалов для внутренней отделки стен, потолков и полов в зальных помещениях и в групповых ячейках не учитывается требование статьи 134, № 123-ФЗ от 22.07.2008, в части применения материалов с классами пожарной опасности не более КМ0 и КМ2 соответственно.
Типичные ошибки, допускаемые
при разработке проектных решений разделов «Теплоснабжение»,
«Системы отопления и вентиляции»:
• отсутствует раздел «энергоэффективность» и не выполняется энергетический паспорт на здание;
• при выполнении отопления «Теплый пол» в помещениях младших групп на первом этаже и не предоставляют схему подготовки теплоносителя пониженных параметров для того, чтобы температура пола не превышала 26 оС;
• не проектируют ограждение радиаторов экранами с пересчетом теплоотдачи нагревательных приборов;
• у нагревательных приборов устанавливают обычные терморегуляторы вместо установки термостатов в антивандальном варианте;
• в двухтрубных системах отопления применяют на подводках к нагревательным приборам регулирующую и запорную арматуру Ду20 вместо Ду15, что снижает гидравлическую и тепловую устойчивость системы отопления;
• на схемах вентиляционных установок не указывают огнестойкость транзитных воздуховодов и расстановку пожарных клапанов.
Типичные ошибки, допускаемые при разработке проектных решений разделов «Системы водоснабжения и водоотведения»:
• не представляется информация в части наличия или отсутствия кольцевых сетей существующего водопровода, к которому подключается проектируемое здание дошкольной организации;
• не продлен срок действия ТУ на подключение водопровода и канализации;
• не обеспечивается наружное пожаротушение проектируемого здания из пожарных гидрантов с расчетным расходом воды 15 л/сек и более из-за отсутствия кольцевых сетей (п. 8.16 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п. 8.6 СП 8.13130.2009, п. 16—17, ст. 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
• для выполнения плана наружных сетей водопровода и канализации в качестве подосновы не используются чертежи генерального плана (ГП) и топографическая съемка (ГОСТ 21.604-82 «Водоснабжение и канализация. Наружные сети»);
• занижаются расчетные расходы воды и стоков проектируемого ДДУ (приложение 3 СНиП 2.04.01-85*);
• не указывается общий расход холодной воды с учетом приготовления
горячей при закрытой системе горячего водоснабжения;
• при определении требуемых напоров на вводе водопровода не учитывается свободный напор перед водоразборной арматурой не менее 7,5 м (п. 36 Методических рекомендаций по повышению энергоэффективности работы систем теплоснабжения жилых и общественных зданий, утвержденных приказом министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области № 39 от 27.05.2009, п. 10.1 СТО 02494733 5.2-01-2006 «Стандарт организации. Внутренний водопровод»);
• не предусматривается устройство резервного источника горячего водоснабжения (п. 9.5 СанПиН
2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»);
• не разрабатываются принципиальные схемы систем водоснабжения и канализации и планы сетей (п.п. 17у, 17ф, 18ж, 18з, 18и Положения
о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от
• не предусматривается установка электрозадвижки на обводной линии водомерного узла при наличии внутреннего пожаротушения из пожарных кранов (п. 11.7* СНиП 2.04.01-85*);
• сети хозяйственно-бытовой канализации прокладываются в производственных помещениях и в кладовых сухих продуктов (п. 3.10 СП 2.3.6.1079-01 «Организация общественного питания»);
• пищеблоки дошкольных учреждений не должны оборудоваться жироуловителями (п. 7.66 СНиП 3106-2009 «Общественные здания и сооружения»);
• не предусматриваются проектные решения в части организации мероприятий от затопления подвала и отвода случайных стоков ИТП (п. 14.20 СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»);
• текстовая часть пояснительной записки раздела «Водоснабжение и канализование» не соответствует требованиям подраздела 17 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от
• в тексте «ПЗ» не указывается температура горячей воды в пищеблоке
(в точках водоразбора). Не предусматриваются мероприятия для регулирования температуры в смесителях умывальников для детских групп (п.п. 9.5, 9.6 СанПиН
2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»). Типичные ошибки, допускаемые при разработке проектных
решений по санитарно-эпидемиологическим требованиям
По объемно-планировочным решениям:
• не выполняются требования санитарных норм о создании в помещениях оптимальных условий естественного освещения. Все помещения групповой ячейки (за исключением буфетной) должны иметь непосредственное естественное освещение через светопроемы в наружных ограждающих конструкциях. Без естественного освещения проектируются раздевальные групповых ячеек. Проектируются слишком глубокие помещения игровых при одностороннем освещении, не выполняется требование о том, что при глубине игровых более 6 м должно быть предусмотрено двухстороннее параллельное или угловое расположение окон;
• объемно-планировочные решения помещений групповых старших и подготовительных групп выполняются без учета возможности расстановки столов для занятий с соблюдением обязательного левостороннего естественного освещения и требований санитарных правил к расстановке мебели относительно настенной доски с соблюдением нормативных расстояний и допустимого угла рассмотрения;
• не соблюдаются требования санитарных норм по инсоляции помещений. Регламентируемые помещения (групповые (игровые) и палаты изолятора) должны инсолироваться не менее двух часов непрерывно для центральной зоны и не менее 2,5 часов для северной зоны. Ошибкой является предоставление графического расчета инсоляции без учета влияния окружающей застройки. При посадке здания ДОУ на участке не учитываются требования санитарных и строительных норм по ограничению избыточной инсоляции и перегрева помещений, обращенных на азимуты 200—275 градусов для районов южнее 45 градусов с. ш.;
• не выполняются требования санитарных норм, регламентирующих
площади помещений групповых ячеек вновь строящихся и реконструируемых ДОУ;
• не предусматриваются условия для хранения игрушек, используемых для игры на улице;
• проектируется общий зал для музыкальных и физкультурных занятий, тогда как они должны быть раздельными;
• не учитываются возрастные особенности детей при планировке и оснащении санитарно-техническим оборудованием туалетных помещений групповых ячеек. Туалетные ясельных групп по планировке и оснащению ничем не отличается от туалетных дошкольных групп, — вместо стеллажа для горшков предусмотрены унитазы, оборудованные индивидуальными кабинками, не предусматривается видуар (слив) для обработки горшков. Санитарными нормами установлены разные требования к устройству и оборудованию туалетных как для ясельных групп, так и для и групп младшего и старшего дошкольного возраста. Не учитывается требование к размещению душевого поддона в туалетных помещениях для детей с обеспечением доступа к нему с трех сторон для возможности проведения закаливающих процедур;
• планировка помещений постироч-ной в составе ДОУ решается без учета требований санитарных норм по разделению потоков грязного и чистого белья и последовательности обработки белья;
• при проектировании медицинского блока помещений не учитывается требование об оборудовании самостоятельного входа из коридора в медицинский кабинет, о смежном расположении медицинского кабинета с палатой изолятора. В составе медицинского блока помещений ДОУ вместимостью свыше 150 мест проектируется одна палата изолятора вместо двух. Не учитывается требование об обязательной инсоляции палат изолятора, требования санитарных норм по естественному освещению медицинского и процедурного кабинетов, палат изолятора. В процедурной, где проводится обработка инструментов, не предусматривается отдельная мойка для мытья инструментов или двух-гнездная мойка (в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность).
По организации воздушно-теплового режима:
• занижаются расчетные температуры воздуха в помещениях;
• в текстовой части раздела «Объемно-планировочные решения» отсутствуют сведения об организации естественного проветривания помещений. Санитарными нормами регламентируется необходимость сквозного и углового проветривания помещений, а также наличие форточек и фрамуг для притока наружного воздуха на высоте не менее
По организации питания:
• набор помещений и оборудования проектируется без учета требований СанПиН 2.4.1.2660-10;
• не предусматриваются подъемники для вертикальной транспортировки пищи на 2—3 этажи;
• не выдерживается поточность технологического процесса при изготовлении блюд;
• не соблюдаются требования проведения погрузочно-разгрузочных работ при проектировании входных групп для загрузки продуктов питания (не предусматриваются навесы, перекрывающие кузов автомобиля не менее чем на 1 м, не предусматривается платформа или подъемные механизмы для разгрузки);
• не выдерживаются требования по охране труда, организации рабочих мест персонала пищеблока (ширина проходов между технологическим оборудованием, использование нейтральных вставок к электроплитам, использование передвижных ванн, столов, тележек).
Многочисленные замечания указывают на то, что проектные организации часто не понимают, что дошкольные образовательные учреждения — это не просто здания для проектирования, а сложный индивидуальный комплекс. К самому зданию должны предъявляться требования, от решения которых зависит здоровье детей при осуществлении в учреждении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению. По представленным замечаниям видно, что ДОУ — это не только здание, но и земельный участок, к которому также предъявляются особые требования. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, активного отдыха, физического воспитания, закаливания и других форм оздоровления детей.
Понимание этих требований к дошкольным образовательным учреждениям со стороны проектировщиков позволит правильно выполнять проекты и значительно уменьшит количество замечаний со стороны органов экспертизы.
Список использованной литературы
1 Постановление Правительства Свердловской области «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы от 09.06.2010 № 894-ПП.
2 Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (начало действия
3 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (начало действия 01.01.2010).
4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий» (начало действия с 15.06.2003)
5 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (начало действия с 01.10.2010) с изм. № 1 (СанПиН 2.4.1.2731-10).
6 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».
7 Требования СН 2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
8 Технический регламент о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ.
9 СНиП 2.01.07-85, СНиП 2.09.0385.
10 СНиП 2.02-01-81.
11 СП 4.13130.2009.
12 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
13 СП 8.13130.2009, п. 16—17, ст. 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
14 ГОСТ 21.604-82 «Водоснабжение и канализация. Наружные сети».
15 Методические рекомендации по повышению энергоэффективности работы систем теплоснабжения жилых и общественных зданий, утвержденных приказом министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области № 39 от 27.05.2009, п. 10.1 СТО 02494733 5.2-01-2006 «Стандарт организации. Внутренний водопровод».
16 Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87
Источник: cyberleninka.ru