Строительство дома без разрешения на строительство последствия

Содержание

Строительство без уведомления о начале (разрешения) – штрафы и последствия

Общие положения закона

Гражданский Кодекс РФ регулирует вопросы строительства на территории страны: КоАП РФ Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.

Если какие-то небольшие объекты можно построить самостоятельно без уведомления, то полноценные дома требуют обязательного юридического одобрения.

Без уведомления о начале строительства можно построить:

·постройку без фундамента;

·не капитальный объект;

К тому же, без спроса можно проводить ремонтные работы без затрагивания несущих стен и внутренних перегородок.

Объекты другого рода могут признать незаконно построенными в том случае, если они попадают под нижеперечисленные положения:

1.Объект построен на незарегистрированной территории.

Владельцу дома, возведённого без разрешения на строительство грозит снос

2.Объект построен на земельном участке, специфика которого не соответствует типу недвижимого имущества.

3.Объект построен в отсутствии разрешительной документации на строительство.

4.Объект построен с нарушением правил возведения строения и градостроительных норм.

Какие грозят последствия:

1.Незаконную постройку не признают недвижимым имуществом и не зарегистрируют.

2.Сделки с этим объектом (продажа, обмен, дарение и т. д.) будут недействительны.

3.Возбуждение дела об административном правонарушении.

4.Снос построенного объекта.

Ответственность за строительство без уведомления

Любое незаконное строительство влечет за собой административную ответственность. По закону полагается штраф, размер которого зависит от юридического статуса нарушителя:

1.Штраф для физических лиц варьируется от 2000 до 5000 рублей.

2.Для должностных лиц штраф возрастает в 10 раз: 20000–50000 рублей.

3.В случае, если объект строился под коммерческие нужды, то мера наказания – либо штраф в размере 20000–50000 рублей, либо запрет на ведение предпринимательской деятельности на 90 дней.

4.Юридические лица будут вынуждены заплатить штраф в размере 100000–1000000 рублей, или же будет наложен административный запрет на ведение деятельности на 90 дней.

Если же вы просто нарушили сроки извещения уполномоченных органов о начале строительства, то штрафы будут не столь глобальными:

1.Физические лица заплатят от 500 до 1000 рублей.

2.Должностные лица – 10000–30000 рублей.

3.Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – 10000–40000 рублей.

4.Юридические лица – 100000–300000 рублей.

В случае, если вы продолжили строительство до составления актов об устранении недостатков, то накладываются следующие штрафы:

1.На физических лиц – от 2000 до 5000 рублей.

2.На должностных – от 10000 до 30000 рублей.

3.На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 10000 до 40000 рублей или запрет на продолжение деятельности на 90 дней.

4.На юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей или запрет на ведение деятельности на 90 дней.

Должностные лица, которые преждевременно выдали разрешение на ввод в эксплуатацию до получения заключений уполномоченных органов, заплатят в качестве штрафа 20000–50000 рублей.

Если же начать полноценно пользоваться построенным объектом до получения разрешения на ввод в эксплуатацию, то грозят административные штрафы в размере:

1.2000–5000 рублей – для физлиц.

2.20000–50000 рублей – для должностных лиц.

Что грозит за строительство жилых и нежилых объектов без разрешения, как их легализовать?

Строительство капитальных построек без получения разрешения на них можно начинать только в том случае, если это разрешение не требуется. Перечень таких сооружений и зданий указан в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Строительные работы, начатые без получения разрешения в других случаях влекут за собой ответственность по статье 9.5 КоАП РФ.

Эта статья предусматривает наложение административного штрафа для нарушителей: от 2 тысяч рублей (для физлиц) до миллиона рублей (для юридических лиц).

Можно ли строить дом без разрешения на строительство, что будет, если построить? Ответы на вопросы найдете в статье.

Самовольная постройка

Понятие самовольная постройка регулируется статьей 222 ГК РФ. Она подлежит сносу или приведению её к нормам, регламентируемыми правилами строительства и НПА, которые имеют отношение к застройке (ГК РФ Статья 222).

Снос или приведение к нормам оплачивается за счет лица, построившего капитальное строение, а если личность строителя не установлена, то оплата идёт из кармана владельца/арендатора земельного участка.

Самовольной постройкой не признается строение, если оно было построено с нарушениями особенностей использования участка о которых не знал собственник этого участка и знать не мог.

Признаки самовольной постройки:

  1. Размещена на участке, строительство на котором не подразумевает возведения такой постройки.
  2. Размещена на участке, который не предоставлен в установленном порядке.
  3. Возведена без получения разрешения или с нарушением градостроительных норм.
  4. Создана на участке с игнорированием установленных законом ограничений его использования.

Чтобы сооружение признали самовольной постройкой она должна подходить хотя бы под 1 вышеизложенный признак.

Что будет, если построил: ответственность и последствия

Ответственность за возведение самовольной постройки может наступать сразу по нескольким статьям КоАП РФ:

Статья Ответственность
Физ.лицо Должностное лицо Юр. лицо
9.5 Штраф 2-5 т.р. Штраф 20-50 т.р. Штраф 500 т.р. – 1 млн. рублейили приостановление деятельности на срок до 90 суток
7.1. если кадастровая стоимость установлена Штраф 1-1,5%, но не менее 5 т.р. Штраф 1,5-2% , но не менее 20 т.р. Штраф 2-3%, но не менее 100 т.р.
7.1. если кадастровая стоимость не установлена Штраф 5-10 т.р. если кадастровая стоимость не установлена Штраф 20-50 т.р. если кадастровая стоимость не установлена Штраф 100-200 т.р. если кадастровая стоимость не установлена
8.8. если кадастровая стоимость установлена Штраф 0,5-1%, но не менее 10 т.р. Штраф 1-1,5% но не менее 20 т.р Штраф 1,5-2%, но не менее 100 т.р.
8.8. если кадастровая стоимость не установлена Штраф 10-20 т.р. Штраф 20-50 т.р. Штраф 100-200 т.р.
9.4.1 Предупреждение или штраф 1-2 т.р. Предупреждение или штраф 20-30 т.р. Предупреждение или штраф 100-300 т.р.
9.4.2 Штраф 2-4 т.р. Штраф 30-35 т.р. Штраф 300-600 т.р. или приостановление деятельности на срок до 60 суток
9.4.3 Штраф 4-5 т.р. Штраф 35-45 т.р. Штраф 700 т.р. – 1 млн. р. Или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ответственность по статье 9.5, п.2 и 3 ст.9.4 также несет предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица.

По статье 9.5 ему грозит штраф 20-50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, по п 2. ст. 9.4 — штраф 35-40 т.р. или приостановление деятельности на срок до 60 суток, по 3 пункту этой же статьи – штраф 40-50 т.п приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Можно ли избежать штрафа?

Чтобы избежать наложения штрафа, можно заняться легализацией постройки.

Срок действия «дачной амнистии» истекает только 1.03.2021 года. И если оформить регистрацию права собственности по ней в упрощенном порядке (если, конечно, самострой подпадает под её критерии), то можно избежать наложения административного штрафа.

Под этот закон попадают жилые дома и постройки хозяйственного назначения, которые требуют получения разрешения на строительство и были возведены на участках, выделенных под садовое, дачное хозяйство, ИЖС или личного строительства подсобного назначения в черте города.

Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на участок и технический план, составленный кадастровым инженером в Росреестр.

Как получить и зарегистрировать право собственности, если здание уже построено?

Узаконить самострой и оформить на него регистрационные документы можно двумя способами – административной легализацией или через суд. Всё зависит от условий возведения постройки.

Как узаконить на собственной земле?

Чтобы зарегистрировать самострой, возведенный на таком участке, потребуется подать свидетельство о праве собственности или выписку из ЕГРН в градостроительную-земельную комиссию.

Как оформить построенный на участке ИЖС или садовом, дачном?

Необходимо получить акт муниципалитета с одобрением строительства, а после завершения работ – уведомить администрацию и предоставить техплан. В случае, когда одобрение не было получено, придется прибегнуть к обращению в госинспекцию, оплатить штраф и узаконить постройку.

Если на обращение в госкомитете придет отказ, то необходимо будет действовать в судебном порядке.

На принадлежащем другому лицу

Узаконить строительство сооружения, возведенного на чужом участке, получится, только если удастся доказать в судебном порядке, что часть земли принадлежит лицу, построившему сооружение.

Если доказательства будут отсутствовать, то владелец участка имеет права требовать сноса сооружения за счет лица, построившего его или он имеет право оформить право собственности на строение на себя. В этом случае новый владелец должен будет возместить застройщику строительные затраты.

Регистрация объекта, находящемся на муниципальном ЗУ

Чтобы узаконить постройку, возведенную на земле, находящейся на балансе муниципалитета, необходимо, чтобы она соответствовала следующим критериям:

  • целевому назначению земли;
  • нормам СНиП;
  • вписывалась в ландшафт;
  • не нарушала права третьих лиц.
Читайте также:  Можно ли подарить незавершенное строительство

Если она соответствует всем этим критериям, то можно легализовать постройку в административном или судебном порядке.

Если же целевое назначение объекта соответствует одному из нижеперечисленных:

  • особо охраняемый ресурс;
  • земли лесного или водного фонда;
  • объект культурного наследия,

то узаконивание самостроя – безнадёжное занятие.

Порядок легализации самостроя

Сначала стоит попробовать легализовать любой самострой в административном порядке, и его можно узаконить, если он соответствует следующим требованиям:

  1. Отсутствует разрешение на постройку, но был уплачен штраф.
  2. Вид разрешенного использования участка не запрещает тип постройки.
  3. Не установлено нарушение интересов третьих лиц.
  4. Были соблюдены нормы СНиП.

В случае, когда хотя бы один критерий не подходит под самострой – узаконить его практически невозможно даже через суд. Но если администрация отказывает в процессе узаконивания объекта, который соответствует всем требованиям, то можно обращаться в суд.

Для этого необходимо:

  1. Произвести оценку соответствия требованиям.
  2. Попытаться узаконить самострой в досудебном порядке: получить отказ в БТИ, Росреестре или других уполномоченных органах.
  3. Подготовить доказательную базу- провести необходимые экспертизы.
  4. Составить исковое заявление.
  5. Передать исковые документы в суд. Если цена исковых требований менее 50 тысяч рублей – мировой, а если выше – городской или районный.
  6. Зарегистрировать иск и если требования законны, то суд возбуждает гражданское производство.
  7. Провести судебные слушанья.
  8. Забрать копию выписки из судебного постановления.

В случае, когда требования истца были не удовлетворены – у него есть 10 дней на подачу апелляции в вышестоящую инстанцию. А если все же какая-то из инстанций примет сторону истца, то можно будет приступать к оформлению права собственности на строение.

Как составить исковое заявление и какие документы нужны?

Для рассмотрения судебного дела о легализации самостроя потребуются как общие, так и вспомогательные документы:

  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины;
  • паспорт гражданина РФ;
  • планы земельного участка – градостроительный и кадастровый;
  • техпаспорт из БТИ;
  • переписка с администрацией с попытками узаконить самострой в административном порядке;
  • прочие документы, которые могут быть использованы в качестве доказательной базы.

Стоимость издержек

Кроме расходов на погашение штрафа, который был выписан за самострой – придется оплатить судебный сбор. Он рассчитывается в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

И зависит от кадастровой стоимости объекта:

  1. При стоимости то 20 т.р. – 4%, минимум – 400 рублей.
  2. 20001 – 100 т.р. – 800 рублей + 3% от суммы, которая превышает 20 т.р.
  3. 100001 – 200 т.р. – 3,2 т.р. + 2% от суммы, которая превышает 100 т.р.
  4. 200001 – 1 млн. р. – 5,2 т.р. + 1% от суммы, которая превышает 200 т.р.
  5. Свыше 1 млн. р. – 13,2 т.р + 0,5% суммы превышающей 1 млн, но не более 60 т.р.

Помимо этих расходов может потребоваться помощь адвокатов в составлении искового заявления и представления интересов истца в суде.

Сроки узаконивания

Время, которое потребуется для легализации самостроя может пройти достаточно длительное. Так, в административном порядке этот процесс будет длиться до полугода, а в сложном случае – до полутора лет.

Судебные тяжбы с апелляциями – могут растянуться на несколько лет. Рассмотрение же судом дела проходит до 1 месяца, в соответствии со статьей 154 ГПК РФ.

Что делать после положительного решения суда?

Если суд принял сторону истца, то можно будет осуществить регистрацию права собственности в Росреестре. Для этого потребуется предоставить:

  • заявление на регистрацию права собственности;
  • решение суда;
  • доверенность на представителей (если документы подаются не лично);
  • квитанцию на оплату госпошлины – 2 тысячи для физлиц, 22 – для юридических лиц.

Юридическое лицо может самостоятельно предоставить учредительные документы или Росреестр сделает это за него. Могут потребоваться дополнительные документы о которых сообщат сотрудники организации. Срок регистрации права собственности составит 10 рабочих дней.

Когда суд может отказать?

Судебное решение может быть прямо противоположным исковому заявлению и самострой обязуют снести. Суд откажет в удовлетворении исковых требований в случае, если самострой нарушает любое из нижеуказанных положений:

  1. Назначение сооружения не соответствуют целевому назначению земли.
  2. Нарушают нормы СНиП и пожарной безопасности.
  3. Не вписывается в ландшафт территории, находящейся на балансе муниципалитета.
  4. Нарушает права третьих лиц (например, заходит на участок, принадлежащий третьему лицу).

Верховный же суд заявил, что сам факт того, что сооружение является самостроем не может стать причиной в отказе от удовлетворения исковых требований.

И для того, чтобы получить разрешение на регистрацию права собственности необходимо будет тщательно подготовиться к рассмотрению дела в суде, проработать доказательную базу и проработать позицию по отстаиванию законных прав на легализацию самостроя (если, конечно, они законны).

Суд не примет решение снести постройку в тех случаях, если она не нарушает следующие НПА:

  • ст. 304 ГК РФ – право на защиту прав собственности;
  • постройка не является недвижимостью — п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 29.04.2010;
  • постройка легализована в соответствии с п.3 ГК РФ 222;
  • собственник не знал и не мог знать, что его постройка нарушает ограничения на строительство, касающиеся его земельного участка п.1 ГК РФ 222;
  • право собственности на постройку зарегистрировано до 01.09.2018;
  • собственнику принадлежит территория, на которой возведено строение.

В любых других случаях решение может быть пересмотрено в апелляционных судах разной инстанции.

Но решение на легализацию самостроя, которое объективно нарушает те или иные требования к строительству или права третьих лиц – удовлетворить вряд ли получится.

Случаи из судебной практики

Чтобы оценить шансы на удовлетворения исковых заявлений, можно ознакомиться с прецедентами, которые имели место быть в судебной практике, касающейся узаконивания самостроев:

  1. Решение Верховного суда, в котором указывается, что отсутствие разрешения на самовольную постройку не является основанием для сноса самостроя. Дело было перенаправлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.
  2. Иск по делу от соседа владельца самостроя, который нарушает нормы СНиПов. Суд удовлетворил исковые требования и признал постройку самовольной, обязал ответчика произвести снос постройки.
  3. Иск по делу о признании права собственности на самовольную постройку. Исковые требования удовлетворены в полном объеме, позволяющее зарегистрировать истцу право собственности на строение.

Заключение

Практика показывает, что самовольные постройки могут быть легализованы и на них можно зарегистрировать права собственности, если они не нарушают требований строительных норм и интересов третьих лиц, а также соответствуют назначению земельного участка, на котором они были возведены.

В отношении строений, которые нарушают требования земельного участка может выноситься решение о легализации в случае, если по каким-либо причинам застройщик не знал и не мог знать о несоответствии его строения этим требованиям.

Самострой, который нарушает законные интересы граждан или строительные нормы в административном или судебном порядке, придется снести сооружение и выплатить административный штраф. От выплаты административного штрафа освобождается только самострой, который попадает под закон о «дачной амнистии».

Источник: dom-srub-banya.ru

Строительство дома без официального разрешения

Несколько лет назад мы построили дом. Строение было возведено в полном соответствии с многочисленными нормативами и требованиями. Но не было получено специальное разрешение. Знающие люди посоветовали мне не отчаиваться и оформить разрешение «постфактум». Если дом будет соответствовать требованиям, проблем с этим не возникнет.

Но придется заплатить штраф. Данную статью я решила полностью посвятить этой теме. Подробно отвечу на такие вопросы, как:

  • Законодательное регулирование вопроса;
  • Когда можно обойтись без разрешения;
  • Нарушение правила – последствия;
  • Порядок узаконивания строительства.

Строительство без официального разрешения

Главные законные обоснования

Прежде чем дать ответы на основные вопросы, стоит разобраться с тем, в чем заключается главное предназначение обоснования. Подобный официальный документ выдается администрацией региона. Также его можно получить в иных государственных организациях.

Главным условием считается оформление проекта строительства и иных бумаг, справок. После их изучения государственные структуры выдают положенное разрешение. Наличие данного документа дает возможность утверждать такие важные факторы:

  1. Земельный участок применяется исключительно по назначению.
  2. Эксплуатация производится в полном соответствии с категорией применения.
  3. Проект постройки предварительно правильно рассчитан и проработан. Потому пользоваться им безопасно.

Даже, если объект возведен на земле, что принадлежит ИЖС и грамотно оформлен на собственника, есть риск получить штраф при отсутствии положенного разрешения. Если же документ не оформили, если объект возведен с нарушениями, можно получить не только штраф, но приказ снести объект.

Главные законные обоснования

Данные о положенных разрешениях на строительство прописаны в ГК РФ, в ст. 51. Здесь содержится информация такого плана:

  • Описания самого разрешения. Это официальный документ, который подтверждает факт соответствия объекта требованиям регламента, планировки земли и ее предварительного межевания;
  • Возведение строения или его тщательной реконструкции должно производиться строго при оформленном разрешении;
  • Если правила не были тщательно соблюдены, официальное разрешение предоставлено не будет;
  • Оформление и выдача документов производится в администрации. Выбирается та организация, которая находится по адресу участка.
Читайте также:  Гарантийные обязательства на строительство фундамента

Чтобы согласовать строительство, нужно подготовить пакет документов:

  1. Гражданский паспорт собственника.
  2. Градостроительный план.
  3. Специальный пакет правоустанавливающих бумаг.
  4. Тщательно прорабатанный проект строения.
  5. Грамотно составленное заявление.

Они вместе с заявлением передаются сотрудникам администрации.

Когда разрешение нужно, когда нет?

Разрешение на проведение строительных работ – это важный документ. Его следует получать до того, как будет запущен процесс строительства выбранного объекта!

Обязательным считается получение документа не только при начале строительства, но при необходимости провести реконструкцию. Если затрагиваются основные части сооружения, без оформления разрешения не обойтись. На основании этого можно сделать вывод, что документ нужно оформлять и при перепланировке.

Когда разрешение нужно, когда нет?

Порядок получения документа

Получение официального разрешения осуществляется в три главных этапа:

  1. Собираются необходимые для согласования справки.
  2. Бумаги нужно принести в администрацию определенной области.
  3. Документы рассматриваются 10 дней.

Если дается согласие, можно получать разрешение. На основании данного документа можно запускать строительный процесс. При этом нужно помнить, что действителен он только на протяжении 10 лет.

В некоторых случаях заявитель может получить отказ. Обычно это происходит по причине отсутствия необходимых документов. Также причиной для отказа может послужить неправильное использование земельного участка. Если отрицательное решение считается необоснованным, его разрешается оспорить в суде. При наличии веских причин решение может быть пересмотрено.

Когда разрешение не нужно?

В определенных случаях описываемое разрешения не требуется. К данным основаниям относятся:

  • Строительство гаражной постройки на земле, полученной человеком для осуществления некоммерческих действий. Если участок предназначен для жилого дома, для сада или хозяйства, гараж строить нельзя;
  • Установка хозяйственных построек, среди которых можно отметить киоски и разнообразные навесы;
  • Постройка вспомогательных сооружений — прокладка коммуникаций, установка и подключение сетей. Сюда же относится организация частной канализации. Постройки не должны быть выстроены с коммерческой целью;
  • Постройка некоммерческих строений, предназначенных для обслуживания дома. Сюда же можно отнести сауны, бани, колодцы и сараи;
  • Бурение скважин, на которые требуется получать специальное разрешение от сотрудников местной администрации. Данный процесс требуется оформлять в специальном ведомстве, которое отвечает за природные ресурсы;
  • Проведение капитального ремонта в ситуации, если не затрагиваются несущие строительные конструкции.

Перечисленные исключения не будут действовать при формировании опасных высокоуровневых объектов. Это касается сложных построек. Для них разрешение требуется получать обязательно.

Когда разрешение не нужно?

В процессе выполнения ремонтных и строительных мероприятий специалисты должны принимать во внимание многочисленные установленные требования и правила. Возведение постройки должно быть официальным и максимально безопасным.

Собственники частной земли должны знать, что есть такое понятие, как дачная амнистия. Она предполагает возможность оформления определенного объекта в собственность без необходимости получать разрешение. Даже получив подобный документ, владелец может быть привлечен к ответственности по ст. 9.5 КоАП. За нарушение правил строительства ему может быть назначен серьезный штраф.

Отсутствие разрешения – последствия

Людей, которые принимают решение возвести сооружение без предварительного согласования, достаточно много. Не нужно следовать их примеру. Так как действия такого плана считаются нарушением закона. При его обнаружении человек гарантированно понесет определенную административную ответственность.

Отсутствие разрешения – последствия

Чтобы получить проблемы, не обязательно строить дом. Сложности появляются при оформлении специального разрешения на несоответствующее закону строение. К главным отрицательным последствиям строительства без официального разрешения можно отнести:

  1. Отсутствие возможности зарегистрировать постройку в организации БТИ.
  2. Нельзя получить свидетельство о собственности. Необходимо обращаться в суд. Дело можно и не выиграть.
  3. Несение затрат на оформление. Они могут касаться не только денег, но также времени.
  4. Самовольная постройка автоматически приведет к оплате штрафа.
  5. Нарушение правил и норм мероприятие приведет к тому, что строение будет опасным. Нахождение в подобном доме может автоматически привести к гибели и к причинению вреда вещам.

Если суд в процессе расследования дела поймет, что дом возведен с грубыми нарушениями, он вынесет решение о сносе. При этом данный процесс будет осуществлен исключительно за счет нарушителя.

В данном случае многие пытаются обратиться в сторонние компании, чтобы оформить строительство. Но не стоит полагаться на их помощь. Даже, если они выдают документы, то они являются фальшивыми. Но в большинстве случаев собственник получает отказ в выдаче разрешения.

Сумма штрафа

Размер санкции зависит от того, кому принадлежит строение. Вот самые основные санкции:

  • Обычные граждане – от 1 до 5 тысяч;
  • Должностные лица – от 20 до 50 тысяч;
  • ИП – от 20 до 50 тысяч. Организуется приостановление работы на срок 90 дней;
  • Представители организации – от 500 тысяч до 1 млн. Приостанавливается работа на 90 суток.

Процедура узаконивания

Процедура узаконивания

Если собственник понимает, что его объект соответствует требованиям, он может подать документы на бумагу. Это вынужденная мера. Строения не могут являться собственностью владельца земли. Согласно ст. 222 ГК, такие строения нельзя:

  • Использовать для жилья;
  • Предоставлять в аренду;
  • Задействовать с коммерческой целью.

Чтобы узаконить дом, придется разбираться в суде с проблемой. В процессе данного разбирательства придется доказать, что объект был построен в полном соответствии с установленными нормативами.

Процедура получения официального разрешения осуществляется в несколько этапов:

  1. Формируется иск.
  2. Осуществляется сбор необходимых документов. Нужны бумаги, которые подтверждают безопасность проживания в доме.
  3. Организуется проведение специальной экспертизы. По ее результатам можно проверить общий уровень законности строения. Дом не должен создавать опасности и ущемлять права соседей.
  4. Получается специальное разрешение от таких организаций, как пожарная инспекция, СЭС, официальный строительный департамент.
  5. Проводится заседание, в процессе которого принимается положенное решение.

Согласие выдается далеко не во всех ситуациях. Если строение нет возможности узаконить, собственнику придется за свой счет полностью сносить его. После принятия положительного решения постройка регистрируется. В Росреестре получается официальное свидетельство.

Источник: grazhdaninu.com

Негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод в эксплуатацию: новые тенденции законодательства и судебной практики

Заутренников, К. С. Негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на ввод в эксплуатацию: новые тенденции законодательства и судебной практики / К. С. Заутренников. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4875/ (дата обращения: 07.10.2022).

В данной статье на материалах судебной практики анализируются негативные последствия эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию. Актуальность данной темы связана с существенным увеличением размера административного штрафа по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ в связи в вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2019 N 222-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В статье будут рассмотрены вопросы, в каких ситуациях действия юридических лиц и предпринимателей будут квалифицированы в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ, кто будет являться субъектом административной ответственности, а также какие иные негативные последствия помимо административного штрафа могут ожидать владельца объекта капитального строительства, эксплуатируемого без разрешения на ввод в эксплуатацию.

Ключевые слова: административная ответственность, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, объект капитального строительства, опасность причинения вреда в будущем.

This article basing on judicial practice analyzes the negative consequences of the operation of a capital construction facility in the absence of commissioning certificate. Timeliness of this topic is coming from a significant increase of the size of the administrative fine under Part 5 of Art. 9.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in connection with the entry into force of the Federal Law of July 26, 2019 N 222-FZ “On Amending Article 9.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses”. The article will address issues in which situations the actions of legal entities and entrepreneurs will be qualified as an administrative offense under Part 5 of Art. 9.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, who will be the subject of administrative responsibility, as well as what other negative consequences, in addition to the administrative fine, can be expected by the owner of a capital construction facility operated without commissioning certificate.

Keywords: administrative responsibility, commissioning certificate, capital construction facility, danger of prospective infliction of harm.

С 6 августа 2019г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 N 222-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный закон существенно увеличил размеры административных штрафов за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию.

В частности, для юридических лиц размер штрафа вырос в 50 раз, для должностных лиц в 25 раз. Подвергнуть административному штрафу могут не только собственников, но и арендаторов зданий, помещений, подземных гаражей и прочих объектов, требующих наличия разрешения.

Чем вызвано столь существенное изменение ответственности за указанное административное правонарушение, а также, какие иные негативные последствия может получить лицо, эксплуатирующее объект капительного строительства без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию? Постараемся найти ответы на эти и другие вопросы.

Законопроект о повышении размера административного штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, был внесен в Государственную Думу по инициативе Государственного Совета — Хасе Республики Адыгея.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывали, что, несмотря на наличие общественной опасности в рассматриваемом правонарушении, установленные в настоящее время размеры административных штрафов не позволяют достичь целей административного наказания и не соответствуют принципу соответствия наказания совершенному правонарушению. Небольшие размеры штрафов не носят превентивного характера и не служат стимулом для упорядочивания деятельности застройщиков. Кроме того, по мнение авторов законопроекта, существующая статья также не предусматривает такой меры административного наказания, как административное приостановление деятельности, что делает предусмотренное ею наказание «слишком мягким». Аналогичные позиции содержат заключение Комитета государственной Думы по государственному строительству и законодательству, а также официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект.

Читайте также:  Что необходимо для получения СРО на строительство

На наш взгляд повышение меры ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ вполне оправдано. Действительно, учитывая размер прежнего штрафа (для юридических лиц размер штрафа варьировался от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.), недобросовестному застройщику гораздо выгоднее было использовать либо сдавать в аренду, не введенную в эксплуатацию капитальную постройку, так как доход от использования либо арендная плата, как правило, многократно превышал сумму возможного штрафа. Тем более, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного суда РФ отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на момент заключения договора аренды не имеет своим последствием недействительность данного договора, хотя и не исключает применение к лицу, эксплуатирующему данный объект административной ответственности по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ [1].

На фоне значительного увеличения мер ответственности за эксплуатацию объекта капительного строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию актуально рассмотреть подходы и тенденции по рассмотрение данной категории дел, слоившиеся в судебной арбитражной практике. Отметим некоторые из них.

Как уже было указано, к административной ответственности по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ могут привлечь не только застройщика объекта, но и иное любое лицо, эксплуатирующее объект капитального строительства в отсутствие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Это касается как арендатора объекта, осуществляющего свои права на основании договора, так и иного лица, которое фактически пользовалось и владело объектом в момент фиксации правонарушения. Пленум ВАС РФ пояснил, что субъектом административного правонарушения по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. Если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым [2].

Соответственно доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что оно не является застройщиком объекта, не будут являться основанием для освобождения его от административной ответственности [3].

Согласно п.14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с нормами Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства требует получения соответствующего разрешения и последующего разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.

Соответственно, если объект капитального строительства был построен и введен в эксплуатацию, но в последующем был реконструирован, однако разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта не было получено, лицо, осуществляющее эксплуатацию такого объекта, также может быть привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ [4].

Наличие зарегистрированного права собственности на данный объект, полученное после ввода объекта в эксплуатацию, но до проведения реконструкции, не будет основанием для освобождения от административной ответственности. Поэтому арендаторам при заключении договора аренды стоит быть бдительными и проверять фактические параметры арендуемого объекта с параметрами, указанными в правоустанавливающих документах. В противном случае имеется риск наложения административного штрафа [5].

Однако при рассмотрении дел о привлечение к административной ответственности в связи с эксплуатацией объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта необходимо оценивать представленные в материалы дела доказательства на предмет того, подтверждают ли они факт осуществления эксплуатации объекта и могут ли произведенные изменения объекта быть классифицированы как реконструкция с точки зрения Градостроительного Кодекса РФ. Так, например, не являются реконструкцией перепланировка и переустройство, в результате которых не создается новый объект недвижимости. В случае, если в ходе рассмотрения дела выяснится, что работы, проведенные лицом, привлеченным к административной ответственности относятся к перепланировке или переустройству, а не к реконструкции, суд рассматривающий дело отменит постановление о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст. 9 КоАП РФ, так как выполнение переустройства или перепланировки не предполагает выдачу разрешения на строительство/реконструкцию и соответственного последующего получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию [6].

Несмотря на то обстоятельство, что санкция ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ не предусматривает возможности административного приостановления деятельности юридического лица, возможность запрета на эксплуатацию объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию имеется. Запретить эксплуатировать такой объект возможно в рамках искового судопроизводства, а не в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей̆ такую опасность.

Поскольку эксплуатация объекта осуществляется без получения в установленном Градостроительном Кодексе РФ порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, которое является основным документом, подтверждающим безопасность объекта капитального строительства, его соответствие требованиям строительных, санитарно- эпидемиологических норм, правилам пожарной̆ безопасности, эти обстоятельства в совокупности влекут угрозу жизни и здоровью, сохранности имущества неопределенного круга лиц.

Истцами по данной категории дел могут выступать как лица, которым непосредственно может быть причинен вред в будущем эксплуатацией данного объекта капитального строительства, так как государственные и иные органы, имеющие право на обращение в суд с заявлением в защиту публичных интересов.

При рассмотрении исков о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, в том числе запрещении эксплуатации объекта капитального строительства, в отношении которого застройщиком не получено разрешения на ввод в эксплуатацию, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между — наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда (в данном случае причинную связь между строительными работами, эксплуатацией строительного объекта и нанесением вреда либо угрозой нового вреда), вину причинителя вреда. При наличии совокупности вышеуказанных доказательств исковые требования будут с большой долей вероятности удовлетворены, при отсутствии в иске будет отказано [7, 8, 9].

Также стоит добавить, что, кроме вышеуказанных негативных последствий эксплуатации здания без соответствующего разрешения на ввод его в эксплуатацию, лицо, осуществляющего такую эксплуатацию, может столкнуться и дополнительными проблемами, в частности в вопросах налогообложения.

Так, Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 02.09.2014 N 03–03–06/1/43913 также указывает, что отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешения на ввод здания в эксплуатацию может повлиять на расчет налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что, исходя из существующей системы правового регулирования и сложившейся судебной практики юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям целесообразнее будет соблюдать правовые нормы действующего градостроительного законодательства по вопросам получения разрешений на ввод зданий в эксплуатацию во избежание административной и гражданско-правовой ответственности. В особенности это стало актуально после внесения изменений в КоАП РФ в части увеличения штрафных санкций со стороны государственных органов за совершение правонарушений, предусмотренных ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ.

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», п.11 п. 11
  2. Постановление от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». п. 7
  3. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2015 г. N 18АП-10617/2015 по делу N А07-7992/2015
  4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-24036/2015 по делу №А65-26506/2014
  5. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 N 06АП-3395/2019 по делу N А04-1838/2019.
  6. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2015 г. N Ф10-2530/2015 по делу А84-794/2014
  7. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.06.2015 г. по делу № А19-17313/2014,
  8. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2013 г. по делу № А32-24009/2012,
  9. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019г. по делу № А40-224532/2018.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, капитальное строительство, административная ответственность, эксплуатация, лицо, административный штраф, ввод, отсутствие разрешения, Российская Федерация, реконструированный объект.

Ключевые слова

административная ответственность, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, объект капитального строительства, опасность причинения вреда в будущем

Источник: moluch.ru

Рейтинг
Загрузка ...