Строительство дома это обряд

Строительство дома — акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами.

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы.

ПРОДВИНУТОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА ( House Builder )

На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).

Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб.

С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.

Строительство дома в Анапе станица Гостагаевская: возведение стен из блока — Дома на Юге

Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.

Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Читайте также:  Форма 36 в строительстве это

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым.

С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.

На Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

Источник: cyrillitsa.ru

Добро в дом

И плотники на Руси уподоблялись жрецам, они считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире и его законах.

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось молодое деревце (береза, рябина, дуб, кедр, елка — устанавливалась икона) или устанавливался сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Дерево или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос и стремление к росту. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Благоприятные сантиметры учитывались не только в древнем Фен Шуй, но и у славянских строителей.

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы.

На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот (чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: «. при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла».

Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

В — третьих: укладка первого венца.

Обряд жертвоприношения при строительстве совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное»(«обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет».

Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель.

Хозяева все это время молились Богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее были положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке налито зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

Читайте также:  Нужно ли утверждать проект дома до строительства

После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали строить дом.

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, приговаривали: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором знак креста.

То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Можно сделать вывод: с каким настроем строится дом или делается ремонт, такова и жизнь там сложиться у хозяев дома.

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым сверху. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.

На Севере устраивали «саламатник» — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства.

В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи.

Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия и продолжения жизни.

Комментарии: 2:

Не вижу смысла совмещать естественные науки с различными языческими ритуалами и верованиями. Внедрять обряды в технологию как минимум не стоит!

Иногда жизнь совмещает сама

У нас в подъезде пока кровью полы не окропили, ремонт не начали

Зато сейчас в доме чистенько и спокойно

Я, лично, против жертвоприношений, но так сложилось. Ни дать — ни взять. Просто факт из жизни кооперативного дома.

Отправить комментарий

На моем блоге ссылки, оставляемые Вами в комментариях открыты для индексации. Поэтому прошу Вас писать развернутые комментарии.

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

Обо мне

Имя: Браницкая Лариса Местоположение: Днепр, Днепропетровская, Ukraine

Источник: dobro-v-dom.blogspot.com

Дома древних славян. Строительные обряды и выбор материала

Дома древних славян. Как они их строили?

Мой дом – моя крепость. Как много смысла в этих словах. И ведь действительно, дом для современного человека – это не просто крыша над головой и стены, это нечто большее. Пространство, где он чувствует себя в безопасности, ведь недаром же говорят «В своем доме и стены лечат». Дом – это место, куда всегда можно и хочется возвращаться.

А что же дома древних славян? Для наших предков дом имел сакральное значение, куда большее, чем для современного человека. Само слово «дом» — «domus/domos» не столько жилое помещение, сколько общественная организация (семья).

В отношении славян к своему жилью прослеживается глубокая связь с природой, что, в общем-то, неудивительно. Чтобы понять всю серьезность подхода к строительству дома, прочувствовать всю глубину связи с окружающим (внешним) миром, стоит рассмотреть несколько этапов подготовки к стройке:

  1. Выбор дерева для строительства;
  2. Выбор времени рубки;
  3. Выбор места строительства.

И начнем по порядку.

Выбор материала для строительства

Чуть выше я пометила, что основным материалом, служившим восточным славянам для строительства домов, было дерево (даже сейчас часто дома строят именно из этого материала, например, деревянная Тула прекрасна). К его выбору наши предки подходили с особым трепетом (вот она, глубокая связь с природой). Не каждое дерево могло быть использовано для возведения дома, существовал ряд запретных деревьев.

  • священные деревья;
  • старые и молодые деревья;
  • проклятые.
Читайте также:  Ткп безопасность в строительстве

Священные деревья для наших предков

Священные деревья древних славян

Священным могло являться какое-то одно особое дерево, а могла и целая роща. Как правило, к священным, причислялись деревья с аномалиями: очень высокие, с дефектами ствола, со странным переплетением корней, а так же выросшие на месте могилы или часовни.

Нельзя было рубить любые старые деревья. Наши предки верили, что старое дерево должно умереть своей смертью, нарушивший запрет мог сойти с ума, сломать руку или ногу, или скоропостижно скончаться. Это связано с представлениями наших предков о возрастном ранге: старый=главный=старший.

Что касается молодняка, то тут,скорее всего, в людях преобладало стремление сохранить молодой лес.

Проклятые и несчастливые деревья

Теперь отметим с вами проклятые(несчастливые, злые деревья). Прежде всего, следует проставить акцент на то, что на разных территориях проклятыми считались разные деревья:

  • В Харьковской и Тверской губерниях – ель и сосна;
  • В Вологодской губернии – липа;
  • Почти везде осина.

Считалось опасным пускать на строительство сухие деревья. В представлениях древних славян сухое дерево означало мертвое, как противоположность сырому – живому. Если нарушить запрет, и построить дом с применением сухих деревьев, то люди, живущие в нем, будут страдать от «сухоты».

Так же не годились для строительства бревна с наростами(«гузами»), сучками, идущими из глубины ствола, так называемыми «пасынками», и так далее. Опять же, наказанием за несоблюдение этих правил являлись болезни, рождение внебрачного ребенка и смерть жильцов.

Нельзя было использовать для строительства деревья, росшие на дорогах и их перекрестках. Им приписывалась разрушительная, колдовская сила. Даже сучок от такого дерева, попавший, например, в стену дома, мог стать причиной смертей и болезней.

На перекрестках хоронили самоубийц, творили чары. «На перекрестке нечистый волен в душе человека». Очень часто, чтобы очистить перекресток от скверны там ставили Поклонные кресты и часовенки.

Образ дороги присутствует в заговорах, в похоронных причитаниях: по ней покойник уходит в мир иной. Возможно, с этим связан запрет на использование в строительстве деревьев, растущих при дорогах.

Не годились для строительства домов деревья плодовые и выращенные человеком деревья.

Выбор времени рубки деревьев

Наши предки считали, что самое удачное время для заготовки материала – после Троицы. Когда деревья полны жизни и сока. А в некоторых губерниях до Троицы считалось грехом не то что рубить деревья, но даже обламывать с них ветви.

Выбор места для строительства

Выбор места для возведения дома обусловливался не только практическими соображениями. В этом вопросе было много символизма. Место, на котором будет стоять дом, должно было по всем признакам являться благоприятным. Надо отметить, что признаки эти, опять же, разнились. Однако общие черты все же были:

  • Нельзя строить на месте, где была дорога;
  • Где была баня;
  • На спорном участке земли;
  • На месте захоронения;
  • Где пролилась человеческая кровь;
  • На месте, где ранее стоял дом, который сгорел (в котором болели люди и так далее).

Счастливым же считалось место обжитое, где ложится скот отдыхать.

Существовали даже гадания, по которым древние славяне вычисляли пригодность места для возведения дома. Например, по одному из таких гаданий, хозяин будущего дома, насыпал четыре кучки зерна (по четырем будущим углам дома). И если наутро зерно оставалось нетронутым, то можно было строить дом, в противном случае нет.

И это далеко не все, что можно сказать о выборе материалов для строительства домов, о месте и времени постройки. В этой статье выделено самое основное и вкратце, так как изучение этого вопроса – обширная тема, по которой есть очень много различной литературы.

Кстати, для написания этой статьи (а она первая из небольшого цикла) я пользовалась замечательной книгой – «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян», автор Байбурин А.К. На этом, пожалуй, все, я буду с вами прощаться.

Источник: pearative.ru

Рейтинг
Загрузка ...