Вопросы рекультивации земель сравнительно недавно стали обязательными элементами проекта организации строительства дорог. Все работы по рекультивации проводят в два этапа: технический и биологический.
Техническая рекультивация выполняется непосредственно в процессе выполнения земляных работ или сразу же после освобождения временно занимаемых земель. Она включает снятие и хранение плодородного слоя почвы, вертикальную планировку нарушенных земель, откосов, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии, нанесению плодородного слоя почвы и т.п. Все эти работы не отличаются особой спецификой и поэтому выполняются организацией, строящей дорогу.
Биологический этап включает агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель, а также непосредственное возвращение земель к первоначальному виду, Эти работы отличаются большой специфичностью и зависят от назначения рекультивируемых земель (пашня, лесопосадки, выгоны). Биологическую рекультивацию выполняют землепользователи за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова.
Видеолекция. Рекультивация нарушенных земель. Яковченко М. А.
На основе общих требований по восстановлению плодородия земель с учетом способов обработки почв и процесса роста сельскохозяйственных культур и других растений установлены следующие требования к рекультивируемым территориям.
1. Поперечные уклоны восстанавливаемых рекультивацией земель должны обеспечить устойчивость земли против водной эрозии. Для большинства разновидностей почв допускаемым уклоном рекультивации iq можно принимать iq < 100‰ при ширине рекультивируемой полосы 10. 30 м. При рекультивации под пастбища и сенокосы допускается уклон рекультивации до 20. 40‰, при рекультивации под водоем допускается заложение откоса — 1:4.
2. Равенство урожайности приведенной рекультивированной земли и основного поля. Основным показателем этого требования является толщина плодородного слоя hn, которая должна быть не меньше толщины плодородного слоя почвы основного поля h0.
3. Максимальное удобство обработки земель под все виды
сельскохозяйственных культур всеми видами сельскохозяйственных машин.
4. Соблюдение условий водно-теплового режима земляного полотна.
На основе накопленного дорожными организациями опыта перечень работ по рекультивации нарушенных земель включает следующее:
подготовка поверхности для снятия растительного слоя (удаление кустарника, пней, камней и др.);
— снятие плодородного слоя почвы;
— погрузка и транспортировка плодородного грунта на рекультивируемую поверхность;
— уположивание рекультивируемой поверхности с таким расчетом, чтобы была возможность провести биологическую рекультивацию;
— внесение удобрений, посев многолетних трав, кустарников, деревьев.
Для выполнения работ рекультивации могут быть использованы различные типы землеройно-транспортных машин. Наиболее благоприятным периодом для выполнения работ является весенне-летний период.
Строительство дорог в микрорайоне «Деснаград» в Брянске идет с опережением графика
В равнинной и слабо пересеченной местности рекультивацию земель, занятых боковыми резервами, осуществляют по дуге параболы и касательной к ней линии допустимого уклона, что наиболее просто выполнить в процессе возведения земляного полотна бульдозером или автогрейдером (рис. 9.6.1).
Рис. 9.6.1. Поперечное сечение рекультивированного притрассового бокового резерва
Рекультивацию притрассовых боковых резервов глубиною более 1,0 м можно производить по одной из предлагаемых схем:
— засыпкой привозным инертным материалом с последующей укладкой на него плодородного слоя почвы (рис. 9.6.2., а);
— уположение внешнего откоса резерва с использованием грунта с прилегающей к резерву территории (рис. 9.6.2, б).
Рис. 9.6.2. Схемы рекультивации притрассовых боковых резервов:
а — засыпка привозным материалом; б — уположение внешнего откоса
Техническую рекультивацию сосредоточенных карьеров и резервов производят по схемам, аналогичным при рекультивации притрассовых боковых резервов, т.е. путем засыпки выработанного пространства материалами отвалов вскрыши или выполаживанием откосов выработки. При сельскохозяйственном направлении рекультивации плодородный слой почвы лучше укладывать не сразу после засыпки карьера, а после использования спланированной территории под сенокосы или пастбища в течение двух-трех лет. При этом перед укладкой плодородного слоя почвы должно быть проведено рыхление или вспашка спланированной поверхности. Толщина плодородного слоя почвы должна быть не менее 20. 50 см, если рекультивируемая территория будет использоваться под пашню.
Заполнение выработанного пространства карьеров можно производить также промышленными и бытовыми отходами с последующей засыпкой отходов плодородной почвы толщиной не менее 10 см. Создание растительного покрова производится посевом многолетних трав.
Источник: studopedia.ru
Рекультивация дорог: общая информация
Рекультивация дорог важна потому, что их сооружение радикально меняет свойства окружающей среды. Сквозь лобовое стекло автомобиля или в окно автобуса это незаметно, однако на деле последствия очень даже весомы, в первую очередь они затрагивают рельеф, микроклимат, грунты и подпочвенные воды.
Что охватывается при реконструкциях
Сооружение автомобильной магистрали должно сопровождаться рекультивационными работами во всей полосе краткосрочного отвода, а также всюду, где продуктивный грунтовый пласт хотя бы частично деструктурирован. В первую очередь составители проекта рекультивации должны обратить внимание на:
- пространства, которые занимали временные дороги;
- площадки, где во время строительства стояли дорожные машины, находились лагеря командированных сотрудников;
- боковые резервы;
- карьеры местного значения;
- промежутки от земельного полотна до нагорной канавы.
Программа рекультивационной деятельности не может считаться хорошо проработанной, если не учтены конструкция и техническое состояние любых сооружений, расположенных в полосе отчуждения. Уклон территории не может превосходить ста процентов (иначе водная эрозия слишком велика, а удержание воды оказывается чересчур малым).
Прочие составляющие автодорожной рекультивации
Оптимальный отсыпной слой должен быть таким же по толщине, как и пласт на поверхности основного поля. По специальной формуле рассчитывается поверхность притрассового резерва, при этом основное внимание обращается на удобство аграрной обработки. Также проектировщики, конечно, должны следить и за нормализацией химического состава грунтов.
Само собой, рекультивация не должна быть слишком дорогой или создавать неудобства для пользования автомобильной дорогой, недвижимостью или иными объектами.
Источник: rekultivacija.ru
Рекультивация нарушенных земель при строительстве автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шелковкина Н.С., Гребенщикова Е.А., Горбачева Н.А.
В статье рассмотрены вопросы влияния строительства автомобильных дорог на окружающую природную среду . В ходе производства строительных работ деградирует почвенный покров, разрушается растительный покров и естественно сложившийся ландшафт, поэтому важным условием минимизации негативного влияния реализуемых мероприятий является своевременное проведение работ по рекультивации нарушенных земель. На землях , которые отводятся под временное пользование в период строительства участка автомобильной дороги в Амурской области, необходимо проведение технического и биологического этапа рекультивации , перечень и объем которых приведен в данной статье.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шелковкина Н.С., Гребенщикова Е.А., Горбачева Н.А.
Рекультивация территорий, отведённых для строительства автомобильных дорог, на примере скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург М11
Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации лесовозной дороги в Приморском крае
Совершенствование строительства автомобильного участка зимника Билибино — Анюйск, район Чукотского автономного округа
Текст научной работы на тему «Рекультивация нарушенных земель при строительстве автомобильных дорог»
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Реферат. В статье рассмотрены вопросы влияния строительства автомобильных дорог на окружающую природную среду. В ходе производства строительных работ деградирует почвенный покров, разрушается растительный покров и естественно сложившийся ландшафт, поэтому важным условием минимизации негативного влияния реализуемых мероприятий является своевременное проведение работ по рекультивации нарушенных земель. На землях, которые отводятся под временное пользование в период строительства участка автомобильной дороги в Амурской области, необходимо проведение технического и биологического этапа рекультивации, перечень и объем которых приведен в данной статье.
Ключевые слова: рекультивация, окружающая природная среда, земли, строительство, автодорога.
RECULTIVATION OF DISTURBED LANDS DURING THE CONSTRUCTION OF AUTOMOBILE ROADS
Essay. The article discusses the impact of the construction of roads on the environment. In the course of construction, the soil cover is degraded, the vegetation cover and the naturally developed landscape are destroyed, therefore an important condition for minimizing the negative impact of the implemented measures is the timely implementation of reclamation of disturbed lands. On the lands allocated for temporary use for the period of construction of the road section in the Amur Region, it is necessary to conduct a mechanical and biological reclamation stage is carried out, the list and scope of which are given in this article.
Key words: recultivation, natural environment, land, construction, road.
Введение. В настоящее время большое внимание государства направлено на развитие Дальневосточного региона.
Государственной программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры, в рамках которого предполагается строительство и реконструкция участков автомобильных дорог регионального и местного значения. При строительстве и эксплуатации автомобильных дорог происходят негативные изменения окружающей среды: деградирует почвенный покров, разрушается растительный покров и естественно сложившийся ландшафт. В то же время процессы самовосстановления протекают медленно, зачастую в ограниченных масштабах. Поэтому важным условием минимизации негативного влияния реализуемых мероприятий является своевременное проведение работ по рекультивации и восстановлению нарушенных земель, которые обеспечат защиту окружающей среды.
Материал и методика исследования. В данной работе объектом исследований являются земли, отводимые под временное пользование на период строительства участка автомобильной дороги Благовещенск — Свободный, который проходит по землям поселений. Методика разработки мероприятий по рекультивации нарушенных земель при строительстве участка автомобильной дороги приведена в Руководстве по составлению проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений. Кроме того, руководствовались статьями Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. № 136-Ф3; Водного кодекса РФ; временной инструкции по составлению раздела «Оценка воздействия строительства на окружающую среду», согласованной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 10 ноября 1993 г., № 20-4/13-501 [1-3].
Результаты исследования. Разработка мероприятий по рекультивации нарушенных земель проводилась с учетом следующих факторов: природных условий района; местонахождения нарушаемого участка; возможностей развития строительства района; фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации (учитывается площадь, формы техногенного рельефа, использование нарушенных земель, наличия плодородного слоя почвы, наличия потенциально плодородных пород, степени естест-
венного зарастания, прогноза уровня грунтовых вод, подтопления территории, наличие эрозионных процессов, уровень загрязнения почвы); характеристик химического и гранулометрического состава, агрофизических свойств; хозяйственных условий района размещения земель; охраны окружающей среды от загрязнения ее газовыми выбросами, пылью, сточными водами в соответствии с установленными нормами.
Нарушенные земли чаще всего рекультивируются с целью их последующего использования в качестве сельскохозяйственных угодий, для лесохозяйственного использования, а также для водохозяйственного использования, включающего создание в понижениях техногенного рельефа водоемов [4].
Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа (5,9 % территории округа). Сорок процентов территории занимают Зейско-Буреинская и Амурско-Зейская равнины, в северной части пролегает Становой хребет. Область граничит: на севере с Республикой Саха (Якутия), на западе — с Читинской областью, на востоке — с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью. На юге и юго-западе по р. Амур проходит государственная граница с КНР, протяженностью 1243 км [5].
В состав Амурской области входят следующие административно-территориальные образования: районов — 20, городов — 9, поселков городского типа — 21, сельских населенных пунктов — 608. Самым крупным населенным пунктом области является административный центр — г. Благовещенск с населением 220,1 тыс. человек (расстояние до Москвы — 6480 км). Другие крупные города — Белогорск, Свободный, Тында.
Численность постоянного населения области на 1 января 2019 года — 794,0 тыс. чел. на территории в 3б1,9 тыс. км2. Размещение населения неравномерно. Наиболее густо заселена южная часть области, поселения сосредоточены в основном вдоль крупных рек — Амура, Зеи, Се-лемжи, Буреи.
Район располагается во П-й дорожно-климатической зоне, где развиты, преимущественно, первый и третий типы местности по увлажнению. Протяженность участка реконструкции трассы 6 км.
Земли, отводимые под временное пользование на период строительства участка автомобильной дороги Благовещенск — Свободный
включают: боковые резервы грунта, временные производственные базы, сосредоточенные резервы грунта, карьеры, земли, нарушаемые при переустройстве различных коммуникаций и сооружений, объездные дороги.
По современному административному делению проектируемый участок автомобильной дороги расположен в Благовещенском районе Амурской области.
В период подготовки территории под строительство участка автомобильной дороги предусмотрено оформление постоянной и временной полосы отвода в соответствии с действующими нормами.
Общая площадь временного отвода составляет 4,72 га (земли под вахтовый поселок для строительства моста, кавальеры для засыпки пади Городской и Сухой в качестве регуляционных сооружений водоотводного канала и объездные дороги).
Территория временно занимаемых земель составляет:
— вахтовый поселок для строительства моста -0,25 га;
— объездные дороги для строительства водопропускных труб — 2,46 га;
— засыпка притрассовых пазух — 2,00 га;
— существующий участок автомобильной дороги — 5,98 га.
Общая площадь земель занимаемых под временные здания и сооружения, подлежащих рекультивации, составляет 10.69 га, в том числе:
— на землях администрации Благовещенского района — 5,53 га: лес мелкий мягкий средней густоты — 3,19 га; луг — 0,50 га;
— на землях государственного казенного учреждения «Благовещенское лесничество -1,02га: лес мелкий мягкий средней густоты -0,82 га; луг — 0,20 га;
— земли государственного казенного учреждения «Амурупрадор» (существующий участок дороги) — 5,98 га.
Климатические характеристики района таковы: средняя температура за год -1,2°С; абсолютная температура воздуха в минимум -48°С, максимум +40°С; средняя скорость ветра 1,3 м/сек. Зима малоснежная. Лето теплое и дождливое. Основная доля осадков приходится на вторую половину лета, что обусловлено влиянием муссонов. Средняя сумма осадков за год составляет 544 мм.
Весна обычно бывает холодная, затяжная; осень — ясная, теплая. Период с отрицательными среднемесячными температурами продолжается в среднем шесть месяцев.
В районе преобладает такой тип рельефа, как денудационно-аккумулятивная равнина, которая
представляет собой полого-выпуклые водораздельные пространства, с неглубокими, хорошо разработанными и широкими долинами. Этот тип рельефа характеризуется увалистыми формами. Абсолютные отметки водоразделов колеблются от 170 до 220 м. Грунтовые воды на участке работ приурочены к аллювиальной толще и вскрыты на глубине 2,2-5,0 м от поверхности. Зимой они полностью или частично промерзают и их уровень резко понижается.
Рекультивация земель состоит из 2-х этапов: технический и биологический. Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы (ССОП). Рекультивация земель. Термины и определения» к техническому этапу относятся планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, по потребности коренная мелиорация, строительство специальных гидротехнических сооружений, дорог и тому подобное [6]. А к биологическому этапу относятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель.
Снятие плодородного слоя почвы важно производить с опережением фронта строительных работ. Участки для складирования плодородного слоя почвы желательно располагать на возвышенном, ровном и сухом месте. Для определения пригодности нарушенных земель с целью использования в сельском и лесном хозяйстве проводятся лабораторные исследования.
Период биологического этапа рекультивации нарушенных земель зависит от биологических особенностей возделываемых культур и планируемого хозяйственного использования рекультивируемых земель, также учитывается мощность и качество нанесенного плодородного слоя почвы и условия увлажнения [7].
В процессе работы были проведены расчеты по определению объемов земляных работ, учтены нормы высева трав и выполнен подбор культур с учетом местных природно-климатических условий на данных участках. Ведомости объемов работ по рекультивации занимаемых земель представлена в таблицах 1, 2.
Таблица 1 — Ведомость рекультивации занимаемых земель
№ участка Местоположение Планировка поверхности, м2 Распределение раннее снятого растительного грунта, м3 Засев трав, 2 м
Источник: cyberleninka.ru
Строительство дорог это рекультивация
УТВЕРЖДЕНО
Минавтодором РСФСР
от 5 июня 1984 года, протокол N 39
РУКОВОДСТВО
по составлению проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений
Руководство по составлению проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений / Гипродорнии — М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1984.
Руководство разработано Воронежским филиалом Гипродорнии в соответствии с заданием Минавтодора РСФСР 4 февраля 1983 года. В нем учтены требования соответствующих нормативных и директивных документов. В Руководстве даны рекомендации по составу проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений, в том числе по техническому и биологическому этапам рекультивации. Предназначено для проектных организаций Минавтодора РСФСР при разработке проектов рекультивации земель, нарушаемых при строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Составители Руководства — инженеры А.В.Безрядин, В.М.Савиных, А.В.Славинский (Воронежский филиал Гипродорнии).
1. Общие положения
1.1. Материалы по восстановлению (рекультивации) земельного участка и использованию плодородного слоя почвы, разрабатываемые в составе проекта (рабочего проекта) («Проект рекультивации»), оформляются отдельным томом. Эти материалы возможно объединять с материалами по отводу земель.
1.2. Проект разрабатывается генеральным проектировщиком с привлечением в случае необходимости на договорных условиях проектных организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР.
1.3. Проект рекультивации земель согласовывается с основным землепользователем (совхозом, колхозом, лесхозом и т.д.) и с органами землеустроительной службы системы Министерства сельского хозяйства СССР.
1.4. Затраты на рекультивацию земель по восстановлению их плодородия, а также снятие плодородного слоя почвы, хранение и нанесение его на рекультивируемые земли или малопродуктивные угодья при строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений, относятся на стоимость этих объектов.
1.5. Рекультивация нарушенных земель представляет собой комплекс инженерных мероприятий по технической подготовке земель и биологическому их освоению.
Рекультивационные работы осуществляют в два этапа:
технический, включающий подготовку земель для последующего целевого использования в народном хозяйстве;
биологический, включающий мероприятия по восстановлению плодородия земель, осуществляемые после технической рекультивации.
1.6. Мероприятия по восстановлению плодородия рекультивируемых земель для использования их в сельском хозяйстве (внесение удобрений, известкование и другие работы) осуществляют землепользователи за счет средств организаций, проводивших на этих землях работы, вызывающие нарушение почвенного покрова;
1.7. Улучшение малопродуктивных угодий снятым плодородным слоем почвы, а также рекультивацию земель на биологическом этапе в случае необходимости осуществляют по проектам, разработанным государственными проектными институтами по землеустройству (гипроземами) системы Министерства сельского хозяйства СССР по договорам с проектной организацией.
1.8. В случае осуществления работ по нанесению снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья возмещение потерь сельскохозяйственного производства не производится (в расчет принимается площадь малопродуктивных угодий, на которой будут проведены указанные работы).
1.9. Изыскательские работы для составления проекта рекультивации нарушенных земель проводятся генеральным проектировщиком.
1.10. Исходными данными для составления проекта рекультивации земель являются:
технические условия приведения земель в состояние, пригодное для использования их по назначению, выдаваемые землепользователями и землеустроительными органами;
график занимаемых земель;
схема расположения временных объектов;
поперечные профили полосы отвода под строительство автомобильной дороги;
паспорта сосредоточенных резервов грунта и карьеров;
топографическая съемка резервов, карьеров и прилегающих участков для размещения растительного грунта с привязкой к пикетажу трассы;
инженерно-геологический паспорт с указанием сельскохозяйственных угодий, геоморфологической характеристики, полезной толщи, грунтов вскрыши, гидрогеологических условий, запасов, наличия подъездных путей, согласования об отводе земель;
материалы почвенно-грунтового обследования и эксплуатации почв, в которой отражены виды и площади сельхозугодий, индексы почв, мощность плодородного слоя, процент содержания гумуса, механический состав.
2.1. Пояснительная записка должна содержать:
2.1.1. Задачи проекта, назначение проектируемых мероприятий, используемые нормативные документы и технические условия на рекультивацию, технико-экономические показатели.
2.1.2. Проектируемые мероприятия по рекультивации земель, их назначение, планируемое использование восстанавливаемых земель, обоснование проектных решений, краткие сведения о рассмотренных вариантах, меры по восстановлению плодородия почвы.
2.1.3. Объемы работ (отдельно для технического и биологического этапов рекультивации).
2.1.4. Организацию работ — технологию производства работ, потребность в машинах, механизмах, транспортных средствах.
2.1.5. Мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии со ссылками на нормативные документы, которыми следует руководствоваться при производстве работ.
2.1.6. Сведения об общей площади земель, подлежащих рекультивации, в том числе по видам рекультивации (видам угодий), о стоимости рекультивации земель, средней стоимости 1 га рекультивируемых земель, а также стоимости рекультивации, отнесенной на 1 км автодороги.
2.1.7. Экономическую эффективность запроектируемых мероприятий
2.1.8. Сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соответствие этих решений нормам и правилам проектирования.
2.2. Приложения к пояснительной записке.
2.2.1. Ведомость снятия плодородного слоя почвы (прил.4).
2.2.2. Ведомость временно занимаемых земель под временные здания, сооружения и землевозные дороги (прил.5).
2.2.3. Ведомость рекультивации существующей дороги (прил.6).
2.2.4. Ведомость сосредоточенных резервов и карьеров, подлежащих рекультивации (прил.7).
2.2.5. Сводная ведомость объемов работ по рекультивации временно занимаемых земель (прил.8).
2.2.6. Технологическая схема биологического этапа рекультивации (прил.9).
2.2.7. Ведомость результатов агрохимического анализа почвенных (почвенно-грунтовых) образцов включают в проект (рабочий проект) в случае необходимости (прил.10).
2.2.8. Расчет потребности органических удобрений (прил.11)*.
* Ведомости включают в проект при наличии семи и более объектов (резервов, карьеров), подлежащих рекультивации.
2.2.9. Расчет потребности минеральных удобрений (прил.12)*.
* Ведомости включают в проект при наличии семи и более объектов (резервов, карьеров), подлежащих рекультивации.
2.2.10. Расчет потребности семян (прил.13)*.
* Ведомости включают в проект при наличии семи и более объектов (резервов, карьеров), подлежащих рекультивации.
2.3. Графические материалы
2.3.1. Схематический план трассы (прил.1).
2.3.2. График занимаемых земель (прил.2).
2.3.3. План рекультивации резервов и карьеров (прил.3).
2.4. Документы согласований, относящиеся к проекту рекультивации.
3. Рекультивация земель, нарушаемых при строительстве автомобильной дороги и дорожных сооружений
3.1. Отвод земель
3.1.1. Отвод земли под строительство автомобильной дороги подразделяют на постоянный и временный.
3.1.2. Постоянный отвод включает в себя площади, занимаемые под насыпи и выемки земляного полотна, транспортные развязки, комплексы дорожных и автотранспортных служб и т.д.
3.1.3. Размеры площадей постоянного отвода определяют в соответствии с нормами отвода земель для автомобильных дорог СН 462-74 с учетом конкретных проектных решений.
3.1.4. Земли, отводимые под временное пользование на период строительства включают:
боковые резервы грунта, временные производственные базы, сосредоточенные резервы грунта, карьеры, землевозные и объездные дороги, земли, нарушаемые при переустройстве различных коммуникаций и сооружений.
3.1.5. Проектные решения, определяющие ширину полосы постоянного и временного отвода земель, должны содержать:
обоснование ширины полосы отвода автомобильной дороги, площадей под комплексы дорожной и автотранспортной служб, искусственных и других сооружений, боковых резервов грунта;
характеристику занимаемых земельных угодий;
типы поперечных профилей;
ширину полосы постоянного и временного отвода в соответствии с типами поперечных профилей с учетом технологии возведения земляного полотна;
документы согласования принятых проектных решений.
3.1.6. Данные по постоянному и временному отводу отражают в графике полосы отвода (прил.2). На нем указывают:
положение трассы автомобильной дороги по административному делению;
сведения об угодиях;
данные о существующей полосе отвода;
сведения о внетрассовых землях, подлежащих отводу (назначение отвода, вид угодий, площадь);
типы поперечных профилей;
площади отвода в постоянное и временное пользование.
На графике помещают сводную таблицу занимаемых земель.
3.2. Технический этап рекультивации
3.2.1. Рекультивации подлежат все нарушенные строительством земли, в которых произошли изменения, выражающиеся в нарушении почвенного покрова, в образовании новых форм рельефа, изменении гидрогеологического режима территории (иссушение, подтопление), а также прилегающие угодья, на которых в результате строительства произошло снижение продуктивности.
3.2.2. Мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель назначают в соответствии с техническими условиями, выданными землепользователями и землеустроительными организациями.
3.2.3. Рекультивация нарушенных земель проводится с целью последующего их использования по направлениям:
сельскохозяйственное — создание на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий;
лесохозяйственное — создание на нарушенных землях лесных насаждений различного типа;
рыбохозяйственное — создание в понижениях техногенного рельефа рыбоводческих водоемов;
водохозяйственное — создание в понижениях техногенного рельефа водоемов различного назначения.
3.2.4. Определение рациональных видов и направления рекультивации должны базироваться на совокупном учете следующих факторов:
климата, рельефа, почвенного покрова, растительности, геологии, гидрологии, гидрогеологии;
хозяйственных и санитарно-гигиенических условий с учетом перспектив развития района;
Источник: docs.cntd.ru