Строительство федеральных дорог это благоустройство

Настоящие методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог разработаны впервые и включают классификацию видов озеленения, общие требования к каждому виду, основные требования к созданию, формированию и содержанию дорожного озеленения, а также основные положения по организации работы при создании и содержании озеленения автомобильных дорог. В документе рассмотрены также способы борьбы с нежелательной растительностью.

Документ разработан специалистами «РОСДОРНИИ» (к.т.н. Эрастовым А.Я. и инж. Розовым Ю.Н.). Свердловского центра «РОСДОРНИИ» (инж. Малиновской Е.В.), РОСГИПРОЛЕС (инж. Никитиным В.П., инж. Полосиной Л.И. и к.с-х.н. Никитиным А.П.). НПФ «Российские семена» (к.с-х.н.

Шадуро С.И.).

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1 . Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.

1.2 . Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.

№1 способ сделать долговечное благоустройство территории / Часть 1 #строительство #благоустройство

1.3 . Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели — создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.

1.4 . Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода.

2 . КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

2.1 . Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение.

К защитному озеленению относят:

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

Строительство дорог и благоустройство территорий остаются главными задачами в сельских поселениях

2.3 . Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса — в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

2.4 . Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направление движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

2.5 . Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

2.6 . Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

3 . ТРЕБОВАНИЯ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

3.1 . Требования к защитному озеленению.

3.1.1 . Противоэрозионное озеленение.

3.1.1.1 . При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями:

— для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности (агроклиматическое районирование территории Российской Федерации приведено в Приложении 1, а рекомендуемый перечень основных типов травосмесей для создания дернового покрытия — в Приложении 2);

— используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу;

— прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др., нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни); однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15 — 20 см с последующей планировкой);

— при подготовке участка к посеву трав на распланированный ровным слоем растительный грунт (в осенний период) вносят необходимое количество органических и минеральных удобрений и вспахивают на полную глубину, благодаря чему создаются условия, способствующие уничтожению сорных растений и сохранению влаги в растительном слое; на завершающем этапе подготовительных работ необходимо подготовить «семенное ложе», т.е. поверхность, куда попадают семена при посеве (семена должны попасть на плотное ложе, прикрытое тонким слоем рыхлой почвы);

Читайте также:  Образец договор переуступки прав требования долевое строительство

— посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых, в районах центра европейской части — это 10 — 25 августа);

— семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева (Приложение 3), при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси:

— после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше — проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5 — 1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком;

— при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после их заделки граблями — смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину;

— при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется):

— при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод одерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью:

— уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы: в первый год выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте, и устраняют причины плохого состояния посева, а также осуществляют пересев на соответствующей площади: в этот же период при длительном отсутствии дождей необходимо производить вегетационные поливы при расходе воды 1 — 2 м 3 на 100 м 2 ; пока не образовалась прочная дернина обязательным является осмотр откосов после ливневых дождей: обнаруженные промоины засыпают грунтом и засевают травами: если растения развиваются плохо и имеют бледно-зеленый или желтоватый цвет, необходимо производить подкормку их смесью минеральных удобрений из расчета (кг/100 м 2 ): азотных 1,5 — 2, фосфорных 2 — 3, калийных 1,5 — 3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой): в первый год жизни травы необходимо скашивать на одну треть при достижении ими высоты 20 — 30 см, не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы скашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее скашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков).

3.1.2 . Снегозащитное озеленение.

3.1.2.1 . К снегозащитному озеленению предъявляют требования: по подбору древесных и кустарниковых пород; по конструкции снегозащитной полосы; по расположению полосы относительно дороги; по технологии закладки и ухода за насаждениями.

3.1.2.2 . Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важными являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.

Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в Приложении 4, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости и газоустойчивости в Приложениях 5 и 6.

3.1.2.3 . Снегозащитная полоса должна иметь плотную (не продуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. Рис. 3.1.), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Рис. 3.1 . Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м 3 /м).

а — до 25; б — до 50; в — до 75; г — до 100;

д — до 125; е — до 150; ж — до 200; з — до 250.

*

— низкие кустарники

— низкокронные деревья

*

— высокие кустарники

— высококронные деревья

В Приложении 7 в качестве справочного материала приведено районирование территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором представлены объемы снегопереноса, характерные для той или иной территории субъектов РФ, что является полезным ориентиром для проектировщиков.

3.1.2.4 . Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3 — 3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5 — 1 м.

3.1.2.5 . Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м 3 /м определяются по рис. 3.1 . и таб. 3.1 .

Источник: files.stroyinf.ru

Производство работ по благоустройству автомобильных дорог

4. правила посадки деревьев, кустарников и посева трав.

Вопросы: 1. Особенности строительства тротуаров и посадочных площадок в населенных пунктах.

2. Дорожные знаки и их установка.

3. Устройство ограждений.

4. Нанесение дорожной разметки.

5. Освещение автодорог.

6. Производство работ по озеленению автомобильных дорог.

Вопрос 1. Особенности строительства тротуаров и посадочных площадок в населенных пунктах.

Тротуары можно устраивать:

1. в стороне от дороги, если позволяет ширина улицы;

2. рядом с проезжей частью, но при этом тротуар должен быть отделен от проезжей части и приподнят на 15-25 см.

Ширина тротуара зависит от количества пешеходов и устраивается не менее 1-1,2 м.

Тротуары имеют асфальтобетонное покрытие из песчаной или мелкозернистой асфальтобетонной смеси, толщиной 3-3,5 см на щебеночном основании толщиной 10-20 см и подстилающий слой из песка.

Работу начинают с разбивки тротуара и нарезки корыта автогрейдером. Если устанавливают бордюр, то сначала для него роется корыто шириной 40-50 см, в который укладывается выравнивающий слой из песка толщиной 5-6 см.

Читайте также:  Положение об отделе главного сварщика в строительстве

Бордюр устанавливается на цементобетонную или асфальтобетонную смесь автомобильным краном или вручную – специальными захватами. Материалы для тротуара, при отсутствии помех (смотровые колодцы), могут разравниваться автогрейдером и уплотнятся катками небольшой ширины. При наличии помех работы выполняют вручную, а уплотнение виброкатками или трамбовками.

Рис. 64. Работы по строительству тротуаров:

1) устройство бетонного основания под бордюры; 2) уснановка бордюрных блоков;

3) устройство основания; 4) укладка асфальтобетонного покрытия вручную.

Асфальтобетонную смесь на тротуар укладывают асфальтоукладчиками, реже в ручную, придавая его поверхности уклон в одну или две стороны.

В местах остановки автобусов устраивают остановочные площадки, которые включают:

1. дополнительную полосу движения с полосами отвода (как правило вне населенных пунктов);

2. остановочную площадку;

Остановочные площадки поднимают над проезжей частью на 15-25 см так же, как тротуары, отделяя их бордюрами. Размер их зависит от количества пассажиров.

Вопрос 2. Дорожные знаки и их установка.

Согласно межгосударственному стандарту «Знаки дорожные. Общие технические условия» (ГОСТ 10807 – 78) предусмотрено 4 типа размеров дорожных знаков:

Размер знака, мм

Ремонтные работы на а/магистралях, опасные участки на других дорогах при обосновании целесообразности применения

Дорожные знаки устанавливают на встречу движению с правой стороны на присыпной берме или над проезжей частью. Расстояние установки знака от бровки до его края 0,5 – 2 м (5 м), знак должен возвышаться над кромкой проезжей части на 1,5 м, а если он расположен над проезжей частью, то не менее 5,5 м.

Опоры знаков выполняют из металлических или асбоцементных труб, реже из дерева. Опоры устанавливают на присыпной берме. Установку опор производят в пробуренные в берме скважины и бетонируют, реже забивают камнем с грунтом.

В населенных пунктах знаки закрепляют на кронштейнах, которые крепят к столбам и к зданиям или подвешивают над проезжей частью. Для обеспечения видимости в ночное время знаки выполняют с подсветкой (стеклянные) или освещают снаружи.

Вопрос 3. Устройство ограждений.

Ограждения на автомобильных дорогах разделяют на: 1) транспортные и 2) пешеходные (рис. 65).

Рис. 65. Виды ограждений.

Транспортные ограждения обеспечивает удержание автомобиля на проезжей части и ориентирует водителя о его местоположении на дороге (рис. 66).

Их разделяют на:

1. ориентирующие (сигнальные столбики);

2. удерживающие (барьерные из металлического профиля);

3. отбойные (тросовые).

Рис. 66. Ограждения на автомобильных дорогах.

Ограждение крепят к металлическим стойкам из швеллера или двутавра, которые заделывают в обочине на глубину 0,7-1,5 м.

Последовательность работ по устройству ограждений:

1. разбивочные работы. Закрепление точек установки стоек;

2. вывозка и распределение деталей ограждения;

3. вдавливание или забивка стоек ограждений;

4. Монтаж металлического профиля, крепление катафотов.

Вопрос 4. Нанесение дорожной разметки.

Дорожную разметку различают: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальную размету выполняют сплошными или прерывистыми линиями шириной 10 см, а на автомагистралях 20 см. Кроме этого наносят символьную разметку (стрелки, номера маршрутов и др.). Горизонтальную разметку выполняют различными разметочными материалами:

1. износостойкими красками;

2. пластиками, укладываемыми в горячем и холодном состоянии;

3. полимерными лентами;

4. штучными светоотражающими элементами.

Более распространена разметка, которую выполняют быстросохнущей износостойкой краской. Ее выполняют маркировочными машинами двумя способами:

1. воздушный (распыление с помощью воздуха) машинами ДЭ-3А, ДЭ-18А и др.

2. безвоздушный способ (распыление краски выполняют под высоким давлением) машинами РДТ-210-02 и др.

При нанесении краски по ее поверхности одновременно распыляются стеклошарики, повышающие видимость разметки.

Рис. 67. Нанесение горизонтальной разметки.

1) безвоздушный способ машиной РДТ-210-02; 2) распыление краски и стеклошариков;

3) нанесение символьной разметки по трафарету.

Движение по разметке разрешается открывать через 15 минут при использовании краски и через 30 минут при использовании термопластика. Для предупреждения наезда на разметочные линии на них тут же устанавливают ограждающие конуса.

Вертикальнуюразметку наносят на вертикальные элементы; ограждения, опоры и пролетные строения путепроводов и др.

Символьную и вертикальную разметку наносят краскораспылителем или вручную кистью по трафарету.

Более долговечную разметку выполняют термопластиком, который наносят слоем толщиной 3-4 мм при температуре 160-180 0 специальными маркировочными машинами. По его поверхности распределяют стеклошарики.

Нанесение термопластика может выполняться двумя способами:

1. сплошным слоем;

2. структурным слоем (чешуйчатой или капельной формы).

Кроме этого для повышения шероховатости поверхность термопластика можно выполнять с устройством вертикальных выступов высотой 5-10 мм.

Полимерные ленты заводского изготовления можно наносить двумя способами:

1. приклеиванием специальным клеем к холодному покрытию;

2. вдавливанием катком в свежеуложенный горячий асфальтобетон при его уплотнении.

Движение по разметке можно открывать:

1. при выполнении разметки краской – не ранее чем через 15 минут;

2. при выполнении разметки термопластиком — не ранее чем через 30 минут;

3. при выполнении разметки полимерными лентами – после остывания покрытия и отвердения клея.

5. Освещение автодорог.

Освещение автомобильных дорог выполняют:

1. на крупных мостах и паромных переправах;

3. на железнодорожных переездах;

4. на пешеходных переходах и на опасных участках;

5. в местах выезда на набережные;

6. на автомагистралях и подъездах к крупным населенным пунктам при интенсивности движения более 20 тыс. автомобилей в сутки.

Освещение выполняют галогенными, натриевыми или ртутными лампами белого или желтого цвета большой мощности.

Их размещают на опорах в светильниках на высоте 7,5 – 11

Опоры располагают через 20-50 метров:

а, б, в) на присыпных бермах с одной или с двух сторон;

г) на разделительной полосе дороги 1 категории.

Рис. 68. Схемы размещения светильников.

Вопрос 6. Производство работ по озеленению автомобильных дорог.

Озеленение на автомобильных дорогах выполняют:

1. высаживая посадки вдоль дорог для снегозадержания и декоративного озеленения;

2. засевая травы на разделительной полосе, обочинах, на дорожной полосе, на газонах и т. п.

3. устраивая цветочные клумбы на территории базы, на остановочных площадках, АЗС и т.п.

Для выполнения работ по посадке деревьев предварительно готовят почву (перепахивают и удобряют) под зиму или по весне, и готовят лунки.

Посадочный материал выращивают в питомниках, получая сеянцы (1-2 года) или саженцы (3-4 года). Посадку деревьев выполняют с осени или ранней весной, периодически обеспечивая их поливку и рыхление почвы.

За посадкой организуют уход выполняя:

3. рыхление почвы;

5. борьбу с вредителями.

Для получения хорошего травяного покрова на откосах, газонах и разделительных полосах, который обеспечивает хороший эстетичный вид, высевают травосмеси. Они позволяют получить дерновой слой толщиной 6–15 см.

Травосмесь высевают по подготовленному слою растительного грунта толщиной не менее 10-15 см, заделывая в грунт на глубину 1-4 см.

Для создания цветников предварительно выращивают цветочную рассаду в парниках, а затем ее высаживают в положенные сроки, создавая соответствующий рисунок.

Производственный контроль качества и приемка

выполненных работ. (6 часов)

Должен знать: правила осуществления контроля качества и сведения о приемке работ.

Читайте также:  Что такое футы в строительстве

Должен уметь: оформлять акты освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций.

Вопросы: 1. Этапы производственного контроля качества работ. (§ 21,1)

2. Виды и порядок приемки работ и объектов. (с. 197-198)

3. Освидетельствование скрытых работ и правила приемки ответственных конструкций. (с. 198-199)

4. Приемка законченных объектов рабочими комиссиями. (с. 200)

5. Приемка в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.

6. Оценка качества выполненных работ. (с. 201-202)

7. Практическое занятие №10.

Вопрос 1. Этапы производственного контроля качества работ.

Для обеспечения выполнения работ в соответствии с рабочим проектом и надлежащим качеством выполняют производственный контроль качества, который состоит из трех этапов

Входной контроль выполняют до начала работ по строительству дороги или ее элементов, проверяя качество грунтов и поступающих материалов, их влажность, а так же производят отладку технических процессов (пробное уплотнение земляного полотна и дорожной одежды; количество проходов фрезы и т.п.)

Операционный контроль выполняют в процессе выполнения СМР с тем, чтобы внести изменения в технологию при отклонении от требуемых параметров при этом контролируют:

1. ширину, толщину слоев;

2. поперечные уклоны;

3. степень уплотнения;

4. качество перемешивания смеси и т.д.

Приемочный контроль заключается в приемке выполненных работ от подрядчика к заказчику.

Источник: studopedia.ru

15 млрд на преображение: как изменится Арзамас к 2024 году

Благоустройство, реставрация и строительство в Арзамасе оценивается в 15 млрд рублей. Какие изменения смогут увидеть жители города и туристы в ближайшее время— узнал корреспондент NewsNN.

Центр города станет пешеходным

По словам заместителя председателя правительства Нижегородской области Олега Берковича, Арзамас — это въездные ворота паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров», а также древний купеческий город, в котором сохранилось огромное количество памятников. Он уверен, что после открытия трассы М-12 трафик туристов вырастет радикально. «Мы ожидаем серьезное увеличение потока туристов. Следом ждем приход бизнеса — ресторанов, магазинчиков и всего того, что делает комфортным пребывание туриста или жителя в городской среде», — отметил Олег Беркович.

Общественно-культурный центр города — Соборная площадь. В рамках создания нового туристически привлекательного образа Арзамаса нельзя было оставить без внимания ее, а также прилегающие улицы. Стоит заметить, что по решению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина данный проект получил дополнительную поддержку в виде финансирования из федерального бюджета на сумму более 700 млн рублей.

Так, еще в прошлом году началось благоустройство «Ленинского садика», на которое региональное правительство направило 58 млн рулей. «70% ограды было отреставрировано и перебрано. В садике появится открытое пространство, которое будет соединено с Соборной площадью и с улицей Кирова», — рассказал мэр Арзамаса Александр Щелоков.

В настоящее время ведется реконструкция улицы Карла Маркса. На эти цели региональным правительством и Ростуризмом направлено 234 млн рублей. Концепцию развития улицы Карла Маркса разработал Институт развития городской среды Нижегородской области. По словам руководителя ИГРСНО Дарьи Шориной, здесь уже появился Литературный перекресток, который стал своеобразным тизером для всей улицы. В прошлом году пространство украсили гуси — символ города — которые были напечатаны на 3D-станке Выксунского металлургического завода.

Как сообщил Олег Беркович, на реализацию инициатив в Арзамасе была получена серьезная федеральная поддержка, в том числе от министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму и Минстроя РФ. Это позволит создать точки притяжения и воссоздать историческую среду в едином ансамбле, где каждый отдельный объект создает яркое впечатление.

Еще в прошлом году на месте новой смотровой площадки был пустырь за храмом и трава по пояс. Сейчас же там в рамках реконструкции Соборной площади проходят работы по благоустройству, а готовность объекта оценивается в 75%. Подрядной организации еще предстоит установить ограждения и малые архитектурные формы, а также озеленить территорию, посадив цветы.

Смотровая площадка расположилась за собором в честь Воскресения Христова, который в данный момент находится на реконструкции. Идет работа по восстановлению лепнины колонн и лестниц, ведущих в храм, реставрируются картины и иконы. После открытия собор будет работать круглогодично, а не только в летний период, как это было ранее.

Среди инженерных коммуникаций беспрецедентное событие для города с населением 100 тысяч человек — создание новой ливневой канализации, особо отметил директор АНО «УК «Саровско-Дивеевский кластер» Игорь Филиппов.

Он рассказал о масштабных проектах, которые касаются дорожного устройства. Так, был обустроен подъезд к железнодорожной станции Арзамас-1, ведется строительство Южного обхода Арзамаса, появится путепровод в районе села Выездное — там будет эстакада над железнодорожными путями. Уже отремонтированы два вокзала, куда можно прибыть практически из любой точки России. Как добавил Филиппов, 26 поездов разных маршрутов прибывают на оба арзамасских вокзала. Плюсом к этому уже готова проектно-сметная документация на постройку транспортно-пересадочных узлов, позволяющих вынести автостанцию из центра города на окраину.

Мэр Арзамаса добавил, что в городе также реализуется проект «Чистое небо». А в обновлении старинных зданий участвуют и собственники, при этом некоторые работы на частных объектах финансируются из местного бюджета. Кроме того, Соборную площадь освободят от транспорта. «Туристическое ядро Арзамаса будет пешеходным, начиная от Соборной площади до парка Гайдара и прилегающего к нему Дендрария», — подчеркнул Щелоков.

Развитие паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров»

По словам Игоря Филиппова, старт развитию туристическо-паломнического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров» был дан на федеральном уровне в 2018 году. «Запланированные нами мероприятия позволят не только привести в порядок исторические центры и восстановить объекты культурного наследия, но и создать комфортную среду для жителей, туристов и паломников. Они затрагивают практически все отрасли экономики: от экологии до создания масштабных объектов транспортной инфраструктуры», — отметил Филиппов.

В 2023 году закончатся основные работы по строительству федеральной трассы М-12 от Москвы до Казани, которая будет пролегать и по Нижегородской области. В свою очередь, это событие откроет новые возможности и позволит привлечь большее число туристов за счет выгодно близкого расположения к магистрали.

Олег Беркович отметил, что туристов необходимо привлекать комфортной инфраструктурой. Поэтому в рамках проекта стоит цель — создать комплекс мероприятий, которые позволят и туристам, и паломникам с удобством и интересом провести время на территории Нижегородской области, а жители получат современные пространства.

Станет Арзамас привлекательнее для отельеров и рестораторов.

Всего в рамках развития кластера «Арзамас — Дивеево — Саров» планируется реализовать свыше 110 мероприятий на общую сумму более 30 млрд рублей. На сегодняшний день в полном объеме выполнено 55 мероприятий, в активной фазе находится 31 проект.

На данный момент туристический поток в кластер составляет порядка 550 тысяч человек, включая паломников. Но в скором времени власти надеются на значительное его увеличение.

Источник: newsnn.ru

Рейтинг
Загрузка ...