Сегодня будем разбираться в теме – крыша гаража. Не будем отвлекаться на все разновидности, а расскажем о двух из них: плоской и односкатной, как о самых часто используемых. Постарайтесь разобраться в предлагаемой информации, если планируется строить гараж. Крыша – важная часть постройки.
От ее качественного сооружения зависит, как долго сам гараж простоит у вас на дачном участке. К тому же знания технологии строительства позволит понимать, что и как делают мастера, которым вы доверили взвести не только здание, но и крышу.
Плоская крыша для гаража
Необходимо отметить, что такие крыши используются в основном в гаражных кооперативах. Редко их сегодня встретишь на загородных участках, потому что владельцы стараются оформить участок так, чтобы в плане дизайнерского оформления он был идеальным. А для этого необходимо, чтобы крыши хозяйственных построек по конфигурации, кровельному материалу и цвету совпадали с кровлями основных домов. И если крыша дома – скатная, то и гараж должен иметь такую же конструкцию. Во всяком случае, так рекомендуют архитекторы и дизайнеры.
Строительство гаража с односкатной крышей
Итак, что собой представляет плоская крыша. Нельзя говорить, что она горизонтальная, потому что отвод дождя и таящего снега надо обеспечить в обязательном порядке. Поэтому у нее есть небольшой уклон в пределах 2-5 0 . Как его сделать.
Начнем с того, что часто гараж с плоской крышей – это постройка из любого строительного стенового материала, на стены которой уложены железобетонные плиты перекрытия. Их устанавливают обязательно горизонтально, чтобы обеспечить равномерное воздействие на стены гаража. А вот уже угол наклона формируют стяжкой из бетонного раствора, который дополнительно заделывает собой стыки между уложенными плитами.
Как только стяжка просохнет, на что может уйти не одна неделя, плоскую поверхность покрывают битумными рулонными материалами, которые используют специально для покрытия плоских крыш. Кратко расскажем, как это делается:
- Бетонную стяжку очищают от мусора и пыли.
- Покрывают битумным праймером, который упрочняет верхний слой бетонной поверхности. По сути, это грунтовка.
- Сверху крышу обрабатывают битумной мастикой участками.
- На обработанные участки укладывают рулонный битумный материал, к примеру, рубероид. Монтаж проводят поперек кровли, начиная с нижнего края конструкции.
- Полосы рулонов укладывают внахлест относительно друг друга со смещением 10-15 см.
- Сверху уложенного покрытия еще раз наносят по участкам мастику.
- Укладывают второй слой рубероида, только в продольном направлении.
Сегодня для покрытия гаражных крыш можно использовать и другие технологии. К примеру, наплавляемая кровля, это когда рулонный материал укладывается с нагревом открытым огнем. Или мастичные кровли – это когда плоскость покрывается битумно-полимерной мастикой с добавками из каучука или резины. Отличный вариант, прочный с высокими показателями долгосрочной эксплуатации, но дорогой в сравнении с рубероидом.
Односкатная гаражная крыша
Надо отметить, что односкатная крыша для гаража встречается на загородных участках чаще остальных конструкций. Она, во-первых, не сложнее плоской, но намного проще и дешевле двускатных, вальмовых и шатровых. Не говоря уже о мансардных. К тому же она обладает достаточной прочностью, чтобы говорить о высоких прочностных характеристиках. Ведь в основе ее лежит треугольник, как самая жесткая фигура из всех двухмерных разновидностей.
К тому же немаловажным фактором в строительстве является скорость проведения монтажных работ. И в этом плане односкатная конструкция даст форму всем остальным. Но не стоит принижать ее конструктивные особенности. Как и любая кровля, односкатная должна выдерживать природные нагрузки и на все 100% защищать автомобиль от них. А ведь именно крыши в один скат подвергаются достаточно серьезным снеговым нагрузкам, особенно те разновидности, у которых наклон ската не превышает 30 0 . Поэтому такие кровли зимой придется периодически освобождать от снеговых сугробов.
Еще один минус – отсутствие чердака. Если даже какое-то помещение там организуется, то у него очень ограниченные возможности. Да и сам внешний вид односкатной конструкции не всем нравиться. Хотя и его можно обыграть и вписать в ансамбль загородного участка.
Виды односкатных крыш
Крыша для гаража в один скат может формироваться по-разному. Есть несколько стандартных вариантов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Вариант №1
Скат формируется разностью высот поднимаемых стен, на которые укладывают стропила. На фото ниже эта конструкция хорошо видна. При этом под стропильные ноги монтируют мауэрлат (деревянный брус), который равномерно распределяет нагрузки от стропил на стены.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что длину стропил выбирают так, чтобы с каждой стороны они торчали за пределы постройки на 30-50 см, образуя свес, который будет защищать здание от негативного воздействия природных осадков. После чего свес снизу закрывают, иногда устанавливают в него светильники.
Вариант №2
Такую кровельную конструкцию возводят из треугольной формы ферм, которые предварительно сами собираются на земле, как отдельные элементы. Затем фермы поднимаются на крышу, где устанавливаются на мауэрлат, к нему и крепятся. На фото ниже одна из таких ферм показана. Обратите внимание на угол ее уклона, равного 9 0 .
В конструкцию фермы входят стропила, которая располагается на месте гипотенузы треугольника, несущей поперечной балки – большой катет, и стойки опоры, формирующей малый катет. При этом обязательно в конструкцию вносят подпорки и укосины, которые увеличивают прочность элемента. Чем длиннее ферма, тем больше дополнительных элементов. Если длина пролета гаража (несущей балки) не превышает 4,5 м, то дополнительные подпорки и укосины устанавливать необязательно.
И еще один момент. Установленные фермы между собой надо стянуть прогоном, но перед этим каждый элемент стропильной системы строго выставляют по вертикали. Последний этап – монтаж обрешетки.
Удобен этот вариант еще и тем, что несущие балки создают перекрытие. По ним легко будет также подшить потолок. То есть по многим позициям это оптимальный вариант.
Вариант №3
Это практически тот же вариант под номером два, только у него другая технология сборки. И она отличается от предыдущей тем, что вся кровельная конструкция собирается на крыше. Поэтому поступают так:
- На стене, которая будет формировать уклон, собирают ферму прямоугольной формы.
- Для этого на мауэрлат с шагом, равным шагу монтажа стропильных ног, устанавливают стойки, которые крепят к мауэрлату. Они одинаковой длины, которая создает угол наклона кровли.
- По верхним торцам стойки соединяют брусом. Он будет выполнять функции опоры для стропил.
- Проводят монтаж стропил, верхние концы которых упирают в верхний брус собранной фермы, нижние в мауэрлат постройки.
- Проводят монтаж обрешетки.
Вариант №4
Это касается каркасных гаражей с односкатной крышей. Во-первых, надо обозначить, что каркасная конструкция считается самой простой в сооружении и дешевой в плане расхода строительного материала. По сути, это коробка из пиломатериалов, которая обшивается вагонкой, фанерой, сайдингом, профнастилом, блок-хаусом или плитами ОСП.
Что касается крыши, то ее формируют на стадии сборки коробки строения. А точнее, в процессе установки угловых опор. Попарно их устанавливают по высоте на разных уровнях, что и обеспечивает наклон кровельной конструкции. Затем все стойки обвязываются по верхним краям. Боковые элементы, которые соединяют между собой высокие и нижние стойки, уже являются установленными стропилами.
После чего монтируют и промежуточные ноги, обвязывая все это впоследствии обрешеткой. На фото ниже такая конструкция хорошо видна.
Полезные советы
Итак, мы рассказали о разных технологиях строительства односкатных гаражей. Хотелось бы дать несколько рекомендаций, которые повлияют на качество конечного результата.
Первое касается направления уклона крыши. Сразу надо обозначить, что сам уклон может быть сформирован как в продольном направлении, то есть от фасада строения к его задней стенке, так и поперечном, от боковой к боковой. При этом надо скат устанавливать так, чтобы ветер всегда дул в его плоскость, прижимая к зданию, а не с другой стороны, приподнимая его.
Что касается угла наклона, то оптимальное значение – 25-30 0 . Больше делать не стоит, такие односкатные крыши смотрятся просто несуразно, да и ветровая нагрузка при этом сильно увеличивается. Пологие кровли (меньше 10 0 ) тоже надо возводить с большой осторожностью. Потому что на них возрастает снеговая нагрузка.
Сечение и шаг установки стропил односкатной крыши гаража – важные показатели. Чтобы их рассчитать необходимо знать достаточно большое количество различных показателей. К примеру, снеговую нагрузку, ветровую, вес кровельного материала, утеплителя и прочих элементов и слоев. Это на самом деле сложный расчет, который проводят специалисты, но он очень важен.
Сегодня появилась возможность провести расчеты с помощью онлайн-калькуляторов. Это удобно, просто и достаточно точно.
И последний совет. Обычно односкатная гаражная крыша возводится из пиломатериалов. Поэтому всю конструкцию надо обязательно обработать антисептиком, который будет защищать древесину от насекомых, плесени и грибка. Они снижают ее качественную техническую составляющую. После высыхания наносится второй слой – антипирен, отвечающий за огнестойкость древесины.
Видео описание
Видео: как собирают стропильную систему и обрешетку на плоской односкатной крыше гаража и укладывают профнастил:
Видео описание
Про вес, форму, цену и практичность крыши для гаража – следующее видео:
Заключение по теме
При кажущейся простоте сооружения односкатных гаражных кровель на самом деле это ответственная конструкция. Поэтому к ее строительству надо подходить с большой ответственностью: провести расчет параметров крыши, правильно подобрать все элементы и детали, не забывая крепежные изделия. Только после этого можно гарантировать высокое качество конечного результата.
Источник: m-strana.ru
Просто о сложном: как сделать двухскатную крышу на гараже своими руками?
При выборе крыши для гаража владельцы чаще всего останавливаются на одно- или двускатных конструкциях, оптимальных в плане бюджета и простоты.
Двускатные крыши при этом чаще укладываются на отдельных постройках и имеют ряд преимуществ в сравнении с остальными вариантами.
Критерии выбора, плюсы и минусы
Крыша на гараж выбирается с учетом условий эксплуатации и соображений бюджета, дизайна и удобства. Двускатное исполнение в этом плане ценится за:
- Возможность более рационального использования подкровельного пространства.
- Хорошие герметичные и отводящие свойства. Организовать крутой уклон при таком исполнении довольно просто, двускатные крыши практически не задерживают осадки и снег на поверхностях.
- Сравнительно простую технологию строительства и экономию сметы при выполнении работ своими силами.
- Сокращение расходов на обогрев гаража в зимнее время за счет хорошей энергоэффективности.
- Придание гаражу вида самостоятельной постройки.
Минусы проявляются в усложнении расчета и более высоком расходе материалов в сравнении с односкатными гаражными постройками (но меньшем чем у крыш с большим числом скатов).
Особых эксплуатационных недостатков конструкция не имеет, но при ее заложении ужесточаются требования к основанию и самим конструкциям крыши.
Устройство и конструкция
Внешне такая крыша напоминает простой равнобедренный треугольник – нижние края скатов опираются на стенки гаража, верхние – сходятся в коньковой зоне, по центру постройки.
Из-за соображений удобства и эстетичности фронтоны в таких постройках размещаются на стене с воротами и противоположной стороне.
В большинстве проектов крыша гаража выполняется холодной и не остекляется, но ее подкровельное пространство в любом случае вентилируется. При выборе покрытия предпочтение отдается металлической кровле или аналогичным бюджетным и не возгораемым материалам.
Конструкция стропильного каркаса зависит от размеров гаража. При ширине пролета менее 14 м (стандартный вариант постройки) стропила рекомендуется крепить висячим способом с двумя точками упора – на стены и в зоне конька и одной горизонтальной стяжкой (в случае гаража достаточно приподнятой). Конструкция может усиливаться бабками или подкосами, но при пролете менее 6 м в них нет необходимости.
При наличии в гараже внутренних несущих перегородок и большой площади постройки стропила крепят наслонным способом и усиливают вертикальными подпорками. Но в частном строительстве такое исполнение встречается редко, в том числе – из-за необходимости перераспределения распорных нагрузок и усложнения расчета.
Особенности проектирования и расчеты
Цель расчета состоит в определении трех основных параметров – уклона скатов, их площади и высоты двускатной крыши. Исходными данными служат размеры гаража, условия эксплуатации (а именно – снеговые и ветровые нагрузки в регионе) и параметры выбранного покрытия. Последнее в свою очередь подбирается исходя из бюджета и несущих способностей стен и фундамента гаража.
В ходе расчета первым определяется уклон крыши. В случае гаражной постройки с небольшой или средней площадью оптимальный диапазон варьируется в пределах 20-30°, при укладке металлической или композитной черепицы уклон рекомендуют поднять до 35°.
Этого значения достаточно для быстрого и безопасного отвода осадков и самостоятельного схода небольших объемов снега. Но в регионах с повышенными снеговыми нагрузками крутизну скатов гаражной крыши приходится увеличивать до 40-45°.
Полученное значение используется для расчета высоты конька по формуле:
H=0,5∙b∙tg а — половина длины пролета гаража умножается на тангенс угла уклона.
Полученная высота крыши гаража редко превышает 1,5 м, что положительно сказывается на смете и упрощает монтаж каркаса.
Эта же величина используется для расчета длины стропил:
30-50 см добавляются к расчетной длине стропил с целью обустройства правильного карниза и защиты стен гаража от осадков.
Площадь одного ската находится по простой формуле:
S=L∙D, где D – длина протяженной стороны гаража с учетом выноса крыши на фронтонном карнизе.
Последний варьируется в пределах 20-30 см, при рекомендуемом минимуме в 5-10 см.
Общая площадь крыши находится как:
Полученные геометрические параметры используются при расчете стропильного каркаса (в идеале – после проверки с помощью строительного калькулятора) и веса пирога. Нагрузку на 1 м 2 от кровельного покрытия (и ее изменение при разных уклонах скатов) как правило указывает производитель. Величина снеговых и ветровых нагрузок берется из климатических таблиц и суммируется с весом кровли.
Расстояние между стропилами
Основные сложности возникают при составлении схемы каркаса. Сечение и шаг стропил подбираются с учетом размеров гаража и весовых нагрузок.
Алгоритм расчета точного количества включает такие шаги как:
- уточнение длины ската;
- деление данного значения на оптимальный или минимально допустимый шаг стропил (определяется из таблиц по весовой нагрузке и типу кровли);
- добавление к результату 1 и округление в большую сторону;
- уточнение реального шага стропил и расчет материалов.
Оптимальный шаг стропил и рекомендуемое сечение пиломатериалов с учетом типа кровли приведены в таблице ниже:
Кровельное покрытие | Рекомендуемый шаг стропил, см | Частота обрешетки, см | Ограничения, доп.условия |
Шифер | 80 | 50-60 | При уменьшении уклона частоту обрешетки сокращают до 45 см. На малоуклонных крышах материал шифер укладывать не рекомендуется |
Металлочерепица | 60-90 при сечении ног не менее 50х150мм | Зависит от типа профиля и указывается производителем | Расстояние между первой и второй планками обрешетки отличается от основного шага и рассчитывается отдельно |
Профнастил | 20-50 для марок малой жесткости, 60-100 высокой | При увеличении веса листа рекомендуется увеличить сечение планок обрешетки и наоборот. | |
Мягкая кровля | 60-150 | Сплошной настил | Подкладочный гидроизоляционный ковер настилается поверх обрешетки |
Ондулин | 60-100 при сечении стропил 50*200 | 40-50 при уклоне более 15° | На малоуклонных скатах обрешетка выполняется сплошной |
Фальц | 60-90 | 20-40 |
Несложно проследить параллель с зависимостью между типом обрешетки и уклоном скатов. Рекомендуемый для гаража диапазон в 20-30 ° не сокращают из-за соображений экономии: высота крыши у таких построек все равно будет небольшой, а разряженная обрешетка в сравнении со сплошной обходится дешевле и лучше продувается.
В целом, из-за второстепенного назначения постройки владельцы могут выбирать любой удобный шаг в пределах 60-140 см. В пирогах с утепляющими прослойками этот параметр подбирается с учетом размера плит утеплителя при оптимальном диапазоне в 60-100 см.
Как построить: пошаговая инструкция
При самостоятельном строительстве пошагово:
- выполняется подготовка основания и материалов;
- стены гаража, удерживающие крышу, укрепляются мауэрлатом;
- выполняется сборка каркаса, настил гидроизоляции и набивка обрешетки;
- крыша закрывается наружным покрытием.
Особое внимание уделяется подготовке пиломатериалов – брус и доски хорошо просушиваются и проходят обязательную обработку антисептиками и антипиренами.
Мауэрлат
Стены гаража чаще всего закладываются из блоков или каркасных конструкций и нуждаются в укладке разгрузочного пояса перед креплением мауэрлата. Но при уверенности в прочности блоков и устойчивости фундамента этот этап иногда пропускается и стены просто обвязываются опорным брусом.
Крепления под мауэрлат закладываются заранее, при укладке верхних участков стен, отделяемых от бруса гидроизоляционной отсечкой из 2 слоев рулонной или обмазочной гидроизоляции. После посадки и проверки уровня мауэрлат фиксируется проволокой или шайбами.
Стропильная система
С целью упрощения работ стропильные пары рекомендуется собирать внизу и закреплять на мауэрлате, начиная с крайних фронтонных (соот. вынос предусматривается заранее). При этом конструкции могут укрепляться затяжками в нижней части (рекомендуется при больших пролетах) или верхней (идеальный вариант при планировании заложения длинного карниза и малой ширине гаража).
Коньковый брус закладывается не во всех системах, в ряде случаях он заменяется двумя досками или отсутствует. Для крепления элементов используются гвозди, металлические пластины и саморезы.
Обрешетка
После проверки ровности и прочности каркаса поверх стропил с нахлестом настилается рулонная гидроизоляция и набивается обрешетка, начиная с нижней части ската. При уклоне скатов более 15° и хороших самонесущих способностях кровли обрешетка делается разряженной. Под мягкой черепицей или рулонной кровлей закладывается сплошной настил.
Кровля
Работы завершаются монтажом покрытия, обустройством и герметизацией коньковой зоны и карнизов, креплением водосточных желобов (при наличии) и зашивкой фронтонов.
При отсутствии возможности заложения фронтона из блоков (идеальное, но дорогостоящее решение) боковые участки закрываются листовыми материалами.
Фиксацию кровли выполняют с учетом требований производителей, все стыки и точки крепления герметизируются.
Односкатная или двускатная — какая лучше?
Двускатная конструкция крыши не считается универсальной и оптимальной, многие застройщики предпочитают закрывать гараж одним скатом и экономить при этом смету и время. Результаты сравнения сильных и слабых сторон одно- и двускатных крыш приведены в таблице:
Параметры конструкции | Тип крыши гаража | |
Односкатная | Двускатная | |
Сроки строительства | Сопоставимы | |
Сложность проекта и расчета | Простейшее исполнение | Расчет более сложный, но не требует специальных навыков |
Стоимость строительства | Минимальная | Смета возрастает на 20-30% |
Устойчивость к нагрузкам | Высокая к ветровым, нуждается в усилении или ручном сбросе снега при малом уклоне ската | Высокая, с поверхностей быстрее сходит снег |
Прочность | Средняя, из-за увеличения размеров пролета ската | Высокая |
Использование в качестве пристройки | + | — |
Возможность использования внутреннего пространства | — | + |
Заключение
Стоит отметить, что оба варианта используются при заложении на отдельных постройках, но для перекрытия пристроенных гаражей лучше подходит односкатное исполнение. Двускатные крыши считаются чуть более сложными и дорогими, но выиграют в надежности и рациональности. Единого мнения о лучшем дизайне и совместимости типа крыши и постройки нет, окончательное решение принимает владелец.
Источник: stroim-domik.org
Крыша для гаража своими руками
Немало вопросов возникает у домовладельцев, когда в планах приусадебного благоустройства крыша гаража своими руками. Пройдем пошагово все стадии обустройства, обращая внимание на главное.
Выбираем вид крыши
Первое, с чем необходимо определиться еще на стадии проектов — это вид крыши: плоская, односкатная или двускатная.
[wpsm_box type=»info» float=»none» text_align=»left»] Плоские крыши делают из бетона. Чтобы уложить бетонные плиты перекрытия понадобится крановая установка, крановщик и бригада опытных установщиков. Для заливки перекрытия бетонным раствором нужны опалубка, арматура, большой запас бетона и опять-таки люди. Понятно, что в случае, когда требуется именно плоская кровля для гаража лучшим решением будет нанять квалифицированную бригаду.[/wpsm_box]
По этой причине речь у нас пойдет об односкатных и двухскатных кровлях, доступных для самостоятельного монтажа.
Чтобы выбрать один из двух вариантов, нужно учесть преимущества и недостатки каждого вида кровли:
- Односкатная крыша для гаража обойдется дешевле по затратам на материалы;
- Монтаж односкатной конструкции проще;
- Такую работу делать быстрее;
- Монтаж односкатной кровли сможет сделать даже один человек;
Но если более важна основательность для крыши, крышу предполагается активно использовать для хранения или проживания, то вариант двускатной кровли предпочтителен:
- Снеговая нагрузка на двускатной крыше меньше. При правильном наклоне кровли снег не задерживается на ней;
- Есть возможность делать дополнительное помещение на чердаке;
- Лучше вентилируется помещение, поэтому проще выполнить термоизоляцию;
- Меньше рисков при разносторонней ветровой нагрузке;
- Двускатная кровля выглядит более презентабельно
В случае примыкания гаража к зданию, для обеспечения отведения атмосферных осадков можно строить только односкатную крышу гаража. Такая версия хорош тем, что сэкономит значительную часть финансов на материалы и врем на возведение стен.
Определиться с видом кровли важно на первоначальном этапе потому, что для двускатной кровли стены будут одной высоты, а для односкатной – разной.
Определяем угол ската кровли
Оптимальный угол наклона односкатной кровли гаража 25-300. Если делать его выше, верх будет непропорциональным по отношению ко всей постройке. Не стоит делать его меньше 100, т.к. давление снежных масс при этом уклоне критическое. Диапазон для двускатной кровли значительно шире. В районах обильных снегопадов, угол наклона делают 450.
В целом, чем сильнее ветра в регионе, тем меньший скат нужно выбирать. И наоборот, чем тише погода и больше осадков, тем круче угол наклона крыши.
На высоту ската влияет также выбор кровельного материала. При использовании рулонных кровельных материалов угол ската может быть 100. Для шифера – 200. А для черепичной кровли – минимум 300.
С видом и материалом кровли важно определиться до начала строительства еще и потому, что от этого будет зависеть размер и вид фундамента: плита под всем гаражом, ленточный или столбчатый.
Кровельные материалы
- Рубероид. Недорогой мягкий кровельный материал. Срок службы до 5 лет (у современных аналогов – 15 лет). Не подходит для слишком жаркого или холодного климата. Продается в рулонах. Простая транспортировка и укладка. Настилается в несколько слоев. Склеивается битумной мастикой. В этом случае гидроизоляция крыши гаража не потребуется. Учтите дополнительные затраты на мастику, т.к. расход у нее в среднем 0,8 кг на 1м 2
- Шифер – недорогой, более прочный и долговечный, чем рубероид материал (может служить около 10 лет). Продается листами. Монтируется относительно просто. Минусы: тяжелый, сложно менять из-за хрупкости. Подходит для кровли крыши гаража от 300
- Металлочерепица и профнастил. Современные прочные легкие материалы на основе оцинкованного профилированного листа. Сверху покрываются полимерным защитным покрытием. Несложный монтаж. Подойдут для угла ската от 150. Долговечны. Выдерживают большой диапазон температур. Широкие декоративные возможности. Требуют качественного крепления специальными метизами и осторожности при монтаже. Поврежденное полимерное покрытие нужно срочно ремонтировать в целях сохранения его защитных функций. Низкая звукоизоляция. Относительно дороги по цене.
Чтобы посчитать расход кровельного материала, нужно знать длину и ширину гаража, и ширину свеса кровли (от 20 до 40 см в зависимости от уязвимости материала стен). Расчет площади для односкатной крыши: умножить численные значения ширины и длины гаража (со свесами) и разделить на косинус угла ската.
Для двускатного варианта таким же образом надо высчитать площадь каждого ската, а затем полученные величины сложить. Далее площадь кровли делится на площадь листа кровельного материала. Получается необходимое кол-во листов. Следует учесть еще и запас на возможный брак.
Выбираем стропильную систему
Существует целый ряд способов возведения односкатных крыш. Например, способы с балками перекрытия или без них. Способы, когда стропила укладывают поверх противоположных стен с перепадом высоты. Способ, когда предварительно на земле монтируются стропильные фермы, включающие в себя балки перекрытий, стойки высоты ската и стропила. Особо важное значение для выбора стропильной системы имеют размеры гаража.
То же самое касается двускатных вариантов. Для наслонной техники сначала монтируется прочная рама, опирающаяся на центры противоположных стен, а потом на нее кладут верхние концы пары стропил. Также есть разные версии с двускатными фермами: с опорой по центру и без нее. Наконец, старинная техника устройства кровли на слегах.
Чтобы сориентироваться, какая именно конструкция крыши подойдет в данном случае, придется ознакомиться с соответствующими методическими материалами. Выбрав определенную конструкцию, необходимо внимательно изучить пошаговую инструкцию. Определить, на каких этапах может понадобиться помощь.
Рассчитаем расход материалов
После выбора стропильной системы нужно рассчитать длину и толщину материала для нее. Это самая ответственная часть создания стропильной системы. Для этого нужно знать:
Высота перепада крыши. Она рассчитывается по формуле: длина стены (вдоль которой будет проходить скат) умножить на тангенс угла наклона.
[wpsm_box type=»info» float=»none» text_align=»left»] Длина стропил рассчитывается по формуле теоремы Пифагора:
Численное значение длины стропил в квадрате равно сумме квадратов длины стены и высоты перепада. К полученной длине стропила нужно прибавить длину свеса кровли.[/wpsm_box]
Шаг стропил рассчитывается индивидуально и колеблется от 1м до 60 см в зависимости от нагрузки на крышу.
Сечение стропил высчитывается по формуле, где учитывается множество факторов от удельного веса кровельных материалов до ветровых нагрузок в данном регионе. Поэтому для таких сложных расчётов лучше воспользоваться онлайн-калькулятором.
Сечение балок мауэрлата и потолочного перекрытия, если они нужны, берется от 100 х 50 мм. Расстояние между балками потолка примерно 1 м. Для них используется анкерное крепление
Какие еще инструменты и материалы понадобятся для устройства кровли:
- Топор, пила-ножовка, молоток.
- Строительный степлер со скобами, уровень, рулетка, маркер, шуруповерт.
- Необрезная доска 25х150 мм с учетом того, что на каждый лист кровельного материала должно приходиться минимум 3 доски.
- Брусок 50*50 мм для контробрешетки.
- Парогидроизоляция – мембрана, с одной стороны работающая как гидроизоляция крыши гаража, а с другой – пропускающая пар из помещения на улицу. Такая пленка должна подходить для склеивания специальной мастикой или специальным скотчем.
- Утеплитель (если помещение капитальное, тогда потребуется утепление кровли).
- Металлические угловые крепления для балок, гвозди, саморезы.
- Мастика для склеивания парогидроизоляции.
Монтаж односкатной кровли
Важно ориентировать наклон крыши на ветреную сторону, чтобы поток воздуха не задирал, а прижимал кровлю.
- Монтаж начинается с установки мауэрлата – обвязки стен гаража из сухих, пропитанных противогрибковым составом деревянных балок. Он тщательно выравнивается по горизонтали. Закрепляется в стене длинными анкерными болтами
- На мауэрлат монтируется выбранная стропильная система кровли. Для крепления стропил используются гвозди 100 мм или анкера. Все узлы крепления обрабатывают биозащитным составом.
- На стропила настилается гидроизоляция крыши гаража с нахлестом слоев около 20 см. Крепится степлером. Нахлесты мембраны соединяются проклеиваются мастикой или скотчем.
- Монтаж контробрешетки из брусков. Позволяет создать вентилируемый зазор под кровлей.
- Настил обрешетки из досок с частотой в зависимости от кровельного материала.
- Монтаж кровельного покрытия. Начинается с нижнего угла кровли. Первый лист кладется по уровню. Следующие ориентированы от него. В целом необходимо следовать пошаговой инструкции по укладке конкретного кровельного материала.
- Утепление кровли происходит в межстропильные интервалы или укладывается в промежутки между потолочными балками.
Монтаж двускатной кровли проходит по тому же плану, только стропильные треугольники будут равнобедренными. Давайте рассмотрим вариант устройства двускатной стропильной системы.
Простая конструкция двускатной крыши
Материал для балок, стропил, подкосов – доска 50х150 мм, для конькового прогона – доска 50х200 мм. Для затяжек – доска 25х10 мм.
- Размечаем на гараже по длинным сторонам обвязки равные отрезки (от 60 до 40 см). Разметку проводим симметрично от внешнего угла коробки, оттуда, где будут крепиться крайние стропила.
- По отметкам укладываем потолочные балки на ребро. Располагаются они строго по горизонтали, проверяем уровнем.
- Закрепляем гвоздями или саморезами. В этом версии потолочные балки играют и роль стяжек, компенсирующих распор.
- На балки стелем доски или фанеру для обеспечения доступа к дальнейшему монтажу.
- Отмечаем центры торцевых стен. В этих местах временно вертикально прибиваем рейки, одна сторона которых совпадает с воображаемой осью симметрии. По этим рейкам, натянув между ним шнур на нужной высоте, определяем положение конька.
- Приложив доску к местоположению крайнего стропила, отмечаем получившиеся линии отрезов доски. Шаблон готов. По нему мы готовим необходимое количество стропил
- Относительно временных реек примерно через 1, 5 метра крепим опорные стойки для конькового прогона. Проверяем вертикаль. Крепим угловой металлической стяжкой.
- На опоры ребром укладываем доску конькового прогона. Проверяем горизонталь закрепляем гвоздями или
- Внизу параллельно прогону к основанию центральных опор прибиваем бруски, которые будут исполнять роль лежня.
- В центре крыши с углом наклона 450 устанавливаем подкос. Верх его упирается в погон, низ в брусок у основания опор. Симметрично с другой стороны опоры устанавливаем парный подкос.
- Устанавливаем стропила. Начинаем с крайних пар, натянув между ними шнурок. Крепление выполняем гвоздями или саморезами к обвязке и к потолочной балке.
- Крайние стропила укрепляем дополнительными вертикальными стойками, прикрепленными внизу к обвязке.
- Каждую пару стропилин дополнительно фиксируем затяжкой.
Нелишним будет устройство в гараже вытяжной трубы. Ее диаметр должен быть не менее 100 мм, длина не менее 50 см. Выходить она может как в стену, так и в кровлю. Хорошо, если будет оборудована специальным клапаном для сохранения в гараже тепла.
Удобным вариантом надворной постройки станет совмещение под одной кровлей гаража и бани. В этом случае в подкровельном пространстве можно организовать полноценную мансарду.
Источник: stroicod.ru
Односкатная крыша для гаража своими руками: расчёты и монтаж
Можно только позавидовать тем автовладельцам, которые имеют или получили возможность возвести собственный настоящий гараж. Зная менталитет наших мужчин, можно с высокой долей достоверности утверждать, что подавляющее большинство «счастливчиков» примется за собственноручное строительства «дома» для своей машины. В наше время предоставляется немало возможностей по выбору материалов для строительства гаража – как с позиций простоты самостоятельного возведения, так и с точки зрения максимальной экономичности.
Односкатная крыша для гаража своими руками
Любую постройку всегда венчает крыша, и если, опять же, ориентироваться на минимальные затраты, то оптимальным вариантом становится односкатная ее конструкция. Кроме того, проблемы какой-то особой декоративности, как правило, отступают на второй план, уступая место надежности конструкции и скорости ее монтажа. Именно такими качествами и обладает упомянутый вариант. Итак, односкатная крыша для гаража своими руками: от проведения необходимых расчётов до особенностей монтажа – в настоящей публикации.
В чем достоинства односкатной крыши, есть ли недостатки?
Итак, гараж в большинстве случаев рассматривается именно как подсобное техническое помещение, поэтому при его проектировании и строительстве обычно господствует утилитарный подход – простота, надежность, создание эффективной защиты автомобиля от попадания атмосферных осадков. Именно поэтому такую популярность в данном случае имеют односкатные кровли.
- Такая конструкция – несложна для самостоятельных расчетов. В основе ее лежит треугольник – самая «жесткая» изо всех двухмерных фигур, которая описывается простыми и понятными геометрическими соотношениями.
- Стоимость материалов и комплектующих всегда значительно ниже, чем для даже самой простой двускатной крыши. Важно, что экономия пиломатериалов в данном случае ни в коей мере не сказывается на надежности конструкции.
- Монтаж односкатной кровельной системы – прост и интуитивно понятен. Для самостоятельного возведения такой конструкции вовсе не обязательно быть квалифицированным мастером – при соблюдении технологических рекомендаций с подобной задачей способен справиться любой владелец гаража. Это ещё один «плюс» в плане экономичности строительства – нет нужды прибегать к найму специалистов.
- Еще одно достоинство – скорость выполнения работ. Перекрыть гараж односкатной крышей можно в считанные дни, тогда как при выборе более сложной стропильной системы и времени потребуется значительно больше.
Правда, хозяину гаража при выборе односкатной крыши придется смириться с некоторыми ее недостатками:
- Односкатная крыша в большей степени подвержена снеговой нагрузке –за счет небольшого уклона на ее поверхности могут образовываться сугробы. Это обязательно следует учесть при проведении расчетов.
- Такая конструкция или вовсе не предполагает чердачного помещения, или же его эксплуатационные возможности будут существенно ограничены.
- Существуют определенные сложности с обеспечением качественной термоизоляции такого гаража, особенно в том случае, если проектом не предполагается наличие хотя бы небольшого чердачного помещения.
- Наконец, не всем нравится внешний вид односкатной кровли, не предполагающий каких-либо декоративных изысков. Впрочем, это дело вкуса, да и при желании односкатную кровлю вполне можно вписать в общий «архитектурный ансамбль» своих загородных владений. Для многих этот недостаток вообще не является существенным.
Варианты односкатной крыши гаража
Система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельно друг другу стропил, расположенных таким образом, что один их конец поднят относительно другого на определенную высоту, для создания уклона. Стропила становятся основание для монтажа необходимой обрешетки, а уже она, в свою очередь – для настила выбранного кровельного покрытия.
Превышение одного края стропил на другим может обеспечиваться несколькими способами:
- Еще в процессе проектирования гаража одна из стенок планируется выше противоположной, на величину (о расчете такого превышения будет рассказано чуть ниже). Двум другим стенам в этом случае придается форма трапеции.
Такой подход очень часто практикуется в каркасном строительстве. Еще при составлении чертежей предусматривается, что высота опорных вертикальных стоек каркаса с одно стороны будет выше. Таким образом, на разной высоте, с соблюдением необходимой ΔН окажутся и брусья верхней обвязки, который будут играть роль мауэрлата. В итоге сразу закладывается готовая система односкатной крыши, на которую останется только смонтировать стропила, а затем — нужную обрешетку.
В каркасном строительстве уклон ската кровли обеспечивается разницей по высоте вертикальных стоек противоположных стен.
Какие стены станут различаться по высоте, безусловно, будет зависеть от выбранного направления ската.
— Это может быть поперечный уклон, в сторону одной из боковых сторон гаража. Такой способ привлекает тем, что стропила получаются короче, и часто можно обойтись простейшей схемой, без создания для них дополнительных опор.
— Другой вариант, когда фасадная стена строения выше задней, и тогда уклон ската организуется назад. Длина строил в таком случае, применительно к гаражу, уже достигает 5÷6 и даже более метров, и без их усиления уже не обойтись.
- Если по проекту обе стены здания – одинаковой высоты, или же односкатная крыша возводится на ранее сооруженную постройку, то организовать уклон стропил можно подстановкой под них в одной стороны стоек той же высоты ΔН. Стойки поверху обычно объединяются брусом обвязки, который и станет выполнять функцию мауэрлата.
В этом случае фасадную часть кровельной конструкции и остающиеся открытыми фронтонные треугольники после монтажа стропильной системы просто зашивают деревом или иным материалом, по своему усмотрению.
Искусственная фасадная стенка односкатной кровли – стойки с верхним обвязочным брусом, и дощатая обшивка.
Такой подход нередко позволяет достичь экономии при возведении капитальных стен гаража – меньше уйдет кирпича или блоков, а сам процесс кладки пройдет быстрее – нет нужды выводить дополнительные боковые трапециевидные стенки фронтонов.
- Если стенки одинаковой высоты, то прибегают и к другому приему – на «земле» монтируют стропильные фермы, а затем уже устанавливают их с определенным шагов на мауэрлат.
Обычно в ходе работы изготавливается одна такая ферма, тщательно примеряется и подгоняется к месту. Ну а затем она становится шаблоном для «клонирования» — по ее образцу изготавливаются остальные, в удобных условиях на земле. Когда все фермы готовы – переходят к окончательному монтажу. Нижние углы ферм крепятся к мауэрлату, верхние – обвязываются между собой брусом, создавая единую жесткую конструкцию.
Такой подход особенно удобен, когда большое расстояние между стенами обязывает строителя усиливать стропила. А ферма уже сама по себе является жестким конструктивным элементом, так как сочетает в себе и своеобразную балку перекрытия, и стропильную ногу, с установленными между ними усиливающими перемычками – стойками или подкосами.
Стропильная ферма сочетает в себе свойства и балки перекрытия, и стропильной ноги
Еще одно очевидное удобство – в таком гараже намного проще будет подшить потолок, при необходимости еще и утеплив его – горизонтальные балки ферм предоставляют для этого все возможности.
Еще один вариант – когда гараж пристраивается к готовой сплошной стене уже ранее возведенного капитального здания.
Еще один вариант – гараж пристраивается к уже ранее возведенному зданию.
В этом случае один конец стропил опирается на установленные на стене на определенной высоте кронштейны или опорный брус, а второй – на вертикальные стойки с обвязкой – в случае каркасной конструкции, или на мауэрлат пристроенной рядом стены. В любом случае, эта точка опоры опять же расположена с расчетным перепадом высоты ΔН.
Гараж с односкатной крышей пристраивается к дому
При необходимости, вместо стропил с стене дома могут крепиться и стропильные фермы, по аналогии с ранее рассмотренным случаем.
Основные параметры односкатной крыши гаража, проведение их расчетов
Итак, если принято решение возводить над гаражом односкатную крышу, то необходимо определиться с ее основными параметрами.
Из исходных данных, как правило, имеются только размеры «коробки» гаража – его длина и ширина. Отсюда и начнем «плясать».
Исходные данные для расчетов – длина гаража (D), его ширина (L), планируемое направление ската кровли.
Направление уклона кровли
В первую очередь, следует определить заранее направление уклона ската, руководствуясь при этом не только соображениями удобности и простоты монтажа стропильной системы, но и принимая в расчет преобладающее направление ветра на участке строительства.
Уклон крыши рекомендуется выполнять именно на наветренную сторону, чтобы движение воздуха не создавало подъемной силы, а наоборот, прижимало кровельную конструкцию вниз. Хотя гараж, как правило, невысокое сооружение, и может практически полностью зарываться от воздействия ветра другими зданиями, тем не менее, преобладание ветра может быть вызвано особенностями местности или соседней застройки – открытые пространства, лесные просеки и т.п. Ну и, конечно, определенную роль в выборе направления ската может играть и специфика участка – общий «фон» дизайна территории, расположение элементов системы ливневой канализации или иные факторы.
Определение крутизны ската
Следующий шаг – необходимо определиться с крутизной ската, то есть с величиной угла α.
Для односкатных кровель этот угол обычно не превышает 25, максимум — 30°. При слишком большой крутизне само строение выглядит нелепо, а самое главное – кровля становится весьма уязвимой к ветровой нагрузке. Слишком маленькие уклоны, менее 10°, также нежелательны, так как в этом случае резко возрастает значимость снеговой нагрузки на скат, затрудняется отток воды, особенно в период оттепелей или начала массового таяния снега.
На угол ската серьезно влияет и тип кровельного покрытия. Если хозяин гаража заранее отдает предпочтение тому или иному материалу для кровли, например, чтобы выдержать общий дизайн территории, то он должен руководствоваться определенными правилами при расчетах крутизны односкатной крыши.
Ниже приведена схема, показывающая допустимые типы кровельных покрытий для различных углов крутизны ската крыши.
Диаграмма зависимости угла ската от линейных размеров, допустимые виды кровельного покрытия
Обратите внимание, что крутизны ската на диаграмме показана в трех различных вариантах – в градусах и в соотношении высоты подъема (ΔН) к базовой длине (D или L), которая, в свою очередь, может быть выражена в дробном соотношении или в процентах. Имея под рукой такую схему, несложно будет перевести одни единицы измерения в другие.
Числами в кружках обозначены типы кровельного покрытия, а стрелка, идущая от них, указывает на минимально допустимую величину уклона кровли, при которых их можно использовать.
Как придать скату заданный угол уклона?
Следующий вопрос – как придать скату нужный угол наклона.
Если с величиной α и с направлением уклона ската определились, то, зная исходный параметр длины или ширины гаража (), несложно определить и тот искомый перепад высоты ΔН, о котором уже не раз упоминалось.
Если стены имеют определенную толщину (например, выложены из блоков или кирпича), то промер линейных параметров постройки D и L проводим по внешним их краям.
Для расчета воспользуемся известной тригонометрической формулой:
H = L(D) × tg α
Чтобы не заставлять читателя искать значения тангенса и проводить самостоятельные вычисления, ниже размещен калькулятор, который позволит выполнить расчет в считанные секунды. При желании можно «поиграть» значениями, чтобы найти оптимальный допустимый вариант.
Калькулятор расчета превышения стены для обеспечения необходимой крутизны односкатной кровли
Определяемся с длиной стропил
Следующим шагом необходимо определить длину стропил
Найти ее несложно – по тригонометрической формуле
S = ΔH / sin α
или с использованием всем известной теоремы Пифагора:
S = √ (L²(D²) + ΔH²)
При расчёте будет благоразумным сразу увеличить длину стропил для получения необходимого карнизного свеса кровли, который предотвратит прямое попадание атмосферных осадков на стены гаража.
Величину карнизного свеса обычно увязывают с материалом стен постройки. В таблице ниже приведены значения минимальной ширины свеса в зависимости от типа стен:
Металлический гараж или обшитая металлом каркасная конструкция | 150 ÷ 200 мм |
Стены гаража сложены из кирпича, блоков, железобетонных элементов | 300 ÷ 400 мм |
Деревянные стены – сруб или каркасная конструкция | 500 ÷ 600 мм |
Впрочем, карнизный свес может образовываться и иначе – удлинением стропил с помощью так называемых кобылок. В этом случае дину стропила рассчитывают только между точками крепления.
Варианты организации бокового свеса кровли – за счет удлинения стропила (а) и путем наращивания длины кобылками (б)
Ниже представлен калькулятор, который позволит быстро рассчитать длину стропильных ног как для одного, так и для второго варианта
Калькулятор расчета длины стропил для односкатной крыши
В любом случае, если предоставляется возможность выбора, следует отдавать предпочтение минимальной длине стропильных ног (между точками опоры). В таком случае появляется возможность использования материала меньшего сечения (об этом будет рассказано ниже), что уже само по себе дает немалую экономию средств. Кроме того, упрощается и сама конструкция.
Стропила длиной до 4,5 метров могут опираться на две точки, не требуя при этом дополнительный усиливающих элементов. При длине стропил порядка 5 ÷ 6 метров уже необходимо их усиление подкосами (подстропильными ногами). Еще сложнее будет, если пролет более 6 метров – здесь потребуется установка стоек, опирающихся на мощные балки перекрытия или на капитальное основание, и нескольких подкосов.
Усложнение конструкции стропильной системы при увеличении длины пролета
1 – брус мауэрлата;
2 – стропильная нога;
3 – опорный брус (лежень);
4 – подкос (подстропильная нога);
5 – балка перекрытия (опора может быть и на капитальную стенку);
6 – вертикальная стойка
Сечение стропил, шаг установки
Следующий вопрос, наверное, относится к числу наиболее важным и сложных – это сечение бруса или бревна, из которого будут изготавливаться стропильные ноги, и шаг их установки.
Длина, поперечное сечение и шаг установки стропил должны соответствовать предполагаемым нагрузкам на конструкцию крыши.
Поперечное сечение пиломатериалов, подходящих для изготовления стропильных ног, зависит от выпадающей на них нагрузки. Суммарные нагрузки, которые должны быть способны выдержать стропила, складываются из нескольких величин:
- Вес самих стропил, обрешетки, контробрешетки, утеплителя, гидроизоляции. Эту величину можно рассчитать, но она, как правило, вкладывается в показатель 30÷40 кг/м² – не будет большой ошибкой оперировать таким значением.
- Вес кровельного покрытия. Здесь различия могут быть достаточно существенными. Усредненные значения удельной массы различных типов кровли приведены в таблице:
Асбесто-цементный шифер усредненного профиля | 11 |
то же — усиленного профиля | 18 |
Целлюлозно-битумные листы («еврошифер, «ондулин») | 6 |
Кровельное железо (оцинкованная сталь) | 6 ÷ 8 |
Мягкая черепица | 11 |
Металлочерепица, профнастил | 8 ÷10 |
Керамическая черепица | 40 ÷50 |
Черепица на цементной основе | 60 |
Полимер-песчаная черепица | 22 |
Мягкая кровля — рубероид на битумной мастике в два слоя | 15 |
- Наконец, нагрузки природного характера. Это, в первую очередь, давление снежных масс, накапливающихся на кровле с небольшим уклоном, к которым в полной мере относятся все односкатные крыши. Второй фактор – это ветровая нагрузка, правда, для низкопрофильных односкатных кровель она выражена несущественно. Тем не менее, можно принять в расчет и ее.
Для проведения вычислений указанных нагрузок пользуются результатами многолетних метеорологических наблюдений. Вся территория России разделена на зоны по уровню среднестатистической снеговой нагрузки на единицу площади, и по силе преобладающих ветров.
На схеме ниже представлена карта распределения зон по снеговой нагрузке:
Значения нагрузки по зонам указаны в таблице:
I | 0.8 кПа | 80 кг/м² |
II | 1.2 кПа | 120 кг/м² |
III | 1.8 кПа | 180 кг/м² |
IV | 2.4 кПа | 240 кг/м² |
V | 3.2 кПа | 320 кг/м² |
VI | 4.0 кПа | 400 кг/м² |
VII | 4.8 кПа | 480 кг/м² |
Значения даны в килопаскалях в килограммах на квадратный метр, так как в различных источникам могут применяться и те, и другие величины. Для перевода можно пользоваться примерным соотношением:
1 кПа ≈ 100 кг/м²
Снеговая нагрузка на кровля вычисляется формулой:
Рсн = Рсн.т × μ, где
Рсн.т – табличное значение для данной зоны;
μ – коэффициент, учитывающий угол уклона ската кровли:
— при крутизне скатов до 25° коэффициент равен единице, так как снег практически полностью остается на кровле;
— если угол свыше 25°, коэффициент равен 0,7.
Ветровая нагрузка также вычисляется на основе табличных значений. Ниже приведена схема зонирования территории РФ по уровню ветрового давления:
Карта-схема зонирования территории России по уровню ветрового давления
Значения ветрового давления для каждой из зон ведены в таблицу:
Расчетное значение ветрового давления, кг/м² | 24 | 32 | 42 | 53 | 67 | 84 | 100 | 120 |
Значение ветрового давления для конкретного здания вычисляется по формуле:
Рв = Рвт × k × n, где
Рвт – табличное значение для конкретной зоны;
k – коэффициент учитывающий высоту здания и место его расположения.
n – коэффициент, учитывающий крутизну ската и преобладающее направление ветра.
Коэффициент k рассчитан для зданий различный высот, но так как у нас идет речь о гараже, то можно привести таблицу в «усеченном» виде, так как высота постройки заведомо не будет слишком большой.
не более 5 м | 0.75 | 0.5 | 0.4 |
от 5 до 10 м | 1.0 | 0.65 | 0.4 |
На всякий случай приведены две строки, хотя обычно достаточно только первой, с высотой до 5 метров.
В таблице фигурируют три зоны – это общая характеристика расположения постройки:
Зона «А» | Открытая местность (степь, пустыня), незащищённые от ветров побережья крупных природных водоемов. |
Зона «Б» | Пересеченные, лесистые участки местности с естественными преградами для ветра или с искусственными насаждениями, высотой до 10 метров, территории поселков и небольших городов. |
Зона «В» | Плотная городская застройка, с высотой искусственных преград для ветра высотой 25 метров и более. |
Возводимое сооружение можно отнести к той или иной зоне, если указанные характерные особенности местности расположены не далее, чем в радиусе 30×h, где h — это высота здания. Таким образом, например, для гаража высотой 4,5 м очерчивается круг радиусом 135 м.
Следующий коэффициент – n, учитывает зависимость ветровой нагрузки от направления ветра и угла ската кровли. Соотношение это – достаточно сложное, и все многочисленные значения коэффициента распределяются на несколько таблиц, в зависимости от участка кровли и преобладающих ветров – во фронтальную часть или в скат. В наше случае, при расчете односкатной крыше невысокого строения (гаража) приводить все таблицы — просто не имеет смысла. Примем допущение, что направление ската, как рекомендовалось выше, выбрано в наветренную сторону, а крутизна не превышает 30°. В ряде случаев коэффициент даже принимает отрицательные значения, так как ветер оказывает не прижимающие, а наоборот, подъемное воздействие на кровлю.
от 0 до 5° | -0.6 |
от 6 до 10° | -0.4 |
от 11 до 15° | -0.2 |
от 16 до 20° | 0 |
от 21 до 30° | 0.2 |
от 31 до 40° | 0.5 |
Теперь, зная все необходимые величины, можно вычислить суммарное внешнее давление на кровлю для самых неблагоприятных обстоятельств – просто просуммировав все возможные воздействия. Это значение будет получено в килопаскалях или в килограммах на квадратный метр. Но нас больше должна интересовать величина распределенной нагрузки на погонный метр стропила – это поможет определиться с его сечением. А этот показатель уже зависит от выбранного шага установки стропильных ног.
Понятно, что чем чаще установлены стропила, тем меньше выпадает нагрузка на каждое из них. Единообразных рекомендаций по выбору шага установки нет – это во многом зависит еще и от типа выдранной кровли –для разных материалов могут быть свои рекомендованные значения. Но обычно для односкатной крыши стропила широко не разносят – шаг выдерживается в примерном диапазоне от 500 до 1000 мм.
Чтобы оценить выпадающую на погонные метр стропила нагрузку необходимо суммарное значение, рассчитанное на единицу площади, умножить на шаг, выраженный в метрах. Например, расчеты показал, что на кровлю в имеющихся условиях может оказываться нагрузка 190 кг/м². Шаг установки стропил выбран 600 мм. В итоге получаем нагрузку на стропильную ногу 190 × 0,6 = 114 кг/погонный метр.
Имея «на руках» это значение, уже несложно будет найти и оптимальное сечение стропила – воспользовавшись таблицей, размещенной ниже.
ИЗ БРЕВНА | ИЗ БРУСА (ДОСКИ) | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | ||||||
диаметр, мм | толщина бруса, мм | |||||||||||
40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | ||||||
высота бруса, мм | допустимая длина стропил между точками опоры, м | |||||||||||
120 | 180 | 170 | 160 | 150 | 140 | 130 | 120 | 4.5 | 4 | 3.5 | 3 | 2.5 |
140 | 200 | 190 | 180 | 170 | 160 | 150 | 140 | 5 | 4.5 | 4 | 3.5 | 3 |
160 | — | 210 | 200 | 190 | 180 | 170 | 160 | 5.5 | 5 | 4.5 | 4 | 3.5 |
180 | — | — | 220 | 210 | 200 | 190 | 180 | 6 | 5.5 | 5 | 4.5 | 4 |
200 | — | — | — | 230 | 220 | 210 | 200 | 6.5 | 6 | 5.5 | 5 | 4.5 |
220 | — | — | — | — | 240 | 230 | 220 | — | 6.5 | 6 | 5.5 | 5 |
Рассмотрим на том же примере:
Пример использования таблицы для определения сечения стропил
Расчетная нагрузка на погонный метр стропильной ноги 114 кг – округляем до табличных 125 кг. Проведенные ранее вычисления показали, что длина стропила между точками опоры должна составлять 4.4 м – приводим к табличным 4,5 м. Находим соответствующие значения в таблице (выделено желтой областью.
Слева в разделе «сечение стропил» в соответствующей строке (выделено зеленой областью), показаны все допустимые в данном случае размеры: бревно диаметром 160 мм, или брус сечением 50×210; 60×200; 70×190; 80×180; 90×170 и 100×160.
Если рассчитанная нагрузка выходит за пределы указанных значений (более 175 кг/пог. м), или если существует необходимость применения свести к минимуму сечение пиломатериала, ничего не остается кроме того, как уменьшить шаг установки стропил и тем самым ввести расчетные показатели в «нужные рамки».
Чтобы упростить читателю задачу, ниже размещен калькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила. Он, кстати, дает возможность проследить, как будут изменяться параметры нагрузки при увеличении или уменьшении планируемого шага установки стропил – так проще прийти к оптимальному решению.
Калькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила односкатной крыши
Получив искомое значение, идем в таблицу, чтобы найти нужное сечение пиломатериала.
Зная шаг установки стропил, несложно рассчитать и их количество. Для этого длину стены, перпендикулярно которой будут устанавливаться стропильные ноги, делят на шаг, округляют в большую сторону до целого числа и прибавляют единицу. Например, длина гаража – 6.4 м, выбранный расчетный шаг стропил – 0,6 м.
6,4 / 6 = 10,66 ≈ 11+ 1 = 12 стропил.
И теперь, уже напоследок, можно рассчитать и точное расстояние между осями стропильных ног, так как будем их размещать равномерно:
6,4 / 11 = 0,582 м.
Шаг получился, понятно, чуть меньше, но это только на руку, так как создаст необходимый запас прочности кровельной конструкции.
Вот теперь можно будет переходить к изготовлению стропильных ног – все размеры для этого у нас рассчитаны.
Монтаж односкатной крыши гаража
Собственно, если все тщательно рассчитано, подготовлены все необходимые детали конструкции, то, имея даже не самый большой опыт плотницких работ, смонтировать стропильную систему односкатной крыши гаража уже не будет столь сложной задачей.
Вариантов здесь может быть великое множество, зависящих и от материала постройки, и от используемого кровельного настила. Про все рассказать – не хватит никакой публикации, но эти вопросы подробно изложены на страницах нашего портала в разделе «Крыша и кровля». В данной же статье будет рассмотрен вариант сооружения кровли на гараже, выложенном из блоков и перекрываемом профнастилом.
Итак, простроен гараж из блоков. При проектировании постройки сразу была учтена необходимая крутизна ската и его направление. В соответствии с этим одна из длинных сторон выложена с превышением ΔН. Две короткие стороны (фронтонные) – трапециевидной формы. |
|
В первую очередь – устанавливается мауэрлат. Для него используют качественный брус сечением 100×150 мм, укладывая его на стену на широкую сторону. Мауэрлат обычно размещают по внутреннему обрезу стены – это даст возможность в дальнейшем закрыть его от внешнего воздействия рядом кирпичной кладки. Между деревянной деталью и блочной стеной обязательно укладывается слой гидроизоляции – рубероида. |
|
Способы крепления мауэрлата могут быть различными. Например, при заливке верхнего армирующего бетонного пояса сразу делаются закладки с вертикальными шпильками. Другой вариант – на анкерные крепления, насквозь через брус. Еще один вариант, если позволяет толщина стены – с использованием стальных уголков – они крепятся дюбелями к стене, а уже к уголкам мощными саморезами – сам мауэрлат (как показано на иллюстрации). |
|
Кстати, на этом этапе нечего не мешает продумать одну возможность – организацию будущих фронтального и заднего карнизных свесов за счет увеличения длины бруса мауэрлата и вынесения его спереди и сзади на необходимое расстояние за внешние пределы постройки. При этом для мауэрлата лучше взять брус попрочнее – порядка 150×150 мм. Есть еще один нюанс – к расчетному количеству стропил необходимо будет прибавить еще две штуки. |
|
Теперь необходимо подготовить сами стропила. Их удобнее будет доводить «до кондиции» на земле, а для этого потребуется изготовить шаблон. Для шаблона можно взять доску, например, 50×200 мм, такой длины, чтобы ее хватило на вся длину стропила с учетом боковых карнизных свесов. Доску-шаблон по месту можно будет сразу подогнать по требуемой длине. Доска укладывается на брусья мауэрлата строго перпендикулярно им (параллельно скошенным стенкам) |
|
Производится разметка запилов, необходимых для надежной фиксации стропил на мауэрлате. С помощью угольника, линейки, с контролем по уровню, намечается место выреза. При этом исходят из того, что высота выборки (h) не должна превышать ⅓ высоты стропильного бруса. Ширина опорной полки (m) в идеале должна приближаться к ширине мауэрлата, но все равно первое требование считается первостепенным. Подобная разметка производится на обеих сторонах шаблона. По готовому шаблону размечаются и вырезаются все необходимые стропильные ноги. |
|
По брусьям мауэрлата проводится разметка осей установки стропил с рассчитанным шагом. После этого переходят непосредственно к установке и креплению стропильных ног. Если косые стенки выложены так, как показано на иллюстрации, то между крайними стропилами и стенкой оставляется зазор порядка 50 мм. |
|
Крепиться стропила к мауэрлату могут по-разному. Например, используются специальные стальные уголки, а сама стропильная нога крепится к уголка либо гвоздями, либо пропущенным насквозь болтом, как на рисунке. |
|
На этой иллюстрации показано аналогичное соединение, с помощью уголков, но только с использованием гвоздей. А на правом фрагменте рисунка – вариант без запила (когда он нецелесообразен, например, из-за чрезмерного ослабления стропильной ноги). В этом случае снизу к стропилу заранее крепится опорный брусок. |
|
Еще один вариант – стропило крепится к мауэрлату гвоздями, забитыми наискось с двух сторон, а затем соединительный узел усиливается забитой стальной скобой. Важное условие – забиваемые острые концы скобы обязательно должны располагаться в перпендикулярных плоскостях. |
|
После монтажа всех стропил можно переходить к карнизным свесам. С двух наклонных сторон для этого будут устанавливаться кобылки. Кобылки изготавливаются из того же пиломатериала, что и стропила. Для этого можно использовать образки, оставшиеся при раскрое – это следует учесть заранее. Детали вырезаются таким образом, чтобы верхний край совпал с верхом стропил. Крепятся кобылки к стропилам двумя гвоздями в торец. Крайние кобылки приходящиеся на уровень стен, желательно дополнительно зафиксировать к капитальному основанию с использованием стальных уголков. Не забываем, что между кобылками и стеной должна быть рубероидная прокладка. |
|
Обычно поступают таким образом: устанавливают и полностью фиксируют две крайние кобылки, между ними натягивают шнур … | |
… затем по намеченной линии также монтируются и все остальные, с шагом примерно 800 ÷ 1000 мм. | |
Следующим шагом по всему периметру конструкции на кобылки и выступающие концы стропильных ног набивается карнизная ветровая доска. Для этого используется доска 25×200 мм. |
|
Теперь – самое время заложить кирпичом выглядывающую сторону мауэрлата на высокой стене (показано стрелками). От древесины кладка должна быть отделена рубероидом. |
|
Снизу карнизные свесы необходимо подшить. Подшивка может быть сплошной из досок толщиной 25 мм. На данной иллюстрации показана обшивка только бортиками – к ним впоследствии будут крепится софиты или полосы сайдинга. | |
Вот теперь моно переходить к настилу обрешетки под выбранное кровельное покрытие. Для обрешетки под профнастил вполне подойдут и необрезные доски, сечением примерно 25×100 мм. Здесь на качестве материала можно немного сэкономить – приобрести для обрешётки материал второго сорта. Но обязательно необходимо проследить, чтобы на необрезных досках не осталось коры, так как в ней могут остаться гнезда с личинками паразитных насекомых – жуков-короедов. Обрешетка устанавливается или сплошной (например, для мягкой кровли), или с определенным шагом, в зависимости от конкретного типа кровельного материала и крутизны ската. |
|
И, наконец, на готовую обрешётку монтируется кровельный материал, в данном случае – профнастил. |
Чтобы правильно определиться с шагом обрешетки, необходимо знать особенности кровельного материала. В данном случае рассматривался профнастил, но шаг обрешётки все же указан не был. А это потому, что разновидности этого материала также могут весьма существенно различаться.
Что необходимо знать о профнастиле?
Этот материал упорно движется к вершинам популярности ы среде профессиональных и индивидуальных строителей. Как правильно выбрать профнастил – читайте в специальной публикации нашего портала. А еще одна публикация поможет провести самостоятельный монтаж кровли из профнастила .
Итак, после прочтения статьи многие могут прийти к выводу, что наиболее ответственным этапом является расчет будущей односкатной крыши гаража. Так оно и есть на самом деле — при правильно рассчитанных параметрах, хорошо подобранных качественных деталях, самостоятельное возведение односкатной крыши небольшого строения уже станет вполне выполнимой операцией.
В завершение статьи – еще один пример, теперь уже наглядный, в видео-формате, возведения односкатной крыши:
Видео: пример монтажа односкатной крыши
Источник: stroyday.ru