И так, дано число храмов РПЦ в 1990 году — 2,5 тыс., которое выросло в 2017 году до 36,8 тыс.
Также дано число школ в 1990 году равное 69,7 тыс., а в 2017 году 41,8 тыс.
Исходя из этих цифр нужно вычислить когда число храмов превзойдет число школ в России?
Путин В.В. (2018.04.26) — Если мы не сделаем прорыв в течение двух-трех десятилетий, то безнадежно отстанем. О сингулярности — «чтобы видеть дальше, нужно подняться выше»
Медитации убивают вашу способность менять окружающий мир (Ronald Purser — The mindfulness conspiracy. Guardian. Перевод Антон Занимонец)
Всемирный Русский Народный Собор предложил стратегию народосбережения как высший национальный приоритет
Строительство и проектирование деревянных храмов по территории всей России.
18 комментариев
Верное наблюдение, зависимость очевидная: сносятся храмы — строятся школы, строятся храмы — сносятся школы. Интереснее спрогнозировать на основе графика до коих пор такое попущение будет продолжаться. И вынести предложение для РПЦ по созданию стандарта проектов храмов, предусматривающих второе назначение — объектов культуры и спорта, на случай внезапного изменения политической конъюктуры. А в семинариях ввести педагогические дисциплины, на такой же случай — будет шанс отчизне послужить: не проповедовать, а преподавать. Меняй вывески и только, и никаких разрушений и гонений, лишь созидание.
А есть ещё казачество, которое тесно сплетается с силовыми ведомствами. У меня рядом, где местный участковый, соседняя дверь — местное казачество.
цифры для возбуждения эмоций
«С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья — если они относятся к Московскому Патриархату.
Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» — это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении — в селе, где пока еще нет храма, — и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?»
Закрывают сельские школы, где «учатся» 1-2 ученика и открывают современные учебные комплексы.
http://ya-russ.ru/itogi-2017-goda-naibolee-krupnyie-novyie-shkolyi/
Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет. Школ стало меньше, но они стали больше и лучше,
«Минпросвещения зафиксировало рекордное количество школьников. В этом году за парты сядут 15,6 млн учеников, из них 1,8 млн первоклассников. За последние 10 лет это самый высокий показатель. Так, в 2008 году 1 сентября в школу пошли 13,8 млн детей»
РПЦ Строит по Три Храма в День Заявил Патриарх Кирилл
Бездумными людьми, легко манипулировать, даже если они читали ДОТУ ))))
Русская православная церковь ежегодно открывает почти 1,5 тысячи храмов, именно столько церквей в настоящее время существует и в Москве, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с митрополитом Варшавским Саввой.
«Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год», — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.
По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице «примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями».
«Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290», — сказал патриарх.
По его оценке, храмостроительство изменяет к лучшему и городской ландшафт. И если раньше церкви, в основном, были сосредоточены в старой, исторической части города, то теперь они появляются и в новостройках.
У нас есть проблема с массово неходящими в школу учениками? Причём тут количество учащихся? Подумайте. Школ стало меньше, а количество учебных мест в них больше.
«Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год», — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.
По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице «примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями».
«Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290», — сказал патриарх.
По его оценке, храмостроительство изменяет к лучшему и городской ландшафт. И если раньше церкви, в основном, были сосредоточены в старой, исторической части города, то теперь они появляются и в новостройках.
Во-первых, по-вашему экономика государства — это бездонное жерло, откуда каждый черпает столько, сколько сможет? Или взаимосвязанная совокупность элементов? Совестливый «православный» бизнесмен, который пожертвовал на храм пару миллионов рублей, откуда эти средства взял? Ему инопланетяне с другой планеты привезли, или он извлёк эти два миллиона из карманов своих работников, клиентов и из оборотных средств своего предприятия?
«Программа-200» реализуется фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии Правительства Москвы. В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города. Строительство планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.
Финансирование «Программы-200» осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и помощи в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций.
Во-вторых: «Программа-200» реализуется фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии Правительства Москвы. В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города. Строительство планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.
Финансирование «Программы-200» осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие Правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и помощи в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций.
Вот я один вижу, что второй абзац представляет собой взаимоисключающие параграфы? Лучше, чтобы бизнесмены эти деньги за рубеж выводили, а земли под ларьки раздавали, как раньше?
Рост количества церквей (+мечети,церкви других конфессий)-это уход от ВЕРЫ БОГУ к вере в бога = деление ЦЕЛОГО. Не приведи ГОСПОДЬ школам стать церквями: https://echo.msk.ru/programs/assembly/1728560-echo/ «Церковь и школа: возможно ли сотрудничество?»
По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице «примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями».
«Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290», — сказал патриарх.
У опущенных в противоестественность есть термин «приход»-как бы другое значение?!
Рост свечных заводиков можно сопоставить с ростом онкологических,перинатальных,кардиологических и других центров. Что с того-церковь лишь средство управления/оружие третьего приоритета.
Не мешайте дуракам «творить» глупости.
Рост количества первоклассников (система образования как общественный институт-источник/получатель благ)-следствие программы материнского капитала (2007 год). Кто выставит/выставил,нравственно приемлемые, вектора целей и создаст/создал условия воспитания и образования (1-й и 2-й приоритеты ОСУ) тот и определит своё будущее и будущее всей цивилизации. Пути два?! По моему ОДИН.
схоластика и казуистика про веру Богу и вере в Бога порядком поднадоела.
Надо правильно вскрывать умолчания, о чем талдычат в текстах КОБ. Верующие, верят в существование Бога.
А теперь задайте вопрос, можно верить Богу не веря в существование Бога?
Далее, Прежде чем кому то верить необходимо ПРИНЯТЬ И ПОНЯТЬ сообщение от Бога, а для этого надо уметь различать источники информации.
Попугаи бездумно повторяют «верить Богу», а смысла не понимают.
Так же, бездумно верующие текстам КОБ не понимают, как Иисус может быть Богом, Сущим от начала, но это уже другая тема .
Схоластика,говорите-может быть те ,кто писал тексты КОБ,оторваны от ЖИЗНИ?!
Умолчания каждый вскрывает в СВОЕЙ реальности. Верят в существование Бога и — … на этом всё?! Что еще нужно в отражённом МИРе-РИМе ?! Попробуйте поменять в векторе целей «Я ХОЧУ» на «Я МОГУ» — удивитесь как поменяется реальность вокруг .
Родителям своим верите или сначала пощупать необходимо?! родителям родителей?! …. ПЕРВЫЕ РА-ДЕТИ-ЛИ Кто всему НАЧАЛО.
Иисус может быть Богом,но не сыном Божьим.Как и каждый — Господь в пути по жизням. Вопрос в том, сколько на весах ДУШИ от БОГА,сколько от ДИАВОЛА . (притча о двух волках). Там взвесят и спросят с каждой души.
Источник: mediamera.ru
В защиту строительства православных храмов
Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы на территории Прихода Собора всех святых в земле Симбирской просиявших, в Засвияжском районе Ульяновска, на берегу реки Свияги. Фото: Пресс-служба Симбирской митрополии
Месяц назад, после провала грунта в сквере им. Карамзина города Ульяновска, нашей общиной было написано обращение на имя руководителя Управления по охране культурного наследия региона с просьбой привлечь нас к участию в археологических исследованиях, о которых было публично объявлено. Нас данное место интересовало как единоверцев (старообрядцев в лоне Русской Православной Церкви. – В.Б.), так как существует версия, что в сквере стояла единоверческая церковь. Версия слабая, но мысль о том, что в городе может появиться православный храм, как всегда привлекла малочисленных, но решительно настроенных комментаторов на самый популярный местный портал. Вопрос о строительстве церкви еще не ставился, а вот протестующие уже вполне ясно обозначили свою позицию от «надо строить садики и больницы» до «ждем, когда дадут команду храмы рушить».
Все это заставило задуматься вообще о том, почему же на самом деле люди противятся возникновению Домов Божиих, какие аргументы лежат в их доводах на поверхности и что же у них на самом деле внутри.
Вспоминаю, как около года назад одна из православных общин Ульяновска через публичные слушания добилась строительства храма. От некоторых жильцов были слышны протесты из серии «застраиваете парковую зону».
Честно, я и подумать не мог, что узкая полоска вытоптанного пустыря, заваленного ближе к кустам бутылками и сопутствующим мусором, «заминированная» домашними питомцами и с двух сторон засаженная редкими деревьями, – это парковая зона. Храм строить начали в одном из самых неблагополучных районов города. Бывали случаи, что людей убивали за отказ дать денег на выпивку.
Даже по ощущениям, попав в эти края, можно было понять, что с нравственностью здесь тяжело. И все это на фоне унылой советской архитектуры. В общем, «парковая зона» очень вписывалась. А храм предполагалось строить белоснежный, с золотыми куполами. И конечно, с основательным благоустройством этой самой парковой зоны.
В другом месте города храм был построен рядом с так называемым местным «пляжем» на реке Свияге. Перед началом строительства вывезли «Камаз» шприцов и алкогольной тары. Место в народе известное – и своим удручающим видом, и дурной репутацией «диких зарослей».
Сейчас здесь красуется замечательный храм с великолепной площадкой, открывающей вид на противоположный берег и пойму реки. На территории планируется строительство образовательного центра. Эти места были заселены около 350 лет назад, в одно время с появлением града Симбирска. За все это время на территории района храма не было. Теперь он есть.
Для порядка 30 тысяч жителей.
Церковь – это не просто здание. Это и детский сад, и больница – для души
От людей нецерковных часто слышу о благодатном влиянии на них одного вида церкви. Прошедший сквозь века архитектурный облик храма пронес с собой символ неизменности во времени Божественной истины. Как бы ни был красив стоящий по соседству торгово-развлекательный центр или дорогой коттедж, церковь неизменно выделяется на фоне городской застройки своей неотмирностью.
И именно эта неотмирность напоминает одним своим видом спешащим мимо пешеходам, погруженным в свои мысли пассажирам транспорта, водителям – о том, что в этом океане суеты есть что-то высшее, важное и, несомненно, светлое. Один мой знакомый говорил, что, постояв в храме двадцать минут, получал «заряд энергии на месяц».
Нам сегодня больше не хватает не внешнего, а внутреннего – внутренних сил, от которых и зависит и качество, и количество этого внешнего. Доброжелательное отношение к людям, созидательный труд, воспитание детей, дела добра – всё это требует от нас определенного духовного ресурса.
Сколь часто люди нецерковные в трудные жизненные моменты заходили в храм на те самые «двадцать минут», а затем получали возможность к решению проблемы. Один взгляд на храм Божий может возбудить в человеке память о высших ценностях, внутренне отгородить его от дурных поступков, которые, возможно, зрели в его душе, уберечь от неправильных решений. Церковь – это не просто здание. Это детский сад и больница – для души.
Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы на территории Прихода Собора всех святых в земле Симбирской просиявших, в Засвияжском районе Ульяновска, на берегу реки Свияги. Фото: Пресс-служба Симбирской митрополии
Храм – символ России. О том нам свидетельствует Древняя Русь, колыбель нашей национальной идентичности. Самые величественные здания, самые яркие сооружения, фон любой сказки или исторического периода – величественный каменный собор или милая деревянная церквушка. В тварном выражении венцом творчества народа становился православный храм.
В храм превращались в той или иной степени все постройки русского человека. Божницы устраивались в домах, обустройству красных углов во всех комнатах и общественных зданиях придавалось очень большое значение.
Потому хотелось бы обратиться к нашим современникам, так яро сражающимся с православными храмами, буквально – с верой Христовой. В разные эпохи наша Церковь это проходила. 100 лет назад начались длительные гонения, убивали людей, глумились над святынями. Как оказалось, самоуверенные вожди большевиков не смогли заложить основательного фундамента новой России.
Коммунизм рухнул, хотя и нанеся народу глубокую рану и продолжая отравлять своей памятью умы людей. Он рухнул, а тысячи церквей величаво подняли свои купола во всех уголках нашей Родины. Может, стоит задуматься над этими событиями глубже? И хотя бы перейти с откровенно воинственного тона на более рассудительный. Земная жизнь ограничена временем.
Не стоит тратить ее на бесплодную и опустошающую душу борьбу. Вечность – гораздо дороже того.
Источник: pravoslavie.ru
Вместо школ и больниц они строят храмы. Холодные цифры.
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Алекс Новин перепечатал из zen.yandex.ru 24 апреля 2020, 19:08
8 оценок, 1864 просмотра Обсудить (21)
По официальным данным Росстата с 2009 по 2019 год в России было построено 9386 храмов и церквей, т.е. в среднем в год строили по 938 зданий.
Детских садов в 1990 году было более 87 тысяч. К 2009 году их число сократилось до 45 тысяч.
В период с 2009-2019 построено 3500 садиков, т.е. в среднем 350 зданий в год. Почти в два раза меньше, чем храмов.
Количество школ сократилось на 8800 за аналогичный период. Т.е. -880 школ в год.
Количество больниц сократилось за 10 лет на 1 тыс. Особенно это заметно сейчас, во время пандемии.
Но зачем нам нужны больницы, можно ведь сходить помолиться и поцеловать ручку бородатому мужику, авось, это излечит тебя от болезней.
Какие приоритеты мы ставим перед страной?
Нам нужно внедрять новые технологии, делать технологические прорывы, строить дома для людей, покорять космос наконец!
Но как это можно осуществить, когда вместо нужных и важных вещей мы строим культовые учреждения.
Хочу подчеркнуть, строим за государственный счет!
В этих учреждениях людей отучают критически мыслить, в них учат устаревшей морали, учат терпеть и смиряться, вместо того, чтобы менять окружающий мир.
Ответ прост- правящей верхушке не нужно, чтобы вы задумывались о справедливости, о том, как устроено наше общество и почему у 98 самых богатых людей страны денег столько же, сколько у всего остального населения.
Они хотят заставить вас верить, что так и должно быть, что альтернативы не бывает, что так велел бог!
Не верьте словам, верьте цифрам и думайте!
Александр Виноградов # написал комментарий 24 апреля 2020, 19:22 Неужели они уже пришли — пресловутые «тёмные века»? Или есть ещё шанс устоять?
Арютин Леонид # ответил на комментарий Александр Виноградов 24 апреля 2020, 19:59 Вота карантин кончится,ты ентим «темным векам» завидовать будешь.
Николай Миронов # написал комментарий 24 апреля 2020, 19:22 Храмы строятся на средства спонсоров (или самими спонсорами), а не на бюджетные деньги, тогда как школы, больницы и детсады, как правило, на бюджетные. Муниципалитет только землю под храм выделяет, да ленточку разрезать приезжает. Так что если хотите больше больниц и меньше храмов, то на крупный бизнес бочку катить надо, а не на государство. Последнее разве что закон, запрещающий строить церкви, принять может.
Nicon nl # ответил на комментарий Николай Миронов 24 апреля 2020, 19:51 А какая разница? Буржуи денег на храмы не жалеют, а на больницы жалеют потому, что в храмах учат терпеть и любить буржуев, а в больницах не учат.
В храмах учат: . кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
А в больницах этому не учат.
Арютин Леонид # ответил на комментарий Николай Миронов 24 апреля 2020, 19:54 «Храмы строятся на средства спонсоров (или самими спонсорами), а не на бюджетные деньги..»
Особливо наглядно ето было видно при строительстве храма Христа Спасителя и строящего храма под предводительством генералиссимуса Шойгу.
Николай Миронов # ответил на комментарий Арютин Леонид 24 апреля 2020, 20:19 ХХС — особый случай. Во-первых, строился при ЕБН, во-вторых, это было восстановление объекта исторического наследия, в третьих, если государство построило всего два храма из 9386, то вы только радоваться должны тому, настолько оно у нас светское.
Борис Шулаев # ответил на комментарий Николай Миронов 24 апреля 2020, 20:32 Да бросьте вы. Никаких спонсорских денег не существует, все деньги это деньги выработанные народом. А если мы все еще мыслим «спонсорскими» категориями, то общество должно быть построено так, чтобы никакого «спонсорства» не могло быть.
Для этого надо всем жить довольствуясь разумными потребностями, но с высокоразвитой структурой здравоохранения, образования и науки. Т.н. «крупный бизнес» это бывшие советские предприятия, которые давали средства в бюджет, а сейчас тимченкам-сечиным-миллерам-ковальчукам и пр. и пр. Так что народ знает где какие деньги.
Николай Миронов # ответил на комментарий Борис Шулаев 24 апреля 2020, 20:46 Ну, это вы опять революцию предлагаете. Я к ней пока не готов. А эволюционным путём мы до такого не скоро дойдем. И не столько даже в капиталистах дело, сколько в самом народе, который в подавляющем большинстве своем пока еще не мыслит категориями всеобщего блага.
Борис Шулаев # ответил на комментарий Николай Миронов 25 апреля 2020, 09:03 Вот тут я с вами согласен, да, большинство не мыслит категориями всеобщего блага. Но такими категориями всегда мыслили передовые представители человечества. А современное состояние общества заставит правителей думать именно похожими категориями, иначе человечество погибнет, это уже очевидно.
А революцию я не предлагаю, как сказано в одной хорошей книге «. все они хирурги и нет среди них ни одного терапевта». Придет время и правителей общество заставит мыслить и вести себя в состоянии терапии. Причем интенсивной.
Юрий Хайрулин # написал комментарий 24 апреля 2020, 19:30 Вы дурак али как??
больницы и школы строит гос-во-Храмы восстанавливает либо строит церковь на СВОИ средства и пожертвования-не тупите Хватит наразрушались
Олег Ник. # ответил на комментарий Юрий Хайрулин 24 апреля 2020, 19:49 Убогий, сам-то веришь в эту херню?
Юрий Хайрулин # ответил на комментарий Олег Ник. 24 апреля 2020, 19:57 дурик я не верю я знаю:)))))))))))))))))
Арютин Леонид # ответил на комментарий Олег Ник. 24 апреля 2020, 19:58 Да болезный он,чево с его взять,ежели тиливизер с утра до ночи смотрит и верит всему,что тама говорят,дурачок одним словом.
Фома Индикоплав # ответил на комментарий Арютин Леонид 27 апреля 2020, 20:09 какелло, укротеливизера в России не смотрят
Nicon nl # ответил на комментарий Юрий Хайрулин 24 апреля 2020, 19:54 И что такое дорогое церковь производит, что доходов хватает на строительство 3 храмов в сутки?
Опиум для народа?
Юрий Хайрулин # ответил на комментарий Nicon nl 24 апреля 2020, 20:00 Церковь=производит =осознание смысла жизни и понимания себя в этом мире=А это дорогого стоит.:))))))))
мне жаль что вы не поднялись выше понятия купил-продал:))))))))))))))
Nicon nl # ответил на комментарий Юрий Хайрулин 24 апреля 2020, 20:06 И кто у них это покупает за бешеные деньги, такие что хватает на строительства 3 храмов в сутки?
Юрий Хайрулин # ответил на комментарий Nicon nl 24 апреля 2020, 20:23 Да люди которые ходят в церковь покупают свечки иконки крестики и просто жертвуют в ящики для пожертвований:)))))))))))))))))))
Nicon nl # ответил на комментарий Юрий Хайрулин 24 апреля 2020, 21:04 К стати, большевики храмы не закрывали, они перестали их финансировать, а прихожане не смогли их содержать. Думаю, что если государство прекратит выделять деньги на церковь, история повторится.
Фома Индикоплав # ответил на комментарий Nicon nl 27 апреля 2020, 20:10 Да, храмы не закрывали, не взрывали, священников не расстреливали.
Ты дебил?
Nicon nl # написал комментарий 25 апреля 2020, 14:33 Оптимизируют медицину, но строят по 3 храма в сутки. А может лучше наоборот?
- Регистрация
- Вход
Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
За сутки посетители оставили 436 записей в блогах и 3414 комментариев.
Зарегистрировалось 70 новых макспаркеров. Теперь нас 5032707.
Источник: maxpark.com
Церкви они строят! Лучше бы больным детям помогли!
Зачем строить храмы, когда деньги можно потратить на школы, больницы и детей — над этим достаточно популярным в обществе вопросом размышляет Сергей Худиев.
Зачем мы вообще что-то строим
Зачем строят и украшают храмы — ведь эти деньги можно было бы потратить на школы! Или больницы! Или пенсионеров! Или больных детей! Что же, это хороший вопрос.
Зачем мы вообще что-либо строим? Зачем мы вообще тратим ресурсы?
Зачем бросать в землю зерна, ведь их можно было сразу отдать голодным? Потому что — скажут нам — это необходимое вложение ресурсов. Мы должны думать не только о том, что нам есть прямо сейчас, но и о том, что нам есть через год. Зачем вкладываются огромные деньги в строительство нефтяных вышек? Почему бы просто не раздать эти деньги нуждающимся?
Потому что, чтобы восполнять материальные нужды людей, нужна работающая экономика.
А школы — зачем их строить? Как пела известная британская группа в пору моего детства, «эй, учителя, оставьте детей в покое!». В самом деле — дети, от еще маленьких до уже здоровых парней и девушек, должны проводить кучу времени за партами, вместо того чтобы играть или работать, и слушать, как учителя за государственный счет рассказывают им про то, как Афины пошли войной на Спарту. Наверное, нам скажут, что для жизни в обществе необходимо образование, некий уровень знаний, культуры и социальных навыков, который приобретается в школе. В самом деле, образование вещь несъедобная, неосязаемая, учитель и школа не работают с пшеницей, или нефтью, или металлом — они работают с людьми.
И — говоря о школе — мы все соглашаемся, что работа с людьми, которая их как-то меняет, — это тоже очень важная работа. Она определяет, среди каких людей нам жить в ближайшем будущем. Есть экономика, связанная с пшеницей, или нефтью, или сталью — а есть более тонкая, но не менее важная материя — человеческие души. Есть социальная ткань, которую очень важно ткать, чтобы она не расползалась.
В Церкви учатся доверять друг другу
И вот на чисто земном уровне Церковь — это институт, который созидает социальную ткань. Я приведу пример из своего личного опыта. Как-то во дворе моего дома чуть не столкнулись две машины — водители вышли, стали осыпать друг друга оскорблениями, потом сцепились и покатились по земле. К счастью, их разняли, до смертоубийства и тюрьмы дело не дошло.
Я видел аналогичное происшествие во дворе церкви, куда я хожу. Водители вышли, приветливо поздоровались, обсудили, как им лучше разъехаться, и разъехались.
Церковь — это такое пространство, где люди учатся вести себя определенным образом. Более того, это пространство, где они учатся доверять друг другу.
Водители на церковном дворе вели себя дружелюбно и уважительно, потому что чувствовали себя в безопасности — это не то место, где меня хотят обидеть и я должен был бы давать отпор.
Более того, Церковь — это то место, где люди объединяются для служения ближним. Существует много благотворительных церковных проектов — а вот антиклерикалы как-то мало известны своей социальной работой. Не потому, что антиклерикалы непременно жестокосердные люди (они разные люди), а потому, что люди, привыкшие собираться вместе для богослужения, люди, которые друг друга знают и друг другу доверяют, легче объединяются для чего-то еще.
Церковь — это закваска, которая меняет общество.
Вложив средства в строительство храма, вы потом получаете благотворительную и социальную работу, которую совершают его прихожане. Это проверено и это работает — в таких, безусловно, вполне светских государствах, как США и Франция, государство активно сотрудничает с религиозными общинами в деле служения обществу. Например, в США католические госпитали получают государственные деньги — пламенные атеисты требуют лишить их этого, потому что католики отказываются делать аборты, но пока безуспешно. Во Франции католические школы получают поддержку от государства.
Это делается не потому, что власти этих стран глубоко религиозны (это не так), а потому, что они находят деятельность религиозных общин полезной для общества в целом. Конечно, государство (как и у нас) обычно не финансирует храмы прямо — только если они признаны памятниками архитектуры. Но храмы — это часть той социальной, психологической и духовной структуры, которая порождает школы и больницы.
Без Бога это «зачем» проваливается в пустоту
Недавно мне доводилось слышать, что больницы в США столкнулись с проблемой нехватки медсестер — потому что во многом эту работу исполняли монахини, которых стало меньше. Можно верить или не верить в Бога — но у веры есть определенные социальные плоды. С точки зрения интересов общества в целом, возведение церкви никак не является пустой тратой — как и возведение, например, школы.
То, что я сказал до сих пор, будет понятно и неверующему человеку — но, как правило, люди, которые оплачивают возведение храмов, делают это по искреннему религиозному убеждению.
Зачем они поддерживают возведение этих прекрасных зданий? В этом случае вопрос «зачем» задается — и получает ответ — на принципиально другом уровне. Зачем мы делаем то или другое? Каковы вообще наши цели в жизни? Зачем мы тут, на земле?
Без Бога это «зачем» проваливается в пустоту. Да незачем. Слепые природные силы, которые, не желая этого, привели нас в бытие, так же слепо нас и уничтожат. Любые свершения конкретного человека навсегда закончатся со смертью, как неизбежно умрут все, кто его знал и помнил. Ни у человеческой жизни, ни у мира в целом нет продолжения — эта дорога ведет в никуда.
Церковь — это портал в рай
Но если есть Бог, вечное спасение, жизнь будущего века — то наши усилия приносят вечные плоды. Дело не в том, что церковные здания — это надолго. Дело в том, что человеческие души вечны, и вкладываться в них стоит не потому, что это важно для экономики или общего благоустройства, а потому, что человеческие души — это вообще самое важное, что только может быть во вселенной.
Именно людей Бог создал для вечности, именно для спасения людей Бог стал человеком в Иисусе Христе, именно для того, чтобы привести меня и вас к жизни вечной и блаженной, Христос основал Церковь.
Красота — это свидетельство о Боге, и Бог, как говорит Писание, наделяет людей особыми талантами для украшения Его святилища. Как сказано к книге Исход, «Господь назначил Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить [других] вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани» (Исх. 35:30-35).
Храм — это форпост неба на земле; он должен быть красивым, чтобы привлекать сердца людей. Главная цель, с которой строятся (и благоукрашаются) храмы — это привести меня и вас в рай.
Школы дают образование — это очень важно. Больницы лечат болезни — и это весьма почтенно. Церковь — это портал в рай, место, где люди встречают Своего Спасителя, где они приобщаются Вечной Жизни.
Возможно, вы в это не верите — но попробуйте задуматься, вдруг это правда? Вдруг вы проходите мимо двери, которая действительно ведет в рай? Впрочем, это, конечно, ваш выбор — строители церквей стараются о том, чтобы он у вас был. Чтобы дверь в новую жизнь была в пределах вашей досягаемости.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Источник: www.pravmir.ru