Строительство иссо что это

Порядок строительства искусственных сооружений на дорогах зависит от их типа. И если одни конструкции могут быть достаточно простыми для возведения, то другие требуют к себе повышенного внимания специалистов самых разных профилей.

Впрочем, какого бы ни было функциональное предназначение объекта, построить его без сложных инженерных расчетов, определенных трудозатрат и вложения вполне конкретных финансовых средств не представляется возможным.

Типы искусственных сооружений на дорогах

Строительство искусственных сооружений на дорогах – возведение сложных в инженерном отношении элементов транспортных магистралей. Затраты на этом этапе могут составлять до ¼ от общего бюджета проекта. Особенно высокие расходы на строительство искусственных сооружений наличествуют при прокладке магистралей в горных районах. Кроме того, такие элементы требуют особого обслуживания и в ходе эксплуатации дороги.

Наиболее распространенным вариантом искусственных сооружений на дорогах являются водопроводные системы и мостовые конструкции. Несколько реже встречаются тоннели, подпорные конструкции, селеспуски и т.д.

Лекция иссо: Водопропускные трубы

Мостовые конструкции включают опорные элементы и пролеты. К каждой стороне объекта подходит земляное полотно. Кроме того, мосты, особенно те, которые устанавливаются на крупных водных артериях, имеют укрепительные сооружения, обеспечивающие защиту опорных элементов и подходов от разрушений, связанных с паводками или ледоходами.

Типы искусственных сооружений на дорогах

Различают несколько видов мостов в зависимости от типа движимых по дорогам нагрузок:

  • городские — предназначены для обслуживания пешеходов, общественного транспорта, автомобилей;
  • особого назначения — для инженерных коммуникаций, газопроводов, нефтяных каналов;
  • автодорожные — пропускают ТС по автомагистралям;
  • железнодорожные — необходимы для движения соответствующих грузов;
  • комбинированные — могут обслуживать как автомобильные транспортные средства, так и железнодорожные;
  • пешеходные — исключительно для перемещения пешеходов.

Видов искусственных сооружений много, каждое из них выполняет определенную задачу. Водопропускные трубы — несложные и широкораспространенные конструкции. Являются одной из самых простых инженерных построек, предназначены для пропуска сточных вод.

Чаще всего это дождевая или талая жидкость (в весенний и осенний периоды), поэтому трубы размещают непосредственно при пересечении дороги и небольшого водного потока. Нет необходимости в изменениях ширины проезжей части. Если объем воды на участке незначителен, достаточно будет установить лоток для отведения жидкости.

Мостовой переход представляет собой комплексный объект, который располагают на месте пересечения с водоемами. Его назначение — обеспечение постоянного движения транспорта. Состав данного сооружения разнообразен: сам мост, окружающий участок земли, инструменты регулирования движения воды, опоры, ограды, береговые укрепления и прочее.

Лекция иссо: Опоры мостов и их содержание

Подпорная стенка — конструкция, целью которой является удержать грунтовые насыпи от сползания, размыва, откоса и разрушения на наклонных местностях при сооружении дорог вблизи населенных пунктов.

В районах с гористой поверхностью требуется установка дополнительных защитных сооружений. Например, для контроля за селевым потоком (смесь горных пород, грязи и воды) во время дождей требуются особые селеспуски. Они представляют собой бетонные лотки. Также необходимы противообвальные сооружения в виде каменных или железобетонных улавливающих стен. Данные конструкции защищают от скальных осыпей, лавин, прочих движений грунта.

Типы искусственных сооружений на дорогах

Тоннель представляет собой подземное сооружение, длина которого больше высоты и ширины. Он может иметь разное предназначение: для пешеходов, поездов метро, автомобилей и железнодорожных транспортных средств. Также тоннели необходимы для обслуживания горной промышленности, гидротехники и городских предприятий. На сегодняшний день широчайшее использование получили транспортные сооружения. Они классифицируются согласно месту расположения: под проливами, горами, водоемами, городскими кварталами.

Строительство мостов через проливы: общие принципы, амбициозные проекты

Для удобной и грамотной организации транспортной развязки сооружают путепроводы. Они являются незаменимыми при пересечении нескольких дорог. Одна из форм данной конструкции — эстакада, предназначенная для поднятия инженерных коммуникаций, опор и дорог на некоторую высоту.

Особенности проектирования искусственных сооружений

Строительство и реконструкция искусственных сооружений на дорогах проводятся в соответствии с требованиями СНиП и других законодательных актов. Они регулируют соблюдение правил безопасности при использовании устройств и конструкций, осуществлении бесперебойного движения автомобилей, прочих ТС и людей.

Команда проектировщиков должна ориентироваться на современные и эффективные технологии в процессе принятия решений относительно будущей конструкции. Задействуют комплексные автоматизированные средства производства. Таким образом целью становится рациональное использование сырья и материалов, уменьшение стоимости строительных мероприятий и его последующей эксплуатации. Прогрессивные инструменты и методы должны обеспечить проведение монтажа и установки не только быстро, но и просто.

При проектировании искусственных сооружений упор делают на унификацию и стандартизацию. Выбирают сборные схемы и элементы, которые полностью соответствуют законодательным нормам и техническим требованиям. Также инженеры должны помнить о возможных изменениях транспортной сети.

Безусловно, необходимо создать проект сооружения, то есть разработать техническую документацию. Она состоит из ТУ, спецификаций, чертежей, вычислений, регламентов. Основное назначение данного проекта — выбор верных габаритов сооружения, которые смогут в полной мере обеспечить надежность и безопасность объекта, а также определение оптимального места его установки.

Читайте также:  Разрешение на строительство тц

Особенности проектирования искусственных сооружений

Если идет работа над мостами небольших размеров или технически простыми объектами, то разработка проекта проходит в один этап — вычисление сметы и определение необходимых параметров для рабочей документации будут проводиться по унифицированным стандартам и опыту предыдущих проектов.

Если же сооружать планируется технически сложный и большой объект, процесс делится на два этапа — сначала рассчитываются сводные показатели, а затем разрабатывают рабочую документацию с полными отчетами.

Проект сооружения необходим, чтобы определить основные параметры будущего строительства: размеры конструкции, используемые материалы, общие объемы и время работ, место проведения мероприятий, стоимость сооружения. При разработке крупных объектов проектировщики сначала создают несколько вариантов, которые различаются по конструктивным формам, местоположению и техническим особенностям. Также в некоторых случаях, например, при строительстве дорогих и масштабных объектов перед проектированием проводится создание ТЭО. Этот документ должен раскрыть информацию о рациональности и экономической обоснованности будущего строительства. Часто за основу берутся предыдущие проекты и разработки, которые помогают вычислить стоимость планируемой конструкции.

Подрядная компания также занимается разработкой проекта организации строительства одновременно с проектом сооружения. В этом документе в общих чертах описывают задачи по оптимизации процесса сооружения, рассчитывают объемы потребляемых ресурсов (сырья, инструментов), определяют технологии монтажа и установки опорных и пролетных конструкций. Помимо перечисленного утверждают временные рамки строительных мероприятий и организационные принципы работ.

Далее на основе принятых конструктивных решений и определенных объемов строительства рассчитывают смету по количеству необходимых материалов и финансовым затратам на возведение сооружения. Необходимо учитывать особенности местоположения объекта, цены, наличие сборных элементов, скорость доставки сырья и прочее.

Если разработка крупного сооружения требует разделение процесса на два этапа, значит после согласования проектирования начинается процесс создания рабочей документации. Специалисты занимаются подробными чертежами и сметно-финансовыми расчетами по каждой детали моста.

В обязательном порядке утвержденные конструктивные формы должны быть подкреплены вычислениями и сведениями по способам изготовления и установки. Также каждое дополнительное устройство в составе ППР должно иметь отдельный расчет сметы и детальный чертеж.

Строительство искусственных сооружений на автомобильных дорогах должно четко следовать нормативным требованиям. При этом нельзя противоречить конструктивным и технологическим решениям, которые были ранее согласованы в проекте. Что касается сметы, в данном случае запрещено превышать установленные лимиты.

Технология строительства отдельных искусственных сооружений на дорогах

Технология строительства отдельных искусственных сооружений на дорогах

Чаще всего устанавливают небольшие мосты, трубы разного диаметры и формы в качестве искусственных конструкций на автодорогах. На сегодняшний момент строительство и монтаж сооружений проводится быстро, поскольку их составляющие изготавливают по стандартной заводской технологии. От специалистов требуется лишь провести монтаж непосредственно на месте строительства.

Чтобы определить расположение трубы согласно проекту, необходимо провести разбивку осей дороги. Далее, используя стальную ленту, вычисляют ближайшую точку разметки по расстоянию до продольной оси. Как только место определено, в него вбивают гвоздь, чтобы точно закрепить центральное положение на оси. На расстояние от 3 метров и более до вырытого котлована устанавливают два столбика, которые фиксируют продольную ось. Далее на их основе размещают колья согласно формам котлована.

Процесс подготовки состоит из нескольких важных этапов. Необходимо также провести изменения в положении инженерных коммуникаций, эффективно обустроить стройплощадку, доставить необходимое оборудование, сборные конструкции и материалы, отвести водный поток.

Потребуются специальные экскаваторы с небольшими ковшами для рытья котлована. Используют механические трамбовки при оформлении дна сооружения. Основание также должно соответствовать параметрам (уровню подъема и наклона), определенным в проекте.

Монтаж труб необходимо начинать со входного скважинного оголовка при помощи кранов. После завершения установки швы между элементами тщательно заделывают пакольными жгутами. Как только гидроизоляция выполнена полностью, готовую трубу размещают и засыпают. Здесь также имеется особая технология, которую необходимо соблюдать.

Проектирование железной дороги: этапы и нюансы

Строительство небольших сооружений требует другого оборудования. Так применяют экскаваторы, но с ковшами разного объема. Обычно в качестве опорных конструкций выбирают сваи.

Технология сооружения состоит из различных стадий, которые должны быть выполнены в определенной последовательности. Все начинается с разбивки осей и свай. Роют котлован для размещения фундаментальных опор. Далее проводят монтаж и установку свайных рядов, оборудуют гидроизоляцию и формируют дорожную часть.

Важным и трудоемким процессом является установка свай. Основной проблемой является точность их забивки. После монтажа на свайных опорах закрепляют настил для инвентаря в виде брусьев с перекинутыми через них болтами.

Рационально выбирать верховой тип сборки пролетов при возведении моста через водоток. Такой способ удобен и экономически выгоден. Особенностью здесь является строительство насыпей, а потом монтаж балок.

Также понадобится проведение мероприятий, связанных с увеличением устойчивости и надежности конструкции — омоноличивание, утрамбовка основания, размещение предохранительной плиты. Недостатком является ограниченность движения стреловых кранов. Оборудование выбирают с учетом особенностей территории, климатических условий, сроков строительства, технологических параметров.

Читайте также:  Кто такой контракт менеджер в строительстве

Технология строительства отдельных искусственных сооружений на дорогах

Кран стрелового типа используют при проведении работ с землей. Размещают балочные сооружения весом до 30 тонн длиной не более 20 метров. Эту балку с помощью траверсы страхуют от незапланированных движений. Далее крановая стрела располагает балку в нужном положении, чтобы полиспастом установить конструкцию на опорах.

В завершении статьи поговорим о нормах техники безопасности, которые нужно учитывать, осуществляя строительство искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Все монтажные работы, а также выгрузка стройматериалов должны проходить под строим контролем ответственного специалиста. Это же положение следует соблюдать и при проведении строительства рядом с водоемами.

Всех работников следует обеспечить спасательным оборудованием (лодки, багры, спаса тельные круги и др). Разгрузка и складирование таких конструкций как ЖД звенья и оголовки осуществляется в том порядке, в каком будет выполняться их монтаж. Чтобы звенья не связывались между собой, следует использовать клинья из дерева или металла.

Источник: dorians.ru

Понятие «искусственные сооружения» используется как обобщающее название для различных объектов, которые возводят в местах пересечения дорогами рек, ручьев, других транспортных линий, потоков талой и дождевой воды, глубоких ущелий, городских территорий, горных хребтов. Для чего же нужно все это?

Вводная информация

Создание искусственных сооружений позволяет решать такие задачи:

  1. Обеспечивает безопасное перемещение людей над транспортными путями.
  2. Позволяет добиться устойчивости деформирующихся и круглых откосов.
  3. Регулирует водные потоки для защиты путей от размывов и переувлажнения.

В качестве примера можно привести мосты и тоннели, трубы, виадуки, эстакады, подпорные стенки, пешеходные мосты, регуляционные сооружения, галереи, дюкеры, селеспуски, быстротоки, лотки, причалы паромных переправ, фильтрующие насыпи. Следует отметить, что здесь наблюдается весьма явный перекос в сторону отдельных представителей. Так, на одни мосты и трубы припадает больше девяноста процентов всех сооружений.

Каково их предназначение?

мосты и тоннели

Какие они бывают?

подземные сооружения

И начать здесь следует с мостов. В данном случае следует упомянуть о следующих объектах:

  1. Непосредственно сам мост. Он является сооружением, по которому идет определенная дорога через конкретное препятствие. Например, жд-пути таким образом часто пересекают водные заграждения. Хотя может быть и глубокое ущелье, дорога для другого типа транспорта.
  2. Путепровод. Встречаются в местах пересечения автомобильных и железных дорог.
  3. Мост-эстакада. Основание для путей в больших городах. Эстакады являются своеобразными мостами, для которых предусмотрена нечастая и равномерная расстановка опор. Это делается для того, чтобы меньше стеснять улицы и обеспечивать удобный проход/проезд под ними.
  4. Виадук. Это высокие мосты, используемые для пересечения горных ущелий, глубоких оврагов и долин.
  5. Акведук. Под этим подразумевается мост или эстакада с водоводом, сделанным в виде трубы, лотка, канала. Сооружается он в тех случаях, когда место течения жидкости пересекается с ущельем, рекой, дорогой, оврагом, а также рядом иных препятствий.
  6. Пешеходный мост. Создается для обеспечения безопасности людей во время перехода через потенциально опасные части местности. Например, пригородные платформы, большие станции, туннель, крупную автостраду, многочисленные жд-пути.

Это далеко не весь перечень

жд пути

Существуют еще многие виды и классификации искусственных сооружений, к которым относят объекты особого назначения. Например, мосты должны быть не только достаточно надежными, чтобы позволять спокойно двигаться транспорту, но и при необходимости обеспечивать безопасный и свободный пропуск воды, равно как и речного/морского транспорта.

Они обязательно должны быть классифицированы на основании расчетных норм по своей грузоподъемности. В зависимости от ширины пересекаемого препятствия, конструктивных особенностей и возвышения над землей они могут быть одно-, двух-, трех- и многопролетными. Не следует забывать и про подземные сооружения. В качестве популярного варианта можно привести водопропускные трубы. Сооружаются они таким образом, чтобы обеспечить текущую потребность в поставках, а также с учетом развития в ближайшие 15-20 лет.

Про тоннели

подземные сооружения

Очень часто они прокладываются в горных районах. Делается это во избежание многочисленных обходов, разработок глубоких выемок и по прочим подобным соображениям. По заданной трассе удаляют горную породу. Образовавшуюся выработку закрепляют бетоном, камнем, металлическими тюбингами. При проведении тоннельных работ выделяют два основных способа работы:

  1. В наскальных грунтах закрепляется выработка временной крепью.
  2. Используется проходческий щит.

Создаваемые подземные сооружения по своему предназначению делятся на автодорожные, железнодорожные, метрополитены, гидротехнические, горнопромышленные, коммунальные и ряд других. Часто они обустраиваются не только в горных районах, но и под руслом реки (не исключено объединение этих факторов).

Как правило, предполагается, что продольный профиль в одну или обе стороны не должен иметь уклон более чем на 3‰. Хотя есть и исключения. К тому же могут вводиться дополнительные требования к создаваемым сооружениям. Например, если планируется расположение тоннеля в кривой, то радиус для него должен составлять не меньше 600 метров.

При возведении объектов, длина которых будет составлять 1000 м и больше, необходимо обеспечивать искусственную вентиляцию (если планируется использование транспорта на паровой/тепловозной тяге). Для тоннелей предусматривается отделка из бетона, часто используются железные вставки и конструкции. Если приходится создавать объект в тяжелых гидрогеологических условиях, то для отделки используют металл.

Читайте также:  Образец сметы строительства индивидуального жилого дома

Прочие искусственные сооружения

мост через реку

Перечень можно вести очень долго. Это и насыпь, которая используется как неотъемлемая часть при прокладке дороги, и дамбы. Следует отметить, что очень часто встречается рассмотрение понятия «искусственные сооружения» с позиции отнесения к ним всего, что сделал человек. Данная точка зрения имеет право на существование.

Но в основном под ними подразумевается ограниченный перечень объектов. Так, дамба с дорогой в самом верху считается искусственным сооружением. Хотя услышать такое же определение по отношению к частному дому весьма проблематично. Хотя оба они возведены людьми и, по сути, являются сооружениями искусственными.

О строительстве

строительство искусственных сооружений

Данный процесс не сильно отличается от возведения обычных зданий. Хотя и приходится учитывать определенные особенности. Например, если строится мост через реку, то следует иметь в виду, что она со временем может подмыть опорные конструкции. А это увеличит вероятность обрушения. Поэтому необходимо возводить конструкцию таким образом, чтобы у нее был определенный запас прочности.

Но это далеко не единственный момент, который приходится учитывать. Например, в будущем мосты и тоннели могут потребовать ремонта. И при этом закрывать объект непозволительно из-за определенных причин. В таком случае необходимо предусмотреть возможность выполнения необходимых действий без прерывания основного функционального предназначения объекта. Строительство искусственных сооружений также должно соответствовать действующим нормам и правилам.

Об эксплуатации

Мало что-то возвести. Еще необходимо адекватно использовать объект и не допускать развития проблем. Допустим, есть мост через реку. Что можно сказать об эксплуатации? В первую очередь необходимо установить четкое ограничение по нагрузкам. Например, если объект рассчитан на то, что сможет выдержать одновременно 100 тонн, то он должен быть не очень длинным.

К тому же, как правило, здесь очень актуальна нагрузка в определенной точке. Иными словами, может вводиться ограничение на вес транспортных средств, которые пересекают объект. Весьма распространена ситуация, когда мост через реку имеет потолок веса для грузовых автомобилей, которые хотят пересечь его. Например, 20 тонн.

Иногда даже их движение вообще запрещается, ибо предназначен объект только для легкового транспорта. Вопрос в том, насколько такие ограничения соблюдаются. Ведь если был возведен мост для легковых автомобилей, а грузовому транспорту проезд запрещен, и при этом фура загружена под завязку (например, 30 тонн), то это может завершиться аварией.

О содержании

О ремонте

Если уберечь от негативных факторов не удалось, они имеют слишком большую разрушительную силу (землетрясение) или просто объект рассыпается от старости, то необходимо проводить его восстановление. Ремонт может быть как небольшим (заделывание отдельных трещин), так и капитальным. Первый вариант является более дешевым, хотя его чаще необходимо проводить.

Капитальный ремонт позволяет существенно продлить срок эксплуатации. Хотя он обходится в значительные денежные суммы. Рассмотрим небольшой пример. Вот есть искусственные сооружения на дорогах — мосты. Пошла небольшая трещина.

Если ее сразу заделали (пускай даже раз в год обрабатывают – весной), то через десять лет мост будет все так же пригоден к использованию. Хотя, возможно, внешний вид его будет и не самым лучшим. Если же проблемы игнорировать, то, вполне вероятно, через десять лет использовать этот мост можно будет только после проведения капитального ремонта и значительных вливаний денежных сумм.

Заключение

искусственные сооружения на дорогах

Вот мы и рассмотрели, что собой представляют искусственные сооружения, какими они бывают, каковы особенности их строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта. Конечно, представленной информации недостаточно, чтобы научиться самому проектировать и возводить такие объекты. Но разбираться в предмете статьи и поддержать тематический разговор – можно.

Источник: fb.ru

Виды ИССО

В конструкции железнодорожного пути искусственные сооружения являются (вместе с земляным полотном) элементом нижнего строения пути, обеспечивающим его непрерывность при пересечении с препятствием (дорогой, водным потоком и т.п.). Они поддерживают или защищают путь и проходящий по нему подвижной состав.

К искусственным сооружениям относятся:

Мосты — искусственные сооружения, обеспечивающие непрерывность пути при перечении реки.

Виадуки — при пересечении долин, оврагов.

Путепроводы — при персечении ж/д или автодороги.

Эстакады — взамен высоких насыпей.

Акведуки — для пропуска водотока.

Водопропускные трубы — при небольших постоянных и периодических водотоках.

Дюкеры — аналог водопропускной трубы в выемках.

Тоннели — для преодоления высотного препятствия (преимущественно в горах).

Галереи — предназначены для защиты пути от обрушения на него грунта, обвалов, камнепадов.

Селеспуски — для защиты от грязекаменных потоков.

Подпорные стены — удерживают от обрушения откосы земляных сооружений.

Быстротоки — для защиты от размыва земляного полотна водными потоками (канавы, лотки).

Фильтрующие насыпи (насыпи, специально отсыпанные из камня) — для пропуска воды через насыпь при отсутствии ярко выраженного лога.

Источник: studwood.net

Рейтинг
Загрузка ...