В поселке Боголюбово, что под Владимиром, сохранились памятники, относящиеся к периоду княжения Андрея Боголюбского. С его именем связан перенос центра русской государственности и культуры из Киева в город Владимир.
Что же повествуют нам летописи об этом человеке? Андрей Боголюбский (ок. 1111-1174) – внук Владимира Мономаха, старший сын Юрия Долгорукого. Его молодость была омрачена спорами отца с братьями за великое Киевское княжение. После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев жить не поехал, чтобы избежать междоусобиц, а направился в северо-восточные русские земли.
Княжеский город Боголюбов строился в те же годы (1158-1165 гг.), когда обустраивалась новая столица Ростово-Суздальского княжества – Владимир. Перенос столицы во Владимир был ударом по независимости старобоярской знати с ее местными интересами, которая группировалась вокруг Ростова и Суздаля. В борьбе за политическое господство стратегическое значение имело обладание выходом к речным путям. Здесь, на высоком пятнадцатиметровом клязьминском берегу, с которого было видно устье реки Нерли, несущей свои воды из середины Суздальской земли в Клязьму, и возводится новая княжеская крепость и пышная резиденция – Боголюбов-город.
Кафе «Дача», г.Владимир, пос.Боголюбово
По замыслу Андрея Боголюбского, это был небольшой, но хорошо укреплённый замок, окружённый мощными земляными валами (ширина в основании до 20 м, высота до 6 м, периметр их достигал 800 м). Поверх валов были воздвигнуты каменные стены с боевыми белокаменными башнями. Во время раскопок 1934-1954 гг. в южном склоне крепости были обнаружены остатки основания прекрасно сложенной из белого тесаного камня стены или башни. За валами располагались рвы, наполненные водой.
Чтобы смягчить недовольство старобоярской знати созданием новой княжеской резиденции, преданное князю духовенство придумало «чудо»: будто бы, когда Андрей шел с юга в Ростово-Суздальскую землю, кони, везшие чудотворную икону Богоматери (ее князь вывез из Вышгородского женского монастыря), остановились на месте будущего Боголюбова, как вкопанные. Князь велел здесь заночевать.
Во время сна в походный шатер ему явилась сама Богоматерь. Она запретила везти икону в Ростов и молилась за Владимирскую землю и князя, беря его под свое покровительство. Сюжет этой легенды был запечатлен в заказанной Андреем большой иконе Боголюбовской Богоматери (с 1993 г. хранится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире), которая по выразительности и красоте не уступала византийской иконе. Поэтому новый княжеский город назвали Боголюбовым («место, богом любимое»), а самого князя Андрея – Боголюбским.
Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Очень мало сохранилось от древнего дворцового ансамбля, но интересные сведения о нем дают летописные источники и материалы раскопок.
В 1158 г. в центре княжеского двора был возведен белокаменный собор Рождества Богородицы, который поражал современников своей роскошью и красотой. Полы храма были покрыты позолоченной медью, иконы украшены драгоценными камнями и жемчугом.
Боголюбово. Дворец Андрея Боголюбского
Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, были увенчаны «коронами» – обитыми вызолоченной медью пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными майоликовыми плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. Стены были искусно расписаны охристой, зелёной и синей красками. В росписи преобладали фигуры святых в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.
При раскопках были найдены резные камни фасада с женскими масками, отличавшимися друг о друга выражением лица и связанными с посвящением храма Богоматери. От тесаных из белого камня водостоков, проложенных между закомарами собора, найдена скульптура – голова собаки или дракона, которая размещалась на верхней части лотка. Найденные при раскопках архитектурные фрагменты и пласты фресок выставлены в экспозиции, расположенной в храме, построенном на месте древнего собора в середине XVIII в.
В конце XVII в. древний дворцовый собор Рождества Богородицы еще был цел, что следует из записей местного монастырского летописца игумена Аристарха, которые повествуют также и о гибели храма. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме больше света, распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул. По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней (в XII в. башнями и галереями храм сообщался с жилыми покоями князя и с крепостью). Эти части древнего строения были сохранены как почитаемое место — здесь был убит князь Андрей.
Убийство Андрея Боголюбского. Лестничная башня (реставрирована в 1963 г.) – свидетельница трагедии, разыгравшейся в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. Заговор возник после того, как по решению Андрея Боголюбского был казнен брат его первой жены, Улиты, замешанный в каком-то злодеянии. Остальные братья во главе с Петром Кучковичем пришли к опочивальне князя.
Израненный заговорщиками из числа своих приближенных, истекая кровью, князь Андрей сполз по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за столбом и здесь был добит убийцами. О событиях этой ночи и последующих дней восстания во Владимире и Боголюбове с поразительным реализмом рассказывает приближенный князя вышгородский священник Микула в своей полной трагизма повести об убийстве Андрея. Однако это трагическое событие XII в. долгое время оставалось одним из самых загадочных.
На исходе 2015 г. стало известно об удивительном открытии ученых Института археологии РАН: при реставрации Спасо-Преображенского собора (XII в.) в Переславле-Залесском были найдены граффити со списком из 20 заговорщиков, убивших князя. Уникальную надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, чуть было не уничтожили во время реставрации. Ее спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, которые настояли, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.
Надпись об убийстве князя находится посредине южной апсиды собора в Переславле, который при Андрее Боголюбском входил во Владимиро-Суздальское княжество. Возможно, это был официальный текст в назидание потомкам, и, если хорошо поискать, то аналогичные надписи могут оказаться и на владимирских храмах XII в.
Андрей был погребен во владимирском Успенском соборе. В 1702 г. церковь причислила его к лику святых. В 1934 г . погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами. По черепу, найденному в захоронении, М.М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.
По сохранившимся до наших дней белокаменному переходу (галерее) и части лестничной башни XII в. и материалам археологических раскопок можно сделать некоторые предположения о первоначальном облике княжеского дворцового ансамбля. Древние фрагменты легко узнать по необычным каменным украшениям, напоминающим Дмитриевский собор Владимира и церковь Покрова на Нерли. Они являются редчайшим примером светской архитектуры домонгольской Руси. Эти древние строения внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас на месте Боголюбова-города расположен действующий Свято-Боголюбский женский монастырь. Если смотреть со стороны поселка Боголюбово, то доминирующими в его современном облике предстают трехъярусная колокольня и пятиглавый собор Боголюбской иконы Божьей Матери, построенные в середине XIX в. Благодаря ярко-синему цвету куполов и белым стенам весь комплекс монастыря смотрится торжественно и красиво.
Источник: www.tourism33.ru
Часть 1. Владимирские древности
Согласно древней легенде, повествующей об основании Боголюбова, у слияния вод Клязьмы и Нерли Андрею Боголюбскому снизошёл образ божьей Матери. После, у слияния рек, был возведён каменный град. А на месте явления образа Богоматери был заложен собор Рождества Богородицы. Согласно замыслу князя, это должен был быть небольшой город-крепость, с хорошими военными укреплениями.
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII веке Реконструкция В К Емелина
Рождественский собор стал центральной частью всего княжеского ансамбля. При его строительстве князь Андрей был весьма щедр, благодаря чему храм получился грандиозным! По убранству и всецелому великолепию своему он походил на Успенский собор во граде Владимире. А летописцы, восхищённые новым собором сравнивают его в своих трудах с храмом царя Соломона!
Рождественский собор был одноглавым, а его крышу и единственную главу покрывали листы золота. Снаружи собор был отделан искусной резьбой по камню, запечатлевшей женские и львиные маски. Аркатурный пояс окружавший храм был украшен драгоценными камнями и позолотой. Площадь около храма была устлана шлифованными белокаменными блоками, а возле ворот была установлена огромная большая чаша для освещения воды. Древние мастера вырезали её из единого куска камня.
Вырезанные из камня женскме лики
Рождественский собор обильно украсили драгоценностями, золотом и серебром. Многообразие церковной утвари, выполненной искусными мастерами-умельцами создавало внутри храма неповторимую атмосферу. Окна украшали витражи, а пол устилала керамическая плитка. Великолепные фрески храма восхищали своей красотой и грандиозностью.
Княжеские покои
Великокняжеский замок в Боголюбове
Кроме собора Рождества Богородицы в княжеской резиденции располагалось ещё несколько значимых архитектурных объектов. Во-первых, это замок Князя Андрея Боголюбского, состоявший из двух этажей и примыкавший к Рождественскому собору при помощи галереи (к правой части собора, относительно входа в него).
Княжеский замок поражал иностранцев своим великолепием. Верхние княжеские покои были связаны галерейным переходом с собором Рождества Богородицы и имели выход напрямик в церковные хоры. Многих иноземных гостей приводил в это место великий князь, а после, иностранные послы разносили по всем странам весть о невиданном доныне по красоте белокаменном граде – Боголюбове, и о его властителе – Андрее Боголюбском!
Окрестные строения
С противоположной стороны собора, при помощи подобной галереи была пристроена башня лестничного типа. Как и храм, она впечатляла своими формами и красотой.
Великое многообразие строений входило в замковый архитектурный комплекс и окружало его. Наиболее значимыми из них являлись: церковь святого Леонтия, построенная на некотором отдалении от собора Рождества Богородицы и каменные ворота монастыря, венчавшиеся надвратной церковью имени Андрея Первозванного. Вокруг всего этого великолепия были насыпаны земляные валы и прорыты рвы. А самым надёжным укреплением служила круговая каменная стена.
Тайны Боголюбово
Программу VIII научно-практического семинара «Археология Владимиро-Суздальской земли», проходящего в эти дни в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, открывал доклад московского археолога Сергея Милованова, уже несколько лет работающего во Владимирской области. Ученый попытался обобщить данные археологических исследований княжеской резиденции в Боголюбово в 20-21 веках, рассказал о новых раскопках Института археологии РАН в Боголюбовском монастыре и представил некоторые аспекты развития этого исторического места.
ДО АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО БЫЛО ЧИСТОЕ ПОЛЕ
Согласно летописям, князь Андрей Боголюбский основал Боголюбовское городище в конце 50-х годов 12 века. Милованов считает, что княжеское строительство началось, что называется, в чистом поле. В разных точках исторического ядра Боголюбово под разрушенными остатками построек середины 12 века археологам удалось зафиксировать слой темно-серого суглинка, в котором практически отсутствуют артефакты, и который культурным слоем назвать нельзя. По словам Милованова, это классический пахотный слой. То есть, на плато над Клязьминской поймой, там, где сейчас стоит Боголюбовский монастырь, в 10-12 веках люди сажали хлеб.
Изредка в этом слое попадаются остатки лепных сосудов, которые датируют границей 1 и 2 тысячелетия нашей эры. В настоящее время известно около 25 фрагментов такой керамики. Это, по мнению ученого, свидетельствует о том, что где-то рядом с этим полем находилось древнерусское селище. Точное местоположение его пока неизвестно:
«Скорее всего, городище Боголюбского находилось недалеко от древнерусского селища. Оно пока не найдено. Культурного слоя этого селища на городище пока не найдено. Таким образом, мы можем говорить, что для возведения белокаменных построек Боголюбский выбрал пустое место.
Здесь интересно вспомнить Кидекшу, где церковь Бориса и Глеба 1152 года была установлена на пустом месте тоже недалеко от селища. То есть, прослеживается некая закономерность: в середине 12 века для строительства белокаменных памятников выбирались свободные, незастроенные участки. Здесь можно вспомнить и Георгиевский собор во Владимире, который был построен Юрием Долгоруким за пределами города того времени».
ОСТАТКИ ВИННЫХ ПОГРЕБОВ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО
После прихода из Киева во Владимир Андрея Боголюбского на бывших полях начинается активная строительная деятельность. Исследовав культурный слой городища 12-13 веков, ученые полагают, что в то время люди освоили около 2,7 гектара Боголюбовского плато в основном южную его часть.
реконструкция княжеского замка в Боголюбово
«Интересно, что данная территория оставалась стабильной вплоть до 18-19 столетия. То есть, она концентрируется в основном в пределах современного Боголюбовского монастыря. Здесь найдены остатки керамических сосудов, следы, связанные с архитектурным наследием, застежки, декоративные гвоздики. В двух шурфах около дворцового комплекса найдены 32 фрагмента амфор. Можно предположить, что где-то здесь находилась та самая известная медуша — винный погреб, где убийцы Андрея Боголюбского набирались храбрости перед совершением своего злодеяния», — говорит Милованов
В целом, по словам ученого, культурный слой Боголюбовского городища второй половины 12 века слабо насыщен древностями эпохи Средневековья. Это связывают с тем, что княжеская резиденция Боголюбово существовало недолго. Летописные источники сообщают, что в начале 13 века здесь уже располагался монастырь.
Культурный слой 13-15 веков тоже небогат, констатирует Сергей Милованов. Найдены немногочисленные остатки керамических сосудов, стеклянных и бронзовых браслетов, деталь рычажных весов из цветного металла.
ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ ГОРОДИЩА
Сергей Милованов представил свои размышления и по поводу укреплений древнего Боголюбовского городища — в Боголюбово до сих пор сохранились валы высотой до 7 метров.
фото из
Советские ученые Николай Воронин и Павел Раппопорт утверждали, что по всему периметру городище было обнесено каменной стеной.
Изучив историю вопроса и произведя собственные раскопки, Милованов пришел к выводу, что стены в Боголюбово было две, и строились они в разное время. Каменная стена огораживала непосредственно княжескую резиденцию. А вторую стену возводили по периметру городища:
«Сложение оборонительного комплекса Боголюбовского городища можно представить следующим образом. Сначала была возведена действительно каменная стена вокруг резиденции Андрея Боголюбского. А, спустя какое-то время, начали возводиться фортификационные сооружения вокруг всего городища, чтобы защитить его.
Возводились они, скорее всего, в традициях общерусских — представляли собой деревянную стену, сложенную из городен, засыпанных бутом. Эти укрепление, скорее всего, являются недостроенными, следов их с двух сторон не зафиксировано. Строительство их могло быть законсервировано после смерти князя в 1174 году».
фото
Судьба великокняжеского замка
После гибели Андрея Боголюбского, все кто населял замок покинули его стены. Многие лета некогда великолепный замок окутывала пелена людского забвения. Он оставался пустым, запечатлев в себе трагедию минувших дней. В пустой замок неоднократно совершались вражеские набеги, князь рязанских земель Глеб вывез из него все ценные предметы. А монголо-татарские полчища разрушили то, что осталось.
Зарождение монастыря
После смерти Андрея Боголюбского и долгих лет забвения, ранее могучая крепость снова возродилась, но на сей раз как мужская обитель. В конце 12 столетия её начали обживать монахи. Так на месте крепости появляется Свято-Боголюбский мужской монастырь. Более точных сведений по этому поводу мы не имеем, древние источники высказываются на этот счёт весьма скупо.
Монахи пробовали сохранить древние святыни, но обветшавшие от времени строения быстро разрушались от руки времени и от рук человеческих. Перестройки и реставрационные работы не приносили почти никакой пользы, а подчас только вредили старинным строениям. Остатки прежних конструкций обрастали новыми формами и достраивались новые здания.
Архитектура Боголюбского монастыря сегодня
Панорама Свято-Боголюбского монастыря
Архитектурный комплекс Боголюбского монастыря состоит из многочисленных построек разных эпох и различного предназначения. В нём вы найдёте церкви, возведённые по образцу древних предшественниц, строения дошедшие до нас из глубины столетий и относительно молодые, относящиеся к 19 веку. Кроме хозяйственных и церковных зданий в монастыре можно остановиться благодаря появившемуся гостиничному комплексу.
Лестничная башня с галереей 12 столетия и Рождественская церковь
Самыми древними архитектурно-историческими объектами монастыря являются: лестничная башня с галереей, остатки стен замка времени Андрея Боголюбского и цоколь собора Рождества Богородицы. На месте собора Рождества Богородицы, разрушенного в 1722 году, сегодня стоит Рождественская церковь, а внутри неё расположены музейные экспозиции (музей хранит древние каменные барельефы резных женских лиц, львиных и драконьих голов, обнаруженных при археологических раскопках на территории монастыря).
Благовещенская Трапезная церковь
На месте церкви святого Леонтия (1160 года постройки) сегодня стоит Благовещенская церковь 1683 года, однако реконструкция 1804 года до неузнаваемости изменила весь её внешний облик. Такой она стоит и поныне.
Колокольня Всех Святых со Святыми Воротами,Успенской церковью и звонницей
Ещё одна постройка 12 столетия – церковь Андрея Первозванного была разобрана во второй половине 17 века. В 1842 году на том же месте возвели 58-ми метровую трёхъярусную колокольню. Первым ярусом служили Святые Ворота, во втором находилась церковь Успения Божьей Матери, а завершалось всё строение звонницей.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Новое дополнение к общему монастырскому ансамблю принёс 1866 год. В этом году был торжественно открыт и освящён новый храм – церковь Боголюбивой иконы Божьей Матери. Её строительство началось в 1855 году, спустя 700 лет после видения Богородицы князю Андрею. В наши дни это центральная часть монастырского ансамбля.
Внутреннее убранство Собора Боголюбской иконы Божией Матери
Именитые гости монастыря
Поскольку Боголюбский монастырь строился на весьма оживлённой дороге, соединяющей Казань с Нижним Новгородом, его посещали многие значимые персоны. Не оставался монастырь и без царских даров. Царь Фёдор Алексеевич оставил в дар свой драгоценный крест для украшения собора иконы Богоматери. Пётр Первый презентовал мужскому монастырю уникальные часы с боем работы шведских мастеров, а Павел Первый принёс в дар мукомольню. Не обошёл своим внимание Боголюбский мужской монастырь и последний русский император Николай Второй.
Советские годы
Тяжёлые испытания принесли монастырю советские времена. В 1918 году волостной комитет Боголюбова захватил одно из монастырских зданий, в 1923 году монастырь был закрыт, а весь его комплекс перешёл в ведение музея. В 1927 год – был устроен детский распределитель для бездомных, а летом 1928 – был открыт пионерский лагерь. В то время деревянные хозяйственные постройки, а так же многие иконы пошли на строительство жилого комплекса для детей, а часть – расходовалась как дрова.
С 1929-го года храм иконы Божьей Матери, а после и Рождественская церковь стали зернохранилищами. Причём притвор Рождественской церкви определили под колхозный телятник. В 1937 – 1938 годы были проведены археологические раскопки, в ходе которых был уничтожен пристроенный к палатам великого князя придел имени святого Андрея Боголюбского.
В последующие годы советских времён различные организации владели монастырскими зданиями. Чего здесь только не было! В храмах и церквях размещались: помещения райисполкома, банка, почтовое отделение и отделение милиции, даже тир и жилые квартиры. Многое пережили монастырские стены, многое помнят древние развалины замка… Некогда величественная крепость превратилась в комплекс обыденных построек. А древняя история была забыта вплоть до 1990 года.
Возрождение монастыря.
Начиная с 1990 года в стенах Боголюбского монастыря вновь поселилась жизнь! Мужской монастырь был снова открыт, а измученные временем древние стены стали активно восстанавливаться. В 1997 году на территории монастыря появляется женский монастырь и теперь монастырский комплекс состоит из двух обителей – мужской и женской. Сами монахи и монахини ведут активные работы по восстановлению монастырских храмов и церквей
Источник: exxxtreme-club.ru
Боголюбово (Владимирская область): достопримечательности
Поселок Боголюбово располагается в Суздальском районе Владимирской области, в устье реки Нерли. Официально признан историческим городом России, а также входит в состав Золотого кольца. Дело в том, что Боголюбово находится в 2 км от Владимира и потому очень удобно ложится на маршрут между этим городом и Суздалем, составляющими основу путешествия по Кольцу. Численность населения на 2010-й год составляет более четырех тысяч человек. Благодаря своей богатой истории Боголюбово представляет особый интерес с точки зрения туризма, целью которого является изучение достопримечательностей и других интересных мест бывшего города.
Дата основания Боголюбово: | 1158 г. |
Население: | 4494 чел. (2010 г.) |
История поселения
Поселение было основано в 1158 году князем Андреем Боголюбским. При князе Андрее, Боголюбово стало городом с постоянным населением, самоуправлением, торговлей и ремёслами. На тот момент оно исполняло функцию резиденции правителя. В те далекие времена на Руси было очень неспокойно: кругом царили войны, распри. И посреди всей этой смуты Боголюбово являлось островком спокойствия и тишины.
На протяжении семи лет здесь активно велись строительные работы: были возведены церковь, собор, дворец, оборонительные сооружения. Интересно, что в качестве стройматериала сразу же применялся камень, в то время как в других городах первые сооружения того времени были преимущественно деревянными. Постепенно вокруг дворца образовалось довольно крупное поселение, которое приобрело постоянных жителей, местное самоуправление, посад, ополчение. Здесь активно развивались торговля, ремесла. В результате поселение получило фактический статус столицы Северо-Восточной Руси.
Согласно историческим исследованиям, в период до татаро-монгольского нашествия поселение было окружено двойным укреплением (внутренний контур – каменный, внешний – деревянный), внутри которого располагался белокаменный дворец князя Андрея.
После кончины владимирского князя развитие резко остановилось. В 1177 году город был атакован и разграблен рязанским князем, в результате чего сильно пострадал. Спустя век оборонительные сооружения были разрушены в результате монголо-татарского нашествия. В таких условиях город не мог успешно развиваться и утратил былую значимость. В 17-19 веках в центральной части активно велось храмовое строительство.
Пришедшие к власти большевики закрыли монастырь в 1917 году. К жизни он вернулся только в начале 90-х годов.
Несмотря на все невзгоды, выпавшие на его долю, поселок не утратил своей исторической ценности, которая со временем только лишь возрастает. До наших дней частично сохранились рвы, земляные валы, полуразрушенные белокаменные укрепления, замок, храм Рождества Богородицы (его цокольная часть) и многое другое.
Достопримечательности
Наибольшую ценность с исторической и архитектурной точки зрения представляет Свято-Боголюбский женский монастырь, который некогда был частью дворцового комплекса Андрея Боголюбского. Здание было возведено на месте палат князя после его смерти как символ искупления грехов. На сегодняшний день монастырский комплекс считается крупнейшим в средней полосе России. Стройный архитектурный ансамбль дарит эстетическое наслаждение, а скульптурный портрет князя Андрея, воссозданный по старинным слепкам и рисункам, вызывает особенный исторический интерес.
Особого внимания заслуживает церковь Покрова на Нерли, которая представляет собой не только яркую достопримечательность Боголюбова, но также является истинной жемчужиной Владимиро-Суздальского заповедника, в который входит поселение.
Туристов также заинтересует дворец князя Андрея Боголюбского, Боголюбовский луг, железнодорожная станция и другие достопримечательности города.
Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского
Палаты великого владимирского князя являют собой уникальный памятник архитектуры 12-го столетия.
К сожалению, дворец не сохранился, за исключением лишь части построек. Комплекс был возведен почти одновременно с храмом Рождества Богородицы. Это первые строения, которые появились на берегу реки Нерль.
Дворец князя Боголюбского – единственное гражданское строение домонгольской Руси, дошедшее до наших дней и сохранившееся хотя бы частично.
Единственные фрагменты замка, которые сохранились до сегодняшнего дня, — это галерея и лестничная башня, ставшая местом гибели Андрея Боголюбского.
В своей загородной резиденции князь провел 17 лет. Здесь же летом 1174 года был убит своими политическими противниками, боярами Кучковичами. Заговорщики незаметно пробрались в спальню к князю, и начали избивать его, пока тот спал. Предатель-слуга заранее выкрал меч, лежавший под подушкой хозяина, из-за чего Андрей Боголюбский не мог отбиваться от противников.
Решив, что с жертвой покончено, заговорщики покинули место преступления. Князь остался жив, но в тот момент, когда спускался по лестнице, он был замечен слугой и сброшен в бурьян.
Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского
Замок долгое время считался утраченным. О том, что здесь располагались княжеские палаты, стало известно случайно. В 1954 году археолог Н.Н. Воронин обнаружил винтовую лестницу, которая вела в башню, а также полуразрушенный переход в церковь Рождества Богородицы. Храм составлял единый комплекс с замком, но сейчас от него осталась лишь цокольная часть.
О величественной красоте княжеских палат можно судить только по древним чертежам и записям. Благодаря многолетнему труду Н. Воронина облик княжеского замка перестал быть тайной. Согласно исследованиям, княжеский дворец был двухэтажным величественным зданием из белого камня, украшенного декоративной резьбой.
Дворец располагался на берегу реки Клязьмы, в южной части города. С этого места открывался чудесный вид на устье реки Нерли, что впадала в Клязьму, близлежащие леса и красоту бескрайних полей.
Помимо дворца и храма архитектурный ансамбль включал каменный киворий и оборонительные стены. Дворцовые постройки тянулись небольшими группами вокруг площади. Княжеские палаты соединялись с храмом арочными переходами с башнями. Внутри последних находились винтовые лестницы, по которым князь вместе со своими приближенными мог переходить прямо на церковные хоры.
Собор, также возведенный из белого камня, украшали резные рельефы, медная плитка, украшенная позолотой, оконные витражи. На храмовой площади располагался «святой шатер» с ликами Богородицы, под которым стояла чаша, предназначенная для освящения воды в память о явлении князю образа Богоматери. Дворцовый ансамбль окружали высокие (до 6 метров) земляные валы, на которых возвышались белокаменные стены и сторожевые башни.
Сейчас место гибели Андрея Боголюбского украшают картины, запечатлевшие это ужасное событие. После смерти князя дворец был разграблен, а в начале 13-го века здесь обосновался мужской монастырь. Когда, по указанию настоятеля, начались работы по расширению окон храма, монастырские своды не выдержали и обрушились.
Спустя время на этом месте был заложен новый храм, а двухъярусная башня с галереей с тех пор являются частью Боголюбовского монастыря. На данный момент здесь установлена ниша в честь князя Андрея Боголюбского, который в 18-ом веке был причислен к лику святых. В нише стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы.
Источник: citysee.ru
Княжеский дворец в Боголюбове (город Владимир, Исторический облик)
Княжеский дворец в Боголюбове, близ Владимира (1158—1165) — каменная крепость-город, резиденция великого владимирского князя Андрея Боголюбского. Архитектурный ансамбль княжеской резиденции по сложности и великолепию убранства построек был редчайшим исключением в строительной практике Древней Руси. Центральное место в ансамбле занимал величественный белокаменный собор, богато декорированный резными изображениями. Собор соединялся каменными переходами с дворцом князя и стеной крепости. С нее открывался неповторимо красивый вид на клязьминскую пойму и церковь Покрова.
Вход во дворец, где был убит Андрей Боголюбский
От некогда грандиозного ансамбля сохранилось ничтожно мало. Лишь часть перехода с лестничной башней, да основание собора, помогают сегодня многочисленным туристам мысленно представить сказочно-прекрасную картину сооружения, созданного в XII веке руками и гением безвестных мастеров По генеральному плану реконструкции Боголюбово станет крупным туристским пунктом области.
Источник:
Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973
Источник: book33.ru