Строительство линий связи что это

Сеть связи страны (рис.3) состоит из магистральной и зоновых сетей (рис.4).Зоновая сеть организуется в пределах одной-двух областей (или республик, краев). Она подразделяется на внутризоновую и местную. Внутризоновая связь соединяет областной (республиканский, краевой) центр с районами.

Местная связь включает сельскую связь (райцентр с колхозами, совхозами и рабочими поселками) и городскую связь. Абоненты зоны охватываются единой семизначной нумерацией, и, следовательно, в зоне может быть до 10 миллионов телефонов. Магистральная сеть соединяет Москву с центрами зон (областей, республик, краев), а также зоны между собой (рис.4). Внутриобластная (внутризоновая) сеть является сетью областного, краевого или республиканского (в республиках без областного деления) значения. Эта сеть обеспечивает связью областной, краевой или республиканский центр со своими городами и районными центрами и последние между собой, а также выход их на магистральную сеть (рис.4).

Рис.3. Структура сети связи страны. Рис.4. Построение магистральной сети и построение зоновой сети.

Линии связи

Обеспечение бесперебойности и качества связи на телекоммуникационных сетях.

Формулируя общие требования к единой сети связи, академик А.А. Харкевич писал: «Потребителю должно быть гарантировано, что:
— сообщение будет доставлено по назначению;
— время, затраченное на доставку сообщения, не превзойдет заранее обусловленного;
— искажение сообщения не превзойдет допустимого;
— будет обеспечена передача с требуемой для данного сообщения скоростью».
К этому, несомненно, надо добавить требование, чтобы стоимость доставки сообщений и затраты времени пользователей на передачу и прием сообщений не превосходили некоторого предела, обеспечивающего пользователю получения экономического эффекта от использования средств связи.
Как указывал академик А.А. Харкевич, потребителя совершенно не интересует, какими техническими средствами обеспечивается выполнение указанных требований. Однако их реализация, особенно реализация с учетом экономики и требования к повышению производительности труда обслуживающего персонала, ставит ряд сложных технико-экономических проблем. Реализация требований, предъявляемых к сети, достигается:
— правильным выбором норм с учетом требований потребителей, технических возможностей сети и экономических показателей, а также выбором вида связи, отбором нужной информации, выбором форм представления информации и способов формирования и доставки сообщения;
— использованием соответствующей каналообразующей и коммутационной аппаратуры и систем управления с обеспечением их максимального использования и интеграции;

— созданием оптимальных алгоритмов управления и обслуживания сети;

10 минут, чтобы узнать о профессии инженер ВОЛС


— созданием оптимальной структуры сети;
— автоматизацией процессов строительства, монтажа, тренировки и эксплуатации средств связи и ЭВМ.

Обеспечениебезопасности связи на телекоммуникационных сетях.

ГОСТ Р 52448-2005НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий стандарт предназначен для применения расположенными на территории Российской Федерации организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые связаны с созданием и эксплуатацией сетей электросвязи, являющимися составными компонентами сети связи общего пользования единой сети электросвязи Российской Федерации. Основными функциями сетей электросвязи являются прием, обработка, хранение, передача и предоставление требуемой информации пользователям и органам государственного управления для ее последующего применения. Сети электросвязи предназначены для оказания услуг связи любому пользователю путем предоставления открытых информационных ресурсов и информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, или информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(5) Основные положения по обеспечению безопасности сетей электросвязи

5.1 Сети электросвязи являются средой переноса сообщений любого рода в виде электрических сигналов. Сообщения содержат информацию пользователя, которая может быть открытой, закодированной, зашифрованной или скремблированной (что для сети электросвязи является неопределяющим), и служебную информацию (например, адрес получателя). Сеть электросвязи должна обеспечить целостность передаваемых сообщений и своевременность их доставки адресату.

Открытость сетей электросвязи не должна означать полную доступность ко всем ее информационным ресурсам и отсутствие контроля их использования. В сети электросвязи должна быть обеспечена защита собственной, служебной информации, предназначенной для управления работой сети или служб сети.

К информационным ресурсам сетей электросвязи, требующим защиты со стороны оператора связи, могут быть отнесены:

— сведения об абонентах, базы данных;

— данные, содержащие информацию пользователей (обеспечение доступности и целостности);

— программное обеспечение систем управления сетями электросвязи;

— сведения о прохождении, параметрах, загрузке (использовании) линий связи магистральных сетей;

— обобщенные сведения о местах дислокации узлов связи и установленном сетевом оборудовании;

— сведения, раскрывающие структуру используемых механизмов обеспечения безопасности сети электросвязи.

5.2 Необходимость рассмотрения проблем обеспечения безопасности сетей электросвязи обусловлена:

— динамикой развития сетей электросвязи и их интеграцией с глобальными сетями связи, в том числе с Интернет;

— совершенствованием применяемых ИТ;

— ростом числа пользователей услугами связи и расширением спектра предоставления услуг связи;

— увеличением объемов хранимой и передаваемой информации;

— территориальной рассредоточенностью сложных информационно-телекоммуникационных структур;

— недостаточностью в сетях электросвязи необходимых механизмов обеспечения безопасности.

Эти проблемы существенно повышают уязвимость сетей, способствуют появлению новых угроз безопасности и определяют необходимость комплексного решения задач по обеспечению безопасности сетей электросвязи путем:

— организации эффективного, безопасного управления и взаимодействия сетей;

— поддержания гарантированных качественных характеристик процессов обработки информации в сетях электросвязи (качества обслуживания) в условиях возможных ВН на инфокоммуникационную структуру сетей электросвязи;

— создания в сетях электросвязи надежных и защищенных каналов по пропуску определенных категорий трафика, из совокупности которого могут быть извлечены сведения, способные нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

— противодействия проявлению терроризма на сетях электросвязи, в том числе экстремистским действиям.

Решение данных проблем является функцией СОБ сетей электросвязи ССОП и служб безопасности операторов связи в рамках общих положений по безопасности сетей электросвязи, предлагаемых настоящим стандартом.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2581 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

В России заработала первая линия квантовой связи

В России начала работу первая линия квантовой связи. Она имеет протяженность 700 км, что делает ее самой крупной в Европе. Строительство вели РЖД на базе собственных оптоволоконных сетей, и к 2024 г. протяженность линий квантовой связи возрастет до 7000 км, хотя изначально планировалось за этот срок развить ее до 10 тыс. км. Размер вложений к 2024 г. составит более 19 млрд руб.

Первая в России линия квантовой связи

В России заработала первая в стране линия связи по магистральному защищенному квантовому каналу. Как сообщили CNews представители РЖД, с ее помощью был осуществлен первый сеанс видеосвязи.

Магистральный канал соединяет Москву и Санкт-Петербург. Он имеет протяженность 700 км, что делает его самым крупным в Европе и вторым по величине в мире. Представители РЖД утверждают, что при строительстве канала использовались отечественные решения.

Строительством канала связи занимались РЖД. Помощь в этом компании оказывали Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), а также компании ООО «Специальный Технологический Центр», ООО «СМАРТС-Кванттелеком», ООО «Амикон».

Физическая основа квантовых сетей в данном случае – это магистральные оптоволоконные каналы РЖД.

kvant601.jpg

Сеанс связи был осуществлен при участии российского вице-премьера Дмитрия Чернышенко. С его слов, квантовыми коммуникациями интересуются как частные корпорации, так и государственные органы. Чернышенко добавил также, что развитие квантовых сетей в России продолжится, и до 2024 г. их протяженность увеличится до 7000 км.

Председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, тоже принимавший участие в запуске 700-километрового квантового канала связи, назвал этот проект плотным. Он заявил, что на его реализацию ушло меньше года.

Как работают квантовые коммуникации

Основная задача квантовых сетей заключается в безопасной и быстрой передаче данных на большие расстояния. Такие сети базируются на оптоволоконных кабелях. Передаваемые по ним данные шифруются алгоритмом квантового распределения ключей.

kvant600.jpg

700-километровый участок квантовой сети РЖД через станет первым участком всероссийской сети протяженностью в тысячи километров

Под этим алгоритмом подразумевается создание двух произвольных ключей, по одному для каждой из сторон передачи информации, и выработку общего произвольного ключа, необходимого для шифровки и дешифровки передаваемых данных фотонах. Общий ключ известен только «собеседникам», что исключает возможность несанкционированного перехвата.

В случае осуществления попытки несанкционированного получения доступа к передаваемой информации без ключа дешифровки сами данные будут искажены, поскольку измерение квантового состояния фотона невозможно без внесения в него изменений. Этот принцип лежит в основе квантовой криптографии. Она была предложена более полувека назад, в 1970 г. израильским физиком-исследователем Стивеном Визнером (Stephen Wiesner) и канадским физиком-теоретиком Жилем Брассаром (Gilles Brassard).

Читайте также:  Что такое строительство домов из ячеистых блоков

Как РЖД связаны с квантами

РЖД – один из инициаторов развития квантовых сетей в России. Об интересе компании к этому направлению стало известно в июле 2019 г, когда она подписала соглашение о намерениях с Правительством России. На церемонии подписания присутствовал Президент России Владимир Путин, а его цель заключается в ускорении технологического развития и достижения Россией позиции одного из лидеров на глобальных технологических рынках в сфере квантовых коммуникаций.

К январю 2020 г. у РЖД был готов проект «дорожной карты» развития квантовых сетей. В Согласно нему, компания планировала вложить в них 24,7 млрд руб. до 2024 г. включительно. Половину этой суммы (12,9 млрд руб.), как было указано в проекте, предлагалось взять из бюджета страны, 5,3 млрд руб. хотели выделить сами РЖД, а 6,5 млрд руб. планировалось привлечь из внебюджетных источников.

В конце июля 2020 г. проект «дорожной карты» претерпел ряд изменений, в том числе и по части размеров вложений. Сумма уменьшилась до 19,3 млрд руб. за период до 2024 г. включительно. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 13 млрд руб., внебюджетные источники – 6,5 млрд руб., а РЖД – 5,3 млрд руб.

«Дорожная карта» РЖД была принята властями в конце лета 2020 г., о чем сообщил Дмитрий Чернышенко во время запуска соединившего две столицы квантового канала. «Дорожная карта по квантовым коммуникациям была подписана только в августе прошлого года, но уже сейчас есть конкретный результат – квантовая сеть, которую мы сегодня запустили», – сказал вице-премьер.

Специально для развития квантовых сетей в РЖД в августе 2019 г. было создано отдельное подразделение – Департамент квантовых коммуникаций. Как сообщал CNews, основная цель нового отдела заключается в повышении эффективности бизнес-процессов РЖД, безопасности железнодорожного транспорта, а также наращивание эффективности использования инфраструктуры российской железнодорожной сети.

Планы на будущее

Олег Белозеров сообщил, что РЖД планируют и дальше работать над развитием квантовых сетей в России. «По дорожной карте мы должны реализовать 120 проектов, 75 продуктов и сервисов», – отметил он, добавив, что магистральная квантовая сеть Москва – Санкт-Петербург даст возможность «апробировать новые технологические решения, внедрить критически важные сервисы».

Глава РЖД также сообщил, что компания примет участие в организации проектов по внедрению отечественных программных коммуникационных систем в деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Для этого РЖД собираются использовать свой опыт в построении системы коммуникаций и применения технологий искусственного интеллекта.

Первая версия проекта «дорожной карты» РЖД гласила, что российский рынок квантовых коммуникаций вырастет как минимум до 55 млрд руб. к 2024 г. По прогнозам компании, к этому времени он должен занять около 8% глобального рынка квантовых сетей.

Следует отметить, что в проекте «дорожной карты» в январе 2020 г. говорилось о наращивании суммарной протяженности российских квантовых сетей до 10 тыс. км. к 2024 г. Спустя полтора года Дмитрий Чернышенко озвучил прогнозы о протяженности 7000 км. С чем связано понижение ожиданий, остается неизвестным.

Источник: www.cnews.ru

Сдаёмся по-новому

Революция, которая не случилась

Сдаёмся по-новому

От нового порядка ввода в эксплуатацию ждали разного. И если на изменение процедуры взаимодействия с СОРМом рассчитывать не приходилось, то отмены надоевшей хуже горькой редьки «экспертизы» проектов хотелось. К счастью, так и произошло, так что о перечне замечаний, большая часть которых сводилась к несоответствию толщины линии какому-либо госту, можно забыть. Увы, так ожидаемые послабления в области сдачи сетей телевидения не произошли, но об этом мы поговорим более подробно. Самыми большими выгодоприобретателями стали провайдеры, строящиеся в небольших населённых пунктах, – там теперь бумаг необходим минимум и строиться можно куда быстрее.

Новый приказ гораздо меньше старого чисто по объёму, описывает все действия значительно проще, да и вообще менее «заморочен». Если 113-й оставляет от себя впечатление чего-то партийно-монументального со своими ДНСИ, УГНСИ и перечислением конкретных технологий связи, то новый 258-й получился, пожалуй, даже слишком «лёгким», некоторые насущные вопросы проигнорировав, а некоторые добавив.

В общем, по каким-то направлениям произошёл действительно прорыв, а по каким-то – эволюционное развитие со знаком минус. Также надо понимать, что как и для всякого документа с пылу с жару, новому порядку потребуется некоторое время для утряски и наработки практики. Как показывает опыт, даже при наличии соответствующих разъяснений в некоторых случаях инспектора Роскомнадзора действуют не так, как того требует закон, а так, как они сами хотят. Так что светлое будущее наступит не с нового года, а позже.

Изменения общие и частные

Сдаёмся по-новому

Все изменения в новых требованиях можно разделить на две группы. К первой относятся изменения, затрагивающие любую сдачу в эксплуатацию, ко второй – затрагивающие сдачу сети по конкретной технологии. Дабы не просто переписать текст приказа по частям, изменения мы будем разбирать, одновременно составляя алгоритм по сдаче сети. Начнём от принятия решения о строительстве и закончим ежегодными отчётами о состоянии построенного.

Шаг 0. Определяем, что сдаём

Это некий предварительный этап, к самой сдаче отношение имеющий отдалённое. Рассмотрим мы его для того, чтобы чётко понимать, что сдаётся в эксплуатацию по новым требованиям Роскомнадзору, а что отдано на откуп другим контролирующим органам.

К очень большому сожалению, Минкомсвязь до сих пор не озаботилось составлением словаря терминов и определений, используемых в нормативной документации. Это приводит к ситуации, когда в нормативке встречаются термины, определения которым просто нет, и каждый трактует их по своему усмотрению. Другая ситуация, когда одно и тоже понятие описывается разными терминами также возникает довольно часто. К этому нужно относиться спокойно, хотя в некоторых случаях такая неразбериха может попортить немало крови. А в некоторых возникают настоящие коллизии, из которых нет выхода и всё решается так, как это видится в конкретной ситуации конкретными людьми за бутылкой кофе.

Итак, в соответствии со статьёй 2 раздела I Общих положений в эксплуатацию вводится сеть электросвязи, либо полностью, либо по частям. Состав вводимой сети/фрагмента определяет сам оператор:

Сеть электросвязи вводится в эксплуатацию в целом или отдельными фрагментами, которыми в целях Требований являются части сети электросвязи, образованные средством (средствами) связи и (или) линией (линиями) связи и единовременно вводимые в эксплуатацию.

Состав вводимой в эксплуатацию сети электросвязи или фрагмента сети электросвязи определяется оператором связи.

Основное отличие от 113-го в понятии вводимого в эксплуатацию. В старом приказе в эксплуатацию вводились сооружения связи, что совсем не то же самое, что и сети.

Сеть связи — технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Обратите внимание, что в процитированной статье речь идёт о вводе в эксплуатацию сети электросвязи, когда в Законе о связи есть определение только сети связи, что опять же, совсем не то, что и сеть электросвязи. Сеть связи – это такое общее понятие, включающее в себя как сеть электросвязи, так и сеть почтовой связи. Теперь вернёмся к сооружениям связи, представляющим собой совсем другое и которые по новым Требованиям наоборот, не вводятся эксплуатацию (статья 1 Раздела I Общих положений) :

Настоящие Требования не распространяются на ввод в эксплуатацию физических цепей и сооружений связи, включая линейно-кабельные сооружения связи.

Таким образом, сдавать Роскомнадзору не требуется:

  • а) Сооружения связи, включая линейно-кабельные сооружения связи,
  • б) Физические цепи.

И вот тут начинается полный ахтунг. Проблема в том, что Закон о связи и Правила технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации вступают друг с другом в противоречие и отказываются давать чёткий ответ, что есть что. Закон о связи так определяет сооружения связи:

Сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Как видим, сооружения связи служат для размещения средств и кабелей связи, а вовсе не равны им. Теперь по поводу линейно-кабельных сооружений связи:

Линейно-кабельные сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Тут у нас снова возникла небольшая путаница, так как линейно-кабельные сооружения связи входят в понятие сооружений связи, но почему-то всегда упоминаются вместе. Это всё равно, что говорить «кастрюля с ручками, включая ручки». Получается, что линейно-кабельные сооружения связи предназначены для размещения только кабелей связи, а сооружения связи предназначены и для кабелей и для средств связи. А теперь самое интересное. Обычно под сооружениями связи понимаются кабельная канализация, кабель-каналы, столбы и прочие объекты реального мира которые используются для размещения кабелей и средств связи, НО! Уже упомянуты Правила технической эксплуатации дают нам более точный состав линейно-кабельных сооружений:

Читайте также:  Объем строительства в России в 2022 году

3.1.5. К линейно — кабельным сооружениям относятся:

  • кабель;
  • кабельная арматура;
  • кабельная канализация;
  • пластмассовые трубы;
  • наземные и подземные сооружения и контейнеры НРП и НУП;
  • кабельные переходы через водные преграды;
  • подвесные устройства;
  • устройства защиты от коррозии и различных электромагнитных влияний;
  • средства для обозначения трасс на местности;
  • кабельные шахты, киоски, будки, шкафы, опоры;
  • оборудование для содержания кабелей и контейнеров НРП и НУП под избыточным воздушным давлением;
  • навесы и эстакады для хранения кабелей, кабельной арматуры и инструмента.

У автора нет понимания, почему сам кабель составители документа решили отнести к ЛКС. Очевидно, что кабель в линейно-кабельных сооружениях явно лишний и должен быть изъят. Суммируя всё вышесказанное, сдавать Роскомнадзору теперь не следует не только кабельную канализацию, но и сам кабель. Правда, это не значит, что их можно строить или использовать без разрешения.

Нет, выше написанное всего лишь значит, что наше надзорное ведомство за них не отвечает. Необходимость такого шага назрела уже давно, так как, во-первых, Роскомнадзор никакого отношения к столбам и канализации не имеет, а во-вторых, особо ушлые операторы во время разборок с собственниками и другими заинтересованными лицами размахивали актами, утверждая, что сеть сдана государству и трогать её никак нельзя. Из-за такой позиции инспекторы были вынуждены неофициально требовать договоров с управляющими компаниями и ТСЖ, чтобы не попадать в глупые ситуации, когда сеть надо принимать, несмотря на протесты владельца помещений.

Ну а мы получаем вполне себе очевидное противоречие и даже, не побоюсь этого слова, рекурсию в Законе о связи, где ЛКС предназначены для размещения кабелей, сами являясь кабелями.

Ещё интересней с пунктом б), в котором речь идёт о физических цепях. Определения физических цепей в Законе о связи нет, есть лишь определение линий связи, которые состоят, в том числе и из физических цепей:

Линии связи — линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Определение физических цепей хотели ввести в ЗоС, но законопроект по каким-то причинам так и не прошёл Госдуму (а может и не был там никогда). И очень жаль, так как в нём чётко было разграничено понятия смонтированного кабеля и физической цепи, являющейся, по сути, отдельным проводом или волокном. Поэтому определение термина придётся взять из всё тех же Правил технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации:

Физическая цепь — металлические провода или оптические волокна, образующие направляющую среду для передачи сигналов электросвязи.

Что имел в виду Николай Никифоров или его помощники, говоря о том, что не надо сдавать в эксплуатацию «металлические провода или оптические волокна» автор статьи понять не в состоянии и очень надеется, что у кого-нибудь есть внятное объяснение сему феномену.

Подытоживая: получается, что сдаче не подлежит не только канализация и опоры, но и сами кабели, являющиеся ЛКС. Так что на схемах можно наносить не маркировку тип кабеля, а просто рисовать абстрактную «оптическую линию связи».

Шаг 1. Уведомляем о начале строительства

Ранее уведомлять о начале строительства приходилось в независимости от того, что строилось или изменялось. Задумали сменить коммутатор на другой, с большим числом портов – пожалуйста, сначала уведомите о начале «строительства». На практике этот маразм не соблюдался, так что неудивительно, что от него решили отказаться. Теперь уведомлять Роскомнадзор о начале строительства необходимо только в случае создания сети или фрагмента сети электросвязи на территории нескольких субъектов РФ:

В случае создания сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) на территории нескольких субъектов Российской Федерации оператор связи письменно уведомляет Роскомнадзор о начале работ.

Местному провайдеру строительство в разных регионах уж точно не грозит, а если он таки решил строиться в разных областях, то может себе позволить либо нанимать консалтеров, либо держать специальных людей для работы с бумагами. В общем, это действительно хорошее улучшение. Что же касается информации, которая должна быть в уведомлении, то она её состав почти не изменился, добавилась лишь необходимость предоставить схему будущей сети с указанием месторасположений линий и средств связи.

Шаг 2. Рисуем проект без экспертизы

Хотя некоторые предпочитают оформлять всё уже после строительства, мы искренне не рекомендуем идти по этому порочному пути и подготовить всё заранее. Набор документов будет зависеть от того, что мы собрались строить. В любом случае нужно помнить, что даже если нам понадобится полноценный проект на сеть, его экспертиза более не проводится. НО!

Не проводится экспертиза тех элементов, к которым относятся Требования. Если вы строите что-то попадающее под действие Градостроительного Кодекса и требующее экспертизы, экспертиза будет необходима и не связная, а государственная.

Из всего множества услуг, оказываемых операторами, нас будет интересовать четыре основных: доступ в интернет (телематика), проводное телевидение, телефония и передача данных.

Шаг 2а. Доступ в интернет

Для телематических услуг изменилась одна маленькая, но очень важная деталь. Если ранее не требовали проекта сооружения связи всех видов телематических служб, то теперь проекта не требуется, если сеть не содержит оборудования с проектной скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше. Вместо проекта можно предоставить

Типовые проекты или заводские инструкции (техническую документацию производителя оборудования) и утвержденную оператором связи схему соединений и спецификацию сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи), содержащие сведения о назначении, составе средств связи, условиях эксплуатации и технических характеристиках сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи).

Это принципиальное изменение. Ранее можно было получить лицензию на ТМС, застроить всё сетями 10G и со спокойной совестью сдать всё по упрощёнке. Теперь, если куда-нибудь поставить коммутатор с SFP+ портами, придётся заказывать проект. Туда же попадают и терминалы для PONa.

Так что «халява» прикрыта, причём прикрыта она и для частного сектора, застраиваемого пассивными оптическими сетями, несмотря на все разговоры об упрощении и желании побороть цифровое неравенство. Для этого есть кое-кто другой со скоростями «не менее 10 Мбит/с». Придётся как в прошлом, искать лазейки, сдавая сети по частям: со скоростными коммутаторами вместе с надзором и всем остальным без него. Если и это тоже не прикроют.

Шаг 2б. Проводное телевидение

Ещё одно разочарование нового порядка сдачи, так как для телевидения тоже ничего не изменилось. Проект не требуется исключительно в случае постройки.

Распределительных систем кабельного телевизионного вещания проектной емкостью до 2500 абонентских подключений.

Для распределительной сети свыше 2500 абонентов или для головной станции/антенного поста требуется проект. Такая система порождает забавную ситуацию, когда сети FTTB с OTT-телевидением проект не требуется, а для той же сети, но уже с добавлением IPTV проект нужен. Даже если сигнал приходит от вышестоящего провайдера и никакой ГС не предполагается. Будем надеяться, что ситуацию исправят хотя бы для IPTV.

Шаг 2в. Телефония

Изменения хоть и есть, но они не принципиальны. Проект не понадобится при сдаче.

Сети (фрагменты сети) местной телефонной связи проектной емкостью 3 000 номеров и выше.

Отличием от 113-го является увеличение ёмкости. Если ранее разрешалось вводить в эксплуатацию сети ёмкостью до 512 номеров, а потом расширять до 3000, то теперь без проекта можно сразу же строить местные сети ёмкостью до 3 тысяч номеров. При строительстве чего-то большего уже требуется проект. Впрочем, популярность стационарной телефонии падает, так что можно не расстраиваться.

Шаг 2г. Передача данных

Здесь изменения значительны. Если ранее любая сеть, предназначенная для предоставления услуг передачи данных, требовала проекта, то теперь остались исключительно сети передачи данных, а не услуг. Таким образом, услуги передачи данных и телематические услуги слиты в единую «сеть передачи данных», в рамках которой и оказываются:

Сети (фрагменты сети) передачи данных проектной скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше.

К ним относятся FTTB, FTTH, xPON и всё остальное ныне популярное. Хороши новые требования или плохи? Ну, лет 10 назад были бы неплохи. Сейчас же очень многие коммутаторы имеют порты на 10 Гбит/с и если хоть немного задумываться о будущем, рисовать проект по новым требованиям придётся.

Шаг 3. Создаём комиссию и собираем документы

Комиссию для сдачи сети электросвязи нужно будет собирать в любом случае. Порядок работы и состав комиссии определяется оператором связи. Ввод в эксплуатацию оформляется актом о вводе сети в эксплуатацию. Форма акта по сравнению со 113-м изменилась. Если раньше это была типовая форма КС-14, то теперь специально разработанная под сдачу сетей электросвязи.

Новая форма гораздо проще и заполняется быстрей. Комиссии следует предоставить следующие документы:

  • а) проектная документации на вводимую в эксплуатацию сеть электросвязи (фрагмент сети электросвязи). Для сетей электросвязи (фрагментов сети электросвязи), не указанных в пункте 8 Требований, допускается использовать типовые проекты или заводские инструкции (техническую документацию производителя оборудования) и утвержденную оператором связи схему соединений и спецификацию сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи), содержащие сведения о назначении, составе средств связи, условиях эксплуатации и технических характеристиках сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи);
  • б) копии свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств (при наличии радиоэлектронных средств);
  • в) копии договоров присоединения к другим сетям электросвязи;
  • г) копии документов, подтверждающие выделение ресурсов нумерации;
  • д) перечень используемых средств связи с указанием наименования типа и номера сертификата соответствия на средства связи или декларации о соответствии средств связи;
  • е) акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). Допускается по согласованию с органом федеральной службы безопасности вместо акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий направление утвержденного плана по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – план мероприятий) на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). В этом случае направляется также письменное подтверждение выполнения оператором связи утвержденного плана мероприятий на дату представления его в Комиссию, подписанное руководителем территориального управления федеральной службы безопасности на бумажном носителе в свободной форме.
Читайте также:  Что понимают под унификацией в строительстве

Требуемый список документов стал значительно меньше. Теперь не требуется предъявлять:

  • а) Протоколы испытаний сооружений связи;
  • б) комплект эксплуатационной документации на сооружения и средства связи;
  • в) санитарного паспорта на РЭС;
  • г) документов, подтверждающих подготовку специалистов;
  • д) перечня средств измерений, которые предусмотрены в инструкции по эксплуатации.

Из того, что осталось, изменились требования к внедрению СОРМ. Как и прежде, на момент сдачи сети требуется либо внедрить СОРМ, либо иметь согласованный план его внедрения. Отличие в том, что если на момент сдачи СОРМ не внедрён, то нужно запросить у ФСБ справку о том, что текущее состояния СОРМ соответствует утверждённому плану внедрения. Так что лазейку с китайским за ночь выполнением плана в последние две недели срока прикрыли. Не будешь соблюдать план – не введёшь в эксплуатацию.

После сбора всех требуемых документов следует решить вопрос с участием представителя Роскомнадзора в приёмке. С этим всё просто, представитель от надзорного ведомства необходим в тех же случаях, что и проект. Если проекта нет – не нужен и представитель. Также регламентированы сроки вызова и сроки подачи замечаний: «мурыжить» провайдера месяцами больше нельзя.

Комиссия в любом виде изучает предоставленные документы и сеть связи. Если одно соответствует другому и сеть может работать, акт утверждается. День утверждения акта считается днём начала оказания услуг.

Шаг 4. Уведомляем о вводе

В течение 10 рабочих дней после ввода сети в эксплуатацию, оператор уведомляет «свой» территориальный орган Роскомнадзора о произошедшем, вне зависимости от того, принимал ли представитель надзорного ведомства участие в работе комиссии или нет. Разница будет лишь в нескольких документах – если инспектор присутствовал, некоторые будут не нужны.

Уведомление должно содержать следующую информацию:

  • а) сведения о заявителе: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица – для юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;
  • б) перечень наименований услуг связи, оказание которых будет осуществляться с использованием вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи);
  • в) реквизиты (дата выдачи и номер) лицензии (лицензий) на осуществление соответствующего вида деятельности в области оказания услуг связи.

К уведомлению прикладывается ряд документов, большая часть из которых у нас уже имеется после работы комиссии:

  • а) копия утвержденного акта о вводе в эксплуатацию сети электросвязи;
  • б) копии свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств (при наличии радиоэлектронных средств);
  • в) схема построения сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) с указанием на ней:
  • узлов и линий связи;
  • точек присоединения к другим сетям электросвязи;
  • перечня и состава средств связи, образующих точки присоединения сети электросвязи, с указанием их монтированной емкости и применяемых технологий;

Шаг 5. Отчитываемся о состоянии сети

На сдаче сети злоключения провайдера не заканчиваются. Раз в год, в срок с 1 января до 1 марта, оператор обязан предоставить информацию о состоянии и перспективах развития своей сети на конец предыдущего года в Федеральное Агентство Связи (Россвязь). Помимо общей юридическо-экономической информации в виде наименования, ИНН, почтового адреса и тому подобного, предоставить требуется и чисто техническую. Полный перечень её приведён в Приложении 1 к Требованиям. Он довольно обширный, поэтому приводить его целиком не будем. В кратком изложении перечень выглядит так:

  • о технологических возможностях сети связи;
  • о перспективах развития сети связи на текущий год;
  • о средствах связи и линиях связи, используемых в сети связи.

Первый и третий пункт представляют собой техническое описание сети со схемой организации связи. В описании нужно указать собственные линии связи, привести список средств связи, оказываемых услугах, монтированной и свободной ёмкости и так далее. В общем, предоставить полное описание своей сети. Задача, учитывая традиционно небрежное отношение провайдеров к бумагам, не слишком простая. Впрочем, что-то подсказывает, что ходить и проверять каждый коммутатор никто не будет, поэтому в Россвязь будут слать нечто, иногда весьма отличающееся от реального положения дел.

Второй пункт подразумевает предоставление сведений по реконструкции и развитию сетей. И всё было бы хорошо, но оператор сам частенько не знает, что будет делать через пару месяцев. Так что в лучшем случае в Россвязь будут отправляться хотелки, в худшем — какая-нибудь отсебятина, предназначенная исключительно для заполнения листа бумаги буквами.

Необходимость такого шага объясняется тем, что ни Россвязь, ни даже Роскомнадзор сами не знают, сколько и какие сетей в реальности работают в стране. В теории без сдачи в эксплуатацию работать нельзя, но это в теории. Кстати, если уж речь зашла, такое положение дел было связано, в первую очередь, с трудоёмкой процедурой легализации. Необходимость собрать кучу бумаг, потратив на это значительно время и деньги перевешивала гипотетические карты от надзирающих. Поможет ли исправить ситуацию новый порядок ввода, покажет время.

Что мы получили, а что нет

Сдаёмся по-новому

Как это обычно и бывает, документ не лишён недостатков. К примеру, ни слова не сказано о порядке сдачи модернизированных сетей. Да, в тексте есть какие-то намёки, но их трактовка – это именно, что трактовка конкретного человека. Как там всё обстоит на самом деле, придётся узнавать на практике. Нет чёткого указания на то, что же именно сдаётся.

Если ранее это были всем понятные кабели и коммутаторы, то теперь их заменили абстрактными «сетями связи», не забыв при этом указать, что учёт каждого порта всё равно должен быть. Впрочем, размытые формулировки это ещё полбеды. Их рано или поздно поправят, выпустят разъяснения и наработают практику. Куда хуже изменения другого характера.

Ну вот, к примеру, отмена экспертизы проектов. Без сомнения, большое изменение, но как оно отразится на провайдерах? Если поразмыслить, то не очень-то и сильно. Да, не придётся платить за экспертизу, но в общей сумме затрат на проект и на строительство эти деньги практически не видны.

Что касается времени и усилий, то в подавляющем большинстве случаев проект делает сторонняя организация, на ней же вопросы разборок с замечаниями. Так что это нововведение упрощает жизнь проектировщикам в большей степени.

Другое наиболее значительное изменение в виде не нужности проекта и инспекторов надзора при сдаче сетей ПД (для услуг передачи данных и телематики) нивелируется установленными пределами в 10Гбит/с. Да, в небольших деревнях такие скорости ещё долго не будут востребованы, но в посёлках и городах через пару лет придётся задумываться о переходе на гигабитные сети.

И пусть именно до тарифов с гигабитом далеко, порты на десятку означают необходимость и проекта, и сдачи вместе с надзором. И пилюля в виде отсутствия проекта для услуг ПД в сетях со скоростями менее 10 Гбит/с не может подсластить ухудшение из-за низкой востребованности у небольших операторов. Так что для интернетчиков ситуация если и улучшилась, то строго на данный момент и для текущих сетей. В перспективе всё стало гораздо хуже.

Остальные улучшения, в виде отсутствия необходимости предупреждать о начале строительства и сокращения списка документов для приёмки, хоть и упрощают жизнь, критически важными не являются. Делается каждый не нужный теперь документ час максимум, а количество запрашиваемых неофициально частенько их превосходит.

Новые требования вне всяких сомнений необходимо дорабатывать. Как минимум, разъяснить все туманные моменты и поставить перед 10Гбит/с слово «свыше». А то с новым порядком сдачи пока получается классическая ситуация с «хотели как лучше, а получилось как всегда».

P.S. Автор будет рад указанию на допущенные ошибки и обсуждению сути нового приказа в стиле старого анекдота:

Источник: nag.ru

Рейтинг
Загрузка ...