«Перед войной успели пройти 11 шахтных стволов. В то утро, когда бригадир докладывал в горком о проходке ствола на «Технологическом институте», объявили о начале войны».
Шахты и подходные тоннели затопили. Десять тысяч метростроителей пошли на фронт, а оборудование использовали для строительства баррикад.
Снова к созданию метро вернулись только в 1944-м. Строительство было адской работой. Из оборудования – лопаты и отбойные молотки. Характер грунтов представляли слабо. Зато сроки были жесткими – на проходку ствола глубиной 30 метров давали 3 месяца.
За срыв – суровые санкции. В то время руководил городом Андрей Жданов, близкий соратник Сталина.
Из воспоминаний ветерана-метростроителя:
«Так и не могу восстановить в памяти, какого цвета у них глаза (у помощников – прим.ред.). Зато хорошо помню, что были они воспаленными от недосыпания, постоянного физического напряжения».
- Фрол Козлов (1953-1957)
Нрав у политика был жестким. Он участвовал в «ленинградском деле» — сталинской чистке руководства города в 1949-1953 годах, — а затем занял освободившееся после репрессий место. Уже в должности секретаря ЦК КПСС распорядился стрелять в мирную демонстрацию рабочих в Новочеркасске.
Метро могут начать строить в 2022 году
«Фрол Романович Козлов отличался огромной заботой о своем внешнем виде. Вальяжный мужчина в отлично сшитом костюме, подобранном в тон галстуке, с химической завивкой».
— как строится метро
За счет близости к Никите Хрущеву Козлов смог «выбить» дополнительное финансирование на строительство метрополитена.
В 1955-м в городе запустили ветку из 8 станций – от «Автово» до «Площади Восстания». Первых пассажиров пускали по пригласительным. Это были передовики производств, студенты, школьники и семьи метростроевцев.
// 50 копеек стоил проезд в 1955 году.
Тогда пассажиры проходили в метрополитен по бумажным билетам. Контролеры проверяли их вручную перед эскалаторами.
Пригласительный билет для проезда в Ленинградском метрополитене в дни празднования 38-й годовщины Октябрьской революции. Ноябрь 1955 года, фото из телеграм-канала «Советский Ленинград»
Станция «Площадь Восстания» перед открытием. Сейчас в середине станции устроен пересадочный аванзал на станцию «Маяковская» значительно исказивший облик и испортивший перспективу станции. В глухом торце в настоящий момент также устроен дополнительный переход и выход в город к Московскому вокзалу.
Торжественный митинг на станции «Площадь Восстания» по случаю открытия метрополитена в городе-Герое Ленинграде, на трибуне — начальник Ленметростроя К.А. Кузнецов. 15 ноября 1955 года
Почему в вашем городе не нужно строить метро / @Max_Katz
Сразу после открытия метро стало трижды ленинским – «Ленинградским ордена Ленина метрополитеном имени В.И. Ленина».
1955 год. Вручение ордена Трудового Красного знамени чеканщице Таиссии Бушмановой, фото предоставлено ОАО «Метрострой»
— как меняется архитектура
Первые станции поражают роскошью и богатством отделки. Это не просто транспорт – это новые храмы, где вместо библейских сюжетов – канонические сцены времен Революции, мудрые вожди Ленин и Сталин, героическая оборона Ленинграда, успехи промышленности и науки. Вестибюли проектируют лучшие советские архитекторы, декорируют лучшие скульпторы и художники: Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Сергей Сперанский, Михаил Аникушин.
Конкурс на оформление станций в стиле сталинской неоклассики проводят в 1950-м. Спустя три года Сталин умирает. Начинается «оттепель». А в ноябре 1955-го, за 11 дней до запуска ленинградской подземки, выходит постановление об устранении излишеств в архитектуре.
«По замыслу архитекторов, вестибюль «Пушкинской» должны были еще богаче украсить декором, лепниной. Но когда близилась сдача станции, появилось постановление об излишествах в архитектуре. К тому моменту в одном из боковых тоннелей лепнина уже была, а во втором нет. В итоге смонтированный декор просто срубили».
Еще один памятник резкой смене архитектурного курса – станция «Автово». Часть колонн вдоль платформ облицована как будто воздушным ажурным стеклом, а часть – прозаичным мрамором. Стеклянные пластины для них не успели изготовить к открытию, а после постановления об излишествах в архитектуре — отказались от замысла.
Знаменитый доклад о культе личности Сталина прозвучал в феврале 1956-го, но фактически развенчание мифа о мудром вожде началось раньше. По плану каждую станцию первой линии должны были украшать скульптуры, барельефы или панно со Сталиным, его цитаты, обращения ленинградцев к вождю, выбитые на мраморных плитах. Но к открытию в ноябре 1955-го таких изображений оказалось всего три. От некоторых скульптур, барельефов просто отказались. Какие-то – заменили на другие сюжеты.
До нашего времени сохранилось всего одно изображение «отца народов» — на барельефе станции «Площадь Восстания». Сталин стоит за спиной Ленина, выступающего в Таврическом дворце.
Барельеф станции «Площадь Восстания». Сталин стоит за спиной Ленина, выступающего в Таврическом дворце; фото с сайта wikipedia
Мозаичное панно «Сталин на трибуне», занимавшее торцевую стену станции «Нарвская», демонтировали в 1961-м. По городской легенде, изображение вождя просто заложили фальш-стеной. Однако, на самом деле, оно было утрачено. В том же году барельеф со Сталиным демонтировали на «Технологическом институте» из-за строительства перехода на соседнюю станцию.
— как развиваются технологии
К приходу Фрола Козлова в руководство города у метростроителей появились первые проходческие щиты. Это значит, что рабочим больше не надо было проходить тоннель «врукопашную» — с отбойным молотком в руках. Максимальная скорость строительства выросла с 1,5 до 6 погонных метров за смену. В среднем щит позволял строить 300 метров тоннелей в месяц.
- Иван Спиридонов (1957-1962)
Несмотря на отъезд в Москву, главные политические вопросы в Ленинграде продолжал решать Фрол Козлов, в то время «второй секретарь» ЦК партии после Хрущева. Тем не менее, при Спиридонове начинают массово строить первые кварталы хрущевок. Город превращается в центр оборонной промышленности.
— как строится метро
В метро впервые появляются турникеты. В 1958-м их испытывают на «Нарвской», а затем ставят на всех станциях первой ветки метро.
Метростроевцы впервые проходят тоннели под руслом Невы. Строительство ведется на большой глубине – в слое серо-голубых кембрийских глин. Работать в нем относительно безопасно: глина не пропускает воду, легка в разработке и хорошо держит забой.
В 1958-м открываются «Чернышевская» и «Площадь Ленина».
Параллельно строится вторая ветка – от «Технологического института» до «Парка Победы». От Ленметростроя требуют удешевить строительство на 20%. Руководство пересматривает технологическую последовательность операций, привлекает к разработке новых технологий профессоров института железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и все чаще отказывается от ручного труда. В итоге строители становятся экономнее, но и скорости, объемы работ вырастают.
— как меняется архитектура
С приходом Хрущева стиль интерьеров и архитектура станций меняются. Излишества в прошлом, на повестке строгий функционализм и экономия. Но архитекторам все равно удается добиться, чтобы каждый вестибюль имел собственный, уникальный образ.
// В 5-6% от затрат на строительство станции обходится ее отделка.
Настоящий прорыв, мировая новинка – станции без боковых платформ. Первой из них, экспериментальной, стал «Парк Победы».
Источник: www.fontanka.ru
Главные проекты московской метростройки
Какие линии и станции подземки откроют в столице к 2025 году, рассказали в городском правительстве.
Задача удвоить количество станций московского метро, которую поставил перед строителями мэр Москвы Сергей Собянин, выполнена уже на 65%. Как отмечал градоначальник, по объемам ввода новых линий и станций столица за 10 лет выполнила уже половину того, что было сделано в предыдущие 76 лет.
Москва вошла в число мировых лидеров по темпам строительства метрополитена. К 2025 году в столице откроют еще 30 станций метро и запустят движение поездов по Большой кольцевой линии (БКЛ). По словам заммэра Москвы Андрея Бочкарева, БКЛ станет одним из главных проектов столичного метростроя наряду с новой веткой до Троицка, продлением подземки до аэропорта Внуково и в район Северный.
Одним из самых масштабных для города проектов стал запуск движения по Московскому центральному кольцу. Сейчас идет работа по строительству еще одного кольца, подземного, — Большой кольцевой линии. «Эти два кольца похожи на два сердца столицы, одно из них уже построено, и второе будет достроено в ближайшие год-два», — сказал Собянин.
БКЛ протяженностью 70 километров станет самой длинной кольцевой линией метро в мире. На новом кольце будет 31 станция и десятки пересадок на радиальные ветки подземки, МЦК, МЦД и линии железной дороги.
Сейчас, по словам Бочкарева, проходка тоннелей БКЛ выполнена на 95%, а общая строительная готовность нового кольца составляет 74%. «К настоящему моменту завершена тоннелепроходка между станциями на северо-восточном, западном, юго-западном и южном участках БКЛ», — отметил чиновник. Осталось закончить проходку около пяти километров тоннелей на восточном участке кольца и построить технические ветки в электродепо «Замоскворецкое» и «Аминьевское», предназначенные для обслуживания поездов БКЛ.
Сейчас на БКЛ работают традиционные шестиметровые щиты и десятиметровые щиты-гиганты, которые прокладывают двухпутные участки тоннелей. Как рассказал гендиректор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, подземный коридор между станциями «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон» строит щит-гигант «Лилия», двухпутный перегон между станциями «Печатники» и «Нагатинский Затон» — «Виктория», участок между «Кленовым бульваром» и переходной камерой вблизи станции «Каширская» — десятиметровый комплекс «Победа». Отрезок от «Каширской» в сторону «Кленового бульвара» до переходной камеры будет построен при помощи щитов диаметром шесть метров. Также шестиметровые щиты задействуют в строительстве перегонов в электродепо.
московской мэрии» /> МЦД: новые станции, вокзалы и направления
Недавно строители закончили последний тоннель юго-западного участка БКЛ. По словам Кравцова, его прокладывали в неустойчивых грунтах под зоной жилой застройки, Аминьевским шоссе и рекой Сетунь, поэтому работа была сложной и напряженной. Сейчас все тоннельные работы на этом участке закончили.
Расположенные на нем станции «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и «Давыдково» планируют достроить уже в этом году. По словам Бочкарева, станция «Давыдково» готова на 65%. Рабочие уже приступили к отделке и монтажу инженерных систем.
Также на две трети готова станция «Воронцовская» южного участка БКЛ. Там рабочие начали монтировать декоративный потолок. По словам Бочкарева, в нем разместят множество точечных лампочек, которые создадут поток света, напоминающий Млечный Путь. Параллельно с отделкой рабочие сейчас достраивают два выхода со станции, монтируют вспомогательное и силовое оборудование. Со станции «Воронцовская» можно будет пересесть на «Калужскую» Калужско-Рижской ветки, что снизит нагрузку на пересадочные узлы в центре города и уменьшит интенсивность трафика на дорогах.
К концу года в мэрии планируют завершить все тоннельные работы на БКЛ и открыть десять новых станций. По словам Бочкарева, уже в 2021 году будет запущено движение на 70% нового кольца. Вместе со станциями «Давыдково» и «Воронцовская» заработают станции «Терехово» и «Кунцевская» западного участка БКЛ.
На станции «Терехово» идет отделка, уже смонтированы три из шести эскалаторов. На «Кунцевской» продолжаются монолитные работы, отделка служебных помещений и платформенной части, монтаж инженерных систем и электрооборудования.
В мэрии рассчитывают, что открытие новых станций станет толчком для развития Мневниковской поймы, обеспечит новыми маршрутами жителей районов Хорошево-Мневники и Кунцево, а также соединит север и северо-запад Москвы, где с апреля уже заработали станции «Народное Ополчение» и «Мневники».
Кроме того, до конца года планируется завершить строительство станций «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Калужская», «Зюзино» и реконструкцию «Каховской».
Больше дорог — чище воздух
По словам Бочкарева, к 2025 году помимо БКЛ в Москве откроют еще около 30 станций подземки. Это и новые конечные станции метро, и целые участки. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин дал старт прокладке тоннеля Калининско-Солнцевской ветки от «Пыхтино» до «Рассказовки». По словам градоначальника, закончить эту работу строители должны в течение года.
А уже в 2022 году тоннелепроходческие щиты пойдут от станции «Пыхтино» в другую сторону — в аэропорт Внуково. Участок до станции «Внуково» протянется почти на пять километров от станции «Пыхтино», которая сейчас строится рядом с одноименной деревней в поселении Внуковское вдоль Боровского шоссе.
«В 2023 году будет создана уникальная линия», — заявил Собянин, по словам которого, до сих пор нигде в мире метро еще не приходило в аэропорты.
Новую конечную станцию построят на востоке Москвы. Постановление о продлении Арбатско-Покровской ветки в Гольяново уже подписал мэр города. Участок протяженностью 2,6 километра проложат в створе Уральской и Уссурийской улиц. Новую конечную «синей» ветки разместят на пересечении Уссурийской и Сахалинской улиц. В результате почти 30 тысяч жителей Гольяново получат станцию метро в шаговой доступности от дома и смогут ежедневно экономить на поездках до 20 минут своего времени.
Восемь из 30 станций, которые планируют построить в ближайшие годы, откроются за пределами МКАД. По словам Бочкарева, новые станции разместятся в трех округах — ЗАО, СВАО и ТиНАО. Помимо «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии в столице запланировано строительство станции «Новомосковская» Сокольнической линии, «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии и четыре станции Троицкой линии. В мэрии уточнили, что сегодня за МКАДом находится 29 станций подземки. Через три с половиной года их будет уже 37.
Сейчас московское правительство прорабатывает план строительства еще двух веток — Бирюлевской и Рублево-Архангельской. По задумке чиновников, обе линии будут начинаться от МЦК и уходить за МКАД в южном и северо-западном направлениях.
Про Бирюлевскую линию пока известно только, что она пройдет через семь районов: Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное и Печатники. На ветке протяженностью 22 километра организуют пересадки на метро, МЦК и электрички Павелецкого направления железной дороги.
Рублево-Архангельская ветка соединит центр города с территорией в районе Кунцево. Приступить к прокладке тоннелей и строительству станций в правительстве планируют уже в следующем году.
Источник: www.rosbalt.ru
Строительство метро с чего начинать
Московское метро. Настоящий подземный город. Поезда здесь каждый день перевозят около девяти миллионов пассажиров. Ведущий RT Эрик Фонсека Сарате решил выяснить, как метро работает, как строится и что необычного в нём можно увидеть.
В этом выпуске Эрик рассказал об истории столичного метрополитена, побывал на строительных площадках нескольких станций, познакомился с таинственной «Лилией», без которой не обойтись при прокладывании тоннеля. Кроме того, он заглянул в диспетчерский центр, прошёл собственный маршрут метромарафона, поговорил с женщиной-машинистом и даже встретил «человека-паука».
Смотрите также
Что такое «умный город»? Ведущий RT Эрик Фонсека Сарате рассказал об этом на примере российской столицы.
Последние 10 лет в Бангладеш строительный бум, поэтому в стране открылось много фабрик по производству кирпича. Их продукция пользуется большим спросом, но при этом люди трудятся там в тяжёлых условиях и за мизерную зарплату.
По негласному правилу, первые лица государств должны ездить на машине класса «Люкс», произведённой в их собственной стране. Каким транспортным средством пользуется Владимир Путин и какова история создания этого автомобиля?
Угроз для выполнения в России основной программы гособоронзаказа сейчас нет, считает вице-премьер Юрий Борисов. В эксклюзивном интервью корреспонденту RT он рассказал о работе ряда отраслей промышленности страны в условиях санкционного давления.
Обитатели деревни Тепапайека в мексиканском штате Пуэбла знают не понаслышке, что такое стихийное бедствие: мощное землетрясение 2017 года превратило большую часть построек в руины. Как эти люди живут сегодня?
«Здесь очень большое разнообразие видов кухни». Международный директор гастрономического гида Michelin Гвендаль Пулленек в эксклюзивном интервью RT рассказал о работе над московской выборкой.
Московские фабрики «Парижская коммуна» и «Большевичка», открывшиеся в 20-е годы прошлого века, одевали несколько поколений россиян. Продолжают они работать и сегодня.
В Москве много мест, где можно с пользой провести время — и отдохнуть, и узнать что-то новое. Эрик Фонсека Сарате решил посетить некоторые из них.
2021 год. Украина уже 30 лет как суверенное государство. Вполне достаточный срок, чтобы определиться с основными направлениями развития и двигаться в будущее. Но есть ли это движение или страна так и застряла в бесконечном настоящем?
Санто-Доминго, столица Доминиканской Республики, имеет давнюю и богатую историю. Ведущий RT Эрик Фонсека Сарате побывал здесь и узнал массу интересного о местной жизни и культуре.
Закон о легализации абортов разделил Аргентину на два лагеря и спровоцировал массовые демонстрации. Как он сейчас применяется и что думают о нём его сторонники и противники?
Распад Советского Союза — это огромный шаг назад для нашей державы, считает помощник президента РФ Владимир Мединский. Корреспондент RT побеседовал с ним о событиях августа 1991-го, их последствиях и исторической памяти.
Источник: doc.rt.com
21 факт о московском метрополитене, который демонстрирует, как менялось метро столицы
«Под землей быстрей налима поезда проходят мимо», — писал о строительстве метро Владимир Маяковский. Жизнь в большом городе невозможно представить без метрополитена. Эти подземные дороги экономят наше драгоценное время и нервы, которые мы тратим, стоя в бесконечных пробках. Сегодня предлагаем окунуться в историю главного метрополитена страны и пробежаться по основным пунктам его «биографии».
Мы в 1Gai.ru собрали 21 факт о столичном метро, который наглядно демонстрирует темпы его масштабных изменений.
Москва стала 24-м городом в мире, в котором появилось метро
Это произошло 15 мая 1935 года — именно тогда была открыта первая очередь метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Общая протяженность очереди составляла 11,2 км. А стоимость проезда — 30 копеек.
Метрополитен был построен в рекордно сжатые сроки
Разведка почвы для метрополитена, 1930-е годы / cdn-s-static.arzamas.academy
По прогнозам зарубежных экспертов, на строительство первой очереди должно было уйти не меньше десяти лет. На деле первые линии соорудили всего за 3,5 года.
В то время составы состояли всего из 4 вагонов
В каждом вагоне типа А располагалось по 52 сидячих места — всего такой вагон вмещал около 260 человек. Уже через год на линии появились шестивагонные поезда.
Первым пассажиром стал герой труда с завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев
Он всю жизнь хранил билет со своей первой поездки и ни за какие деньги не соглашался продавать его коллекционерам. Посмотреть на исторический билет можно в музее метро.
«Подарок» из Германии
После войны отечественных вагонов катастрофически не хватало, поэтому в 1945-46 гг. шла активная модернизация немецких экземпляров — вагонов С1 и С2, — которые получили из Берлинского метрополитена. Так появились вагоны типа В. Сиденья внутри были обиты бордовым плюшем, обшивка была деревянной, а двери открывались вручную пассажирами. Позже мягкую ткань сидений заменили на кожу, а деревянную обивку — на плотную узорчатую бумагу.
Самый современный вагон в мире
В 1947-м началось серийное производство вагонов типа Г: они были моторными, оснащены электрооборудованием и электрическим торможением. Практически по всем своим показателям, в том числе и по надежности, они считались одними из самых современных в мире.
Интересный факт: «Охотный ряд» не всегда был охотным
Буфет в северном вестибюле «Охотного ряда», 1935 год / cdn-s-static.arzamas.academy
Это самая часто переименовываемая станция Москвы. В 1955 году ее переименовали в станцию «Имени Кагановича», в 1957-м ей вернули историческое название, в 1961-м переименовали в «Проспект Маркса», а в 1990-м вновь вернули первоначальное имя.
В 1958 году на станциях появились первые автоматические контрольные пункты
У них был деревянный корпус, выдвижные створки, монетоприемник и световые индикаторы. К 1961 году ими оборудовали все станции метрополитена.
Через 9 лет под землей открыли музей
Народный музей Московского метрополитена открыли в 1967-м на станции «Спортивная» по инициативе бывших сотрудников метро и первой женщины-машиниста Зинаиды Троицкой. В качестве экспозиций в нем были представлены фотографии и документы, связанные со строительством первых линий. В 2016 году музей переехал, и теперь он расположен в вестибюле станции метро «Выставочная» Филевской линии.
В 70-х старые турникеты заменили моделью АКП-73
Турникеты АКП-73, переоборудованные под оплату картами / a.d-cd.net
Они долгие годы служили москвичам верой и правдой. А еще предполагали модернизацию, поэтому позднее их переделали для использования электронных карт.
Система оповещения пассажиров не всегда была одинаковой
Карта московского метро, 1986 год / moscowchronology.ru
Только в 1984 году при движении к центру столицы станции стали объявлять мужским голосом, а при движении от центра к окраинам — женским. Похожий принцип внедрили и на Кольцевой линии: мужской голос — при движении по часовой стрелке, женский — при движении против часовой. Такую систему ввели для удобства передвижения пассажиров с проблемами зрения.
В 1991 году метро оснастили громкоговорителями
Все станции снабдили экстренной громкой связью и оборудовали звуковым сигналом, оповещающим о скором прибытии поезда. И именно тогда на всех станциях с увеличенным пассажиропотоком стали звучать объявления на эскалаторах и в переходах.
Интересный факт: в 1997 году стоимость проезда в метро составляла 2000 рублей
Всему виной — экономический кризис и инфляция. 1 января 1998 года произошла деноминация, и стоимость проезда составила 2 рубля.
Жетоны ушли в прошлое
16 февраля 1999 года на всех станциях метро ввели электронные проездные билеты.
В 2004 году метрополитен вышел на новый уровень (в прямом смысле этого слова)
Речь — о запуске монорельсовой линии. Тогда на ней работало всего два состава с интервалом движения в 30 минут. Через год число составов увеличилось, а интервал движения между поездами сократился до 20 минут.
А чуть позже на арене появился «Русич»
В 2003-2013 гг. началось массовое производство вагонов, которые подходили для эффективной работы на наземных линиях. За технологическую основу были взяты узлы вагонов «Яуза», а вот сочлененная конструкция кузова была применена впервые. Благодаря особой конструкции состав мог на скорости справляться с крутыми поворотами. Переработали и дизайн: сиденья сделали из антивандальной полужесткой конструкции с мягкими вставками, в окна вставили ударопрочные тонированные стеклопакеты, а двери сделали прислонно-сдвижными.
В 2006 году в вагонах появились видеокамеры
А в здании метрополитена начал работу Ситуационный центр УВД, задача которого — следить за общественным порядком и предотвращать совершение противоправных действий.
В 2015-м метрополитен заключил договор с РЖД — так началась работа над МЦК
Московское центральное кольцо, частично интегрированное с метрополитеном, торжественно открылось для пассажиров в сентябре 2016 года в присутствии Владимира Путина и Сергея Собянина. Первый месяц проезд по МЦК был бесплатным.
В 2017 году устаревшие контрольные пункты заменили новыми турникетами — со стеклянными дверцами
Теперь некогда пугающие турникеты стали плавными, бесшумными и более безопасными, а еще в них появились валидаторы для бесконтактной оплаты.
Интересный факт: в московском метрополитене есть «станции-призраки»
Открытие станции «Первомайская», 4 ноября 1954 года / rusarchives.ru
Они расположены на территории депо «Первомайская» и «Калужская». В 1954-1961 гг. и 1964-1974 гг. соответственно станции использовались как временные, а сейчас они недоступны для пассажиров.
Московское метро сегодня — первое в Европе по длине эксплуатируемых линий
Если поставить все 14 линий в один ряд, получится расстояние в 414 километров. И это без учета МЦК и монорельса. Чтобы лучше представить: это как протяженность железной дороги между Москвой и Смоленском.
Источник: 1gai.ru