Федеральным законом от 23.06.2014 № 171 ФЗ, вступающим в силу с 01.03.2015 (за исключением отдельных положений), вносятся значительные изменения в Земельный кодекс и Федеральный закон от 24.07.2002 № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Мы решили заблаговременно выяснить, каким образом изменения затронут юридических лиц, решивших получить в собственность или аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения сельскохозяйственного производства.
Давайте начнем разговор с того, какие земельные участки могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или аренду с целью ведения сельскохозяйственного производства.
Для ведения сельскохозяйственного производства могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения и земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах [1] . Следует обратить внимание: с 01.03.2015 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в публичной собственности, будут предоставляться в порядке, установленном Земельным кодексом, а не Федеральным законом № 101 ФЗ.
Строительства частного дома на земле сельскохозяйственного назначения в 2022 году — БОЛЬШОЕ ДЕЛО
Будут ли, как и прежде, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставляться юридическим лицам в собственность для ведения сельскохозяйственного производства путем проведения торгов?
В большинстве случаев продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, будет осуществлять на торгах (но только в форме аукционов, конкурсы проводиться не будут). Закрытый перечень случаев-исключений (когда торги не проводятся) приведен в новой ст. 39.3 ЗК РФ.
Сохраняется ли за арендаторами земельных участков из публичных земель сельскохозяйственного назначения право их выкупа без проведения торгов?
Да, сохраняется, но только в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства. Причем не важно, к землям какого назначения (категории) относится земельный участок. Это может быть земельный участок и из земель сельскохозяйственного назначения, и из земель сельскохозяйственного использования, входящих в состав земель населенных пунктах. Главное, чтобы он был предоставлен для ведения сельскохозяйственного производства и надлежащим образом использовался, то есть по целевому назначению. Выкупить данный земельный участок без проведения торгов можно по истечении трех лет с момента заключения договора аренды или передачи прав и обязанностей по такому договору арендатору. (Сейчас трехлетний срок отсчитывается только от даты заключения договора аренды.) Следует обратить внимание на то, что в Земельном кодексе появляется еще один уточняющий момент: заявление о заключении договора купли-продажи арендуемого земельного участка без проведения торгов должно быть подано не позднее истечения срока действия договора аренды.
Отсутствие доказательств факта использования земельного участка в период действия договора аренды по целевому назначению свидетельствует об отсутствии одного из оснований для выкупа земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность без проведения торгов (постановления ФАС ВВО от 16.07.2014 по делам № А11-3121/2013, № А11-3120/2013, ФАС ДВО от 25.04.2014 № Ф03-1150/2014, ФАС МО от 27.11.2013 № Ф05-14593/2013, ФАС ПО от 03.07.2014 по делу № А12-31260/2013).
Особенности строительства жилого дома на землях для ведения крестьянского фермерского хозяйства
Такие земельные участки можно будет выкупать по рыночной стоимости?
Цена земельного участка, продаваемого без торгов, не должна будет превышать его кадастровой стоимости. Порядок установления цены в отношении соответствующих земельных участков должны определить Правительство РФ, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления.
Что ожидает лиц, планирующих заключить договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
С 01.03.2015 договоры аренды также будут заключаться на торгах, проводимых в форме аукционов. Закрытый перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов приведен в еще одной новой ст. 39.6 ЗК РФ. В него среди прочего попали арендаторы земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства. С ними новый договор аренды будет заключаться без проведения торгов при условии, что земельный участок использовался надлежащим образом, а заявление о заключении нового договора представлено до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
В то же время следует учитывать: если органом государственной власти или органом местного самоуправления сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в публичной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения будет опубликовано до 01.03.2015, такие земельные участки будут предоставляться в аренду в действующем сейчас порядке. Переходный период ограничен во времени (до 01.01.2018).
Продолжит ли действовать специальная норма в отношении сельскохозяйственных организаций, которые при определенных обстоятельствах вправе покупать и арендовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов?
Да, продолжит. Давайте напомним, о чем идет речь.
Сельскохозяйственные организации могут без проведения торгов претендовать на используемый ими земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Единственное, что для этого нужно – вовремя подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды в орган местного самоуправления. На это отводятся шесть месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Особо обращаем внимание: право на приобретение (аренду) земельного участка без проведения торгов возникает только при условии его использования сельскохозяйственной организацией до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него.
Сколько в этом случае должно быть заплачено за земельный участок?
В случае покупки земельного участка его цена не должна превышать 15% кадастровой стоимости такого участка. При аренде годовая плата составляет 0,3% кадастровой стоимости.
Обобщим вышесказанное. С 01.03.2015 изменится порядок предоставления в собственность и аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности. Ключевые возможности, предусмотренные для организаций, претендующих на получение земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, остаются без изменений. Арендаторы земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, вправе выкупить данный земельный участок без проведения торгов по истечении определенного срока при условии его использования по целевому назначению. Арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут позаботиться о заключении нового договора аренды также без проведения торгов.
[1] От редакции: это следует из п. 1 ст. 78, п. 11 ст. 85 ЗК РФ.
Д. А. Столяров
эксперт журнала
«Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: www.audar-urist.ru
Строительство на землях сельскохозяйственного назначения это возможно
Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
(В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 03.10.2004 № 123-ФЗ, от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 07.03.2005 № 10-ФЗ, от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 05.02.2007 № 11-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 297-ФЗ, от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 28.12.2010 № 420-ФЗ, от 29.12.2010 № 435-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 02.12.2013 № 327-ФЗ, от 28.12.2013 № 446-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 13.07.2015 № 245-ФЗ, от 03.07.2016 № 336-ФЗ, от 03.07.2016 № 352-ФЗ, от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 29.12.2017 № 447-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 27.12.2018 № 503-ФЗ, от 01.05.2019 № 100-ФЗ, от 06.06.2019 № 138-ФЗ, от 05.04.2021 № 79-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 28.06.2021 № 226-ФЗ, от 02.07.2021 № 299-ФЗ, от 30.12.2021 № 475-ФЗ, от 14.07.2022 № 284-ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд) , а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности) . Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 29.12.2017 № 447-ФЗ, от 05.04.2021 № 79-ФЗ, от 02.07.2021 № 299-ФЗ)
2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ)
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
6) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
4. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
5. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (В редакции федеральных законов от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 27.12.2018 № 503-ФЗ, от 28.06.2021 № 226-ФЗ)
Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 13.05.2008 № 66-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ)
Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель. (В редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ)
Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 07.07.2003 № 113-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)
Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.06.2014 № 171-ФЗ; от 31.12.2014 № 499-ФЗ)
2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности
1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав) , обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 03.07.2016 № 361-ФЗ)
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) . (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ)
3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)
Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки
1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.
5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.
6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание: (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельно
Источник: government.ru
Сельскохозяйственные угодья — это. Определение, состав, условия использования
Сельскохозяйственные угодья — это земли, которые не входят в состав городов и других поселений, предназначенные для выполнения сельскохозяйственных работ. Использование таких земель находится под строгим государственным контролем.
Виды сельскохозяйственных угодий
Земли сельскохозяйственного назначения различаются по качеству и способу использования. Вот основные виды:
Пашни — участки, которые подвержены регулярной обработке, посеву и сборке урожая.
Сенокосы — участки, предназначенные для скоса травы на сено для корма животным.
Пастбища — участки, на которых производится выпас крупного рогатого скота и других видов домашних животных.
Залежи — участки, которые на протяжении нескольких лет не использовались для высеивания и вспахивания.
Многолетние насаждения — участки, которые применяются под посадку многолетних растений (трав, деревьев, кустарников), которые регулярно дают урожай.
В структуру сельскохозяйственных угодий также включены леса. Также в состав включают овраги, болота и балки, которые не применяются в аграрных целях, но потенциально могут быть переведены в соответствующую категорию.
Назначение
По назначению сельскохозяйственных угодий в аграрном хозяйстве их можно разделить на два ключевых типа:
- Предназначенные для выращивания культур и выпаса скота.
- Предназначенные для размещения дорог и прочих коммуникаций. На таких угодьях допустимо размещение зданий и сооружений, складов, водоемов и прочих объектов, обслуживающих сельскохозяйственное производство.
Использование
В 2015 году в РФ был утвержден классификатор, определяющих направления использования сельскохозяйственных угодий. Они могут эксплуатироваться в таких целях:
- сельскохозяйственная деятельность предприятий;
- деятельность фермерских хозяйств;
- выращивание овощей и плодов;
- организация дачных товариществ;
- животноводство и разведение рыбы;
- научно-исследовательская деятельность, связанная с выявлением проблем и поисков путей улучшения качества земель.
Особенности
Сельскохозяйственные угодья — это особая категория земель, которая имеет ряд существенных особенностей. Вот основные из них:
- Плодородные земли находятся под государственной охраной как природное достояние и важный стратегический ресурс.
- Возможно использование только в сельскохозяйственных целях. Нецелевое использование преследуется законом.
- Угодья с высокой кадастровой стоимостью не могут быть переведены в другие категории, не связанные с сельским хозяйством.
- На сельскохозяйственных территориях, находящихся под охраной государства, запрещено возведение каких-либо построек.
- Все земли, включенные в состав сельскохозяйственных угодий, несут определенную пользу для аграрной отрасли.
- Самые ценные и результативные (а также дорогие в обслуживании) — пашни.
Кадастровая оценка
Кадастровая оценка угодий агропромышленного комплекса проводится с целью определения ценности земель, а также для обоснования ставки налогообложения, размера арендной платы и других расходов, связанных с эксплуатацией участка.
Объектом кадастровой оценки является территория, которая входит в состав агрокомплекса (страны, региона, района и так далее).
Бонитировка
Балл бонитета — это характеристика сельскохозяйственных угодий, определяющая качество почв в баллах бонитета, которые являются относительными единицами. При бонитировке эксперты устанавливают, в какой степени почва на данном участке лучше или хуже другой по плодородности. Причем проведение такого сравнения возможно только при сопоставимых уровнях применяемой агротехники.
Фонд перераспределения
Сельскохозяйственные угодья — это важная категория земель, которая находится под строгим контролем государственных органов. В частности, стоит уделить внимание такому понятию, как фонд перераспределения. Это база данных о сельскохозяйственных наделах, которые временно не используются по назначению.
Основная функция фонда перераспределения — это формирование базы данных неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Цель — это передача земель в целевое пользование на определенных условиях. Это важно с точки зрения недопущения длительного простоя земель, ведь это экономически невыгодно.
Участок может попасть в фонд перераспределения по таким причинам:
- добровольный отказ собственника от пользования земельным участком;
- отсутствие наследников после смерти собственника участка;
- принудительное изъятие участка государственными органами при выявлении нецелевого использования или других правонарушений.
Право собственности на сельскохозяйственные земли
Сельскохозяйственные угодья — это земли, которые предназначены для использования в сельскохозяйственных целях. Получить их в собственность могут такие субъекты:
- физические лица;
- юридические лица (аграрные предприятия, дачные кооперативы, фермерские хозяйства).
Собственниками земель сельскохозяйственного назначения не могут стать иностранцы и лица без гражданства. Приоритетное право на получение участка в собственность имеют муниципальные органы.
Собственник земельного надела имеет право совершать с ним такие операции:
- передавать участок по наследству;
- сдавать землю в аренду (при условии целевого использования);
- продавать землю;
- передать участок на условиях дарения;
- передавать участок в залог.
Сельскохозяйственные угодья России
Одно из главных национальных богатств России — это плодородная земля, которая позволяет производить экологически чистую сельскохозяйственную продукцию с перспективой лидерства на мировом рынке. По площади сельскохозяйственных угодий РФ занимает пятое место в мире. На государство приходится 12 % всех пахотных земель мира (по 0,8 га на душу населения). Также Россия обладает 50 % мирового запаса черноземов. Около 10% населения России занято в сельском хозяйстве.
Площадь сельскохозяйственных угодий — это сумма площадей земель отведенных для пашни, пастбищ и многолетних насаждений. Показатель определяется путем обмера участков, а также опроса собственников и членов хозяйств. Этот показатель в РФ равен 220,7 млн га, среди которых около 70 % приходится на пашни, что считается не очень рациональным подходом.
Сельскохозяйственные угодья других стран
Для каждой страны сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей промышленности в любой стране. В разных регионах мира относительно земель наблюдается такая ситуация:
- Для европейский стран характерен высокий уровень распаханности сельскохозяйственных земель (около 30 %). Это обусловлено интенсивным аграрным производством, связанным с растущей густотой населения и благоприятными климатическими условиями. На европейские страны приходится 10 % мировых сельскохозяйственных угодий.
- В среднем по Азии коэффициент распаханности равен 15 %. Но показатель нельзя рассматривать в обобщенном виде, ведь ситуация в регионе неоднородна. Так, в Индии коэффициент равен 80 %, а в Саудовской Аравии едва достигает 1 %. На Азию приходится 30 % мировых сельскохозяйственных угодий.
- В Северной Америке коэффициент распаханности равен 20 %. На данный регион приходится 15 % мировых сельскохозяйственных земель.
- Земли Латинской Америки распаханы на 7 %. Это обусловлено экстремальным климатом.
- Коэффициент распаханности земель в Африке — 7 %. На этот регион приходится 20 % мировых сельскохозяйственных угодий. Но их продуктивность очень низкая.
- В Австралии степень распаханности земель едва достигает 6 %. В мировом сельском хозяйстве земли занимают всего лишь 5 %. Это связано с засушливым климатом и бедностью химического состава почв. Основной акцент сделан на кормовых угодьях.
Ухудшение качества земель
Доля сельскохозяйственных угодий в перспективе может уменьшиться из-за интенсивного ухудшения качества земель. Это вызвано такими основными факторами:
Источник: businessman.ru