Министр обороны Сергей Шойгу объяснил, как появилась идея строительства новых городов. Об этом он рассказал в интервью РБК.
По его словам, условия для людей, живущих в Сибири, должны стать совсем иными. «Современным городам нужно правильное зонирование. Вместо грязных промзон и бесконечных пробок должны быть грамотно спланированные пространства — и для работы, и для отдыха, и при этом обеспечивающие мобильность», — указал он.
Зачем Шойгу поручили построить новую Столицу в Сибири и еще 5 городов «Русский ковчег»
«Рост цен не прекратится» В России урезали программу льготной ипотеки. Стоит ли поспешить с покупкой квартиры?
Министр предложил продумать систему поощрения россиян, желающих переселиться в Сибирь. «Можно систему подъемных, льготных кредитов для приезжающих, предоставление по «сибирской» ипотеке благоустроенного жилья или земельных участков для строительства собственного дома. Увеличить размер материнского капитала и еще многое другое», — сказал он. Шойгу указал, что эти меры создадут так называемый эффект агломераций, когда вслед за людьми приходит бизнес для оказания различных услуг: от туризма и торговли до образования.
В том же интервью министр отметил, что строительство новых городов в Сибири поможет раскрыть экономический потенциал региона, привлечь соотечественников из-за границы. Кроме того, это способствует устойчивому развитию российской экономики и уменьшению диспропорции в развитии Сибирского региона в сравнении с европейской частью России.
28 августа высокопоставленный источник из Республики Хакасия рассказал, что первый из нескольких городов в Сибири, которые появятся по идее министра обороны России Сергея Шойгу, скорее всего будет построен по типу Электрограда. По его словам, город решили возвести в Минусинской котловине в районе границы Красноярского края и Хакасии.
В 1970-е годы там началось строительство крупного промышленного района из 12 заводов. Предприятия должны были производить продукцию для энерготехнического комплекса Ангаро-Енисейского макрорегиона. В городе также хотели построить учебные и научные центры. Однако в 1980-х годах проект приостановили. Предположительно, министр решил возродить нереализованную в советское время задумку.
Источник: lenta.ru
Что стоит за идеями построить в Сибири новые города
Недавнее заявление Сергея Шойгу о необходимости строительства в Сибири от 3 до 5 новых больших городов заставляет обратить на себя самое пристальное внимание. Все-таки говорит действующий министр обороны, в прошлом два десятилетия возглавлявший МЧС. Скажем прямо, не последний человек в стране, и он мечтает о «повторном освоении Сибири». Что же стоит за этим предложением, и стоит ли пожелать Сергею Кужугетовичу его исполнения?
Россия построит в СИБИРИ новые Города Миллионники!
Стоит. Удивительно, но почему-то именно глава оборонного ведомства демонстрирует больше государственнического подхода к экономике, чем все так называемые «системные либералы» в правительстве вместе взятые. Россия – это гигантская страна, самая большая в мире по площади, но, увы, лишь меньшая ее часть хорошо освоена и пригодна к нормальному проживанию и ведению хозяйственной деятельности.
Большинство населения проживает в ее центральной и западной части, а в Сибири или на Дальнем Востоке можно неделями идти по лесу и не встретить никого, кроме голодного медведя, а то и тигра. При этом именно в восточной части России сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов, которые не дают покоя нашим «иностранным партнерам».
В советский период решить эту проблему пытались за счет масштабного строительства транспортной инфраструктуры, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые должны были соединить Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком, обеспечив надежный выход к Тихому океану. Привлекать кадры для освоения новых пространств власти пытались разными способами: от повышенных зарплат до применения добровольно-принудительных методов.
После распада СССР ситуация, к сожалению, стремительно деградировала. С рабочими местами возникла напряженка, инфраструктура в небольших городках и населенных пунктах стала разваливаться. Трудоспособное население взяло в руки чемоданы и начало перебираться западнее, в крупные города, где обстановка была получше. Так уж сложилось, что в крупных агломерациях больше работы и выше общий уровень жизни. И эти центробежные процессы, продолжающиеся уже три десятка лет, представляют собой в перспективе реальную опасность для целостности нашей страны.
Через границу там, на Дальнем Востоке, рядышком находится перенаселенный Китай с его 1,5 миллиарда человек. В последнее время в СМИ и блогосфере пошла мода преуменьшать эту потенциальную угрозу, но, в целом, это весьма неразумный и недальновидный подход. Отметим, что о необходимости «возвращения в Сибирь» говорит не кто-то, а министр обороны РФ, причем уже не в первый раз, и масштаб проекта все время возрастает. В 2019 году Сергей Кужугетович рассказал о планах на 1-2 новых города:
Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки! Я очень хочу вернуться в Сибирь и построить там один, а лучше ещё два города! И верю, что моя мечта осуществится.
Нам необходимо <. >построить три, а лучше пять крупных центров научно-промышленных, экономических центров, проще говоря — городов с населением 300 000–500 000, лучше — до миллиона человек.
Давайте попытаемся представить, о чем конкретно может идти речь. Министр сразу же оговорился, что ни о каком «переносе столицы в Сибирь» разговора вообще не идет, и это хороший признак, поскольку иначе идея выглядела бы как пустое прожектерство. Зато из предыдущих его заявлений можно примерно понять, что он имеет в виду. Сергей Шойгу еще 3 года назад говорил о проектах вроде Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Комсомольска-на-Амуре в качестве «якорных». Итак, некие точки отсчета у нас уже есть.
В настоящее время в России идет процесс модернизации и расширения пропускных возможностей двух стратегически важных железнодорожных магистралей – Транссибирской и Байкало-Амурской (БАМ). При текущей экономической модели эти две сухопутные транспортные артерии нужны для решения двух основных задач: транзита китайских товаров из Азии в Европу, а также для вывоза природных ресурсов в Поднебесную.
Но слова Сергея Кужугетовича заставляют несколько по-новому посмотреть на эти инфраструктурные проекты. Глава оборонного ведомства говорит о новых городах в Сибири именно как о крупных экономических, научно-производственных центрах и делает отсылку к нереализованным планам советского руководства. А это уже совсем интересно.
Давайте вспомним, что БАМ планировался в свое время не только как запасной маршрут на случай перекрытия Транссиба китайцами или японцами, но и как составная часть комплексного проекта по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
Вдоль всей протяженности Байкало-Амурской магистрали предполагалось построить от 9 до 11 крупных территориально-промышленных комплексов. Они должны были стать «хребтом» для освоения малонаселенной, но богатой природными ресурсами территории. Из них реализовать получилось только Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Что-то там пытались делать «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Металлоинвест» Алишера Усманова уже в наше время.
Итак, 3-5 новых города с населением от 300000 до 1000000 жителей, и где же они могут возникнуть? Логика подсказывает, что не в таежной чащобе, а где-то вдоль железнодорожной магистрали неподалеку от перспективных месторождений. На их основе могут быть созданы горно-обогатительные и металлургические комбинаты, что станут градообразующими предприятиями, вокруг которых и разрастутся новые населенные пункты.
Очень радует, что министр обороны говорит не столько о добыче природных ресурсов, сколько о научно-производственной деятельности, упомянув Комсомольск-на-Амуре. Там находятся, например, компания «Сухой» и корпорация «Иркут», а также АО «Дальэнергомаш» и «Амурский судостроительный». Приятный такой многозначительный намек на реиндустриализацию России. Возле крупных городов неизбежно появятся небольшие города-спутники, коттеджные поселки, аграрные предприятия, которые должны будут их кормить.
При разумной градостроительной политике, когда будут учтены все потребности местного населения в работе, отдыхе и самореализации, «ожерелье» из 3-5 новых больших городов вдоль нитки БАМ может стать новым этапом по освоению Сибири и Дальнего Востока и усилению там позиций нашей страны.
Источник: e-news.su
Что стоит за идеями построить в Сибири новые города
Недавнее заявление Сергея Шойгу о необходимости строительства в Сибири от 3 до 5 новых больших городов заставляет обратить на себя самое пристальное внимание. Все-таки говорит действующий министр обороны, в прошлом два десятилетия возглавлявший МЧС. Скажем прямо, не последний человек в стране, и он мечтает о «повторном освоении Сибири». Что же стоит за этим предложением, и стоит ли пожелать Сергею Кужугетовичу его исполнения?
Стоит. Удивительно, но почему-то именно глава оборонного ведомства демонстрирует больше государственнического подхода к экономике, чем все так называемые «системные либералы» в правительстве вместе взятые. Россия – это гигантская страна, самая большая в мире по площади, но, увы, лишь меньшая ее часть хорошо освоена и пригодна к нормальному проживанию и ведению хозяйственной деятельности. Большинство населения проживает в ее центральной и западной части, а в Сибири или на Дальнем Востоке можно неделями идти по лесу и не встретить никого, кроме голодного медведя, а то и тигра. При этом именно в восточной части России сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов, которые не дают покоя нашим «иностранным партнерам».
В советский период решить эту проблему пытались за счет масштабного строительства транспортной инфраструктуры, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые должны были соединить Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком, обеспечив надежный выход к Тихому океану. Привлекать кадры для освоения новых пространств власти пытались разными способами: от повышенных зарплат до применения добровольно-принудительных методов.
После распада СССР ситуация, к сожалению, стремительно деградировала. С рабочими местами возникла напряженка, инфраструктура в небольших городках и населенных пунктах стала разваливаться. Трудоспособное население взяло в руки чемоданы и начало перебираться западнее, в крупные города, где обстановка была получше.
Так уж сложилось, что в крупных агломерациях больше работы и выше общий уровень жизни. И эти центробежные процессы, продолжающиеся уже три десятка лет, представляют собой в перспективе реальную опасность для целостности нашей страны. Через границу там, на Дальнем Востоке, рядышком находится перенаселенный Китай с его 1,5 миллиарда человек. В последнее время в СМИ и блогосфере пошла мода преуменьшать эту потенциальную угрозу, но, в целом, это весьма неразумный и недальновидный подход. Отметим, что о необходимости «возвращения в Сибирь» говорит не кто-то, а министр обороны РФ, причем уже не в первый раз, и масштаб проекта все время возрастает. В 2019 году Сергей Кужугетович рассказал о планах на 1-2 новых города:
Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки! Я очень хочу вернуться в Сибирь и построить там один, а лучше ещё два города! И верю, что моя мечта осуществится.
Летом 2021 года Шойгу говорит уже по 3-5 городов:
Нам необходимо <. >построить три, а лучше пять крупных центров научно-промышленных, экономических центров, проще говоря — городов с населением 300 000–500 000, лучше — до миллиона человек.
Давайте попытаемся представить, о чем конкретно может идти речь. Министр сразу же оговорился, что ни о каком «переносе столицы в Сибирь» разговора вообще не идет, и это хороший признак, поскольку иначе идея выглядела бы как пустое прожектерство. Зато из предыдущих его заявлений можно примерно понять, что он имеет в виду. Сергей Шойгу еще 3 года назад говорил о проектах вроде Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Комсомольска-на-Амуре в качестве «якорных». Итак, некие точки отсчета у нас уже есть.
В настоящее время в России идет процесс модернизации и расширения пропускных возможностей двух стратегически важных железнодорожных магистралей – Транссибирской и Байкало-Амурской (БАМ). При текущей экономической модели эти две сухопутные транспортные артерии нужны для решения двух основных задач: транзита китайских товаров из Азии в Европу, а также для вывоза природных ресурсов в Поднебесную. Но слова Сергея Кужугетовича заставляют несколько по-новому посмотреть на эти инфраструктурные проекты. Глава оборонного ведомства говорит о новых городах в Сибири именно как о крупных экономических, научно-производственных центрах и делает отсылку к нереализованным планам советского руководства. А это уже совсем интересно.
Давайте вспомним, что БАМ планировался в свое время не только как запасной маршрут на случай перекрытия Транссиба китайцами или японцами, но и как составная часть комплексного проекта по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Вдоль всей протяженности Байкало-Амурской магистрали предполагалось построить от 9 до 11 крупных территориально-промышленных комплексов. Они должны были стать «хребтом» для освоения малонаселенной, но богатой природными ресурсами территории. Из них реализовать получилось только Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Что-то там пытались делать «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Металлоинвест» Алишера Усманова уже в наше время.
Итак, 3-5 новых города с населением от 300000 до 1000000 жителей, и где же они могут возникнуть? Логика подсказывает, что не в таежной чащобе, а где-то вдоль железнодорожной магистрали неподалеку от перспективных месторождений.
На их основе могут быть созданы горно-обогатительные и металлургические комбинаты, что станут градообразующими предприятиями, вокруг которых и разрастутся новые населенные пункты. Очень радует, что министр обороны говорит не столько о добыче природных ресурсов, сколько о научно-производственной деятельности, упомянув Комсомольск-на-Амуре. Там находятся, например, компания «Сухой» и корпорация «Иркут», а также АО «Дальэнергомаш» и «Амурский судостроительный». Приятный такой многозначительный намек на реиндустриализацию России. Возле крупных городов неизбежно появятся небольшие города-спутники, коттеджные поселки, аграрные предприятия, которые должны будут их кормить.
При разумной градостроительной политике, когда будут учтены все потребности местного населения в работе, отдыхе и самореализации, «ожерелье» из 3-5 новых больших городов вдоль нитки БАМ может стать новым этапом по освоению Сибири и Дальнего Востока и усилению там позиций нашей страны.
Источник: topcor.ru
uCrazy.ru
Зачем российские власти хотят построить в Сибири новые города-миллионники?
Предложение российских политиков построить в Сибири города-мегаполисы вызвало широкое обсуждение в СМИ и резонанс в обществе. С одной стороны, регион остро нуждается в развитии. С другой, подобный проект потребует огромных вливаний бюджета, когда денег на другие сибирские города и так и не хватает.
Где власти предлагают воздвигнуть города? Как правительство намерено привлечь туда жителей, и насколько реалистична эта затея?
Забытая Сибирь
С начала 90-х годов с демографией в Сибири и на Дальнем востоке всё печально. Наблюдается огромный отток населения в центральные регионы страны. Наибольшие потери за 30 лет у Якутии, Чукотского АО, Магаданской области, которые лишились более половины своих жителей. Недалеко от них ушли Красноярский край и Иркутская область (-20%).
Из областей уезжают молодые, образованные и наиболее перспективные люди. Города пустеют, госучреждения закрываются, разрушается инфраструктура, регион стремительно деградирует. Остановить это можно только широким привлечением инвестиций и масштабной господдержкой.
К сожалению, современные зарплаты в Сибири больше не компенсируют ни жизнь в суровых условиях, ни даже расходов на питание. Для сравнения, стоимость минимального продуктового набора в Магадане в 3 раза выше, чем в Воронежской области!
Власти регулярно обещают масштабную поддержку населения в восточной части России. Высказался и министр обороны Сергей Шойгу: по его словам, строительство новых городов с инфраструктурой и новым производством поможет изменить ситуацию.
Где будут эти города?
По мнению министра обороны, требуется построить от 3 до 5 городов с населением от 300 тысяч до 1 млн человек. Они станут научно-промышленными и экономическими зонами – новыми полюсами привлечения соотечественников и трудовых мигрантов.
Предполагается, в регионе будут не только добывать сырье, но и развернут производство высокотехнологичных продуктов. А для сбыта этих товаров Шойгу предлагает проложить через новые города «Кедровый тракт», который соединит Европу и Китай.
Расположение одного из городов видят между Красноярском и Братском. Там окажется создан кластер по переработке алюминия, своеобразная «Алюминиевая долина».
Другой город появится в окрестностях Лесосибирска и сконцентрируется на лесе и строительных материалах. Еще один населенный пункт возникнет в районе Канска, где наблюдаются предпосылки для создания углехимического производства.
Города будут находиться рядом с Транссибирской магистралью и её ответвлениями, что даст доступ к ж/д и автомобильным перевозкам
По разным оценкам, проект потребует от 20 до 50 миллиардов долларов, от 10% до 25% бюджета страны.
Насколько успешным будет строительство новых городов?
Если новые города будут обустроены так же как их соседи, то туда никто не поедет. Для привлечения трудовых ресурсов необходима инфраструктура Москвы, Санкт-Петербурга и других миллионников, которая позволила бы специалисту комфортно жить.
Кроме того, в Сибири зарплаты должны быть выше, чем по остальной России, но с тем условием, что они не обесценятся ценами на жилье и продукты. С учётом состояния экономики и 7-летнего падения доходов россиян такое представляется маловероятным.
Наконец, проект рискует никогда не окупиться. Опыт Китая и других стран показал, что в построенные на пустом месте города никто не едет. Поднебесная также планировала построить завязанные на производстве мегаполисы, однако ни один так и не оказался заселён хотя бы на 20%.
Как бы то ни было, сейчас предложение Шойгу выглядит как простая фантазия. Слишком много новые города требуют денег и ресурсов. Существующие и так страдают от нехватки финансирования, а из-за нового проекта рискуют потерять и его.
Если в советское время подобные затеи воплощались за счёт сильной политической воли, привлечения комсомольцев и использования труда заключённых, то в условиях рыночной экономики проект рискует обернуться катастрофой.
Источник: ucrazy.ru