Для чего вообще необходима подготовка под основание дома? В случаях, когда идет речь о заливке фундамента по месту (не из готовых сборных блоков), роль подготовки сводится к:
- защите бетонной массы от утечки цементного молочка, ввиду чего фундамент быстрее достигает нужных параметров, да и качество его лучше;
- нивелированию воздействия со стороны грунта. Как ни крути, а бетонная подготовка способствует распределению сил, возникающих в грунте;
- обеспечению удобства при монтаже арматуры, попросту говоря – на ровной поверхности гораздо проще сконструировать скелет фундамента
Виды подготовки
В СП 50-101-2004 (рекомендуем ознакомиться) указано, что в качестве материала для подготовки под фундамент, может быть использован тощий бетон (который содержит малое количество вяжущего, соответственно и его марка невысокая) либо щебень. Щебень используют для уменьшения общего расхода цемента на фундамент – попросту, в качестве экономии. Толщина такой подготовки составляет 200 мм: материал уплотняют и проливают битумом. Этот путь сложно назвать оптимальным и надежным, т.к. щебень не обеспечивает того удобства работы и жесткости, которые гарантирует бетонная подготовка
Щебень: устройство основания | Виды щебня | Применения щебня при строительстве дорог
Именно поэтому мы уделим ей повышенное внимание
Особенности устройства бетонной подготовки
В целом, выбор между щебеночной и бетонной подготовкой во многом зависит от решаемой задачи. Но в большинстве случаев именно последний вариант является наиболее приемлемым. Бетонный слой актуален для армированного ленточного или плитного фундамента, когда перед заливкой смеси необходимо жестко установить стальные сетки и каркасы. Во-вторых, с такой подготовкой в принципе проще возводить фундамент, особенно, если строительные работы по каким-то причинам отложены на зимний период.
В качестве материала используют бетон марки М50 и выше – решается исходя из экономической целесообразности. Толщина слоя составляет 100 мм – этого вполне хватает не только для выравнивания площадки, но и для формирования надежного основания под будущий фундамент. Бетонная подготовка укладывается на песчаную или щебневую подушку в соответствии с принятыми параметрами основания фундамента дома.
Кстати, от наличия подготовки зависит минимальная величина защитного слоя бетона (расстояние от поверхности фундамента до арматуры). Так, если используется бетонная подготовка, то защитный слой допускается сокращать до 35 мм, если его нет, то 70 мм.
Есть ли альтернатива?
В последние годы производители полимерных строительных материалов активно продвигают на рынок так называемые профилированные мембраны, которые призваны заменить бетонную или гравийную подготовку. Насколько такой подход целесообразен? Все зависит от цены на материал. Подчитайте, сколько надо цемента на фундамент, вернее, на подготовку. Если производитель предлагает намного более дешевую альтернативу, то почему бы ею не воспользоваться?
Изготовление тощего раствора
Схема устройства ленточного фундамента.
Бетон марки В7,5 именуют тощим из-за наличия в нем маленький концентрации связывающего вещества (цемента). Этот раствор употребляют для устройства бетонных оснований под фундаменты, полы. Для других работ в строительстве спостроек употребляется бетон с наиболее высочайшими прочностными чертами марки М15. Его приготовить незначительно труднее, заполнителем почти всегда выступает керамзит.
Составляющие для марки В7,5 из расчета на 1 м3 готовой консистенции:
Цемент – 160 кг. Песок – 2200 кг. Примерное количество воды составляет – 75 л.
Расчет компонент для марки В7,5 из расчета на 1 мешок цемента:
Цемент – 25 кг. Песок – 344 кг. Вода – 10-11 л.
По площадке ровненьким слоем распределяют необходимое количество песка, поверх него – слой цемента. Используя грабли либо иной пригодный инструмент, песок и цемент перемешивается до получения однородной консистенции. Сверху разбрызгивается необходимое количество воды, смесь выравнивается и утрамбовывается. По окончании работ тощий бетон рекомендуется укрыть полиэтиленовой пленкой, что защитит его от пересыхания.
Требования ЕНиР
Гидроизоляция фундамента горизонтальная
Монтаж железобетонных конструкций, коэффициенты расценок, расчеты, применяемые в работах, регламентируются сборником Е4 Единых норм и расценок (ЕНиР). Этими нормами установлены указания и руководство по установке плит из бетона и заливке монолитных лент фундамента, а также установке свай.
ЕНиР определяют расценки на каждый элемент, состав работ. В специальных таблицах приведены данные и руководство для расчетов на работы по монтажу цоколей зданий, установке плит из бетона. ЕНиР предусматривает также расценки на установку плит из бетона для пола и перекрытий. Они являются руководством для расчета и проектирования зданий и их элементов.
Устройство песчано- щебеночного основания
Подстилающий слой песка служит для снижения нагрузок на земляное основание от движения машин, аккумулирует влагу, осуществляет дренажную функцию на глинистых грунтах. Уплотнение песчаного основания осуществляют катками, виброуплотнителями или пневмо- катками. При устройстве песчаного основания, в целях придания песку влажности, его поливают.
Щебеночное основание — конструктивный слой дорожной одежды из естественного или искусственного щебня с расклинкой и заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и послойным уплотнением.
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
Устройство щебеночного основания и покрытий
Устройство основания под фундаменты: щебеночного
Гидроизоляция кирпичного фундамента
НОРМАТИВ ГЭСН 08-01-002-02
Наименование | Единица измерения |
Устройство основания под фундаменты: щебеночного | 1 м3 основания |
Состав работ | |
01. Разравнивание и трамбование основания. |
ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ
В расценке учтены только прямые затраты работы на период 2000 года
(Федеральные цены), которые рассчитаны по нормам ГЭСН выпуска
2014 года с дополнениями 1
. Для дальнейшего применения, к указанной цене применяется коэффициент перехода в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу этого же норматива, который рассчитан на основе цен за март 2014 г.
Для определения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат применялись ГЭСН-2001
ТРУДОЗАТРАТЫ
№ | Наименование | Ед. Изм. | Трудозатраты |
1 | Затраты труда рабочих-строителей Разряд 2,5 | чел.-ч | 2,4 |
2 | Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) | чел.-ч | 0,54 |
Итого по трудозатратам рабочих | чел.-ч | 2,4 | |
Оплата труда рабочих = 2,4 x 8,16 | Руб. | 19,58 | |
Оплата труда машинистов = 5,56 (для начисления накладных и прибыли) | Руб. | 5,56 |
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Нажав на ссылке в шифре или наименовании ресурса, Вы перейдёте на страницу с указанием оплаты труда машинистаи списком шифров расценок, в которых используется данный ресурс.
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед.Руб. | ВсегоРуб. |
1 | Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные 3 т | маш.-ч | 0,08 | 90,4 | 7,23 | |
2 | Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа (7 ат), производительность 2,2 м3/мин | маш.-ч | 0,46 | 90 | 41,40 | |
3 | Трамбовки пневматические при работе от передвижных компрессорных станций | маш.-ч | 0,92 | 0,55 | 0,51 | |
Итого | Руб. | 49,14 |
РАСХОД МАТЕРИАЛОВ
Нажав на ссылке в шифре или наименовании ресурса, Вы перейдёте на страницу с указанием веса единицы измерения материалаи списком шифров расценок, в которых используется данный материал.
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед.Руб. | ВсегоРуб. |
1 | 408-0021 | Щебень из природного камня для строительных работ марка 400, фракция 5(3)-10 мм | м3 | 1,3 | 131,08 | 170,40 |
2 | 411-0001 | Вода | м3 | 0,15 | 2,44 | 0,37 |
Итого | Руб. | 170,77 |
ИТОГО ПО РЕСУРСАМ: 219,91 Руб.
ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 239,49 Руб.
Посмотрите стоимость этого норматива в текущих ценах открыть страницу
Сравните значение расценки со значением ФЕР 08-01-002-02
Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2014 года с дополнениями 1
в ценах
2000 года
.Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta
Смета на строительство дома, на ремонт и отделку квартир — программа DefSmeta
Скачать
В программе предусмотрен помощник, который превратит составление сметы в игру.
Основания автомобильных дорог из щебня
Требования к материалу. При устройстве оснований автомобильных дорог из щебня по способу заклинки, в качестве основного материала используется щебень фракции 40-70(80) мм или фракции 70(80) – 120 мм. В качестве расклинцовки допускается применять: – щебень фракции 5-10, 10-20 и 20-40 мм., – щебёночно-песчаные смеси С10 и С11 вместо фракции 5-10 мм. (При основной фракции 40-70(80)мм), – асфальтобетонную смесь, – мелкозернистые щебёночно-песчаные смеси, обработанные цементом. Требования к щебню для устройства оснований по способу заклинки приведены в таблице 8.13 СП 34.13330.2012.
Согласно СП 78.13330-2012: Минимальная толщина распределяемого слоя должна в 2 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см – при укладке на песок или на рулонный геоматериал. Максимальная толщина уплотненного слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 5.
Устройство щебёночных оснований методом заклинки. Работы по устройству щебеночных оснований методом заклинки следует производить в два этапа: – распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение; – распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции.
Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.
На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми массой не более 10 т и комбинированными массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 – на первом этапе и 20 – на втором), комбинированных типов – не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа – не менее 12 (4 и 8). Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.
10.6 Для устройства оснований и покрытий методом заклинки может применяться асфальтобетонный гранулят, соответствующий требованиям к щебню по ГОСТ 8267. 10.7 Для уменьшения трения между щебенками и ускорения уплотнения на первом этапе укатку следует проводить, поливая щебень водой, ориентировочно 15-25 л/мСП 78.13330.2012 Автомобильные дороги.
Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1) (при уплотнении шлакового щебня – 25-35 л/мСП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1)) и 10-12 л/мСП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1) по расклинивающей фракции. На втором этапе следует проводить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами. При использовании трудно уплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2-3 л/мСП. Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по таблице 6.
Похожее
Арматурныеработы
Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на площадке сборки армокаркасов, а сетки башмаков — непосредственно у мест возведения фундаментов.
Cборку армокаркасов подколонников производят на стенде сборки с помощью кондуктора конструкции ЦНИИОМТП в следующей последовательности:
укладывают арматурные сетки на кондуктор и фиксируют в проектном положении вязальной проволокой с последующей электроприхваткой;
снимают армокарнас с кондуктора автокраном и укладывают на площадку для складирования.
К месту установки армокаркасы доставляют автотранспортом.
Работы по установке арматуры выполняют в последовательности:
устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;
после устройства опалубки башмака устанавливают армокаркас подколонника с закреплением его к нижней сетке вязальной проволокой.
Устройство подготовки
-
делается разметка строительной площадки под возведение фундамента; участок сглаживают; отсыпают щебень слоем не толще 10 см; подушечка утрамбовывается при помощи виброплиты; по периметру, сверенному при помощи разметки, устанавливается опалубка; высота опалубки обязана соответствовать толщине бетонного слоя. Почти всегда она не превосходит 30 см. Бетон заливается вровень с верхом опалубки; для придания подушечке прочности ее рекомендуется усилить при помощи армирования. В этих целях употребляют арматуру сечением от 8 мм; во время заливки бетон следует утрамбовывать в помощью виброплиты; размер площадки, на которой производится подготовка из бетона, может превосходить размер фундаментной плиты либо ленты на 10-15 см со всех сторон; опосля заливки в бетон рекомендуется вертикально установить арматурные прутки, которые увяжут подушечку с фундаментом. Они должны выступать над поверхностью бетона на 20-30 см; бетонное основание на сегодня считается самым надежным и рекомендуется для всех типов фундаментов и спостроек.
Схема ленточного фундамента маленького заглубления.
Бетонное основание можно армировать, возможно обойтись и без усиления. Для практического использования оба этих основания практически равнозначны. Единственное отличие в том, что неармированная подушечка имеет ограничения в размерах. Согласно строительным нормам, малая толщина бетонного слоя в данном случае обязана составлять более 15 см. В качестве усиливающего элемента употребляется арматурная сетка, которая укладывается на дно котлована таковым образом, чтоб она находилась на расстоянии 5 см от грунта.
Это дозволит расположить сетку более нормально. Она может производиться из прутков арматуры шириной более 8 мм, увязываемых меж собой вязальной проволокой. Сетка быть может выполнена и сварным методом. Она укрепит нижнюю часть бетонной подушечки, на которую действуют силы растяжения, возникающие от весовой перегрузки строения, передающиеся через фундамент.
Источник: lesprom-08.ru
Строительство оснований из рядового и сортового щебня
Для строительства оснований применяют щебень фракционированный и рядовой.
Материал для оснований назначают на основе технико-экономических расчетов и обеспечения заданного срока их службы.
При организации и производстве работ по строительству щебеночных оснований соблюдают общие правила и последовательность технологических процессов, поточность производства. Заготовленный щебень до начала работ хранят на складах, в карьерах, вблизи железнодорожных станций и на площадках около строящейся дороги, рассортировав по прочности и крупности.
В зависимости от интенсивности движения и прочности применяемого щебня устраивают одно- или двухслойные основания. Для нижних слоев применяют щебень фракций 40-70 и 70-120 (150); для верхних слоев — 40-70; для оснований с расклинкой — 5-10,10-20, 20-40. Щебень из пород с невысоким коэффициентом прочности применяют с размером частиц 70 мм.
Для механизации рабочей операции распределения материалов применяют распределители щебня, гравия, каменной мелочи, песка.
К этим машинам предъявляют следующие требования:
материал должен распределяться равномерным слоем по всей ширине полосы заданной толщины;
производительность распределителя должна быть равной или кратной производительности комплекта машин, занятых на устройстве щебеночного основания;
вместимость приемных устройств должна соответствовать грузоподъемности транспортных средств;
должен быть обеспечен требуемый поперечный профиль укладываемого слоя материала.
Вывозят минеральный материал автомобилями-самосвалами. При доставке и распределении материалов учитывают коэффициенты их уплотнения: для сортового щебня — 1,25—1,30; щебеночных и гравийных смесей — 1,30-1,35; отвальных шлаков, отходов и побочных продуктов — 1,30-1,40 с уточнением по результатам пробной укатки и составлением акта.
Разравнивают вывезенный щебень в следующую смену, например, автогрейдером, который совершает круговые проходы по длине захватки, начиная от краев россыпи. Разворот автогрейдера производят на следующей захватке.
Хорошая ровность слоя — одно из условий, обеспечивающих стабильность его толщины и надежность дорожной конструкции в целом. Для этого необходимо:
применять машины с высокими планировочными свойствами;
соблюдать принятую технологию выполнения отделочных операций;
регулярно устранять люфты в креплениях рабочего органа к раме машины;
не превышать рабочую скорость перемещения машины свыше рекомендуемой при разравнивании материала.
К машинам, обладающим высокими планировочными свойствами, относятся: планировщик основания ДС-97, длиннобазовые планировщики типа Д-719, ДЗ-609 и автогрейдеры с гидрофицированным управлением отвалом.
Автогрейдеры могут оснащаться системами автоматики «Профиль-10» и «Профиль-20», которые обеспечивают стабилизацию отвала в поперечной плоскости и управление отвалом по высоте (последнее выполняет только «Профиль-20») относительно копира с помощью бесконтактных датчиков угла и перемещения. На профилировочных и планировочных работах эти системы улучшают качество и точность выполнения работы, повышают производительность и снижают утомляемость машиниста.
Длиннобазовые планировщики предназначены для планировочных работ при тщательной отделке грунтовых поверхностей площадок, аэродромов, сельскохозяйственных угодий и т. д. По сравнению с автогрейдерами длиннобазовые планировщики одинаково ровную планируемую поверхность получают за меньшее в 2—3 раза число проходов. Объясняется это тем, что на качество планировки значительно влияет длина колесной базы машины, достигающая в длиннобазовых планировщиках 12-15 м.
Одно из основных условий обеспечения требуемой ровности — передвижение автогрейдера со скоростью, позволяющей своевременно отработать воздействие на положение отвала. Отрезок пути от момента подачи воздействия до момента исполнения команды называется путем срабатывания. Чем меньше этот путь, тем точнее отрабатывается данное воздействие. Уменьшение tcp возможно при регулярном техническом обслуживания автогрейдера и использовании быстросрабатывающих исполнительных механизмов. Время срабатывания гидросистемы составляет 1,8-2,5 с. В связи с этим, если отделочные операции выполняются при скорости 4 км/ч, то путь срабатывания составит порядка 2,5 м, что соответствует длине неровностей, обеспечивающих нормальные условия для движения транспортных средств (3 5м — нежелательная длина неровностей).
Основания из рядового щебня строят по следующей технологии. Щебеночный материал размером 0—70, даже до 120 мм сразу распределяют слоем заданной толщины щебнеукладчиками или из груд (куч) автогрейдерами и бульдозерами. Затем его уплотняют катками такого же типа, что при уплотнении щебеночного слоя с заклинкой.
Гравийные основания делают одно- и двухслойными толщиной до 15— 30 см с размером зерен от 0 до 120 мм для нижнего слоя и до 40 мм — для верхнего. При этом нежелательно наличие в материале пылевато-глинистых частиц (размером до 0,075 мм) более 5%, а в I и II дорожно-климатических зонах — более 3%.
Грунтощебеночные и грунтогравийные основания строят из крупного щебня прочных пород. Основания толщиной 20—30 см из щебня или гравия размером 70—120 мм делают с заполнением пустот песчаным или супесчаным грунтом. Каменный каркас из этих пород не поддается измельчению и практически уплотнению, пустоту же в нем заполняют грунтом. Строить такие основания целесообразно в сухих южных регионах; в северных и сырых районах для заполнения пустот используют чистый песок.
Источник: vuzlit.com
33. Строительство оснований из щебня
Щебеночное основание – традиционный тип дорожного основания. Технология устройства сохраняется на протяжении многих лет. Это объясняется простотой конструкции и минимальной трудоемкостью. Однако основания из щебеночного материала не рассчитаны на использование большегрузных машин. В современных условиях возросшая интенсивность движения и нагрузка на конструкцию дороги вызывают разрушение такого основания.
Преимущества применения минеральных материалов:
— высокая прочность, несущая способность, дренирующая способность,
— относительная простота строительства таких слоев.
— природный материал, запасы которого ограничены;
— дороговизна за счет транспортировки в районы, где отсутствуют месторождения щебня.
Различают основания из черного (обработанного битумом) и белого (природного) щебня.
Из щебня устраивают покрытия и основания несколькими способами:
— из рядового щебня (щебеночная смесь подобранного состава с присутствием всех фракций);
— из фракционированного щебня (слои дорожной одежды устраиваются из щебня, разделенного на фракции).
Рядовой щебень получают путем дробления без сортировки по размерам.
Щебень, фракции от 0 до 70 мм (иногда до 120 мм), распределяют слоем требуемой толщины щебнеукладчиками или из куч автогрейдерами и бульдозерами. Для уменьшения сцепления между щебенками слой поливают водой. Затем уплотняют катками от краев основания к оси дороги, перекрывая предыдущий след на 1/3 его ширины.
В начале укатки, когда создается необходимая жесткость щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка должна быть 1,5 – 2 км/час, в конце уплотнения она может быть повышена до максимальной скорости (6,5 км/час), при которой повышается производительность.
Количество проходов катка по одному следу определяют пробной укаткой.
Технология устройства щебеночного основания.
Доставка рядового щебня автомобилями-самосвалами.
Разравнивание щебня щебнеукладчиками, бульдозерами или автогрейдерами.
Распределение воды по слою щебня.
Определение плотности щебня:
Визуальный осмотр. Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, при которой должна образоваться волна перед катком массой 10 – 13 т и след после прохода этого катка, при этом щебенка, брошенная на поверхность слоя, раздавливается (при недостаточном уплотнении она вдавливается в слой).
Метод заклинки заключается в послойном укладывании разных фракций щебня и их укатке, при этом более крупные фракции лежат внизу, а более мелкие вверху. При укладке методом заклинки толщина нижнего слоя равна 2/3 от общей толщины слоя.
Технология устройства щебеночного основания по способу заклинки.
Подвоз и выгрузка щебня основной фракции 40 – 70 (70 – 120) мм автомобилями-самосвалами.
Распределение основной фракции щебня самоходными распределителями, бульдозерами или автогрейдерами.
Полив материала водой для уменьшения сцепления между щебенками.
Подкатка слоя легким катком (5 – 6 т)
Укатка слоя средним катком (8 – 10 т)
Подвоз и выгрузка щебня расклинивающей фракции 10 – 20 (20 – 40) мм.
Распределение расклинивающей фракции.
Подкатка слоя легким катком.
Укатка слоя средним катком (8 – 10 т)
Подвоз и выгрузка щебня второй расклинивающей фракции 5 – 10 (10 – 20) мм
Распределение расклинивающей фракции.
Подкатка слоя легким катком.
Укатка слоя средним катком (8 — 10 т).
Укатка слоя тяжелым катком (более 15 т).
Основания из гравийных, гравийно-щебеночных и шлаковых смесей строятся аналогично щебеночным.
В случае устройства щебеночных покрытий и оснований в холодный период невозможно достигнуть требуемого коэффициента уплотнения, поэтому при наступлении положительных температур необходимо выполнить операцию доуплотнения. При работе в зимнее время земляное полотно, устроенное в теплый период, необходимо очищать от снега.
Источник: studfile.net
Устройство щебеночного основания (покрытия) методом заклинки
Щебеночное основание — конструктивный слой дорожной одежды из естественного или искусственного щебня с расклинкой и заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и послойным уплотнением.
Наименьшая толщина распределяемого слоя щебня должна в полтора раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 0,15 м при укладе на песок и не менее 0,10 м — на прочное основание. Максимальная толщина слоя не должна превышать размеров, указанных в табл. 46.
Расход расклинивающих фракций (м 3 /1000м 2 ) принимается по табл. 47.
1. При строительстве основания из щебня фракции 40. 70 мм допускается одноразовая расклинка смесью из щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5. 20, 0. 20, 0. 10 мм, а при применении щебня 70. 120 мм — фракциями 5. 40 мм.
Суммарный расход расклинивающих фракций должен c оответствовать расходу, приведенному в табл. 47.
2. Коэффициент запаса на уплотнение (Куп) принимается:
для гравийно-песчаных, щебеночно-гравийных смесей и щебня фракций 40. 70, 70. 120 мм марки 80 МПа и более 1,25. 1,30;
для щебня марки 30. 60 МПа и шлака 1,30. 1,50.
3. При использовании трудноуплотняемого щебня слой его перед расклиниванием следует обрабатывать органическими вяжущими из расчета 2. 3 л/м 2 .
При строительстве щебеночных оснований (покрытий) применяются каменные материалы с физико-механическими показателями, указанными в табл. 48.
При строительстве оснований (покрытий) на дорогах различных категорий рекомендуется до 11 конструкций из щебня, шлака и гравия (табл. 49). Технология по строительству щебеночного основания (покрытия — pppa.ru) изложена в табл. 50, рис. 15. Недостатки, возникающие при строительстве щебеночных или гравийных оснований, изложены в табл.
51.
Щебеночные основания на песчаном слое устраивать не рекомендуется, так как песок проступает через поры щебня, и добиться хорошего уплотнения невозможно. В результате динамического воздействия транспорта на дорожную одежду проникновение песка в слой щебня интенсивно продолжается в процессе эксплуатации дорог.
Контроль качества работ
1. Не реже, чем через 100 м следует контролировать:
толщину слоя щебня основной фракции в неуплотненном состоянии;
поперечный уклон основания;
ровность основания рейкой длиной 3 м.
2. Проверять влажность щебня не реже одного раза в смену.
3. Постоянно визуально проверять качество уплотнения щебеночного основания (покрытия) путем контрольного прохода катка массой 10. 13 т по всей длине участка дороги.
После прохода катка на основании (покрытии) не должно оставаться следа, не должна возникать волна перед вальцем, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.
Физико-механические показатели каменных материалов, применяемых в щебеночных основаниях и покрытиях, устраиваемых по методу заклинки
Источник: www.pppa.ru