Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора абиотического биотического

Экологические факторы – это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:

  1. Абиотические – факторы неживой природы: температура, влажность, соленость воды.
  2. Биотические – воздействия живых организмов: хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция.
  3. Антропогенные – воздействия человека: вырубка леса, загрязнение воздуха, осушение болота, рыхление почвы.

Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура воздуха для человека – 22º.

Фактор, который находится дальше всего от оптимума, называется лимитирующим (ограничивающим), например, для растений в степи и в пустыне это недостаток воды, а в еловом лесу и на дне моря – недостаток света.

Биотические факторы, они же
Примеры внутри- и межвидовой БЗС

1. Хищники – убивают жертву, а затем съедают (лев, щука, оса).
2. Паразиты – поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулёзная палочка, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.)

готовность 90% баня под ключ

3. Cимбионты – получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе. Например:

  • Микориза (грибокорень) – симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу (которую делает при фотосинтезе), а гриб дает растению воду и минеральные соли.
  • Лишайник – симбиоз грибов и водорослей. Водоросли дают грибу глюкозу, а гриб водорослям – соли и воду.
  • Клубеньковые бактерии живут в специальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, а бактерии дают растениям соли азота, которые они получают при фиксации азота воздуха.

4. Конкуренты – нуждаются в одинаковой пище и/или территории. Наиболее острая конкуренция возникает между особями одного вида.

Сапрофиты

Это понятие немного из другой темы, но его часто спрашивают вместе с хищниками, паразитами и симбионтами. Сапрофиты/сапротрофы питаются отмершими остатками живых существ (личинки мясных мух, плесневые грибы, бактерии гниения).

Дополнительные материалы

Задания части 1

ФАКТОРЫ
Установите соответствие между характеристиками организмов и экологическими группами: 1) с широкими пределами выносливости, 2) с узкими пределами выносливости. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкая экологическая пластичность
Б) большой диапазон действия фактора
В) специализированные холодолюбивые виды
Г) стабильные условия обитания
Д) выживание при больших колебаниях температур
Е) существование при любом показателе влажности среды

АБИОТИЧЕСКИЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим?
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость

1. Экологические факторы и среды жизни | Экология | БИОЛОГИЯ ЕГЭ


6) концентрация кислорода

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. К абиотическим компонентам экосистемы степи относят:
1) травянистую растительность
2) ветровую эрозию
3) минеральный состав почвы
4) режим выпадения осадков
5) видовой состав микроорганизмов
6) сезонный выпас домашнего скота

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных ниже факторов относятся к абиотическим?
1) забота о потомстве
2) ширина приливно-отливной зоны
3) рельеф местности
4) летучие выбросы на мусоросжигательном заводе
5) глубина залегания грунтовых вод
6) температура водоёма в месте сброса сточных вод

4. Какие факторы относятся к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) симбиотические отношения грибов и водорослей в лишайниках
2) разлив воды из реки во время весеннего паводка
3) строительство ГЭС
4) низкая температура воздуха
5) высокое давление под водой
6) выбросы промышленных предприятий

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых факторов среды можно отнести к абиотическим?
1) увеличение численности хищников
2) выделение углекислого газа электростанцией
3) среднегодовая температура
4) годовая норма осадков
5) образование водохранилища
6) крутизна склона горы

Установите соответствие между характеристиками и видами излучения: 1) ультрафиолетовые лучи, 2) инфракрасные лучи, 3) лучи видимого спектра. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощаются при фотосинтезе
Б) являются сильным мутагеном для живых существ
В) являются основным источником тепловой энергии
Г) оказывают бактерицидное воздействие на биосферу
Д) обеспечивают реакцию организмов на изменение длины дня
Е) воспринимаются термолокаторами некоторых пресмыкающихся

ФОТОПЕРИОДИЗМ
Выберите три ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами фотопериодизма у организмов являются
1) осенняя миграция журавлей
2) прорастание семян весной
3) мечение территории медведями
4) начало колошения пшеницы при длинном световом дне
5) вспышка численности саранчи
6) впадение сурков в спячку

АБИОТИЧЕСКИЕ — БИОТИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует: 1) биотические, 2) абиотические
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений

2. Установите соответствие между процессом, происходящим в лесном биоценозе, и экологическим фактором, который он характеризует: 1) биотический, 2) абиотический
А) взаимоотношения тлей и божьих коровок
Б) заболачивание почвы
В) суточное изменение освещенности
Г) конкуренция между видами дроздов
Д) повышение влажности воздуха
Е) воздействие гриба-трутовика на берёзу

3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) воздействие атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу

4. Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ультрафиолетовые излучения
Б) пересыхание водоемов во время засухи
В) миграции животных
Г) опыление растений пчелами
Д) фотопериодизм
Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы

5. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: 1) биотические, 2) абиотические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) постоянство газового состава атмосферы
Б) изменение толщины озонового экрана
В) изменение влажности воздуха
Г) изменение численности консументов
Д) изменение численности продуцентов
Е) увеличение численности паразитов

6ф. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса
Д) конкуренция за территорию между самцами тигров

7сб. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вытеснение чёрной крысы из ареала особями серой крысы
Б) отлёт ласточек и стрижей на места зимовок в связи с сокращением светового дня
В) обильное размножение насекомых
Г) усиление силы ветра
Д) понижение уровня воды в озере
Е) увеличение количества осадков

АБИОТИЧЕСКИЕ — АНТРОПОГЕННЫЕ
Установите соответствие между характеристикой среды и экологическим фактором: 1) антропогенный, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырубка лесов
Б) тропические ливни
В) таяние ледников
Г) лесопосадки
Д) осушение болот
Е) увеличение продолжительности дня весной

АБИОТИЧЕСКИЕ — БИОТИЧЕСКИЕ — АНТРОПОГЕННЫЕ
1. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный
А) лесной пожар вследствие грозы
Б) распространение семян растений птицами
В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных
Г) санитарная вырубка леса
Д) питание паразитических животных
Е) затопление лугов при ливне

2. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) Биотические, 2) Абиотические, 3) Антропогенные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Осенний листопад
Б) Высадка деревьев в парке
В) Образование азотной кислоты в почве во время грозы
Г) Освещенность
Д) Борьба за ресурсы в популяции
Е) Выбросы фреонов в атмосферу

Читайте также:  Размер выплаты молодой семье на строительство дома

3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение газового состава атмосферы
Б) распространение семян растений животными
В) осушение болот человеком
Г) увеличение численности консументов в биоценозе
Д) смена времен года
Е) вырубка лесов

4. Установите соответствие между экологическими факторами и группами факторов: 1) абиотические, 2) биотические, 3) антропогенные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) строительство водохранилища
Б) промерзание водоёмов зимой
В) увеличение численности рыбы при ограничении вылова
Г) замор рыбы при разрастании элодеи
Д) гибель куропаток при увеличении численности паразитов
Е) лесной пожар, вызванный грозой

5. Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: 1) антропогенные, 2) абиотические, 3) биотические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырубка леса
Б) выкармливание кукушонка птицами другого вида
В) уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели
Г) подтопление леса во время половодья
Д) внесение минеральных удобрений
Е) линька зайца при изменении длины светового дня

БИОТИЧЕСКИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К биотическим факторам относятся:
1) паразитирование плазмодия в малярийном комаре
2) загрязнение почвы при разработке нефтяных месторождений
3) снижение численности грызунов вследствие микоплазмоза
4) быстрое таяние снега на южном склоне холма
5) осушение болота для строительства трубопровода
6) рост популяции волков из-за увеличения кормовой базы

Установите соответствие между организмами и типами из связей в биоценозе: 1) трофические (пища), 2) форические (распространение), 3) топические (условия обитания). Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поедание саранчой листьев злаков
Б) прикрепление плодов лопуха к шерсти собаки
В) перенос семян сосны сойками и кедровками
Г) укрытие насекомых в расщелинах коры
Д) затенение елями подроста кустарников
Е) охота рысей на зайцев

БИОТИЧЕСКИЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?
1) сокращение численности сов, ежей, лис
2) большой урожай семян ели
3) увеличение численности паразитов
4) рубка деревьев
5) глубокий снежный покров зимой
6) уменьшение численности паразитов

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие изменения в экосистеме могут приводить к увеличению численности популяции растительноядных рыб в пруду?
1) увеличение численности водных растений
2) увеличение численности паразитов растительноядных рыб
3) уменьшение численности конкурентов
4) увеличение сброса тёплых вод
5) образование толстого ледяного покрова зимой
6) уменьшение численности хищных рыб

БИОТИЧЕСКИЕ — АНТРОПОГЕННЫЕ
Установите соответствие между примерами и факторами среды: 1) биотические, 2) антропогенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) создание плотин речными бобрами
Б) образование нитратов почвенными бактериями
В) металлизация атмосферы в результате попадания в неё металлической пыли
Г) влияние пестицидов на вредителей растений
Д) функционирование зубрового питомника
Е) увеличение концентрации метана в результате жизнедеятельности метановых бактерий

АНТРОПОГЕННЫЕ
1. Выберите три варианта. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?
1) увеличение численности хищников
2) отстрел животных
3) подкармливание животных
4) распространение инфекционных заболеваний
5) вырубка деревьев
6) суровые погодные условия зимой

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности
3) недостаток влаги в летний период
4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы в природе относят к антропогенным факторам?
1) разрушение озонового слоя
2) суточное изменение освещённости
3) конкуренция в популяции
4) накопление в почве гербицидов
5) взаимоотношения хищников и их жертв
6) усиление парникового эффекта

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?
1) разрушение озонового слоя атмосферы
2) сезонные изменения освещённости поверхности суши
3) падение численности китообразных животных
4) накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад
5) накопление в почве гумуса в результате листопада
6) накопление осадочных пород в недрах Мирового океана

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Изменить численность продуцентов в экосистеме могут следующие антропогенные факторы:
1) сбор цветущих растений
2) увеличение численности консументов первого порядка
3) вытаптывание растений туристами
4) уменьшение влажности почвы
5) вырубка дуплистых деревьев
6) увеличение численности консументов второго и третьего порядков

============
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности белок в хвойном лесу приводят следующие факторы:
1) сокращение численности хищных птиц и млекопитающих
2) вырубка хвойных пород деревьев
3) урожай еловых шишек после теплого сухого лета
4) увеличение активности хищников
5) вспышка эпидемий
6) глубокий снежный покров зимой

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов могут привести к уменьшению численности особей в популяции зайца-беляка?
1) увеличение пищевых ресурсов
2) увеличение числа лисиц и волков
3) уменьшение количества пищевых конкурентов
4) бесснежные морозные зимы
5) увеличение количества кишечных паразитов
6) повышенное атмосферное давление

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Численность консументов I порядка в пресноводном водоеме может сократиться вследствие
1) увеличения численности ракообразных
2) проявления действия стабилизирующего отбора
3) сокращения численности щук
4) увеличения численности серой цапли
5) глубокого промерзания водоема зимой
6) увеличения численности налима и окуня

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие факторы внешней среды могут привести к сокращению численности личинок пяденицы?
1) сильное грибковое поражение древесного яруса
2) вирусная эпидемия в популяции синиц
3) усиление пушного промысла белок
4) отстрел ястребов
5) увеличение кормовой базы лисиц
6) всплеск численности сосновых пилильщиков

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1) сокращается число насекомоопыляемых растений
2) возрастает численность хищных птиц
3) увеличивается количество травоядных животных
4) увеличивается численность ветроопыляемых растений
5) изменяется водный горизонт почвы
6) уменьшается численность насекомоядных птиц

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) хищных растений
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов

Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) бурное развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий
2) увеличение концентрации минеральных веществ в воде
3) массовая гибель рыб
4) снижение содержания кислорода в воде
5) отмирание и гниение одноклеточных организмов

Таблица

Проанализируйте таблицу «Биотические взаимодействия между организмами». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) нахлебничество
2) конкуренция
3) паразитизм
4) хорёк и куница
5) лисица и мышь
6) взаимное ослабление организмов
7) взаимовыгодное сожительство организмов
8) нейтрализм

Таблица

Проанализируйте таблицу «Биотические взаимодействия между организмами». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) симбиоз
2) паразитизм
3) комменсализм
4) борьба за одни и те же ресурсы
5) один организм приносит вред другому, хотя сам пользу не извлекает
6) тля и муравей
7) лев и птицы-падальщики
8) актиния и рак-отшельник

Читайте также:  Как в строительстве оформить материалы

ХИЩНИЧЕСТВО
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отношения хищник-жертва устанавливаются между
1) майским жуком и насекомоядными птицами
2) собакой и блохами
3) зайцем и лисой
4) лососем и миногой
5) свиньей и человеком
6) человеком и свиным цепнем

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения хищник-жертва?
1) волк и заяц
2) рыба и минога
3) человек и аскарида
4) наездник и личинка бабочки
5) тля и божья коровка
6) личинка комара и личинка стрекозы

ХИЩНИЧЕСТВО — КОНКУРЕНЦИЯ
Установите соответствие между организмами и типом межвидовых отношений, в которые они вступают: 1) хищничество, 2) конкуренция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) циклоп и гидра
Б) жук-плавунец и головастик
В) личинка стрекозы и малёк рыбы
Г) инфузория-туфелька и бактерии
Д) белка и клёст
Е) карась и карп

ХИЩНИЧЕСТВО — ПАРАЗИТИЗМ
1. Установите соответствие между видом организмами и типом отношений: 1) паразит–хозяин, 2) хищник–жертва. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) жук-плавунец и малёк рыбы
Б) щука и карась
В) чесоточный зудень и человек
Г) лисица и мышь
Д) свиной цепень и свинья
Е) бактериофаг и бактерия

2. Установите соответствие между парами животных и типами отношений, которые эти пары иллюстрируют: 1) паразит – хозяин, 2) хищник – жертва. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидра – дафния
Б) рысь – заяц-беляк
В) аскарида – человек
Г) чёрный коршун – лесная мышь
Д) таёжный клещ – обыкновенная лиса

3. Установите соответствие между организмами и типом их взаимотношений: 1) паразитизм, 2) хищничество. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крот – дождевой червь
Б) клоп-черепашка – пшеница
В) божья коровка — тля
Г) блоха — крыса
Д) синий кит — криль
Е) лисица — эхинококк

4. Установите соответствие между организмами и типом их взаимоотношений: 1) паразитизм, 2) хищничество. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) минога — скумбрия
Б) гусеница — наездник
В) печеночный сосальщик — корова
Г) дельфин — сельдь
Д) росянка — муха
Е) человек — комар

А) печеночный сосальщик — малый прудовик
Б) береза — трутовый гриб

ХИЩНИЧЕСТВО — ПАРАЗИТИЗМ — СИМБИОЗ
1. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: 1) симбиоз, 2) паразит – хозяин, 3) хищник – жертва. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидра и дафния
Б) личинка божьей коровки и тля
В) щука и карась
Г) носорог и воловья птица
Д) чесоточный зудень и человек

2. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: 1) симбиоз, 2) паразит – хозяин, 3) хищник – жертва. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) муравей и тля
Б) божья коровка и тля
В) лисица и блоха
Г) уж и лягушка
Д) бобовое растение и клубеньковые бактерии

ХИЩНИЧЕСТВО — ПАРАЗИТИЗМ — ФИТОФАГИЯ
Установите соответствие между параметрами адаптаций и типами отношений при эксплуатации: 1) растение – фитофаг, 2) жертва – хищник, 3) хозяин – паразит. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) эксплуатируемый организм имеет колючки
Б) организм-эксплуататор имеет развитые обоняние, зрение, способен маскироваться, догонять
В) эксплуатируемый организм имеет развитый иммунитет, способен сбрасывать зараженные части тела
Г) у организма-эксплуататора совершенный сложный тип развития
Д) эксплуатируемый организм способен убегать, прятаться, активно защищаться

ПАРАЗИТИЗМ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает
1) вирус
2) плесневый гриб
3) бактерия-паразит
4) бактерия-сапротроф

ПАРАЗИТЫ — САПРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: 1) сапротрофы, 2) паразиты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) холерный вибрион
Б) бактерия брожения
В) туберкулезная палочка
Г) столбнячная палочка
Д) сенная палочка
Е) почвенная бактерия

2. Установите соответствие между организмами и их типом питания: 1) сапротроф, 2) паразит. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стафилококк
Б) молочнокислая бактерия
В) дизентерийная палочка
Г) пеницилл
Д) вирус гриппа
Е) дрожжи

ПАРАЗИТИЗМ — СИМБИОЗ
1. Установите соответствие между организмами и типами их отношений: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трутовик и береза
Б) ель и белый гриб
В) клещ и лось
Г) малярийный плазмодий и комар
Д) горох и клубеньковые бактерии

2. Установите соответствие между организмами и видом отношений, которые существуют между ними: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гриб и водоросль в лишайнике
Б) осина и подосиновик
В) бычий цепень и человек
Г) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
Д) блоха и млекопитающее

3. Установите соответствие между типами взаимоотношений организмов и примерами: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трипаносома и муха це-це
Б) рак-отшельник и актиния
В) люцерна и клубеньковые бактерии
Г) сосна и масленок
Д) эхинококк и собака
Е) картофель и фитофтора

ПАРАЗИТИЗМ — КОММЕНСАЛИЗМ
Установите соответствие между организмами и типом отношений: 1) Паразитизм, 2) Комменсализм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трутовый гриб растет на дереве
Б) лишайники на деревьях
В) эпифит-бромелия на деревьях
Г) акула и рыба-прилипало
Д) чесоточный клещ и человек
Е) фитофтора и картофель

ПАРАЗИТИЗМ — СИМБИОЗ — КОНКУРЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примерами взаимоотношений организмов и их типами: 1) Мутуализм, 2) Конкуренция, 3) Паразитизм. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Корни дерева и мицелий гриба
Б) Бычий цепень и корова
В) Рак отшельник и актиния
Г) Волк и лиса
Д) Омела и дерево
Е) Рысь и россомаха

2. Установите соответствие между характеристиками и типами биотических связей: 1) мутуализм, 2) конкуренция, 3) паразитизм. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) отношения отрицательны для обоих участников
Б) только один организм получает выгоду в отношениях
В) оба организма борются за одни и те же пищевые ресурсы
Г) отношения взаимовыгодны
Д) один организм причиняет вред другому, используя его как среду обитания
Е) необходимо обязательное присутствие обоих партнёров для их выживания

СИМБИОЗ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Что представляет собой микориза?
1) грибокорень
2) корневую систему растения
3) грибницу, распространившуюся в почве
4) нити гриба, образующие плодовое тело

Выберите один, наиболее правильный вариант. Микориза гриба представляет собой
1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела
2) множество вытянутых в длину клеток
3) сложные переплетения гифов
4) сожительство гриба и корней растений

Рассмотрит рисунок и укажите (А) организм, обозначенный вопросительным знаком. Укажите (Б) тип биотических отношений, отображённый на рисунке, и (В) его характеристику. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) кольчатый червь
2) паразитизм
3) одностороннее использование одним организмом другого без нанесения вреда
4) симбиоз
5) хищничество
6) красный коралл
7) актиния
8) взаимовыгодное сожительство, включающее пищевые связи

СИМБИОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами симбиотических отношений являются:
1) гриб трутовик и береза
2) росянка и насекомые
3) клубеньковые бактерии и бобовые растения
4) целлюлозоразрушающие бактерии и растительноядные животные
5) каннибализм у хищных рыб
6) актиния и рак-отшельник

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
1) берёзами и елями
2) берёзами и грибами-трутовиками
3) тлями и муравьями
4) ежами и насекомоядными птицами
5) берёзами и подберёзовиками
6) черемухой и опыляющими её мухами

Читайте также:  Незавершенное строительство актив внеоборотный или

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?
1) божья коровка и жужелица
2) пшеница и сорное растение пырей ползучий
3) пеницилл и молочнокислые бактерии
4) маслёнок и сосна
5) рябина и дрозд-рябинник
6) муравей и тля

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие организмы могут вступать во взаимовыгодные отношения?
1) кукушка и синица
2) шмель и шиповник
3) соя и азотфиксирующие бактерии
4) пеницилл и стафилококк
5) осина и майский жук
6) лиственница и масленок

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К симбиозу относят взаимоотношения:
1) клевера и азотфиксирующих бактерий
2) воробья и голубя
3) тли и божьей коровки
4) полярного медведя и тюленя
5) белого гриба и дуба
6) рака-отшельника и актинии

СИМБИОЗ — НЕЙТРАЛИЗМ
Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений: 1) Симбиоз, 2) Нейтрализм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лось – белка
Б) клест – мышь
В) шмель – клевер
Г) пингвин – белый медведь
Д) рак-отшельник – актиния
Е) носорог – воловьи птицы

СИМБИОЗ — КОНКУРЕНЦИЯ
Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций: 1) конкуренция, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) носорог и воловьи птицы
Б) береза и подберезовик
В) щука и речной окунь
Г) бобы и клубеньковые бактерии
Д) бабочка-капустница и бабочка-репейница
Е) картофель и пырей ползучий

КОНКУРЕНЦИЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Конкурентные отношения в экосистемах могут устанавливаться между
1) стрижами и утками
2) лосями и волками
3) волками и лисицами
4) щуками и окунями
5) елями и берёзами
6) берёзами и подберёзовиками

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют конкурентные взаимоотношения между организмами?
1) собака и клещ таёжный
2) зебра и антилопа гну
3) наездник и гусеница
4) лось и лось
5) ласка и мышь
6) норка европейская и норка американская

Источник: www.bio-faq.ru

Сделайте пожалуйста срочно . 1) Строительство плотины – пример фактора А) Абиотического Б) Биотического С) Биосферного Д)

Сделайте пожалуйста срочно .
1) Строительство плотины – пример фактора
А) Абиотического
Б) Биотического
С) Биосферного
Д) Антропогенного
2) В клетках животных как в клетках растений есть
А) Вокуоли
В) Клеточная мембрана
С) пластида
Д) Клеточная оболочка

Ответ:
1-Б) биотического (если бобер строит, например)
Д) антропогенного (если человек)
2-В) клеточная мембрана

Скользят по поверхности амебы, грибы миксомицеты, слизни, улитки и другие животные. Улитка может ползти по гладкому стеклу, поднимаясь снизу вверх. Дождевые черви ползают, цепляясь щетинками за неровности грунта, змеи и безногие ящерицы используют для этого щитки и чешуйки, пиявки – присоски, но большинство животных передвига­ются с помощью конечностей.

Способ передвижения на ко­нечностях значительно уменьшает трение. Тело не волочится по земле, а поддерживается на весу. Как следствие этого значительно возрастает скорость движения – бегом, иногда прыжками (кузнечики, кенгуру). Животные могут бегать и прыгать не только по суше, но и по воде (водомерки, подуры). Они активно плавают, используя для этого различные греб­ные органы: мерцательные волоски или реснички (инфузо­рии), жгутики (эвглена, вольвокс, различные зооспоры, спер­матозоиды), конечности (водяные жуки, водоплавающие птицы, тюлени, моржи), специальные плавники (рыбы, голо­вастики, хвостатые земноводные, китообразные).

Тело рыбы не имеет резкого разделения на голову и ту­ловище. Оно похоже на двойной клин, толстый конец кото­рого представляет собой голову, тонкий – хвостовой плав­ник. Поэтому сопротивление воды при ее движении сведено к минимуму. Так как рыба толще спереди, чем сзади, сверху шире, чем снизу, то центр тяжести ее должен располагаться ближе к голове и спине, чем к хвосту и брюху.

Вследствие этого она не имеет устойчивого равновесия и сразу перевер­нулась бы вверх брюхом через голову, если бы ей не прида­вали устойчивость плавники, главным образом грудные. Плавники на спине и на брюшной стороне представляют со­бой своего рода киль. Органом движения у большинства рыб является хвост, который, ударяясь о воду справа налево и слева направо, сообщает рыбе скорость поступательного дви­жения.

Наибольшая сила удара возникает при разгибании хвоста. Движения хвоста у рыбы очень сходны с работой пароход­ного винта, но первый значительно совершеннее, так как он способен изменять свой вид и величину и таким образом может или ускользать от воды, или давить на нее с необхо­димой силой.

Угорь движется змееобразно. Скаты плавают при помощи изгибающихся краев тела, а игла-рыба и морские коньки – посредством колебательных движений спинного плавника. Морской конек движется в вертикальном положении, держа голову под прямым углом. Луна-рыба совсем потеряла способность к активному движению. Хвостовой плавник у нее отсутствует, мускулатура редуцирована, и она плавает “по воле волн”.

Интересна рыба-парусник, похожая на меч-рыбу, на длин­ном теле (3-4 м) имеет полутораметровой высоты спинной плавник и хвостовой в виде полумесяца. Выставив спинной плавник из воды, рыба плывет по ветру, как под парусом, а хвост с таким своеобразным плавником служит рулем. Так парусник, используя силу ветра, может передвигаться без затраты энергии.

Плохо плавающая рыба-прилипало нашла еще более на­дежный и очень удобный способ передвижения по морям и океанам – на “бесплатном” транспорте. У этой оригинальной рыбы (длиной 30-40 см) на голове имеется овальная при­соска, образовавшаяся из спинного плавника.

Прикладывая ее к крупной рыбе (чаще к акуле) и растягивая, прилипало создает в присоске безвоздушное пространство и прочно при­сасывается к своему транспорту. Здесь же непрошеный пас­сажир находит и пищу в виде остатков поедаемых акулой жертв. Иногда прилипалы прикрепляются к днищам кораб­лей. Жители некоторых островов Тихого океана используют прилипал для ловли черепах, опуская их в воду на веревках. С их помощью можно подтащить к лодке черепаху весом до 25 кг.

Источник: otvet.ya.guru

Что относится к экологическим факторам?
А)гуморальные влияния б) предел выносливости в) биотические г)ограничивающие

11. Полезные ископаемые планеты относятся к:
1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) экологическими факторами
4) движущими силами эволюции
12. Продуценты в биоценозе:
А) разлагают мертвые остатки организмов б) обогащают атмосферу кислородом
В) обеспечивают весь биоценоз минеральными веществами
Г) обеспечивают всех обитателей сообщества органическими веществами и энергией.

13. Правильно составленная пищевая цепь: а) водоросли- плотва- окунь- цапля
Б) водоросли- окунь- плотва- цапля
В) плотва- цапля- окунь- водоросли
Г) цапля- водоросли- окунь- плотва.

14. Какое влияние оказывают растения на животных в сообществе?
А) обогащают почву перегноем
Б) вступают в сожительство с грибами
В) служат пищей, источником кислорода, местом обитания
Г) не оказывают никакого влияния.

15. Какое значение имеет неодновременное развитие растений в сообществе?
А) приспособление к использованию света
Б) приспособление к использованию кислорода
В) приспособление к опылению и совместному обитанию
Г) приспособление к сезонным изменениям
Распределите:
Среди перечисленных организмов найдите продуцентов, консументов 1 порядка, консументов 2 порядка, редуцентов. Их цифры внесите в таблицу:

продуценты Консументы 1 порядка Консументы 2 порядка Редуценты

1. Голубь. 2. Бактерия молочнокислая 3. Медведь бурый 4. Пшеница озимая.
5. Дождевой червь. 6. Заяц- беляк. 7. Гриб мукор. 8. Ястреб – перепелятник. 9. Сосна обыкновенная 10. водоросли.

11. Грибы мухомор. 12. папоротник орляк. 13. Муравьиный лев. 14. Пчела медоносная 15. Бабочка.

16. Лось. 17. Крот. 18.

Волк.

Распределите животных по природным сообществам:
Животные: (если вы не знаете, как выглядят эти животные, найдите их изображения в интернете)
Дятел
Рябчик
Тетерев
Глухарь
Синица
Клест
Поползень
Белка
Короед-жук
Рыжий муравей
Дождевой червь
Прудовик
Оса
Утка
Беззубка
Паук-крестовик
Майский жук
Кузнечик
Ящерица
Уж
Сова
Еж
Крот
Лиса
Окунь
Жук-навозник

Источник: znanija.org

Рейтинг
Загрузка ...