В процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» студент выполняет одну контрольную работу. Задания к домашней контрольной работе представлены в виде тестов в 10 вариантах по 12 вопросов. Студент должен выбрать себе вариант работы в соответствии с последней цифрой индивидуального шифра.
Начинать работу надо с изучения методических рекомендаций по изучаемой дисциплине, подобрать необходимую литературу, изучить учебный материал, ответить на вопросы для самоконтроля, а затем уже приступить к ответам на вопросы теста.
Работа включает в себя 2 этапа:
1 этап — ответы на вопросы теста: переписываются вопросы теста, напротив каждого вопроса записывается буквенный вариант ответа, а затем текстовой вариант ответа, например: Вопрос: 1. Все то, что создала природа, из чего организм черпает энергию и получает необходимые для жизнедеятельности вещества это: в) ресурсы.
2 этап – составить словарь терминов, используемых для ответов вашего варианта.
Выбор факторов, влияющих на результативный показатель
Затем сопоставить вариант ответа и определение, приведенное в словаре, т.е. проверить правильность вашего ответа.
Контрольная работа выполняется в тетради с полями синей или чёрной пастой, а также в печатном виде. При выборе правильных ответов на вопросы контрольного задания используйте указанную литературу, как основную, так и дополнительную, материалы Интернета.
В конце работы необходимо дать список использованной литературы, ссылки на Интернет, поставить дату выполнения задания и расписаться. Выполненная контрольная работа сдается (высылается) в колледж на рецензирование в соответствии с учебным графиком. Работа считается зачтенной, если правильные ответы составляют не менее 50%. И приведен словарь терминов.
Работа должна быть выполнена в соответствии с указанными требованиями в срок, установленный учебным графиком.
Контрольные вопросы
для самоконтроля при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» студентами заочного отделения, специальностей:
100201«Туризм», 101101 Гостиничный сервис, 262019 Технология швейных изделий»
1. Что такое экология?
2. Формы организации живой материи (живой организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера).
3. Биосфера, ее составляющие и основные функции.
4. Что такое экологический фактор? Классификация факторов.
5. Какие существуют формы пищевых связей?
6. Сформулировать основные принципы существования и развития экосистем.
7. Что означает понятие биогеоценоз и какова структура биогеоценоза?
8. Чем представлена биотическая часть биогеоценоза?
9. Что включает в себя трофическая структура?
10. Правило экологической пирамиды.
11. Что обеспечивает устойчивое развитие биоценозов в экосистемах?
12. Экологическая ниша, экологическая сукцессия.
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
1.1. Природоохранный потенциал
1. Что послужило основой выделения особых периодов во взаимодействии общества и природы?
География. 8 класс. Факторы размещения сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг
2. Компоненты социоэкосистемы.
3. В чем особенность социоэкосистем?
4. Что такое урбанизация?
5. Основные экологические проблемы современного города.
6. В чем заключается сущность экологической проблемы?
7. Почему нарушается динамическое равновесие в социоэкосистемах?
8. Экологическая проблема и ее составляющие.
9. Каковы глобальные экологические проблемы, с чем они связаны и каковы их последствия?
10. Экологическое бедствие и экологическая катастрофа.
11. В чем состоит проблема отходов?
12. Что такое утилизируемые и неутилизируемые отходы?
13. Какие вы знаете способы переработки отходов, существующие в мире? В России?
14. Какие пути можно предпринять для решения проблемы городского мусора?
15. Что означает понятие охрана природы?
16. Какие природные территории являются особо охраняемыми (ООПТ)?
17. Какая территория является национальным парком?
18. В чем отличие заповедника от заказника?
1.2.Природные ресурсы и рациональное природопользование
- Что такое природные ресурсы? Их классификация.
- Природопользование. Какие существуют виды и формы природопользования?
- Что такое экологизация производства, и каковы основные направления?
- Что подразумевается под понятием рациональное природопользование? Нерациональное?
- Каковы пути решения для предотвращения истощения природных ресурсов?
- Перечислить и кратко охарактеризовать принципы рационального природопользования.
- Почему демографические процессы в настоящее время относятся к глобальным проблемам экологии?
- Какие демографические показатели являются важнейшими при характеристике современного состояния общества?
9. Каково состояние демографической ситуации на планете? В России?
- Что такое агроэкосистема? Каковы ее особенности?
- «Зеленая революция» Цели. Основные направления. Последствия.
- Биотехнологии. За и против генномодифицированных продуктов.
1.3 Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
- Что понимается под словом загрязнения и виды загрязнений?
- В результате, каких загрязнений атмосферы происходит разрушение озонового слоя?
- Перечислите источники загрязнений водных ресурсов.
- Каковы последствия биологических, физических и химических загрязнений воды?
- Почему гибель лесов является одной из наиболее серьезных экологических проблем?
- Перечислить основные группы почвенных загрязнителей.
- Что такое пестициды, и какое воздействие они оказывают на окружающую среду?
- Почему эрозию можно назвать недугом ландшафта то опустынивание его смертью?
- В чем проявляется загрязнения водных ресурсов?
- Дайте определение понятия «мониторинг окружающей среды».
- Каковы цели и задачи мониторинга окружающей среды?
- Назовите виды мониторинга окружающей среды.
- Перечислите нормативные показатели, характеризующие качество окружающей среды.
- Какими факторами определяется экологически здоровый образ жизни?
2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу
- Что означает понятие «устойчивое развитие»?
- Какова основная цель концепции устойчивого развития общества?
- Перечислить условия необходимые для устойчивого развития человечества? В России?
- Перечислить условия необходимые для устойчивого развития в
- Как в Конституции РФ отражены права граждан на благоприятную окружающую среду?
- Какие отношения в сфере охраны ОПС регулирует Федеральный закон «Об охране ОС»?
- Что такое государственная и общественная экологическая экспертиза?
- В каких международных соглашениях по охране среды участвует Россия?
- Каковы основные направления государственной политики в области экологии?
2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
- Каковы экономические и правовые механизмы обеспечения экологической безопасности?
- Какова биосферная функция человечества?
Контрольные тестовые задания (10 вариантов по 12 вопросов)
Вариант 1
Выбрать правильный ответ:
1. Фактор окружающей среды, связанный с деятельностью человека:
а) абиотический; б) антропогенный; в) эдафизический; г) атмосферный
2. Сообщество организмов, заселяющих определенный участок поверхности (суши или водоема) и характеризующийся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды.
а) биоценоз; б) экотоп; в) экотип; г) экотон
3. Организм, производящий органическое вещество из неорганического:
а) продуцент; б) редуцент; в) консумент; г) эврифаг.
4. Способность организмов выдерживать изменения условий окружающей среды:
а) сукцессия; б) синузия; в) толерантность; г) мониторинг
5. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется; г) увеличиваются в геометрической прогрессии
6. Какое из воздействий человека на природу является косвенным:
а) парниковый эффект; б) охотничий промысел; в) разрушение озонового слоя; г) отлов рыбы
7. Постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере газов, выделяющихся в результате деятельности человека:
а) деградация; б) мониторинг; в) климакс; г) парниковый эффект
8. Получение гибридов высокопродуктивных, урожайных, с изменением вкусовых это результат:
а) биотехнологий; б) генной инженерии; в) селекции
9. С экологической точки зрения решение проблем автотранспорта связано:
а) с использованием новых видов топлива; б) замена бензина на газ;
в) с разработкой альтернативных двигателей; г) с использованием катализаторов
10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) рециркуляция; б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;
в) их захоронение; г) сортировка
11. Каким является принцип рационального природопользования, если при ухудшении состояния окружающей среды закрывается предприятие:
а) системный подход; б) оптимизации; в) опережения; г) гармонизации
12. Какое условие из ниже перечисленных, не относится к условиям устойчивого развития человечества:
а) Стабилизация численности населения; б) рециклизация отходов; в) интенсивное использование природных ресурсов; г) сбалансированность сельского хозяйства
Вариант 2
Выбрать правильный ответ:
1. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом:
а) синузия; б) биотоп; в) биом; г) ареал.
2. Совокупность особей одного вида, в течение большого числа поколений населяющих определенное пространство, внутри которого практически осуществляется та или иная степень скрещивания:
а) популяция; б) вид; в) род; г) отряд.
3. Из перечисленных факторов антропогенным является…
а) деятельность человека; б) конкуренция; в) осадки; г) хищничество
4. Разрушителями органических остатков до простых неорганических веществ в экосистеме являются:
а) редуценты; б) продуценты; в) консументы I порядка; г) консументы II порядка
5. Все то, что создала природа, из чего организм черпает энергию и получает необходимые для жизнедеятельности вещества это:
а) климат; б) почва; в) ресурсы; г) удобрения.
6. К газам, создающим парниковый эффект, относятся:
а) кислород, азот; б) пары воды, кислород; в) метан, углекислый газ; г) аммиак
7. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества б) паразитизма в) комменсализма г) симбиоза
8. С чем связано загрязнение почвы токсичными веществами:
а) с использованием навоза; б) с внесением минеральных удобрений; в) с пестицидами»
г) с использованием техники для обработки полей
9. Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
а) загрязнение почвы; б) изменение климатических условий (температуры, влажности);
в) уродство ландшафта
10. Каким является принцип рационального природопользования, если учитываются при использовании одного ресурса взаимодействие его с другими ресурсами:
а) системного подхода; б) оптимизации; в) опережения; г) гармонизации
11. Количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека при постоянном или временном контакте с ним:
а) предельно – допустимый выброс; б) предельно – допустимая концентрация;
в) промышленный выброс; г) залповый выброс.
12. Защищенность интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду, называется:
а) устойчивым развитием; б) экологической безопасностью; в)качеством среды;
г) охраной окружающей среды
Вариант 3
Выбрать правильный ответ:
1. Совокупность на определенной территории компонентов живой и неживой природы, для которой характерна своя специфика взаимодействия:
а) биом; б) биоценоз; в) биогеоценоз; г) биотоп
2. Живые организмы, потребляющие органические вещества растений, относятся к:
а) редуцентам; б) продуцентам; в) консументам; г) эврифагам.
3.Способность организмов противостоять действию внешних факторов; устойчивость к действию неблагоприятных факторов:
а) синузия; б) толерантность; в) сукцессия; г) мониторинг.
4. Все свойства неживой природы (температура, свет, влажность, и т.д.), прямо или косвенно влияющие на живые организмы, является фактором:
а) абиотическим; б) биотическим; в) антропогенным; г) экологическим.
5. Отношения между синицей и лосем – это пример:
а) нейтрализма; б) внутривидовой конкуренции; в) межвидовой конкуренции;
г) межвидовой взаимопомощи.
6. Какие из компонентов биоценоза являются автотрофами:
а) консументы первого порядка; б) консументы второго порядка;
в) продуценты; г) редуценты
7. Какие природные ресурсы относятся к возобновимым:
а) нефть, газ, уголь; б) ресурсы флоры; в) почва; г) полезные ископаемые
8. Усиление “парникового эффекта” связано с:
а) загрязнением атмосферы фтористыми соединениями; б) увеличением концентрации углекислого газа; в) задымлением атмосферы; г) фотохимическим смогом
9. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
а) задерживает тепловое излучение Земли; б) является защитным экраном от УФ- излучения; в) образовался в результате промышленного загрязнения;
г) способствует разрушению загрязнителей
10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) разработка правовых механизмов регулирования процесса; б) их захоронение; в) рециркуляция; г) сортировка
11. Каким является принцип рационального природопользования, если он основан на снижение количества отходов в процессе производства, т.е. прирост продукции за счет более полного использования сырья, ресурсосбережения и совершенствовании технологии …
а) системного подхода; б) оптимизации; в) опережения; г) гармонизации.
12.Состояние экологических систем, при котором обеспечиваются обменные процессы, воспроизводство жизни на Земле называется:
а) качеством среды; б) экологизацией; в) экологическим стандартом; г) экологией
Вариант 4
Выбрать правильный ответ:
1 Форма воздействия живых существ друг на друга является фактором:
а) абиотическим; б) антропогенным; в) биотическим; г) атмосферным.
2. Место вида в природе, включающее не только положение его в пространстве, но и его функциональную роль в сообществе, и положение относительно абиотических условий существования:
а) меротоп; б) биоценоз; в) экотон; г) экологическая ниша.
3. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) увеличивается; б) увеличиваются в геометрической прогрессии; в) уменьшается;
г) не изменяется
4. Организмы, разрушающие и минерализующие мертвые органические остатки, являются:
а) консументами; б) редуцентами; в) продуцентами; г) эврифагами.
5. Участок земной поверхности (суши или водоема) с однотипными условиями среды, занятой совокупностью растений и животных называется:
а) синузия; б) эдатон; в) биотоп; г) эвритоп.
6. Множество организмов, сходных по строению и способных скрещиваться друг с другом и давать потомоство:
а) популяция; б) вид; в) род; г) отряд.
7. Рекреационное лесопользование – это пользование
а) недревесными ресурсами; б) лесом в целях отдыха; в) древесиной
8. К газам, которые приводят к появлению «озоновых дыр», относятся:
а) метан, углекислый газ; б) кислород, азот; в) аммиак; г) фтор-хлор-углеводороды
9. Каким является принцип рационального природопользования, если принимается целесообразное решение с точки зрения экологических и экономических факторов:
а) системного подхода; б) оптимизации; в) опережения; г) гармонизации.
10. Критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека называется экологическим
а)бедствием; б) катастрофой; в) кризисом; г) проблемой
11. Экологическое нормирование это установление:
а) нормативов воздействия человека на окружающую среду;
б) показателей предельно-допустимого воздействия человека на окружающую среду
в) оценка нормативов воздействия человека на окружающую среду
12. Какое условие из перечисленных ниже, относится к условиям устойчивого развития:
а) увеличение рождаемости;б) интенсивное использование природных ресурсов;
в) рециклизация отходов; г) использование достижений генной инженерии.
Вариант 5
Выбрать правильный ответ:
1. Оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов, их остатки, зоны атмосферы, гидросферы и литосферы, населенные и видоизмененные этими организмами называется
а) атмосфера; б) биосфера; в) ноосфера; г) литосфера
2. Из перечисленных факторов биотическим является…
а) деятельность человека; б) конкуренция; в) осадки; г) радиация
3. Организмы, синтезирующие для своего питания сложные органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии или энергии химических связей — это
а) фитофаги; б) автотрофы; в) гетеротрофы; г) зоофаги
4. Как называется относительная устойчивость видового состава, численности, продуктивности, распределения в пространстве:
а) экологическая пирамида; б) экологическое равновесие; в) экологическая политика;
г) экологическая стабильность
5. Многократное участие веществ в процессах, протекающих в биосфере это:
а) круговорот веществ; б) фотосинтез; в) биоценоз; г) метаболизм
6. Какие природные ресурсы относятся к возобновимым:
а) ресурсы флоры; б) полезные ископаемые; в) нефть; г) почва;
7. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению
функционирования экологических систем, называют:
а) загрязнением; б) экологическим кризисом; в) интродукцией; г) репродукцией.
8. Основным антропогенным фактором, разрушающим озон, считают
а) фреоны; б) хлориды; в) колебания температур; г) окислы серы и азота
9. Какое загрязнение атмосферы и всей окружающей среды является самым опасным:
а) сернистым газом; б) фреонами; в) радиоактивными; г) углекислым газом
10. Найдите наиболее точное определение термину «зеленая революция» период, когда:
а) активизируется общественное движение «зеленых»; б) кардинально меняется основной подход к выращиванию растений; в) используют новые жизнестойкие сорта;
г) сбор урожая во всем мире максимален
11. Развитие человечества, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время и не ставит под угрозу возможности будущих поколений это:
а) стабильное; б) качественное;в) устойчивое;г) независимое.
12. В какую систему вовлечены и сотрудничают все страны мира
а) глобальный мониторинг; б) программы по сохранению биоразнообразия;
в) программа по переработке и утилизации отходов;
г) программа по поддержке заповедников
Вариант 6
Выбрать правильный ответ:
1. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой разумная деятельность людей становится главным определяющим фактором развития – это:
а) биосфера; б) литосфера; в) ноосфера; г) атмосфера
2. Из перечисленных факторов абиотическим является…
а)деятельность человека; б) конкуренция; в) паразитизм ; г) свет
3. Любая совокупность организмов разных видов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называется:
а) экосистема; б) популяция; в) биоценоз; г) сообщество
4. К истинным редуцентам относятся:
а) водоросли; б) лишайники ; в) сапрофитные бактерии; г) мхи
5. Какой принцип функционирования природных экосистем не присущ искусственным экосистемам:
а) круговорот веществ; б) снижение биомасс при переходе на более высокий трофический уровень; в) существование за счет энергии солнца; г) все перечисленные принципы
6. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым:
а) почва; б) биота; в) полезные ископаемые; г) энергия ветра
7. Глобальное потепление климата результат:
а) колебаний температур; б) повышения солнечной активности;
в) большого содержания в атмосфере углекислого газа; г) использования пестицидов
8. Процессы разрушения поверхности почвы и выноса плодородного слоя водой или ветром называют:
а) смыванием; б) эрозией; в) диффузией; г) выветреванием
9. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) укомплектование соответствующей техникой;
б) защита поверхности земли и грунтовых вод; в) ограждение места свалки;
10. Получение гибридов высокопродуктивных, урожайных, с изменением вкусовых это результат:
а) биотехнологий; б) генной инженерии; в) селекции
11. Каким является принцип рационального природопользования, если при ухудшении состояния качества среды, предприятие закрывается или приостанавливается его деятельность:
а) системный подход; б) оптимизация; в) опережение; г) гармонизация
12. Защищенность интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду, называется
а) качеством среды; б) устойчивым развитием; в)экологической безопасностью; г) охраной окружающей среды
Вариант 7
Выбрать правильный ответ:
1. Крупное системно – географическое подразделение в пределах природно – климатической зоны:
а) экотип; б) биоценоз; в) синузия; г) биом
2. Сообщество обитающих совместно организмов разных видов называется:
а) экосистемой; б) биотопом; в) биоценозом; г) биосферой
3. Биотическим фактором является …
а) радиация; б) давление; в) температура; г) комменсализм.
4. К продуцентам относятся:
а) грибы; б) папоротники; в) сапрофитные бактерии; г) травоядные животные
5. Способность экосистемы сохранять свою структуру и функциональные способности при воздействии внешних факторов:
а) целостность; б) устойчивость; в) толерантность; г) адаптация
6. Какие природные ресурсы относятся к невозобновимым:
а) солнечная энергия; б) ресурсы флоры; в) нефть, газ, уголь; г) ресурсы фауны
7. Лесная рекреация – фактор:
а) биотический; б) антропогенный; в) абиотический; г) природный
8. С чем связано загрязнение почвы тяжелыми металлами:
а) с использованием навоза; б) с внесением минеральных удобрений; в) с пестицидами»
г) с использованием техники для обработки полей
9. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
а) теплоэнергетика; б) автотранспорт; в) нефти — и газопереработка; г) металлургия
10. Каким является принцип рационального природопользования, если принимается решение целесообразное с точки зрения экономических и экологических факторов:
а) системный подход; б) оптимизации; в) гармонизации; г) комплексный
11. Почему экологи всего мира выступают против использования достижений генной инженерии, потому что это может привести к …
а) эпидемии, б) экологической катастрофе; в) мутации; г) ухудшению качества среды
12. Развитие человечества, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в
настоящее время и не ставит под угрозу возможности будущих поколений это:
а) независимое; б) стабильное;в) устойчивое;г) качественное
Вариант 8
Выбрать правильный ответ:
1. Пространственная совокупность абиотических условий или участок земной поверхности с однотипными условиями среды, занятой совокупностью растений и животных.
а) синузия; б) биотоп; в) эдатон; г) эвритоп.
2. Всю совокупность организмов на планете В.И.Вернадский назвал:
а) биосферой; б) – живым веществом; в) биотой; г) биоценозом.
3. Какие из компонентов биоценоза являются автотрофами:
а) продуценты б) консументы первого порядка в) консументы второго порядка г) редуценты
4. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического б) биотического в) антропогенногог) вообще не экологического
5. Главным процессом, протекающим в любой экосистеме, является
а) накопление древесины б) круговорот веществ и потоки энергии
в) образование листовой массы г) размножение животных
6. Какие природные ресурсы относятся к заменимым:
а) полезные ископаемые; б) нефть; в) биота; г) питьевая вода
7. Какой из перечисленных загрязнителей для водных экосистем является наиболее губительным:
а) нефтепродукты; б) кислотные дожди; в) сбросы теплой воды; г) мусор
8. Тяжелый металл, накопление которого в организме человека отрицательно влияет на работу красного костного мозга:
а) железо; б) стронций; в) кадмий; г) свинец.
9. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
а) задерживает тепловое излучение Земли; б) является защитным экраном от УФ- излучения; в) образовался в результате промышленного загрязнения; г) разрушает загрязнители
10. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) защита поверхности земли и грунтовых вод; б) ограждение места свалки;
в) укомплектование соответствующей техникой.
11. Особо охраняемая территория, созданная для восстановления плотности популяции, является:
а) заповедником; б) заказником; в) национальным парком; г) природным парком
12. Какое условие из перечисленных ниже не относится к условиям устойчивого развития:
а) стабилизация численности населения;б) интенсивное использование природных ресурсов; в) рециклизация отходов; г) сбалансированность сельского хозяйства.
Вариант 9
Выбрать правильный ответ:
1. Сложная природная система, образованная совместно живущими видами организмов вместе с физической средой обитания, функционирующее как единое целое, называется:
а) экосистемой б) биотопом в) биоценозом г) биосферой
2. Из перечисленных факторов биотическим является…
а) деятельность человека б) конкуренция в) осадки г) хищничество
3. Организмы, главным образом бактерии и грибы, в ходе своей жизнедеятельности, превращающие органические остатки в неорганические вещества:
а) редуценты , б) консументы в) эврибионты г) продуценты
4. Интенсивность круговорота веществ и потока энергии характеризует
а) видовое разнообразие б) динамическое равновесие
в) биологическую продуктивность лесных экосистем г) динамику популяций
5. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня: а) 1%; б) 50%; в) 10%; г) 100%
6. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым:
а) почва; б) энергия рек; в) энергия ветра; г) солнечная энергия
7. Последствия парникового эффекта:
а) потепление климата; б) похолодание климата; в) увеличение количества влажности; г) лесные пожары
8. Вещества или физические агенты, способные вызвать изменение наследственности:
а) тератоген; б) мутаген; в) канцероген; г) биоген.
9. С чем связано загрязнение почвы тяжелыми металлами:
а) с использованием навоза; б) с внесением минеральных удобрений; в) с пестицидами»
г) с использованием техники для обработки полей
10. Какие из заповедных зон являются наиболее охраняемые:
а) национальный парк; б) природный парк; в) заказник; г) заповедник;
11. Какие источники энергии не относятся к альтернативным источникам энергии:
а) ГЭС, б) ветряки; в) геотермальная энергетика; г) энергия биомасс
12. Какое условие устойчивого развития человечества зависит непосредственно от каждого человека, живущего на планете:
а) освоение экологически чистых источников энергии; б) рециклизация отходов;
в) сбалансированность сельского хозяйства; г) ресурсосберегающий образ жизни
Вариант 10
Выбрать правильный ответ:
1. Совокупность животных, растений и микроорганизмов, населяющих участок среды обитания – это:
а) экосистема; б) биотоп; в) биоценоз; г) биосфера
2. Элемент среды обитания, оказывающий влияние на существование и распространение живых существ является фактором:
а) антропогенным; б) биотическим; в) абиотическим; г) экологическим.
3. По способу питания хищники принадлежат к числу …
а) некротрофов; б) паразитов; в) сапротрофов; г) биотрофов.
4. Тип экологических взаимодействий, при котором один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) мутуализмом; б) хищничеством; в) комменсализмом; г) протокооперацией
5. Санитарами планеты являются:
а) болезнетворные бактерии; б) сапрофитные бактерии гниения; в) вирусы;
г) паразитические грибы
6. Нарушение взаимосвязей внутри экосистемы, вызванные антропогенной деятельностью и угрожающие существованию человека как вида это:
а) экологическая проблема; б) экологический кризис; в) коллапс;
г) экологическая катастрофа
7. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым:
а) почва; б) энергия рек; в) энергия ветра; г) солнечная энергия
8. Найдите наиболее точное определение термину «зеленая революция» период, когда:
а) активизируется общественное движение «зеленых»; б) кардинально меняется основной подход к выращиванию растений; в) используют новые жизнестойкие сорта;
г) сбор урожая во всем мире максимален
9. Выпадение кислотных дождей связано с увеличением:
а) солнечной радиации; б) содержания углекислого газа; в) количества озона в атмосфере;
г) выбросов диоксида серы и оксидов азота в атмосферу
10. К каким технологиям относятся: биологическая очистка сточных вод, компостирование, микробное восстановление почв:
а) малоотходные; б) безотходные; в) биотехнологии; г) ресурсосберегающие
11. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, в
экосистемах и биосфере, называют:
а) модификацией; б) моделированием; в) менеджментом; г) мониторингом
12.Какой правовой документ определяет права человека в нашей стране на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, устанавливает обязанности граждан по охране и сохранению окружающей среды:
а) Конституция РФ; б) закон «Об охране окружающей среды; в) кодексы; г) постановления Правительства РФ 19
Источник: allrefrs.ru
Программа предпрофильного курса «Физика и экология»
НТП – это результат использования фундаментальных физических исследований в различных областях нашей жизни. Главное в нашей жизни – решение глобальных экологических проблем: загрязнение атмосферы, почвы; использование новых безопасных материалов; развитие энергетики и создание альтернативных источников энергии; энергосберегающие производства; безотходные технологии и т. п. Возрастающая потребность в обеспечении сверхкомфортных условий жизни усиливает воздействие на окружающую среду, что порождает глобальные ( демографические, сырьевые, энергетические и др.) проблемы.
Цель данного курса: изучение закономерностей отношения человека с окружающей средой.
- Приобщение учащихся к физике через осознание практической значимости изучаемого материала;
- Развитие умения проводить физические эксперименты;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом информации;
- Развитие умения увидеть проблему и наметить пути её решения.
Данный курс будет полезен учащимся для совершения однозначного выбора профиля обучения в старших классах, так как предназначен тем учащимся, которые ориентированы на предметную деятельность в области “Естествознание”
Курс способствует развитию физического мышления, формированию умений
действовать в различных ситуациях.
Интегрированный характер содержания курса предполагает различные виды
и формы деятельности учащихся, поиск способов решения проблемы в результате диалога, самостоятельного добывания знаний из различных источников информации (научная литература, СМИ), выполнение практических работ, выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, выпуск стенгазеты), работа с таблицами, их анализ и обобщение. Доля самостоятельности на занятиях должна составлять не менее 70% рабочего времени.
Ожидаемый результат: В результате изучения курса учащиеся имеют возможность научиться осуществлять перенос знаний из одной области знаний в другие, развивают свое физическое мышление, самостоятельно планируют и выполняют физический эксперимент; учащимся прививается умение обращаться с информацией, решение практических задач прикладного характера.
Итогом работы учащихся будут письменные отчеты о выполнении практических работ, устные сообщения учащихся, выпуск газет, выполнение различных творческих заданий.
Подведением общих итогов занятий всей группы станет физический вечер “Физика и экология”, где будут проведены конкурсы творческих проектов, продемонстрированы достижения учащихся.
Программа курса
1. Введение. Физика и экология
Роль физики в оценке влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и решение экологических проблем. Значение новых источников энергии и новых материалов.
2. Биосфера
Атмосфера. Состав атмосферы. Физические параметры атмосферы. Значение солнечного и космического излучения для жизни на Земле. Зависимость прозрачности атмосферы от её состава.
Роль диффузии. Диапазон изменения температуры и его и влияние на живые организмы. Значение влажности воздуха. Физическая природа парникового эффекта и “озоновых дыр”.
Магнитное поле Земли. Солнечная активность и ионизация атмосферного воздуха. Влияние магнитного поля Земли на биологические объекты. Биологическое действие легких и тяжелых ионов. Приспособление организмов к магнитному полю Земли. Загрязнение атмосферы.
Основные загрязняющие вещества. Влияние загрязнения на прозрачность воздуха. ”Озоновые дыры” и фреоны. “Механизмы” усиления и ослабления парникового эффекта. Загрязненность и конденсация пара. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ.
Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполётах и запусках ИСЗ.
Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной плёнки на жизнь в водоёме. Использование законов физики при совершенствовании работы очистных сооружений.
Флотация. Электрические методы очистки воды.
Физическое загрязнение окружающей среды. Влияние вибрации на состояние тел. Шумовое и инфразвуковое загрязнение окружающей среды. Звуковой резонанс и биоритмы. Экологическое влияние электро-магнитного излучения.
ЛЭП, системы связи. Радиоактивное излучение. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы Естественный радиоационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства. Загрязнение окружающей среды при использовании ядерной энергетики. Экологические последствия взрывов атомных бомб.
3. Энергетика
Тепловой баланс Земли, его влияние на климат. Фотохимические реакции в атмосфере и фотосинтез. Роль зелёных растений в экосистемах. Энергия рек, ветра, морских течений, приливов и отливов. Геотермальная энергия. Экологические проблемы передачи тепла и энергии на расстояние. “ Тепловой мусор”. Экологическое значение повышения К. П. Д. тепловых машин.
Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики.
4. Экология города и жилища
Экологические проблемы урбанизации, влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Экологические проблемы, связанные с работой ДВС, ТЭС, ТЭЦ, систем отопления. “Плюсы и минусы” электротранспорта. Экологическое использование поваренной соли и других антигололёдных веществ. Энергосбережение. Роль теплоизоляции.
Нагревательные и обогревательные приборы. КПД ламп накаливания. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях.
5. Экология сельского хозяйства
Требования к современной агротехнике, переуплотнение почв тяжёлой техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приёмы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы. Физическая природа засоления почвы и возможности его устранения.
6. Экология человека
Действие электрического поля на организм человека. Влияние статического электричества и теплового действия электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния организма. Влияние на здоровье громкого звучания аудиомузыкальной техники. Человек- как теплокровный организм, его термодинамические характеристики.
Биологическое действие ультра- и рентген- излучения. Особенности действия радиации на живые организмы и защита от неё. Бытовая радиация.
Практическая часть курса
Практическая работа 1. Измерение температуры воздуха в помещении.
Поставьте два термометра в классе: один на подоконник, другой в углу на пол.
Сравните их показания и сделайте выводы.
Практическая работа 2. Определить загрязнённость окружающего воздуха.
Вариант 1 (с помощью пылесоса)
Тщательно очистите пылесборник, на его дно положите влажную фильтровальную бумагу, после чего включите пылесос. Через 30-35 мин. Выключите его, выньте фильтровальную бумагу, высушите и сравните её (по цвету) с листом чистой бумаги.
Чистый кусочек ваты смочите водой и протрите им оконное стекло со стороны улицы. Ватка станет грязной. Выдавите капельку воды вместе с грязью на чистый листок фильтровальной бумаги. Затем точно в середину полученного грязного пятна вводите по каплям чистую воду. (Впитается одна капля, капните другую и т.д.) Вскоре по листу бумаги начнёт расплываться красочная “хромограмма”: чем больше примесей, тем она ярче при увеличении диаметра пятна.
На нижние ветви деревьев вдоль дороги развесьте влажные листочки фильтровальной бумаги. Через 5-6 ч. Снимите их, просушите, а затем исследуйте, помещая в пламя свечи и наблюдая за цветом пламени, попытайтесь выяснить, какие химические элементы преобладают и дают изменение свечения пламени.
Определите количество пыли, выпавшей около вашего дома.
Приготовьте две одинаковые картонные коробки. Положите в них лист
чистой бумаги гак, чтобы он полностью покрывал дно, и поставьте на 5 сут. с двух сторон дома – рядом с дорогой и во дворе. После этого соберите пыль и сравните ее количество.
Практическая работа 3. Исследование свойств почвы.
Возьмите высокую консервную банку и отрежьте дно вместе с кантом. После этого погрузите банку острым краем в рыхлую почву на газоне, предварительно сняв траву.
В эту банку налейте стакан или полтора воды и заметьте скорость ее просачивания в почву. Повторите тоже самое на плотной почве тропинки.
Сравните скорости просачивания и сделайте выводы о плотности почвы и ее свойствах.
Возьмите образцы почвы в первом и во втором случаях, вдавив банку на определенную глубину. Замерьте размеры образцов и определите объем.
Взвесьте их, вычислите плотность и сравните полученные результаты.
Практическая работа 4. Оцените загрязненность снега в данной местности.
В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест (у дороги, в парке, в поле), и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана или колодца. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего и почему.
Профильтруйте каждую пробу воды через фильтровальную бумагу, после чего высушите её, не стряхивая с поверхности бумаги осадки.
После высыхания бумаги, рассмотрите внимательно находящиеся на ней частицы.
Сравните осадки от талой воды на листках фильтровальной бумаги. Какова природа осадка? О чём свидетельствует его наличие?
Контроль знаний
Тест по теме: Введение. Организмы и среды их обитания.
1. Экология – наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на окружающую среду
б) влияние загрязнений на здоровье человека
в) влияние деятельности человека на окружающую среду
г) взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)
3. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете, называется:
а) техносферой
б) антропосферой
в) ноосферой
г) социосферой
3. Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:
а) экосистемой
б) биотопом
в) биоценозом
г) биосферой
4. Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся
а) абиотические
б) биотические
в) антропогенные
г) абиотические и биотические
5. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора.
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного
г) вообще не экологического
6. Толерантность – это способность организмов:
а) выдерживать изменение условий жизни
б) приспосабливаться к новым условиям жизни в)образовывать локальные формы
г) приспосабливаться к строго определённым условиям
Источник: urok.1sept.ru
Экология 10-11 класс
5. сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые экологические условия обитания организмов и биотических сообществ.
1. компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;
3. перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которая не может быть компенсирована в ходе природных восстановительных процессов;
5. взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ других видов.
1. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
2. физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки;
3. соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;
4. экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и жизнедеятельность организмов.
5. силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
1. формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;
2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
3. совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий;
5. факторы, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки.
Источник: ecolog57.blogspot.com
Строительство плотины можно рассматривать пример фактора
Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.
Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?
Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским
Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?
В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?
Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?
Если для водной среды обитания кислород не играет существенной роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор.
Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.
Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).
Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:
Пространственной характеристикой популяции является:
в) половозрастная структура;
Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:
а) антропогенными факторами;
б) лимитирующими факторами;
в) экологическими факторами;
г) пограничными факторами.
Из перечисленных видов членом агроценоза является:
В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:
а) созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным применением химических средств их защиты;
б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов;
в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;
г) всплеском популярности органик — земледелия.
Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений;
в) остатков организмов;
г) жвачных животных.
Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники — травянистые растения — мхи;
в) лишайники — мхи — травянистые растения;
г) травянистые растения — мхи – лишайники.
Отношения мутуализма существуют между человеком и:
б) домовой мышью;
в) серой вороной;
г) рыжим тараканом.
Рождаемость в популяции отражает параметр:
а) 100 организмов в год;
б) 100 половозрелых организмов в год;
в) 100 самок в популяции;
г) 100 организмов на 1 м².
Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
В одной из своих работ В.И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам…становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как:
Создавая агроэкосистемы, человек стремится…
а) создать рабочие места для сельских жителей;
б) уменьшить использование продукции природных экосистем;
в) повысить чистую первичную продукцию растений;
г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.
К области прикладной экологии относится:
а) ежедневная уборка и поливка городских дворов;
б) выращивание овощей;
в) исследование экологического сознания населения;
г) исследование процессов очистки сточных вод.
Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…
К биогенному веществу не относится:
а) каменный уголь;
В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:
Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:
а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;
б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;
в) прокладки магистралей на высоких насыпях;
г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.
Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:
а) к снижению прозрачности атмосферы;
б) к повышению прозрачности атмосферы;
в) к увеличению содержания диоксида углерода;
г) к снижению содержания диоксида углерода.
Большую часть воды Губкин получает из:
а) Северского Донца;
б) артезианских (подземных) скважин;
К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:
а) парк культуры и отдыха;
б) природный комплекс;
г) зоологический парк.
Восстановление промышленно нарушенных территорий называется:
Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»
В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:
а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;
б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации кислорода;
в) увеличение концентрации углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;
г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.
С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:
а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;
б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;
в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;
г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории, было недостаточно при растущей промышленности.
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»
В Красную книгу Белгородской области занесены некоторые лишайники: кладония бесформенная, кладония вильчатая и др. Какие меры Вы можете предложить для сохранения данных видов лишайников?
а) поиск новых мест обитаний, сохранение сосновых лесов, создание охраняемых территорий;
б) полный запрет посещения мест произрастания данных растений;
в) вывод лесных массивов из хозяйственного использования;
г) не охранять в природе, разведение видов растений в ботаническом саду.
Матрица для ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году.
Фамилия, имя, отчество____________________________________________
Задания экологической олимпиады школьников
Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.
Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?
Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?
В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?
Абиотические факторы не оказывают влияние на конкурентные отношения двух родственных видов
Паразитизм — одна из форм биотических взаимоотношений
Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?
Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?
Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).
Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа.
Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:
Азотфиксирующие бактерии относятся к:
б) консументам первого порядка;
в) консументам второго порядка;
Взаимодействия при которых, организмы одного вида (А) используют организмы другого вида (В) в качестве места обитания, не нанося ущерба организмам (В) называют:
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
Важнейшее свойство экологических систем, проявляющееся в том, что все разнообразные обитатели таких систем существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем,- это:
Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
Деятельность по обращению с отходами в России по международному соглашению регулируется
а) Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции» (1994 г.)
б) Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
в) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
г) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений;
в) остатков организмов;
г) жвачных животных.
Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники — травянистые растения — мхи;
в) лишайники — мхи — травянистые растения;
г) травянистые растения — мхи – лишайники.
Плотность популяции будет отражает параметр:
а) 100 организмов;
б) 100 половозрелых организмов;
в) 100 самок в популяции;
г) 100 организмов на 1 м².
Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
Популяцией не являются:
а) все улитки одного озера;
б) все бурые медведи Камчатки;
в) кабаны Приокско- Террасного заповедника;
г) колония грачей.
В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:
а) созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным применением химических средств их защиты;
б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов;
в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;
г) всплеском популярности органик — земледелия.
Создавая агроэкосистемы, человек стремится…
а) создать рабочие места для сельских жителей;
б) уменьшить использование продукции природных экосистем;
в) повысить чистую первичную продукцию растений;
г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.
Пространственной характеристикой популяции является:
в) половозрастная структура;
Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
К биогенному веществу не относится:
а) каменный уголь;
В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:
Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:
а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;
б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;
в) прокладки магистралей на высоких насыпях;
г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.
Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:
а) к снижению прозрачности атмосферы;
б) к повышению прозрачности атмосферы;
в) к увеличению содержания диоксида углерода;
г) к снижению содержания диоксида углерода.
Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет:
а) повышение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений;
б) понижение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений;
в) понижение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений;
г) повышение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений.
Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…
Монреальское соглашение (Канада, 1986 г.) о защите озонового слоя от разрушения направлено на …
а) стимуляцию образования озона в озоносфере;
б) сокращение производства хлорфторуглеродов;
в) поставки озона в озоносферу с Земли на аэростатах;
г) создание искусственного экрана для защиты Земли от ультрафиолетового излучения.
Восстановление промышленно нарушенных территорий называется:
Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие из:
а) одной генерации (поколения);
б) двух генераций;
в) трех генераций;
г) нескольких генераций и потомков каждой из них.
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»
В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:
а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;
б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации кислорода;
в) увеличение концентрации углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;
г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.
С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:
а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;
б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;
в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;
г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории, было недостаточно при растущей промышленности.
Экологическим следствием развития сельского хозяйства стало:
а) нормализация биогеохимических циклов;
б) коэволюция человека и природы;
в) уменьшение площади пустынь;
г) изменение биогеохимических циклов.
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»
В 1773 г. российский естествоиспытатель А.Т. Болотов в статье «Об истреблении костеря из пшеницы и некоторые другие, касающиеся до вычищения хлебов, экономические примечания и опыты» описал случай, произошедший в его имении. По словам приказчика, на поле пропала пшеница, которая три дня назад радовала глаз изумрудной зеленью, – вся она превратилась в костерь (так в те времена назывался костер). Следуя за приказчиком, Болотов сам убедился: насколько охватывал глаз, на поле волнами переливался костерь. Андрей Тимофеевич раздвинул стебли и разрешил обнаруженное противоречие, которое было связано:
а) с перерождением пшеницы в костерь, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;
б) с перерождением костеря в пшеницу, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;
в) с наличием ярусности в агроценозе;
г) с отставанием в росте растений костеря по сравнению с пшеницей в течение трех последних дней.
Матрица для ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году.
Источник: rebjatishki.my1.ru