Храм Василия Блаженного — одна из главных достопримечательностей Москвы. Этот архитектурный и исторический памятник России наряду с Кремлем является ее визитной карточкой. Первое, что приходит на ум о Париже — Эйфелева башня, о Лондоне — башня Биг Бен, о Риме — Колизей.
Так и говоря о Москве, сначала вспоминают именно ансамбль Красной площади и храмовой комплекс Василия Блаженного. Однако не все знают, что в действительности он называется по-другому — Покровский собор на рву. Сегодня это филиал Государственного исторического музея, однако Православная Церковь совершает в нем богослужения.
Покровский собор Москвы
Покровский собор на рву: история создания
Московский князь Василии III (1479-1533) в честь победы над Литовским княжеством и возвращения Смоленска в 1514 году построил возле Кремля деревянный храм. Его основной придел посвятили празднику Происхождения Креста Господня. Другие же приделы (с отдельными алтарями для совершения богослужений) посвятили святым, память которых приходилась в решающие дни сражений.
Покровский собор — Храм Василия Блаженного
Продолжил традицию празднования победы строительством церквей сын Василия III, Иоанн IV. После присоединения Казанского ханства к Московскому государству по указу царя началось строительство нового собора на рву около стен Кремля. Русские войска взяли Казань 2 октября (по старому стилю) 1552 года, когда Церковь вспоминает священномученика Киприана и Иустину. Накануне же этого события отмечался праздник Покрова Богоматери.
В 1554 году на площади около Кремля построили первоначально деревянную Покровскую церковь. Уже через год заложили каменный собор, строительство которого завершили в 1561 году. Центральный престол храма освятили в честь Покрова Божией Матери. Другие приделы посвятили значимым событиям похода на Казань и особочтимым святым. В их числе константинопольские патриархи Иоанн, Александр и Павел, святым Киприан и Иустине, преподобные Александр Свирский и Григорий Армянский.
Один из приделов был посвящен святителю Николаю Мирликийскому. Также создали придел в честь святого Варлаама Хутынского. Его особо почитал князь Василий III, так как по молитвам к этому святому у него родился наследник.
Восточный придел посвятили Пресвятой Троице, западный освятили в память Входа Господня в Иерусалим. Позднее к собору пристроили приделы Василия Блаженного (1588) и Иоанна Блаженного (1672). Именно эти приделы составляют собор в наши дни.
Символизм собора
Считается, что идею создания многопридельного церковного комплекса выдвинул митрополит Макарий (1482-1563). Первоначально предполагалось устроить 7 приделов, как во Влахернском монастыре (Константинополь). Но, согласно выражению летописи, зодчие построили собор не по велению государя, а по Божьему вразумлению.
Устройство нескольких церквей в одном сооружении символически должно было указывать на Небесный Иерусалим. По мнению русского писателя Николая Александровича Чаева (1824-1914), многоцветная раскраска куполов связана со сновидением блаженного Андрея (см. Житие блаженного Андрея), свидетеля Покрова Богоматери в Константинополе.
История строительства Исаакиевского собора. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5
Однажды святой подвижник во сне увидел обители Небесного Иерусалима с различными деревьями. Одни из них цвели. Другие — украшались яркой листвой. Третьи — имели прекрасные плоды. Сад поражал разнообразием красок.
Покровский собор: преображение во времени
Собор Василия Блаженного многократно достраивался и переделывался. В 17 столетии в собор Покрова добавили дополнительные приделы. К 1722 году их насчитывалось уже 18.
В первой трети XVIII века собор сильно пострадал от пожара, его частично восстановили. Императрица Екатерина II в 1784 году выделила значительные денежные средства на проведение ремонтных работ. Некоторые престолы упразднили и освятили новые. Так, в 1786 году придел Киприана и Иустины переосвятили в память святых Адриана и Наталии.
Так выполнили просьбу благотворительницы, помещицы Натальи Михайловны Хрущевой, пожертвовавшей большую сумму для храма. В советское время церкви возвратили ее первое название.
По легенде, в 1812 году красота Покровского собора поразила Наполеона. Он даже хотел перевезти архитектурный комплекс к себе во Францию. Но убедившись, что это не возможно, приказал уничтожить его. Когда французы уже направили свои пушки на собор, пошел сильный ливень, погасивший огонь фитилей пушек. Храм подвергся сильному разорению, но после освобождения Москвы его восстановили.
Новые масштабные реконструкции начались на рубеже 19-20 веков. По их результатам собор приобрел современный вид.
Во время революционных событий 1917 года Покровский собор оказался в бедственном положении. В некоторых местах была проломлена крыша и выбиты стекла на окнах. Для спасения памятника национального и мирового значения власти взяли собор под государственную охрану. Однако богоборческая власть запретила совершать в соборе богослужения.
С 1923 года здесь был основан исторический музей. И только в 1991 году в соборе возобновились службы.
Кто архитектор собора?
До сих пор достоверно неизвестно имя архитектора Покровского собора. Существует предположение, что зодчие были приглашены из Западной Европы. Аргументом в пользу этой версии может служить участие итальянских мастеров в сооружении Московского Кремля. Но документальных подтверждений этого мнения нет.
В середине 20 века родилась версия о принадлежности авторства архитектурного ансамбля мастеру Постнику Яковлеву из Пскова, прозванного Бармой. По другому предположению, Постник и Барма — разные люди, принимавшие участие в строительстве. Имена архитекторов стали известны в 1895 году из рукописного сборника 17 века, обнаруженного в Румянцевском музее (Москва). Согласно записи летописца, царь Иоанн Грозный имел «двух мастеров русских по реклу (то есть по прозвищу) Постник и Барма». Другой сборник летописей содержит в себе краткое сообщение о строителях собора: «мастер был Барма со товарищи».
Известна легенда, что после окончания строительства храма Иоанн Грозный приказал лишить зрения зодчих Барму и Постника. Якобы царь-деспот сделал это для того, чтобы в будущем мастера не могли построить что-либо подобное по красоте. Историю об ослеплении упоминает голштинский посол в Москве 17 века Адам Алеарий (Олеарий). Трагическую легенду опровергают исторические документы. Существуют записи об участии в восстановлении Казанского кремля псковских мастеров, среди них и зодчий Постник.
Почему Покровский собор связан с именем Василия Блаженного?
В 1557 году в столице скончался почитаемый москвичами блаженный по имени Василий. Юродивый Василий обладал даром предвидения будущего. Родом он был из подмосковного села Елохово (пределы современной Москвы). С юных лет он был отдан родителями на обучение сапожному делу. Отрок отличался трудолюбием и богобоязненностью.
Однажды Василий предсказал скорую кончину одному человеку.
В 16 лет юноша взял на себя подвиг юродства — мнимого безумия, для обличения и наставления жителей столицы. Вместо одежды Василий носил железные вериги и не имел над головой крова. Святой блаженный мог смело обличать любого человека, не исключая царя. За эту смелость и честность его все любили и уважали.
Похоронен Василий Блаженный был около стен Покровского собора. Впоследствии здесь воздвигли новый придел, освященный в честь святого Василия. Первоначально отапливались не все приделы Покровского собора, а только церковь Василия Блаженного. Поэтому именно здесь стали совершать ежедневные богослужения.
Благодаря этому верующие вскоре в бытовых разговорах стали именовать собор храмом Василия Блаженного. Постепенно это наименование закрепилось и стало общеупотребительным.
Архитектурные особенности собора
Центральная часть собора — шатровая Покровская церковь. Ее окружают 8 приделов с купольными завершениями. Восемь глав символизируют восьмиконечную звезду — путеводительницу для каждого христианина на пути в Царствие Небесное. Общее количество куполов Покровского собора — 11. Из них девять над приделами с одним общим основанием, две венчают церковь Василия Блаженного и колокольню.
«В храме не только молились – его считали иконой, запечатленной в камне. Восемь больших куполов – это и восемь побед русского оружия. Это и восьмиконечная путеводная вифлеемская звезда. А главный придел — в честь Покрова Богородицы — объединяет остальные главы, собирает их. Это — символ покровительства и заступничества Божией Матери над Церковью Христовой, над всей Русской землей» (священник Алексий Уминский).
Собор Покрова Пресвятой Богородицы абсолютно лишен симметрии. Однако декор и различные размеры приделов-церквей создают сбалансированную и гармоничную картину.
Приделы собора внутри маленькие, вмещают весьма малое число молящихся. Между собой приделы соединены двумя узкими галереями.
«Храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдёшь внутрь — так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки» (российский искусствовед, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв, 1906-1999).
Следует отметить, что упоминаемый в полном названии храма ров ранее находился около стен Кремля. Его глубина была около 13 метров и ширина — около 36 метров.
Сейчас Покровский соборный комплекс признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: pravoslavium.ru
Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.
Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.
Архитектура
Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду.
Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.
Высота собора составляет 65 метров.
В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.
Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).
История Покровского собора
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.
Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.
Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.
Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.
По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.
В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.
В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.
После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Источник: mosprogulka.ru
История храма Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву)
В 2017 году Покровскому собору (другое, более распространённое название — Собор Василия Блаженного) исполнилось 456 лет. Самый известный православный храм России, объединивший в своём громадном теле сразу десять церквей, давно стал визитной карточкой Москвы, без него уже невозможно представить Красную площадь. Строение пережило Смуту и дворцовые перевороты, прошло через революцию и непростое для церкви советское время. Тем интереснее окунуться в историю стойкого храма, а также попытаться понять, чем оно привлекательно для туристов, приезжающих в российскую столицу со всего света.
Покровский собор был построен в середине XVI века по приказу тогдашнего правителя Русского царства Ивана Васильевича, вошедшего в историю как Иван IV или Иван Грозный. Поводом послужило покорение давнего политического и идеологического врага России — Казанского ханства.
Согласно не очень распространённой легенде, уже во время решающего штурма Казани стали происходить настоящие чудеса. Так, во время молитвы Ивана Васильевича на территории противника вдруг прогремел взрыв, буквально отбросивший назад казанские укрепления. Это дало возможность русским войскам переломить ход битвы и вскоре овладеть городом. Случилось то, что вскоре назовут новой страницей в истории России — впервые вырвавшемуся из хватки Золотой орды молодому царству удалось завоевать целое государство, взяв тем самым контроль над важным Волго-Балтийским путём. А заодно и царь получил определённый авторитет в московском обществе — по возвращении в столицу народ буквально боготворил его.
Произошедшее у стен Казани оставило в душе Ивана Васильевича глубокое впечатление, и он решил увековечить эту блистательную победу России. И на месте деревянной церкви Святой Троицы стал строиться каменный собор, которому, как предполагалось тогда, не будет равных.
Кстати, до сих пор среди историков не утихает спор — кто же являлся архитектором будущего чуда русского зодчества. Одни утверждают, что им был Постник Яковлев из Ярославля, носивший псевдоним Барма. Другие возражают — на самом деле Постник и Барма есть два разных человека. Есть и третья версия — архитектором и вовсе являлся неизвестный мастер из Италии.
Однако кем бы ни был автор архитектурного бестселлера тех времён, а расплатился с ним Иван Васильевич весьма своеобразно — приказал ослепить, дабы он не сумел когда-либо повторить свой шедевр или же, не дай Бог, построить нечто ещё прекраснее. Но поскольку эта ужасная история нигде не задокументирована, то она также подвергается острой критике.
На 2017 год собор состоит из десяти отдельных церквей, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
- Церковь Василия Блаженного (северо-восток)
- Церковь Александра Свирского (юго-восток)
- Церковь Варлаама Хутынского (юго-запад)
- Церковь Входа Господня в Иерусалим (запад)
- Церковь Григория Армянского (северо-запад)
- Церковь Киприана и Иустины (север)
- Церковь Николы Великорецкого (юг)
- Церковь Святой Троицы (восток)
- Церковь Трёх Патриархов (северо-восток)
- Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская)
Интересна также история названия строения. Многие задаются вопросом — почему храм назван именем Василия Блаженного, хотя центральная архитектурная композиция освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы? На этот счёт также существует несколько мнений.
Согласно одному из них, Василием Блаженным именовался местный юродивый, отношение к которым в Русском царстве было весьма благосклонным — их принимали за посланников Бога, которые якобы через поток бессвязной речи передавали людям послания Всевышнего. Однажды, швырнув камень в образ Богородицы, он приказал поскрести красочное покрытие и удалить его. Под образом обнаружилось изображение чёрта. Кстати, одна из боковых пристроек храма, являющаяся церковью, посвящена именно Василию Блаженному.
До конца XVI века в соборе хранилась государственная казна. В XVII веке, после изгнания поляков из Москвы, храм продолжал совершенствоваться в духе тогдашних церковных нововведений. Так, купола были покрыты специальными керамическими изразцами — их мы можем видеть и сегодня. Кроме того, к собору приросло несколько боковых пристроек, а внешние и часть внутренних стен были расписаны различными религиозными образами.
В таком состоянии Храм Василия Блаженного дошёл до XX века. Последнее изменение произошло в начале 30-х годов, когда к собору был перенесён убранный с Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Сегодня в соборе каждое воскресенье проводятся богослужения Русской православной церкви, а само строение, подобно Лувру, называют «шрамом на лице Москвы».
Источник: vseikony.ru