Красивейший шедевр архитектуры в составе Московского Кремля — Сенатский дворец возведён повелением Екатерины II в 1776-87 гг. по проекту М. Ф. Казакова. Первоначально здание предназначалось для проведения заседаний сената — после переезда из Санкт-Петербурга в Москву в новом сооружении были размещены его дворянский и судебный департаменты. В наши дни во дворце расположилась рабочая резиденция Президента РФ.
С трёх сторон величественное здание на момент завершения строительства окружали Арсенал, Вознесенский и Чудов монастыри. В настоящее время окружающий ландшафт вокруг здания Сената в Московском Кремле изменился — от прежних времён сохранился только Арсенал. В центральный двор посетители попадают через Сенатскую площадь сквозь триумфальную въездную арку.
При взгляде сверху Сенатский дворец представляет собой равнобедренный треугольник с центральным 4-этажным и двумя вспомогательными 3-этажными корпусами. Внутри корпусов имеются три двора — центральный (большой) и два малых. Со стороны Красной площади мы можем полюбоваться только округлыми куполами дворца, так как весь его фасад полностью закрывает кремлёвская стена.
Проект Большого Кремлёвского дворца
Дворец в Кремле
Дворец на территории московского Кремля построен по указу Екатерины II для заседаний Правительственного сената, отсюда и название. Для строительства императрица пригласила молодого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова, который возвел здание в традициях классицизма – нового архитектурного направления, вытеснившего барокко.
Строительство продолжалось 10 лет (1776-1787гг.), отделка внутренних помещений закончена в 1790 году. Место, выбранное для здания, оказалось не очень удобным. Фасад вытянут между Никольской и Сенатской башнями, архитектору пришлось потрудиться, чтобы органично вписать новый дворец в ансамбль московского Кремля.
По велению Екатерины II
Своим появлением Сенатский дворец обязан Екатерине Великой. Для строительства здания, которое предназначалось для заседаний Правительственного сената (собственно, отсюда и название дворца), императрица выкупила у князей Барятинских и Трубецких их земли на территории Кремля и упразднила монастырские подворья.
Участок, отведенный под строительство, имел треугольную форму и был неудобным для застройки. На рассмотрение императрицы было представлено два проекта. Автором одного стал молодой архитектор Матвей Федорович Казаков, автором второго – Карл Бланк.
Почему лучше не строиться в 2021 — 2022 г. Проблемы строительства. Строительство из бревна.
Екатерина одобрила проект Казакова, согласно которому будущая постройка представляла собой равнобедренный треугольник со срезанными углами, украшенными триумфальными арками. Главным композиционным акцентом архитектор сделал ротонду, увенчанную куполом, которая возвысилась над Кремлевской стеной. Согласно задумке автора, дворец должен был стать символом гражданских идеалов, законности и правосудия. Воплощение этой символики он видел в классическом античном стиле.
Строительство Сенатского дворца началось в 1776 году и продолжалось более 10 лет – до 1787 г. Внутренняя же отделка и вовсе была завершена только в 1790 году.
Здание Сената стало самой крупной реализованной работой Казакова. По окончании его строительства архитектора наградили очередным чином, бриллиантовым перстнем, и назначили ему хорошую пенсию. Кроме того, императрица пожаловала для супруги Матвея Федоровича собственные перчатки.
Архитектурные особенности здания
Казаков хотел, чтобы дворец символизировал гражданские идеалы, законность и правосудие, что и воплотил в жизнь в форме античной архитектуры. Лаконичное здание усиливает выразительность Красной площади как главной площади Москвы.
Сенатский дворец – трехэтажная постройка в форме равнобедренного треугольника, разделенного на три равных части. Внешний периметр 450 метров, внутренний – 360.
У наружных фасадов три ризалита. Часть строения выступает за линию фасада от фундамента до крыши, придавая сооружению изящность и законченность. Ризалиты выделены пилястрами – плоские вертикальные выступы на поверхности стены усиливают архитектурную выразительность дворца.
Первый и цокольный этажи рустованы, отесанная лицевая поверхность камня в рустовке подчеркивает монументальность и объем здания, углы которого срезаны и обработаны ризалитами. Отделка фасада – ритмичное чередование пилястр и лопаток.
Дворец венчает большой зеленый купол, расположенный по вертикальной оси Красной площади, который подчеркивает ее красоту. Центр фасада в виде триумфальной въездной арки, ведущей во внутренний двор, декорирован строгим портиком.
Сенатский дворец и время
За 200 лет Сенатский дворец – свидетель разнообразных государственных событий.
На вершине купола красовалась позолоченная скульптурная группа Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В 1812 году по приказу Наполеона, во власти которого оказался дворец, статую отправили в Париж в качестве трофея. Вскоре на купол установили столб с императорской короной и надписью «Закон». В отремонтированном Сенатском дворце разместили судебные органы.
До 1865 года здание занимало архитектурное училище. С приходом к власти Советов на место столба установили флагшток с флагом СССР, а дворец переименовали в первый корпус рабоче-крестьянского правительства.
В 1918 году в корпусе устроили апартаменты вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина. В 1920-е годы в здании заседало правительство страны Советов.
Здесь вручали государственные премии и награды, устраивали партийные пленумы и заседания Политбюро КПСС, а также заседал Совет министров Советского Союза.
Сегодня в Сенатском дворце находится резиденция Президента страны и рабочие кабинеты помощников. С 25 декабря 1991 года здесь установлен флаг Российской Федерации, который позднее заменили президентским штандартом.
В том же году началась реставрация строения. В залах восстановили старинные горильефы, лепной декор, карнизы, фризы и капители. До наших дней в неизменном виде дошли лишь фасады и два уникальных зала – Екатерининский и Овальный.
Утерянное за предыдущие века мастерски восстановлено в 1994-1996 годах. Возрожденные залы Сената, созданные практически заново в духе казаковского времени, вызывают восхищение.
Moscow.org городской портал Москвы
Все фотографии |
Как добраться до Сената: ст. метро Александровский сад, Боровицкая, Театральная.
Сенат или Сенатский дворец – здание, построенное архитектором Матвеем Казаковым на территории Московского Кремля в 1776-1787 годах. Сенат строился по заказу императрицы Екатерины II. Это сооружение в стиле классицизма, который по мнению архитекторов того времени, максимально полно отображал величие в архитектуре.
Предназначалось оно для размещения Правительствующего сената – высшего органа государственной власти. В 19 веке Сенат называли «зданием для присутственных мест». В первые годы после революции 1917 года здесь размещался кабинет Ленина. Позднее здание Сенат стали называть зданием Правительства СССР, а сейчас это рабочая резиденция президента РФ.
В 1760 годах в России по инициативе Екатерины II проводился ряд административных реформ. Ранее единый Сенат разделили на департаменты, и два из них: судебный и ведающий правами дворян перевели из столичного Санкт-Петербурга в Москву.
В 1776 году казна выкупила у князей Барятинских и Трубецких их дворы, располагавшиеся на территории Кремля, чтобы на их месте построить здание для новых департаментов. Надо сказать, что участок для строительства был не очень удобным.
Он имел треугольную форму, и архитекторам нужно было исхитриться, чтобы вписать дворец в границы, очерченные Кремлевской стеной, Цейхгаузом и Чудовым монастырем. Рассматривались два проекта – архитекторов К.И. Бланка и М.Ф. Казакова.
Лучшим показался вариант Казакова, а Бланка назначили консультантом строительства. Работы по возведению Сената начались в 1776 году. Средств на строительство не жалели. Простые рабочие получали от 10 до 36 рублей – по тем временам очень большие деньги. Руководил процессом Матвей Федорович Казаков, проявляя при этом самоотверженность и даже рискуя жизнью.
По сохранившимся воспоминаниям, проект считался чересчур необычным и смелым, что пугало даже опытных строителей. Однажды, когда купол здания был готов, и осталось только снять леса, рабочие отказались это делать, опасаясь, что купол рухнет, так как держался он на прослойке из одного кирпича. Чтобы доказать надежность конструкции, Казаков сам взобрался на крышу.
В 1787 году здание было построено, а в 1790 году завершились отделочные работы. Императрица осмотрела здание, и осталась довольна результатом. В благодарность за работу она пожаловала архитектору пожизненную пенсию в размере 2 400 рублей.
По замыслу Казакова здание Сената должно было символизировать идеалы законности и правосудия, поэтому он обратился к традициям античной архитектуры. Треугольное в плане, строение уравновешено двумя симметричными боковыми корпусами. По масштабу и высоте Сенат гармонично сочетается с соседствующим зданием Цейхгауза (Арсенала). Все три фасада украшены триумфальными арками.
Главная арка обращена на Сенатскую площадь. Арка оформлена ионическим портиком с четырьмя колоннами и фронтоном. Купол Сената был украшен конной статуей Георгия Победоносца, но в 1812 году по приказу Наполеона ее сняли и вывезли во Францию. Первый и цокольный этажи здания рустованы (обработка поверхности, имитирующая каменную кладку), углы срезаны и оформлены ризалитами (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания).
Внутреннее оформление Сенатского дворца не менее примечательно. Центральным помещением является Купольный зал, предназначенный для заседаний дворянства. Зал имеет круглую форму, потолок выполнен в виде красивого купола. Подняться в зал можно по Шохинской лестнице, украшенной торшерами и скульптурами Фемиды.
Лестница отделана мрамором и гранитом, перила изготовлены из ценных пород дерева. Высота зала до купола составляет 29 метров, диаметр — 24,7 метров. В купольной части устроены 24 световых окна. Простенки между окнами заполнены гипсовыми медальонами с барельефами с изображениями русских князей и царей. В простенках между колоннами располагаются 18 горельефов на тему законности, правосудия и просвещения.
Первоначально купольный зал называли Белым залом. А 1856 году в Сенат переехал судебный департамент, и зал переименовали в Екатерининский. Кроме того, до 1865 года в здании Сената размещалось Московское дворцовое архитектурное училище.
До 1917 года купол Сената был увенчал столбом с императорской короной и надписью «Закон». В годы советской власти столб демонтировали, а вместо него установили флагшток с государственным флагом. 25 декабря 1991 года вместо флага СССР на флагшток подняли флаг Российской Федерации, а в 1994 году его сменил штандарт президента России.
После революции 1917 года столицу перенесли в Москву, и в здании Сената разместился Совет Народных Комиссаров РСФСР. С 1918 по 1922 году в здании работал и жил Ленин. При советской власти Екатерининский зал переименовали в Свердловский, и в нем проходило вручение правительственных наград, Ленинских и Государственных премий, проводились Пленумы и заседания Политбюро ЦК КПСС.
В 1955 году после долгого перерыва для открыли бывший кабинет Ленина – в нем разместился музей. Коллекция музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» насчитывала более 40 000 единиц хранения. Это был один из самых посещаемых музеев Ленина в СССР, за годы существования его посетило более 2 миллионов человек. В 1994 году коллекцию передали в Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».
В 1992-1995 годах здание реконструировали под резиденцию президента РФ. В ходе реконструкции представительские кабинеты оформили в стиле 19 века.Исторические интерьеры сохранились только в круглом и овальном залах дворца. В настоящее время президентская резиденция в Сенатском дворце разделена на деловую и представительскую части. В деловой части располагаются рабочий и представительский кабинеты президента; кабинеты помощников, зал заседаний Совета Безопасности и президентская библиотека. В разных залах дворца проводятся официальные и торжественные мероприятия с участием президента, такие как вручение государственных наград, переговоры, встречи с послами и главами иностранных государств.
1776 г. – началось строительство Сената 1787 г – строительство Сената завершено 1790 г. В Сенатском дворце завершились отделочные работы 1856 г. — в Сенат переехал судебный департамент 1917 г. — в здании Сената разместился Совет Народных Комиссаров РСФСР 1918-1922 г.г. — в здании работал и жил Ленин 1992-1995 г.г. — здание реконструировали под резиденцию президента РФ
Кабинеты дворца и их хозяева
Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.
Императорские кабинеты
После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.
Кабинет Ленина
В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.
Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.
Кабинет Сталина
В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.
Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.
Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.
«Безликий» кабинет Хрущева
В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.
Кабинет Брежнева
Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.
На столе – знаменитые рогатые часы, которые появлялись на снимках фотохроники ТАСС.
В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.
Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.
Кабинет Горбачева
Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.
Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.
Кабинет Ельцина
Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.
Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.
После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.
Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.
31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.
XIX –XX века
В 1812 году Сенатский дворец стал местом дислокации французской армии. Размещаясь в его помещениях, солдаты выбрасывали все, что им мешало, в том числе и государственные архивы, прямо в ров — за крепостную стену. Пострадала от рук временных обитателей и отделка залов и комнат дворца.
При восстановлении Москвы после пожара, которым сопровождалось отступление наполеоновского войска, начался и ремонт Сенатского дворца. Завершились ремонтные работы только к 1856 году, после чего в здании были размещены органы местного самоуправления: Окружной суд, Судебная палата, Межевая канцелярия и другие. Сам же дворец стал называться зданием Московских судебных установлений. На куполе здания был установлен символ императорского правосудия в виде столба с короной и надписью «закон».
Несколько лет, вплоть до 1865 года в помещениях дворца также находилось ремесленное училище.
После смены власти в стране, вместо столба с короной на куполе дворца появился флагшток с флагом СССР. В самом же здании разместились Совет народных комиссаров и Всероссийский центральный исполнительный комитет. В марте 1918 года сюда же переехал и вождь молодой страны Владимир Ленин. Для него устроили квартиру на третьем этаже (ранее в ней проживал царский прокурор).
В годы правления Сталина в Сенатском дворце была сделана первая перепланировка: стены обшили дубовыми панелями, установили новые двери. В период Великой Отечественной войны в здании Государственный Комитет Обороны, аппарат Президиума Верховного Совета СССР и Совет народных комиссаров. В 70-гг. XX века во дворце размещались кабинеты Генерального секретаря ЦК КПСС и сотрудников Общего отдела ЦК КПСС, комната отдыха, малый кабинет, приёмная, Ореховая комната, зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора Общего отдела ЦК КПСС.
В 1985 году во дворец переехал М. С. Горбачев, а спустя несколько лет и Б. Н. Ельцин. 25 декабря 1991 года советский флаг на куполе был заменен российским, а затем президентским штандартом. Тогда же началась реставрация здания. Исторические интерьеры сохранились в Овальном и Екатерининском залах, остальные помещения были восстановлены в соответствии со стилем Матвея Казакова.
Интерьеры резиденции Президента
Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.
- рабочие кабинеты
- зал заседаний Президентского совета
- библиотека
- помещения Совета Безопасности
Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.
Рабочий кабинет Президента
Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.
Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.
В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.
Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.
В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.
Библиотека президента
Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.
Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.
Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.
Зал заседаний Совета безопасности
Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.
Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.
Представительский кабинет президента
За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).
Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.
Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.
Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.
Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.
Интерьеры дворца
Со времен Екатерины II во дворце сохранился Овальный зал, который служит сейчас Представительским кабинетом президенту. Классические полуколонны и сочетание салатового и белого цветов органично вписываются в общий интерьер дворца. Выделяется большой малахитовый камин, украшенный зеркалом с большими бронзовыми часами и канделябрами.
С 1918 по 1922 годы в Сенатском дворце жил и работал Владимир Ленин. После смерти его рабочий кабинет на долгое время законсервировали, а в 1955 открыли на этом месте музей. Он пользовался невероятной популярностью у жителей СССР. Но в 1994 было принято решение перевезти музей в «Горки Ленинские», чтобы освободить место для рабочей резиденции президента.
Воссозданный рабочий кабинет Ленина. (wikipedia.org)
Екатерининский зал Сената
В углублении внутреннего двора – Купольный зал Сената. Это главный зал Сенатского дворца – огромный Екатерининский зал. Архитектор назвал его ротондой. Круглый зал диаметром 25 метров и высотой 27- один из обширнейших залов Москвы, поражает соразмерностью, яркими деталями и строгими формами купола.
Во времена Екатерины II здесь заседало дворянское собрание. Вертикаль зала подчеркивают 24 беломраморных колонны, расположенные по периметру с небольшим отступом от стен и перекрытиями в виде арочных оконных проемов.
Высокие стены Купольного зала прорезаны двумя ярусами окон и украшены барельефами, прославляющими Екатерину Великую.18 панно работы Гавриила Замараева на аллегорические сюжеты Державина, помещенные в простенках между колоннами, отражают государственную деятельность императрицы и прославляют законность, правосудие и просвещение.
Простенки между окнами заполнены гипсовыми медальонами с изображением русских князей и царей. Свод купола украшен кессонами: углубления дополняют воздушность зала. Белый и голубой цвета дополнены золотыми фрагментами.
Зал предназначен для проведения совещаний и встреч с участием президента. В апреле 1996 года в Екатерининском зале заседала «восьмерка» стран. Встреча проходила на высшем уровне по вопросу ядерной безопасности.
В зал ведет Шохинская лестница, отделанная мрамором и гранитом. Основание лестницы украшают два торшера, пролеты – скульптуры богини правосудия Фемиды.
Залы резиденции
Здесь несколько залов:
- Голубая гостиная с бело-золотой мебелью.
- Зал аудиенции выполнен в светлых тонах с позолотой, украшен портретами российских императоров.
- Банкетный зал завершает анфиладу представительских залов. Выдержан в светло-желтых и голубых тонах. Мебель в зале создана по чертежам XVIII века.
- В Каминном зале проводятся совещания и подписываются государственные документы.
- В Столовой проходят неофициальные завтраки и обеды, а также рабочие встречи президента России с руководителями государства.
В здании Сената «Старина» и казаковские интерьеры соседствуют с современными коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими эффективную работу руководителя государства. В ситуационный центр стекается информация из уголков России и всего мира.
Кабинет В. И. Ленина
Сенатский дворец во все времена был местом размещения государственных деятелей. После революции в его стенах находился кабинет вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. После его смерти резиденцию на длительный период опечатали и закрыли для посещения, но при этом оставили в полной неприкосновенности.
В 1955 г. кабинет был открыт в качестве музея и соседствовал с залом, где располагалось Правительство СССР. Коллекция на тот момент насчитывала более 40 тыс. экспонатов. Музей был одним из самых популярных мест данной тематики и принял в своих стенах более 2 млн посетителей.
В 1994 г. началась реконструкция здания Сената по распоряжению Правительства РФ. Это было связано с размещением в нем резиденции нового президента. Коллекция музея была перенесена в музей-заповедник «Горки Ленинские», где была воссоздана точная копия кабинета вождя.
Источник: xn—-8sbfg9aeoeatxf2j.xn--p1ai
Сенатский дворец
Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени неоклассическом стиле.
По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при советской власти во дворце располагался кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Совета министров СССР. В наше время Сенатский дворец является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».
Резиденция Президента России
Резиденция Президента России в Сенатском дворце состоит из деловой и представительской частей. Деловая часть включает в себя рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, президентскую библиотеку. Рабочий кабинет президента находится в центре деловой части резиденции.
Библиотека президента расположена в ротонде третьего этажа северо-восточной части здания Сената. Легкое купольное перекрытие ротонды образует систему из четырёх арок, которые делят помещение на части. Зал заседаний Совета Безопасности находится в рабочей зоне Сенатского дворца. Гербовый (Посольский) зал открывает анфиладу представительских помещений Сенатского дворца.
В его декоративном оформлении главенствует герб России (отсюда и название зала — Гербовый). Другое наименование зала, Посольский, отражает его предназначение — для приема президентом послов иностранных государств. Представительский (парадный) кабинет размещается в Малом, или, как его называл архитектор Матвей Казаков, Овальном зале Сенатского дворца.
Здесь проводятся встречи президента России с главами иностранных государств, переговоры. Екатерининский зал — главный зал Сенатского дворца Кремля. В Екатерининском зале проходят официальные и торжественные мероприятия с участием президента, в частности, церемонии вручения государственных наград.
Архитектура
Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами.
Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов Москвы.
Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию — здесь проходят все главные официальные мероприятия с участием президента. В Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Её основание украшают два торшера, а пролёты — скульптуры богини правосудия.
Лестница отделана мрамором и гранитом, перила — ценными породами дерева. Высота зала до купола — 29 м. В простенках между колоннами установлено 18 горельефных панно работы скульптора Д. Замораева. В аллегорической форме они отражают государственную деятельность Екатерины II, прославляют законность, правосудие, просвещение — идеалы передовых людей того времени.
С наружной стороны на вершине купола была установлена скульптурная конная группа, изображавшая Георгия Победоносца (герб Москвы). В 1812 г. её разрушили наполеоновские войска. После ремонта здания в 1856 году в нём поместились судебные учреждения, купол до 1917 года был увенчан столбом с императорской короной и надписью «Закон», что было эмблемой царской законности.
При советской власти столб с короной демонтировали, а вместо него на вершине купола был установлен флагшток, на котором развевался флаг СССР. 25 декабря 1991 года флаг СССР был спущен и поднят флаг Российской Федерации. Впоследствии он был заменен на президентский штандарт Российской Федерации.
Источник: dic.academic.ru
Сенатский дворец — место работы президента и вручения наград
Знаменитый Московский Кремль славится многими своими архитектурными шедеврами. Потому и спешит посетить его каждый турист, приехавший полюбоваться величественной российской столицей и остановившийся в любом из ее гостеприимных отелей или мини-гостинице. Однако наиболее ярким, выдающимся памятником архитектуры казаковской эпохи можно по праву назвать Сенатский дворец, который именовали еще Зданием судебных установлений. В нем соблюдены классические пропорции треугольного здания, а также использованы два огромнейших купольных перекрытия. Внутреннее убранство помещения производит на каждого посетителя неизгладимое впечатление.
Сенатский дворец: описание
Под возведение дворца был выделен земельный участок, который и определил его необычную планировку. Здание выполнено в форме треугольника, внутренний двор разделен двумя корпусами на три равные части.
Перед аркой находится купольная центральная часть дворца. Ротонда окружена колоннадой и увенчана огромным куполом. 24 окна придают ей схожесть с храмом. Сенатский дворец возвышается над стенами Кремля и является дополнением уникального ансамбля Красной Площади.
История строительства дворца
Во времена правления Екатерины в России появилось немало величественных дворцовых построек и усадеб. Один из дворцов императрица повелела поставить в самом сердце Москвы. Он был необходим для проведения заседаний Правительствующего сената.
Сенат имел статус высшего органа государственной власти в стране, он подчинялся непосредственно императору, и его члены также назначались государем. Такая традиция родилась во времена Петра I, который и стал учредителем первого Высокого сената.
При Екатерине II сенат был разделен на 6 департаментов, которые ведали правами дворян, внутренними, политическими, военными и морскими делами, а также решали судебные вопросы. Кроме того, члены сената управлял губерниями, находившимися на особом положении — Малороссией, Лифляндией, Эстляндией, Нарвой и Выборгской губернией. Во времена правления Екатерины II сенат много раз реформировался, и императрица то наделяла его новыми правами, то отнимала их.
Возведение здания для резиденции высшего государственного органа было крайне ответственным делом, поэтому Екатерина II поручила подготовку проекта двум именитым российским зодчим — Матвею Федоровичу Казакову и Карлу Ивановичу Бланку. Чтобы расчистить площадку для строительства, императрица совершила сделку с князьями Барятинскими и Трубецкими и выкупила у них земельные участки в Кремле.
Выбор Екатерины II пал на проект, подготовленный М.Ф. Казаковым.
Талантливый архитектор умело вписал будущую постройку между стеной кремля, территорией Чудовой обители и Цейхгаузом. Он решил возвести новое здание в традициях классицизма, который тогда только входил в моду и постепенно вытеснял пышное барокко. К.И. Бланк тоже не остался без работы. Чтобы использовать его большой практический опыт, императрица назначила этого архитектора консультантом по строительству Сенатского дворца.
По ряду причин строительные работы растянулись более, чем на 10 лет — их завершили к 1787 году, а отделка помещений внутри дворца была закончена в 1790 году.
Сенатский дворец со стороны Ивановской площади
Немного истории
Когда был построен Сенатский дворец? Московский Кремль был дополнен этим проектом по указанию императрицы Екатерины II «для прославления российской державы». Изначально здание предназначалось для административных целей. Поначалу тут размещались госучереждения и проводились торжества для дворянства и знати.
В XIX веке дворец называли «здание присутственных мест», поскольку в нем находились городские органы админуправления и судебные органы.
После Октябрьской революции в нем находился кабинет В.И.Ленина. Позже Сенатский дворец Кремля являлся резиденцией Министерств ССР.
С конца 1991 года здесь размещается резиденция правительства России, а в 1995 году впервые за 200 лет началась генеральная реставрация здания, которая длилась более двух лет. Кропотливо восстанавливали убранство помещений и комнат, мебельную обивку, канделябры, светильники, люстры.
После реставрации купол дворца, как и в былые времена, вновь стала украшать статуя Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия.
Пройдемся по самым известным залам и помещениям этого величественного памятника архитектуры.
Резиденция Президента России
Поскольку свой рабочий день глава государства начинает и завершает именно в Сенатском дворце, то все занимаемые им помещения условно можно разделить на две категории: представительские и деловые. В деловой сектор вошли: два кабинета (рабочий и предназначенный для деловых встреч Овальный зал), кабинеты помощников, зал, в котором проходят заседания Совета Безопасности, библиотека.
Анфилада представительской части открывается Гербовым или Посольским залом. Тут проходят встречи главы государства с послами других стран. В оформлении на первом месте — герб Российской Федерации. Парадная часть переходит в деловую через Овальный зал. Следующее по значимости помещение — Екатерининский зал для масштабных мероприятий.
Тут Президент лично вручает государственные награды.
Екатерининский зал
Зал-ротонда или Екатерининский зал сразу поражает своими размерами. Он имеет больше двадцати метров в диаметре и почти тридцать метров в высоту.
«Огромный», «величественный», «монументальный» — как только его не называли. Сама идея исполнения зала — масштабность, тройственное освещение, пропорциональность и соизмеримость отдельных частей — производит поразительное впечатление. Устройство огромного закругленного свода подчеркивает эстетику классицизма.
Белые и голубые цвета гармонично перекликаются с позолоченными фрагментами, являются классическим завершением целостности картины.
Главный зал
Известнейшим и наиболее крупным считается в Сенатском дворце Екатерининский зал. Еще согласно описаниям, сохранившимся с 19 столетия, это помещение поражало не только своими гигантскими размерами, но и идеей выполнения. Впечатляла пропорциональность и соразмерность частей, тройное освещение, грамотно продуманная гармония пространства, а также оформление громаднейшего округлого свода. Сам архитектор Казаков называл это помещение ротондой.
Екатерининский зал ярко демонстрирует все классические признаки. По периметру размещена величественная колоннада, которая подчеркивает характер всего дворца. Поражают и размеры пространства. В высоту оно составляет 29 метров, а диаметр его достигает 24. При этом зал впечатляет строгой, лаконичной соразмерностью декоративных элементов, искусно проработанными деталями, идеальными формами купола, колоннады.
Можно с уверенностью отметить, что именно Екатерининский зал считался лучшим парадным помещением 17 столетия в Москве. Оформлен он в нежных голубых и белых тонах, а также дополнен золотыми фрагментами. Особую торжественность, парадную пышность залу удалось придать при помощи шикарных беломраморных колонн, которые не только украшают его, но и оттеняют богатейший декор стен.
Особого внимания заслуживают многочисленные барельефы помещения, размещенные на синем фоне. Верхний ярус украшен искуснейшими изображениями, на которых представлены все величайшие правители Российского государства. Нижние горельефы символизируют многочисленные заслуги Екатерины Великой и представлены в античном стиле. Они и завершают целостную картину величественного архитектурного памятника.
Овальный зал
Он сохранился с «казаковского» времени, его еще называют Представительский кабинет. При реставрации мастера полностью сохранили историческую обстановку и восстановили первоначальный цветовой фон.
В зале преобладают белые цвета и салатовые оттенки, что придает ему строгости и солидности.
Малахитовый огромный камин – жемчужина Овального зала. Бронзовые часы, изделия и канделябры притягивают взор. Наборной богатый паркет является имитацией ковра, он сделан из ценных и редких пород дерева.
Кабинет и президентская библиотека
В северной части Сенатского дворца находятся административные правительственные помещения, а также кабинет президента. Внешний вид его немного претерпел изменения во времена реставрации.
Кабинет сравнительно небольшой. В ходе реконструкции рабочие постарались воспроизвести оригинальные пространственно-объемные тенденции комнаты, которые были заложены архитектором.
Идеально отшлифованные дубовые панели профессионально подогнаны. Стены имеют глубокий золотистый оттенок. Удобный и эффектный мебельный гарнитур изготовлен также из дуба. На потолке красуется строгого вида орнамент, который придает кабинету парадный вид.
Библиотечный кабинет соответствует добрым традициям классического российского строительства. Полки шкафов выполнены из древесины темных пород. Яркие плафоны и люстры оттеняют темные полки и белые стены. Общая атмосфера в помещении очень торжественная.
Архитектурные особенности
Сенатский дворец — самая крупная постройка, возведенная по проекту М.Ф. Казакова. По замыслу зодчего большое здание призвано было стать символом закона, идеалов гражданского общества и мощи российского правосудия. Именно поэтому автор проекта выдержал дворец в строгих традициях классицизма.
Проектируя высокий округлый купол, архитектор стремился сделать Красную площадь еще более выразительной. И, надо сказать, его задумка вполне удалась.
В плане дворцовое здание представляет треугольник. Два поперечных корпуса делят внутреннюю территорию на три похожие между собой части. Строгие наружные фасады обладают характерными для классицизма выступами — ризалитами, которые выделяют пилястры дорического ордера.
Цоколь дворца и его первый этаж отделаны выразительным рустом, придающим зданию строгость и основательность. Оригинально выполнены и углы здания. Они срезаны и декорированы ризалитами в форме триумфальных арок. Этот же мотив находит повторение по центру трех фасадов дворца.
От Сенатской площади через триумфальную арку попадают во внутренний двор дворца. Торжественный въезд декорирован строгим портиком и треугольным фронтоном, а также оформлен колонами ионического ордера. Над этой аркой расположен купол одного из представительских помещений, которое носит название «Овального зала».
Голубая гостиная и Зал аудиенций
Гостиная находится по соседству с кабинетом. Обивку мебели гармонично дополняют гардины, они выполнены в темных синих тонах. Золотые кисти отлично вписываются в дизайн помещения и подчеркивают бело-золотое дерево мебели. Зеркальные капли канделябров придают помещению спокойствие и величие.
Рядом с Голубой гостиной расположился Зал аудиенций. Его стены увешаны рукописными портретами императоров России, пол великолепный и изысканный. Мраморный камин светлых тонов является интересной деталью интерьера. Он украшен канделябрами с изящными скульптурными группами. Светлый арочный потолок и оттенок стен гармонируют с декорированной позолотой мебели.
Обивка «бордо» разбавляет интерьер и придает ему официальности и торжественности.
Мастера при реставрации приложили все силы, чтобы до мельчайших подробностей воссоздать оригинальный Сенатский дворец. Москва гордится этим памятником старины, который является жемчужиной целостного ансамбля города.
Источник: samaraltour.ru
Строительство сенатского дворца при ком
Рабочая резиденция президента Российской Федерации в настоящее время размещается в Сенатском дворце Московского Кремля, который является памятником архитектуры XVIII века. До наших дней в совершенно неизменном виде дошли лишь его фасады и два уникальных по задумке и исполнению зала – Екатерининский и Овальный.Утерянное за все предыдущие века было мастерски восстановлено нашими современниками. Значимость проведенных в 1994–1996 годах реставрационных и восстановительных работ трудно переоценить. Возрожденные исторические залы Сената и созданные практически заново, но в духе казаковского времени, интерьеры вызывают восхищение.
Сенат строился в период с 1776 по 1787 год «по плану и под надзором» Екатерины II «ради прославления державы Российской». Перед М.Ф. Казаковым, прошедшим к тому времени суровую школу кремлевского строительства под руководством замечательного русского архитектора В.И. Баженова, стояла достаточно сложная задача. В Кремле нужно было построить такое административное здание, которое, с одной стороны, выполняло бы парадную, представительскую роль, соответствующую исторической традиции Московского Кремля, а с другой – служило бы с наибольшей пользой решению ежедневных текущих государственных дел высочайшего присутственно-чиновного учреждения.
С этой непростой задачей зодчий справляется с величайшим мастерством и тактом. Он создает великолепное монументальное правительственное здание, которое гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Кремля.
Именно этой идеей руководствовались современные архитекторы, восстанавливая старину и наполняя здание XVIII столетия новой жизнью. Реставрационные работы, проводившиеся в здании, можно назвать уникальными хотя бы на том основании, что им предшествовали обширные научно-архитектурные исследования, на основании которых мастера самых разных специальностей сумели в считанные месяцы по старинным эскизам, фрагментам интерьера, древним гравюрам спроектировать и восстановить внутреннее убранство дворца, в полном объеме сохранив уникальный образец русского зодчества.
Изначально Сенат был задуман как здание государственного назначения. Это означало, что оно было, с одной стороны, максимально приспособленным для «присутственных мест», а с другой – наилучшим образом выполняющим представительские функции государства. Все рабочие и представительские помещения Сената расположены вдоль наружных фасадов. Они удобно соединены друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру внутренних дворов. Такое расположение рабочих комнат идеально соответствует назначению здания, каковым, приспособленным под нужды государственного учреждения, Сенатский дворец был в прошлом и чем является резиденция президента теперь.
Сегодня резиденция президента, которая так удачно разместилась в историческом здании Сената, также состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает в себя ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших сотрудников, зал для заседаний президентского совета, Совета безопасности Российской Федерации, президентскую библиотеку. Представительская часть Сенатского дворца состоит из анфилады новых залов для деловых и торжественных встреч, которая протянулась от приемной Представительского кабинета президента вдоль всего главного фасада здания и выходит окнами на Кремлевский Арсенал. Именно здесь проходят важные международные встречи и протокольные мероприятия.
Поскольку многие фрагменты интерьеров Сената были утеряны, внутреннее убранство этих залов пришлось создавать заново.
К рабочей части следует отнести и ситуационный центр, куда стекается информация со всех уголков России и со всего мира. С применением последних достижений науки и техники спроектированы все системы комплекса электронной связи, находящиеся в здании.
Проведение совещаний и заседаний обеспечивают наисовременнейшие системы звукоусиления и перевода речи, а оборудованный по последнему слову техники телерадиокомплекс позволяет транслировать выступление главы государства в прямом эфире. Таким образом, Сенат после современной реставрации и реконструкции, проведенной по указу Б.Н. Ельцина в 1994–1996 годах, превратился в уникальное сооружение. В нем исключительная «старина» и казаковские интерьеры соседствуют с наисовременнейшими коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими самую эффективную работу руководителя государства. Подобного сооружения нет, пожалуй, нигде в мире.
РАБОЧИЙ КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА
В самом центре деловой части резиденции находится рабочий кабинет президента. По своим размерам он небольшой, так как при его планировке проектировщики исходили из идеи сохранения общей объемно-пространственной концепции всего Сенатского дворца, заложенной еще М.Ф. Казаковым. Мебель чрезвычайно рациональна и изготовлена из темного мореного дуба.
Стены кабинета обиты панелями из того же материала. Все здесь продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Лишь расписные под старину потолки да хрустальные, великолепной работы, люстры вносят некоторый элемент оживления во внешнюю строгость обстановки. А геометрический орнамент, выполненный в светлой, бело-золотистой гамме, в сочетании с изысканной мебелью придает рабочему месту президента особую парадность и красоту. Люстры, как бы завершающие все декоративное убранство, украшены бронзовыми медальонами с гербами России и своей строгостью гармонируют со всей рабочей обстановкой главного рабочего помещения резиденции президента России.
В центре комнаты – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор, изготовленный современными умельцами из уральского малахита. Над письменным столом – герб Российской Федерации.
Справа и слева от президентского стола – флаг Российской Федерации и штандарт президента. Ближе к окну – еще один стол, для проведения переговоров. Это удобное место не только для работы президента, но и для деловых встреч и совещаний с его ближайшими помощниками.
Особое внимание привлекают к себе книжные шкафы. Являясь непременным атрибутом любого кабинета, в данном случае они выделяются уникальным подбором книг, постоянно находящихся здесь и очень часто используемых в работе. Это и собрания сочинений видных русских историков, философов и юристов: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.Ф. Кони, и многочисленные словари.
В первую очередь – это уникальные энциклопедические, снискавшие себе мировую известность: «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», а также толковые, мифологические и другие справочные издания, включая Большую Советскую Энциклопедию.
БИБЛИОТЕКА ПРЕЗИДЕНТА
Отдельно от кабинета, но тут же в здании резиденции, оборудована большая библиотека президента Российской Федерации. Она находится в живописной круглой ротонде на третьем этаже северо-восточной части здания Сената. В свое время М.Ф. Казаков планировал этот уютный небольшой, круглый в плане, зал под рабочие кабинеты.
Во время последней реконструкции здания Сената в целом архитектурное убранство ротонды было воссоздано в прежнем виде. Оно включает в себя легкое купольное перекрытие и систему из четырех арок, которые симметрично делят помещение. При оборудовании библиотеки архитекторы и художники сохранили казаковский замысел и воссоздали ту мебель, которая была характерна для дворцовых библиотек середины XVIII столетия. В свое время именно так – застекленными шкафами темного дерева – была заставлена знаменитая библиотека Румянцевского музея в доме Пашкова.
Задача современных мастеров и дизайнеров состояла не в том, чтобы возобновить в ротонде старинный облик помещений во всех его мельчайших подробностях, но попытаться воссоздать дух казаковского времени. В результате интерьер библиотеки повторяет лучшие традиции оформления дворцовых библиотек, строившихся два столетия назад в Москве и Санкт-Петербурге. В библиотеке собраны книги, необходимые для работы. Это энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания. Помимо энциклопедических собраний, когда-либо выпускавшихся в России, шкафы заполнены сборниками законодательных актов как дореволюционной, так и современной России.
Здесь – и наиболее известные книги по истории Российского государства, многочисленные красочные альбомы и наиболее подробные монографии по истории Московского Кремля.
Отдельной частью коллекции президентской библиотеки являются книги с дарственными авторскими посвящениями президенту России.
Как особо ценный экспонат в библиотеке хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации. Именно на нем президенты России приносили присягу во время торжественных церемоний вступления в должность в Кремле.
Рядом с рабочим кабинетом президента расположен еще один зал, привлекающий внимание своим художественным исполнением. Это зал заседаний Совета безопасности. Основным формирующим элементом его декора явились строгие торжественные пилястры, изготовленные из темно-серого мрамора, эффектно декорированные позолоченными капителями.
Оформление торцевых стен зала необычно и очень оригинально. Стены украшает замечательный по исполнению и замыслу, поражающий своими размерами гобелен ручной работы. В рисунке этого произведения искусства отражена символика Российского государства, неким символическим художественным кодом переданы многие важные эпизоды из русской истории.
Хотя этот и многие другие гобелены в резиденции современной работы, в них в полной мере сохранилась стилистика оформления казаковского Сената. Создателем такого необычного оформления является замечательный художник России Н.В. Мурадова, чьи работы сегодня по достоинству оценены и представлены во многих музеях мира. Выполненный художницей гобелен для резиденции президента считается одним из лучших.
ОВАЛЬНЫЙ ЗАЛ СЕНАТА
Кроме рабочего кабинета президента в резиденции, в одном из самых красивых ее исторических уголков, находится Представительский кабинет президента, который оформлен более нарядно и торжественно, чем все другие рабочие помещения. Разместился он в Малом, или, как его называл М.Ф. Казаков, Овальном зале Сенатского дворца. Когдато здесь проходили заседания президиума правительства, теперь это место проведения самых важных встреч президента с главами иностранных государств, переговоров, вручения государственных наград.
Овальный зал был задуман архитектором в самом центре лицевого фасада над главным въездом во двор и служил связующим звеном между двумя частями здания. По замыслу зодчего, это был второй по значению парадный зал Кремля. Его прекрасный купол завораживает и неизменно приковывает к себе внимание всех посетителей.
По рисункам старых мастеров выполнены три прекрасные хрустальные люстры, которые не только превосходно дополняют интерьер парадного зала, но и в значительной степени украшают его. Уже сами по себе они являются произведениями искусства. Рисунки люстр выполнялись по сохранившимся в архивах рисункам М.Ф. Казакова, а сами светильники производились в лучших европейских мастерских по реставрации и изготовлению художественных изделий из металла.
Сегодня зал полностью восстановлен во всей своей первоначальной красоте. Был воссоздан «казаковский» цвет стен – благородный бледно-салатный с белым. К счастью, сохранились практически все проектные документы XVIII века.
Именно благодаря этим чертежам, планам и рисункам удалось выявить многочисленные, вплоть до мельчайших, изменения, допущенные в оформлении зала на протяжении двух веков. После тщательного изучения архивных данных реставраторы установили, что самым серьезным изменениям Овальный зал подвергся в 1824 году. Именно тогда были сооружены вертикальные перегородки и надстроен пол третьего этажа. В результате подверглось разрушению единое художественное решение зала. «Потерялись» и многие другие элементы этого парадного помещения. Заслуга современных архитекторов и строителей состояла в том, что они сумели не только восстановить все утраченное за столетия, но и воссоздать ту неповторимую атмосферу художественной гармонии, столь характерную для творения истинного мастера.
К работам привлекались самые опытные реставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга, архитекторы и художники, владеющие уникальным опытом старинных мастеров. Сегодня даже трудно себе представить, что совсем недавно (первые по-настоящему крупные реставрационные работы проходили здесь в 1962 году) прекрасный купол Овального зала был закрыт горизонтальным дощатым перекрытием XIX столетия, а многие детали его интерьера были просто-напросто утеряны.
Камины, вошедшие в моду в России на рубеже XVIII–XIX веков, были незаменимой частью дворцового интерьера. Тогда их собирали, как правило, из глыб шлифованного натурального камня – яшмы, малахита, мрамора. Поделочные камни добывались на Урале, а мрамор привозили из Италии. Камин в Овальном зале облицован тонкими пластинками малахита, подобранными так, что естественный рисунок плавно переходит с одной пластины на другую и кажется, будто он высечен из цельного куска переливающегося разными оттенками камня.
Непременным дополнением убранства каминов всегда были часы.
Вместе с вазами, подсвечниками и канделябрами часы становились украшением и неотъемлемой частью интерьеров. Камин в Овальном зале Кремля, отделанный бронзой, дополняют большие бронзовые часы и канделябры XIX столетия.
В оформлении интерьеров дворцов в XVIII–XIX веках большую роль играла отделка полов. И здание Сената не стало исключением. Великолепный паркет Овального зала подобен ковру, он набран из десятков различных видов ценных пород дерева. Дорогостоящие наборные паркеты украшают не только этот зал, но и многие другие помещения. Они воссозданы по старинным чертежам и эскизам из ценных и твердых пород дерева совместными усилиями российских и итальянских мастеров.
В декабре 1995 года на куполе Овального зала была восстановлена знаменитая скульптура Георгия Победоносца – символа мужества и непобедимости русского народа. Она – точная копия казаковского творения.
Установление скульптурной группы явилось символическим завершающим аккордом в окончании реставрации Сенатского дворца. Ее создателями стали отец и сын В.Е. и А.В. Цигаль. Когда-то точно такая скульптура была установлена на постаменте с надписью: «Le Saint Georges place au-dessus du Senat». Всадник, символизирующий победу добра над злом, находился здесь до 1812 года.
Во время наполеоновского нашествия он бесследно исчез. Стараниями наших соотечественников прежнее оформление крыши Сенатского дворца было восстановлено. Памятник, отлитый из бронзы, возвышается над куполом Овального зала и хорошо просматривается со стороны Арсенала и Сенатского сквера. А на самой высокой точке здания – на флагштоке над Екатерининским залом – гордо развевается президентский штандарт.
С северной стороны к Овальному залу примыкает приемная Представительского кабинета. Двери, соединяющие Представительский кабинет с приемной, сделаны под старину, из темного тонированного дерева с бронзовыми накладными украшениями.
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ЗАЛ СЕНАТА
Екатерининский зал изначально, по замыслу Казакова, выделялся среди всех остальных залов. Он был задуман как памятник – апофеоз государственной деятельности русской императрицы Екатерины Великой. Исполненный в манере того времени, он напоминает сегодня всем «славнейшие» события царствования государыни Екатерины II.
Замысел зодчего был воплощен в жизнь с подобающей для екатерининской эпохи пышностью и великолепием. Восемнадцать лепных горельефов помещены в среднем ярусе ротонды, в виде которой был исполнен зал. Они прославляют законность, правосудие, просвещение – идеалы передовых людей эпохи Просвещения – и по праву считаются наиболее ярким скульптурным украшением зала.
На каждом из этих горельефов Екатерина II предстает в аллегорическом образе Минервы. В греческой мифологии Минерва – богиня мудрости, у этрусков – это богиня гор, полезных открытий и изобретений, у римлян – покровительница и изобретательница ремесел и искусств. Уже само обращение автора к римско-греческой мифологии настраивало зрителя на возвышенный и философский лад. Под каждым сюжетом – назидательная подпись, объясняющая смысл происходящих событий. Рельефы идут по кругу купольного основания зала, в хронологическом порядке описывая основные деяния великой императрицы.
Купол Екатерининского зала поражает своей легкостью и красотой. Полусфера купола начинается на уровне пола галереи, которая переходит в стену ротонды. Этим приемом зодчий зрительно поднял начало купола на более высокий уровень. Соответственно увеличилась и высота зального пространства. Дополнительно зрительный эффект высоты зала, а также легкости купола усиливался еще и тем, что Казаков дал тонкую обработку поверхности купола прямоугольной сеткой узких парных ребер.
Весь свод купола украшен кессонами. Они постепенно уменьшаются кверху. Это придает куполу замечательную глубину и легкость, создает впечатление бесконечного голубого небесного свода. Свободная постановка кольцевой колоннады создает большое пространственное и пластическое богатство интерьера. Уже в самой этой классической композиции можно угадать отзвуки характерных черт национальной архитектуры – ярусного принципа построения объемов.
Кольцо колоннады лишь на половину диаметра отстоит от стен. Это создает своеобразную геометрию зала, которая позволяет мысленно вписать в нее шар. Три ряда окон наполняют зал воздухом и светом. Днем в эти огромные трехсветные окна врывался яркий солнечный свет, заполняя все пространство зала, а вечером он освещался тысячами свечей и ламп.
Удачно выбранное сочетание цветовой гаммы зала – белое с золотом и голубым – придавало ему особую дворцовую парадность. Первоначально в центре купола находился световой фонарь, через который также проникал дневной свет. Полы зала когда-то очень давно были вымощены камнем. В XIX веке световой фонарь был заделан, каменный пол заложили деревянными плахами. Во время последней реставрации пол был оформлен наборным паркетом из восемнадцати различных пород дерева, исполненным в традициях дворцовых интерьеров XVIII столетия.
Как только закончилась отделка Круглого зала, Екатерина II пожелала его осмотреть. 1 июля 1787 года, через одиннадцать лет после начала строительства, императрица вступила под своды Круглого зала и не смогла сдержать своего восторга. «Обозревая Круглую залу Сената, – вспоминает в своих записках А.Н. Бокарев, – обратясь к Казакову, Екатерина II сказала ему: «Я не ожидала, чтобы ты так мог восхитить Меня! Так, как превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то Моего совершенного удовольствия».
Современные мастера в ходе работ 1994–1996 годов отреставрировали старинные горельефы, воссоздали в первоначальном виде гербы российских городов, лепной декор карниза, фриза, капителей, выполненных в свое время с таким совершенством и мастерством.
В ходе комплексной реставрации современные мастера стремились до мельчайших деталей воссоздать всю технологическую цепочку архитектурно-строительной и оформительской работы казаковской эпохи. Реставраторы тщательно выявляли и снимали более поздние напластования и переделки. Под многочисленными слоями штукатурки были выявлены обширные фрагменты декоративного оформления, относящегося к екатерининским временам, древние белые рельефные украшения.
После того как был снят паркет, перед современными мастерами открылся подлинный мозаичный пол с выложенной в нем датой строительства Сенатского здания. Такую же каменную мозаику удалось воссоздать в парадном холле Сената, находящемся перед Шохинской лестницей, ведущей в Екатерининский зал. И сегодня наши современники могут оценить не только гениальный замысел М.Ф. Казакова, но и мастерство современных российских каменотесов, воссоздавших великолепный мозаичный пол.
После завершения реставрационных работ Екатерининский зал обрел свой первозданный вид. Он похорошел, наполнился воздухом и светом. Восстановленный в каждой своей мельчайшей детали, он покоряет величием и замечательным изяществом отделки. Его украшением сегодня являются не только барельефы и горельефы казаковского времени, но и скульптуры современного автора.
Это бронзовые аллегорические фигуры «Россия» и «Правосудие», олицетворяющие собой обновленную Россию и новый этап в становлении национальной государственности, мастерски исполненныe скульптором, народным художником России А.А. Бичуковым. Новшеством в Екатерининском зале стал и замечательный инкрустированный паркетный пол, воспроизводящий рисунки древней каменной мозаики. В нем как бы отражается небесный свод кессонированного купола, создавая замечательное гармонично замкнутое пространство.
И сегодня Екатерининский зал резиденции президента Российской Федерации – прекрасное место для официальных государственных церемоний, вручения наград, премий, встреч на высшем уровне, других торжественных мероприятий. Уникальный архитектурно-художественный ансамбль оставляет яркое впечатление у всех побывавших здесь.
Разнообразное и богатое убранство Екатерининского зала особенно поражает после сдержанного облика фасадов Сенатского дворца, которые полностью сохранились в том виде, в каком их задумал и построил М.Ф. Казаков.
Внешний облик Сената как со стороны Ивановской площади, так и со стороны Арсенала – это прежде всего могучий фасад, закрывающий от зрителя всю сложную объемно-пространственную систему сооружения. В центре главного фасада, по его оси, Казаков поставил четырехколонный портик, обрамив им сквозной арочный проем, ведущий от Арсенала к главному залу Сената. Через эту арку осуществляется парадный въезд во двор Сената, расположенный по оси симметрии с подобной аркой Арсенала, со стороны которого и находится главный фасад, обрамленный зеленью сквера с прекрасно исполненным фонтаном. Здесь как бы неожиданно прерывается общий единообразный строй фасада, исчезает мерный ряд лопаток, разрывается колоннами линия цоколя и вводится новая тема портика с фронтоном. Портик, свободно противопоставленный всей системе членений фасада, представляется как бы врезанным в массив здания.
Главный портал с портиком, перекрывающим арку, убедительно ориентирует зрителя в глубину здания. Тонкость пластической разработки портика и его крупная форма в целом противопоставлены крупной пластике и мощи стены. Этот парадный въезд в здание логически дополнительно закреплен у М.Ф. Казакова значительным архитектурным объемом в виде купольной овальной ротонды.
Нужно отметить, что возведение купола над проездными воротами представляет собой прием, близкий к традиции возведения надвратных церквей и башен в качестве «триумфальных» въездных сооружений в монументальных архитектурных ансамблях. Блестящий знаток архитектуры античности и Возрождения, М.Ф. Казаков творчески переработал их приемы в духе дальнейшего преемственного развития архитектуры ансамбля Кремля. Триумфальная арка, над которой возвышается изящный и гармоничный купол Овального зала, открывает вид на внутренний центральный двор. По своей основной архитектурной роли он служит преддверием к Большому Круглому Екатерининскому залу Сената.
Внешний облик Сената отличается необыкновенной гармонией. Его фасад представителен и строг одновременно. Будучи ярким образцом московского классицизма, здание при всем разнообразии форм отличается четкостью линий. Это создает торжественность и строгость образа. Главный внутренний двор необычайно гармоничен.
Он подчеркивает и назначение этого здания, и его единство со всей кремлевской архитектурой. Все здесь, от каменного ковра двора и до скульптур на постаментах у парадного подъезда и старинного обрамления главного входа в здание, создает ощущение гармонии и красоты.
СЕНАТ ПОСЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕВРАТИЛСЯ В УНИКАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ. В НЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ «СТАРИНА» И КАЗАКОВСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ СОСЕДСТВУЮТ С НАИСОВРЕМЕННЕЙШИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ И СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВ.
Источник: vvprf.ru