Строительство сталинградского тракторного завода когда

17 июня 2015 года исполнилось 85 лет со дня основания Сталинградского тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску тракторов. К этому событию мы приурочили небольшой очерк об истории строительства промышленного гиганта.

НАЧАЛО ЭПОХИ

В 1920-е гг. вся страна взяла курс на индустриализацию. На заводах внедрялись усовершенствования, улучшались технологии производства, повсеместно рос объем выпускаемой продукции.

Но все-таки главный курс индустриализации был направлен на развитие металлоперерабатывающей промышленности и, как следствие – машиностроения.

Именно в это время в Сталинграде был намечен курс на реконструкцию заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»; в общей сложности в развитие промышленности Сталинградской губернии в первую пятилетку намечалось вложить 120 млн. рублей.

Однако самым важным из намеченных к строительству в Сталинграде промышленных объектов стал Сталинградский тракторный завод – первый специализированный завод в СССР и крупнейший в Европе.

Волгоградский Тракторный завод. История создания, работа и уничтожение завода

Говоря о месте расположения будущего завода, часто говорят о пустоши. Согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.

19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский — Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР – выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода:

«. Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».

Здесь стоит отметить, что в дореволюционное время в сельском хозяйстве трактора не применялись: к 1914 году в России было всего несколько десятков тракторов. На заре индустриализации производство тракторов в СССР все такое же низкое: в 1928 году советскими заводами выпущено около 1500 машин при платежеспособном спросе в 50000 тракторов. Крайне недостаточное производство приводит страну в зависимость от иностранных рынков, как в деле тракторизации сельского хозяйства, так и в части снабжения машин запасными частями. Таким образом, первостепенная цель постройки специализированного завода – освобождение от зависимости от импорта.

Кроме того, основной лейтмотив строительства тракторного завода – реализация одной из идей В. И. Ленина – о постройке «Ста тысяч тракторов для среднего крестьянина».

Городские истории. Строительство и открытие Сталинградского тракторного завода

ПОЧЕМУ СТАЛИНГРАД?

Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте – постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». На тот момент на повестке дня наиболее остро стоит вопрос выбора места строительства: обсуждаются 7-9 крупнейших городов страны (в том числе – Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), однако особенно тщательно – три-Сталинград, Таганрог и Сталино.

При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов тот говорит о необходимости строительства новых заводов «ближе к сырью»; также он говорит и о других параметрах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.

Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых – обследование завода «Баррикады») – уже через неделю пребывания – вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что «Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год. »

Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков – это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний — на берегу Волги и верхний — вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном – вот факторы, сыгравшие свою роль.

СТРОЙКА ВЕКА

12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие – жители города и крестьяне из окрестных сел.

20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе – «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.

Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки – Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан – архитектор-бизнесмен, глава собственной – достаточно крупной – проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.

В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».

Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.

Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.

В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.

Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза – перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».

Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых – озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо.

Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года – расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.

В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата – конец 1930 года. Позже дата уточняется – 15 июня 1930 года.

Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода – первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении – состоялся 17 июня 1930 года.

Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».

Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».

Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив – поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь – практически на пустом месте – разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.

Источник: www.vlg20.ru

Сталинградский тракторный завод

Сталинградский тракторный – это гордость сталинской индустриализации. Он был самым первым заводом, построенным в начале 1930-х годов, и вошел в строй тоже в числе самых первых, еще до того, как вступили в строй гиганты: Уралмаш, Челябинский, Харьковский тракторный, Краматорский завод и другие.

Как я уже говорил, Сталинградский тракторный завод был в числе самых первых вариантов плана с начала восстановления основного капитала, а потом и пятилетнего плана. Впервые предложение о строительстве завода прозвучало от Дзержинского на заседании Пленума ЦК 19 апреля 1925 года. Впоследствии завод попал в самые первые планы новостроек, и 11 ноября 1925 года Президиум ВСНХ принял решение о его строительстве.

Но дальше начались примерки и оценки того, какой трактор лучше всего производить и в каком количестве. В те времена это была немаловажная и сложная задача. Нужно было выбрать наиболее дешевый, наименее трудоемкий, наиболее мощный трактор. Рассматривалось два варианта: американский «Интернационал» и шведский «Аванс».

Второй был мощнее и надежнее, то зато более трудоемкий в изготовлении. У него был самый большой недостаток в том, что детали трактора требовали тщательной подгонки и не были взаимозаменяемыми. А первый был менее мощен и менее надежен, но зато очень технологичный в изготовлении.

В конце концов решено было выпускать трактор «Интернационал» мощностью 10 лошадиных сил по 3–5 тысяч штук в год. По первоначальному проекту завод планировалось сделать поточным на 45 % мощностей. Инженеры-проектировщики сомневались в возможности организации поточного производства[175].

Читайте также:  Что такое МВК в строительстве

Сталинградскому тракторному придавалось особенное значение, потому что он еще был одновременно первенцем советского тракторостроения. На него возлагались большие надежды. Новое мощное тракторное производство позволит совершить коренной переворот в сельском хозяйстве и сбросить экономическое господство крестьянина над Советской властью. А кроме того, все тракторные заводы Советского Союза были по совместительству танковыми заводами. Если учесть, что в 1926 году в СССР не было даже и сотни танков, то легко понять, почему за этот завод так держались.

Но определением типа трактора и производительности завода дело застопорилось. Проект не был составлен и даже было неизвестно, кто и когда за него возьмется, потому что опыта проектирования таких больших заводов в Советском Союзе еще не было. ГИПРОМЕЗ только делал первые шаги в то время. Группа инженеров под руководством Д.В. Чарнко приступила к составлению проекта.

30 марта 1926 года на заседании Главметалла был рассмотрен вопрос о конкретных мерах по СТЗ. 1 июля 1926 года Главметалл утвердил смету на строительство завода. Он должен был обойтись в 34 млн. рублей, из которых 16 млн. тратилось на оборудование завода, 12 млн. на строительство зданий и сооружений, а 6 млн. рублей на строительство жилья для рабочих.

12 июля 1926 года на пустыре возле окраины города состоялась торжественная закладка нового завода. На торжественный митинг прибыл Валерий Иванович Межлаук. Митинг посреди чистого поля, в 18 километрах от города открыл секретарь Сталинградского губкома партии Б.Г. Шеболдаев.

На месте завода была сооружена восьмигранная бетонная пирамидка, на которую Межлаук прикрепил металлическую пластину с названием завода. На этом строительные работы на площадке в 1926 году завершились.

Тогда, в 1926 году, еще не было практики образования специальных строительных организаций. Проектировку завода и его строительство вело одно ведомство – Госпромстрой СССР. То, что запланировали строить на СТЗ, для того времени было грандиозным. Площадь механосборочного цеха, где устанавливался главный конвейер завода, составляла 40 тысяч кв. метров.

Площадь литейного цеха – 28 тысяч кв. метров, кузнечного – 22 тысячи кв. метров. Эта площадь должна была быть перекрыта новейшими для того времени в СССР стальными конструкциями и забетонирована.

Завод заложили, завезли на площадку стройматериалы, построили склады, наняли рабочих, и на том строительство встало. Госпромстрой вел стройку очень медленно.

За 1926–1928 годы, то есть за три строительных сезона на стройке удалось провести только земляные работы, построить здание заводоуправления, которое, впрочем, так и осталось к моменту создания Тракторостроя незавершенным, и приступить к сооружению основных цехов. Первый начальник строительства, инженер Пономарев, который незадолго до этого был осужден за вредительство, вел работы медленно, с долгой раскачкой и низкими темпами. За сооружение Сталинградского тракторного всерьез принялись только летом 1929 года, когда Госпромстрой был отстранен от строительства, все работы переданы Тракторострою в Сталинграде. За все это время было освоено только 6 млн. рублей, то есть всего 17 % от стоимости всего строительства.

Тем временем развернулась работа над проектом завода. 1 апреля 1927 года была образована специальная комиссия под председательством наркома Рабоче-Крестьянской инспекции Орджоникидзе, которой предстояло рассмотреть вопрос о заводе, о целесообразности его строительства. По материалам работы комиссии, Совет Труда и Обороны 1 июля 1927 года принял решение строить завод, на котором должен быть освоен выпуск тракторов «Интернационал» в 10 тысяч штук в год.

Остаток 1927 года и начало 1928 года были посвящены работе над проектом завода, который был готов к 5 апреля 1928 года, когда он был внесен на заседание Главмашиностроя ВСНХ СССР. Главк утвердил проект, и строительство завода начало мало-помалу разворачиваться. Деятельность на стройке несколько оживилась. Началось рытье котлованов под основные цеха, уже размещенные на площадке будущего завода. Одновременно началась работа над технологией производства и закупка оборудования.

Казалось бы, работа пошла на лад и завод будет построен. Но в ход работы вмешались большие политические события. Весной 1928 года Сталин начал переустройство сельского хозяйства на машинной основе. В свете новых, только что возникших задач производственная программа Сталинградского тракторного завода была пересмотрена и увеличена вдвое, до 20 тысяч тракторов «Интернационал» в год. 20 июля 1928 года Политбюро ЦК приняло такое решение.

Строительство укрепили руководящими кадрами. 22 сентября 1928 года руководить Сталинградским Тракторостроем направили Василия Ивановича Иванова, бывшего балтийского матроса, бывшего до этого назначения председателем Орловского губисполкома. Когда новый директор приехал на строительство, ознакомился с проектами и ходом работ, он понял, что ни мощности запроектированного к производству трактора, ни мощности самого завода не хватит. Первым делом он занялся проработкой вопроса об увеличении мощности завода и постановке на конвейер более мощного трактора. Вопрос оказался настолько серьезным, что дошел до Политбюро и Иванов был принят лично Сталиным. Сталин очень подробно расспрашивал его о ходе работ и о том, почему он хочет производить более мощную машину:

«– Нам нужна самая лучшая машина, – ответил Иванов.

– У вас здоровые аппетиты, товарищ Иванов, – сказал Сталин»[176].

Сталин согласился с предложениями Иванова и попросил его присылать отчет о работах лично ему каждую неделю. 11 декабря 1928 года Политбюро ЦК приняло кардинальное решение: завод перепроектировать под производство трактора американской фирмы «Мак-Кормик» 15/30, мощностью до 30 л.с., с выпуском 40 тысяч машин в год[177].

Перестроечные авторы считали, что это третье по счету перепроектирование завода порождено грубыми ошибками планирования. Мол, вот вам неопровержимое доказательство о порочности и неэффективности плановой системы. Только вот нужно сказать, что это заявление совершенно не учитывает условий того времени.

Для тракторостроения самым главным условием было бурное развитие коллективного сектора сельского хозяйства, начавшееся как раз в 1927–1928 году. Подробнее об этом в следующей главе. Новые колхозы, новые зерновые совхозы-гиганты предъявили огромный спрос на машины, который не могло удовлетворить ни имеющееся советское тракторостроение, ни закупки тракторов за рубежом. Кроме того, решено было отказаться от закупок тракторов из-за их огромной дороговизны.

Именно в свете этих новых задач проект завода был кардинально пересмотрен. Здесь налицо не «ошибки» и «просчеты» планирования, а, наоборот, большая прозорливость советского планирования в хозяйстве. Пока еще не начали возводить цеха, перепроектировать завод можно было без особенных потерь и затрат.

Проект переделали в рекордные сроки. Уже 21 февраля 1929 года законченный проект был представлен в Главмашинострой ВСНХ, который его утвердил. С этого времени началось настоящее строительство Сталинградского тракторного завода. Был заключен договор о строительстве завода с фирмой «Альберт Кан», которая строила заводы Форда в США. Представителем фирмы на площадку приехал инженер Калдер, занимавший пост вице-президента фирмы.

Весной 1929 года основные земляные работы на строительстве завершились, и дело дошло до начала сооружения основных цехов завода. Главной трудностью был механосборочный цех. Металлоконструкции для перекрытия цеха заказали в США, в фирме «МакЛинтин», и они должны были прибыть только к 1 сентября 1929 года.

Калдер предложил, не дожидаясь прибытия конструкций, заложить и забетонировать бетонные башмаки под опоры ферм с крепежными анкерными болтами. Так же строили фордовские заводы, при том что сам Форд категорически не допускал никакого риска в строительстве. Тогда все вышло очень хорошо, переделали только несколько болтов, и строительство резко ускорилось. Иванов согласился с ним.

К началу сентября 1929 года башмаки и болты были забетонированы. Первый эшелон с конструкциями пришел на две недели позже намеченного срока, 17 сентября, а к монтажу приступили только 25 сентября. Первая же конструкция точно встала на свое место. Потом, когда уже стали устанавливать остальные конструкции, из 1800 анкерных болтов пришлось переделать только два[178].

Это сэкономило много времени. Монтажники сумели собрать конструкции механосборочного цеха за 32 дня вместо 163 дней по американской технологии сборки, конструкции кузнечного цеха за 52 дня вместо 182 дней и конструкции литейного цеха были собраны за 72 дня, вместо 193 дней, отведенных по технологии строительства. Монтажники работали и днем и ночью при свете прожекторов[179].

Основную часть работ на стройке выполняли бригады сезонников. Была уже середина ноября, сезон уже завершился, начались холода, и строители засобирались домой. Стройка в этот момент была в самом разгаре и бросить ее сейчас означало отсрочить пуск завода на целый год.

Уже завершались кровельные работы в механосборочном цехе, монтаж конструкций литейного цеха и кладка стен кузнечного цеха. Нужно было ускорить работу и тогда уже в начале следующего года можно будет начать монтаж оборудования. Партком предложил сезонникам работать зимой.

Они на это предложение ответили отказом и начали собираться в дорогу. Еще немного, и стройка опустеет. Нужно было срочно поправить положение. Партком предложил собрать собрание старост артелей и попробовать их уговорить. На этом собрании выступил сам Иванов.

Он не стал упрашивать и уговаривать старост, не стал угрожать. Он выложил свой главный козырь: кратко описав трудности и тяготы крестьянского хозяйства, с которыми был знаком с детства, еще до службы матросом, рассказал он, как трактор может облегчить труд крестьянина. Закончил свое выступление и вышел из худого, продуваемого ветром дощатого клуба стройки. Этот рассказ подействовал на старост. Они единодушно решили остаться на зимние работы[180].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЗАВОД №22

ЗАВОД №22 На двадцать втором заводе я проработал восемь лет. В августе 1930 года я был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтером 4-го разряда. В августе 1938 года я занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и

Сталинградский тракторный завод

Сталинградский тракторный завод В начале 1930 года на Сталинградском Тракторострое уже были собраны конструкции основных цехов. В цехах стали стеклить окна, укладывать полы, готовиться к монтажу оборудования и обучать новых рабочих.Завод уже мог принять новые станки, но

Челябинский тракторный завод

Челябинский тракторный завод На Челябинсктракторострое работы по возведению завода начались в марте 1930 года, когда 9 марта прошел первый субботник по выгрузке стройматериалов. В это время в США работает комиссия Ловина, которая договаривается о составлении проекта

Челябинский тракторный завод

Челябинский тракторный завод В новый 1931 год Челябинсктракторострой вступил с пущенным в ход опытным тракторным заводом, на котором началась сборка первого трактора ЧТЗ. Первый трактор завода был готов 15 февраля 1931 года. Его выкатили на площадку перед сборочным цехом

Челябинский тракторный завод

Челябинский тракторный завод После того как завод был в основном построен и пущен, старые строительные кадры перебросили на новые стройки. Леон Борисович Сафразьян с ЧТЗ и Павел Семенович Каган с СТЗ были направлены на строительство Ярославского автозавода. Сафразьян –

Завод в Филях

Завод в Филях Настоящее дело началось в январе 1922 года, когда представитель правительства Германии приехал к Юнкерсу в Дессау.– Наши предварительные переговоры с русскими выявили их заинтересованность в строительстве металлических самолетов в рамках военного

Сталинградский рубеж

Сталинградский рубеж 23 августа 1942 года части 6-й немецкой армии (генерал Паулюс) вышли к Волге у северной окраины города Сталинграда. Этот успех принадлежал 16-й танковой дивизии, которая, рассекая советскую оборону, совершила в течение дня 60-километровый бросок от Дона до

Глава 13 Сталинградский счет

Глава 13 Сталинградский счет Вскоре нас распределили по группам, и началось наше скитание по различным лагерям военнопленных, неизменно обнесенных колючей проволокой.За все это время я не получил никакой весточки ни от матери, ни от жены, и неизвестность относительно их

Глава 6. Сталинградский поворот в войне

Глава 6. Сталинградский поворот в войне По мысли Василевского, для нашего командования «время после победы под Москвой явилось периодом головокружения от успехов». В начале 1942 г. Сталин допустил стратегический просчет в оценке возможностей немцев, посчитав, что после

123. Американское чудо в советской степи — Сталинградский тракторный. Пошаговая стратегия Михайлова-Иванова

123. Американское чудо в советской степи — Сталинградский тракторный. Пошаговая стратегия Михайлова-Иванова — Сталинградский тракторный построили в степи в начале тридцатых с иголочки — все американское, самоновейшее; эталон. Конвейер не хуже, чем у Форда: собирала

Завод им. Н.Г. Козицкого

Завод им. Н.Г. Козицкого Современный адрес — 5-я линия В. О., 70/наб. р. Смоленки, 4.В 1853 году немецкая фирма «Сименс и Гальске» основала в Санкт-Петербурге Главные телеграфные мастерские. Эти мастерские, сменив несколько названий и адресов, к 1917 году превратились в

Часть 4 Сталинградский перелом

Часть 4 Сталинградский перелом Затишье После московского контрнаступления линия фронта стабилизировалась. Трудно зимой воевать… Обе стороны укрепляли оборонительные позиции, раны залечивали, заводы усиленно выпускали новую технику.Наши пытались наступать на разных

ЛЕСОПИЛЬНЫЙ ЗАВОД

ЛЕСОПИЛЬНЫЙ ЗАВОД По утрам взрослых уводили на работу на лесопильный завод. Он находился через шоссейную дорогу, напротив крепости. Нас, ребятишек, свободно пропускали через крепостные ворота, и мы часто бегали на завод. Видели, как работают наши родители. Возят на

Источник: history.wikireading.ru

Кто на самом деле построил Сталинградский тракторный?

Вот и не захочешь, а поневоле поверишь в конспирологию. То бишь, в наличие заговоров повсюду и везде. Как-то уж слишком кучкообразно и на один манер выплеснулись вдруг в медийное пространство огромные статьи о том, как Америка в 30-х годах прошлого века «сделала» для СССР всю индустриализацию.

Будто именно она, сердешная, построила нам крупнейшие заводы и фабрики, оборудовав их современнейшими на тот момент станками и всякими иными приборами. В том числе, и Сталинградский тракторный. Слаженно и, как по заказу, брякнули эти публикации.

Читайте также:  My house строительство домов отзывы

А, может, и впрямь – по заказу?

Рвали жилы, потому что верили!

Насчёт всей индустриализации говорить не будем – и без нас есть труды на эту тему. А вот с нашим тракторным давайте разберёмся. Говорить о том, что Америка чего-то нам построила – ересь, конечно. Государство тут не при делах. Действительную помощь оказали конкретные американские и другие иностранные фирмы.

Одной из главных является компания знаменитого предпринимателя, индустриального архитектора Альберта Кана. Это она разработала проект, по которому строился СТЗ.

Станки и оборудование поставили 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. На фото из коллекций Александра Куликова хорошо видна иностранная маркировка этого оборудования. Помогали в запуске и обслуживании его на первых порах 370 американских специалистов.

Но главными всё-таки и на стройке, и в цехах оставались советские люди. Те самые парни и девушки, мужики и бабы, не щадившие себя в тяжком труде. Всякое бывало: и кнут посвистывал над ними, и пряничком потчевали. Однако ключевым тогда всё-таки было осознание нужности дела и самоощущение себя в нём, в достижении поставленной великой цели.

Потому все привходящие обстоятельства отходили на второй план. Рвали жилы, потому что верили. И не их вина, что вера эта была потом безжалостно раздавлена и убита.

Большой вопрос: кто кому помогал

А вообще-то – большой вопрос: кто кому помогал. Если кто-то думает, что все эти поставки, проекты дарились молодой Республике просто за красивые глаза, тот таки очень и очень ошибается. Деньжищи с нас драли громадные. Тот же Альберт Кан получил за заказ, по его же признанию, два миллиона долларов. В переводе на нынешние масштабы это совершенно сумасшедшие деньги.

Не будем забывать, что в 30-х годах в Европе и Америке бушевал кризис, так называемая «великая депрессия». Миллионы безработных были выброшены на улицу. Многие из них нашли кров, работу и пристанище в СССР. Много их было и среди прибывших в Сталинград специалистов. Для них строились специальные дома с отдельными квартирами, где им помогали вести хозяйство домработницы.

Наверное, по совместительству, сотрудницы ЧК, но ведь это – дело житейское, как говорил Карлссон, который живёт на крыше. Были у американцев и свои магазины, куда наших работяг не пускали и на порог.

Надо признать, работали американцы на совесть. Многие получили даже советские награды. Франк Бруно Хоней, наладивший пружинное дело на заводе, был даже отмечен высшей наградой страны: орденом Ленина. Его превратили в своеобразную икону, превозносили в газетах, рассказывали по радио, возили по стране.

В конце концов, товарищ Хоней настолько разлакомился настигшей славой, что стал советским гражданином. И написал книгу «Я уехал из Америки», зачисленную в бестселлеры, но безнадёжно потерявшуюся во времени. Правда, жена не разделила его восторгов и, захватив детей, рванула назад, в родную Америку. Хоней пытался два раза утешиться с советскими жёнами, но оба брака потерпели неудачу.

Ай-я-я-я-я-я-яй, избили негра!

Кстати сказать, именно Хоней предупредил рабочего Роберта Робинсона, что его собираются избить. Свои же коллеги. Дело заключалось в том, что Робинсон был единственным чернокожим в колонии, а нынешней толерантности тогда не было и в помине. Предупреждение помогло мало: Робинсону всё же наваляли люлей белокожие американцы Луис и Браун. Затеялось судебное дело.

На защиту угнетённого расистами негра встала вся советская страна. Зашумели газеты, подняв волну под девизом «не допустим в СССР нравов буржуазной Америки».

В Сталинграде в августе 1930 года состоялся суд. Выступили 10 обвинителей. Процесс получил политическую окраску и транслировался по радио во всех общежитиях и бараках СТЗ. Суд приговорил Луиса и Брауна к двум годам лишения свободы, однако приняв во внимание, что «расовая вражда была привита им в силу капиталистической системы эксплуатации низших рас», заменил высылкой за пределы СССР.

Сам Роберт Робинсон вскоре переехал в Москву, работал на подшипниковом заводе, избрался даже депутатом Моссовета. Принял советское гражданство, но затем гордо отказался от него и в 1974 году покинул СССР. Такие вот случались истории – почище сериальных.

Умел выдать метафору товарищ Сталин!

Пуск тракторного завода состоялся 17 июня 1930 года. Гости собрались из многих городов и республик Советского Союза. Директор завода Василий Иванов зачитал приветствие товарища Сталина: «Привет и поздравление с победой рабочим и руководящему составу первого в СССР краснознамённого тракторного гиганта. 50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в деревне».

Ничего не скажешь, умел выдать метафору вождь трудящихся. На его приветствие тут же был дан ответ: «Пролетарии Тракторостроя — рабочие и инженеры, спаянные единой волей, дают клятвенное обещание довести начатое дело до конца. Нашими тракторами-снарядами будем взрывать остатки буржуазного мира и строить социалистическое хозяйство».

Как видим, без особых метафор, но – живенько.

Заводу присвоили имя Феликса Дзержинского. Первый опытный трактор СТЗ был отправлен в Москву. Москвичи встретили его со знамёнами, оркестрами, он торжественно проследовал к зданию ВСНХ, к Наркомзему СССР, а потом на Красную площадь и в Кремль, где проходил очередной съезд партии большевиков.

Ведь вот как много напомнили событий и всколыхнули мыслей по их поводу уникальные фотографии коллекций Александра Куликова. Сколько же пережили, сколько перестрадали наши отцы и деды! Всё вынесли, всё преодолели.

С пуском завода ничего ещё не закончилось. Наоборот, всё только начиналось. В невероятном напряжении, зачастую в невыносимых условиях завод набирал обороты. Но это – уже тема отдельного рассказа.

Источник: riac34.ru

Сталинградский тракторный завод: от идеи до воплощения

Часть вторая: Великая сталинградская стройка

Текст: Вячеслав Ященко, историк, краевед

В прошлом номере «Делового Волгограда» мы начали рассказ о перипетиях строительства в нашем городе знаменитого Тракторного завода. Сегодня — окончание этой увлекательной истории. Итак, заглянем за кулисы легендарной стройки и проследим путь, который прошла идея создания завода к своему воплощению.

Сборка узла трактора

Подвиг проектировщиков

Проектировщикам завода в своей работе пришлось пробираться сквозь тернии и скандалы. Проектирование СТЗ осуществлял коллектив Сталинградского филиала Гипромеза. Им в помощь были откомандированы коллеги из Ленинграда и Харькова. С первых же дней начались перебои с бумагой.

Помещения, где работала группа, были тесные и холодные, руководств по проектированию тракторных заводов не имелось. Первой трудноразрешимой проблемой стала «метризация трактора» — перевод рабочих чертежей с дюймовой на метрическую систему. В марте 1928 года предварительный проект СТЗ был готов. 5 апреля Технический совет Гипромеза его одобрил.

Но тут страна вступила в процесс коллективизации сельского хозяйства и потребности СССР в тракторах значительно увеличились. Совет труда и обороны нарастил требуемые от СТЗ мощности.

11 декабря в Управление СТЗ из Москвы пришла срочная телеграмма: «Приостановить закладку фундамента, завод перепроектируется на трактор мощностью 15/30 л.с.», производство СТЗ должно быть не менее 40 тысяч тракторов в год. Работу завода предлагалось планировать в две смены. Проектировщики схватились за головы. Начался очередной аврал.

Группа переехала в один из особняков, расположенных в Юшковом переулке Москвы. В гараже особняка стоял трактор «Интернационал». Его несколько раз разбирали до винтиков и вновь собирали, делая бесчисленные перерасчеты.

Несмотря на напряженную и нервозную обстановку, команда проектировщиков совершила профессиональный подвиг: в течение 28 дней они откорректировали технологические процессы, пересмотрели баланс рабочей силы, произвели расчет себестоимости трактора, породили сотни графиков и чертежей. 21 февраля 1929 года Коллегия Главмашиностроя ВСНХ утвердила эскизные технологические проекты кузницы, литейного и механического цехов.

Коллектив проектировщиков подняли на щит: об их трудовом героизме писали газеты, кроме благодарности, энтузиасты получили еще и солидную премию. Американские коллеги также внесли свой вклад в проектирование. Специалисты фирмы «Альберт Кан Инкорпорейтед» представили строительные проекты трех цехов. Опыт проектирования СТЗ позже пригодился при строительстве тракторных заводов в Харькове и Челябинске. Параллельно с проектированием шли и строительные работы.

«Детальное проектирование вести по частям и по окончании проектирования каждой отдельной части немедленно приступать к ее постройке. Постройку начать с 1 мая 1926 года», — утверждалось в Плане работы по постройке СТЗ.

Из хаоса и неразберихи вдруг чудесным образом возник организованный процесс. Но случилось это после прихода на стройку чекиста Иванова.

Энтропийные процессы

Работы по строительству СТЗ шли ни шатко, ни валко. В 1927 году при отводе под строительство 555 га земли возник жаркий спор с жителями отселяемых с этих мест сел Журковка и Спартанка, членами коммун «Рай мира» и «Мужик». Но к концу года конфликт был урегулирован переселениями и компенсацией.

Весной того же года Биржа труда отправила на великую стройку 550 рабочих, 60 из них трудились на прокладке полуторакилометровой железнодорожной ветки от завода «Баррикады» к строительной площадке СТЗ. За год были проведены нивелировочные работы на промышленной площадке, пущен трамвай, построены временная силовая станция, водопровод, складские помещения, столовая на 350 мест и деревянные бараки для рабочих. Но строительство главных объектов, предусмотренных планом 1927-1928 годов — ремонтно-механические и ремонтно-строительные цехи — даже не начиналось.

Срывались планы первой пятилетки. В течение года случались перебои с финансированием, ухудшалось снабжение стройки материалами, перестала поступать проектная документация. Фактические затраты на строительство заметно превышали сметные ассигнования. По нестройным рядам строителей СТЗ поползли слухи о консервации великой стройки.

Дисциплина рабочего коллектива падала: прогулы достигли 15-20% от рабочего времени. Работяги стали массово увольняться. Осенью 1927 года работы совсем остановились. Сталинградский губком бил в набат, отправлял в центр телеграммы и делегации. Но все безрезультатно. Сотрудники ВСНХ забыли о заветах Железного Феликса и всерьез заговорили о консервации строительства СТЗ.

В это время в управлении стройкой СТЗ царили не только бардак, но и двоевластие. Оно, как поверженный герб царизма, имело две головы, повернутые в разные стороны: Госпромстрой и Тракторострой.

Экспозиция заводских моделей разных лет у памятника тракторостроителям

ГоспромстройvsТракторстрой

В сентябре 1928 года бесхребетного начальника Тракторостроя Аркадия Ценципера сменил бывший чекист Василий Иванов. Этот напористый опытный большевик в бытность свою балтийским матросом брал Зимний дворец и воевал в Гражданскую под руководством Ворошилова, а затем громил контрреволюцию в чине следователя чека. Василий Иванович воспринял свое назначение как боевое задание.

Он со всей своей партийной требовательностью бросился в омут великой стройки: укрепил дисциплину в рядах руководителей строительства, артели переорганизовал в бригады, сам таскал доски и толкал вагонетки, возбуждая личным примером энтузиазм в рабочей массе. По всей стране Тракторострой вербовал рабочих и инженеров. Финансовые потоки вновь устремились в иссохшее русло великой стройки.

Иванов четко понимал политическую значимость скорейшего ввода в эксплуатацию СТЗ, поэтому сразу же по вступлению в новую должность вышел с инициативой максимально ускорить темпы строительства. Открытие завода он назначил на 1 апреля 1930 года. Иванова поддержали члены коллегии Главмашинстроя, Сталинградский и краевой комитеты партии.

Но категорически против выступили спецы Госпромстроя. Они пошли «в штыковую атаку». В ВСНХ полетели жалобы и предупреждения: срок неосуществимый при существующих правилах строительства, так как в зимний период строительные работы доселе никогда не велись.

В холодное время года невозможно соблюсти не только технологические требования, но и сохранить в здравии трудящиеся массы, так как зимних квартир для них нет. Самая оптимистическая дата ввода СТЗ в эксплуатацию, по мнению спецов, 15 ноября 1930 года. «Мы сторонники реальности», — определяли свою позицию госпромстроевцы. В споре возобладала политически-волюнтаристская сторона. Двоевластие было ликвидировано. Управление строительством полностью перешло к Тракторострою.

Американские инженеры с восторгом и удивлением взирали на кишащий на стройплощадке муравейник. Они впервые в жизни видели, как при полном отсутствии механизации люди возводили цеха вручную, под проливным дождем и в лютый мороз, как большей частью необразованные крестьяне точно производили заливку анкерных болтов (из нескольких тысяч болтов при установке привезенных из США металлических конструкций переделывать пришлось всего два).

Темпы строительства были действительно впечатляющи. Механосборочный цех возвели за 28 дней (вместо запланированных 163 дня), кузнечный — за 54 дня (вместо 132), литейный — за 72 дня (вместо 195). В июле 1929 года перешли на непрерывную рабочую неделю и 10-часовой рабочий день. Если в 1929 году в ударном движении участвовали десятки рабочих, то к марту 1930 года их количество уже превышало 7,5 тысяч человек.

Впрочем, в срок, намеченный Ивановым, открыть завод не удалось. Опоздали на два месяца. 17 июня 1930 года в 14-30 по местному времени под аплодисменты тысяч сталинградцев с конвейера СТЗ сошел первый трактор. С делегацией ударников его отправили в Москву.

Там он проехался по улицам столицы, проследовал по Красной площади мимо мавзолея, постоял две недели на площади Свердлова, радуя глаза депутатов XVI съезда партии, и упокоился навеки в фондах Музея революции. А вот второй трактор простоял на конвейере около недели. Для его доделки не хватало 98 деталей.

Как оказалось, в механосборочном цехе не было станков для обработки рам, головок цилиндра, распределительных валиков и корпусов коробки скоростей. Все работы пытались провести на универсальном оборудовании.

Воздвигнуть в голой степи тракторный завод по проекту Форда было делом вполне исполнимым, а вот запустить конвейер без знаний логистики и правильной организации производства оказалось задачей запредельной. Тут ударничеством и нахрапом взять «Перекоп» не удалось. Василий Иванов с расшатанными нервами и подорванным здоровьем покинул свой пост. Политиков сменили спецы.

Читайте также:  Формирование расходов в строительстве

За два года они разгадали тайны управления и организации сложным производством и запустили конвейер. Спустя три года после торжественного пуска СТЗ, наконец, выполнил план и вышел на проектную мощность.

Источник: delosmi.ru

Первый тракторный

12 июля 1926 года в Сталинграде был заложен первый советский тракторный завод. Как рождался, жил и умирал промышленный гигант СТЗ — в фотогалерее «Ъ».

12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки будущего тракторного завода. Через неделю умер революционер Феликс Дзержинский, и по просьбам трудящихся его имя было присвоено СТЗ<br></p><p> На фото: митинг в Сталинграде, посвященный строительству завода

12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки будущего тракторного завода. Через неделю умер революционер Феликс Дзержинский, и по просьбам трудящихся его имя было присвоено СТЗ
На фото: митинг в Сталинграде, посвященный строительству завода

Фото: РИА Новости

Строительство Сталинградского тракторного завода началось в 1929 году после утверждения плана первой пятилетки. Заказ на его проектирование и возведение получило бюро американского архитектора Альберта Кана. Полная стоимость контракта, включая оборудование, составляла $30 млн (сейчас — около $450 млн). Более 100 американских компаний стали поставщиками материалов и оборудования для СТЗ. Здание завода и вся его начинка были американскими. Бригадирами на строительстве работали также в основном американцы

Строительство Сталинградского тракторного завода началось в 1929 году после утверждения плана первой пятилетки. Заказ на его проектирование и возведение получило бюро американского архитектора Альберта Кана. Полная стоимость контракта, включая оборудование, составляла $30 млн (сейчас — около $450 млн). Более 100 американских компаний стали поставщиками материалов и оборудования для СТЗ. Здание завода и вся его начинка были американскими. Бригадирами на строительстве работали также в основном американцы

Фото: РИА Новости

17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод выпустил первый трактор — СХТЗ 15/30 (СТЗ-1, на фото). Он был собран на основе американской модели McCormick Deering 15/30, выпускавшейся тракторным заводом компании International Harvester в Милуоки. В честь пуска предприятия Иосиф Сталин направил его рабочим и руководству такое приветствие: «50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому социалистическому укладу в деревне»

17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод выпустил первый трактор — СХТЗ 15/30 (СТЗ-1, на фото). Он был собран на основе американской модели McCormick Deering 15/30, выпускавшейся тракторным заводом компании International Harvester в Милуоки. В честь пуска предприятия Иосиф Сталин направил его рабочим и руководству такое приветствие: «50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому социалистическому укладу в деревне»

В первые месяцы после запуска СТЗ больше простаивал, чем работал. Всего за 1930 год было выпущено чуть более 1 тыс. тракторов. В 1931 году — уже 17,5 тыс., в 1932-м — 29,6 тыс. Всего в Сталинграде выпустили 207 тыс. колесных тракторов СХТЗ 15/30 (СТЗ-1) <br></p><p>На фото: «орден верблюда» за брак на производстве у входа в один из цехов завода

В первые месяцы после запуска СТЗ больше простаивал, чем работал. Всего за 1930 год было выпущено чуть более 1 тыс. тракторов. В 1931 году — уже 17,5 тыс., в 1932-м — 29,6 тыс. Всего в Сталинграде выпустили 207 тыс. колесных тракторов СХТЗ 15/30 (СТЗ-1)
На фото: «орден верблюда» за брак на производстве у входа в один из цехов завода

Фото: Коммерсантъ / РГАКФД/Росинформ

В 1930-х «Правда» регулярно сообщала о небывалых трудовых успехах работников СТЗ, однако Большой террор не обошел завод стороной: репрессированные были в каждом цехе. В 1938 году один за другим были расстреляны сразу несколько директоров Сталинградского тракторного завода

В 1930-х «Правда» регулярно сообщала о небывалых трудовых успехах работников СТЗ, однако Большой террор не обошел завод стороной: репрессированные были в каждом цехе. В 1938 году один за другим были расстреляны сразу несколько директоров Сталинградского тракторного завода

Фото: Иван Шагин / РИА НОВОСТИ

В конце 1940 года на полях СССР работало 530,8 тыс. тракторов. Около половины из них было выпущено в Сталинграде. Но с началом Великой Отечественной войны программа производства тракторов и другой народно-хозяйственной продукции на заводе была отменена

В конце 1940 года на полях СССР работало 530,8 тыс. тракторов. Около половины из них было выпущено в Сталинграде. Но с началом Великой Отечественной войны программа производства тракторов и другой народно-хозяйственной продукции на заводе была отменена

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Производство танков Т-26 в спеццехах СТЗ начали налаживать в 1932 году, когда были разорваны контракты с американскими специалистами. Всего в Сталинграде было выпущено около 200 машин Т-26. В 1940 году началось производство танков Т-34. После потери Харьковского тракторного завода во время войны СТЗ стал главным поставщиком «тридцатьчетверок» в армию, выпуская по 200–300 танков в месяц<br></p><p> На фото: танкисты получают боевые машины на тракторном заводе и сразу отправляются в бой в августе 1942-го

Производство танков Т-26 в спеццехах СТЗ начали налаживать в 1932 году, когда были разорваны контракты с американскими специалистами. Всего в Сталинграде было выпущено около 200 машин Т-26. В 1940 году началось производство танков Т-34. После потери Харьковского тракторного завода во время войны СТЗ стал главным поставщиком «тридцатьчетверок» в армию, выпуская по 200–300 танков в месяц
На фото: танкисты получают боевые машины на тракторном заводе и сразу отправляются в бой в августе 1942-го

Фото: Георгий Зельма / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ / Георгий Зельма / Фотоархив журнала «Огонёк»

Завод был остановлен в октябре 1942 года. Там, где раньше работали цеха, теперь шли бои. Сталинградская битва завершилась 2 февраля 1943 года на территории завода сдачей в плен группировки фашистских войск под командованием генерал-полковника Карла Штрекера<br></p><p> На фото: немецкие солдаты после захвата завода в октябре 1942-го

Завод был остановлен в октябре 1942 года. Там, где раньше работали цеха, теперь шли бои. Сталинградская битва завершилась 2 февраля 1943 года на территории завода сдачей в плен группировки фашистских войск под командованием генерал-полковника Карла Штрекера
На фото: немецкие солдаты после захвата завода в октябре 1942-го

Фото: AKG Images / EAST NEWS

2 февраля 1944 года газета «Правда» опубликовала письмо Иосифу Сталину, подписанное 546 348 трудящимися города Сталинграда и Сталинградской области. Цитата: «Немцы варварски разрушили первенец Сталинской пятилетки — Сталинградский тракторный завод. Они рассчитывали, что никогда больше он не поднимется над Волгой. Но нет! Завод-воин вновь встает из руин. На заводе заново восстановлено 86 тысяч квадратных метров производственных площадей, цех за цехом встают в строй действующих, увеличивается выпуск продукции с маркой

2 февраля 1944 года газета «Правда» опубликовала письмо Иосифу Сталину, подписанное 546 348 трудящимися города Сталинграда и Сталинградской области. Цитата: «Немцы варварски разрушили первенец Сталинской пятилетки — Сталинградский тракторный завод. Они рассчитывали, что никогда больше он не поднимется над Волгой. Но нет! Завод-воин вновь встает из руин. На заводе заново восстановлено 86 тысяч квадратных метров производственных площадей, цех за цехом встают в строй действующих, увеличивается выпуск продукции с маркой «СТЗ»»
На фото: разрушенные во время боев за Сталинград здания завода

Фото: DPA / Zumapress.com / ТАСС

17 июня 1944 года на восстановленном заводе был выпущен первый после перерыва трактор СТЗ-3 (на фото), в годы Великой Отечественной применявшийся в качестве артиллерийского тягача. В 1949 году на заводе начался выпуск одного из самых массовых советских тракторов ДТ-54, применявшегося для осваивания целины. По 1979 год было выпущено почти 1 млн машин этой модели

17 июня 1944 года на восстановленном заводе был выпущен первый после перерыва трактор СТЗ-3 (на фото), в годы Великой Отечественной применявшийся в качестве артиллерийского тягача. В 1949 году на заводе начался выпуск одного из самых массовых советских тракторов ДТ-54, применявшегося для осваивания целины. По 1979 год было выпущено почти 1 млн машин этой модели

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В 1963 году на СТЗ началось производство сельскохозяйственного трактора общего назначения ДТ-75. Впоследствии он стал самым массовым трактором в отечественной истории — всего было выпущено более 2,7 млн экземпляров. В 2013 году Волгоградский тракторный завод (новое название он получил в 1961 году) отметил полувековой юбилей с начала производства ДТ-75

В 1963 году на СТЗ началось производство сельскохозяйственного трактора общего назначения ДТ-75. Впоследствии он стал самым массовым трактором в отечественной истории — всего было выпущено более 2,7 млн экземпляров. В 2013 году Волгоградский тракторный завод (новое название он получил в 1961 году) отметил полувековой юбилей с начала производства ДТ-75

Фото: Эдуард Эттингер / Фотоархив журнала «Огонёк»

Параллельно с производством сельскохозяйственных тракторов на заводе продолжали выпускать военную продукцию: в частности, плавающий танк ПТ-76 (на фото) — участник арабо-израильского конфликта с обеих сторон; активно применявшиеся в Афганистане боевые машины БМД-1 и ее дальнейшие модификации; бронетранспортер БТР-Д и другие

Параллельно с производством сельскохозяйственных тракторов на заводе продолжали выпускать военную продукцию: в частности, плавающий танк ПТ-76 (на фото) — участник арабо-израильского конфликта с обеих сторон; активно применявшиеся в Афганистане боевые машины БМД-1 и ее дальнейшие модификации; бронетранспортер БТР-Д и другие

Фото: РИА Новости

Волгоградский тракторный завод посещали высокопоставленные иностранные политики, его продукция получала золотые медали на выставках, сотрудники награждались орденами<br></p><p> На фото: кубинский лидер Фидель Кастро во время посещения Волгоградского тракторного завода в 1963 году

Волгоградский тракторный завод посещали высокопоставленные иностранные политики, его продукция получала золотые медали на выставках, сотрудники награждались орденами
На фото: кубинский лидер Фидель Кастро во время посещения Волгоградского тракторного завода в 1963 году

Фото: Сергей Смирнов / РИА Новости

В советские времена продукция завода поставлялась в десятки стран мира. На заводе строились новые цеха, внедрялись новые автоматические линии, станки с программным управлением. С распадом СССР завод начал приходить в упадок

В советские времена продукция завода поставлялась в десятки стран мира. На заводе строились новые цеха, внедрялись новые автоматические линии, станки с программным управлением. С распадом СССР завод начал приходить в упадок

Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

В 1992 году ВгТЗ был приватизирован. В 1993-м остановились пять сборочных цехов, рабочих отправили во внеочередной отпуск. С тех пор конвейер регулярно простаивал. Рабочим выплачивали зарплату с сильными задержками и не в полном объеме. Электричество на завод также подавалось не в полном объеме — из-за долгов перед энергетиками, долги предприятия росли<br></p><p> На фото: остановка конвейера из-за отсутствия узлов для сборки

В 1992 году ВгТЗ был приватизирован. В 1993-м остановились пять сборочных цехов, рабочих отправили во внеочередной отпуск. С тех пор конвейер регулярно простаивал. Рабочим выплачивали зарплату с сильными задержками и не в полном объеме. Электричество на завод также подавалось не в полном объеме — из-за долгов перед энергетиками, долги предприятия росли
На фото: остановка конвейера из-за отсутствия узлов для сборки

Фото: Эдуард Котляков / Фотохроника ТАСС

В середине 1990-х Волгоградский тракторный завод освоил производство нового гусеничного трактора ВТ-100 (на фото) и различных модификаций на его базе. В конце 1990-х завод выпускал менее 3 тыс. тракторов в год, объемы производства падали

В середине 1990-х Волгоградский тракторный завод освоил производство нового гусеничного трактора ВТ-100 (на фото) и различных модификаций на его базе. В конце 1990-х завод выпускал менее 3 тыс. тракторов в год, объемы производства падали

Фото: Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

26 ноября 2015 года на заводе собрали последний трактор. 28 декабря 2018 года арбитражный суд Волгоградской области признал ОАО «Тракторная компания ВгТЗ» банкротом. Общая сумма требований кредиторов составила почти 71 млрд руб. Военная составляющая завода перешла в ведение госкорпорации «Ростех». В настоящее время большая часть завода находится в руинах

26 ноября 2015 года на заводе собрали последний трактор. 28 декабря 2018 года арбитражный суд Волгоградской области признал ОАО «Тракторная компания ВгТЗ» банкротом. Общая сумма требований кредиторов составила почти 71 млрд руб. Военная составляющая завода перешла в ведение госкорпорации «Ростех». В настоящее время большая часть завода находится в руинах

Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев / купить фото

В оставшихся неразрушенными зданиях завода сдаются в аренду офисы, у его бывшей проходной действует торгово-развлекательный центр, на территории завода планируется развитие бизнес-парка

В оставшихся неразрушенными зданиях завода сдаются в аренду офисы, у его бывшей проходной действует торгово-развлекательный центр, на территории завода планируется развитие бизнес-парка

Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев / купить фото

12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки будущего тракторного завода. Через неделю умер революционер Феликс Дзержинский, и по просьбам трудящихся его имя было присвоено СТЗ
На фото: митинг в Сталинграде, посвященный строительству завода

Фото: РИА Новости

Строительство Сталинградского тракторного завода началось в 1929 году после утверждения плана первой пятилетки. Заказ на его проектирование и возведение получило бюро американского архитектора Альберта Кана. Полная стоимость контракта, включая оборудование, составляла $30 млн (сейчас — около $450 млн). Более 100 американских компаний стали поставщиками материалов и оборудования для СТЗ. Здание завода и вся его начинка были американскими. Бригадирами на строительстве работали также в основном американцы

Фото: РИА Новости

17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод выпустил первый трактор — СХТЗ 15/30 (СТЗ-1, на фото). Он был собран на основе американской модели McCormick Deering 15/30, выпускавшейся тракторным заводом компании International Harvester в Милуоки. В честь пуска предприятия Иосиф Сталин направил его рабочим и руководству такое приветствие: «50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому социалистическому укладу в деревне»

В первые месяцы после запуска СТЗ больше простаивал, чем работал. Всего за 1930 год было выпущено чуть более 1 тыс. тракторов. В 1931 году — уже 17,5 тыс., в 1932-м — 29,6 тыс. Всего в Сталинграде выпустили 207 тыс. колесных тракторов СХТЗ 15/30 (СТЗ-1)
На фото: «орден верблюда» за брак на производстве у входа в один из цехов завода

Фото: Коммерсантъ / РГАКФД/Росинформ

В 1930-х «Правда» регулярно сообщала о небывалых трудовых успехах работников СТЗ, однако Большой террор не обошел завод стороной: репрессированные были в каждом цехе. В 1938 году один за другим были расстреляны сразу несколько директоров Сталинградского тракторного завода

Фото: Иван Шагин / РИА НОВОСТИ

В конце 1940 года на полях СССР работало 530,8 тыс. тракторов. Около половины из них было выпущено в Сталинграде. Но с началом Великой Отечественной войны программа производства тракторов и другой народно-хозяйственной продукции на заводе была отменена

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Производство танков Т-26 в спеццехах СТЗ начали налаживать в 1932 году, когда были разорваны контракты с американскими специалистами. Всего в Сталинграде было выпущено около 200 машин Т-26. В 1940 году началось производство танков Т-34. После потери Харьковского тракторного завода во время войны СТЗ стал главным поставщиком «тридцатьчетверок» в армию, выпуская по 200–300 танков в месяц
На фото: танкисты получают боевые машины на тракторном заводе и сразу отправляются в бой в августе 1942-го

Фото: Георгий Зельма / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ / Георгий Зельма / Фотоархив журнала «Огонёк»

Завод был остановлен в октябре 1942 года. Там, где раньше работали цеха, теперь шли бои. Сталинградская битва завершилась 2 февраля 1943 года на территории завода сдачей в плен группировки фашистских войск под командованием генерал-полковника Карла Штрекера
На фото: немецкие солдаты после захвата завода в октябре 1942-го

Фото: AKG Images / EAST NEWS

2 февраля 1944 года газета «Правда» опубликовала письмо Иосифу Сталину, подписанное 546 348 трудящимися города Сталинграда и Сталинградской области. Цитата: «Немцы варварски разрушили первенец Сталинской пятилетки — Сталинградский тракторный завод. Они рассчитывали, что никогда больше он не поднимется над Волгой. Но нет! Завод-воин вновь встает из руин. На заводе заново восстановлено 86 тысяч квадратных метров производственных площадей, цех за цехом встают в строй действующих, увеличивается выпуск продукции с маркой «СТЗ»»
На фото: разрушенные во время боев за Сталинград здания завода

Фото: DPA / Zumapress.com / ТАСС

17 июня 1944 года на восстановленном заводе был выпущен первый после перерыва трактор СТЗ-3 (на фото), в годы Великой Отечественной применявшийся в качестве артиллерийского тягача. В 1949 году на заводе начался выпуск одного из самых массовых советских тракторов ДТ-54, применявшегося для осваивания целины. По 1979 год было выпущено почти 1 млн машин этой модели

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В 1963 году на СТЗ началось производство сельскохозяйственного трактора общего назначения ДТ-75. Впоследствии он стал самым массовым трактором в отечественной истории — всего было выпущено более 2,7 млн экземпляров. В 2013 году Волгоградский тракторный завод (новое название он получил в 1961 году) отметил полувековой юбилей с начала производства ДТ-75

Фото: Эдуард Эттингер / Фотоархив журнала «Огонёк»

Параллельно с производством сельскохозяйственных тракторов на заводе продолжали выпускать военную продукцию: в частности, плавающий танк ПТ-76 (на фото) — участник арабо-израильского конфликта с обеих сторон; активно применявшиеся в Афганистане боевые машины БМД-1 и ее дальнейшие модификации; бронетранспортер БТР-Д и другие

Фото: РИА Новости

Волгоградский тракторный завод посещали высокопоставленные иностранные политики, его продукция получала золотые медали на выставках, сотрудники награждались орденами
На фото: кубинский лидер Фидель Кастро во время посещения Волгоградского тракторного завода в 1963 году

Фото: Сергей Смирнов / РИА Новости

В советские времена продукция завода поставлялась в десятки стран мира. На заводе строились новые цеха, внедрялись новые автоматические линии, станки с программным управлением. С распадом СССР завод начал приходить в упадок

Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

В 1992 году ВгТЗ был приватизирован. В 1993-м остановились пять сборочных цехов, рабочих отправили во внеочередной отпуск. С тех пор конвейер регулярно простаивал. Рабочим выплачивали зарплату с сильными задержками и не в полном объеме. Электричество на завод также подавалось не в полном объеме — из-за долгов перед энергетиками, долги предприятия росли
На фото: остановка конвейера из-за отсутствия узлов для сборки

Фото: Эдуард Котляков / Фотохроника ТАСС

В середине 1990-х Волгоградский тракторный завод освоил производство нового гусеничного трактора ВТ-100 (на фото) и различных модификаций на его базе. В конце 1990-х завод выпускал менее 3 тыс. тракторов в год, объемы производства падали

Фото: Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

26 ноября 2015 года на заводе собрали последний трактор. 28 декабря 2018 года арбитражный суд Волгоградской области признал ОАО «Тракторная компания ВгТЗ» банкротом. Общая сумма требований кредиторов составила почти 71 млрд руб. Военная составляющая завода перешла в ведение госкорпорации «Ростех». В настоящее время большая часть завода находится в руинах

Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев / купить фото

В оставшихся неразрушенными зданиях завода сдаются в аренду офисы, у его бывшей проходной действует торгово-развлекательный центр, на территории завода планируется развитие бизнес-парка

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...