Строительство требования к участникам

С нового года введены новые правила предъявления дополнительных требований к участникам торгов по 44-ФЗ. Новые правила распространяются на госзакупки с 1 января 2022 года.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. № 2571 вводятся новые правила предъявления дополнительных требований к участникам торгов. Все дополнительные требования перечислены в приложении к регламенту. Это приложение содержит 6 разделов, каждый из которых посвящен дополнительным требованиям к конкретным областям государственных закупок:

  • градостроение;
  • культура и культурное наследие;
  • гособорона;
  • дорожная деятельность;
  • здравоохранение, образование, наука;
  • атомная энергетика.

В каждом разделе перечислены работы, относящиеся к определенному направлению, дополнительные требования к каждому виду работ и документы, которыми участникам необходимо будет подтвердить соответствие требованиям.

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

При этом заказчики обязаны предъявлять перечисленные требования при определенных значениях НМЦК. Например, при закупке работ по сохранению памятников культуры требуются дополнительные требования в размере 500 000 рублей НМЦК. А при покупке строительного обслуживания — от 1 млн. руб. Расширен перечень подходящих документов для подтверждения соответствия дополнительным требованиям. А перечень ситуаций, когда такому подтверждению подлежит только госконтракт или договор по 223-ФЗ, наоборот, сокращается. В частности, участвуя в конкурсе на капитальный ремонт объекта капитального строительства, организация вправе предоставить на выбор документы, подтверждающие опыт выполнения:

  • госконтракта или договора по 223-ФЗ;
  • договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства в качестве застройщика;
  • договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства.

Что нового в дополнительных требованиях

Растет список предметов снабжения, к которым предъявляются дополнительные требования. Например, госзаказчики обязаны предъявлять такие требования при закупке:

Подтверждение соответствия придется делать по-новому. Например, в госконтракте на капитальный ремонт объекта строительства (кроме линейного) участники будут выбирать, что они будут подтверждать:

  • сведением за 5 лет до окончания срока приема заявок опыта исполнения подрядного договора на строительные работы, реконструкции объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его придется любым выполненным договором, актом приемки объекта капстроительства (если в этом документе нет цены, то актом выполненных работ) и разрешением на ввод в эксплуатацию такого объекта (если его получают);
  • сведением за 5 лет до окончания срока приема заявок опыта выполнения договора на работы по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного). Подтверждают его исполненным контрактом или договором по 223-ФЗ, актом выполненных работ;
  • опытом исполненных строительных работ, реконструкции объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его придется сметой на строительство объектов капстроительства из разд. 11 проектной документации и разрешением на ввод в эксплуатацию такого объекта.

Цена выполненных работ составляет не менее 20% от НМЦК. Акт выполненных работ, акт приемки объекта капитального строительства, разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию должны быть подписаны сторонами не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок. А при наличии сведений о подтверждающих документах, например, в ЕИС, участникам достаточно прислать номер записи из реестра договоров или контрактов.

Строительство дамбы и доп требования к участникам закупки

Источник: star-tender.ru

Статья 201.4. Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика, в ходе внешнего управления в деле о банкротстве застройщика требования о передаче жилых помещений, требования о передаче машино-мест и нежилых помещений, в том числе возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, и (или) денежные требования участников строительства могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика с соблюдением установленного настоящим параграфом порядка предъявления требований к застройщику. С даты открытия конкурсного производства исполнение исполнительных документов по требованиям участников строительства, предусмотренным настоящим пунктом, прекращается.

2. Руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче машино-мест и нежилых помещений и денежных требований и о сроке предъявления таких требований. Конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, должно быть также опубликовано уведомление о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче нежилых помещений и машино-мест, денежных требований и о сроке предъявления таких требований.

3. Денежные требования участников строительства и требования участников строительства о передаче жилых помещений, требования о передаче машино-мест и нежилых помещений (далее — требования участников строительства) предъявляются конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий рассматривает требования участников строительства и включает их в реестр требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

3.1. Требования участников строительства, возникшие из договоров участия в долевом строительстве, включаются в реестр требований участников строительства конкурсным управляющим самостоятельно на основании информации, размещенной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в единой информационной системе жилищного строительства. При наличии у застройщика документов, подтверждающих факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по таким договорам, конкурсный управляющий вносит в реестр требований участников строительства сведения о размере требования участника строительства.

Конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований участников строительства в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи.

Участник строительства вправе предъявить свое требование, возникшее из договора участия в долевом строительстве, в установленном настоящей статьей порядке или уточнить размер своего требования к застройщику, предъявив конкурсному управляющему соответствующие документы.

В случае, если на день принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», день принятия некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Фонд субъекта Российской Федерации), решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства или на день проведения собрания участников строительства у застройщика отсутствуют документы, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком, и участник строительства не представил документы, подтверждающие размер своего требования, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра требований участников строительства. В случае, если указанные документы об оплате не были представлены по уважительным причинам, арбитражный суд восстанавливает опоздавшего на включение в реестр.

Читайте также:  Обязанности экономиста на предприятии строительства

4. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований участников строительства при предъявлении указанных требований не позднее двух месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, независимо от даты закрытия такого реестра. Указанное уведомление конкурсного управляющего считается полученным по истечении одного месяца со дня его опубликования в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного в настоящем пункте срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Конкурсный управляющий обязан обеспечить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром требований участников строительства и основаниями для включения требований участников строительства в такой реестр. Возражения лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика, могут быть заявлены в течение пятнадцати рабочих дней со дня закрытия реестра требований кредиторов либо со дня включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства, если такие требования в соответствии с настоящей статьей включены после закрытия реестра, в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который рассматривает такие возражения в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

5. Расходы конкурсного управляющего на уведомление кредиторов о предъявлении требований о передаче жилых помещений, требований о передаче машино-мест и нежилых помещений и (или) денежных требований осуществляются им за счет должника.

6. Наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов и (или) подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований, конкурсному управляющему должны быть представлены документы, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) договору, предусматривающему передачу машино-места и нежилого помещения. Представление предусмотренных настоящим пунктом документов, подтверждающих обоснованность требований участника строительства, не требуется при условии, что требования участника строительства возникли в результате уступки прав по договору участия в долевом строительстве, если обязательство по уплате цены договора участия в долевом строительстве прекращено.

7. Конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе дела о банкротстве требование участника строительства и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований участников строительства в случае обоснованности предъявленного требования.

В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований участников строительства, или об отказе в таком включении, или о включении в реестр требования в неполном объеме. При включении требований участников строительства конкурсным управляющим учитывается размер убытков в виде реального ущерба, определенный в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона, независимо от предъявления участником строительства соответствующего требования в части убытков.

Если после включения конкурсным управляющим требования участника строительства в реестр требований участников строительства в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи конкурсному управляющему станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном включении такого требования, о наличии которых он не знал и не должен был знать на момент его включения в реестр, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра полностью или частично. Принятое по результатам рассмотрения этого заявления определение может быть обжаловано.

8. Возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования участника строительства могут быть заявлены в арбитражный суд участником строительства не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения участником строительства уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копий возражений и приложенных к возражениям документов.

9. Требования участников строительства, возражения по которым не заявлены в срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, считаются установленными в размере, составе и порядке, которые определены конкурсным управляющим.

10. Требования участников строительства, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований участников строительства. Копия определения о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований участников строительства направляется лицу, заявившему возражения, и конкурсному управляющему не позднее дня, следующего за днем вынесения определения арбитражного суда.

Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований участников строительства в реестр требований участников строительства может быть обжаловано.

11. Требование участника строительства, установленное соответствующим определением арбитражного суда, включается конкурсным управляющим в реестр требований участников строительства не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем участник строительства уведомляется конкурсным управляющим в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований участников строительства.

12. В случае перехода требования участника строительства, включенного конкурсным управляющим в реестр требований участников строительства в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, замена кредитора в реестре производится конкурсным управляющим (внешним управляющим) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

13. Участники строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях кредиторов.

Участники строительства имеют право предъявлять возражения относительно требований других кредиторов в порядке, установленном статьей 100 настоящего Федерального закона.

14. Требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, предъявляются в порядке, установленном настоящей статьей, для целей включения в реестр требований участников строительства независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов. Участники строительства, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и включены в реестр требований участников строительства, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях участников строительства, а также в собраниях кредиторов по вопросам, предусмотренным пунктом 9 статьи 201.1 и пунктом 4 статьи 201.15-3 настоящего Федерального закона.

15. Требования участников строительства, включенные в реестр требований участников строительства после дня принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо после дня принятия Фондом субъекта Российской Федерации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 201.9 настоящего Федерального закона. В указанном случае участники строительства вправе получить возмещение в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: zakonobankrotstverf.ru

Правительство изменило требования к участникам закупок подрядных работ по строительству

Вчера, 25 марта 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99».

Читайте также:  Срок окупаемости инвестиционного проекта в строительстве

Своим постановлением Правительство ввело дополнительные требования к участникам закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ). Изменения вступят в силу со 2 апреля 2019 года и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок работ, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до вступления в силу указанного постановления.

Что же изменится в порядке проведения закупок. Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

1. В целях установления дополнительных требований к участникам закупок подрядных работ в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе вводится новая классификация видов подрядных работ:

— выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного;

— выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства;

— выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий;

— выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

Дополнительные требования к участникам закупок этих видов подрядных работ применяются, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей по любому из указанных видов работ.

Одновременно отменяется привязка строительных работ, при проведении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам таких работ, к кодам ОКПД2. При этом также отменяется требование о наличии необходимого опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

2. Для каждого из 4-х видов работ, указанных в новой редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливаются свои дополнительные требования к участникам закупок, а именно:

а) Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

— если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей — не менее 50 % от НМЦК (цены лота);

— если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей — не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

— если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);

— если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

б) Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

— если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей — не менее 50 % от НМЦК (цены лота);

— если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей — не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

— если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);

— если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

в) Для работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного.

Также допускается для выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территорий.

Такой контракт (договор) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий обязательно должен быть заключён либо в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Информация о контракте (договоре) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий должна быть обязательно включена в Реестр контрактов в рамках 44-ФЗ либо в Реестр договоров, заключаемых заказчиками, в рамках 223-ФЗ.

При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

г) Для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

Также допускается для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог, заключённого в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ, а также внесённого в Реестр контрактов по 44-ФЗ или Реестр договоров по 223-ФЗ, соответственно.

При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

3. В связи с изменением содержания дополнительных требований к участникам закупки меняются и требования к документам, подтверждающим соответствие участника указанным дополнительным требованиям, в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в новой редакции.

При этом указанные документы должны относиться не просто к подрядным строительным работам, а именно к тому виду работ в рамках введённой классификации подрядных работ для целей осуществления закупок, установленной новой редакцией постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Услуги для поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

Банковские гарантии, кредиты, тендерное сопровождение

4. Скорректирована позиция № 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливающая «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации»:

— со 02.04.2019 г. конкурсы с ограниченным участием в электронной форме можно будет проводить при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, в этой норме убирается разграничение НМЦК в зависимости от государственных и муниципальных нужд. При этом, как считают эксперты, ухудшается положение муниципальных заказчиков, которые ранее могли проводить такие конкурсы при НМЦК свыше не 100, а 50 млн. рублей.

Читайте также:  Разрешение на строительство объектов вспомогательного назначения

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !

Источник: kb52.ru

2.2. Участники строительства как приоритетная категория кредиторов

Переходим к анализу главного лица, участвующего в деле о банкротстве застройщика и представляющего для нас основной интерес, – участника строительства.

«Пострадавшие дольщики», «обманутые дольщики» – как только не называют граждан, попавших в ситуацию банкротства застройщика. Между тем наиболее грамотно и верно с юридической точки зрения следует называть таких лиц «участники строительства» или «кредиторы». Надеемся, что читатель простит нам маленькую вольность в использовании по тексту книги понятия «обманутый дольщик» в целях упрощения преподнесения сложного юридического материала.

Сразу же обратимся к закону: участник строительства – это физическое лицо, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование[6].

Представленная формулировка, безусловно, воспринимается гораздо проще по сравнению с определением застройщика. Участниками строительства, т. е. лицами, чьи денежные средства или имущество привлечены к финансированию строительства многоквартирного дома, могут быть:

а) физические лица – простые граждане;

б) юридические лица – организации, зарегистрированные в качестве юридического лица;

в) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Основным критерием отнесения лица к участнику строительства является наличие у него требований к застройщику в виде передачи жилого помещения или денежного требования. Вариативность требований будет подробно рассмотрена далее. Единственное, что необходимо заранее отметить, это то, что подобные требования возникают, поскольку участник строительства участвует в финансировании строительства многоквартирного дома.

В гл. 4 книги мы будем рассматривать общие положения порядка заявления требований участников строительства в рамках дела о банкротстве застройщика, но здесь коротко отметим, что арбитражный суд обязательно производит оценку обоснованности заявляемых требований и не все кредиторы являются участниками строительства. Следовательно, чтобы требования обычного кредитора были признаны судом в качестве требований участника строительства, необходимо наличие оснований для такого признания. В и. 6 ст. 201.1 Закона о банкротстве содержится перечень таких оснований. К ним относятся:

1) заключение договора участия в долевом строительстве;

2) заключение договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;

3) заключение предварительного договора участия в долевом строительстве или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;

4) заключение договора займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность;

5) внесение денежных средств и (или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность;

6) заключение договора простого товарищества в целях осуществления строительства многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность;

7) выдача векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме;

8) внесение денежных средств в жилищно-строительный кооператив в целях участия в строительстве многоквартирного дома;

9) заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность.

Если среди вышеуказанного есть основание, совпадающее с Вашей ситуацией, то Вы имеете право заявить к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование. Оно будет включено в реестр требований кредиторов как требование участника строительства.

Почему так важно добиться признания Вашего требования именно как требования участника строительства, а не просто кредитора?

Дело в том, что введение специальных норм, касающихся вопросов банкротства застройщика, изначально было направлено на усиление защиты прав граждан – участников строительства. По этой причине Высший Арбитражный Суд РФ признал участников строительства приоритетной категорией кредиторов, о чем неоднократно указывалось в его судебных актах. «Основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритетной защиты граждан – участников строительства как непрофессиональных инвесторов. Применение указанных правил должно быть направлено на достижение этой цели, а не на воспрепятствование ей» – в такой формулировке была выражена позиция некогда высшего судебного органа по арбитражным делам[7].

В чем же проявляется такая приоритетность?

Ответ на этот вопрос содержится в разных положениях параграфа Закона о банкротстве, посвященного банкротству застройщика, и если обобщить, то приоритетность проявляется в следующем:

1) участники строительства, имея наряду с остальными кредиторами право требования к застройщику, могут выбрать форму его выражения: денежную (в случае расторжения договора с застройщиком) либо форму передачи жилого помещения;

2) расчеты по денежным требованиям граждан – участников строительства выделены в особую – третью очередь. Всего в реестре требований кредиторов застройщика существует четыре очереди, о чем подробно речь пойдет в и. 3.5 гл. 3 книги. Приоритетное положение перед остальными кредиторами, отнесенными к четвертой очереди, очевидно.

Однако следует обратить внимание на то, что данная норма предполагает удовлетворение требований в третьей очереди не всех участников строительства. Ранее указывалось, что участниками строительства могут быть физические, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Теперь обратим внимание на формулировку: «расчеты по денежным требованиям граждан – участников строительства». Во-первых, в третью очередь попадают только граждане. Юридические лица и иные участники строительства идут в общей массе кредиторов четвертой очереди. Во-вторых, в третьей очереди удовлетворяются только денежные требования участников строительства. Требования о передаче жилых помещений удовлетворяются в ином порядке;

3) порядок удовлетворения требований о передаче жилых помещений предусматривает возможность получения участниками строительства жилого помещения двумя способами в зависимости от степени завершенности строительства многоквартирного дома. Первый – путем передачи объекта незавершенного строительства, строительство которого будет завершено непосредственно обманутыми дольщиками. Второй – непосредственно путем передачи жилых помещений;

4) участники строительства могут проводить свое собственное собрание кредиторов с отдельными полномочиями, на котором только они имеют право голоса;

5) участникам строительства предоставлена возможность установления убытков, понесенных ввиду неисполнения застройщиком своих обязательств. Правовое значение такой возможности очень велико: при участии в собрании кредиторов голоса таких участников строительства будут определяться с учетом установленных убытков, т. е. эти участники могут усилить свое влияние при голосовании на собрании кредиторов;

6) роль участников строительства при решении вопроса о заключении мирового соглашения также велика, так как в законодательстве о банкротстве застройщика установлено требование обязательного одобрения принятого решения о заключении мирового соглашения не менее чем 3 /4 голосов участников строительства, чьи требования включены в реестр требований кредиторов.

Полагаем, теперь в вопросе приоритетного положения участников строительства в деле о банкротстве застройщика все точки над / расставлены. Вы, являясь непосредственно участником строительства, имеете представление о своих правах и обязанностях, нюансах и тонкостях действующего законодательства. Надеемся, что ситуация банкротства застройщика стала для Вас более понятной и не такой пугающей, как раньше.

Источник: law.wikireading.ru

Рейтинг
Загрузка ...