Текст в формате word, pdf (с подписями и печатями).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
по выбору судебных экспертов
(организаций, учреждений)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические разъяснения (далее — МР) носят рекомендательный характер при проведении процедуры выбора/назначения, отвода судебных экспертов (организаций, учреждений) при назначении финансово-экономической, оценочной судебной экспертизы, а также могут быть использованы при выборе специалистов в рамках проведения внесудебных экспертиз, в том числе при рецензировании заключений судебных экспертов. Отдельные положения настоящих МР могут быть использованы и при назначении других видов (родов) экспертиз.
1.2. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется [1] в процессе судопроизводства:
- государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…(ст. 1);
- вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (ч. 1 ст. 41).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме (ч. 1 ст. 8).
Как строителю стать судебным экспертом? Судебная строительно-техническая экспертиза.
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту установлены, и определение уровня его квалификации осуществляется, в порядке ст. 13.
1.3. В соответствии с положениями процессуального законодательства (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 77 КАС РФ, ст.
195 УПК РФ) производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы.
Выбор экспертного учреждения или эксперта находится в компетенции суда. «По смыслу процессуальных норм, регламентирующих порядок назначения экспертизы, определение конкретной экспертной организации является прерогативой суда, рассматривающего дело, и осуществляется на основе оценки совокупности всех фактов:
- возможности проведения заявленной экспертизы;
- квалификации экспертов;
- стоимости и сроков проведения экспертизы;
- местоположения экспертной организации и т.д.»[2][3]
Вид процесса
Кому может быть поручено производство судебной экспертизы
- государственному судебно-экспертному учреждению;
- негосударственной экспертной организации;
- лицам, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работниками экспертного учреждения (организации).
Государственные судебно-экспертные учреждения не имеют приоритет при выборе экспертного учреждения/организации: «Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению (п. 1)» [4] .
🔴 Выживание в профессии судебного эксперта в России
Основания и критерии выбора: при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суд выясняет также сведения о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и указывает их в определении о назначении экспертизы (п. 2) [1].
(ч. 1 ст. 79 ГПК РФ)
- судебно-экспертному учреждению:
а) государственному судебно-экспертному учреждению;
б) негосударственной экспертной организации. - конкретному эксперту или экспертам [5] .
(ч. 1 ст. 77 КАС РФ)
- экспертному учреждению;
- конкретному эксперту или нескольким экспертам:
а) экспертам, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения; - иным экспертам, которым она поручена судом (ч. 1 ст. 79 КАС РФ).
(ч. 2 ст. 195 УПК РФ)
- государственным судебным экспертам;
- иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями:
а) экспертам негосударственных судебно-экспертных учреждений;
б) лицам, не работающим в судебно-экспертных учреждениях.
Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами [6] .
Основания и критерии выбора: при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации… [7] .
1.4. Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [8] .
Компетентность (наличие компетенций) включает следующие основные составляющие: знать, уметь, владеть (способы деятельности) [9] .
1.5. Критерии и методы оценки квалификации в законодательстве РФ не раскрываются. При этом, например, по смыслу норм федерального закона [10] и Правил [11] квалификация участников закупки как нестоимостной критерий оценки (показатель) подразумевает под собой наличие:
- финансовых ресурсов;
- оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании;
- опыта работы, связанного с предметом контракта;
- деловой репутации;
- специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Соотношение значимости критериев оценки при закупке услуг по проведению экспертизы следующее: нестоимостной (квалификация) — 70 %, стоимостной (цена контракта) – 30 % [12] , то есть устанавливается приоритет нестоимостных критериев над фактором предлагаемой цены.
1.6. Помимо судопроизводства налоговые органы в необходимых случаях могут привлекать на договорной основе экспертов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля. Данная внесудебная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ). При этом:
- экспертизу рыночной стоимости предмета контролируемой сделки (по спорам, связанным с применением раздела V.1 НК РФ) может провести лишь профессиональный оценщик [13] ;
- назначение экспертизы, выбор эксперта/экспертной организации в ходе налоговой проверки предоставляет полное право налоговому органу действовать по своему усмотрению. Ограничения установлены только при заявлении налогоплательщиком отвода эксперта.
2. К ритери и выбора экспертной организации
2.1. Выбор экспертной организации рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев:
2.1.1. Опыт работы:
- опыт проведения аналогичных внесудебных исследований/экспертиз;
- опыт судебной экспертизы;
- опыт подготовки аналогичных отчетов об оценке и экспертных заключений в рамках оценочной деятельности;
- срок с момента регистрации организации;
2.1.2. Профессиональное признание (места в профессиональных рейтингах, наличие профессиональных аккредитаций);
2.1.3. Сроки проведения экспертизы;
2.1.4. Цена (стоимость) проведения экспертизы.
2.2. При выборе кандидатуры судебного эксперта (организации, учреждения) в качестве основного, определяющего фактора следует рассматривать неценовые критерии качества, такие как: квалификация, компетенция, опыт проведения аналогичных экспертиз.
Опыт является основой для профессиональной компетенции. Под опытом проведения аналогичных исследований/экспертиз следует понимать опыт выполнения работ, оказания услуг сопоставимого (схожего) с проводимой экспертизой характера. Например, при проведении судебной экспертизы по установлению стоимости акций или долей предприятий должен учитываться опыт по оценке бизнеса, в том числе в рассматриваемой отрасли [14] .
В соответствии с позицией Минэкономразвития России, в качестве д окументов, подтверждающих сведения по такому показателю, как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, могут быть предоставленные в составе заявки копии выполненных аналогичных контрактов (договоров) за определенный период времени [15] .
2.3. Цена проведения экспертизы не является главным и основным критерием отбора судебного эксперта, экспертной организации, учреждения, что подтверждается судебной практикой [16] . Р азмер вознаграждения не является определяющим фактором при выборе судом кандидатуры эксперта: размер вознаграждения эксперту может учитываться при назначении экспертизы судом, но самая низкая стоимость вознаграждения не является необходимым условием для выбора экспертного учреждения (эксперта)» [17] .
2.4. Срок проведения экспертизы не является главным и основным критерием отбора экспертной организации [18] .
2.5. В качестве ориентиров по цене и срокам могут использоваться отраслевые тарифные соглашения, стоимости нормо-часа в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России [19] , а также сложившиеся рыночные условия.
3. Критерии выбора эксперта
3.1. Выбор эксперта рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев (дополнительно к критериям цены и срока):
Критерий
Комментарий
- «Образовательные» документы (соответствие документов виду экспертизы и профилю поставленных на экспертизу вопросов, сравнение документов путем сопоставления уровня образования):
а) Документы об образовании: дипломы, аттестаты;
б) Документы о квалификации: сертификаты, свидетельства, удостоверения (напр., квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности [20]); - Наличие ученых степени и званий по профилю экспертизы;
- Научные достижения и публикации [21][22] .
Опыт (подтверждение наличия квалификации, компетенции)
- Стаж работы по специальности (соответствие стажа работы виду экспертизы и профилю поставленных на экспертизу вопросов);
- Должность (соответствие должностных обязанностей виду экспертизы и профилю поставленных на экспертизу вопросов);
- Стаж судебно-экспертной деятельности;
- Опыт аналогичных внесудебных исследований/ экспертиз;
- Опыт подготовки аналогичных отчетов об оценке и экспертных заключений в рамках оценочной деятельности.
- Членство и должности в профессиональных объединениях;
- Статус эксперта саморегулируемой организации;
- Награды и документы, характеризующие профессиональные достижения (например, грамоты, места в рейтингах и конкурсах).
3.2. Показатели наличия, сроков и размера страхования профессиональной ответственности, встречающиеся в судебной практике [23] , не могут рассматриваться в качестве критериев выбора эксперта/экспертной организации. Данный вид страхования не распространяется на судебно-экспертную деятельность, а факт/размер/срок страхования не характеризуют компетенцию и квалификацию судебного эксперта (организации, учреждения).
4. Основания для отвода эксперта, экспертной организации
4.1. При производстве судебной экспертизы эксперт должен быть независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (ч. 1 ст. 7) [24] .
4.2. Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ, ст.
33 КАС РФ).
4.3. В целях качественного выполнения экспертизы необходимо обращать внимание на следующие факты, являющиеся основанием для отвода некомпетентных, неквалифицированных или зависимых экспертов/экспертных организаций, учреждений:
- существенность и наличие непогашенных (неснятых/неисполненных) мер дисциплинарного воздействия (приостановление права осуществления оценочной деятельности, рекомендация об исключении) у эксперта [25][26] ;
- факты признания заключений эксперта ненадлежащим доказательством;
- наличие отрицательных экспертных заключений СРО на отчеты эксперта;
- отсутствие (недостаточность) профильного образования;
- отсутствие квалификационных аттестатов;
- отсутствие (недостаточность) профильного опыта;
- зависимость/аффилированность от участников процесса, их представителей;
- связь с экспертами, специалистами, оценщиками, экспертными и иными организациями, фигурирующими в деле (например, наличие имущественных, договорных, организационных, родственных отношений);
- цена, несоразмерная трудоемкости / тарифам / рыночным ценам на проведение аналогичных экспертиз.
4.4. НК РФ не содержит перечня оснований, по которым налогоплательщиком может быть заявлен отвод. О бстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 23 АПК РФ, могут [27] являться основанием для отвода эксперта в рамках налоговых правоотношений.
Источники информации
[1] Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»
[2] Постановление АС Московского округа от 25.12.2017 №Ф05-18698/2017 по делу №А41-68467/2015.
[3] Постановление Десятого ААС от 18.04.2017 №10АП-2689/2017 по делу №А41-32384/15, Постановление Восемнадцатого ААС от 13.03.2017 №18АП-1884/2017 по делу №А76-26039/2014.
[4] Постановление пленума ВАС РФ от 04.04.2014 №23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».
[5] «Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам» (утв. Президиумом ВС РФ 14.12.2011).
[6] Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2010 №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».
[7] Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2010 №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».
[8] Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[9] Митрофанова К. А. Понятия компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании России / К. А. Митрофанова // Научный диалог. — 2016. — № 1 (49). — С. 285—297.
[10] Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[11] Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[13] «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ» (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
[14] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 N 08АП-14/2016, 08АП-231/2016, 08АП-233/2016, 08АП-235/2016, 08АП-237/2016, 08АП-239/2016, 08АП-242/2016, 08АП-444/2016 по делу N А70-245/2015.
[15] Письмо Минэкономразвития России от 04.05.2017 N Д28и-2019 «О применении в качестве показателя критерия оценки заявок наличия у участников закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимых характера и объема».
[16] Постановление Десятого ААС от 18.04.2017 №10АП-2689/2017 по делу №А41-32384/15, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 №18АП-1884/2017 по делу №А76-26039/2014.
[17] Определение АС Орловской области от 16.11.2018 по делу № А48-249/2017(А).
[18] Постановление Восемнадцатого ААС от 21.03.2018 №18АП-2691/2018 по делу №А34-7859/2014.
[19] Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России «Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях» от 08.02.2019 № 34/1-1.
[20] Например, Постановление Двадцатого ААС от 04.07.2018 N 20АП-3326/2018 по делу N А23-1030/2016; Постановление Тринадцатого ААС от 27.12.2018 №13АП-31561/2018 по делу №А56-61750/2018.
[21] Определение Арбитражного суда Орловской области от 16.11.2018 по делу № А48-249/2017(А).
[22] Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу № 15АП-20305/2017.
[23] Определение АС Орловской области от 16.11.2018 по делу № А48-249/2017(А): «судом при сопоставлении кандидатур экспертов приняты во внимание и периоды страхования ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности (у ИП Шарыкиной страховка истекает 17.12.2018, а у экспертов ООО «Стандарт АВИР» 31.12.2018 и 31.05.2019), поскольку суд не может исключить возникновения необходимости продления срока проведения экспертизы…».
[24] Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
[25] При этом факт наличия жалоб на деятельность эксперта не является основанием для отвода, поскольку они могут быть необоснованными.
[26] Особенное внимание рекомендуется уделять последним трем годам, так как лицо не может быть принято в члены саморегулируемой организации оценщиков, если с даты его исключения из членов любой из саморегулируемых организаций оценщиков за нарушение требований законодательства об оценочной деятельности прошло менее, чем три года (ст. 24 ФЗ № 135-ФЗ). По истечении данного срока оценщик может вступать в любую саморегулируемую организацию оценщиков и далее осуществлять оценочную деятельность.
[27] Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2017.
Источник: srosovet.ru
Судебный эксперт в строительстве требования
Новосибирская область
630091, г. Новосибирск, ул.Советская, 64-1007
тел. (383) 375-44-33, 8-923-100-52-22
Кемеровская область
650000, г. Кемерово, ул.50-лет Октября, 11-610
тел. (3842) 76-73-00, т/факс (3842) 65-77-06
Требования, предъявляемые к судебному эксперту
- Требования, предъявляемые к судебному эксперту
Все процессуальные кодексы указывают только одно основание (требование) для назначения лица судебным экспертом – наличие специальных знаний (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ).
Вместе с тем, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ).
Существуют государственные эксперты и негосударственные эксперты, которые имеют право проводить судебные экспертизы и экспертное исследование. Требования для них различаются.
Государственным судебным экспертом, производящим судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть только аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения, создаваемого федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11,12 Закона о судебно-экспертной деятельности). Помимо государственных судебных экспертов судебные экспертизы могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями и вызванные для дачи заключения.
К государственным экспертам предъявляются
следующие требования (в соответствии с ФЗ-73):
- наличие специального ведомственного свидетельства, дающего право производства экспертиз;
- наличие высшего профессионального образования; касающегося определённой экспертной специальности;
- наличие специальной подготовки по определённой экспертной специальности;
- прохождение аттестации через каждые 5 лет для подтверждения уровня эксперта;
- быть гражданином России.
Если государственный эксперт не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то экспертное исследование, проведённое им, не может являться доказательством.
Процессуальные кодексы и КоАП РФ не содержат вышеназванных требований к профессиональным и квалификационным требованиям эксперта, в них лишь содержится одно единственное требование – обладание специальными знаниями – «знаниями не общеизвестными, не обще доступными, не имеющие массового распространения, это знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов».
К негосударственным экспертам предъявляются
следующие требования (в соответствии с ФЗ-73):
- обладать специальными знаниями в таких областях, как наука, техника, искусство, и ремесло;
- обладать документом, подтверждающим профильное образование (ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ). По закону, негосударственный эксперт может иметь профобразование любого уровня, т.е.: высшее, среднее, дополнительное, послевузовское, или образование, полученное при повышении квалификации.
Требование, требующее представить экспертом лицензию на право проведения таких работ, как судебная экспертиза и (или) сведений (документа) о наличии аккредитации на сегодняшний день будут являться незаконными и не выполнимыми. Лицензирование судебно-экспертной деятельности, также не предусмотрено ФЗ-99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 (ред. от 16.04.2012 г., № 291) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». В закрытом перечне Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «судебная экспертиза» не значится. В настоящее время аккредитации судебных экспертов в Российской Федерации не существует.
Такой же позиции придерживается и ВС РФ, который даёт следующее разъяснение: Деятельность «судебная экспертиза» в перечне ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отсутствует, следовательно, не подлежит лицензированию». В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2-й квартал от 17.02.2002 Верховный суд РФ указывает на то, что лицензирование судебно-экспертной деятельности не требуется, поскольку статья 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит указание на лицензирование судебно-экспертной деятельности.
Если выполняется (назначается) судебно-оценочная экспертиза, судебная строительно-техническая экспертиза или другие виды судебных экспертиз, выполняемыми специалистами саморегулируемых организаций (СРО), требование о представлении экспертом сведений о своем членстве в СРО не предусмотрено законом. Судебная экспертиза осуществляется только по нормам процессуальных кодексов.
Что касается компетенции эксперта, то она должна устанавливаться по существу, а не по формальным основаниям. Неправомерны требования о профильном образовании судебного эксперта. Закон (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ) требует указать образование, не уточняя: высшее, среднее специальное, профильное и т.д. В ГПК РФ вообще ничего не говорится об образовании эксперта.
Статус эксперта неразрывно связан с его компетенцией.
Компетенция эксперта может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены ст. 55 АПК РФ, ст.85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст.ст. 16-17,41 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
При этом следует отметить, что названные круг полномочий, права и обязанности определены законодателем как для государственных, так и не для государственных экспертов. Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного вида.
Различают объективную компетенцию, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную компетенцию – степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями.
Субъективная компетентность эксперта определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы и т.д.
Источник: xn--42-6kcadrhcsju8a2apgguh9qnb.xn--p1ai
Судебная строительно-техническая экспертиза
Освоив данный курс профессиональной переподготовки, Вы получите диплом о профессиональной переподготовке:
Существует множество видов судебных оценочных экспертиз. На сегодняшний день наиболее востребованной является судебная строительно-техническая экспертиза. Главным допуском к проведению данной экспертизы является наличие у эксперта специального образования, а именно базового профильного диплома о высшем образовании или диплома о профессиональной переподготовке с правом ведение деятельности. В случае отсутствия образования по судебной строительно-технической экспертизе эксперт не может быть допущен к данному виду деятельности. Согласно, процедуре проведения и оформления экспертизы, в каждом экспертном заключении указывается образование эксперта и подшивается копия диплома.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки проводит обучение по программе Судебная строительно-техническая экспертиза, учитывая все требования предъявляемые к данной профессии. Преподаватели Академии на практических занятиях подробно рассматривают методы обследования зданий и сооружений, основы нормативно-технической документации, которая устанавливает требования к качеству материалов, строительно-монтажных работ, изделий и конструкций. Также особое внимание уделяется составлению и оформлению заключений эксперта по строительно-технической экспертизе.
Законодательное регулирование судебной строительно-технической экспертизы
- ФЗ №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»;
- Уголовно-процессуальным кодексом;
- Гражданско-процессуальным кодексом;
- Кодексом об Административных правонарушениях;
- Административно-процессуальным кодексом.
Выше перечисленные документы являются основными для всех сфер судебной оценочной экспертизы. Профильными нормативно-правовыми актами, которыми необходимо руководствоваться при проведении строительно-технических экспертиз, являются:
- ФЗ №184 «О техническом регулировании»;
- ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
- СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
После прохождения профессиональной переподготовки экспертов выпускники курсов знают все особенности и положение всех экспертных нормативно-правовых актов, вследствие чего не совершают правонарушений.
Порядок и методика проведения экспертизы
Современные тенденции развития строительных и отделочных работ, а также судебная практика, демонстрируют постоянный рост потребности в строительно-технической экспертизе. Судебную строительно-техническую экспертизу имеет право проводить только эксперт, имеющий профильное базовое образование или диплом о профессиональной переподготовке, который дает ему право на ведение соответствующей деятельности.
Порядок проведения строительно-технической экспертизы изначально определяется целями исследования. Но на сегодняшний день существует общий порядок проведения экспертизы:
- постановка цели строительно-технического исследования и выбор необходимого метода;
- изучение нормативно-правовой документации, выявление актуальных стандартов и норм;
- проведение необходимых замеров и их фиксация;
- проведение расчетов;
- процедура оформление заключения и рекомендаций.
Для качественного проведения экспертизы необходимо не только анализ всей строительной документации, но и необходим выезд на объект для его натурального обследования. После осмотра объекта и детального изучения всех предоставленных документов эксперт составляет своё экспертное заключение, в котором обязательно должны присутствовать следующие пункты:
- дата составления;
- данные эксперта (данные об образовании – копии дипломов прикрепляются к экспертному заключению);
- ответы на поставленные вопросы исследования;
- подпись и печать.
Основания для отвода эксперта от проведения экспертизы
В целях качественного выполнения строительно-технической экспертизы, эксперт может быть отстранен или изначально не допущен к проведению экспертизы, если он попадает пододин илинесколько отрицательных критериев. Отрицательными критериями для отвода эксперта от проведения экспертизы являются:
- существенность и наличие непогашенных (неснятых/неисполненных) мер дисциплинарного воздействия (приостановление права осуществления оценочной деятельности, рекомендация об исключении) у эксперта;
- наличие отрицательных экспертных заключений СРО на отчеты эксперта;
- факты признания заключений эксперта ненадлежащим доказательством;
- отсутствие (недостаточность) профильного опыта;
- отсутствие (недостаточность) профильного образования;
- отсутствие квалификационных аттестатов;
- зависимость/аффилированность от участников процесса, их представителей;
- связь с экспертами, специалистами, оценщиками, экспертными и иными организациями, фигурирующими в деле (например, наличие имущественных, договорных, организационных, родственных отношений);
- цена, несоразмерная трудоемкости/тарифам/рыночным ценам на проведение аналогичных экспертиз.
Наличие хотя бы одного отрицательного критерия является основанием для отвода от судебной строительно-технической экспертизы некомпетентных, неквалифицированных или зависимых экспертов или экспертных организаций.
Контроль качества строительно-технической экспертизы
При проведении экспертизы, направленной на осуществление контроля выполненных работ, определяются:
- качество и объем произведенных строительных работ;
- качество отчетности по выполненным работам;
фактическая оценка объема выполненных работ и ее соответствие произведенной оплате; - оценка качества выполненных работ;
- оценка правильности примененных расценок в актах приемки работ;
- оценка соответствия использованных строительных материалов;
- целесообразность применения отдельных видов стройматериалов;
- правильность зафиксированного характера, а также объема выполненных работ в ведомостях, актах и журналах;
- грамотность при оформлении отчетной документации, затрагивающей выполнение ремонтно-строительных работ;
- причины возможного завышения стоимости и объема произведенных работ;
- связь между дефектом, деформацией, обрушением и некачественным выполнением строительно-ремонтных работ или применением некачественного материала для их производства.
На практических занятиях преподаватели Академии вместе со слушателями проводят судебную строительно-техническую экспертизу на предмет контроля качества выполненных строительных работ реальных объектов. В процессе проведения таких практических экспертиз у слушателя – будущего строительно-технического эксперта накапливается опыт и формируется портфолио экспертных заключений.
Анализ строительно-технической документации и смет
Как правило, между подрядчиком и заказчиком часто возникают разногласия по поводу стоимости строительных или ремонтных работ. В случае возникновения конфликта проводится независимая экспертиза строительно-технической документации и смет на выполнение определенных работ.
При экспертизе документации особое внимание уделяется вопросу соответствия существующих условий строительства требованиям технадзора, а именно:
- наличие достаточной комплектности технических документов для начала строительства;
- обоснованность проектно-сметных документов;
- соответствие предъявляемых требований к проекту производства строительных работ;
- наличие уже произведенного строительства до получения утвержденных смет, чертежей и технических проектов;
- наличие недостатков в изыскательных работах на участке строительства;
- наличие или отсутствие авторского надзора за строительством с соблюдением мер и требований, которые к нему предъявлялись.
Обучающая программа профессиональной переподготовки экспертов содержит модуль по изучению правил, порядка и методик проведения экспертизы документации и смет строительных и ремонтных работ.
Аварийная экспертиза и оценка ущерба
Аварийная экспертиза и оценка ущерба являются одной из наиболее востребованных категорий строительно-технической экспертизы. В рамках аварийной экспертизы по строительно-техническим критериям оценивают состояние жилых объектов, зданий, сооружений, которые были подвержены затоплению ил пожару.
В результате исследования в экспертом заключении обязательно указывается устанавленная рыночная стоимость работ по ремонту и восстановлению пострадавших зданий до исходного первоначального состояния.
Экспертное заключение по независимой оценке ущерба, как правило,напрямую отправляют в органы суда.
Сертификат соответствия судебного эксперта
Система добровольной сертификации судебных экспертов предназначена для подтверждения компетентности судебных экспертов для проведения судебно-экспертных и внесудебных исследований. Квалифицированные судебные эксперты, прошедшие добровольную сертификацию, могут осуществлять судебную экспертную деятельность по специальности, по которой проведена процедура сертификации.По итогам сертификации эксперт получаетсертификат соответствия установленного образца. Срок действия данного сертификата – 3 года.Информация о выданных, приостановленных и отмененных сертификатах вносится в Реестр сертифицированных лиц.
Наличие сертификата соответствия является свидетельством того, что образование, подготовка, знания и навыки специалиста соответствуют всем установленным требованиям для выполнения определенной экспертной работы. Это значит, что данный документ повышает уровень доверия к эксперту и открывает для него новые возможности.
Источник: apkipp.ru