(утв. Минпромторгом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Российским профсоюзом работников судостроения, Межрегиональным профсоюзом работников судостроения, судоремонта и морской техники 31.12.2021) (вместе с «Протоколом разногласий сторон отраслевого соглашения по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта Российской Федерации на 2022 — 2024 годы»)
(утв. ФМБА России 21.12.2021, Российским профсоюзом работников атомной энергетики и промышленности, Профсоюзом работников здравоохранения РФ, Межрегиональным профсоюзом работников судостроения, судоремонта и морской техники, Российским профсоюзом работников морского транспорта, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, Российским профсоюзом работников промышленности)
(утв. Общероссийским межотраслевым объединением работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, Всероссийским профессиональным союзом работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций 11.05.2021)
Круглый стол — Развитие сетевой инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения
(утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021) (ред. от 05.05.2022)
(утв. Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.12.2020)
(утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2020)
(утв. Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, ОООР «Союз машиностроителей России», Минпромторгом России 14.02.2020)
(утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росархивом 20.01.2020)
(утв. МЧС России, Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ 31.12.2019)
(утв. Профессиональным союзом адвокатов России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 31.12.2019)
(утв. Общероссийским профсоюзом арбитражных управляющих, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 31.12.2019)
(утв. Российским профсоюзом работников промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Минпромторгом России 30.12.2019)
(утв. Ассоциацией машиностроительных профсоюзов России, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Профсоюзом работников промышленности, Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 30.12.2019)
Социальное партнерство и потребность в кадрах в ЖКХ. Фрагмент заседания ТПП РФ в ЖКХ от 15.09.2022
(утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росреестром 26.12.2019)
(утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 24.12.2019, Министром обороны РФ 27.12.2019)
(утв. Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» 20.12.2019)
(утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019)
(утв. Росжелдором, Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей 19.11.2019)
(утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19.11.2019) (ред. от 27.03.2020)
(утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 18.11.2019)
(утв. Минспортом России, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта» 10.10.2019)
(утв. Профессиональным союзом адвокатов России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и управления и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 30.08.2019)
(утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 30.08.2019)
Источник: ppt.ru
Законодательная база Российской Федерации
2.1. При регулировании оплаты труда работников учитываются:
— уровень квалификации работника;
— сложность выполняемой работы;
— количество и качество затраченного труда;
— наличие тяжелых и вредных условий труда;
— работа в местностях с тяжелыми климатическими условиями;
— надбавки за разъездной, подвижной, вахтовый методы работы;
— индексация месячных тарифных ставок в связи с ростом потребительских цен и др.
2.2. Система оплаты и стимулирования труда, а также доплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.), устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации и предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, трудовых договорах.
Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
2.3. Месячные тарифные ставки рабочих I разряда при работе в нормальных условиях труда, отработавших полностью норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), в I квартале 2002 г. устанавливаются не ниже размеров, указанных в таблице 1.
Рабочие I разряда, занятые: | Минимальный размер месячной тарифной ставки (руб.) |
на строительно — монтажных и ремонтно — строительных работах | 1257 |
обслуживанием агрегатов в основных производственных цехах цементных заводов | 1460 |
в основных производственных цехах цементных заводов и основных цехах предприятий по производству асбестоцементных изделий | 1315 |
в организации по добыче и переработке нерудных строительных материалов: | |
на подземных работах | 1888 |
на открытых горных работах, работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на переработке нерудных материалов | 1460 |
в организациях по добыче и обогащению асбеста и графита: | |
на подземных работах | 2229 |
на открытых горных работах | 1666 |
на работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на обогащении | 1460 |
в организациях других отраслей промышленности строительных материалов, по производству мягкой кровли, стекольной и фарфоро — фаянсовой промышленности | 1119 |
2.4. Минимальные размеры месячных тарифных ставок ежеквартально индексируются в меру роста потребительских цен (на основании данных Госкомстата России).
2.5. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других профессионально — квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.
2.6. В организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, а также во вспомогательных производствах минимальная месячная тарифная ставка рабочего I разряда устанавливается в следующем порядке: определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок в соответствии с Постановлением от 17 сентября 1986 г. N 1115, к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно — монтажных и ремонтно — строительных работах, определенной указанным Постановлением. Полученное соотношение умножается на минимальный размер месячной тарифной ставки, определенной настоящим Соглашением, с учетом индексации, произведенной на дату расчета.
2.7. В соответствии со ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и данным Соглашением подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных Соглашением.
Аналогично определяется размер средств на оплату труда в ценах на продукцию (услуги) производственно — технического назначения промышленных предприятий.
2.8. Тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим и должностей служащим производится в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
2.9. Должностной оклад руководителя государственного предприятия устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки наименьшего разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором в данной организации, и не должен превышать 4-кратного размера тарифной ставки I разряда основной профессии при численности работников до 100 человек, увеличиваясь соответственно до 6, 8, 10, 12, 14, 16-кратного размера, при увеличении численности от 100 до 200, от 200 до 500, от 500 до 1000, от 1000 до 1500, от 1500 до 10000 и свыше 10000 человек.
Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок рабочих данной организации.
Руководителям государственных предприятий выплачивается вознаграждение по результатам финансово — хозяйственной деятельности — доля от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетами всех уровней, которая не может превышать 12 должностных окладов.
2.10. Размеры оплаты труда руководителей внебюджетных организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.
2.11. Оплата труда специалистов и служащих внебюджетных организаций осуществляется по должностным окладам, устанавливаемым организациями и предприятиями исходя из имеющихся средств на эти цели.
2.12. Оплата труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом.
2.13. Оплата труда работников структурных подразделений организаций строительства и промышленности строительных материалов, относящихся по видам деятельности к непроизводственным отраслям, осуществляется, как правило, на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
2.14. К тарифным ставкам и должностным окладам, в соответствии с действующим законодательством, устанавливаются надбавки и доплаты:
— за тяжелые и вредные условия труда — до 12 процентов, за особо тяжелые и особо вредные условия труда — до 24 процентов;
— за подвижной и разъездной характер работ (соответственно, 30 — 40 процентов и 15 — 20 процентов);
— при выполнении работ вахтовым методом — 75 процентов;
— за работу в многосменном режиме (вечернее время — 20 процентов, в ночное время — 40 процентов);
— за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, в местностях с особыми климатическими условиями оплата производится в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Указанные надбавки и доплаты, а также премии, носящие систематический характер, включаются в себестоимость работ (продукции).
2.15. Размер средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в договорные цены, определяется в соответствии с письмами Минтруда России и Госстроя России от 12.08.92 N 1636-РБ/7-26/149 и 15.03.93 N 463-РБ/7-13/32.
2.16. Работодателями за счет получаемой экономии фонда заработной платы могут устанавливаться надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство:
для рабочих III разряда — до 12 процентов;
IV разряда — до 16 процентов;
V разряда — до 20 процентов;
VI и более высоких разрядов — до 24 процентов.
2.17. Работодатель вправе выплачивать работникам вознаграждение за выслугу лет ежеквартально или ежемесячно в пределах общих годовых средств, направляемых на эти цели.
Рекомендуемый размер годового вознаграждения работника составляет:
при стаже работы от 1 до 3 лет — 0,6;
от 3 до 5 лет — 0,8;
от 5 до 10 лет — 1,0;
от 10 до 15 лет — 1,2;
свыше 15 лет — 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).
2.18. При заключении коллективных договоров необходимо предусматривать размер оплаты труда работников предприятия не ниже среднего заработка работников отрасли в регионе.
2.19. Удельный вес тарифа (оклада) в заработной плате работников должен составлять не менее 70 процентов.
2.20. Об изменениях существенных условий труда (систем и размеров его оплаты, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов, наименований должностей и других) работники должны уведомляться работодателями в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения этих изменений.
2.21. Не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями Соглашения, коллективного договора.
2.22. Введение, замена и пересмотр норм выработки, времени, обслуживания производятся работодателями с учетом мнения работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
2.23. Работодатель обязан обеспечить условия для выполнения работниками норм выработки.
2.24. Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.
2.25. При выдаче заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах и основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
2.26. Работодатель или уполномоченные им в установленном порядке его представители, допустившие задержку выдачи заработной платы работникам и другие нарушения условий оплаты труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.27. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.
2.28. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более пятнадцати дней работник имеет право, известив об этом работодателя в письменной форме, приостановить работу на период до выплаты задержанной суммы.
Источник: zakonbase.ru
Сводный нормативный правовой акт отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Краснодарского края на 2007 – 2009 годы
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее Соглашение) является правовым нормативным актом на территории Краснодарского края, устанавливающим общие принципы регулирования социально- трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в организациях строительства и промышленности строительных материалов края. Соглашение разработано и заключено на основе Трудового кодекса Российской Федерации, законов Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об объединениях работодателей» и краевого Закона «О социальном партнерстве в Краснодарском крае». Соглашение направлено на создание системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, на стимулирование эффективности труда, повышение уровня безопасности производства и улучшение условий труда в организациях строительного комплекса края.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
— от исполнительных органов государственной власти Краснодарского края – департамент строительства Краснодарского края;
— от объединения работодателей – Союз строителей (работодателей) Кубани.
— от членов профсоюза и работников предприятий строительного комплекса – Краснодарская краевая территориальная организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ.
1.3. Стороны, подписавшие Соглашение, в пределах своей компетенции принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным Российским и краевым трехсторонними Соглашениями, Отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации.
1.4. Нормы Соглашения обязательны к применению и должны учитываться при заключении коллективных договоров на предприятиях.
Стороны признают необходимость заключения коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннюю помощь и содействие.
1.5. Коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях отрасли, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников, гарантированное настоящим Соглашением. В организациях, не заключивших коллективный договор, Соглашение имеет прямое действие.
1.6. Действие Соглашения распространяется:
— на все организации, входящие в состав краевой организации профсоюза, на всех членов и филиалы Союза строителей (работодателей) Кубани, независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности, а также на организации, подведомственные департаменту строительства Краснодарского края;
— на работодателей, получивших письменное предложение от Сторон Соглашения, при условии, если работодатели в течение 30 календарных дней со дня получения предложения не представили Сторонам мотивированный отказ присоединения к Соглашению;
— на орган исполнительной власти – департамент строительства Краснодарского края в пределах, взятых им на себя обязательств;
— на профсоюзные комитеты, представляющие трудовые коллективы при заключении коллективных договоров.
1.7. В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие Соглашения, работодатели обязаны по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечислять на счет профсоюзной организации денежные средства в размере не менее 1% от начисленной заработной платы указанных работников.
1.8. В случае принятия в период действия Соглашения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации или Краснодарского края, улучшающих права работников в сфере трудовых отношений, соответствующие пункты данного Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм.
1.9. Прекращение членства в Союзе строителей (работодателей) Кубани не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять предусмотренные им обязательства. Смена собственника, изменения организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности в период действия Соглашения не освобождает работодателя – правопреемника от исполнения действующих обязательств по Соглашению.
1.10. Соглашение допускает установление дополнительных по сравнению с ним и действующим законодательством трудовых и социальных льгот для работников, вводимых через коллективные договоры за счет средств трудовых коллективов.
1.11. Стороны согласились, что в период действия Соглашения подписавшая его Краснодарская краевая территориальная организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ совместно с первичными профсоюзными организациями, входящими в ее состав, оказывает всемерное организационное, экономическое содействие реализации принятых обязательств и при условии их выполнения воздерживается от организации забастовок и других акций.
1.12. Стороны на взаимной основе создают отраслевую трехстороннюю комиссию для ведения переговоров по заключению Соглашения, урегулированию возникающих трудовых споров (конфликтов) и обеспечению контроля за ходом выполнения принятых решений, а также для внесения в Соглашение изменений и дополнений (Приложение).
1.13. Изменение и дополнение Соглашения производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом, либо в порядке, установленном настоящим Соглашением.
1.14. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового, но не более 2-х лет.
1.15. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения, ее обязательства по исполнению переходят к правопреемнику.
1.16. Стороны договорились довести настоящее Соглашение до сведения всех хозяйственных структур, трудовых коллективов и первичных профсоюзных выборных органов и организаций отрасли, членов Союза строителей (работодателей) Кубани, используя для этих целей официальные интернет-сайты, средства массовой информации, отраслевую и многотиражную печать.
- В области обеспечения занятости работников и развития строительного производства стороны обязуются:
Департамент строительства Краснодарского края:
2.1. Размещать заказы по объектам строительства для федеральных и краевых государственных нужд среди организаций, признающих и выполняющих положения данного Соглашения, на основании Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2.2. Совместно с другими органами государственной власти Краснодарского края определять приоритеты направления инвестиций и условия их осуществления, участвовать в разработке программ социально-экономического развития края.
2.3. Координировать взаимодействие организаций строительного комплекса по производству строительной продукции и оказанию услуг населению края, в том числе работникам строительного комплекса.
2.4. Координировать деятельность заказчиков, подрядчиков, проектировщиков и производителей строительной продукции в процессе реализации программ капитального строительства для федеральных и краевых государственных нужд.
2.5. Разрабатывать и принимать меры, направленные на усиление государственного влияния в осуществлении строительной деятельности в рамках действующего законодательства, снижение стоимости строительно-монтажных работ на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств.
2.6. Осуществлять концентрацию и использование выделяемых капвложений на пусковые объекты и сокращение объемов незавершенного строительства.
2.7. Содействовать формированию и развитию системы ипотечного жилищного кредитования в строительстве.
2.8. Обеспечивать формирование и реализацию промышленной политики в строительной индустрии и промышленности строительных материалов, направленной на поддержку производства новых видов строительных материалов. Содействовать конкретным инвестиционным проектам, направленным на создание производственных мощностей по выпуску импортнозаменяющей продукции.
2.9. Продолжить практику дальнейшего развития системы подрядных торгов по вновь начинаемым объектам строительства. Разрабатывать и осуществлять меры, направленные на создание конкурентной среды, снижение трудоемкости и повышение уровня индустриализации строительства.
2.10. Ежегодно определять рейтинг строительных и проектных организаций, предприятий стройиндустрии и промстройматериалов.
2.11. Использовать все меры предотвращения фактов недружественных поглощений (рейдерства) в строительной отрасли края, не допуская искусственного банкротства, захвата предприятий и организаций путём скупки акций группами лиц и препятствовать сокращению численности работающих.
2.12. Создавать условия для увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет края за счёт увеличения объёмов выпуска и реализации строительной продукции, полного использования имеющихся средств налогооблагаемой базы.
2.13. Содействовать погашению задолженности в бюджет предприятиями и организациями, а также задолженности бюджетов всех уровней предприятиям и организациям строительного комплекса за выполненные работы и оказанные услуги.
2.14. Содействовать расширению, реконструкции и техническому перевооружению предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
2.15. Содействовать укреплению минерально-сырьевой базы предприятий строительных материалов с учетом новых земельных, природоохранных и экономических отношений.
Работодатели стройкомплекса:
2.16. При заключении коллективных договоров предусматривать обязательства по сохранению числа рабочих мест. Создавать новые производства при условии наличия рынка сбыта и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2.17. Осуществлять прием на работу молодых рабочих и специалистов из числа молодежи, окончивших профессионально-технические училища (колледжи, лицеи), на основе договорных отношений с учебными заведениями.
2.18. Организовать на договорных началах в учебно-курсовых комбинатах и учебных центрах подготовку и переподготовку кадров рабочих, повышение их квалификации. Обеспечивать повышение квалификации инженерно-технических работников в сроки, установленные нормативными требованиями. Конкретное количество работников, подлежащих обучению и повышению квалификации, устанавливается в коллективном договоре.
2.19. Совместно с профсоюзными комитетами проводить консультации по проблеме занятости высвобождаемых работников, возможности предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в данной организации, источников их финансирования, определяя это коллективным договором.
2.20. Производить увольнение по инициативе работодателя работников предпенсионного возраста (58-ми лет – мужчин и 53-х лет – женщин) только в исключительных случаях с обязательным уведомлением об этом территориальных органов занятости и территориальных организаций профсоюза.
2.21. Предоставлять преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работникам с более высокой квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:
— семейным – при наличии двух и более иждивенцев;
— лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
— работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание, воспитанникам детских домов, лицам предпенсионного возраста.
При сокращении численности или штата работников увольнение двух работников из одной семьи одновременно не допускается.
2.22. Приоритетное право на оставление на работе в случае сокращения численности или штата работников имеют:
— работники, повышающие свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных заведениях.
Критериями массового увольнения работников являются:
— ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы собственности с численностью работающих 15 и более человек;
— сокращение численности или штата работников предприятия в количестве более 15% по штатному расписанию.
2.23. Предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь период обучения.
2.24. Не менее чем за 3 месяца уведомлять территориальные организации профсоюза и соответствующий выборный профсоюзный орган в организации о предполагаемом массовом сокращении рабочих мест, высвобождении работников и мерах по социальной защите трудящихся, подлежащих увольнению.
2.25. Добиваться сокращения объемов незавершенного строительства, строго соблюдать сроки договорных обязательств.
2.26. Для обеспечения конкурентоспособности с инофирмами и организациями других регионов РФ постоянно повышать качество общестроительных, строительно-монтажных, отделочных работ, выпускаемой продукции и стройматериалов, добиваться снижения себестоимости строительства.
2.27. В случае принятия соответствующим органом решения о проведении процедуры банкротства организации, своевременно информировать об этом стороны Соглашения.
2.28. Привлекать и использовать на производстве иностранную рабочую силу только по согласованию с краевой межведомственной комиссией при обязательном участии профсоюзов.
Краевая организация профсоюза:
2.29. Совместно с профкомами организаций стройкомплекса добиваться включения в коллективные договоры обязательств работодателей по сохранению числа рабочих мест и созданию новых производств при условии наличия рынка сбыта выпускаемой продукции, укрепления подсобных и обслуживающих производств.
2.30. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь работникам строительного комплекса, профсоюзным организациям по вопросам трудового и гражданского законодательства, занятости, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников.
2.31. Регулярно информировать профсоюзные организации об изменениях в законодательстве о занятости, нормативных актах по данному вопросу, принимаемых Правительством РФ.
2.32. Вносить предложения в администрацию края по вопросам экономической и социальной защиты членов профсоюза предприятий, а также другим вопросам, направленным на повышение эффективности работы строительного комплекса.
2.33. Оказывать в установленном порядке содействие и бесплатную защиту законных прав и интересов членов профсоюза отрасли в судебных, государственных и других органах, используя в этих целях работников аппарата, а также специалистов, привлекаемых со стороны.
2.34. Обеспечивать профсоюзные комитеты организаций методическими разработками и оказывать практическую помощь по заключению коллективных договоров.
2.35. Осуществлять проверки соблюдения работодателями гарантий и льгот при высвобождении работников, предусмотренных законодательством и закрепленных в коллективных договорах.
Стороны договорились:
2.36. Участвовать в установленном порядке в разработке законодательных и иных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников отрасли.
2.37. Принимать меры по защите от банкротства действующих строительных организаций и предприятий отрасли, не допускать умышленного признания их несостоятельными.
2.38. Проводить краевые конкурсы на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии, отраслевые конкурсы профессионального мастерства среди работников основных специальностей.
2.39. Совместно организовывать и проводить празднование профессионального праздника «День строителя».
3. В области обеспечения уровня жизни и гарантий социальной защищенности стороны обязуются:
Департамент строительства Краснодарского края:
3.1. Содействовать повышению производственно-кадрового потенциала подрядных строительных организаций путем укрупнения и специализации мелких строительных фирм, внедрения лизинга строительной техники, организации подготовки кадров рабочих специальностей по долгосрочным договорам.
3.2. Привлекать государственные предприятия в качестве независимых экспертов для урегулирования разногласий между участниками строительной деятельности по взаиморасчетам и по определению стоимости работ.
3.3. Взаимодействовать с краевой организацией профсоюза, Союзом строителей (работодателей) Кубани в вопросах представления работников, особо отличившихся в области строительства и архитектуры, к награждению государственными наградами Российской Федерации и награждению ведомственными знаками отличия.
Работодатели стройкомплекса:
3.4. Устанавливать минимальные месячные тарифные ставки 1 разряда для основных категорий работников при работе в нормальных условиях труда не ниже размеров, указанных в таблице 1 (по состоянию на II квартал 2007 года):
— на подземных работах;
— на подземных работах;
— на открытых горных работах;
3.5. Производить ежеквартальную индексацию минимальной месячной заработной платы (тарифной ставки рабочего 1 разряда в нормальных условиях труда) в соответствии с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения в Краснодарском крае и индексом роста потребительских цен (по прогнозу Минэкономразвития России) на основании раздела «Оплата и нормирование труда» Российского отраслевого тарифного Соглашения.
В случае понижения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в крае размер минимальной месячной ставки 1-го разряда сохраняется не ниже достигнутого уровня.
3.6. Применять следующие тарифные коэффициенты для рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах, приведённые в таблице 2.
3.7. В организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, минимальную месячную ставку рабочего 1-го разряда устанавливать в следующем порядке:
— определяется соотношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок в соответствии с постановлением № 1115 от 17 сентября 1986 года, к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого в строительстве;
— полученное соотношение умножается на минимальный размер месячной тарифной ставки, определенный настоящим Соглашением.
3.8. Тарификацию работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим и должностей служащим производить по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.
3.9. В минимальный размер тарифной ставки (оклада) не включать доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные и социальные выплаты.
Повышение тарифных ставок при индексации проводится по всем категориям работающих одновременно.
Рост заработной платы работников за счёт индексации, связанной с ростом потребительских цен, не может служить основанием для замены и пересмотра норм труда.
3.10. Оплату труда руководителей, специалистов и служащих осуществлять по должностным окладам, установленным организациями и предприятиями, и индексировать её в соответствии с изменениями величины тарифной ставки 1 разряда основной профессии. Заработную плату руководителю и специалистам организации выплачивать одновременно с её выплатой всем работникам данной организации.
3.11. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель индексирует задержанные выплаты на индекс роста потребительских цен, официально определяемый краевым комитетом статистики в среднем по Краснодарскому краю. При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации не может быть ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.
3.12. Информировать профсоюзный комитет о форс-мажорных обстоятельствах, в результате которых на расчетном счете организации недостаточно денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
3.13. Время простоя по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в том числе при кратковременном снижении объемов производства и строительно-монтажных работ, если работник предупредил работодателя о начале простоя, оплачивать в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
3.14. Производить работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, доплаты и надбавки к тарифной ставке (окладу) по действующим нормам:
— за тяжелые и вредные условия труда – до 12 процентов и за особо тяжелые и особо вредные условия труда – до 24 процентов;
— за профессиональное мастерство для рабочих III разряда – до 12 процентов, IV разряда – до 16 процентов, V разряда – до 20 процентов, VI и более высоких разрядов – до 24 процентов.
Перечни конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат включаются в коллективные договора.
3.15. Предусматривать в коллективных договорах организаций всех форм собственности положения об обязательном соблюдении установленных законами и постановлениями Правительства Российской Федерации сроков увеличения размеров оплаты труда.
3.16. Осуществлять оплату труда работников непроизводственной сферы деятельности организаций (учреждений культуры, спорта, профобразования и здравоохранения), находящихся на их балансе, на основе тарифной сетки, утверждённой постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.04.2006 г. № 289 «Об утверждении тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края».
3.17. Осуществлять выплаты стимулирующего характера (доплаты, надбавки) за работу в многосменном режиме, в выходные дни, ночное, вечернее и сверхурочное время в размерах, не ниже установленных действующим законодательством. Оплату нерабочих праздничных дней производить в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Размеры и условия их выплаты определяются в коллективном договоре, соглашении.
3.18. Социальные выплаты (материальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям, ветеранам труда, выплаты к юбилейным датам, оплата дней, предоставляемых работникам по случаю семейных торжеств и похорон) предоставлять в размерах, установленных коллективным договором. Обеспечить социальные выплаты работникам из фондов предприятий, предусмотренных на эти цели.
3.19. Устанавливать системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), других поощрительных выплат работникам, а также нормы труда по согласованию с профсоюзным комитетом организации.
С целью роста трудовой активности, усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения качества работы и производительности труда определять и закреплять условия и порядок премирования в коллективных договорах.
3.20. Производить работникам организаций выплату компенсационных надбавок за подвижной и разъездной характер работ, при вахтовом методе организации работ в процентах к действующим тарифным ставкам (окладам) в размерах, установленных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
3.21. Доплаты за руководство бригадой бригадирам (руководителям групп), не освобождённым от основной работы, устанавливать в зависимости от численности бригады (группы):
— при численности от 5 до 10 человек включительно – 10 процентов тарифной ставки (должностного оклада);
— при численности свыше 10 человек – 15 процентов тарифной ставки (должностного оклада).
3.22. Выплачивать вознаграждения за выслугу лет всем категориям работников, занятым в строительстве, промышленности строительных материалов, проектных и проектно-изыскательских организациях на основании положений, разработанных организациями самостоятельно и включаемых в качестве приложения в коллективный договор.
Средства, предназначенные для выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, подвижной и разъездной характер работ, средства, связанные с возмещением командировочных расходов, включаются в свободные и декларированные цены на строительную продукцию промышленных предприятий.
Размер средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в свободные (договорные) цены, определяется в соответствии и с письмом Минтруда РФ № 1636-РБ, Минстроя РФ № 7-26/149 от 12.08.1992 года и письмом Минтруда РФ № 463 РБ, Госстроя РФ № 7-13/32 от 15.03.1993 года.
3.23. Для лиц, занятых на рабочих местах, по результатам аттестации которых имеются заключения о повышенном уровне вредных или опасных для жизни производственных факторов, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.
3.24. Предоставлять сверх основного отпуска продолжительностью 28 календарных дней дополнительные отпуска отдельным категориям работников, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
3.25. В целях расширения социального пакета, предоставляемого работающим, ежегодно заключать договоры добровольного медицинского страхования и страхования работников от несчастных случаев, предусматривающие возмещение страховой компанией вреда их жизни и здоровью в результате всех возможных последствий несчастного случая или болезни.
3.26. Не допускать нетрадиционных видов вознаграждения за труд (страхование, натуральные выдачи и т.п.) за счет снижения размеров основной заработной платы с учетом инфляции. Проводить указанные мероприятия по согласованию с профсоюзными комитетами в размерах, предусмотренных коллективными договорами.
3.27. Неработающим пенсионерам и ветеранам производства выделять за счет средств организации компенсацию расходов на лечение, протезирование зубов и другие виды медицинской и социальной помощи, приобретение дров, ремонт жилья, исходя из финансовых возможностей предприятия.
3.28. Оказывать неработающим пенсионерам материальную помощь. Конкретные размеры и сроки устанавливаются при заключении коллективного договора.
3.29. Исходя из финансовых возможностей предприятий, совместно с органами социального страхования организовывать отдых детей работников в детских оздоровительных лагерях. Размеры оплаты путевок родителями определяются коллективными договорами.
3.30. При отсутствии финансовых средств Фонда социального страхования предусматривать при заключении коллективных договоров выделение средств из чистой прибыли в размере до 1,4 процента от фонда оплаты труда на приобретение путевок санаторно-курортного лечения работников и детского оздоровления.
3.31. При увольнении, в связи с уходом на пенсию, осуществлять выплату материальной помощи за многолетний труд при стаже работы в отрасли:
— 10 лет – месячный заработок;
— от 10 до 20 лет – 2-х месячный заработок;
— от 20 до 25 лет – 3-х месячный заработок;
— от 25 до 30 лет – 4-х месячный заработок;
— от 30 до 35 лет – 5-ти месячный заработок;
— свыше 35 лет – 6-ти месячный заработок.
3.32. Затраты организаций и предприятий, связанные с удовлетворением экономических, трудовых и социальных гарантий, установленных настоящим Соглашением, включать в договорные цены и сметы на строительство при наличии соответствующего ресурсного обеспечения и в соответствии с действующими положениями по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, содержащихся в методических указаниях Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
Источник: geum.ru
Шпаргалка для кадровика: федеральные отраслевые соглашения
Не все работодатели помнят о том, что в соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения также регулируются соглашениями, принимаемыми на разных уровнях социального партнерства. Тем не менее данные соглашения накладывают на работодателя определенные обязательства. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями и соответствующими органами по труду (ст. 51 ТК РФ). В данной статье приводится перечень отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства по состоянию на 1 апреля 2009 г.
Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В свою очередь, отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и может заключаться на любом уровне социального партнерства (ст. 45 ТК РФ).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ст. 48 ТК РФ). Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260.
В соответствии с ним Роструд в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет его текст и сведения о его регистрации для опубликования в журнале «Труд и Страхование» и в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте министерства www.minzdravsoc.ru. Затем стороны соглашения вправе предложить Минздравсоцразвития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли, с предложением о присоединении к нему. При этом само предложение о присоединении должно быть опубликовано в «Российской газете».
Работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли и не желающие присоединяться к данному соглашению, должны в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ. Иначе соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения о присоединении (ст.
48 ТК РФ). В этом случае невключение в трудовой договор каких-либо прав и обязанностей работника и работодателя, прописанных в отраслевом соглашении, не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст. 57 ТК РФ). Учтите, что в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяют условия того документа, который наиболее благоприятен для работников (ст. 48 ТК РФ).
Перечень отраслевых соглашений, заключенных
на федеральном уровне социального партнерства
по состоянию на 1 апреля 2009 года
Срок
действия,
годы
Уведомление о
регистрации —
Письмо
Роструда:
дата, N
(регистрация:
дата, N)
Предложение о
присоединении —
Письмо
Минздравсоцразвития
России, дата, N
Источник: hr-portal.ru