Экспертная оценка инвестиционных проектов дает возможность контролировать поток и объем вложений на этапе планирования. Благодаря грамотному подходу к решению задачи, можно предотвратить совершение ошибок и провести мероприятия для усовершенствования условий. Технологический аудит – функциональный инструмент оценки плана еще до его воплощения.
Что такое публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА)
Данное понятие было установлено президентским указом в 2013 году «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно этому документу, данный термин означает организацию оценочных мероприятий, призванных проанализировать целесообразность и перспективность вложений государственных средств в различные проекты. Основная цель такого аудита – повышение темпов экономического роста и его стабилизация.
Более подробно суть данного понятия раскрыта в постановлении Правительства №382. Согласно этому нормативному акту, технологический аудит ИП подразумевает организацию и проведение профессиональной оценки обоснования предложенных решений по созданию капитальных строительных объектов.
Современное проектирование домов: BIM технологии. Библиотеки информационных моделей // FORUMHOUSE
Данные мероприятия призваны отразить его соответствие современным технологиям, материалам и оборудованию, которые используются в строительстве. В рамках работы по оценке рассмотрению подлежат и эксплуатационные расходы на осуществление данного проекта.
Цель технологического аудита – повышение эффективности государственных финансовых вложений, снижение строительных издержек и сокращение сроков возведения здания, повышение конкурентоспособности производства.
Задача ценового аудита – проверка, изучение и оценка расчетов суммы капитальных инвестиций и сметной стоимости с целью установления их соответствия нормативам, физическому объему предстоящей работы и конструктивно-организационным решениям, изложенным в проектной документации. При проведении оценки обязательно учитываются итоги технологического аудита.
Для каких проектов проводится ТЦА
- инвестиции в капитальное строительство объектов, которые включены или не участвуют в федеральных программах;
- инвестиции за счет бюджета Инвестиционного Фонда РФ.
Порядок и этапы проведения технологического и ценового аудита
Проведение ТЦА производится в срок, установленный соглашением сторон, но при этом не превышающий 45 дней. В случае рассмотрения сложных или опасных объектов этот период может быть продлен еще на 15 дней.
По результату проведенных в рамках аудитов мероприятий составляется заключение, имеющее положительный или отрицательный характер.
Действия Аудитора зависят от этапа, на котором проводится оценка:
- на стадии подготовки (планирование локации) проводится аудит предпроектных материалов с учетом технического задания;
- на этапе проектирования (при наличии утвержденной Клиентом проектной документации) оценивается пакет документов;
- на этапе реализации (строительства) оценке подлежит организация работ по возведению объекта.
Для проведения аудита эксперту необходимо предоставить следующий пакет документов:
Что такое BIM. BIM моделирование. BIM проектирование.
- обоснование рациональности капитальных вложений (информация о проекте, предварительные расчеты, источники и объемы финансирования, обоснование спроса на услуги объекта и т.д.);
- проектную документацию;
- заключения органов госэкспертизы (положительные);
- копию задания на производство проектирования;
- информация о специалистах, которые подготовили проектную документацию.
Результаты проведения технологического и ценового аудита
По завершению проверки и анализа Аудитор передает результаты проведенных мероприятий Заказчику. Назначается обсуждение итогов с участием Аудитора. Координатор выносит на утверждение отчет о проведении технологического и ценового аудита.
В результате аудита оформляется следующий пакет документов:
- заключение о проведении аудитов инвестиционного проекта;
- заключение о проведении обсуждения итогов аудитов.
Отчет о технологическом аудите содержит данные об оценке:
- качества и полноты предоставленных данных, которые применяются для проектирования;
- обоснования технологических решений;
- соответствие предложенных решений действующим нормативам и актуальному уровню развития технологий;
- наличия ограничений на применение технологий;
- необходимости найма высококвалифицированных специалистов;
- возможностей для оптимизации предложенных технических решений;
- эффективности и целесообразности реализации проекта;
- потенциальных рисков в вопросе достижения плановых показателей и соблюдения сроков строительства.
Ценовой аудит предусматривает анализ:
- затрат на реализацию инвестиционного проекта;
- стоимости проектов в течение их реализации;
- финансово-экономических показателей;
- финансовых рисков;
- стоимостных показателей;
- возможностей для сокращения издержек.
На основании отчета Заказчик может принять правильное решение, стоит ли инвестировать свои средства в новый проект.
Преимущества проведения аудита ИП компанией «Юрэнерго»
Заказывая ТЦА в компании «Юрэнерго», вы можете не сомневаться в отличном качестве результата:
- многолетний опыт проведения технологических и ценовых аудитов крупных инвестиционных проектов гарантирует, что предложенные рекомендации будут верными на 100%;
- налаженное сотрудничество с регулирующими организациями ускорит процесс оформления необходимой документации;
- высокая квалификация и компетенция специалистов по аудиту обеспечат грамотную оценку всех нюансов инвестиционного проекта и выработку оптимального решения.
Для уточнения деталей сотрудничества позвоните нам по телефону или оставьте заявку на обратный звонок. Мы проконсультируем вас и возьмемся за оценку проекта любой сложности вне зависимости от его направленности и масштаба.
Источник urenergo.ruТехнологический и ценовой аудит обоснования инвестиций
постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»:
- Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 421 «О внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» приостановлено до 31 декабря 2024 г. действие Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций (далее – ТЦА ОИ) осуществляется в соответствии с Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
ТЦА ОИ проводится в отношении инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Обоснование инвестиций – документация, включающая в себя в том числе проект задания на проектирование объекта капитального строительства и содержащая описание инвестиционного проекта.
При проведении ТЦА ОИ обеспечивается публичное обсуждение обоснования инвестиций (за исключением случаев, когда представленные для проведения ТЦА ОИ документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Источник gge.ruТца это в строительстве и проектировании
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»
Главная Статьи Публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: публичный аудит инвестпроектов
03.06.2019
Мазит Салихов, начальник ГАУ «УГЭЦ РТ», рассказывает о порядке проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и об изменениях, внесенных в этот порядок.
30 апреля 2013 года принято постановление Правительства РФ №382 (далее – Постановление), обязывающее проводить публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционно-строительных проектов с государственным участием, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Что такое публичный технологический и ценовой аудит?
Публичный технологический аудит инвестиционного проекта – это проведение экспертной оценки обоснования выбора проектируемых технологических и конструктивных решений по созданию в рамках инвестпроекта объекта капитального строительства. Оценивается их соответствие современному уровню развития техники и технологий, с учетом требований современных технологий производства, необходимых для функционирования объекта. Проводится оценка эксплуатационных расходов для повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, повышения конкурентоспособности производства.
Ценовой аудит инвестиционного проекта – экспертная оценка стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов публичного технологического аудита инвестиционного проекта.
Технологический и ценовой аудит(далее – ТЦА) – независимая экспертная оценка экономических, технических и технологических характеристик инвестпроекта на различных этапах его жизненного цикла.
Результат ТЦА – обоснованные предложения и рекомендации по оптимизации инвестиционного проекта.
Для каких объектов он нужен?
Публичный ТЦА проводится по инвестпроектам в отношении объектов капитального строительства, включенных и не включенных в федеральные целевые программы.
Данным Постановлением установлены ценовые показатели инвестиционных проектов в категории крупных – это их стоимость.
С 2018 года ТЦА проводится в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд. рублей и более.
Публичный аудит не проводится в отношении инвестпроектов, сведения о которых составляют государственную тайну и в ряде других случаев:
• если в отношении объектов капитального строительства используется экономически эффективная проектная документация повторного использования;
• проведен ТЦА обоснования инвестиций в инвестпроект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Какие изменения внесены в публичный ТЦА?
Действующая система публичного аудита выявила сложность и громоздкость процедур его проведения, что привело к значительным срокам аудита, отсутствию конкретных требований к лицам, проводящим аудит.
В связи с этим Минстрой РФ доработал и подготовил изменения в постановление № 382. Внесены следующие поправки:
• уточнены этапы проведения ТЦА;
• определены органы и организации по его проведению;
• установлены требования к указанным организациям.
Согласно внесенным изменениям аудит проводится на следующих этапах:
• на предпроектном этапе ТЦА позволяет оценить проект на предмет экономической и технологической целесообразности инвестиций в строительство, объем и сроки его осуществления;
• этап проектирования – ТЦА позволяет оценить технологические, архитектурные, конструктивные и инженерно-технические решения на предмет их оптимальности и эффективности, достаточность данных. Оценить сметную документацию на предмет её соответствия среднерыночным ценам на оборудование и материалы;
• строительный этап – аудит целевого расходования средств, выделенных на строительство инвестиционного проекта, контроль сроков и объемов реализации.
Ранее в Положении отсутствовали критерии уровня квалификации исполнителей по проведению технологического и ценового аудита. Сейчас эти полномочия переданы от научно-экспертного совета Минобрнауки РФ экспертным организациям, и исключена возможность проведения аудита физическими лицами.
С 6 февраля 2018 года в Положение внесены следующие изменения:
• заявителем на 1-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик;
• публичный технологический и ценовой аудит проводится по инвестпроектам в отношении объектов капитального строительства, включенных и не включенных в федеральные целевые программы;
• скорректирован порядок проведения 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;
• Инвестиционный фонд РФ исключен из источников финансирования крупных инвестпроектов с госучастием, что связано с его упразднением.
Кто проводит аудит?
Экспертная организация, проводящая аудит должна соответствовать следующим критериям:
• опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации не менее 7 лет;
• в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью 1,5 млрд. рублей;
• наличие в штате по основному месту работы в экспертной организации не менее 10 экспертов, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и включенных в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, или работников, обладающих опытом работы в области проведения технологического и (или) ценового аудита не менее 5 лет.
Стоимость проведения ТЦА
За проведение 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита и 2-го этапа публичного технологического аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация подлежит разработке, экспертными организациями соответственно взимается плата не выше 0,2% и 0,38% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
За проведение публичного ТЦА проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем 0,58% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий. В размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость.
Плата за проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов включается в состав расходов на реализацию инвестиционного проекта в части расходов, предусмотренных главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.12 2008 № 87.
Как проводится публичный аудит
На 1 этапе процедуры ТЦА обосновывается экономическая целесообразность, объем и сроки осуществления капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта. Необходим ли в принципе этот проект для достижения поставленных государством стратегических задач.
Проводится оценка обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений на предмет их оптимальности с учетом эксплуатационных расходов на реализацию инвестпроекта в процессе жизненного цикла и соответствия современному уровню развития техники и технологий.
Оценивается обоснование выбора технологических решений – отвечают ли они требованиям к основным характеристикам продукции, нет ли уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции. Оценка проводится, если в проекте предусмотрено создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции гражданского назначения в соответствии с методикой проведения экспертной оценки соответствия современному уровню развития науки и техники.
Проводится оценка обоснования выбора основного технологического оборудования по укрупненной номенклатуре на предмет соответствия современному уровню развития техники и технологий.
Оцениваются сроки и этапы подготовки и реализации инвестиционного проекта на предмет их оптимальности.
Оценка предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестпроекта, включая оценку стоимости строительства по укрупненным нормативам цены строительства, проводится с учетом стоимости строительства аналогичных объектов, в том числе за рубежом. Такая оценка содержит сравнительный анализ стоимости реализации инвестиционного проекта с международными и отечественными аналогами, реализованными в сопоставимых условиях (при наличии).
Также производится оценка рисков реализации проекта, в том числе технологических, ценовых и финансовых, по срокам реализации инвестиционного проекта и его этапов.
ТЦА проводится в предусмотренные договором сроки, который не должен превышать 45 дней. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней.
Результат проведения публичного ТЦА на 1-м этапе – положительное или отрицательное заключение, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной приказом Минстроя РФ от 29.01.2018 № 45/пр.
В заключении должны быть отражены:
а) результаты оценки обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных и инженерно-технических и технологических решений, сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта, предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта, рисков реализации инвестиционного проекта;
б) сведения о соответствии результатов технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений требованиям к архитектурным, конструктивным, инженерно-техническим и технологическим решениям, основному технологическому оборудованию, срокам и этапам подготовки и реализации инвестиционного проекта, а также к предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта и его отдельных этапов, предусмотренным в задании на проектирование;
в) сведения о достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование, для разработки проектной документации и реализации проекта;
г) оценка возможности и целесообразности применения в инвестиционном проекте разработанных или разрабатываемых технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ, услуг) в инвестиционных проектах, предусматривающих создание новых или модернизацию существующих технологий производства продукции – в случае наличия таких технологий.
В случае получения отрицательного заключения заявитель вправе представить документы на повторное проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, указанных в заключении. Плата за повторное проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта не взимается.
На 2-м этапе объектом публичного технологического аудита инвестиционного проекта, является проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Предмет аудита – оценка принятых в проектной документации архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений для определения их соответствия:
а) решениям, установленным в задании на проектирование, с учетом формализуемых требований к таким решениям, определенных на 1-м этапе публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта;
б) современному уровню развития техники и технологий производства продукции (работ, услуг);
в) исходно-разрешительной документации на строительство.
На втором этапе проверяется, рационально ли выбраны технологии или существуют более дешевые и современные варианты. Достоверна ли цена строительства.
Результат проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта на 2-м этапе – сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестпроекта, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной Мнстроем РФ.
Ценовой аудит на 2-м этапе определяет достоверность сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках инвестпроекта, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 18. 05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства…».
Проведение 2-го этапа публичного технологического аудита проводится в срок, не превышающий 60 дней. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней.
Проведение публичного ТЦА проектов, по которым разработана проектная документация в отношении объектов капстроительства, осуществляется в 1 этап (в рамках процедуры 2-го этапа).
Если в ходе реализации инвестпроекта, получившего положительное сводное заключение ТЦА и положительное заключение о достоверности сметной стоимости, увеличилась сметная стоимость объекта или уменьшилась его мощность, то проводится повторный публичный технологический и ценовой аудит.
Также проводится публичный технологический и ценовой аудит объекта, который ранее не подлежал проведению обязательного ТЦА, если в ходе реализации инвестпроекта увеличилась сметная стоимость объекта капитального строительства и (или) изменилась его мощность, и в результате этих изменений объект по критериям попал в категорию объектов, в отношении которых проводится ТЦА.
Результат публичного ТЦА объекта – итоговое заключение с выводом: привела ли реализация проекта к достижению изначально поставленных целей, насколько рационально и эффективно использованы инвестиции.
ТЦА инвестиционных проектов позволяет:
• Оценить эффективность и целесообразность инвестиционного проекта;
• Оценить все возможные риски реализации проекта, улучшить проектные решения, используемые ресурсы, основные технологические процессы и оборудование;
• Сократить сроки капитального строительства;
• Повысить конкурентоспособность производства, экологичность и энергоэффективность инвестиционного проекта и др.
ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан» – организация, компетентная для проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.
№ 03(10) 05.2019
Президент РТ
Минстрой
России
ФАУ
«Главгосэкспертиза
России»
СПб ГАУ «ЦГЭ»
ГКУ «ГИСУ РТ»
УЦ ГАУ «УГЭЦ РТ» («ПрофСтандарт»)
Правительство РТ
МСАиЖКХ РТ
ФАУ «РОСКАПСТРОЙ» Минстроя России
ГАУ «Мосгосэкспертиза»
ГУП «ТИГП»
КГАСУ
Источник gosekspertiza-rt.ru