Коллеги, используя свой блог как площадку для обмена опытом и наработками по тематике КИИ, с согласия автора публикую в неизменном виде анализ 235-го приказа ФСТЭК, проведенный Начальником отдела защиты информации Трубной металлургической компании Александром Севостьяновым.
22.02.18г. ФСТЭК в рамках требований ст.6 187-ФЗ о КИИ РФ был зарегистрирован Приказ №235 «Об утверждении требований к созданию систем безопасности объектов КИИ».
Документ кратко, но ёмко описывает процесс создания безопасности критической инфраструктуры и состав сил и средств.
Документ подготовлен в целях упрощенного восприятия юридической информации требований Приказа и местами дополнен примечаниями автора.
(все комментарии и примечания автора являются его частным мнением)
Что можно понимать под понятием «создание» (ибо 239-м Приказом определена еще и требования к безопасности при «эксплуатации»). Таким образом, 235-й Приказ первичен, по отношению к 239-му. Создание, если исходить из формулировок Приказа: «Системы безопасности создаются субъектами критической информационной инфраструктуры и включают в себя: правовые, организационные, технические и иные меры, направленные на обеспечение информационной безопасности (защиты информации) субъектов КИИ». При этом, основная цель, это устойчивоефункционирование значимых объектов КИИ! То есть, если кратко: это комплекс взаимосвязанных мер, на основе организационной распорядительной документации!
Самое первое это Безопасность! ТБ. @стройка #техника
При этом, помним, что: п о решению субъекта КИИ для одногоили группы значимых объектов КИИ могут создаваться отдельные системы безопасности (т.е. видимо есть возможность объединить ряд однородных объектов значимых КИИ в один, в отношении которого можно будет создать единую систему безопасности).
Система создается руководителемсубъекта КИИ (либо уполномоченным лицом). В данном случае, вполне уместно подготовить некий внутренний проект под наименованием «Создание системы безопасности КИИ Предприятия», что утверждается Приказом руководителя, либо, в виде простого перераспределения функционала, определенного Приказом на ряд выбранных СП, что также утверждается Приказом руководителя.
- СП и работники, ответственные за безопасность значимых объектов КИИ;
- СП и работники, эксплуатирующие значимые объекты КИИ;
При этом, системы безопасности должны функционировать в соответствии с организационно-распорядительной документацией (т.е.: как сопроводительная, так и подготовленная Предприятием самостоятельно).
предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимыми объектами КИИ (прим.: т.е. не всеми), уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование значимых объектов КИИ (прим.: наличие СКУД и видеонаблюдения обязательно);
Охрана труда в строительстве основанная на риск ориентированном подходе
восстановление функционирования значимых объектов КИИ, в том числе за счет создания и хранения резервных копий необходимой для этого информации;
непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации в соответствии со ст.5 187-ФЗ (ГОССОПКА).
к силам обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, а именно: руководитель субъекта КИИ (Предприятия) создает или определяет структурное (или самостоятельное) подразделение (далее – СП), ответственное за обеспечение безопасности значимых объектов КИИ, или назначает (прим.: Приказом ГД) отдельных работников, ответственных за обеспечение безопасности значимых объектов КИИ, которые выполняют следующие основные функции:
разрабатывают предложения по совершенствованию организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов и представляют их руководителю субъекта КИИ (уполномоченному лицу) ;
проводят анализ угроз безопасности информации в отношении значимых объектов КИИ и выявляют уязвимости в них;
обеспечивают реализацию требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, установленных в соответствии со статьей 11 187-ФЗ (п.п. 4 п.6 Закона, т.е. Приказ ФСТЭК № 239);
обеспечивают в соответствии с требованиями по безопасности реализацию организационныхмер и применение средств защиты информации, эксплуатацию средств защиты информации;
осуществляют реагирование на компьютерные инциденты в порядке п.6 части 4 статьи 6 187-ФЗ (т.е. информирование и реагирование, ликвидация);
готовят предложения по совершенствованию функционирования систем безопасности, а также по повышению уровня безопасности значимых объектов КИИ;
работники СП по безопасности, штатные специалисты должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ;
не допускается возложение на СП по безопасности, штатных специалистов функций, не связанных с обеспечением безопасности значимых объектов КИИ или обеспечением информационной безопасности субъекта КИИ в целом (прим.: т.е. только целевое использование квалифицированного персонала);
обязанности, возлагаемые на работников СП по безопасности, штатных специалистов, должны быть определены в их должностных регламентах (должностных инструкциях) и до них должны быть доведены положения организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов в части, их касающейся (тоже самое касается привлекающихся для проведения технических, ремонтных работ подрядчиков);
СП , эксплуатирующиезначимые объекты КИИ, обеспечиваютбезопасность эксплуатируемых ими значимых объектов КИИ, при этом: к оординацию и контроль их деятельности по вопросам обеспечения безопасности значимых объектов КИИ осуществляют СП по безопасности, штатные специалисты;
субъект КИИ не реже 1 раза в год организует проведение методических занятий, лекций, семинаров, иных мероприятий, направленных на повышение осведомленностиоб угрозах безопасности информации и уровня знаний указанных работников по вопросам обеспечения безопасности КИИ (прим.: проводим Security Awareness ).
к ПО и ПАС, применяемым для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, относятся средства защиты информации (СЗИ): в том числе средства защиты информации от НСД(включая встроенные в общесистемное, прикладное программное обеспечение), межсетевые экраны, средства обнаружения (предотвращения) вторжений(компьютерных атак), средства антивирусной защиты, средства (системы) контроля(анализа) защищенности, средства управлениясобытиями безопасности, средства защиты каналовпередачи данных (Прим: у многих это уже есть, осталось только переформатировать под значимые КИИ);
для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ должны применяться СЗИ, прошедшие оценкусоответствия требованиям по безопасности в формах обязательной сертификации, испытаний или приемки;
СЗИ, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации, применяются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия решения субъектом КИИ;
с иных случаях применяются СЗИ, прошедшие оценку соответствия в форме испытаний или приемки, которые проводятся субъектами КИИ самостоятельно или с привлечением организаций, имеющих в соответствии с законодательством РФ лицензии на деятельность в области защиты информации;
параметры и характеристики применяемых СЗИ должны обеспечивать реализацию технических мер по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, принимаемыми в соответствии с требованиями по безопасности;
в качестве СЗИ в приоритетном порядке подлежат применению СЗИ, встроенные в программное обеспечение и (или) программно-аппаратные средства значимых объектов КИИ (при их наличии);
СЗИ должны применяться в соответствии с инструкциями (правилами) по эксплуатации, разработанными разработчиками (производителями) этих средств, и иной эксплуатационной документацией на СЗИ;
применяемые СЗИ должны быть обеспечены гарантийной, технической поддержкой (т.е.: FreeWare не подойдет. При этом, варианты, когда СЗИ куплено, но не обслуживается по гарантии, вполне допустимы, хотя техническую поддержку придется восстановить)*;
при выборе СЗИ необходимо учитывать наличие ограничений на возможность их применения субъектом КИИ на любом из принадлежащих ему значимых объектов КИИ со стороны разработчиков (производителей) или иных лиц;
порядок применения СЗИ определяется субъектом КИИ в организационно-распорядительных документах по безопасности значимых объектов с учетом особенностей деятельности субъекта КИИ.
*Прим.: Предприятиям будет необходимо провести проверку наличия документов, подтверждающих право собственности на СЗИ.
ОРД по безопасности значимых объектов являются частью общей системы документов (стандартов организации) по вопросам обеспечения информационной безопасности (защиты информации) субъекта КИИ. При этом положения, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, могут быть включены в общие документы по вопросам обеспечения информационной безопасности (защиты информации), а также могут являться частью документов по вопросам функционирования значимого объекта КИИ;
ОРД по безопасности значимых объектов разрабатываются применительно к особенностямдеятельности субъекта КИИ на основе настоящих требований, требований по безопасности , иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности КИИ и защиты информации;
ОРД должны определять: 1 — цели и задачиобеспечения безопасности значимых объектов КИИ; 2 — основные угрозы безопасности информации и категории нарушителей; 3 — основные организационные и технические мероприятияпо обеспечению безопасности значимых объектов КИИ; 4 — состави структуру системы безопасности и функции ее участников; 5 — порядок применения, формы оценки соответствия значимых объектов критической информационной инфраструктуры и СЗИ требованиям по безопасности; 6 — планы мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ; 7 — модели угроз безопасности информации в отношении значимых объектов КИИ; 8 — порядок реализации отдельных мер по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ; 9 — порядок проведения испытаний или приемки СЗИ; 10 — порядок реагирования на компьютерные инциденты; 11 — порядок информирования и обучения работников; 12 — порядоквзаимодействия подразделений (работников) субъекта КИИ при решении задач обеспечения безопасности значимых объектов КИИ; 13 — порядок взаимодействия субъекта КИИ с ГОССОПКА; 14 — правила безопасной работы работников субъекта КИИ на значимых объектах КИИ; 15 — действия работников субъекта КИИ при возникновении компьютерных инцидентови иных нештатных ситуаций .
планирование и разработка мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: разработка СП по безопасности и ежегодного (или более) плана мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ и его утверждение руководителем субъекта КИИ, включающего: наименованиямероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, сроки их выполнения, наименования СП (работников), ответственных за реализацию каждого мероприятия; о рганизационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, направленные на решение задач, установленных требованиями. На основе общего плана, в местах эксплуатации могут готовиться локальныепланы). Выполнение плана контролируетсяСП по безопасности, которые ежегодно готовят отчет по его выполнению);
реализация (внедрение) мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: является результатом выполнения планамероприятий и осуществляется в соответствии с ОРД по безопасности значимых объектов. В ходе реализации мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов принимаются организационные меры и (или) внедряются СЗИ на значимых объектах КИИ, направленные на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, при этом: результаты подлежат документированиюв порядке, установленном субъектом КИИ в ОРД по безопасности значимых объектов).
контроль состояния безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: проводится ежегодно комиссией, назначаемой субъектом КИИ в состав: СП по безопасности, штатные специалисты, подразделений, эксплуатирующих значимые объекты КИИ, и подразделений, обеспечивающих функционированиезначимых объектов КИИ, а также иные работники других СП. По результатам готовиться Акт, подписываемый членами комиссии и утверждается руководителем субъекта КИИ, при этом: в случае проведения внешней оценки (внешний аудит силами лицензионной по НСД Организации), внутренний контроль может не проводиться).
совершенствование безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: силами СП по безопасности проводится анализ функционирования системы безопасности и состояния безопасности значимых объектов КИИ, по результатам которых разрабатываются предложенияпо развитию системы безопасности и меры по совершенствованию безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, которые представляются руководителю субъекта КИИ).
В настоящий момент Предприятию потребуется значительная и глубокая переработка всей локальной нормативной базы по защите информации и приведения ее в соответствии 187-ФЗ, если таковая не имеется (включая документы кадрового администрирования).
Реализация всех требования потребует создания отдельного самостоятельного подразделения по информационной безопасности критической информационной инфраструктуры, либо расширения штатной численности уже имеющихся подразделений защиты информации.
Целесообразность привлечение для целей выполнения всех требований Приказа №235 сторонних профильных Организаций до момента принятия всего пакета ключевой подзаконной нормативной документации по реализации все требований 187-ФЗ, пока под сомнением (однако, в рамках консалтинга это вполне будет уместно).
До момента утверждения перечня объектов КИИ и отправки его во ФСТЭК, у Предприятия есть время для маневра (но не большое).
В Приказах 235 и 239 нет прямыхограничений или запретов на использование удаленной технической поддержки КИИ на территории РФ, оказываемой иностранной Компанией по договору гарантийного обслуживания (в т.ч. из-за границы).
- Ожидание регистрации ключевого Приказа ФСТЭК № 239.
- Ожидание документов ФСБ по ГОССОПКА (но можно и пропустить).
- Изучение учредительных документов Предприятия с целью определения сфер деятельности, подпадающих под 187-ФЗ (по ОКВЭД).
- Изучение собственной нормативной базы по защите информации с целью приведения ее в соответствие на верхних уровнях иерархии (Концепция ИБ, Политика ИБ), включая введение основополагающего термина «КИИ».
- Инвентаризация имеющегося ПО и ПАС с целью определения из возможности по закрытию вопросов безопасности объектов КИИ.
- Определение сил для реализации требований 187-ФЗ (на уровне СП и работников).
- Создание Приказом ГД комиссии ко категорированию.
- Выполнение части требований п. 5 ПП 127 с подготовкой проекта Перечня объектов КИИ, но без отправки его во ФСТЭК.
- Начало приведения в строгое соответствие всей ОРД Предприятия требованиям 235 и 239 ФСТЭК (можно вести параллельно).
- Окончательное завершение требований п.5 ПП 127 (без оставления Актов категорирования).
- Утверждение и отправкаПеречня объектов КИИ во ФСТЭК (в теч. 5 дней) сопроводительным письмом за подписью руководителя субъекта КИИ с подтверждение получения ( DHL , Major Express и т.д.).
- Завершение выполнения требований Приказов ФСТЭК 235 и 239 в части сил и средств защиты КИИ (подготовка и введение в действие ОРД; закупка и внедрение ПО и оборудования и т.д.).
- Продолжение категорирования с составление предусмотренных Актов.
- Утверждение Актов категорирования и отправкаАктов категорирования во ФСТЭК (в теч. 10 дней).
Таким образом , выполнение всех основных требований к созданию систем безопасности КИИ по 235 Приказу и реализация требований безопасности к самим значимым объектам КИИ по 239 Приказу, должна быть выполнена в течении одного года, после отправки Перечня объектов КИИ во ФСТЭК!
Источник: www.securitylab.ru
Новый порядок обучения мерам пожарной безопасности
Как снег на голову ответственным лицам за пожарную безопасность (и сопричастным лицам) «свалилась» новость о вступлении в силу с 01 марта 2022 нового порядка обучения по пожарной безопасности (Приказ №806 от 18.11.2021 – далее Порядок №806). Ранее утвержденный приказ МЧС России №645 от 12.12.2007 с 01.03.2022 утратит свою силу.
Основные тезисы Приказа МЧС №806
Обновленный нормативный акт определяет порядок, виды и сроки обучения работников по программам противопожарного инструктажа. Также им утверждены требования к содержанию программ противопожарного инструктажа и категориям лиц, проходящим обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
На основании Порядка №806 на руководителя организации возлагается ответственность по организации и своевременности обучения мерам пожарной безопасности по установленным программам, а также по определению порядка обучения.
Разработанный в организации порядок обучения должен включать:
- теоретическую и практическую части, при этом на основании п.4 Порядка №806 теоретическую часть допускается проводить дистанционно;
- сроки обучения (единовременно, непрерывно, поэтапно (дискретно).
Цели обучения по противопожарным мерам
- доведение обязательных требований пожарной безопасности;
- изучение опасностей технологических процессов, производств и оборудования, имеющихся на объекте защиты систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
- изучения действий персонала в случае возникновения пожара.
Из чего состоит обучение мерам пожарной безопасности?
Обучение состоит из противопожарных инструктажей и обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности для определенных групп лиц.
Противопожарный инструктаж
- вводный;
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Кто проходит обучение по дополнительным профессиональным программам?
- лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасное™, взрывопожароопасное™, пожароопасности23;
- руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;
- ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасное™, взрывопожароопасное™, пожароопасности, определяемые руководителем организации;
- лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
- иные лица, определяемые руководителем организации.
8 основных изменений в порядке обучения мерам пожарной безопасности с 1 марта 2022 года
- Дополнительное профессиональное образование. Одним из появившихся новшеств в Порядке №806 можно считать требование о квалификации работника, на которого будет возложена обязанность по проведению противопожарных инструктажей. В соответствии с п.7 Порядка №806 данный работник должен пройти (или иметь) дополнительное профильное образование по профессиональным программам повышения квалификации в области пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС №596 от 05.09.2021. Ответственность за проведение инструктажей можно возложить на ответственных лиц по пожарной безопасности на объектах, на которых Порядок №806 дает право возложить обязанность по разработке программ проведения инструктажей.
- Долой пожарно-технический минимум. С вступлением в силу нового Порядка №806 с 01.03.2021 произойдет «обнуление» названия обучения и пожарно-технический минимум переквалифицируется дополнительное профессиональное образование, о чем было разъяснено выше.
- Делегирование полномочий на работников гражданско-правового договора. Порядок №806 разрешает обязанность по проведению инструктажей возложить на работников, трудоустроенных на основании гражданско-правового договора (п.8 Порядка №806). Однако данный работник также должен пройти обучение по программе в области пожарной безопасности и иметь независимую оценку квалификации.
- Слияние инструктажей, но есть нюансы. Сами инструктажи по видам (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой) остались без изменений, но для каждого из вида п.15 Порядком №806 установлены основания и особенности проведения. Здесь появился небольшой «лайфхак», облегчающий бумажную работу ответственного лица. В зависимости от структуры и численности работников с 01.03.2022 допускается объединить проведение вводного инструктажа с первичным. Организация инструктажей допускается как в индивидуальном порядке с работником, так и группами, где работники выполняют аналогичную работу (п. 19 Порядка №806).
- Требования к проверке знаний. Результатом проведения инструктажа должна являться проверка соответствия знаний и умений инструктируемого лица требованиям, установленным программой противопожарного инструктажа (п.19 Порядка №806). В случае неудовлетворительного результата проверки инструктируемые лица не допускаются к работе до повторной проверки с подтвержденными знаниями и умениями (п.21 Порядка №806).
- Цифровизация для инструктажей. Ответственное лицо за проведение инструктажа по его итогам вносит запись в журнале учета противопожарных инструктажей, который теперь можно будет вести в электронном виде, но с обязательным использованием электронной подписи. Новый Порядок №806 также указывает, что при оформлении наряда-допуска на огневые работы запись в журнале противопожарных инструктажей не ставится.
- Переходный период. Стоит отметить, что лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности, в том числе и инструктажи по старому Порядку №645 будут иметь срок действия данного обучения до окончания его срока действия п5. Приказа.
- Новая форма журнала. После вступления в силу Порядка 806 необходимо будет изменить журнал о проведении инструктажей по мерам пожарной безопасности, добавив колонки для подписей инструктируемого и инструктирующего с проведения теоретической и практической частей. Форма журнала рекомендуемая. Появились новые столбцы: Практическая и теоретическая часть. А также при наличии указывать номер документа об образовании лица, проводившего инструктаж.
Скачать новый образец журнала о проведении инструктажей по мерам пожарной безопасности
Готовимся к обновлению документации
С выходом нового Порядка потребуется актуализировать документацию, связанную с проведением обучения по мерам пожарной безопасности.
Алгоритм действий следующий:
- Провести дополнительное профессиональное образование ответственным лицам (из числа руководителей и специалистов) за пожарную безопасность по новому Порядку №806, если на момент его вступления в законную силу у ответственных лиц закончился срок обучения по пожарно-техническому минимуму по старому Порядку №645. Новые обязанности ответственных лиц необходимо добавить в их должностные инструкции.
- Составить и утвердить приказ об ответственных лицах за пожарную безопасность и проведение обучения по мерам пожарной безопасности.
- Ответственные лица должны разработать программы проведения инструктажей, которые должны включать теорию и практику и быть составлены на основании требований Приложения №2 Порядка №806.
- Разработать программы проведения обучения, включив теоретическую и практическую части.
- При необходимости переработать форму журнала проведения противопожарных инструктажей, разбив его на части теоретической и практической подготовки.
Скачать Приказ МЧС № 806 от 18.11.2021
Информационное письмо МЧС России по вопросам обучения мерам пожарной безопасности
На сайте Министерства чрезвычайных ситуаций размещено информационное письмо МЧС России от 22.12.2021 N ИВ-19-1999 «По вопросам обучения мерам пожарной безопасности». В нем даны разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей по этой теме.
Ответы МЧС на вопросы по обучению мерам пожарной безопасности
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила противопожарного режима) будут ли действовать Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее — Нормы, утвержденные приказом МЧС России № 645)? | Взамен Норм, утвержденных приказом МЧС России № 645, издан приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее — приказ МЧС России № 806), а также приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее — приказ МЧС России № 596). |
Дальнейшее обучение мерам пожарной безопасности для этих лиц проводится по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности.
Лица, осуществляющие трудовую или служебную деятельность в организациях, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума до 1 марта 2021 г., проходят очередное обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности с учетом сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 32 Норм, утвержденных приказом МЧС России № 645.
Одновременно в соответствии с пунктом 372 Правил противопожарного режима наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется на временных местах руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность.
Пунктами 25, 26 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 закреплено право оформления журнала противопожарных инструктажей в электронном виде.
В соответствии с пунктом 8 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 к проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового договора могут привлекаться лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо лица, имеющие образование пожарно-технического профиля, либо лица, прошедшие процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации.
Таким образом, организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая в своем составе указанных специалистов, может проводить противопожарные инструктажи на объектах защиты организации-заказчика.
В соответствии с пунктом 9 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 программы противопожарного инструктажа должны быть утверждены руководителем организации-заказчика или лицами, назначенными руководителем организации-заказчика ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации.
Вместе с тем проведение противопожарных инструктажей, в том числе оформление журнала учета противопожарных инструктажей, определяется порядком обучения мерам пожарной безопасности в организации руководителем организации в соответствии с пунктами 2, 7 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.
Повторного обучения по указанной программе не требуется.
Лица, осуществляющие трудовую или служебную деятельность в организациях, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума до 1 марта 2021 г., проходят очередное обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности с учетом сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 32 Норм, утвержденных приказом МЧС России № 645.
Для лиц, приступающих к осуществлению трудовой деятельности с 1 марта 2022 г., периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты в определяемом им в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 порядке обучения мерам пожарной безопасности в организации.
Наряду с этим, в соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Для лиц, не удовлетворяющих указанным требованиям, обучение мерам пожарной безопасности в форме дополнительного профессионального образования не предусмотрено.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной на основании Типовой программы и утвержденной образовательной организацией с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России № 596.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается, в том числе самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за качество образования своих выпускников.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в субъектах Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Для лиц, не удовлетворяющих указанным требованиям, обучение мерам пожарной безопасности в форме дополнительного профессионального образования не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 362 Правил противопожарного режима при проведении огневых работ запрещается допускать к самостоятельной работе лиц, не имеющих квалификационного удостоверения.
Квалификация сварщиков должна соответствовать требованиям, установленным Минтрудом России. Сварщики должны иметь действующее аттестационное удостоверение по соответствующему способу сварки. Программы профессиональной подготовки сварщиков содержат темы, связанные с изучением норм и правил пожарной безопасности. Сварщики допускаются к сварочным работам, которые указаны в их удостоверениях.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.
Обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации в области пожарной безопасности проводится в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации с периодичностью, установленной законодательством об образовании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем пунктом 4 Правил противопожарного режима, руководитель вправе назначить лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Тем самым, обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам проходит ответственный за пожарную обязанность на объекте, которым является непосредственно руководитель, либо назначенное им лицо.
Пунктом 1 приложения № 3 к приказу МЧС России № 806 не предусмотрено обучение лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации по программам дополнительного профессионального образования, если на объектах защиты одновременно находятся менее 50 человек, а также если объекты защиты, не отнесены к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности.
Такие лица проходят обучение мерам пожарной безопасности в организации по программам противопожарного инструктажа.
— руководители организаций, осуществляющих монтаж, техническое обслуживание или ремонт систем противопожарной защиты, деятельность которых напрямую связана с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты?
В целях применения требований приказа МЧС России № 806, приказа МЧС России № 596 под такими организациями понимаются юридические лица, привлекаемые на основании договора собственниками зданий, сооружений для осуществления эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, сооружений в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в соответствии с частями 6, 9, 10 статьи 55.24, частью 2 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К таким организациям, в том числе относятся организации по управлению многоквартирными жилыми домами, определяемые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Наличие таких сведений в приложении к документу об образовании и (или) о квалификации является основанием принятия решения руководителем организации о возможности обучения претендента по дополнительной профессиональной программе — программе повышения квалификации в области пожарной безопасности в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации.
Образовательная организация, приняв претендента на обучение по дополнительной профессиональной программе — программе повышения квалификации в области пожарной безопасности, подтверждает этим обоснованность решения руководителя организации о наличии у претендента компетенции в области пожарной безопасности и отсутствие необходимости обучения по дополнительной профессиональной программе — программе профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.
Если в организации есть энергетик, у него в подчинении главный специалист по подстанциям и ведущий инженер по водоснабжению, кто из них является главным специалистом и кого отсылать на обучение?
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
МЧС России разработаны и утверждены приказом МЧС России № 596 типовые дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности.
Каждая программа, разработанная в соответствии с типовой программой, строится на модульном принципе представления содержаний обучения и построении учебных планов, которые должны позволить обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.
Программа может быть дополнена модулем обучения другой типовой программы, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.
В этом случае дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации в области пожарной безопасности готовится на основании типовой программы большего объема пожарно-технических знаний, дополняемой требуемыми модулями.
организация арендует помещение, где одновременно находится не более 50 чел. в большом бизнес центре (где более 50 чел.). Нужно ли лицу, являющемуся ответственными за обеспечение пожарной безопасности в данной организации, проходить повышение квалификации в соответствии с подпунктом а) пункта 1 приложения № 3?
Такие лица проходят обучение мерам пожарной безопасности в организации по программам противопожарного инструктажа.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
Информационное письмо от 4 мая 2022 г. № ИВ-19-751 с разъяснениями Министерства чрезвычайных ситуаций
В соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа должно содержать теоретическую и практическую части.
Практическая часть противопожарных инструктажей включает в себя практическую тренировку по отработке действий при возникновении пожара, приобретение навыков пользования первичными средствами пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом (с приведением в действие при его наличии), средствами индивидуальной защиты, средствами спасения и самоспасания (при их наличии).
На основании пункта 22 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 о проведении противопожарного инструктажа производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, содержащем информацию о проведении как теоретической, так и практической частей противопожарного инструктажа, в соответствии с рекомендуемым образцом оформления указанного документа.
Содержание дополнительной профессиональной программы (далее — программа) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Программы разрабатываются на основании типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее — приказ МЧС России № 596).
Практические занятия являются неотъемлемой частью дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности и являются составной частью всех типовых программ.
Структура программы должна соответствовать типовой программе, при этом минимально допустимый срок освоения практической части дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации в области пожарной безопасности не может быть менее 4 часов, дополнительной профессиональной программы — программы переподготовки в области пожарной безопасности — менее 16 часов.
Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается, в том числе самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности.
а) имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» (подпункт «а» пункта 2 приложения № 3 к приказу МЧС России № 806);
б) имеющие профессиональные компетенции в области пожарной безопасности, приобретаемые в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования не пожарно-технического профиля (подпункт «б» пункта 2 приложения № 3 к приказу МЧС России № 806);
в) прошедшие обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее — приказ МЧС России № 645) (пункт 5 приказа МЧС России № 806).
В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительной профессиональной программы, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании типовой программы.
При этом Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Квалификационные характеристики педагогических работников установлены приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
Аттестация педагогических работников проводится в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу».
В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в три года. Полагается целесообразным получать такое образование в образовательных организациях пожарно-технического профиля.
В рамках реализации статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководитель организации обязан проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Подводим итоги
Несмотря на введение новых требований, направленных на оптимизацию проведения обучения по мерам пожарной безопасности, суть осталась прежней – формализовать проведение обучения, донести знания и умения до обучающихся, провести их проверку знаний. Но как говорится, выводы делаем сами.
Нам же, ответственным лицам, в очередной раз остается полагаться на свою изобретательность в рамках изменения документации по пожарной безопасности в связи с выходом нового порядка по обучению.
Источник: vsr63.ru
Обучение пожарной безопасности по новым правилам
С 1 марта 2022 года вводят новые программы обучения мерам пожарной безопасности. Их утвердило МЧС России приказом от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее – приказ МЧС РФ от 05.09.2021 № 596). Порядок, виды, сроки обучения, требования к содержанию программ и категории работников, которых нужно обучить, определили в приказе МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее – приказ МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
До 1 марта 2022 года обучение проводят по приказу МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645) и называют его «пожарно-технический минимум» (п. 4 приказа № 645). Такое обучение проводят и в учебных центрах (п. 37 приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645), и в своей организации (п. 39 приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645).
С 1 марта 2022 года обучение ответственных за пожарную безопасность проводят по приказу № 596 в учебных центрах и называют «дополнительное профессиональное образование». Такое обучение отвечает требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
С 1 марта не нужно заново обучать пожарной безопасности, если есть обучение по «пожарно-техническому минимуму».
Если сотрудники прошли обучение пожарно-техническому минимуму и срок действия не прошел, то обучать 1 марта не нужно. Их удостоверения будут действовать до срока, указанного в удостоверении (п. 5 приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Проведите повторное обучение с 1 марта 2022 года.
1. Порядок обучения ответственных за обеспечение пожарной безопасности в учебных центрах.
За каждым отдельным объектом организации назначьте ответственного за обеспечение пожарной безопасности. К таким объектам относятся здания, строения, помещения, территории. Также назначьте ответственного за обеспечение пожарной безопасности в целом по организации. Он координирует работу всех ответственных в организации. Такие требования установлены Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Чтобы назначить ответственных за пожарную безопасность, издайте приказ. Выберите ответственных из числа руководителей и специалистов. Отразите новые обязанности в должностных инструкциях работников.
Далее направьте ответственных на обучение в учебный центр по программе дополнительного профессионального образования (приложение 1 к приказу МЧС РФ от 05.09.2021 № 596). Их разрабатывают до 1 марта 2022 года учебные центры, у которых есть лицензия и аккредитация. Ранее учебные центры согласовывали программы с МЧС. Сейчас такого требования нет.
После аттестации в учебном центре ответственные за пожарную безопасность получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (п. 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Перечень лиц, кто проходит обучение пожарной безопасности в учебном центре представлен в таблице ниже.
Таблица – Перечень лиц, направляемых на обучение пожарной безопасности в учебный центр
До 1 марта 2022 года
С 1 марта 2022 года
Руководители и главные специалисты организаций
Руководители организаций и индивидуальные предприниматели
Ответственные за пожарную безопасность
Ответственные за пожарную безопасность
Лица, которые проводят противопожарный инструктаж
Лица, которые проводят противопожарный инструктаж
Руководители организаций добровольной пожарной охраны
Руководители организаций, которые обеспечивают пожарную безопасность
Руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков
Главные технические специалисты объектов массового пребывания людей
Работники, которые выполняют огневые работы
Главные специалисты на объектах повышенной взрыво-пожароопасности
Водители пожарных автомобилей
Специалисты по противопожарной профилактике
Мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений
Иные работники по решению руководителя
Не нужно обучать по дополнительным программам профессиональной переподготовки работников с профильным образованием по пожарной безопасности!
К такому образованию относят среднее профессиональное или высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или по направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность».
Документ о профессиональной подготовке не имеет срока действия. Он подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей экономики каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность.
Для большинства профессий федеральные законы устанавливают периодичность повышения квалификации раз в пять лет.
Требования к периодичности повышения квалификации ответственных по пожарной безопасности не установлены профстандартом или ведомственными нормативными актами. Поэтому руководитель организации решает сам, нужно ли направлять работников на учебу повторно и с какой периодичностью (ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Пропишите периодичность в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками.
2. Организация инструктажей внутри организации.
С 1 марта 2022 года, чтобы организовать противопожарные инструктажи внутри организации, назначьте ответственного за проведение таких инструктажей. Для этого издайте приказ.
Проводить противопожарные инструктажи может руководитель организации и ответственные за пожарную безопасность или противопожарные инструктажи. При этом работник должен иметь среднее профессиональное или высшее образование пожарно-технического профиля или быть обучен в учебном центре по профессиональной программе, которая утверждена приказом МЧС РФ от 05.09.2021 № 596.
К образованию пожарно-технического профиля относят образование по специальности «пожарная безопасность» или направлению «Техносферная безопасность». Также это может быть работник, который прошел независимую оценку квалификации (п. 7 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Проводите инструктажи по пожарной безопасности в своей организации по программам проведения инструктажей (приложение 2 к приказу МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Их разрабатывает работник, ответственный за проведение противопожарных инструктажей (п. 9 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Противопожарные инструктажи состоят из теории и практики (п. 3 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Теорию можно изучать дистанционно (п. 4 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Работников, которые работают дистанционно, обучают по программам противопожарного инструктажа, если это прописано в трудовом договоре или допсоглашении к трудовому договору (п. 5 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Можно совмещать вводный и первичный инструктажи (п. 15 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Проводите инструктаж индивидуально или с группой работников, которые работают в одном помещении и выполняют одинаковую работу (п. 19 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Завершите инструктаж проверкой знаний. Ее можно провести дистанционно (п. 20 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Отстраните от работы работника, который не прошел проверку знаний, до повторной проверки (п. 21 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
С 1 марта 2022 года внутри организации проводят только противопожарные инструктажи.
Взамен пожарно-технического минимума не ввели новый вид обучения внутри организации.
2.1. Организация вводного противопожарного инструктажа:
Проводите вводный противопожарный инструктаж по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде. Допускается совместить вводный и первичный инструктажи (п. 15 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Когда проводят: до начала работы в организации.
Где проводят: в кабинете для инструктажей, например, в учебном классе с тематическими плакатами, видеопроектором.
С кем проводят: с новыми работниками, в том числе с совместителями и временными работниками, с прибывшими в командировку, с иными лицами, которые выполняют работы в организации.
2.2. Организация первичного противопожарного инструктажа:
Проводите первичный противопожарный инструктаж по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде. Допускается совместить вводный и первичный инструктажи (п. 15 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Когда проводят: до начала работы.
Где проводят: на рабочем месте.
С кем проводят: со всеми работниками, которые прошли вводный противопожарный инструктаж. С работниками, которые переведены из другого подразделения и (или) переведены на другую работу.
2.3. Организация повторного противопожарного инструктажа:
Проводите повторный противопожарный инструктаж по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде. Определите периодичность инструктажей в зависимости от вида деятельности организации и обязанностей работников.
Когда проводят: не реже одного раза в шесть месяцев в организациях:
— повышенной взрывопожароопасности – здания с категориями А, Б, В1, В2, В3, В4;
— где есть работники, которые охраняют организацию или имущество;
— одновременно находится от 50 человек.
Не реже одного раза в год – для других работников.
Где проводят: на рабочем месте.
С кем проводят: с работниками, которые прошли вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте.
Повторные противопожарные инструктажи на рабочем месте проводите по программе первичного противопожарного инструктажа.
2.4. Организация внепланового противопожарного инструктажа:
Проводите внеплановый противопожарный инструктаж по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде.
Когда проводят: есть четыре случая, когда проводят такой инструктаж:
— ввели новые НПА по пожарной безопасности, внесли изменения в них;
— изменили техпроцесс, заменили или модернизировали оборудование, инструмент, сырье, материалы, работники нарушили требования пожарной безопасности;
— нарушили требования пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
— был перерыв в работе более 60 календарных дней в организациях повышенной взрывопожароопасности, в организациях, которые охраняют объекты и их имущество.
Также работодатель вправе сам определить дополнительные случаи для инструктажа.
Где проводят: на рабочем месте.
С кем проводят: зависит от случая проведения инструктажа.
2.5. Организация целевого противопожарного инструктажа:
Когда проводят: есть три случая, когда обязательно проводят целевой инструктаж:
— перед проведением огневых и пожаровзрывоопасных работ по наряду-допуску;
— перед проведением огневых и пожаровзрывоопасных работ без наряда-допуска, если это не прямые обязанности по специальности и профессии;
— перед ликвидацией последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий.
Также работодатель вправе сам определить дополнительные случаи для инструктажа.
Где проводят: на месте работ.
С кем проводят: с работниками, которые будут проводить работы.
О проведении противопожарного инструктажа сделайте запись в журнале учета противопожарных инструктажей. Журнал учета противопожарных инструктажей можно вести в электронном виде (п. 25 Приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Можно зафиксировать результаты проверки знаний программ противопожарного инструктажа в системе электронного документооборота электронной подписью (п. 26 Приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Кто ответственный за противопожарный инструктаж с работниками подрядной организации?
Определяет руководитель организации в локальных нормативных актах.
Руководитель организации самостоятельно определяет, кто проводит противопожарные инструктажи работников подрядной организации. Эти правила руководитель прописывает в Порядке обучения лиц мерам пожарной безопасности. Это может быть ответственное лицо как самой организации, так и ответственное лицо в подрядной организации. Такого мнения придерживается МЧС России на основании пунктов 2, 7, 13, 14 приложения 1 к приказу МЧС РФ от 18.11.2021 № 806.
Может ли учебный центр проводить противопожарные инструктажи?
Работодатель может привлечь к проведению инструктажей лиц, обученных по пожарной безопасности по дополнительным программам (п. 8 приложения 1 к приказу МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Это значит, что проводить инструктажи может образовательная организация, у которой есть обученные по пожарной безопасности сотрудники на территории работодателя-заказчика.
Проводить инструктажи по пожарной безопасности можно дистанционно и по программам работодателя-заказчика (п. 4, 9 приложения 1 к приказу МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Такого мнения придерживается МЧС России в информационном письме от 22.12.2021 № ИВ-19-1999.
Нужно ли учебным центрам согласовывать с МЧС программы дополнительного профобразования по пожарной безопасности?
Нужно ли с 1 марта 2022 года обучать по дополнительным профпрограммам рабочих, которые выполняют огневые работы?
Обучите работников, которые выполняют огневые работы по программам противопожарного инструктажа на основании приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806. Также у таких работников должно быть квалификационное удостоверение по соответствующему способу сварки. Например, сварщики допускаются к сварочным работам, которые указаны в их удостоверениях.
Что грозит, если не обучить пожарной безопасности?
Если работодатель не организует обучение пожарной безопасности, он нарушит требования приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806.
Штрафы за нарушение требований пожарной безопасности установлены частью 1 статьи 20.4 Федерального закона от 30.12.2001 № 195 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» — предупреждение или штраф:
— гражданам – в размере от 2000 до 3000 руб.;
— должностным лицам – от 6000 до 15 000 руб.;
— ИП – от 20 000 до 30 000 руб.;
— юридическим лицам – от 150 000 до 200 000 руб.
Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Источники информации:
Приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (Документ вступает в силу с 1 марта 2022 года);
Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (Документ вступает в силу с 1 марта 2022 года);
Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (ред. от 22.06.2010);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (ред. от 21.05.2021);
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021);
Информационное письмо МЧС России от 22.12.2021 № ИВ-19-1999 «По вопросам обучения мерам пожарной безопасности» (вместе с «Разъяснениями по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам обучения мерам пожарной безопасности»);
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022).
Источник: admirk.ru
Нормативные документы, регулирующие производство и эксплуатацию подъемников
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)
Решение о принятии технического регламента Таможенного союза “О БЕЗОПАСНОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ”
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 010/2011 “О безопасности машин и оборудования”
Для начала давайте определимся, что такое грузовой и грузопассажирский подъемники.
Есть два варианта – это либо лифт, либо подъемник. И не ищите в них разницы, ее нет. А есть только принцип соответствия тому или иному нормативному документу. Если у вас лифт, то он должен соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов». А если подъемник, то тут есть варианты.
В нашем законодательстве нет четкого определения подъемника. Есть «строительные подъемники», «подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей» и т.д. Поэтому мы можем изготавливать все, что угодно. Но согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ с изменениями по 22-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложение 1
к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ).
То есть, вы ставите подъемник и проводите экспертизу промышленной безопасности согласно ст. 13, а Заключение экспертизы промышленной безопасности представляете в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, который рассматривает и утверждает в установленном порядке.
Но и это вас не освобождает от соответствия техническому регламенту таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 011/2011) (Приложение 2)
Совершенно другое дело, когда вы получаете сертификат (на основании Приложения 3, ТР ТС 011/2011) на серийный выпуск. Существует ПЕРЕЧЕНЬ стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. В этом перечне есть нормативные документы на мобильные подъемники (вышки), подъемники с рабочими платформами (для отделочных работ) и грузовые, грузопассажирские строительные подъемники. Если в этом списке нет ваших подъемников, то вы смело можете выпускать свое ТУ и после проверки специализированной организацией, проведения испытаний и т.д. орган по сертификации выдает вам (за деньги, конечно) сертификат соответствия ТР ТС 011/2011.
Т.е. соответствие какому-либо нормативному документу на добровольной основе избавит вас от проведения экспертизы промышленной безопасности каждого установленного устройства.
Некоторые сертификационные центры ставя выше всего деньги, а не нормативную документацию, могут вам выдать сертификат без всякой проверки. Так могут появиться сертификаты соответствия на двойные стандарты.
Некоторые компании, производящие подъемники, выпускают свои ТУ (хотя есть ГОСТ) на грузовые и грузопассажирские строительные подъемники и называют их просто грузовые и грузопассажирские подъемники. Это, конечно, неправильно и любой инспектор это поймет, тогда с эксплуатацией этого подъемника могут возникнуть проблемы. Можно подать в суд на таких изготовителей, но это долгий процесс, который не избавит от проблем. Придется заново проводить экспертизу и сертифицировать его.
Существует еще один нормативный документ «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»», он вышел на смену нескольким ПБ в области подъемных сооружений. Однако в нем указано, что грузовые строительные подъемники не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 148, (и)). А все остальные, не попавшие в этот список, но относящиеся к этим ПБ, подлежат.
Мной был сделан запрос в эти органы, и там мое предположение подтвердили (исх. №1-07-12/6329 от 14.04.2016).
Источник: www.podemniki-arkon.ru