1. СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
2. СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
3. МГСН 1.01-97 часть 1 «Временные нормы и правила планировки и застройки г. Москвы».
5. СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания».
6. ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».
7. МГСН 5.01-94* «Стоянки легковых автомобилей».
8. Пособие к МГСН 5.01.94* «Стоянки легковых автомобилей» Выпуск 1.
9. ОНТП 01-91 (Росавтотранс) «Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».
10. МГСН 4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».
11. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».
12. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
13. ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования».
14. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».
Навес VS Гараж: Что выбрать? / Чем навес лучше гаража?
15. НПБ-110-96 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара».
16. НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».
17. ОНТП 24-86 (МВД СССР) «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности».
18. СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
19. Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* «Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей»
20. НПБ 239-97 «Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость».
21. НПБ 240-97 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость».
22. СНиП 2.04.01-85* «Водопровод и канализация зданий».
24. СНиП 2.04.02-85 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
25. СНиП 2.04.03-85* «Канализация. Наружные сети и сооружения».
26. СНиП 3.05.07-85 «Системы автоматизации».
27. СНиП 11-12-77 «Защита от шума».
28. ГОСТ 17.2.03.02-78 «Охрана природы. Атмосфера».
31. Рекомендации по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-88 «Полы») МДС 31-1-98.
32. Рекомендации по устройству полов (в развитие СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия») М. 1998 г.
Введение.
Парк автомобилей в Москве растет стремительными темпами. Сегодня он составляет 1,49 млн. единиц, а к 2010 году достигнет 2,6 млн. единиц, из них 2,4 млн. частных автомобилей. По данным ГИБДД г. Москвы парк легкового автотранспорта в последние годы ежегодно увеличивается на 300 ÷ 400 тысяч единиц.
Возможность полноценного использования автомобилей во многом зависит не только от организации их движения и технического обслуживания, но и от условий постоянного или временного хранения. В градостроительном плане проблема хранения автомобилей является одной из наименее изученных. Даже в самых благоприятных условиях при развитой сети дорог автомобиль находится в движении 300 ÷ 400 часов в год, т.е. в среднем примерно 1 час в сутки, а на различных стоянках — около 23 часов.
В настоящее время только 470000 автомобилей обеспечены местами паркования, из них менее 10 % хранятся в условиях, отвечающих современным международным требованиям. По самым осторожным прогнозам дефицит гаражей — стоянок сохранится в ближайшие 5 — 6 лет.
Правительством Москвы в последние годы приняты ряд Постановлений, направленных на упорядочение системы организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в том числе:
— «Об упорядочении системы организации хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, проектирования и строительства гаражей и автостоянок в г. Москве» от 14 декабря 1993 г, № 1140;
— «О программе массового строительства в Москве многоэтажных гаражей — стоянок» от 18 апреля 1995 г, № 318;
— «О программе массового строительства многоэтажных гаражей — стоянок на 500000 машино-мест и организации ее выполнения» от 12 марта 1996 г. № 216.
За первые годы реализации программы введено в действие порядка 100000 машино-мест. К 2001 году предусматривается построить современные многоуровневые гаражи — стоянки на 500000 машино-мест. Организация движения и необходимость создания цивилизованных мест хранения и паркования автомобилей в таком мегаполисе, как Москва, определили программу как одно из приоритетных направлений.
Правительством Москвы принят целый ряд документов, способствующих успешной реализации программы, создающий режим благоприятствования для ее участников. Включение в городскую программу устанавливает для частных инвесторов ряд льгот, в том числе:
— отсутствие стартовой цены на аренду земли;
— льготная оплата аренды земли в течение трех лет;
— освобождение от уплаты долевого участия в развитии инженерных систем города;
— оплата за счет городского бюджета строительства инженерных сетей вне границ землеотвода;
— льготные налоги, отчисляемые в бюджет города.
В июне 1997 года подписано распоряжение «О распространении льгот на иностранных инвесторов при строительстве многоэтажных гаражей и паркингов».
При строительстве гаражей — стоянок за счет частных инвестиций в условиях сложившегося рынка при разработке проектов гаражей — стоянок для частных автомобилей необходимо решение нескольких основных задач:
— низкая стоимость машино-места;
— удобное для будущего владельца места хранения расположение гаража — стоянки в городской застройке;
— высокие эксплутационные качества, в том числе: удобство въезда — выезда и парковки, безопасность хранения;
— возможность осуществления несложного ремонта и косметической мойки автомобиля.
На основе анализа сметно-финансовых расчетов, выполненных в рамках проектной практики, различные по типу, техническим и эксплутационным характеристикам гаражи — стоянки имеют разную себестоимость машино-места, являющуюся одним из основных аспектов оценки проектного решения (стоимость в тыс. дол. США приведена в ценах до 17.08.98 г.):
— индивидуальный бокс в многоэтажном отапливаемом рамповом гараже — стоянке
— индивидуальный бокс в многоэтажном не отапливаемом рамповом гараже — стоянке
— машино-место при манежном хранении в многоэтажном открытом рамповом гараже — стоянке
— машино-место в одноэтажном или многоэтажном подземном гараже — стоянке
— ячейки в многоэтажном автоматизированном гараже — стоянке
Исследованиями, проведенными отделом маркетинга и продаж Управления экспериментальной застройки г. Москвы, определены расчетные цены продаж (в тыс. дол. США) для этих же типов гаражей — стоянок (цены до 17.08.98 г.):
— индивидуальный бокс в многоэтажном отапливаемом гараже — стоянке
— индивидуальный бокс в многоэтажном не отапливаемом гараже — стоянке
— машино-место в многоэтажном гараже — стоянке
— машино-место в подземном одноэтажном или многоэтажном гараже — стоянке
Как видно из приведенных выше показателей, себестоимость машино-места зависит от выбранных заказчиком — инвестором типа сооружения и его эксплуатационных характеристик. Проведя маркетинговые исследования в районе предполагаемого строительства, заказчик — инвестор определяет оптимальные для реализации вместимость, тип, эксплуатационные характеристики, применяемые строительные конструкции и материалы, которые в основном и формируют будущую стоимость возведения здания и себестоимость машино-места. Дальнейшее снижение стоимости строительства в рамках выбранных характеристик гаража — стоянки возможно за счет разработки оптимального проектного решения с учетом градостроительной ситуации, формы и характеристики отведенного участка, существующей транспортной схемы, условий подключения к инженерным коммуникациям, экологической ситуации и т.д.
Наиболее важным критерием оценки проектного решения в аспекте снижения себестоимости является удельный показатель общей площади, приходящийся на одно машино-место.
1. Типологическая классификация гаражей — стоянок.
Гаражи — стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, классифицируются по ряду общих признаков:
— По размещению в городской застройке
— в зоне объектов общегородского значения городской застройке (общественные, спортивные, культурные, торговые центры, вокзалы, аэропорты и др.);
— в коммунальных и других нежилых зонах;
— в жилой зоне, в том числе: районные, внутриквартальные, дворовые;
— в зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты).
— По длительности хранения
— По размещению относительно объектов другого назначения
— По размещению относительно уровня земли
— По способу междуэтажного перемещения
— По организации хранения
— По типу ограждающих конструкций
— По условиям хранения
1.1. Размещение в городской застройке.
Размещение гаражей — стоянок на территории города осуществляется в соответствии с потребностью и возможностью, обусловленными конкретными градостроительными условиями, с учетом требований к охране окружающей среды, согласно действующим нормативным документам (п. 2.1 МГСН 5.01.94).
В структуре городской застройки гаражи — стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают:
— в зонах расположения объектов массового посещения (общественные, культурные, спортивные, торговые центры, вокзалы, аэропорты и т.д.);
— в коммунально-складских, производственных и других нежилых зонах;
— в жилых районах (районные, внутриквартальные, дворовые);
— в зонах городского транспорта: площади, магистрали, улицы, проезды, транспортные развязки, мосты, линии железной дороги и метрополитена.
В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей — стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение). Как правило, такие объекты размещены в сложившейся городской застройке. В этом случае сооружение гаражей — стоянок возможно при комплексной реконструкции отдельных объектов или целых городских районов, если их размещение не было предусмотрено заранее.
При реконструкции и новом строительстве объектов массового посещения гаражи — стоянки проектируют на предобъектных площадях, на участках вдоль транзитных городских транспортных магистралей, в подземном пространстве под зданиями и сооружениями основного назначения, внутренними благоустроенными территориями и проездами.
В нежилых зонах размещают гаражи — стоянки для постоянного, временного и сезонного хранения. Для гаражей — стоянок постоянного хранения необходимо выбирать участки максимально приближенные к селитебной территории. Для сезонного хранения могут быть использованы любые участки. Гаражи — стоянки для временного хранения размещают на участках у въездов на промышленные и коммунально-складские предприятия.
В нежилых зонах могут размещаться гаражи — стоянки вместимостью более 300 машино-мест, при этом не возникает затруднений обеспечения санитарных разрывов. Вместе с тем необходимо выполнение требования по обеспечению 10-ти минутной пешеходной доступности.
С точки зрения выбора вместимости, этажности и других типологических характеристик будущего гаража стоянки, размещаемого в нежилой зоне города, целесообразно принимать решения, позволяющие в результате иметь наиболее низкую цену, т.к. удаление от жилых зданий снижает их конкурентоспособность при реализации.
Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи — стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей — стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф.
Наряду со строительством отдельно стоящих многоэтажных гаражей — стоянок внутри жилых кварталов и жилых групп, необходимо, как при новом строительстве, так и при реконструкции, проектировать внутриквартальные и дворовые подземные и полуподземные гаражи — стоянки под жилыми домами, дворовыми территориями, спортивно-игровыми площадками, проездами. Проектирование и строительство таких гаражей — стоянок наиболее сложно, так как оно органически связано с проектированием жилых домов и организацией дворовых территорий.
В соответствии с п. 4.4. МГСН 1.01-97, обеспеченность местами хранения автомобилей в гаражах — стоянках на жилых территориях принимается из расчета 300 машино-мест на 1000 жителей с размещением их на расстоянии:
— для центрального ядра и исторических зон — не более 1500 метров;
— для жилых территорий с малоэтажной застройкой низкой интенсивности — не более 200 метров;
— для остальных жилых территорий — не более 800 метров.
На участках жилой и смешанной застройки следует выбирать тип гаража — стоянки, соответствующий типу жилой застройки. Для хранения легковых автомобилей постоянного населения следует предусматривать организацию гаражей — стоянок в соответствии с таблицами 1, 2 Приложение 3 МГСН 1.01-97.
Устройство подземных гаражей — стоянок на придомовой территории допускается под проездами, открытыми автостоянками, игровыми и спортивными площадками с применением мероприятий, обеспечивающих снижение концентрации вредных выбросов до уровня, установленного санитарными нормами (СанПиН № 49-46-89).
В застройке высокой плотности при «радикальной» реконструкции и строительстве на незастроенных территориях целесообразно предусматривать возведение новых жилых зданий исключительно с устройством подземных гаражей — стоянок не менее чем на двух подземных уровнях.
В исторической застройке в условиях «бережной» реконструкции количество размещаемых гаражей — стоянок определяется конкретной ситуацией. В этом случае при размещении гаражей — стоянок под жилыми зданиями, в соответствии с п. 4.12. МГСН 1.01-97, допускается ненормированный разрыв от въезда — выезда до окон помещений при выполнении дополнительных требований (козырек, огнеупорные конструкции, регламентация режима функционирования).
Зона городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты, линии метрополитена и железной дороги, а также полосы отвода вдоль них) пронизывает все другие функциональные зоны города. В настоящее время в г. Москве ведется активная реконструкция транспортных артерий города. В этих условиях целесообразно размещение под ними или вдоль них гаражей — стоянок, как временного, так и постоянного хранения.
С эксплуатационной точки зрения подземная автостоянка, организованная непосредственно под проезжей частью улицы или площади — очень удобна. Однако, ее устройство непосредственно под проезжей частью, рассчитанной на движение всех видов городского наземного транспорта, приводит к большим дополнительным затратам на усиление несущих конструкций и покрытия. Эти затраты более оправданы при наличии не одного, а нескольких подземных ярусов. С другой стороны, при увеличении числа подземных ярусов более двух, резко увеличиваются затраты, связанные с условиями производства работ. Следует также учитывать, что при размещении автостоянки под проезжей частью устройство въездных и выездных рамп не должно приводить к местному снижению пропускной способности последней.
Недостаточно реализовано в г. Москве размещение автостоянок в подходах к городским мостам или совмещение их с транспортными развязками в нескольких уровнях. Такое решение целесообразно, если въезд машин на стоянку и выезд возможен без задержки основного транспортного потока. Под подходами к городским мостам можно встраивать вместо земляной насыпи автостоянки вместимостью порядка 100 мест с каждой стороны моста, располагая их в два уровня. Обычная высота подходов к мосту (определяемая минимальным подмостовым габаритом для проезда транспорта — 4,5 метра), небольшие уклоны проезжей части (обычно 0,5 %) и значительная ее ширина (14 метров и более) позволяют получить длину стоянки в нижнем ярусе до 60-ти метров и в верхнем до 30-ти метров.
Особое значение организация хранения автомобилей под транспортными магистралями, мостами и транспортными развязками приобретает при проектировании и строительстве новой кольцевой дороги в г. Москве.
1.2. Длительность хранения.
В практике гаражного строительства для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в г. Москве активно реализуются гаражи — стоянки постоянного, временного и сезонного хранения.
Постоянное (круглосуточное) хранение индивидуальных автомобилей должно быть организованно у мест постоянного проживания владельцев в пешеходной доступности. При проектировании гаражей — стоянок для постоянного хранения необходимо определить количество и класс индивидуальных автомобилей, принадлежащих будущим владельцам машино-мест, что позволит более точно выбрать вместимость, условия хранения, параметры основных элементов объемно-планировочной структуры проектируемого гаража — стоянки.
Гаражи — стоянки для временного хранения, как правило, размещаются у мест массового посещения. В гаражах этого типа необходимо обеспечение облегченных условий въезда и постановки автомобиля на стоянку и быстрого и беспрепятственного выезда. Кроме того, в гаражах-стоянках временного хранения необходимо предусматривать возможность размещения разномарочных и разногабаритных машин.
Сезонное хранение предусматривается в пунктах сезонной эксплуатации, например, у объектов летнего или зимнего отдыха или же для тех автомобилей, которые не имеют постоянных мест хранения, не используются круглогодично и в течение холодного времени года могут содержаться на специальных базах консервации, преимущественно в коммунально-складских зонах.
1.3. Размещение относительно объектов другого назначения и уровня земли.
По размещению относительно объектов другого назначения гаражи — стоянки подразделяются на:
По отношению уровня основных помещений гаража — стоянки к средней отметке поверхности земли различают: надземные, подземные, полуподземные, а также комбинированные сооружения. Подземными считаются гаражи — стоянки, полностью заглубленные в грунт, полуподземными — пол основных помещений которых заглублен менее чем на 2 м.
Отдельно стоящие гаражи — стоянки проектируют надземными, надземно-подземными и подземными.
При определении размеров земельного участка отдельно стоящего гаража — стоянки необходимо руководствоваться таблицей 2 Приложения 3 МГСН 1.01-97.
При проектировании отдельно расположенных гаражей — стоянок необходимо учитывать действующие нормативы, регламентирующие расстояния от собственно гаража — стоянки, вентиляционных шахт, въездов в гаражи и выездов из них до объектов застройки другого назначения. (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97).
Отдельно стоящие подземные и полуподземные гаражи — стоянки могут быть размещены под площадями, мостами, транспортными развязками, улицами, скверами, спортивными и спортивно-игровыми площадками, дворовыми территориями и т.д.
Расстояния от подземных и полуподземных (без окон) гаражей до жилых домов, гостиниц, общественных и административных зданий в нормативных документах не лимитируются. Однако при этом сохраняются определенные размеры санитарных разрывов от мест выделений вредных выбросов и источников шума.
Расстояние от подземного или надземного механизированного или автоматизированного гаража — стоянки до объектов другого назначения не лимитируется при условии обеспечения шумо- и виброзащиты.
Пристроенные гаражи — стоянки временного или постоянного хранения, могут быть также надземными, надземно-подземными и подземными. Надземные гаражи — стоянки пристраивают к торцам жилых и общественных зданий, не имеющим оконных проемов. При этом размещение въездов — выездов в гараж — стоянку, вентиляционных шахт, светопроемов проектируют также в соответствии с таблицей 1 Приложения 3 МГСН 1.01-97.
Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи допускается размещать в подземных, цокольных и первых этажах многоэтажных общественных зданий. В жилых домах гаражи — стоянки должны, как правило, устраиваться подземными. При этом этаж над гаражом проектируют техническим, нежилым или незастроенным.
В последние годы при строительстве новых жилых районов встроенные гаражи — стоянки размещаются в первых надземных этажах с организацией въездов с противоположной стороны от входов в здание.
Вместимость и этажность гаражей этого типа определяется по согласованию с органами государственного санитарного надзора г. Москвы с учетом особенностей основного здания.
Размещение гаражей — стоянок под зданиями детских дошкольных и школьных учреждений, детских домов, домов — интернатов, стационарных лечебных учреждений не допускается.
Организация гаражей — стоянок под жилыми зданиями наиболее полно удовлетворяет требованиям удобства их эксплуатации для автовладельцев , ежедневно использующих свои машины, при этом остаются свободными дворовые территории. Вместе с тем, приспособление для этих целей подвалов под жилыми зданиями, распространенных массовых серий, конструктивные схемы и параметры конструктивных элементов которых не совместимы с параметрами помещений хранения автомобилей, — затруднено. Достаточно сложно решается проблема устройства въездов и выездов, изолированных от входов и окон жилых домов.
Наиболее органично гаражи — стоянки размещаются в подвалах, первых и цокольных этажах жилых каркасных зданий при условии использования сеток колонн, являющихся оптимальными для организации помещений хранения автомобилей.
Кратковременные стоянки в подвальных и цокольных этажах общественных зданий (административных, культурных, торговых и тому подобных центров) принципиально себя оправдывают. Однако эти стоянки также требуют индивидуальных объемно-планировочных и конструктивных решений, приемлемых для основного здания и подземной автостоянки.
Применение подземных гаражей — стоянок в г. Москве обусловлено необходимостью экономии дефицитных и дорогих городских территорий, и максимального сохранения и пространственного разуплотнения сложившейся застройки, возрастающими требованиями охраны окружающей среды от шума двигателей и вредностей, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.
Сдерживает широкое применение подземных гаражей — стоянок для хранения индивидуальных автомобилей их дороговизна. Стоимость машино-места в подземных гаражах — стоянках в 2 ÷ 2,5 раза выше стоимости машино-места в надземных. Дороговизна подземных гаражей — стоянок и удобство их эксплуатации в значительной мере зависят от стоимости и качества гидроизоляционных работ. В последние годы в российской строительной практике применя ю тся новые эффективные добавки, резко повышающие плотность бетона, новые гидроизоляционные материалы и технологии, что приводит к улучшению качества и снижению стоимости гидроизоляционных работ.
1.4. Этажность.
По этажности гаражи — стоянки могут быть одноэтажными и многоэтажными.
В Постановлении правительства Москвы от 14 декабря 1993 г № 1140 указывается, что одноэтажные гаражи — стоянки могут строиться в исключительных случаях, когда невозможно никакое другое строительство.
Отвод земли под строительство одноэтажных гаражей — стоянок в Москве прекращен Постановлением правительства Москвы от 18 апреля 1995 года № 318 п. 3.5.
В настоящее время разработаны и осуществляются решения , позволяющие превращать одноэтажную боксовую застройку в двух — трех этажные комплексы, отвечающие современным градостроительным требованиям. Такой метод позволяет значительно увеличить вместимость уже существующих одноэтажных автостоянок, благоустроить их территории, значительно повысить уровень архитектурного решения застройки.
С учетом сложившейся в городе ситуации приоритетной задачей становится строительство многоэтажных гаражей — стоянок, наиболее экономично использующих городскую территорию и органично вписывающихся в архитектурную среду многоэтажной городской застройки.
В соответствии с п. 2.1 МГСН 5.01-94*, надземные рамповые и механизированные гаражи — стоянки могут проектироваться высотой не более 9-ти этажей, подземные — не более 5-ти подземных этажей. При увеличении этажности необходимо согласование с органами государственного пожарного надзора.
При проектировании автоматизированных гаражей — стоянок количество надземных и подземных ярусов хранения не ограничивается.
В многоэтажных гаражах — стоянках рампового типа с 3-мя и более подземными или с 5-ю и более надземными этажами необходимо предусматривать лифт для подъема пожарных подразделений.
При проектировании многоэтажных гаражей — стоянок необходимо учитывать, что повышение этажности более 5 ÷ 6-ти этажей (ярусов подъема) может приводить к большой утомляемости водителя при движении по рампе.
1.5. Способ междуэтажного перемещения.
По способу междуэтажного перемещения гаражи — стоянки классифицируются на рамповые, механизированные и автоматизированные. В рамповых гаражах — стоянках перемещение автомобиля осуществляется собственным ходом по рампе, в механизированных — с помощью лифтовых подъемников различного типа. В автоматизированных гаражах — стоянках автомобиль от въезда до места хранения доставляется при помощи различного рода механизмов и устройств без участия водителя и запуска двигателя.
Рамповые и полумеханизированные (при устройстве рампы и грузового лифта) гаражи — стоянки наиболее часто используются для постоянного или сезонного хранения индивидуальных автомобилей, а механизированные и автоматизированные — для временного. Последние, как правило, сооружаются в условиях затесненной городской застройки.
Сложное и дорогостоящее оборудование механизированных и автоматизированных гаражей — стоянок, рассчитанных на частое использование автомобиля владельцем, пока не оправдывает эффекта, получаемого от механизации и автоматизации. Практика эксплуатации гаражей — стоянок, оборудованных лифтами и работающих в условиях массового въезда и выезда автомобилей, показывает, что один лифт может обслужить не более 100 машино-мест в многоэтажном гараже. При этом требуется устройство перед въездом в лифт специальной накопительной площадки или закрытого помещения достаточно больших размеров для временного отстоя неравномерно прибывающих автомобилей, что в значительной степени снижает эффект экономии земли за счет отказа от рамп.
Разновидностью рамповых гаражей являются, так называемые, «скатные стоянки», в которых роль рампы выполняют наклонные перекрытия (уклон 6 %). Основными недостатками гаража — стоянки с наклонными перекрытиями являются усложнение конструктивного решения и удлинение пути движения автомобиля внутри здания до места хранения.
1.6. Организация хранения.
По организации хранения различают гаражи — стоянки манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении, боксовые с устройством изолированных мест хранения, комбинированные и ячейковые.
Более экономичным является манежное хранение. Боксовый тип хранения по сравнению с манежным приводит, при прочих равных условиях, к увеличению общей площади гаража — стоянки, усложнению противопожарных мероприятий и инженерных систем, в том числе, приточно-вытяжной вентиляции и дымоудаления. Значительно увеличивается расход материалов, в частности, на сооружение межбоксовых перегородок и въездных ворот в бокс. Все это приводит к увеличению себестоимости машино-места в гараже — стоянке боксового типа по сравнению с манежным примерно в 1,5 раза.
Несмотря на это, опыт проектирования, строительства и реализации гаражей — стоянок показывает, что потенциальный владелец машино-места отдает предпочтение боксовому хранению.
Наиболее удачным с точки зрения удовлетворения покупательского спроса является сооружение гаражей — стоянок, в которых представлены манежная и боксовая организации хранения (как правило, на различных этажах). Такое решение позволяет при продаже дифференцировать стоимость машино-мест в гараже — стоянке, что в значительной мере облегчает их реализацию.
1.7. Тип ограждающих конструкций и условия хранения.
В зависимости от типа ограждающих конструкций различают открытые и закрытые многоэтажные гаражи — стоянки, по условиям хранения — отапливаемые, не отапливаемые и комбинированные.
Закрытые гаражи — стоянки имеют глухие или с включением светопроемов наружные ограждения. В них может быть организовано манежное и боксовое хранение автомобилей. Закрытые гаражи — стоянки проектируют отапливаемыми с температурой воздуха в помещениях не ниже +5 °С, неотапливаемыми и комбинированными.
Рампы в закрытых гаражах — стоянках обязательно изолируют от зоны хранения.
В открытых гаражах — стоянках наружные стены полностью или частично отсутствуют. В качестве ограждений могут быть использованы различные решетки, натянутые тросы, высокие парапеты (не более 1 м.) и т.п. В таких зданиях обеспечивается естественный приток воздуха, поперечное проветривание, полностью исключаются (при ширине здания до 72 метров) или значительно сокращаются системы вентиляции и дымоудаления, в дневное время не требуется электрическое освещение. За счет упрощения или исключения систем вентиляции и дымоудаления для открытых гаражей — стоянок целесообразно снижение высоты этажа до 2,8 ÷ 2,5 метра.
В гаражах — стоянках этого типа может быть организовано только манежное хранение автомобилей. В отдельных случаях, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, разрешается организация боксового хранения с сетчатыми ограждениями боксов.
Рампы в открытых гаражах — стоянках разрешается проектировать неизолированными, возможно устройство аппарелей.
1.8. Применение различных типов гаражей — стоянок.
Выбор типа гаража — стоянки в условиях крупного города связан с необходимостью учета разнообразных, иногда противоречивых требований: градостроительных, транспортных, санитарно — гигиенических, эксплуатационных и экономических.
При выборе типа гаража — стоянки, как указывалось выше, целесообразно проведение маркетингового анализа потребности в местах хранения, покупательной способности жителей и характеристики имеющегося в наличии парка индивидуальных легковых автомобилей.
Опыт показывает, что наиболее востребованы сегодня следующие типы многоэтажных гаражей — стоянок:
— надземные открытые рамповые с манежным хранением;
— надземные закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с манежным хранением;
— закрытые отапливаемые или не отапливаемые рамповые с боксовым хранением;
— подземные различной этажности;
Реже, несмотря на их экономичность, строят «скатные стоянки». Не нашли достаточно широкого применения полностью механизированные и автоматизированные гаражи — стоянки.
Наиболее дешевыми из перечисленных выше типов многоэтажных рамповых гаражей — стоянок являются открытые со смещенными на высоту половины этажа перекрытиями и полурампами (аппарелями).
Практика показывает, что, с точки зрения реализации, наиболее эффективны комбинированные решения многоэтажных гаражей — стоянок, в которых совмещаются боксовые и манежные, отапливаемые и не отапливаемые зоны хранения. Наиболее рационально совмещение разных по указанным характеристикам зон хранения по вертикали, например:
— подземный этаж (или этажи) — отапливаемый, манежный;
— 1 — 2 этажи — отапливаемые, боксовые;
— 3 — 5 этажи — закрытые, не отапливаемые, боксовые;
— 5 этаж и выше — открытые, манежные.
В этом случае в одном здании гаража — стоянки возможно обеспечение различных условий хранения в зависимости от желания и финансовых возможностей жителей близлежащего жилого района.
Наряду с перечисленным выше, актуально строительство:
— дворовых мини — гаражей, как правило, подземных, подземно-надземных и надземных двухэтажных;
— надстраиваемых двух или многоэтажных гаражей — стоянок над открытыми автостоянками и одноэтажными боксовыми гаражами;
— подземных двух и многоэтажных гаражей — стоянок под площадями, транспортными развязками, мостами, транспортными магистралями;
— встроенных гаражей — стоянок в объекты другого назначения.
2. Генеральный план.
Размещение здания гаража — стоянки на отведенном участке и проектирование генерального плана основаны на решении следующих основных задач:
— максимальное использование участка в пределах землеотвода;
— учет градостроительной ситуации района строительства;
— рациональная организация въездов и выездов на территорию с учетом схемы движения городского транспорта на прилегающих улицах и проездах;
— учет планировочных ограничений и санитарно-гигиенических разрывов;
— организация рельефа участка, способствующая сбору и очистке поверхностного стока;
— благоустройство и озеленение отведенной территории.
Эффективность проектного решения генерального плана определяется значением коэффициента использования К3, характеризуемого отношением площади застройки здания к общей площади отведенного под строительство участка. Увеличение численного значения указанного коэффициента свидетельствует о рациональном использовании территории.
При размещении здания гаража — стоянки в пределах землеотвода необходимо учитывать требования действующих нормативных документов, регламентирующих расстояния от проектируемого здания до объектов окружающей застройки (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97). Основные нормативные расстояния приведены в таблице 1 .
Открытые автостоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью, машино-мест
Источник: www.infosait.ru
Чипгуру
В этой теме расскажу о своём опыте подключения гаража к электрическим сетям. Речь пойдёт с уклоном в сторону документального оформления, то есть куда обращался, какие бумажки туда тащил, какие бумажки там дали и т.д. Я эту тему с практической стороны поднимал здесь, а вот документальное оформление опишу тут.
Итак, что нужно иметь перед тем, как вообще куда-то идти? Ну оно понятно, что нужно иметь сам гараж, как объект электрификации. А документально — свидетельство регистрации прав собственности. До 1 января 2015 года это свидетельство выдавали на фирменном бланке и выглядело оно так
А сейчас такое свидетельство выдают на обычной бумаге формата А4, то есть это просто листок бумаги с информацией, а не бланк строгой отчётности, как раньше. Ещё нужно сходить в местный земельный комитет и попросить у них ситуационный план. Выдаётся бесплатно по устному запросу просителя и представляет собой распечатку участка электронной карты, которая выглядит следующим образом.
Я в своё время не знал, что нужно какой-то там ситуационный план, поэтому сначала сходил к электрикам. Узнал, что нужно и только после этого пошёл в земельный. Но если это знать, то к электрикам в местный район электрических сетей (электроснабжающая организация) следовало бы идти с четырьмя бумажками:
— ксерокопия свидетельства о государственной регистрации права на гараж,
— ксерокопия паспорта гражданина РФ, стр. 2, 3, 5,
— оригинал ситуационного плана той местности, на которой расположен гараж,
— и ксерокопия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН).
Причём, последние две бумажки по моим последним разведданным (позвонил, спросил) не являются обязательными, но желательны.
Итак, пришёл снова в электроснабжающую организацию. У нас эта организация в данный момент называется Кунгурский городской Район Электрических Сетей (РЭС). Там написал заявление на получение технических условий для присоединения к электрическим сетям. Заявление представляет собой бланк, который нужно заполнить.
На руки копию заявления не дают, оно остаётся в электроснабжающей организации. Хотя если попросить, наверно, разрешат сделать себе копию. Я не просил, у меня его нет, поэтому скан предоставить не могу. Но по памяти кроме стандартных личных данных (ФИО, адрес проживания, день и место рождения, контактный телефон) там нужно указать:
— Напряжение присоединения. Если одна фаза, то 220 В, если три фазы, то 380 В.
— Количество фаз. Одна или три.
— Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя 5 кВт для одной фазы и 15 кВт для трёх.
Я заполнял заявление на одну фазу 220 В, 5 кВт.
Срок выдачи технических условий для физических лиц по закону составляет 15 суток со дня приёма заявления. Отказать в приёме заявления НЕ ИМЕЮТ ПРАВА! И стоят эти техусловия 550 рублей! И ни копейки больше! Это по закону и как бы в теории.
На практике могут быть нюансы, которые заключаются в следующем.
1. Гараж может стоять на отшибе, поэтому могут сказать, что мол надо ставить дополнительные опоры. Так вот по закону энергоснабжающая организация обязана поставить эти опоры за свой счёт. Но в реальности мне известен случай, когда опор не было и мужик не мог получить техусловия почти два года. Что делать в таких случаях? По идее в суд. Но многие находят другие пути и о них не будем
2. Ближайшая к гаражу трансформаторная подстанция (ТП, ТэПушка) перегружена и для присоединения дополнительных энергоприёмников нуждается в модернизации, попросту её нужно заменить на более мощную. И это тоже энергоснабжающая организация обязана выполнить за свой счёт.
Подведу итог.
1. Отказать в выдаче техусловий энергоснабжающая организация не имеет права, то есть обязана выдавать всем.
2. Стоимость техусловий для физических лиц 550 рублей.
3. Срок выдачи техусловий 15 суток.
После того, как я слегка окунулся в эту тему и узнал, как некоторые люди мучаются, пытаясь «выбить» себе вожделенные 5/15 кВт, я понял, как мне крупно повезло . У меня всё прошло гладко. В назначенный срок (кстати, сроки немножко не соблюли, задержали на несколько дней) мне выдали на руки четыре документа:
1. Технические условия для присоединения к электрическим сетям.
2. Типовые требования (по организации и устройству коммерческого учёта потребителю — физическому лицу, на уровне напряжения 0,23 кВ с присоединённой мощностью до 15 кВт включительно).
3. Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
4. Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Прилагаю сканы первых страниц вышеперечисленных документов для получения представления о них. Личные данные потёр, но если что-то заметите, что не подлежит огласке, подскажите, ещё подотру
После получения этих четырёх документов можно уже начинать договариваться с электроснабжающей организацией о времени осуществления подключения. То есть по простому, когда приедут электромонтёры и закинут Ваши провода на ближайшую опору. И тут могут быть проволочки. Я уже не помню, как у меня обстояло дело, но вроде бы ждал этого момента около недели.
Кстати, после подачи заявления на техусловия, можно приступать к монтажу электропроводки, ящика со счётчиком. Естественно это всё нужно купить за свой счёт и монтировать либо самому, либо нанять кого-нибудь. К моменту выдачи техусловий желательно, чтобы всё было уже готово к подключению. Я специально не затрагиваю здесь, как и что монтировать, потому что сообщение пишу о документальном оформлении.
Итак, приехали электромонтёры, закинули мои провода на опору, попросили меня проверить счётчик, то есть включить вводной автомат. Я проверил, всё ок, напряжение есть. И всё, монтёры свернули свою люльку и укатили. Дальше мой путь снова лежал в электроснабжающую организацию для вызова контролёра, чтобы опломбировать счётчик и составить акт проверки 1-фазного электросчётчика. Вот как он выглядит.
То есть это уже пятый документ от электроснабжающей организации. И он единственный остался на руках, а первые четыре я отнёс в ту организацию, с которой заключил договор электроснабжения для бытовых нужд. У нас это Пермэнергосбыт. В принципе вот этот договор и есть конечная цель, ради которой всё затевается. Вот как он выглядит.
На этом всё! Номер последнего договора — это номер лицевого счёта, на который я закидываю деньги за потреблённую в гараже электроэнергию.
Источник: chipgu.ru
Гараж пожарно-спасательной части: требования и оборудование
Сегодня мы разберем какие требования предъявляются к гаражам пожарно-спасательных частей МЧС России. Заметим, что данные помещения намного отличаются от простых гаражей, которые предназначены для легковых автомобилей, как размерами, так и самой конструкцией. И так перейдем к основной части статьи.
Гараж пожарно-спасательной части
Требования
Гараж – это помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделениях федеральной противопожарной службы (ФПС).
Температура в гараже должна быть не менее +16 C°, поэтому для контроля температуры в гараже вывешивается термометр. Систему отопления, как правило, предусматривают водяную.
Покрытие полов гаража должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку.
Кстати, а Вы задумывались почему при уборке помещения вода не скапливается в гараже?
Ответ на этот вопрос прописан в технических документах, ведь наклон пола делается таким образом, чтобы вода стекала из гаража в сторону ворот, а потом по каналам в специально отведенное место, если каналы не предусмотрены могут быть оборудованы и места слива в самом гараже.
Пол гаражей оборудуют ровным, без различных выступов и порогов, так как это может поспособствовать получению травмы личным составом, но обязательно предусматриваются упоры для задних колес пожарных автомобилей или стационарные колесоотбойники (башмаки) с учетом расстановки пожарных автомобилей.
Т.к. пожарные автомобили имеют определенны габариты, и эти габариты увеличиваются при открытие отсеков. Поэтому на вопрос: «Какое расстояние между пожарными автомобилями в гараже?», ответ таков: «Проходы между пожарными автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) пожарного автомобиля до стены должны быть не менее 2 метров. А также размещение пожарных автомобилей в гараже должно быть таким, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение пожарных по сигналу тревоги между автомобилями, а также между ними и стенами».
Кроме этого должны выдерживаться следующие расстояния:
- от крайнего левого (по выезду) пожарного автомобиля до стены не менее 1,5 метра;
- от пожарного автомобиля до ближней к нему грани колонны – не менее 1 метр;
- от пожарного автомобиля до передней или задней стены – не менее 2 метров в гаражах на 1-3 пожарных автомобиля и не менее 3 метров в гаражах на 4 и более пожарных автомобиля.
В пожарных частях, где находятся специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобиля до выступающих конструкций зданий должно быть не менее 1 м.
Расстояние между пожарными автомобилями в гараже
Разметка на полу гаража следующая… Габариты стоянки пожарных автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 10 см, а также на пол, на усмотрение руководителя подразделения, т.к. это не обязательное требование, наносится схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны. При распределении по номерам боевого расчета отделений, на посты и в дозоры личный состав заступающего караула при построении должен занимать места согласно этой схеме.
Схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны
Запрещается
В гараже запрещается:
- загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и месту расположения пожарного щита;
- держать открытыми заливные горловины топливных баков пожарного автомобиля;
- мыть детали легковоспламеняющимися и горючими веществами;
- заряжать аккумуляторные батареи;
- применять открытый огонь;
- заправка пожарных автомобилей горюче-смазочными материалами (ГСМ), а также их хранение;
- стоянка автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ФПС;
- отдых личного состава подразделения ФПС в пожарных автомобилях;
- на путях движения личного состава по сигналу тревоги застилать полы коврами, дорожками и т.п.
Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков (заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается).
Оборудование
Ворота
Ширина ворот должна быть больше на 1 метр ширины пожарного автомобиля стоящего на вооружении подразделения. Так же согласно требованиям ворота должны быть оборудованы ручными или автоматическими запорами и предусматривать специальные фиксаторы, предотвращающими самопроизвольное их закрывание, например, при сильном ветре.
Предусматривается и остекление на воротах, площадь данного остекления должна составлять не менее 30 % от всей площади ворот, и оборудовано приспособлениями от самопроизвольного выпадения стекол. В стояночных боксах вспомогательной техники допускаются ворота без остекления. В самых первых воротах, которые ближе всего к пункту связи части, обязательное наличие двери (калитки) размером не менее 0,7 x 2,0 метра.
Ворота гаража также оборудуются воздушно-тепловой завесой с ручным или автоматическим пуском.
Порядок посадки личного состава дежурного караула (смены) в пожарный автомобиль устанавливается приказом начальника подразделения, исходя из условий обеспечения безопасности, о чем на всех воротах наносится соответствующая надпись: «Посадка личного состава на фасаде части» или «Посадка личного состава в гараже».
На створах ворот гаража обращенных на улицу в их центре должна располагаться малая эмблема МЧС России размером 29,7 x 42 см.
Ворота пожарно-спасательной части с малыми эмблемами МЧС России
Газоотвод и вентиляция
В гараже предусматривается газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей пожарных автомобилей. При этом обеспечивается постоянное подключение системы газоотвода к выхлопной системе пожарных автомобилей и саморазмыкание в начале их движения. Таким образом, когда автомобиль покидает гараж, выезжая на занятия или по тревоге, газоотвод отсоединяется, тем самым не препятствует выезду.
Так же гараж оборудуется системой приточно-вытяжной вентиляции, рассчитанной на одновременный выезд 50 % пожарных автомобилей. Воздухообмен в гараже следует принимать по принципу «сверху-вверх». Требования к системам вентиляции следует принимать по документам как для складских зданий, относящихся по пожарной опасности к категории В.
Табло
В помещении гаража устанавливается табло с информацией о погодных условиях (снег, дождь, туман, гололед, метель, град).
Табло с информацией о погодных условиях
Зеркала
На передней стене гаража у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 100 x 40 см.
Стеллажи для БОП
В гараже устанавливаются стеллажи или тумбочки (с фиксирующимися в открытом положении дверцами) для укладки боевой одежды пожарного и снаряжения из расчета 100 % обеспеченности штатной численности расчета (дежурной смены) и 100 % резерва с учетом усиления службы. Они располагаются вдоль стены гаража за пожарными автомобилями; высота от пола составляет не более 0,8 м.
Допускается размещение стеллажей (тумбочек) сбоку от пожарных автомобилей, при этом расстояние от них до пожарного автомобиля составляет не менее 1,5 метров.
Осмотровая канава
Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей выполняются на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей пожарного автомобиля и в зависимости от конструкции реборд составляет 1,0-1,1 метра; глубина – 1,2-1,4 метра от уровня пола гаража.
Осмотровые канавы должны иметь ступеньки для схода в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны. Для предотвращения падения пожарных автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы, устанавливаются железобетонные или металлические реборды высотой не менее 80 мм.
Пол и стены осмотровой канавы облицовываются керамической плиткой, на дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для инструмента и светильников защищаются от механических повреждений. Реборды окрашиваются в предупредительный цвет (желто-черная диагональная полоса шириной 5 см, под углом 45°).
Для предотвращения падения людей осмотровая канава закрывается съемными решетками из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм или деревянными щитами толщиной не менее 40 мм в металлической оправе.
Обогрев осмотровой канавы в холодное время года осуществляется теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах осмотровых канав.
Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127-220 В допускается при соблюдении следующих требований:
- вся электропроводка выполняется внутренней (скрытой), имеющей электроизоляцию и гидроизоляцию;
- осветительная аппаратура и выключатели устанавливаются с устройством электроизоляции и гидроизоляции;
- светильники закрываются стеклом или ограждаются защитной решеткой;
- металлические корпуса светильников заземляются (зануляются).
Прочее
Не стоит забывать и про пожарную безопасность, все гаражи оборудуются первичными средствами пожаротушения, в нашем случае это огнетушители порошковые. Места их установки не дальше 20 метров от возможного очага возгорания.
В гараже также могут размещаться:
- аккумуляторная;
- рукавная база (пост);
- участок (пост) технического обслуживания (перечень оборудования, приспособлений и инструмента для участка (поста) изложен в приложении № 6 к приказу МЧС России № 555 от от 18.09.2012).
Как выглядит
Источник: fireman.club