Источник: http://www.normacs.info/articles/690Технико-экономические показатели в строительстве (далее ТЭП) — советское изобр�…
Что такое технико-экономические показатели в строительстве, ТЭП
Основные технико экономические показатели предприятия в строительстве. Расчет, оценка ТЭП работы предприятия в сфере строительства.
Что такое ТЭП
ТЭП или технико-экономические показатели рассчитываются для сравнения объемно-планировочных и конструктивных решений здания и выбора оптимального варианта.
Технико-экономические показатели (ТЭП) — рассчитывают для каждого здания для сравнения конструктивных и объемно-планировочных вариантов решения зданий и выбора экономически выгодного решения.
Жилая площадь — сумма площадей всех жилых комнат в здании. Площади на этаж умножают на количество этажей. В жилую площадь не учитывают площадь кухонь и санитарных узлов.
Общая площадь — площадь всех помещений, кроме лестничных клеток и лифтовых холов.
Площадь застройки — площадь, занимаемая зданием на поверхности земли.
Строительный объем — произведение площади застройки на высоту до верха покрытия.
При строительстве зданий и сооружений как производственного, так и непроизводственного назначения, необходимо сначала выполнить технико-экономическое обоснование. Оценка обоснования производится на основе технико-экономических показателей.
При оценке строительства нового или реконструкции уже имеющегося здания или сооружения производственного назначения нужно обосновать планируемую производственную мощность, перечень производимой продукции, месторасположение и т.д. Также необходимо рассчитать планируемую эффективность капитальных вложений и технико-экономические показатели, характерные для определенной отрасли промышленности.
Для сравнения все вышеперечисленные показатели сопоставляют с аналогичными уже работающими передовыми отечественными и зарубежными предприятиями.
Технико-экономические показатели служат основой для оценки всего проектного задания в любой его части (технологической, строительной и других). Показатели помогают обосновать эффективность принимаемых проектных решений. Конечной целью разработки, расчета технико-экономического обоснования является получение наибольшей отдачи от капитальных вложений. Объективность в расчетах влияет на конечный результат и, как итог, на принятие окончательного решения об эффективности и целесообразности строительства или реконструкции.
Себестоимость
Для зданий и сооружений производственного назначения основными технико-экономическими показателями являются себестоимость выпускаемой продукции, капитальные вложения, производительность труда и время, затрачиваемое на строительство.
А для объектов общественного пользования — затраты на эксплуатацию здания или сооружения, затраты на оплату труда, капитальные вложения и сроки на строительство.
Также важно учесть показатели, выражающие натуральные величины.
Для объектов производственного характера — это объемы расхода сырья и материалов, топлива, электроэнергии на производство продукции.
Для объектов непроизводственного назначения — общая и полезная площади и т.д. В зависимости от отрасли существуют и специфические технико-экономические показатели.
Такой важный показатель как себестоимость, определяется на основе калькуляций, составленных с помощью принятых и разработанных ранее нормативов на расход сырья и материалов, затрат труда и т.д. Все нормативы можно найти в специальных справочниках.
Для объектов, носящих непроизводственный характер, такой показатель как расходы на эксплуатацию, включают в себя расчет амортизации, затраты на использование такого оборудования как, например, лифтов, а также затраты на отопление и другое.
Итоговый и самый важный показатель — это удельные капитальные вложения. Этот показатель для производственных объектов вычисляется как отношение всей просчитанной стоимости строительства объекта к плановой годовой мощности производимой продукции. Для общественно значимых и жилых объектов — это отношение стоимости строительства к такому показателю как, например, 1 м² жилой площади и т.д.
В качестве единиц измерения основных технико-экономических показателей для оценки объектов, производящих какую-либо продукцию, являются такие единицы в натуральном выражении как: тонна, штуки и т.д., а также в стоимостном выражении — рубль выпускаемой продукции.
Для непроизводственных объектов принимается единица измерения — 1 м², например, для жилых комплексов — это 1 м²
жилой площади, для общественно значимых зданий — это 1 место для ребенка (дошкольное заведение), 1 место в зрительном зале (театр, кинотеатр) и т.д.
Дата публикации статьи: 5 декабря 2014 в 08:42
Последнее обновление: 28 марта 2021 в 14:18
Классификация строительных потоков По структуре простые (частные) — последовательность выполнения одного процесса на ряде захваток одной специализированной бригадой…
Покрытие (крыша) — конструктивный элемент, ограждающий здание сверху. Основные виды покрытий чердачные крыши; безчердачные покрытия; сборные железобетонные из…
Сервер (от англ. server, web-server, синоним — веб-сервер). Термин «сервер» применяется в трех различных значениях: Компьютер, который обеспечивает…
Исходя из названия можно понять, что авиакомпания с пометкой lowcoster предлагает своим клиентам самые дешёвые варианты перелёта из…
2.1. Задание на проектирование объекта производственного назначения содержит: а) наименование объекта ; б) сведения о документе, на основании которого принято решение о разработке проектной документации … ж) требования к основным технико — экономическим показателям объекта , в том числе мощность, производительность, диапазон производительности; производственная программа, номенклатура продукции, услуг, работ, численность (вновь создаваемые рабочие места), полезная площадь (площадь основных и вспомогательных производственных участков и др.); з) идентификационные признаки объекта капитального строительства , в том числе…
Технико-экономические показатели в строительстве: выявление проблемы и предложения по решению
Технико-экономические показатели в строительстве (далее ТЭП) — советское изобретение. Оно было предназначено для экономии материалов и ресурсов в рамках государственной плановой экономики. ТЭПы служили основой для расчета технико-экономических обоснований (далее ТЭО). В первую очередь ТЭО разрабатывались для крупных и сложных предприятий, имеющих государственную значимость.
В настоящий момент понятийным аппаратом ТЭО и ТЭПы в строительстве законодательно не закреплены, также не определен их состав для объектов различного функционального назначения. Единственным измерением экономической эффективности строительного объекта в капиталистической системе хозяйствования является окупаемость инвестиций.
В статье выявлена проблематика на стыках нормативного, технического и правового регулирования по ТЭПам, которая, в том числе, носит и межведомственный характер.
Основные положения
Застройщику важна продаваемая жилая и нежилая площадь в метрах квадратных.
Тогда для каких целей в проектной документации проектировщики должны отражать огромное количество различных видов площадей и иных показателей для коммерческой недвижимости? Вот некоторые из них: Площадь жилого здания; Площадь этажа; Площадь подполья; Площадь эксплуатируемой кровли (террасы); Площадь комнат, помещений; Площадь застройки здания; Площадь квартир; Общая площадь квартир; Общая площадь жилого помещения; Жилая площадь квартиры; Площадь квартиры (квартир); Общая площадь квартиры и т.д.
Не правда ли, приводит в ужас количество показателей (они же ТЭПы), методы их подсчета или, наоборот, отсутствие методов подсчета?
Правительству Российской Федерации как ответственному государственному органу власти за кабинет министров стоит обратить внимание на сложившуюся практику манипуляции показателями в различных документах.
Многочисленные показатели, очень схожие по написанию, но имеющие разные методы подсчета и цели, закреплены различными унифицированными формами профильных Федеральных органов исполнительной власти или ведомств.
Отраслевые сообщества понимают, что назрела необходимость комплексного анализа всех этих показателей исходя из жизненного цикла здания или сооружения. Также это вызывает беспокойство со стороны всех ответственных за подачу таких показателей для заполнения унифицированных форм.
Согласно действующему законодательству ряд таких форм застройщик обязан опубликовать до начала строительства. Например, проектную декларацию, которая содержит информацию о проекте строительства. Информацию об объекте строительства застройщик берет из проектной документации, которую изготавливает и предоставляет застройщику проектная организация.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ(ред. от 31.12.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-214 от 30.12.2004) проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 года № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации» основные сведения, указываемые в проектной декларации об объекте строительства, например, такие: условный номер; назначение; этаж расположения; номер подъезда; общая площадь объекта (помещения/помещений расположенных в объекте); сумма общей площади всех жилых помещений; сумма общей площади всех нежилых помещений; сумма общей площади всех жилых и нежилых помещений; количество комнат и т.д.
Частью 7 статьи 19 ФЗ-214 от 30.12.2004 предусмотрено, что в случае нарушения застройщиком установленных настоящим Федеральным законом требований к проектной декларации участник долевого строительства вправе обратиться в суд или арбитраж с иском о признании сделки недействительной, как совершенной под влиянием заблуждения. В случае признания сделки недействительной застройщик обязан возвратить денежные средства, уплаченные участником долевого строительства по договору, и уплатить проценты в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Также частью 8 той же статьи установлено, что Застройщик несет ответственность за размещение в интернете проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и недостоверную информацию, а также за нарушение сроков размещения проектной декларации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, Застройщик несет гражданско-правовую ответственность за предоставление не достоверной информации об объекте строительства.
Ответственность Застройщика за предоставление недостоверных сведений предусмотрена частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Указанной статьей установлено, что нарушения при опубликовании проектной декларации либо вносимых в нее изменений — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 (пяти) тысяч до 15 (пятнадцати) тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 (двухсот) тысяч до 400 (четырехсот) тысяч рублей.
Таким образом, для Застройщика важным требованием является единая унифицированная система заполнения всех необходимых показателей (ТЭПов) от разработки проектной документации до регистрации объекта недвижимости.
О технико-экономических показателях в проектной документации
При разработке проектной документации жилых, общественных и производственных зданий проектировщики подсчитывают основные технико-экономические показатели, указанные в нормативных технических документах – сводах правил. Информация о том, что именно эти правила подсчета площадей являются технико-экономическими показателями не содержится ни в СМИ, ни на официальных ресурсах, где застройщик должен размещать декларацию.
Состав проектной документации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (ред. от 21.04.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В соответствии с Разделом 1 – «Пояснительная записка» в текстовой части проектировщик обязан выполнить подпункт:
- «м) технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства;».
А также подпункт г) Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка»:
- «г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;».
В действующее законодательство о градостроительной деятельности требуется внести изменения с закреплением понятия и его определения – «технико-экономические показатели». В некоторых документах данное понятие можно найти в различных толкованиях см. Таблицу 1.
Таблица 1
*14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Технико-экономические показатели земельного участка;
1 Постановление Правительства Российской Федерации
*Раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать:
м) технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства;
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2015 № 36782)
* в) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, а также иные технико-экономические показатели объекта капитального строительства;
*10. Требования к основным технико-экономическим показателям объекта(площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность, пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения и другие показатели):
*Реконструкция жилого здания — комплекс строительных работ и организационно-строительных мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей(количества и качества квартир, строительного объема и общей площади здания и т.д.) в целях улучшения условий проживания, качества коммунального обслуживания, увеличения объема услуг.
* см. совместно с ч.14 ст.1 ГрК
Проектную документацию с выданным на нее положительным заключением экспертизы следует рассматривать как отправную точку для строительства. Показатели, определенные на этой стадии, должны стать основой для заполнения последующих унифицированных форм, которые должны быть утверждены министерствами, связанными с этими показателями.
В этом случае становится понятной необходимость приведения всех наименований показателей (ТЭПов) и методик их подсчета к единому знаменателю. Для проектной документации подсчитываемые «показатели» жилого фонда должны быть обозначены в одном единственном документе — СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные».
Рассмотрим основные этапы строительства объекта от проектирования до регистрации права собственности: см. Таблицу 2, более подробно материал представлен в графическом материале на Схеме 1.
Таблица 2
№ | Основные этапы строительства объекта от проектирования до регистрации права собственности |
1 | Разработка проектной документации — первый этап, где проектировщики формируют технико-экономические показатели |
2 | Получение положительного заключения экспертизы |
3 | Получение Разрешения на строительство |
4 | Составление и опубликование проектной декларации, получение заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным 214-ФЗ |
5 | Проведение обмеров построенного объекта — Бюро технической инвентаризации (БТИ) |
6 | Постановка объекта на кадастровый учет |
7 | Регистрация права собственности на объект |
Примечание: Каждый из этапов регулируется: законодательными, подзаконными актами, приказами министерств. |
После выявления всех этих документов (по Таблице 2) из них были отобраны все показатели (ТЭПы), которые отражены в графическом материале на Схеме 2.
Сопоставление всех показателей (ТЭПов) указывает на их полную разобщенность. Все ТЭПы, подсчитываемые для жилых зданий в СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» не встречаются в документах, которые регулируют следующие этапы строительства.
Для нормализации ситуации необходимо взаимодействие нескольких ведомств. А именно, провести анализ всех этапов строительства с учетом ТЭПов профильному строительному Министерству и увязать свои нормативные акты с Министерством экономического развития по вопросам подсчета площадей при обмерах БТИ и иных приказов по показателям.
Например, машино-места. Особое внимание застройщики с 1 января 2017 г. стали уделять машино-местам, так как вступил в силу 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который объявил машино-места недвижимостью. Теперь машино-место можно дарить, продавать или оставлять в наследство. В этой связи застройщики в Задания на проектирование дополнили требования по графическому отображению на планах этажей машино-мест в проектной документации:
- машино-места должны быть пронумерованы;
- пунктиром обозначены габариты машино-мест (с указанием высоты);
- машино-места занести в Экспликацию машино-мест с указанием порядкового номера и площади;
- количество машино-мест внести отдельной позицией в ТЭПы;
- в условные обозначения к листу необходимо вынести схему машино-места габаритами 5300x2500x1800(h). После устройства напольного покрытия в автостоянке каждое машино-место пунктиром должно быть размечено краской.
Данные рекомендации могли бы стать хорошим дополнением к приказу Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места».
При оформлении планов этажей по жилым многоквартирным домам для подсчета площадей квартиры используется условное обозначение в соответствии c ГОСТ 21.501-2011 «Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений», пункт 5.3.2, рисунок 1:
Рисунок 1. Тип и площадь квартир
Необходимо, чтобы все наименования показателей были одинаково записаны во всех документах при разработке проектной документации.
Целесообразно прописать требование по нанесению пунктирной линии на планы этажей в квартирах, где отсутствует граница помещения, выгороженная строительными конструкциями. Сформулировать требование по указанию формулы с понижающим коэффициентом на планах жилых этажей в квартирах. Также прописать округление до десятых, именно так подсчитывает площади БТИ.
Все эти тонкости должны быть отражены в СП 54.13330.2016 и СП 118.13330.2012 в существующих приложениях к документу при подсчете ТЭПов.
Более подробно материал представлен в графическом виде на Схеме 3.
Основной перечень документов, который должен найти отражение в ТЭПах для многоквартирного жилья представлен в Таблице 3.
Таблица 3
Приложение А (обязательное). Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема
Приложение В (обязательное) Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема
Каждый показатель должен быть записан в СП 54.13330 как показано на Рис.3.
Другим важным обстоятельством является необходимость узаконить возможный допуск не менее 2-4% для площадей жилых и встроенных помещений от указанных в Разрешении на строительство до фактических обмеров, которые производит БТИ и эти площади можно было сравнить в Форме Разрешения на ввод в эксплуатацию. Все участники строительного процесса понимают, что «один в один» показатели площадей после строительства никогда не бывают! Вопрос продаваемой площади в большую или меньшую сторону должен регулироваться договором купли-продажи по доплате или возврату за квадратные метры квартиры.
Таким образом, рекомендуется профильному министерству строительства провести комплексный анализ показателей, используемых в различных унифицированных формах различных министерств и ведомств для реализации полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.
Подсчитываемых ТЭПов должно быть минимум для коммерческого строительства во всех унифицированных формах, устанавливаемых государством.
О государственной статистике по учету вводимых квадратных метров жилья
Какие показатели необходимы от Минстроя России для ведения государственной статистики по вводу квадратного метра жилья?
Сведения с сайта Минстроя России – «Общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию, построенного за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2017 году» составила:
- на 01.01.2017 – 1 841 947,6 м 2 ,
- на 01.01.2018 – 1 579 283,6 м 2 ,
при том, что общий ввод квадратных метров жилья по территории Российской Федерации составил — 79,2 млн. м. кв. в 2017 году, что лишь на 1,3 % ниже уровня 2016 года. (из Доклада Михаила Меня).
В соответствии с п. 1.21.3 Федерального плана статистических работ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 671-р (ред. от 30.06.2018), Федеральная служба государственной статистики формирует официальную статистическую информацию о вводе в действие жилых домов по России и субъектам Российской Федерации на основе данных формы федерального статистического наблюдения № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений», утвержденной Приказом Росстата от 30.08.2017 г. № 562, предоставляемых в территориальные органы Росстата юридическими лицами (организациями-застройщиками), осуществляющими строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
В указанной форме отражается общая площадь жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях (домах), которая определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами (на основании п. 2 приложения 2 к СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», п.п. 3.34 и 3.37 «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. № 37).
В соответствии с п. 14 Указаний по заполнению формы № С-1, утвержденных приказом Росстата от 12.01.2018 г. № 5, указанная площадь должна соответствовать фактическому значению показателя «Общая площадь жилых помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд, террас)», отраженному в подпункте 2.2 раздела II Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1038, полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования) входят в компетенцию Минстроя России.
Таким образом, Росстат использует для государственной статистики отмененные документы (СНиП 2.08.01-89«Жилые здания»). Нормативные технические документы, указанные приказе Росстата от 30.08.2017 г. № 562 и приказе Росстата от 12.01.2018г. № 5 используются неактуализированные (СНиП 31-01-2001 «Здания жилые многоквартирные» и СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»).
О мнении Федеральных органов исполнительной власти на вопросы по идентификации показателей и методики их подсчета в жилых многоквартирных домах
Материал представлен в табличной форме для удобства анализа ответов профильных Федеральных органов исполнительной власти и ведомств.
Таблица 4
В настоящий момент данный вопрос не урегулирован нормативными актами и нормативными техническими документами Минстроя России и Минэкономики России.
Унифицированные требования, в случае их достижения, позволят заложить единые подходы и понимание со стороны: проектных организаций, органов экспертиз проектной документации, профильных департаментов архитектуры муниципальных образований, БТИ и государственного строительного надзора.
Описание проблематики и предложения см. Приложение 1 на 10 листах
Каким приказом территориальные БТИ должны пользоваться в части требований к определению площади здания, сооружения и помещения: приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 или приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37?
Прошу разъяснить, возможно ли в рамках строительства многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками (машино-места) унифицировать наименования подсчитываемых площадей и методики их подсчета от разработки проектной документации до ввода таких объектов в эксплуатацию? В настоящий момент данный вопрос не урегулирован нормативными актами и нормативными техническими документами Минстроя России и Минэкономики России.
Унифицированные требования в случае их достижения позволят заложить единые подходы и понимание со стороны: проектных организаций, органов экспертиз проектной документации, профильных департаментов архитектуры муниципальных образований, БТИ и государственного строительного надзора.
Является ли предметом оценки соответствия проектной документации проверка технико-экономических показателей для объектов капитального строительства органами экспертизы проектной документации?
Считает ли Минстрой России необходимым установление понятия и определения технико-экономических показателей в Градостроительном кодексе Российской Федерации?
Какой перечень технико-экономических показателей (наименования показателей — площадь. ) по многоквартирным жилым домам Минстрой России передает в Федеральный орган статистики?
Выводы:
1.Требуется ввести понятие и его определение «Технико-экономические показатели».
2.Унифицировать наименования ТЭПов и методики их подсчета в различных документах министерств и ведомств. Заменить ссылки на действующие нормативные технические документы в документах Федеральных органов исполнительной власти.
3.Пересмотреть стандарты (ГОСТ Р 21.1101 и ГОСТ Р 21.501) СПДС по изложению текстовых и графических дополнений по подсчету площадей на планах этажей.
4.Подсчитываемых ТЭПов должен быть минимум для коммерческого строительства во всех унифицированных формах, устанавливаемых государством.
5.Разработать и включить дополнительным приложением в СП 54.13330 рекомендуемый состав технико-экономических показателей, исходя из учета максимально возможных вариантов технических решений.
6.Привести «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» в соответствие с действующим законодательством.
7.Привести понижающие коэффициенты 0,3 и 0,5 для балконов и лоджий к единому показателю 0,4.
Представитель Застройщика
Архитектор А.Е.Блиндер
г. Краснодар, nroyvaqre(pvt)znvy.eh
Технико — экономические показатели объекта капитального строительства , втом числе данные о проектной мощности, значимости объекта капитальногостроительства для поселений (муниципального образования) и другие данные,характеризующие объект капитального строительства . Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг). Сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе,газе, воде и электрической энергии.
Технико экономические показатели объекта капитального строительства производственного назначения
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению экспертизы технико-экономических обоснований
(проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений
производственного назначения
УТВЕРЖДЕНО начальником Главгосэкспертизы России Ю.Б.Жуковским 15.01.1997 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения*, необходимой полноты и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.
* Далее — «проекты строительства».
Рекомендации могут быть также использованы другими участниками инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательскими организациями, службами заказчика, органами управления, банками, финансово-кредитными и иными организациями.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1.1. При экспертизе проектов строительства следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящими рекомендациями, а также другими документами, регулирующими инвестиционную деятельность.
2.1.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проектам строительства приведены в РДС 11-201-95 «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства», а также в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Данные положения составлены исходя из того, что разработке проекта строительства предшествовало составление обоснования инвестиций в строительство объекта, рассмотрение и утверждение (одобрение) его в установленном порядке.
2.1.3. Рассмотрение проектов строительства рекомендуется проводить в следующем порядке.
Проверяется соответствие принятых в проекте решений требованиям СНиП, ГОСТ и других нормативно-технических документов, действующих на момент проведения экспертизы, наличие и качество задания на проектирование, исходных данных, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства.
В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов.
Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование, договору (контракту) на выполнение проектно-изыскательских работ и другой разрешительной документации.
Обращается особое внимание на наличие:
— вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;
— установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
— записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство предприятия. здания и сооружения разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
При экспертизе проектов строительства осуществляется проверка соответствия принятых решений обоснованию инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, другим предпроектным материалам, оценивается месторасположение площадки (трассы) строительства, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, дать оценку его нерациональности, отразить отступления от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расчетов. При этом формулировка должна быть четкой, исключающей двойное толкование.
Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции, долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
Рассмотрению разделов проекта должен предшествовать анализ материалов, обосновывающих целесообразность создания объекта строительства, исходя из намечаемой потребности продукции, возможности ее реализации на рынке, обеспеченности сырьевыми, топливно-энергетическими и другими ресурсами.
При этом анализируется конъюнктура рынка России, ее регионов, а при экспорте продукции — мирового рынка и стран, куда намечается ее экспортировать.
Существует ряд методик прогнозирования потребностей в различных видах продукции, основанных на выявлении характера ее изменения за достаточно длительный период, определении факторов, влияющих на объемы потребления и оценке влияния этих факторов в перспективе.
К таким факторам прежде всего относятся уровень и темпы развития экономики страны или региона, которые характеризуются изменениями макроэкономического показателя валового внутреннего продукта (ВВП). При анализе могут использоваться данные удельного потребления рассматриваемой продукции на единицу ВВП. При рассмотрении динамики ВВП и показателей удельного потребления соответствующей продукции должны учитываться структурные изменения экономики. Так, при опережающих темпах роста отраслей и услуг с невысокой ресурсоемкостью потребность в сырье и получаемых из него первичных материалов стабилизируется или снижается. Для более детального анализа изучается динамика развития отраслей, потребляющих рассматриваемую продукцию, а также удельные ее расходы в основных потребляющих отраслях, зависящих от технического уровня и структуры производства потребителей, а также от качества поставляемой им продукции.
При анализе потребностей в продукции народного потребления должна учитываться динамика изменения численности населения и уровня его доходов.
Фактором, влияющим на объемы как производства, так и потребления продукции является обеспеченность ресурсами и комплектующими изделиями, необходимыми для ее изготовления. В связи с этим следует анализировать наличие ресурсов, эффективность использования существующих и потенциальных источников их получения.
При анализе прогнозной потребности в продукции должны выявляться тенденции ее изменения. Следует учитывать, что эти изменения во многих случаях имеют циклический характер со сравнительно быстрым увеличением спроса на первых стадиях развития производства данной продукции, последующей стабилизацией этого спроса по мере его насыщения, а в дальнейшем и его сокращения в связи с изменением структуры экономики и появлением новых видов продукции. В то же время необходимо учитывать и возможности выявления новых потребителей рассматриваемой продукции.
При выполнении прогнозов потребностей следует анализировать данные, относящиеся не только к России, но также и к другим экономически развитым странам, что позволяет более правильно выявлять тенденции изменений потребления анализируемой продукции. При разработке проектов используют эти материалы, проводят анализ данных о развитии спроса на рассматриваемую продукцию основных ее потребителей, при котором также должно учитываться влияние указанных факторов.
Выявленная перспективная потребность в продукции должна быть сопоставлена с объемами ее производства в России и за рубежом. При этом необходимо учитывать возможности увеличения объемов производства за счет более полного использования существующих мощностей предприятий, производящих данную продукцию, а также намечаемое ими развитие мощностей.
Исходя из анализа перспективной потребности и производства продукции на других предприятиях определяются целесообразность организации ее производства на проектируемом предприятии и его объемы.
При экспертизе проекта должен выявляться ассортимент продукции, а также уточняться требования к ее качеству.
Структура рыночного спроса на продукцию различных видов может существенно меняться. В связи с этим при экспертизе технических решений, принятых в проекте, следует анализировать гибкость производства, его возможности реагировать на изменения рыночной конъюнктуры при сохранении достаточно высокой экономической эффективности работы предприятия.
Проводится проверка решений по обеспечению проектируемого предприятия материальными и энергетическими ресурсами, технико-экономическая обоснованность их выбора, степень использования вторичных ресурсов, в том числе образующихся в проектируемом производстве, с целью снижения себестоимости продукции, а также объемов продажи отходов производства для повышения доходности предприятия.
Анализируется конкурентоспособность продукции проектируемого предприятия, определяемая рядом факторов. К ним относятся:
— величина издержек производства, зависящая от расхода материальных и энергетических ресурсов, производительности труда, организации производства и управления; уменьшение издержек производства по сравнению с конкурентами обеспечивает предприятию большую экономическую стабильность при возможном снижении рыночных цен на продукцию;
— географическое размещение предприятия по отношению к потребителям продукции и источникам снабжения ресурсами, определяющее расходы по транспорту;
— качество продукции, ее соответствие перспективным требованиям потребителей, стабильность качественных характеристик, возможность получения сертификации качества продукции и система его обеспечения;
— степень гибкости производства в отношении изменения ассортимента продукции и видов используемых ресурсов.
Следует проводить сопоставительную оценку проектируемого предприятия и его конкурентов с учетом указанных факторов.
При экспертизе должно быть проверено наличие проработок по организации маркетинга (средства для его организации должны быть предусмотрены в проекте), к которым относятся меры, направленные на проникновение продукции предприятия на рынки или на расширение рынка сбыта, организацию сбыта (поставок продукции непосредственно потребителю или через сбытовые организации, создание складов и магазинов) и транспортировку продукции, установление контактов с потребителями и определение приемлемых для обеих сторон условий поставок, стимулирование потребителей и сбытовых организаций для обеспечения их заинтересованности в закупках продукции проектируемого предприятия, организацию рекламы и т.д.
Если результаты анализа указанных выше факторов не подтверждают необходимости создания данного объекта, дальнейшее рассмотрение проектных решений может быть признано нецелесообразным.
Исходя из общих принципов проектирования и требований заказчика, при экспертизе проектов строительства рассматриваются следующие разделы*:
* Порядок и методика проведения экспертизы соответствующих разделов могут уточняться с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства на основе нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.
2.2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ТРАНСПОРТ
2.2.1. Проверяется соответствие принятых решений генерального плана и транспорта проектируемого предприятия положениям схем и проектов районной планировки, генеральных планов городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектов планировки жилых, промышленных и других функциональных зон.
— обоснованности планировочных решений с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий для производственного процесса и труда на предприятии, рационального использования земельных участков, эффективного блокирования зданий (производственного, подсобного, складского, вспомогательного и др. назначений);
— наличию площадей для всевозможного расширения производства и резервирования участков для развития отдельных цехов или производств (если это предусмотрено заданием на проектирование);
— площадки строительства с точки зрения климатических, природных и других особенностей района;
— материалам инженерно-геологических изысканий;
— ситуационному плану размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и селитебных территорий, границ санитарно-защитной зоны, особо охраняемых территорий, розы ветров и т.д.;
— генеральному плану (с нанесенными на нем существующими, проектируемыми (реконструируемыми) и подлежащими сносу зданиями и сооружениями, объектами охраны окружающей среды и благоустройства, озеленения территории);
— конфигурации площадки строительства, плотности ее застройки;
— зонированию территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;
— вертикальной планировке участков строительства с привязкой основных зданий и сооружений к географическим координатам и топографической основе, обращается внимание на рациональное использование рельефа;
— картограмме земляных масс, решениям по использованию плодородного слоя, рекультивации нарушенных при строительстве земельных угодий;
— оптимальности решений по прокладке инженерных сетей и коммуникаций, соответствию проектных решений исходным техническим условиям, выданным специализированными организациями;
— решениям по благоустройству, организации отдыха работающих, пешеходного движения на территории предприятия.
Одним из критериев оценки разработки генерального плана на строительство предприятия является показатель максимальной плотности застройки площадки.
2.2.2. Рассматривается обоснованность принятой в проекте транспортной схемы обслуживания предприятия, в том числе:
— определение расчетных объемов перевозок и распределение их по видам транспорта;
— оптимальность выбора вариантов транспортной схемы, внутриплощадочных путей и автодорог;
— характеристика существующих транспортных связей района строительства предприятия и увязка решений по примыканию дорог предприятия к дорогам общего пользования;
— путевое развитие промышленных железнодорожных станций и учет требований МПС;
— варианты верхнего строения железнодорожных путей, конструкций дорожной одежды автодорог;
— производительность локомотивов и развитие локомотивного, вагонного и гаражного хозяйства;
— организация текущего содержания и ремонта путевого железнодорожного хозяйства и автотранспорта;
— рациональность принятых решений по устройству искусственных сооружений.
2.2.3. Общая экспертная оценка по разделу определяется с учетом обоснованности планировочных решений, географических, топографических и климатических условий района строительства, рационального блокирования объектов основного и вспомогательного назначения, выбора вида транспорта, основных технических решений транспортных проблем на основе результатов сравнения решений и технико-экономических показателей, а также оценки экологических и социальных последствий осуществления проекта.
2.2.4. Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела «Генеральный план и транспорт», приведен в приложении.
Приложение к разделу 2.2.
ПЕРЕЧЕНЬ
основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться
при рассмотрении раздела «Генеральный план и транспорт»
Основные технико экономические показатели предприятия в строительстве . Расчет, оценка ТЭП работы предприятия в сфере строительства . Что такое ТЭП . … Технико — экономические показатели ( ТЭП ) — рассчитывают для каждого здания для сравнения конструктивных и объемно-планировочных вариантов решения зданий и выбора экономически выгодного решения. … Для зданий и сооружений производственного назначения основными технико — экономическими показателями являются себестоимость выпускаемой продукции, капитальные вложения, производительность труда и время, затрачиваемое на строительство .
- https://knep.ru/realt/texniko-ekonomicheskie-pokazateli-tep.html
- https://ardexpert.ru/article/13420
- https://docs.cntd.ru/document/1200003124