Технологическая отраслевая подготовка бакалавров и магистров на базе инженерной педагогики школы

Реализуемые образовательные программы

В институте инженерно-педагогического образования, входящего в состав ФГАОУ ВО РГППУ, кафедрой «Технология машиностроение, сертификация и методика профессионального обучения» реализуется магистерская образовательная программа «Инженерная педагогика». Актуальность проблемы подготовки инженерно-педагогических кадров на магистерском уровне, обусловлена потребностью системы образования в специалистах, способных к педагогической деятельности с ориентацией на требования современного производства.

Областью профессиональной деятельности магистров, освоивших программу «Инженерная педагогика» является проектирование, организация и реализация учебных процессов подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования (ВО), среднего профессионального (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), в т.ч. учебно-курсовой сети предприятий и организаций, центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, а также службе занятости населения.

Лаборатория технолога: часть 1. Технологическая подготовка производства и управление качеством

Данная программа обеспечивает организационно-педагогическую, педагогико-проектировочную, научно-исследовательскую, магистров профессионального обучения. Кроме того, магистерская программа

«Инженерная педагогика» обеспечивает подготовку магистрантов в области техники и технологий современного машиностроительного, металлургического, электроэнергетического производства и транспортных систем.

Отличительной особенностью магистерской образовательной программы «Инженерная педагогика» является модульный принцип

построения ее вариативной части, определяющей содержательное поле профессиональной деятельности выпускника.

Каждый элективный модуль является автономной единицей содержания обучения и представляется четырьмя дисциплинами, отражающими современные тенденции развития науки и техники в соответствующей отрасли. Поступающий на программу «Инженерная педагогика» выбирает модуль целиком т.е. все соответствующие модулю дисциплины.

Модульный принцип построения содержания вариативной части позволяет учитывать текущую ситуацию на рынке труда и обеспечивать целенаправленную подготовку магистрантов под запросы конкретных образовательных организаций.

Срок освоения ОПОП ВО по направлению 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), магистерской программы «Инженерная педагогика»

– 2 года (очная форма обучения) и 2 года и 4 мес (заочная форма).

Итоговая государственная аттестация магистранта предусматривает защиту магистерской выпускной квалификационной работы

Кадровое обеспечение программы соответствует современным требованиям. Все преподаватели имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и звание, опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимаются научной и (или) научно-методической работой.

Реализация программы обеспечена современной высокотехнологичной материально-технической базой для проведения всех видов практической, лабораторной дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно- исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом.

Подготовка кадров для педагогики

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет».

При использовании материалов с сайта РГППУ ссылка на источник обязательна!

Источник

Технологическая отраслевая подготовка бакалавров и магистров на базе инженерной педагогики школы

Статья посвящена проблеме повышения качества педагогического образования, актуальность которой рассматривается в контексте перехода на двухуровневую систему подготовки педагогических кадров. Обосновывая актуальность, авторы обозначают недостатки организации подготовки в области технологического образования, имеющего большое значение для профессионального становления личности.

Решение проблемы рассматривается в статье через реализацию преемственности содержания предметной области «Технология» – основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров. Технология, являясь основным практико-ориентированным школьным предметом, предоставляет возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Завершается статья рассмотрением структуры вариативной части программ («Робототехника», «Технологии энергосбережения», «Нанотехнологии», «Современные технологии дома», «Конструкционные полимеры» и др.), отвечающей концепции современного технологического образования.

1. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К. Условия развития технологической культуры студентов // Вестник ТГСПА им. Д.И. Менделеева. – 2013. – Вып.

5. – С.44-48.

2. Симоненко В.Д., Рятивых М.В. Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. /Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999. – 230 с.

4. Хотунцев Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 10-15.

5. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». – М.: ИОСО РАО, 1999. – 44 с.

Читайте также:  Что такое инженерные изыскания для подготовки проектной

Модернизация российского образования, происходящая в настоящее время, обусловливает инновационные процессы в системе подготовки педагогических кадров, особенно в области технологического образования.

Идея технологического образования в общеобразовательной школе получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение в работах П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, И.А. Сасовой, Ю.Л.

Хотунцева и др.

Технологическое образование – это организованный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности. Результатом реализации содержания технологического образования должен стать устойчивый и успешный учащийся, подготовленный активно и самостоятельно действовать в среде, связанной с преобразовательной практикой.

В исследованиях известного специалиста в области профессиональной педагогики Ю.Л. Хотунцева подчеркивается, что технологическое образование является основополагающим средством достижения технологической культуры, являющейся всеобщим и непременным условием любой созидательной деятельности [4, с. 14]. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в достижениях технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

В качестве структуры технологического образования В.Д. Симоненко рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности. Технологические знания представлены знаниями способов, средств и путей преобразовательной деятельности, т.е. основных технологий, применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития [2, с. 61-66].

Технология, являясь основным практико-ориентированным школьным предметом, предоставляет возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов включает стандарты общего образования по всем учебным предметам образовательной программы школы, в том числе по технологии.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, примерная программа по технологии для начальной школы представлена тремя вариантами: «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья», «Человек, технология и искусство», «Человек, технология и техническая среда». Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на овладение начальными трудовыми умениями, способами планирования и организации трудовой деятельности; формирование первоначальных представлений о мире профессий; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности и др.

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате учащиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Технология» должны отражать осознание школьниками роли техники и технологий для эффективного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение эколого-экономических последствий развития технологий промышленного и аграрного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения технологической документации; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, и др.

В соответствии с требованиями ФГОС, предметная область «Технология» в старшей школе является дополнительным учебным предметом по выбору учащихся. Также на всех ступенях общего образования предусмотрены учебные предметы и курсы по выбору обучающихся, изучение которых (в том числе курсов технологической направленности) должно отвечать индивидуальным образовательным запросам школьников.

Читайте также:  Инженерная подготовка благоустройства это

Таким образом, и ГОС 2004 года, и ФГОС позволяют реализовать изучение технологии как обязательного предмета, а также в рамках дополнительных учебных предметов и курсов по выбору учащихся общеобразовательной школы.

  • технология создания новых материалов (биопластмассы, углепластики, генетически модифицированные продукты и др.);
  • преобразование материалов (нанотехнологии, лазерные технологии);
  • технологии энергосбережения, альтернативная энергетика, биотопливо;
  • информационные технологии (компьютерная техника, робототехника, умные дома, глонасс и др.);
  • транспортные технологии;
  • технологии устойчивого развития (материалосбережение, переработка отходов).

Изучение общих принципов технологической деятельности людей, структуры технологических систем, принципов проектирования и закономерностей творческой деятельности позволяет обеспечить необходимый научный уровень технологии как учебному предмету.

Переход на новые стандарты среднего общего образования диктует соответствие качества подготовки бакалавров и магистров педагогического образования для решения профессиональных задач технологического образования.

Профессиональная подготовка бакалавра в области технологического образования – организованный образовательный процесс по подготовке компетентного специалиста, способного решать задачи в соответствии с видами педагогической и культурно-просветительской деятельности [3].

Во-первых, в программу должно быть включено изучение современных технологий производства; во-вторых, изучение обобщающего курса как технологический менеджмент. Технологический менеджмент определяется как управление технологической системой, включающее планирование, моделирование, оптимизацию и контроль технологических процессов, продуктов и услуг. Реализация всех технологий происходит по общей схеме: исходя из потребностей людей определение цели конкретной технологической деятельности, анализ и освоение информации, оценка целесообразности продолжения выбранной деятельности с точки зрения экономики и экологии, подготовка и реализация выбранной деятельности, экологическая и экономическая оценка продукции и производства, маркетинг и реализация продукции.

В связи с вышеизложенным анализом разработанная образовательная программа подготовки бакалавров технологического образования дополнена дисциплинами по выбору: «Робототехника», «Технологии энергосбережения», «Нанотехнологии», «Современные технологии дома», «Конструкционные полимеры» и др. Перечень данных дисциплин по выбору способствует повышению уровня технологического образования бакалавров и формированию профессиональных компетенций.

Например, введение дисциплины «Нанотехнологии» в программу обучения обусловлено их ролью в развитии сфер человеческой деятельности. Нанотехнология определяется как междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, занимающаяся новаторскими методами (в сферах теоретического обоснования, экспериментальных методов исследования, анализа и синтеза, а также в области новых производств) получения новых материалов с заданными нужными свойствами. Нанотехнология очень разнообразна, она распространяется в областях исследований, начиная с обычных физических устройств и включая полностью новые направления на молекулярно-атомном уровне; развивает новые методы, технологии получения новых материалов с измерениями в нанометрических диапазонах.

Основными понятиями изучения являются: наночастицы, углеродные нанотрубки,фуллерены, графен, наноаккумуляторы, нанороботы, электронный микроскоп и др. Основной темой курса является «Методы реализации нанотехнологии в областях: материаловедение, электроника, энергетика, медицина, машиноведение», которая реализует технологический аспект изучения курса.

Программа «Технологический менеджмент» направлена на изучение общих принципов и основных положений теории производственных систем и процессов, структуры производственных процессов, управления технологической структурой производства на предприятии.

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Технологическое образование») предназначена для бакалавров, освоивших образовательную программу по профилям «Технологическое образование», «Экономическое образование».

Программа нацелена на подготовку магистра, обладающего готовностью к исследованию проблем технологического образования, способного решать задачи научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Содержание образовательной программы отражает дисциплины федерального компонента профессионального образования и национально-региональные особенности подготовки магистра технологического образования.

Учебный план и программы дисциплин позволяют обеспечить подготовку магистра к решению профессиональных задач в образовании, соответствующих стандарту высшего профессионального образования, и к выполнению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем квалификации.

Проблемное поле вариативной части направления подготовки магистра технологического образования включает дисциплины: история развития техники и технологий, методология технического творчества, современные проблемы технических наук, актуальные проблемы теории и практики технологического образования, управление качеством образовательной деятельности, психология и педагогика высшей школы, психология делового общения, теоретические основы исследовательской деятельности в области технологии материалов.

Читайте также:  Инженерная подготовка кустовой площадки что это

Предложенный подход в виде сквозной системы технологического образования «бакалавриат – магистратура» основан на преемственности, фундаментальностиобучения и позволяет учитывать перспективу качественной подготовки учителей технологии.

Рецензенты:

Яркова Т.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», г. Тобольск;

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Тобольске, г. Тобольск.

Источник

Технологическое образование и инженерная педагогика

Введение. Технологическое образование, являющееся частью школьной программы, трактуется как фактор и инструмент социализации обучающихся и как «процесс и результат активного (деятельного) усвоения школьниками общей и профессиональной технологической культуры, общих и специальных способов технологического преобразования действительности, развития технологической компетентности и творческих способностей личности» 1 . Однако за последнее десятилетие цели этого вида просвещения претерпели некоторые изменения: в высокотехнологичном конкурентном мире приоритет отдается «всеобщей цифровой грамотности», что не могло не отразиться на содержании работы педагогов.

Особенность деятельности учителя в рассматриваемой предметной области заключается в интеграции педагогической, психологической и техникотехнологической составляющих. В настоящее время наметился дефицит квалифицированных учителей технологии, поскольку система педагогического образования не предполагает фундаментальной технической подготовки, а обучение технических специалистов – формирования психолого-педагогических компетенций. Подходы к решению проблемы могут быть заимствованы из теории и практического приложения профессиональной педагогики – прежде всего, из такого ее раздела, как инженерная педагогика, которая призвана обеспечивать качество кадрового состава преподавательского корпуса учебных заведений инженерного профиля.

Цель статьи – обосновать целесообразность использования методологии инженерной педагогики в подготовке педагогов технологического образования и необходимость расширения соответствующих образовательных программ в аспирантуре и системе повышения квалификации в технических вузах.

Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на положения профессиологии; системный анализ прикладных аспектов инженерной педагогики; принцип конвергенции, который, детерминируя междисциплинарные и надпрофессиональные связи, способствует проектированию и утверждению транспрофессионализма субъектов деятельности; а также на главный принцип функционирования и развития системы профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей (в том числе учителей технологии) – синхронизацию содержания обучения научным, техническим и технологическим новациям.

Результаты и научная новизна. Показана связь целей инженерного и технологического образования, которые объединяет общая деятельностная природа. Выделены научные основания развития инженерной педагогики в плане подготовки учителей технологии.

Обозначена тройственность начал такой подготовки: требуемая от преподавателей данного предмета квалификация предполагает владение эффективными образовательными методами, знаниями о детской психологии и компетенциями в сфере современных, в том числе цифровых, технологий и техники. Перманентно растущий уровень наукоемкости последних и специфическое переплетение гуманитарного, естественно-научного и прикладного компонентов в работе учителя технологии свидетельствуют о том, что должна быть организована система его непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Представлены возможности подобной организации, в том числе в технических вузах, на базе полученной ранее технической специальности. Одним из эффективных вариантов может стать создание цифрового кластера – платформы, интегрирующей ресурсы образовательных учреждений разных ступеней, производственных структур, а также предприятий среднего и малого бизнеса.

Функционирование данного кластера будет способствовать быстрому распространению современных технологий, обеспечивать доступность их освоения и преемственность школьного технологического, среднего профессионального и высшего образования. Общее информационное пространство позволит согласовывать инструментальные элементы обучения, сопоставлять методы и развивать с помощью дистанционных технологий личностно ориентированные подходы. Кроме того, цифровой кластер может служить механизмом отбора и переподготовки преподавателей вузов, техникумов и учителей технологии за счет формирования базы наставников, обладающих уникальными компетенциями.

Практическая значимость проведенного авторами исследования состоит в демонстрации альтернативных методов и форм подготовки профессионально-педагогических кадров.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...