Строительство автозимников, как правило, включает два этапа. На первом этапе выполняют подготовительные работы, на втором (зимой) — устраивают снежное (снежно-ледяное) полотно на сухопутных автозимниках или подготавливают ледяную поверхность на автозимниках, прокладываемых по льду рек, озер и морей.
На первом этапе строительства сухопутных автозимников выполняют следующие работы:
а) обозначают трассу в соответствии с проектом;
б) расчищают полосу автозимника от леса, кустарника и камней;
в) планируют грунтовое основание, выполняют земляные работы на косогорных участках, на съездах на берегах рек и выездах с них и на участках, где требуется уменьшить продольные уклоны;
г) сооружают мосты, трубы и противоналедные сооружения;
д) строят линейные здания;
е) подготавливают грунтовые карьеры для работы в зимних условиях;
ж) заготовляют дорожные знаки, вехи, материалы для усиления ледовых переправ.
На участках, где автозимник устраивают в снежных насыпях, отсыпают выравнивающий слой из грунтов или, где к началу эксплуатации автозимника формируется мощный (20 см и более) естественный снежный покров, деревья спиливают в уровень с землей и пни не корчуют.
Какие технологии предлагают использовать при строительстве дорог на Крайнем Севере?
При производстве земляных работ на вечномерзлых грунтах рекомендуются следующие способы организации работ:
— послойная разработка грунта бульдозерами по мере его оттаивания;
— рыхление грунта механическим или взрывным способом. В районах с относительной влажностью грунта до 0,8 W t (влажности на границе текучести) земляные работы выполняют бульдозерами в летний период. При более высокой влажности грунта расчистку просеки следует вести поздней осенью или зимой, а земляные работы и планировку основания -весной, по мере оттаивания грунта.
На автозимниках, прокладываемых по заболоченным поймам и долинам рек, где нет угрозы развития термокарстовых процессов, подготовка грунтового основания включает удаление мохорастительного покрова в пределах проезжей части.
На бугристых вечномерзлых торфяниках с близким залеганием от поверхности сильнольдистых грунтов и подземных льдов удалять мохорастительный покров запрещается. На таких участках при подготовке основания выполняют проминку трассы продольными проходами вездеходной гусеничной техники.
Для получения ровного основания допускается рыхление мохорастительного покрова и перемешивание его с грунтом деятельного слоя с последующей планировкой и уплотнением слоя гладилками, прицепными волокушами или отвалом бульдозера за три-четыре прохода трактора по одному следу.
Подготовка основания автозимников на болотах производится с учетом повышения несущей способности торфяных грунтов при их промерзании. Для ускорения промерзания болот необходимо: проминать мохорастительный покров, чтобы прорвать верхнюю корку болот и выжать воду на поверхность; систематически расчищать снежный покров в начале зимнего периода с последующим переходом к его уплотнению.
На переходах через овраги устраивают снежно-ледяные насыпи.
Как Китайцы Строят Дороги
При строительстве сухопутных автозимников в осенне-зимний период (второй этап) сооружают снежное или снежно-ледяное полотно, ледовые переправы и устанавливают дорожные знаки и ориентирующие вехи.
В зависимости от природно-климатических условий, принятой конструкции автозимника и времени производства работ рекомендуются следующие методы устройства снежного (снежно-ледяного) полотна автозимников:
— постепенное наращивание снежного полотна в течение зимы на подготовленном грунтовом основании;
— устройство снежных насыпей в начале зимы с последующим регулярным уплотнением в течение зимы свежевыпавшего снега;
— прокладка временных автозимников по снежной целине без подготовки грунтового основания.
Уплотнять снег на полотне автозимника целесообразно при толщине снежного покрова до 20 см. Если снегопад или метель в период строительства продолжается, работы по уплотнению не прекращают, так как укатка толстых (25 см и более) слоев снежного покрова затруднительна.
При толщине снежного покрова до 10 см последний уплотняется под действием движения автомобилей с одновременной планировкой снежного полотна автогрейдером или волокушами-гладилками. Слой снега толщиной более 10 см следует уплотнять прицепными катками на пневматических шинах массой 10. 15 т, пригруженными трейлерами, многополозными санями или волокушами-гладилками. Доуплотнение снежного полотна происходит под действием движения автомобилей. Снег слоями толщиной более 25 см уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор.
При послойном наращивании снежного полотна в течение зимы плотность снега в слое должна быть не менее 600 кг/м 3 для автозимников I и II категорий и не менее 550 кг/м 3 — III категории.
Снежные насыпи при достаточной толщине снежного покрова (более 30 см) возводят бульдозерами путем поперечной или продольной надвижки снега послойно или набрасывают снег в тело насыпи шнекороторными снегоочистителями. Надвинутые слои снега толщиной 30. 40 см планируют и частично уплотняют опущенным отвалом бульдозера при заднем ходе трактора, а затем уплотняют катками на пневматических шинах за 2. 3 прохода по одному следу.
При недостаточной толщине естественного снежного покрова для накопления снега на месте будущей насыпи устраивают траншеи, снежные стенки или валы высотой, равной проектной высоте насыпи
Технологию уплотнения снега уточняют в каждом конкретном случае в зависимости от требуемой плотности снега в слоях и его состояния в момент обработки. При этом руководствуются следующими положениями:
— плотность снега до 450 кг/м 3 достигается уплотнением его опущенным отвалом бульдозера;
— плотность снега до 550 кг/м 3 (при температуре воздуха, до -10 °С) и до 500 кг/м 3 (при температуре ниже -10 °С) достигается уплотнением его катками;
— плотность снега более 600 кг/м 3 достигается дополнительным поливом полотна водой после уплотнения; количество воды зависит от требуемой плотности снега.
При устройстве снежно-ледяной одежды слой снега поливают водой на ширину проезжей части через 12. 14 ч после уплотнения; расход воды — 2. 4 л на 1 м 2 покрытия.
Для получения необходимой прочности уплотненного снега требуется некоторое время для его смерзания. Движение автомобилей допускается, если снежное полотно плотностью 500 кг/м 3 и более выдержано при температуре воздуха: -10 °С — не менее 24 ч; ниже -10 °С — не менее 15 ч.
При строительстве временных автозимников на снежной целине целесообразно использовать специальные фрезерно-вибрационные снегоуплотняющие машины, выполняющие за один проход рыхление и перемешивание снега, прогрев снежной массы и виброуплотнение.
Содержание автозимников
Содержание проезжей части включает:
— устранение деформаций и разрушений, возникающих на полотне автозимника в процессе его эксплуатации;
— проведение мероприятий по уменьшению снегозаносимости дороги и ликвидации снежных заносов;
— выполнение мероприятий по предупреждению выхода наледных вод на проезжую часть и ликвидации наледи.
Деформации истирания, выбивания, выкрашивания и раздавливания материала полотна устраняют регулярно, не допуская образования глубоких выбоин и колей (более 5 см), с помощью прицепных угольников, автогрейдеров или фрезерно-вибрационных машин. Колеи, ухабы, просадки (проломы), отдельные глубокие ямы и выбоины заделывают снегом и , тщательно уплотняют (желательно с поливкой водой).
Для обеспечения безопасности движения следует поддерживать коэффициент сцепления шин с дорогой j > 0,20. При образовании скользкой ледяной корки на уплотненном слое снега по поверхности проезжей части рассыпают песок, мелкий гравий, повышающие коэффициент сцепления шин с дорогой. Распределение скелетных материалов осуществляют пескоразбрасывателями.
Для повышения безопасности движения и снижения затрат на обеспечение требуемой степени шероховатости покрытия в течение всего срока службы автозимника целесообразно перед вводом его в эксплуатацию наносить шероховатый слой износа путем дождевания в морозном воздухе гидропульпы на крутых спусках и подъемах, на кривых малого радиуса, на участках пересечений и примыканий дорог, на участках с недостаточной видимостью и т.п.
На автозимниках с продленными сроками эксплуатации служба ремонта и содержания в теплый период года должна выполнять следующие мероприятия:
— регулярно профилировать поверхность полотна, поддерживая выпуклое очертание поперечного профиля земляного полотна;
— проводить ремонт и устранять деформации и разрушения на дорожном покрытии и земляном полотне;
— укреплять ненадежные участки и ликвидировать размывы полотна дороги;
— не допускать скопления воды на проезжей части и систематически отводить поверхностные воды за пределы дорожного полотна;
— засыпать проезжую часть дороги опилками, шлаком и т.п. на подъемах и спусках, а также на других слабых участках, где наблюдается интенсивное оттаивание теплоизолирующего полотна;
— своевременно подготавливать к пропуску паводков водопропускные сооружения и контролировать их работу в течение всего теплого периода года.
Профилирование и утюжку полотна дороги осуществляют автогрейдерами, угольниками и волокушами, обеспечивая удаление или уплотнение рыхлого снега, воды, скопившейся в колеях. Колеи и выбоины, которые невозможно устранить утюжкой и профилировкой, следует засыпать грунтом, предусматривая его уплотнение проходящим транспортом.
Для предотвращения снежных заносов на автозимниках рекомендуется применять защитные средства (переносные щиты, снегозадерживающие траншеи, снежные валы, изгороди из хвороста или лапника), действие которых основано на задержании переносимого ветром снега. Конструкции переносных щитов, правила их установки и эксплуатации на автозимниках те же, что и на дорогах постоянного действия.
Для борьбы с наледями на автозимниках применяют: активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги; задержание наледи и недопущение выхода наледных вод на полотно дороги; тепловую мелиорацию наледных участков.
Активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги осуществляют с помощью грунтовых мерзлотных поясов простейшего типа и наледных поясов. Грунтовый мерзлотный пояс закладывают перпендикулярно грунтовому потоку в заболоченных логах с неглубоким залеганием водоупорного слоя. Пояс представляет собой расчищенную полосу шириной 12. 15 м и глубиной 0,8 м. Расчистку ведут бульдозером, укладывая мохорастительный покров и грунт валом по низовой кромке пояса.
Наледный пояс представляет собой расчищенный, спланированный и мощенный камнем участок русла малых водотоков, располагаемый не менее чем в 100 м от полотна дороги. Ширину пояса выбирают таким образом, чтобы водный поток распластывался слоем толщиной до 2 см, а его длину принимают не менее 20 м. В пределах наледного пояса водный поток должен охлаждаться до 0 °С и ниже. Наледь у полотна дороги задерживают временными заборами. Перед началом эксплуатации заборы с обеих сторон обсыпают снегом, который для повышения водонепроницаемости пропитывают водой.
Тепловую мелиорацию наледных участков проводят при выходе наледных вод непосредственно у полотна дороги или у искусственных сооружений. При этом утепляют русло водотоков в пределах мостовых переходов, подпруживают водоток, утепляют канавы и лотки и прилегающие к ним территории, устраивают насыпи и накапливают снег траншеями или щитами в придорожной полосе. Утепляют русло инвентарными деревянными щитами или накатом из тонкомерного леса с последующей укладкой слоя мха или опилок.
Дорожная служба выполняет следующие работы по содержанию автозимника: ежегодно в осенне-зимний период устраивает снежное (снежно-ледяное) полотно на сухопутных автозимниках или подготавливает поверхность льда на ледовых автозимниках; систематически устраняет повреждения и деформации снежного и ледяного полотна; ведет борьбу со снежными заносами; осуществляет противоналедные и противолавинные мероприятия; выполняет мероприятия по продлению сроков эксплуатации автозимников; поддерживает в исправном состоянии элементы обстановки пути и искусственные сооружения; в летний период устраняет размывы грунтового основания; выравнивает основание автозимника; уширяет просеки и уничтожает подрост на полосе автозимника; ремонтирует мосты и трубы, отсыпает земляное полотно из минеральных грунтов на подходах к мостам, на переходах через болота и т.п.
В тундровых районах, где часто наблюдаются сильные метели и пурга, предусматривают установку вех через каждые 15. 20 м на прямых и кривых, обозначающих ширину полотна автозимника.
При плохой видимости (туман, сильный снегопад, метель) движение по автозимнику запрещается.
В весенний период движение по автозимникам допускается только в ночные и предрассветные часы, т.е. в наиболее холодное время суток, а ремонт проезжей части следует осуществлять в дневные часы.
На всех комплексах дорожной и автотранспортной служб следует иметь информационные табло со схемой автозимника, на которой указаны трудные участки трассы, условия движения, часы работы и грузоподъемность переправ, пункты отдыха водителей, сеть автозаправочных и ремонтных пунктов.
Глава 16.
Ледовые переправы
Ледовые переправы — это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Их организуют в случаях отсутствия мостовых переходов и при образовании на водных преградах требуемого ледяного покрова. Эти переправы могут быть частью временных автозимников, временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.
Ледовые переправы классифицируются:
— по продолжительности эксплуатации — регулярные, временные (возводимые на одну зиму), разовые (возводимые для одного пропуска колонны автомобилей или другого агрегата);
— по расчетной интенсивности движения — переправы I категории с интенсивностью движения свыше 150 авт./сут. (приведенных к автомобилю грузоподъемностью 5 т) и переправы II категории с интенсивностью движения 150 авт./сут. и менее;
— по типу водоема — переправы речные, озерные и морские;
— по солености водоема — переправы через пресные, соленые или водоемы промежуточной солености;
— по характеру ледяного покрова, используемого для движения транспортных средств:
— естественный ледяной покров;
— покров, утолщаемый намораживанием сверху;
— покров, утолщаемый намораживанием снизу;
— покров, утолщаемый одновременно с двух сторон;
— по крутизне берегов водоема (90‰ и более или менее);
— по длительности зимнего периода с устойчивыми отрицательными температурами;
— по наличию усиления или армирования ледяного покрова и его характеру и конструкции.
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка — разновидность учебно-методического издания в помощь.
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.
Источник: poisk-ru.ru
Как строят зимники в тундре и сколько стоит это удовольствие
Строительство зимника — это целая наука. К его созданию и поддержанию предъявляется много требований: ширина зимника, чтобы встречный автотранспорт мог относительно спокойно разъехаться, его высота над тундрой, во избежание задувания и переметания, и его уплотнению и намораживанию, чтобы исключить проваливания транспорта. Соответственно, такая работа может исчисляться сотнями миллионов рублей, хотя срок жизни зимника 3-4 месяца. Посмотрим, как делают зимник по тундре в Нарьян-Мар и сколько это стоит.
Этот зимник строится в объезд участка, где сейчас достраивается круглогодичная дорога в столицу Ненецкого автономного округа, поэтому скорее всего зима 2021-2022 станет для него последней.
Первоначально выбирается оптимальная траектория зимника (чтобы не было на пути много снега и его постоянно не переметало), осуществляется трассирование и ставится разметка.
Затем в ход идут мощные бульдозеры с большими волокушами для разравнивания и уплотнения снега, после чего на этом месте должен образоваться наст. Если на пути зимника есть болота (в НАО болота мелкие), то строители пускают тяжелые бульдозеры-болотники, которые стараются оттуда воду выдавить. Она замерзает и принимает форму монолитного покрытия.
Все неровности заполняются снегом и уплотняются
Далее в ход идут автоцистерны с медленно вытекающей из них водой. Они проливают снег, который замерзает и образует твердое основание.
Дальше снова идут трактора, которые выравнивают образовавшийся лед. Снег должен свободно «перелетать» через зимник, поэтому на дороге постоянно приходится техникой сглаживать неровности. Иначе за препятствием сразу вырастает сугроб. Такие процедуры проводятся регулярно, чтобы как можно толще наморозить слой зимника. Это позволит его приподнять над уровнем тундры и сохранить на больший срок весной, когда начнет теплеть.
Движение по зимнику закрывают в метель и в оттепель, для этого есть специальные кпп на въезде и выезде. В марте-апреле тяжелый транспорт стараются пропускать ночью, когда температура падает и зимник немного подмораживает.
На дороге работают несколько дорожно-ремонтных пункта, где попавшие в трудную ситуацию (авария, поломка машины, метель) водители смогут отдохнуть и дождаться необходимой помощи.
Местность в НАО овражистая, берега рек достаточно крутые, реки находятся в углублениях. Строители намораживают ледовые дамбы, и на каждом таком возвышении стоит бульдозер, чтобы помочь втащить наверх большегрузный транспорт. Это условие тоже прописывается в контракте.
Источник: www.drive2.ru
Технология строительства автозимников
Хорошо уплотненный смерзшийся снег обладает значительной прочностью и может выдерживать движение даже очень тяжелых автомобилей. В сельской местности нередко можно встретить дороги из уплотненного снега, образовавшиеся без каких-либо специальных мер по их строительству под воздействием проходящих транспортных средств. Однако эксплуатационные качества таких дорог зачастую невысокие: поверхность неровная, с колеями, выбоинами и ухабами, а в местах, где снег уплотнен недостаточно, снежное дорожное покрытие легко разбивается колесами автомобилей. Поэтому дорожные организации проводят специальные мероприятия по уплотнению снега для создания зимних дорог с плотной и ровной поверхностью снежного покрытия.
В районах с большими объемами снегопереноса весьма важно протрассировать дорогу так, чтобы она была в наименьшей степени заносимой. Однако это не всегда возможно из-за болот и других труднопроходимых участков местности. Зимой после промерзание грунта труднопроходимые участки становятся доступными для проезда; поэтому для автозимника можно выбрать значительно менее заносимую, а зачастую и более короткую трассу, чем для постоянной дороги. В ряде случаев на автозимнике можно обойтись без искусственных сооружений или свести их число к минимуму, так как переправы по льду заменяют мосты на реках. На ряде участков трасса автозимника вообще может быть проложена по замерзшим рекам, озерам или по морскому льду.
Целесообразно выделить три основных вида автозимников:
1. автозимники, прокладываемые по мерзлому грунтовому основанию с постепенным наращиванием в течении зимы слоя уплотненного снега;
2. автозимники, прокладываемые по грунтовому основанию с возведением снежных насыпей;
3. автозимники, прокладываемые по льду рек, озер и морей.
Автозимники первого вида строят на защищенных лесом участках, где
отсутствует метелевый перенос снега. Для данного вида автозимников характерен корытообразный поперечный профиль, при котором поверхность уплотненного снежного покрытия расположена ниже высоты прилегающего снежного покрова.
Автозимники второго вида устраивают на открытых участках местности (где возможно образование снежных заносов) путем возведения незаносимых насыпей из снега, высота которых постепенно увеличивается за счет уплотнения выпадающих снежных осадков.
Автозимники третьего вида прокладываются по льду рек, озер или вдоль берегов морей как самостоятельные ледяные дороги или как переправы (последний случаи, если автозимник только пересекает реку).
Материалом для дорожной одежды автозимника являются снег и лед, от физико-механических свойств которых зависит работоспособность зимней дороги.
Автозимник приходится ежегодно возобновлять. Кроме того, он может функционировать лишь некоторую часть года, зависящую от продолжительности зимнего периода. Ограничивающими факторами для пользования автозимниками могут служить также: а) большая интенсивность движения при большой грузоподъемности обращающихся по дороге автомобилей, так как в этих условиях возможен слишком быстрый износ и разрушение снежного покрытия; б) частые зимние оттепели, при которых резко снижается прочность уплотненного снежного слоя.
В каждом частном случаецелесообразность устройства автозимников устанавливается на основе технико-экономических расчетов.
Следует иметь в виду, что устройство автозимников возможно также и на отдельных участках трассы для сокращения ее протяжения или обхода особенно заносимых или лавиноопасных участков.
Исследования показали, что одним из основных мероприятий по созданию прочного снежного покрытия является уплотнение снега.
При уплотнении снежного покрова частицы снега сближаются между собой, возрастает число контактов между ними и вместе с этим возрастает прочность.
По указанным причинам для создания прочного снежного покрытия необходимо, кроме увеличения числа контактов между снежными кристаллами, также обеспечить прочность связей и добиваться повышения механической прочности самих кристаллов. Опытами установлено, что если сначала нарушить связи между кристаллами (лил даже разрушить сами кристаллы), а затем уплотнить снег и подвергнуть его выдержке, то происходит нарастание прочности.
Если снег подвергнуть интенсивному перемешиванию, то кристаллы ломаются, их кристаллические решетки перекашиваются, а тонкие пленки воздуха, адсорбированные кристаллами, нарушаются. После прекращения перемешивания начинается срастание отдельных кристаллов между собой вследствие перескакивания атомов с одной кристаллической решетки на другую. Этот процесс носит название рекристаллизации, причем он идет значительно более активно, если кристаллы сближены между собой (т.е. снег после перемешивания уплотнен). Следует отметить, что рекристаллизация происходит также и в том случае, если снег просто подвергается воздействию уплотняющих средств без предварительного перемешивания.
Однако для значительного повышения твердости снега в результате рекристаллизации требуется сравнительно продолжительное время. Так, например, при опытах Крагельского и Шахова процесс нарастания твердости в ряде случаев продолжался в течение 20 часов.
В связи с этим в исследованиях значительное место было уделено поискам методов, которые позволили бы с одной стороны добиться повышения прочностных показателей снежной одежды, а с другой -сократить срок ее формирования. В качестве таких методов были рекомендованы: а) увеличение интенсивности измельчения и перемешивания снега путем фрезерования; б) тепловое воздействие на снег с целью создания в нем водной фазы (в виде пара и водяных пленок), которая способствовала бы более быстрому образованию прочных связей между снежными частицами; в) виброуплотнение снега, при котором снежные частицы совершают колебательные движения, смещаются одна относительно другой и, заполняя имеющиеся между ними пустоты, образуют плотную массу. При обработке снега машинами вибрационного действия уплотнение происходит значительно быстрее, чем при уплотнении катками, на большую глубину и более равномерно.
Проведенные исследования позволяют рекомендовать ряд технологических приемов для создания дорог из уплотненного снега. Целесообразность этих приемов зависит от условий, при которых производится снегоуплотнение. В.М. Ковалевский и Р.П. Лахно дают в этом соотношении следующие рекомендации.
Если строительство снежной дороги производится послойно (слоями толщиной не более 10-15 см.) и при температурах воздуха выше-10°С, можно ограничиться простым уплотнением без предварительного перемешивания снега. Тип уплотняющего механизма должен быть выбран с учетом первоначальной плотности снега. При плотности менее 0,2 г/см 3 могут быть применены гладилки; при плотности от 0,2 г/см 3 до 0,4 г/см 3 — катки, а при большей плотности — вибраторы.
Если приходится строить снежную дорогу по уже образовавшемуся снежному покрову глубиной до 60 см и при температурах воздуха до — 15°С, то следует работать с предварительным перемешиванием снега. При малых плотностях перемешивание можно производить бороной или каким-либо другим рыхлителем, при средних плотностях (до 0,4 г/см 3 )- ребристым катком, во всех остальных случаях (и вообще при любых других условиях) — фрезой. Уплотнение снега после перемешивания бороной производится с помощью гладкого катка, а после перемешивания ребристым катком и фрезой — с помощью виброуплотнителя. Для большей эффективности действия ребристые катки должны иметь открытые зубья (т.е. зубья, у которых отсутствуют боковые стенки).
М.И. Кишинский указывает на целесообразность использования при большой толщине снежного покрова и температурах ниже — 15°С (а также во всех случаях, когда необходимо быстро создать прочную снежную одежду) специальных снегоуплотняющих агрегатов, сконструированных Центральным научно-исследовательским институтом механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ), Северным научно-исследовательским институтом промышленности (СевНИИП) и Горьковским политехническим институтом.
Агрегат ЦДИИМЭ работает без теплового подогрева. Он смонтирован на тракторе С-100 и включает: навесную снегомешалку, представляющую собой ребристый каток диаметром 1700мм с открытыми зубьями, и прицепную гладилку-виброуплотнитель с давлением 0,2-0,4 кГ/см 2 , возмущающей силой до 10 т и числом колебаний от 1000 до 3000 в минуту. Агрегат имеет ширину захвата 2400мм.
Агрегат СевНИИП работает на прицепе у трактора и выполняет следующие операции: рыхление и измельчение снега, тепловую обработку снежной массы, выравнивание и виброуплотнение снежной одежды. Все узлы машины — зубовая фреза, состоящая из двух секций в виде барабанов с лопатками, тепловая камера с форсунками и вентилятором, виброуплотнитель смонтированы на одной раме вместе с двигателем мощностью 150 л. с., который служит для привода в действие рабочих органов. Зубовая фреза имеет диаметр 700 мм и делает до 425 об/мин. Удельное давление виброуплотнителя 0,4 г/см 2 при возмущающей силе до 8т и числе колебаний от 600 до 4000 в минуту. Ширина захвата агрегата СевНИИПА — 3000мм.
Рабочий процесс агрегата ГПИ также включает тепловой обогрев снега. Он работает на прицепе к трактору и состоит из двух частей -рыхлителя-подогревателя и виброуплотнителя. Рыхлитель-подогреватель имеет зубовую фрезу диаметром 800 мм, которая делает от 150 до 500 об/мин. В измельченный и перемешанный снег, отбрасываемый фрезой, вносится тепловая энергия с помощью горячих газов, образующихся в двух тепловых камерах, снабженных форсунками и вентилятором. После тепловой обработки снег подвергается уплотнению вброуплотнителем с возмущающей силой до 4 т, числом колебаний от 2000 до 4500 в минуту и удельным давлением от 0,15 до 0,60 кг/см 2 . Агрегат ГПИ имеет ширину захвата 2200 мм.
В тех случаях, когда зимние автомобильные дороги прокладываются по открытой, не защищенной лесом местности, необходимо во избежание образования снежных заносов на дорожном полотне при метелях их строить в небольшой насыпи из снега. Чтобы обеспечить незаносимость дороги из уплотненного снега, насыпь должна быть несколько выше прилегающего снежного покрова. Однако учитывая сезонный характер таких дорог, а также возможность при необходимости поднять их уровень, если он окажется недостаточным, не следует сразу делать превышение слишком значительным, так как это существенно увеличивает объем работ и стоимости дорог. Поэтому участки снежных дорог, проходящие по открытым местам, следует прокладывать с превышением над уровнем прилегающего снежного покрова на 15 20 см. ширина дорожного полотна снежной дороги чаще всего 6-8 м; во всяком случае она не рекомендуется более 10,0 м. Если по каким-либо причинам нельзя проложить дорогу на открытых участках в насыпи, то откосам уплотненной полосы следует придавать уклон 1:6.
Поверхность снежной дороги должна быть ровной, без ухабов, выбоин и колей. К физико-механическим показателям дорожной одежды из уплотненного снега предъявляются следующие требования: плотность снега должна быть не менее 0,5 г/см 3 ; твердость не менее 10-12 кг/см 2 . Чаще всего твердость снега в полевых условиях определяют с помощью твердомера-зонда ДорНИИ. Он представляет собой металлический стержень с заостренным концом и двумя закрепленными на нем шайбами (упорной и фиксирующей), между которыми может свободно перемещаться гиря. Поднимают гирю до фиксирующей шайбы, затем отпускают ее и она, падая, ударяет по упорной шайбе, в результате чего происходит погружение заостренного конца твердомера в снег. По количеству ударов, необходимых для полного погружения конца твердомера в снег (т.е. до тех пор, пока упорная шайба не коснется поверхности снежного покрова).
В весенний период снежная дорожная одежда под действием положительных температур воздуха и солнечной радиации размягчается, прочность ее падает, и дорога становится непроезжей для автомобилей. Если толщина уплотненного снежного слоя значительна, то удаление его представляет существенные трудности. Поэтому рекомендуется строить дорогу из уплотненного снега вне пределов существующей дороги.
Если зимник прокладывается по данному направлению впервые, то необходимо провести хотя бы простейшие изыскания, чтобы определить кратчайшее направление дороги; проложить ее по наименее заносимой трассе; свести к минимуму работы по выравниванию полосы под дорогу; в максимальной степени избежать трудные для строительства и эксплуатации места: переходы через незамерзающие водотоки, крутые спуски и подъемы, незамерзающие болота и т.д.
С осени должны быть проведены следующие подготовительные работы:
а) восстановление трассы с установкой по оси будущей дороги вех на расстоянии 200 — 300 м одна от другой;
б) рубка леса и кустарника с корчевкой пней, находящихся в пределах проезжей части дороги;
в) выравнивание полосы под дорогу с засыпкой ям, срезанием кочек, уборкой посторонних предметов и т.д.
г) постройка простейших искусственных сооружений через незамерзающие водотоки.
На замерзающих болотах и водотоках измеряют глубину промерзания и толщину ледяного покрова.
К снегоуплотнению приступают, когда толщина снежного покрова достигнет 10-15 см. Если автозимник устраивают постепенным наращиванием снежного слоя, работа сводится к систематическому выравниванию снежного покрова на проезжей части и его уплотнению.
Выравнивание и планировка производятся бульдозером или автогрейдером, которые в определенной мере оказывают и уплотняющее действие. Для дополнительного уплотнения можно применять гладилки-волокуши, пневматические катки или виброуплотняющие машины, в соответствии с указанными выше условиями выбора этих машин, делает непрерывные проходы по участку до тех пор, пока снежная одежда не достигнет необходимых физико-механических показателей. В дальнейшем задача сводится к поддержанию дороги в ровном (без ухабов, выбоин и колей) обтекаемом состоянии и к уплотнению дополнительного слоя снега, выпадающего при снегопадах. Обычно для этого достаточно 1-2 проходов отряда.
На заносимых участках создают снежные насыпи. Чтобы уменьшить объем работ по устройству насыпи, желательно накопить снег на месте ее возведения. Для этого с обеих сторон заносимых участков устраивают снежные валы высотой 50-60 см. Пространство между валами быстро заносится снегом во время метели.
Если высота образованной таким способом снежной насыпи недостаточна, то дополнительное количество снега подают в насыпь с помощью бульдозеров. Опыт возведения снежных насыпей имеют дороги Крайнего Севера Тюменской области.
При перемешивании бульдозером плотность снега существенно повышается, достигая 0,45 — 0,47 г/см 3 . Обычно бульдозером выполняют также и первичную планировку насыпи. Для создания снежной дорожной одежды рекомендуется произвести рыхление поверхности насыпи и затем повторную планировку и уплотнение. Для ускорения формирования снежную одежду поливают водой; наилучший эффект дает применение горячей воды (температура около 50 °С). Расход воды устанавливается опытным путем на месте в зависимости от температуры воздуха и состояния снега. Вода должна разливаться в таком количестве, чтобы создать прочный снежный монолит, но не вызывать обледенения поверхности, приводящего к скользкости.
При применении специальных снегоуплотняющих машин СевНИИП и Горькоского политехнического института полив снега водой не требуется, так как они работают с подогревом, что обусловливает появление водной фазы в снеге.
Строительство искусственных сооружений на автозимниках выполняется совместно с работами по возведению снежных насыпей и снегоуплотнению. Перекрытие небольших промерзаемых водотоков производится путем возведения снежной насыпи. Иногда для упрочения насыпи в снег закладывают жердевой накат.
На непромерзающих водотоках устраивают простейшие деревянные мосты на козлах или на рамных опорах. Козлы устанавливают на расстоянии 3-3,5 м один от другого. Высота рамных опор может доходить до 10 м.
На больших замерзаемых водотоках устраивают ледяные переправы. Грузоподъемность ледяной переправы можно определить по приближенной формуле М.М. Корунова
где Н — толщина льда, см;
α- опытный коэффициент, равный для колесных грузов 9, а для гусеничных- 11;
Q — величина нагрузки, которую должна пропускать переправа, т.
При недостаточной грузоподъемности ледяной переправы принимают меры по ускорению промерзанию реки путем расчистки выпавшего на лед снега или усиливают переправу методом искусственного намораживания льда с подачей воды насосами из прорубей. Укладывают также елани с последующей поливкой их водой, устраивают поверх льда деревянный настил, насыпают колотый лед с последующей поливкой водой, устраивают снежно-ледяные насыпи и пр.
Конечным этапом строительства автозимников являются отделочные работы. Они заключаются в тщательном профилировании полотна дороги и расстановке временных дорожных знаков. Профилирование может осуществляться автогрейдерами различных типов. При профилировании дорог, построенных с поливом водой, необходимо применять средние и тяжелые автогрейдеры.
После окончания строительства автозимника следует регулярно проводить работы по его содержанию. Это обеспечивает нормальную, бесперебойную и производительную работу транспортных средств.
13. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник: cyberpedia.su