Важнейшим шагом по интеграции в европейскую систему нормирования стало введение в Республике Беларусь 1 августа 2010 года технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (далее – технический регламент), который был утвержден постановлением Совета Министров от 31.12.2009 №1748.
Данный документ гармонизирован с Директивой 89/106/ЕЕС и устанавливает требования к сооружениям, проектной документации, строительным материалам и изделиям в целях защиты жизни, здоровья и наследственности граждан, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно назначения и безопасности сооружений, строительных материалов и изделий.
- механической прочности и устойчивости;
- пожарной безопасности;
- гигиены, защиты здоровья и наследственности человека, охраны окружающей среды;
- защиты от шума и вибрации;
- безопасности при эксплуатации;
- экономии энергии и тепловой защиты.
Такой подход полностью идентичен действующему в странах ЕС.
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТНПА в ВКХ
Однако с введением в действие технического регламента стало возникать множество вопросов по данному документу и в первую очередь связанных с его внедрением, порядком действия наряду с национальными техническими нормативными правовыми актами (далее – ТНПА), внедрением в практику проектирования и строительства. Некоторые процедуры, изложенные в техническом регламенте (подтверждение соответствия сооружений, проектной документации) введены впервые и до настоящего времени уполномоченными органами не осуществлялись. Это объяснимо тем, что в перечне ТНПА в области архитектуры и строительства это первый технический регламент, введенный в действие.
Источник stn.byТема 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», принятый 5.01.2004г., определил виды технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ТНПА):
-технические регламенты (ТР);
-технические кодексы установившейся практики (ТКП);
-стандарты, в том числе государственные стандарты,стандарты организаций;
ТНПА делятся на следующие уровни и виды:
Технический регламент (ТР) — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции и процессов ее ЖЦП.
Требования устанавливаются непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь.
Технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах практики технические требования к продукции и процессам ЖЦП.
Теплопроводность строительных материалов. Как сделать дом теплым? И как правильно утеплить дом?
Стандарт- ТНПА, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных сторон и содержащий добровольные технические требования к продукции и процессам ее ЖЦП.
Стандарты в зависимости от уровня стандартизации подразделяются на:
— международные (МС ИСО, МС МЭК);
-межгосударственные, или региональные: ЕN-евронормы, или гармонизированный европейский стандарт; ГОСТ-межгосударственный стандарт, действующий на территории стран СНГ:
-государственные стандарты (СТБ);
-стандарты организаций (СТО)).
Стандарт организации (СТО)- стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Технические условия (ТУ)– ТНПА, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретномутипу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
ТНПА за исключением стандартов организаций подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация– это присвоение уполномоченным государственным органом регистрационных номеров техническим нормативным правовым актам с целью их учета и идентификации. Применение ТНПА – это включение требований ТНПА в техническую документацию непосредственно или путем ссылки, или выполнение требований ТНПА с последующим заявлением об этом посредством маркировки или ссылки в документации.
Основными пользователями ТНПАявляются государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности (предприятия различных форм собственности, объединения предприятий, частные лица).
Информацияо технических нормативных правовых актах должна быть доступной для пользователей, в том числе иностранных, кроме случаев, когда такие акты содержат сведения, отнесенные к государственным секретам. В официальных изданиях Госстандарта публикуется информация об утвержденных, прошедших государственную регистрацию ТНПА, о сроках введения их в действие.
Национальный фондТНПАсоставляют официально изданные ТР, ТКП, международные, межгосударственные (региональные) и государственные стандарты, информация о ТНПА, прошедших государственную регистрацию. Национальный фонд ТНПА является государственным информационным ресурсом.
Технические регламенты, их сущность, классификация, характеристика, требования.
Технические регламенты носят директивный характер и являются обязательными для исполнения, поскольку связаны с безопасностью объектов ТеНо и Ст на всех этапах ЖЦП. Утверждаются ТР Советом Министров.
ОбъектыТеНо с позиции безопасности и учета риска причинения вреда от их применения делят на 3 категории:
1-ая категория содержит объекты ТеНо, для которых можно идентифицировать риски и снизить их до приемлемого уровня на этапе разработки. При этом на этапе производства могут усилиться уровни выявленных рисков, но новые источники опасности возникнуть не могут. К этой категории относятся: машиностроительная и электротехническая продукция, сосуды, работающие под давлением, медицинская техника, игрушки и т.д.
2-ая категория включает объекты ТеНо, если источники опасности могут появиться как на стадии проектирования и разработки, так и на стадии производства. При этом могут возникнуть новые риски, которые зависят от условий производства продукции. К этой категории относятся: перерабатываемое сырье, материалы, готовая продукция пищевой и с/х, химической, фармацевтической промышленности.
К 3-й категории относятся услуги, для которых необходимо нормировать требования безопасности (услуги, оказываемые в процессе перевозки опасных грузов ж/д, автомобильным транспортом и т.д.)
В зависимости от способа изложения требований ТР подразделяют на следующие виды:
-ТР, содержащие конкретные технические требования (ТР1);
-ТР, включающие общие технические требования (ТР2);
-ТР, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные гос. стандарты и (или) ТКП (ТР3).
ТР1 подразделяются на предписывающие ТР (ТР1.1) и ТР, содержащие эксплуатационные требования безопасности(ТР1.2).
Предписывающие ТР (ТР1.1) разрабатываются для объектов ТеНо, относящихся к 1-ой категории, у которых новые риски появляются на последующих стадиях ЖЦ. В данных ТР излагаются:
-конкретные требования к составу продукции;
-правила производства продукции;
-правила обеспечения единства измерений.
ТР, содержащие эксплуатационные требования безопасности (ТР1.2), разрабатываются для объектовТеНо, относящихся ко 2-й категории, у которых риски снижаются (устраняются) на этапе разработки и новые не появляются на последующих стадиях. В данных ТР устанавливаются требования безопасности в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения результатов (например, требования к конструкции) не нормируются.
ТР2содержат общие (основополагающие, базовые) технические требования. В них приводятся опасные факторы, характерные для объекта ТеНо, и отсутствуют требования, выраженные количественно. Они применяются только совместно с взаимосвязанными с ними гос. стандартами, что обеспечивает соответствие общим техническим требованиям ТР.
ТР3содержат технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные гос.стандарты и (или) ТКП. Соответствие ТР обеспечивается путем выполнения требований гос.стандартов или ТКП, на которые даны ссылки. В этом случае выполнение требований гос.стандартов или ТКП становится обязательным.
ТР содержит следующие обязательные для соблюдения технические требования:
-правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям ТР;
-правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;
-правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их ТР;
-требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением ТР.
Утверждаются ТР правительством, т.е. государство берет на себя ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности.
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 3472 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник studopedia.netТнпа что это в строительстве
5.0
Технические нормативные правовые акты (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации – технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций.
Обязательность соблюдения требований ТНПА в области технического нормирования и стандартизации определяется в соответствии с актами законодательства о техническом нормировании и стандартизации.
ТНПА вводятся в действие (вступают в силу), как правило, не ранее чем через 15 рабочих дней после их подписания, если иное не вытекает из законов, поручений Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Совмина.
В целях предоставления юридическим и физическим лицам полной, достоверной и актуальной информации о ТНПА государственные органы, утверждающие ТНПА:
- публикуют на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (интернет-сайтах) и по решению этих государственных органов также в своих печатных изданиях:
- программы (планы) разработки ТНПА (при наличии этих программ (планов));
- постоянно актуализируемые перечни действующих ТНПА, утверждение которых входит в их компетенцию;
- тексты постановлений (приказов) об утверждении ТНПА, о внесении в них изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, тексты утвержденных технических актов;
- направляют в Госстандарт для формирования информационных ресурсов Национального фонда технических нормативных правовых актов (Национального фонда ТНПА) и государственной регистрации ТНПА в области технического нормирования и стандартизации:
- тексты постановлений (приказов), утвержденных ТНПА, а также тексты внесенных в ТНПА изменений и (или) дополнений;
- сведения об утвержденных ТНПА, включающие информацию об их виде, обозначении и регистрационном номере (при их наличии), названии, дате введения в действие (вступления в силу), заменяемом ТНПА, утверждающих постановлениях (приказах) и о внесении в ТНПА изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, источниках официального опубликования (при наличии), о юридических лицах и ИП, распространяющих ТНПА, а также аннотации к этим актам;
- один экземпляр своего печатного издания(при наличии), в котором опубликована информация о принятом ТНПА;
- после проведения обязательной юридической экспертизы, включения в НРПА и официального опубликования ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина обязательными для соблюдения юридическими лицами и ИП (за исключением технических регламентов), государственные органы, утвердившие данные ТНПА, публикуют их на своих официальных интернет–сайтах и также в печатных изданиях (при принятии такого решения).
Национальный фонд ТНПА формируется и ведется Госстандартом при технической поддержке РУП «БелГИСС».
Источник smetnoedelo.by