Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:
- расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
- расходы на доставку товаров покупателям.
Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором — либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.
Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемых товаров:
Если в документах поставщика стоимость доставки отражена отдельно, то ТЗР следует включить в себестоимость товаров.
Способы учета ТЗР в себестоимости товаров:
- включить ТЗР в стоимость товаров;
- отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу.
Способ 1: включить ТЗР в стоимость товаров.
Следует отметить, что этот способ, довольно трудоемкий и зачастую противоречит требованю рациональности, однако, в некоторых организациях применяется. Его суть состоит в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости ТЗР, для этого общая величина ТЗР распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара. В дальнейшем учет товаров ведется в оценке, включающей ТЗР.
Транспортные расходы Прямые и косвенные Учет транспортных расходов в программе 1С 8 3
Пример 1.
1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.
2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.
Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.
Как принять этот товар на склад?
Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:
Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.
Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного стола руководителя с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.
Аналогичные расчеты проводим для второй партии:
Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.
Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.
Цена компьютерного столика с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.
Проводки по учету полученного товара с учетом доставки:
107143 | 41.1 | 60 | Оприходована партия столов руководителя |
43857 | 41.2 | 60 | Оприходована партия компьютерных столиков |
Если поставщик выделил НДС и выставил счет-фактуру (вместе с отгрузочными документами), то из стоимости партий товаров вычитаем сумму НДС и ставим ее к вычету (д19 д60 и д68.НДС д19).
Далее, при продаже товара, списывается его себестоимость: д90.2 к41.1(2). При этом стоимость транспортных расходов будет включена в себестоимость товаров, направленных на продажу.
Учёт транспортных расходов ФСБУ 5 в 1С 8.3. Бухгалтерия
Способ 2: отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу
ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44/ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44/ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.
Пример учета ТЗР на счете 44:
В течении месяца были закуплены товары. При этом стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.
1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1 000 руб., стоимость партии: 100 000 руб.
2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии: 40 000 руб.
Общая стоимость полученных товаров: 140 000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы: 10 000 руб.
Помимо этого организация сама закупала товары и доставляла их на свой на склад.
ТЗР по самостоятельным закупкам (за месяц):
Бензин: 2 000 руб.
Ремонт автомобиля: 4 000 руб.
Заработная плата водителя: 15 000 руб.
Начисленные страховые взносы на зарплату водителя (30%): 5 000 руб.
Амортизация автомобиля: 1 000 руб.
Проводки по учету ТЗР за месяц:
100000 | 41.1 | 60 | Оприходована партия столов руководителя |
40000 | 41.2 | 60 | Оприходована партия компьютерных столиков |
10000 | 44/ТР | 60 | Учтены расходы на доставку |
2000 | 44/ТР | 10 | Списаны расходы на бензин |
4000 | 44/ТР | 76 | Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО |
15000 | 44/ТР | 70 | Начислена заработная плата водителю |
5000 | 44/ТР | 69 | Начислены страховые взносы на зарплату водителя |
1000 | 44/ТР | 02 | Отражена амортизация автомобиля |
Важно помнить, что в конце месяца списываются не все ТЗР, а только их часть, пропорциональная отгруженным товарам.
Порядок определения величины ТЗР подлежащих списанию
Чтобы определить величину ТЗР подлежащих списанию, необходимо проанализировать счет 41 «Товары» и счет 44/ТР «Расходы на продажу».
Анализ счета 41:
Например, на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), было продано товара в течении месяца на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).
Анализ счета 44/ТР:
Например, начальное сальдо по дебету составляет 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета 44/ТР были отражены расходы в размере 70 000 руб.
Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).
Cумма ТЗР, которую нужно списать с кредита счета 44/ТР (соответствующая проданным товарам) составит:
ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.
Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.
50000 | 90.2 | 44/ТР | Списана сумма расходов на доставку приобретенных товаров в связи с его реализацией. |
Общая формула для расчета ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44/ТР + оборот по дебету за месяц счета 44/ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).
Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в учетной политике.
ТЗР по доставке товаров покупателям:
Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.
Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.
Источник: www.ib.ru
Учет транспортных расходов: отражение и списание затрат на доставку товара от поставщиков, как правильно рассчитать процент
Кроме того, подробная статистическая ведомость позволяет собрать данные, позволяющие провести анализ и выделить информацию, полезную с точки зрения оптимизации бизнес-процессов. Нередко оказывается, что издержки торговой компании можно существенно сократить за счет построения прямой логистики от склада до клиента, отказа от ненужных сторонних услуг и грамотного перераспределения имеющихся ресурсов. Проводки, используемые в рамках бухучета, детально отражают суть каждой совершенной операции, и, как следствие, помогают определить целесообразность с позиции связанных с ней трат.
Что относится к транспортным расходам
Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.
Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.
Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.
Чем более значительной оказывается потраченная за отчетный период сумма — тем большее внимание ей уделяется как менеджментом организации, так и проверяющими службами. В связи с этим особую важность приобретает корректное ведение бухгалтерского учета, в котором отражается вся сопряженная деятельность. Стоит отметить, что достаточно распространенной является практика, когда расходы на транспортные услуги по доставке товара от поставщика до покупателя (по сути, оплачиваемые за его счет) включены в стоимость — это важно учитывать при принятии решений о предоставлении клиентских скидок, поскольку без оптимизации себестоимости в первую очередь страдает маржа, для компенсации которой требуется значительное увеличение количественного объема продаж. Комплексный анализ позволяет определить источники лишних трат и сократить их без ущерба для операционной деятельности. Так, к примеру, если организация владеет собственным автопарком, однако числящиеся на балансе машины эксплуатируются достаточно редко — что не отменяет необходимости их периодического техобслуживания — рекомендуется расформировать подразделение, и привлечь для выполнения нерегулярных логистических задач стороннюю компанию.
На какой счет относить транспортные расходы и издержки, связанные с перемещением основных средств
В соответствии с положениями, закрепленными в рамках восьмого пункта Правил, определяющих порядок ведения бухучета, указанная категория трат приравнивается к приобретению или созданию предприятием продукции. Данный подход применяется к ОС следующих типов:
- Созданные непосредственно организацией.
- Купленные на основании соответствующего договора (в том числе применительно к соглашениям бартерного типа, когда взаиморасчеты не предусматривают перевод денежных средств).
- Полученные на безвозмездной основе.
Все указанные варианты транспортных расходов в учетной политике рассматриваются как капитальные вложения, фактически увеличивающие базовую себестоимость товарных единиц. Для отражения используются соответствующие дебетовые, а в рамках корреспонденции — расходные счета.
Важно учитывать, что указанный порядок актуален не для всех ситуаций. Так, траты, связанные с перемещением в рамках территории предприятия объектов, не требующих монтажных работ для последующей эксплуатации, относятся к категории производственных. Это актуально не только для автотранспорта, но и для различных видов оборудования, включая крупногабаритную технику, используемую в строительных работах — от экскаваторов и бульдозеров до бетономешалок и катков для укладки асфальта. В случае с транспортировкой оборудования, предусматривающего монтаж и демонтаж, возникающие издержки рассматриваются в качестве эксплуатационных.
Источник: www.cleverence.ru
Отражение услуги доставки в бухгалтерском учете
Доставка товаров — актуальная и востребованная услуга в современной торговле. Ее необходимость продиктована весом и размерами покупок, а также желанием продавца угодить покупателю. Безусловно, это полезная услуга, однако для бизнеса важно правильно отражать ее в бухгалтерском и налоговом учете. Бухучет транспортных издержек в торговых компаниях имеет свои особенности, которые обусловлены правилами учетной политики и спецификой коммерческой деятельности.
Что входит в расходы на доставку?
В себестоимость доставки входят все затраты, связанные с организацией перемещения товара от поставщика к покупателю. Это могут быть следующие услуги:
- погрузка/разгрузка;
- таможенное оформление;
- хранение;
- страхование;
- перевозка.
Бухгалтерский учет требуется розничным и оптовым продавцам, использующим как свой, так и сторонний транспорт для доставки. Каждый из способов имеет свои особенности отражения в бухгалтерии.
Доставка с привлечением стороннего перевозчика
Транспортные расходы при реализации товара покупателю, если перевозку выполняет третье лицо, относят на затраты по продаже и учитывают на счете 44.01 (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В учете они отражаются в составе косвенных вложений в производство и полностью уменьшают налоговую базу при расчете прибыли в текущем периоде (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 253, ст.
320 НК РФ).
Для подтверждения договора на перевозку груза оформляется транспортная накладная (ТН). Она одновременно является первичным учетным документом для отражения расходов на доставку в бухгалтерском учете, если в ней содержатся все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011. Если сведений недостаточно, то дополнительно необходимо оформить акт оказанных услуг.
Затраты на доставку товара в бухучете неторговых организаций учитываются в составе общехозяйственных расходов по Дт 26. В торговых предприятиях они относятся к коммерческим издержкам по Дт 44.
При оформлении транспортных расходов может быть две ситуации:
- Стоимость доставки включена в цену товара. В этом случае в учете продавца делаются следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90.01 — реализация товара вместе с перевозкой.
- Дт 90.03 Кт 68.02 — начисление НДС с продажи.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости продукции.
- Дт 90.02 Кт 44.2 — отражение транспортных расходов.
Оплата услуг перевозчика:
- Дт 44 Кт 60 — отражение затрат на доставку.
- Дт 19 Кт 60 — учет входного НДС, если перевозчик работает с НДС.
- Дт 60 Кт 51 — оплата услуг службы доставки.
- Перевозка реализуется как отдельная услуга. При таком варианте она выделяется отдельной проводкой:
- Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации товара.
- Дт 90.03 Кт 68 — начисление НДС с продажи.
- Дт 62 Кт 90.04 — оказание услуг по перевозке.
- Дт 90.03 Кт 68 — начисление НДС с цены доставки.
Остальные проводки для продавца будут такими же, как в первом случае.
Доставка товара собственным транспортом
Здесь перевозка тоже может быть либо включена в стоимость товара, либо нет. Если продавец для доставки использует свой транспорт, он должен учитывать понесенные расходы на 44 счете.
Проводки будут такие:
- Дт 44 Кт 70 — заработная плата водителя.
- Дт 44 Кт 69 — обязательные отчисления на социальное страхование в ПФ, ФСС, ФФОМС.
- Дт 44 Кт 02 — начисление амортизации транспортного средства.
- Дт 44 Кт 10 — затрачено на топливо и запчасти (при необходимости).
- Дт 90.2 Кт 44 — списание транспортных расходов.
При перевозке реализованных товаров собственным транспортом необязательно оформлять ТН — достаточно правильно заполнить путевой лист.
Учет страхования товара при грузоперевозке
Во время доставки, особенно на большое расстояние, существуют риски повреждения или гибели груза. Поэтому все больше продавцов и перевозчиков предпочитают страховать товар на время транспортировки. При наступлении страхового случая денежное возмещение нужно учесть как прочий доход. Для этого совершаются следующие проводки:
- Дт 76 Кт 91.1 — начисление страховой выплаты.
- Дт 51 Кт 76 — поступление денег от страховщика на расчетный счет.
После отражения в учете страхового дохода продавец имеет право списать утраченный товар:
- Дт 94 Кт 41 — отнесение себестоимости пропавших ценностей на потери.
- Дт 91.02 Кт 94 — списание стоимости утраченного товара.
Правильное ведение бухучета позволяет отнести транспортные расходы на затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль. Это актуально не только для Москвы, но и для регионов России, где перевозка составляет существенную часть цены товара. Профессиональное бухгалтерское обслуживание обеспечит эффективный учет и поможет оптимизировать налоги.
Источник: gba.business.ru