Защита детей — глобальная задача как родителей, так и педагогов в школах и детских садах. Сегодня понятие «терроризм» прочно вошло в наш лексикон, и любому взрослому нужно знать не только, что самому делать в экстренной ситуации, но и как помочь детям, оказавшимся рядом. Кроме того, в этом вопросе важны и меры профилактики, поэтому мы рассказываем, как образовательным учреждениям соблюдать нормы антитеррористической безопасности.
Документы и нормы: чем регулируется антитеррористическая защищенность образовательных учреждений
В любом образовательном учреждении — школе, гимназии, лицее, частном или государственном детском саду — должны быть две папки с документами по антитеррористической безопасности. В первой собраны все нормативные акты, которыми регулируется вопрос антитеррора, во второй — документы конкретной организации.
Школа может сама дополнять первую папку необходимыми документами (когда появляются новые или обновляются старые), но минимальный набор выглядит так:
ТОП 10 требований внедрения PLM системы для проектирования объектов капитального строительства
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».
Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96).
Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг.
Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях
Для школ. За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
Составить паспорт антитеррористической защищенности.
Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
Для детских садов. К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:
Установку кнопки тревожной сигнализации.
Разработку паспорта антитеррористической защищенности.
Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.
Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.
Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.
Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Помимо этого, в каждой школе и детском саду должны быть и другие документы:
положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;
план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года. В нем предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период. Если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;
перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);
план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);
план-схема охраны образовательного учреждения;
инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
план эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);
памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;
должностные инструкции сотрудника, подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);
противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения.
Какие мероприятия по антитеррору нужно проводить и кто за них отвечает
Отвечает за антитеррористическую безопасность в школе и детском саду всегда руководитель — директор образовательного учреждения. Его задача — организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории учебного заведения.
Помимо руководителя, за безопасностью в школе и ДОУ следит антитеррористическая комиссия. В нее входят:
начальник штаба гражданской обороны,
другие специалисты, которых назначит руководитель.
Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.
разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;
описывает действия персонала и детей в случае угрозы;
ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;
регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);
участвует в подборе кадров;
проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.
Весь персонал образовательного учреждения должен знать, как действовать при захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе или совершении теракта. Формула безопасности достаточно проста:
избегать ее по возможности,
при необходимости действовать четко и решительно,
активно просить о помощи и оказывать ее другим.
Обучение по антитеррористической безопасности на курсах повышения квалификации для педагогов
Все образовательные учреждения России должны соблюдать установленные на законодательном уровне требования по антитеррору. Своевременно узнать об изменениях в этой сфере можно на курсе повышения квалификации в АБиУС.
Программа курса соответствует требованиям:
— Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
— Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
После окончания слушатель получит удостоверение о повышении квалификации и узнает все об антитеррористической защищенности школ и детских садов. Кроме этого, на курсе подробно изучается вопрос нормативно-правового регулирования этого вопроса. Обучение заочное и дистанционное — его могут пройти педагоги и сотрудники ДОУ из любого города и региона РФ.
Академия уже больше 20 лет занимается повышением квалификации педагогов школ и детских садов. Учителя постоянно сталкиваются с новыми трудностями, для решения которых зачастую не хватает просто знаний и опыта. Плюс ко всему на государственном уровне регулярно вводятся новые правила и формируются новые нормы.
Программа «Современные технологии в педагогике» поможет сориентироваться в актуальных методах воспитания школьников и сделать так, чтобы вся работа соответствовала ФГОС. А для того, чтобы работа детского сада тоже соответствовала госстандартам, в Академии разработали программу «ФГОС в дошкольном образовании». За две недели сотрудники смогут узнать все об организации образовательного процесса в ДОУ и приведут все процессы в соответствие правилам.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник: www.akbiz.ru
Учебные комплексы и центры (к СНиП 2.08.02-89)
Настоящее справочное пособие разработано к СНиП 2.08.02—89 «Общественные здания и сооружения» на основе анализа и обобщения современного передового опыта формирования учебной сети и проектирования зданий профессиональных учебных заведений всех уровней образования — от учебно — курсовых комбинатов до институтов повышения квалификации.
Единство системы и преемственность всех звеньев образования — основной принцип, на котором базируется создание учебных комплексов. Единая система обучения является функционально-педагогической основой создания комплекса учебных заведений.
Широкое внедрение учебных комплексов и центров в дополнение к существующей системе разрозненных сетей учебных заведений направлено на преодоление разобщенности учебных заведений разного уровня образования и разной отраслевой принадлежности; эффективное сочетание отраслевого и территориального планирования подготовки и повышения квалификации кадров в территориально-производственных комплексах и промышленных районах, агропромышленных объединениях, крупных фирмах, а также в отдельных регионах и городах. Создание комплексов, как показывает отечественная и зарубежная практика, способствует повышению качества и преемственности обучения, концентрации капитальных затрат на строительство и экономии средств при возведении и эксплуатации учебных зданий.
Учебный комплекс рассматривается в настоящем пособии как специфический тип архитектурного объекта, формируемый путем функционально-архитектурного, территориального и организационного объединения нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования с многообразными формами и степенью кооперации и являющийся крупным элементом обьемно-пространственной композиции различных функциональных зон города.
Предполагаемая в результате демократизации образования гибкость форм и методов обучения приведет к расширению организационных структур и, следовательно, к расширению традиционной номенклатуры классических типов учебных заведений. Однако, при этом сохранятся стабильность отдельных функциональных элементов учебных заведений, их универсализация и унификация между разными ступенями образования. Это позволяет рекомендовать при проектировании учебных комплексов и центров использовать следующие пособия к СНиП 2.08.02—89: «Проектирование профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и учебных комбинатов», «Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации» (разработаны ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры).
Кроме того, при проектировании учебных комплексов культуры и искусства следует использовать пособия, разработанные Гипротеатром Минкультуры СССР, а при проектировании спортивных и зрелищных залов — соответствующие пособия, разработанные ЦНИИЭП им. Б.С. Мезецева.
Настоящее пособие разработано ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры (канд. архит. А.М. Гарнец, использованы материалы архитекторов В.И. Дядюк, Н.П. Малиночки, Д.А.
Рождественского, О.П. Одинцовой, Н.К. Цукановой, В.П. Чукловой, Л.Е. Савиновой).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При проектировании зданий и сооружений учебных комплексов должны соблюдаться требования СНиП 2.08.02—89 «Общественные здания и сооружения». Термины, используемые в Пособии, приведены в прил.1.
Типы учебных комплексов
1.2. Учебный комплекс может быть создан в различных формах:
объединение учреждений на функциональной основе или аналогичности обслуживающих систем;
создание единого руководства, осуществляющего планирование и управление группой учебных заведений;
объединение (кооперирование) технических и технологических служб и т.д.
Первая форма объединения, наиболее рациональная и перспективная, является и наиболее сложной по функциональной структуре, две другие формы являются частными случаями первой.
Необходимый состав учебных заведений, включаемых в учебный комплекс, определяется на основе предварительного сетевого расчета учебных заведений предприятия, региона или отрасли одного или разных уровней образования. Примерный состав учебных заведений в комплексах приводится в прил. 2.
Расчет конкретного количества учащихся или ученических мест* в учебных заведениях, включаемых в состав комплекса, следует проводить на основе соответствующих нормативных документов и отраслевых инструктивных материалов с учетом существующей сети учебных заведений.
1.3. В учебных комплексах обязательно триединство любого профессионального учебного заведения — учеба, практика, обслуживание, которые создают основу и формируют структуру каждого учебного комплекса. Модель показывает (рис.1), что семейство учебных комплексов представляет собой сложное разветвление, включающее несколько характерных номенклатурных типов. Исходя из этого, можно выделить два класса комплексов (см. рис.1):
монофункциональные учебные комплексы, имеющие в своем составе только учебные заведения в различном сочетании (группа I);
полифункциональные комплексы, включающие помимо учебных заведений, научные учреждения и производственные предприятия (группа II), а также обсуживающие предприятия (группа III).
Под учебной подразумевается вся совокупность помещений, связанных с теоретическим обучением — классы, кабинеты, лаборатории, лекционные аудитории, библиотека. Термин практика включает все помещения и сооружения, предназначенные для профессионального обучения и практических занятий (тренажеры, учебно-производственные лаборатории и мастерские, полигоны, цехи и участки). Под это понятие должны попадать: в отрасли культуры — концертные залы и аудитории консерваторий, учебные театры; в медицине — клиники; в педагогике — детские сады, школы и другие базовые учебные заведения, функция обслуживания учащихся осуществляется в помещениях при крупных учебных комплексах — в зданиях питания, бытового и медицинского обслуживания, культуры и отдыха учащихся, к этой группе относятся и общежития.
* В дальнейшем употребляется единый термин — «расчетный контингент».
1.4. Все многообразие форм кооперирования и степени объединения учебных заведений следует рассматривать в зависимости от их отношения к основной функции — учебе (рис.2).
1.5. Монофункциональные отраслевые учебные комплексы объединяют учебные заведения разных уровней образования и повышения квалификации, но одной отрасли (рис.3). Их следует подразделять в зависимости от принадлежности кооперируемых учреждений на учебные комплексы ведомств и учебные комплексы крупных предприятий, производственных объединений.
1.6. Ведомственные учебные комплексы формируются из учебных заведений, готовящих специалистов одного ведомства для группы предприятий, учреждений определенного региона (области, района, города). К подобным комплексам относятся:
учебный комплекс культуры, объединяющий учебные заведения разного уровня образования, как, например, детская музыкальная школа, музыкальное училище и консерватория, где можно создать условия непрерывного совершенствования в избранной специальности и отбор наиболее одаренных учащихся;
учебно-педагогический комплекс, где на базе педвуза могут быть объединены детские сады, базовая школа, ПТУ, УПК, техникум. Кооперация вуза с указанными типами учебных зданий позволяет будущему педагогу проследить и изучить процесс воспитания человека на всех возрастных уровнях от яслей до техникума;
Рис. 1. Структурная модель комплекса учебных заведений
учебный комплекс торгово-бытового обслуживания, где целесообразно кооперировать, например, учебный комбинат, профтехучилище и техникум торговли;
агропромышленный учебный комплекс, объединяющий на общей базе учебного хозяйства (земля и техника) учебный комбинат, профтехучилище, техникум, кафедру вуза и т.д.
1.7. Кооперация учебных заведений на производстве в целях наиболее эффективного использования (во времени) материальной базы может осуществляться по двум основным направлениям.
Во-первых, объединение по принципу наибольшей общности помещений. Так объединяются здания близких по набору помещений учебных заведений, что дает наибольший экономический эффект. Во-вторых, по принципу общего руководства учебными заведениями одного предприятия. Это более доступно в смысле кооперации материальной базы.
В учебные центры предприятий в зависимости от размещения целесообразно включать:
при размещении в городе (при наличии санитарной защитной зоны) — дневные профессиональные учебные заведения, учебные заведения повышения квалификации с отрывом от производства;
при размещении на предзаводской площади — учебно-курсовой комбинат; школу рабочей молодежи; профтехучилище; филиалы, отделения или факультеты техникума и вуза; выпускающую кафедру вуза; возможно включение в состав учебного центра межшкольных мастерских и института повышения квалификации.
Учебные центры промышленных узлов должны формироваться по аналогии с учебными центрами промышленных предприятий, но без подразделений курсовой сети, которые следует размещать при отдельных предприятиях.
В учебных центрах производственных фирм, объединений, имеющих предприятия в разных городах, должен предусматриваться учебно-курсовой комбинат (обучение с отрывом от производства): техникум, завод-втуз, институт повышения квалификации.
1.8. Учебные комплексы, создаваемые путем кооперирования учебных заведений одного уровня обучения, но, как правило, разных отраслей производства, следует называть одноуровневыми. Ввиду разнохарактерности производственной базы комплексов ПТУ или техникумов в них можно объединить только группу наименее специфических общетеоретических помещений или совместно использовать помещения вспомогательного и обслуживающего характера (см.рис.2).
1.9. При проектировании учебных комплексов или центров вместимость каждого учебного заведения может соответствовать номенклатурным показателям:
учебные комбинаты: 200, 400, 600, 900 ученических мест;
профтехучилища: 270, 360, 540, 720, 960, 1440 учащихся;
техникумы: 540, 720, 960, 1440, 1920 учащихся.
При узкой отраслевой специализации зданий агропромышленных хозяйств (комплексах животноводческих предприятий промышленного типа) максимальная вместимость агропромышленных учебных заведений — учебных центров и комплексов — 540 учащихся.
1.10. Величина учебных комплексов желательна в пределах от 1500 до 6000 учащихся, хотя для обслуживающих отраслей она может, быть и ниже.
Наряду с преимуществами концентрации учебных заведений следует учитывать отрицательные моменты, сопутствующие дальнейшему укрупнению учебных комплексов.
1.11. Состав и количество помещений в учебном комплексе для учебно — теоретических и для учебно-практических занятий определяются технологическим расчетом с учетом степени функциональной кооперации учебных заведений данного комплекса, которая зависит от:
отраслевой принадлежности учебных заведений;
необходимости поэтапного ввода комплекса.
1.12. При определении величины, пропускной способности обслуживающих групп помещений в учебных комплексах (актового зала, столовой, библиотеки, здравпункта и т.п.) следует предусматривать очередность их использования, а также сменность занятий (для учебных заведений курсовой сети, для заочных и вечерних учебных заведений).
1.13. В полифункциональных комплексах учебные заведения объединяют с местами приложения труда или расширяют функцию помещений для практических занятий до функции производства, например, учебно-научные и учебно-производственные объединения и комплексы, учебно-культурные и учебно-лечебные комплексы и центры и т.д.
1.14. Полифункциональные комплексы наиболее целесообразны в обслуживающих отраслях народного хозяйства, где создаются учебно-обслуживающие, учебно-лечебные, учебно-культурные комплексы и центры, фактически находящиеся сразу в двух группах (учеба + производство) и (учеба + обслуживание).
Учебные заведения с учреждениями торгово-бытового обслуживания создают полифункциональный комплекс, в котором обслуживание населения является одновременно производством для персонала.
Центры культуры, в состав которых включаются учебные заведения культуры, значительно расширяют состав помещений, который используется населением — учебный театр, концертный зал, выставочные залы, а учащиеся включаются в обслуживание населения.
Многопрофильная клиническая больница не только центр высококвалифицированной помощи населению, но и база медицинского института или института усовершенствования врачей, центр подготовки среднего медицинского персонала, база для проведения различных научных исследований.
Организационные предпосылки создания учебных комплексов
1.15. Учебный комплекс с точки зрения системного подхода рассматривается в пособии в нескольких аспектах. Среди них в организационном плане наиболее важны — учебно-сетевой, градостроительный, архитектурный и функциональный. Каждый из этих аспектов на разных этапах создания учебного комплекса приобретает значимость ведущего фактора, определяющего возможность формирования и функционирования учебного комплекса в соответствии с проектом.
Рис. 2. Классификация учебных комплексов
Типы учебных комплексов: 1 — практически допустимые; 2 — дополнительные
Рис. 3. Принципы функционального объединения учебных комплексов (внутреннее объединение)
а — учебные заведения одной отрасли (предприятия); б — учебные заведения одного уровня обучения; 1 — профтехучилище; 2 — техникум; 3 — вуз; I — группа общетеоретических и общетехнических помещений; II — группа специализированных учебных помещений; III — группа помещений учебных мастерских и спецлабораторий
Сетевой аспект следует, учитывать при определении состава учебных заведений в учебном комплексе, градостроительный — при определении единого места строительства и решении генерального плана учебного комплекса и архитектурный — при разработке комплексного объемно-планировочного решения. Функциональный аспект приобретает главенствующее значение в период эксплуатации зданий.
1.16. Важнейшим условием создания учебных комплексов является опережающий расчет сети учебных заведений, планируемых к строительству в регионе, городе, для отрасли или для промпредприятий. Это поможет заказчику вовремя определить потребности в соответствующей материальной базе для подготовки и переподготовки кадров, а проектировщикам даст научно обоснованный материал для составления задания и программы на проектирование.
1.17. Проектирование учебного комплекса должно осуществляться на основе рационального решения учебной сети и двуединства в отраслевом или региональном аспекте.
Для создания комплекса учебных заведений (в сетевом аспекте) необходим единый заказчик на проектирование объекта в целом. Это позволит сконцентрировать в одних руках финансирование проектирования и строительства, которое иначе будет осуществляться из разных источников финансирования, а нередко и разновременно.
1.18. Для единого архитектурно-планировочного решения генерального плана учебного комплекса и его взаимосвязи с окружающей застройкой (градостроительный аспект) необходимо выделение генерального проектировщика, который совместно с заказчиком ведет подготовку задания на весь комплекс учебных заведений, а также контролирует реализацию градостроительного проекта на всех стадиях строительства.
1.19. Для комплексного решения планировочных и композиционных вопросов (архитектурный аспект) и увязки проекта учебного комплекса с архитектурой прилегающего городского района или предзаводской территории необходимо выделять наряду с генеральным проектировщиком также единого застройщика всех объектов учебного комплекса. Это позволит применить конструктивные и инженерные решения.
1.20. Для успешного функционирования построенного учебного комплекса (функциональный аспект) — как отдельных учебных заведений, входящих в состав комплекса, так и всего объекта в целом, — необходимо создание единого управляющего — генерального директора или координирующего органа — совета директоров.
Наличие системы единых служб — решающий фактор, предопределяющий создание учебных комплексов.
1.21. Разработке проекта учебного комплекса как сложного объекта предшествует обычно предпроектная работа, состоящая из двух этапов:
исследование и технико-экономические обоснования состава и величины учебных заведений, исходя из сетевого расчета, а также степени и формы их кооперации (территориально, функционально);
эскизные решения (на конкурсной основе) объемно-планировочной структуры учебного комплекса, в которых определяются архитектурные формы объединения в конкретных условиях строительства.
1.22. При проектировании учебного комплекса с учетом этапов его строительства и сдачи в эксплуатацию по так называемым «строительным комплексам» следует наряду с выделением стадийности строительства предусматривать в проектах схемы (сценарий) функционирования учебного комплекса и его элементов на всех этапах строительства.
1.23. Проектирование учебных комплексов в целях своевременной подготовки кадров должно вестись таким образом, чтобы строительство учебных зданий или первой очереди было закончено за год до начала выпуска продукции на соответствующем предприятии или до начала функционирования учреждений обслуживания. Это позволяет подготовить заранее необходимое количество эскплуатационников.
1.24. На стадии проектирования с целью преодоления отраслевой разобщенности при единой ведомственной подчиненности учебных заведений необходимо штатные структуры преподавателей и обслуживающего персонала в учебных комплексах приводить в соответствие с требованиями нового типа учреждения.
Рис. 4. Размещение комплексов учебных заведений в структуре города
1 — сельскохозяйственного профиля; 2 — педагогического профиля; 3 — медицинского образования и физического воспитания; 4 — культуры и искусства; 5 — технического профиля; одного уровня обучения; 6 — техникумы; 7 — ПТУ; 8 — вузы
2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ
2.1. Рациональное размещение учебных комплексов следует определять на основе формирования единой сети учебных заведений как в масштабе региона или области, так и на территории города. Они должны иметь удобную связь с местами практической деятельности будущих специалистов, а их территорию следует решать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01.—89 к входящим в их состав учебным заведениям.
Требования к рациональному размещению учебных комплексов равнозначны как при определении места для нового строительства, так и при формировании комплекса на базе существующего учебного заведения путем реконструкции или расширения учебных зданий и участка.
2.2. При выборе места учебного комплекса в городе следует учитывать определенный ряд градостроительных и функциональных требований. Требования подразделяются на обязательные, выполнение которых является необходимым условием их проектирования, и дополнительные, соблюдение которых должно осуществляться при наличии благоприятной градостроительной ситуации и в развитие обязательных требований.
Обязательные требования при выборе места размещения учебного комплекса:
оптимальное приближение к учебно-практической базе;
наличие необходимого по площади участка с возможностью перспективного развития;
наличие или возможность создания удобной связи с городским транспортом;
создание оптимальных условий культурно-бытового обслуживания учащихся и сотрудников;
учет совместимости требований к размещению учебных заведений, составляющих комплекс.
Рис. 5. Размещение учебных заведений, формирующих учебный комплекс промпредприятия
1 — профтехучилище; 2 — техникум (дневн.); 3 — техникум (веч.); 4 — учебно-производственный комбинат; 5 — учебно-курсовой комбинат (начальное обучение); 6 — учебно-курсовой комбинат (повышение квалификации); 7 — школа рабочей молодежи; 8 — УКП вуза; I — связь с городом; II — связь с производством; III — производственная практика; IY — производственное обучение
Дополнительные требования при выборе участка для учебного комплекса:
удаление более чем на 1 км от санитарной зоны промышленных предприятий, кроме учебных комплексов и центров промышленных отраслей;
удаление от жилой застройки, кроме учебных комплексов культуры и искусства;
выбор живописного местоположения (интересный рельеф, обилие зелени, наличие водоемов и т.п.) и приближение к зоне отдыха;
возможность соблюдения на выбранном участке санитарно-гигиенических условий, связанных с уровнем грунтовых вод, инсоляцией и др.
2.3. При организации комплекса в существующей застройке городского центра рекомендуется использовать такие апробированные меры по высвобождению необходимой для строительства территории, как укрупнение близлежащих кварталов, закрытие ряда проездов, снос малоценной застройки и т.п.
Когда представляется архитектурно целесообразным, а технологически — возможным, следует, как правило, объединять учебные комплексы с другими общественными зданиями, находящимися в зоне строительства.
2.4. Учебные комплексы, сформированные из учебных заведений одной отрасли, можно рассматривать как одно учебное заведение с расширенным возрастным составом учащихся. К размещению подобного учебного комплекса должны предъявляться требования, аналогичные предъявляемым к размещению отдельного учебного заведения.
Для учебных комплексов одного уровня образования, которые формируются, как правило, из учебных заведений разных отраслей, необходимо выбирать территорию, где совмещаются зоны рационального размещения каждого учебного заведения комплекса.
Принципиальная схема размещения в городе комплексов учебных заведений приведена на рис.4.
2.5. Важнейшим фактором, определяющим размещение учебных заведений промышленности, является их притяжение к производству, где осуществляется практическое обучение учащихся (рис.5). Поэтому задача размещения учебных комплексов данного типа должна решаться путем согласования противоречий между целесообразностью приближения к учебно-производственной базе и необходимостью удаления от промышленной зоны для соблюдения санитарно-гигиенических требований к функционированию учебных заведений.
2.6. Для промышленных производств Y класса вредности, имеющих незначительные выделения вредных веществ или не имеющих их совсем (отдельные предприятия швейной, текстильной, электронной промышленности и др.), рекомендуется размещение учебных комплексов в самой промышленной зоне (рис.6). При этом целесообразно кооперировать учебные заведения с имеющимися на предприятиях научно-технической библиотекой, вычислительным центром, научно-техническим центром, научными подразделениями и т.п.
Целесообразно также создание единого общественного центра промышленного узла или комплексного производственно-селитебного района, где возможна более широкая кооперация, когда ряд учреждений, например, гостиница, здания бытового обслуживания могут включаться в состав так называемого учебно-общественного центра предприятия.
2.7. По отношению к предприятиям III-IY классов вредности (размеры санитарно-защитной зоны до 500 м) комплексы учебных заведений следует размещать на территории санитарно-защитной зоны между промышленной и селитебной зонами.
Комплексы учебных заведений упомянутых предприятий должны располагаться на пути основных потоков трудящихся от рабочего места к жилому району, причем пути движения не должны пересекаться транспортными магистралями. Располагать комплекс следует таким образом, чтобы зона его главного выхода имела непосредственную связь с предзаводской площадью или пешеходной аллеей, а расстояние от проходной не превышало 500 м.
2.8. Для рационального размещения комплекса необходим дифференцированный подход, при котором целесообразность приближения того или иного учебного заведения к промышленности определяется уровнем вредности производства и видом обучения (см. рис.6). По отношению к предприятиям I и II классов вредности (химия, металлургия, нефтепереработка) целесообразным является размещение учебного комплекса за пределами санитарно-защитной зоны на селитебной территории города (размеры санитарно-защитной зоны от 1 до 10 км), при этом место для учебного комплекса следует выбирать по возможности в радиусе пешеходной доступности от предприятия, но не более 1500 м от проходной.
Рис. 6. Примеры размещения учебных комплексов промпредприятий в зависимости от взаиморасположения промышленности и жилья
а — совместное расположение зон; б — разрыв между зонами до 1 км; в — разрыв между зонами более 1 км; I — промышленное предприятие; II — жилая зона; IIl — учебный комплекс
Выносимые из промузла заведения должны располагаться на основной транспортной магистрали, ведущей из промзоны в город — у границы жилого района с санитарно-защитной зоной или у первого пересечения с городской магистралью. При размещении учебных заведений промпредприятий на селитебной территории (общеобразовательный и общетехнический цикл обучения) необходимо стремиться к рациональной их кооперации с аналогичными городскими учебными заведениями. В ряде случаев существует функциональная связь учебно-курсовой сети с производством (технологический цикл обучения), тогда учебные заведения курсовой сети должны выделяться из учебного комплекса и размещаться на производстве в составе общественного центра. В случае необходимости на территории промзоны допускается размещать лишь базовые кафедры высших и средних специальных учебных заведений. Выбор места размещения в каждом отдельном случае должен быть связан с конкретной градостроительной ситуацией и согласован с общегородской учебной сетью (рис.7).
2.9. При размещении комплекса учебных заведений сельскохозяйственного профиля основным требованием является соблюдение условий рациональной организации базы практического цикла обучения, на основе которой целесообразно создание разноуровневых учебных заведений.
Рис. 7. Модель организации сети учебных заведений на группу промпредприятий
а — с санитарно-защитной зоной более 500 м; б — в пределах селитебной территории; 1 — учебный цех; 2 — учебный участок; 3 — учебный центр промпредприятия; 4 — учебный пункт; 5 — промпредприятие; 6 — учебный комплекс
Следует стремиться к размещению учебного комплекса в центральной усадьбе совхоза или в поселке городского типа с высоким уровнем культурно-бытового обслуживания, объединяя идентичные подразделения обслуживания в учебном комплексе и поселке.
Необходимо учитывать возможность организации удобной транспортной связи с городом в пределах 40-50-минутной доступности.
2.10. При выборе участка учебного комплекса медицинского профиля следует учитывать необходимость его приближения к наиболее крупному медицинскому учреждению (или группе учреждений), с целью организации как можно большей части клинического фонда в непосредственной связи с учебой.
Учитывая перспективную направленность развития медицины на предупреждение заболеваемости, выявление ресурсов здоровья человека рекомендуется территориальная, а в отдельных случаях и архитектурно-функциональная кооперация медицинских вузов и медико-фармацевтических институтов с институтами физической культуры, при этом в городе образуется специализированная зона вузов здравоохранения и физической культуры.
2.11. Размещать учебно-педагогический комплекс следует в городе на периферии жилой зоны на участке, пригодном для дальнейшего расширения. При размещении на периферии в непосредственной близости от парковой зоны наиболее широко раскрываются возможности организации кооперированного комплекса, так как здесь значительно легче решаются задачи выделения территории для строительства. Максимальная плотность детского населения, присущая периферии вновь застраиваемых городов, в сравнении с их остальными частями, требующая школ и детсадов большей вместимости при наличии свободных территорий создает благоприятные условия для формирования учебно-просветительных комплексов, позволяющих иметь наиболее полный состав учебных заведений.
2.12. Региональная организация учебно-практического процесса требует размещения учебных комплексов культуры и искусства в структуре города. При этом целесообразна кооперация учебных заведений с соответствующими им городскими культурно-просветительными учреждениями (библиотеки, театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, клубы, дома культуры и др.). Комплексы этого типа в отличие от других следует располагать в составе культурно-просветительного центра города, где находится основная масса культурно-просветительных учреждений, которые формируют культурный потенциал города.
Оптимальным вариантом его размещения является сложившийся культурный центр историко-архитектурной части города, или культурный центр с перспективой развития в новой городской застройке.
Для крупнейших городов возможно размещение комплекса в составе одного из общественных центров района, где также могут быть сосредоточены все необходимые для учебно-практической деятельности заведений культурно — просветительные учреждения.
2.13. Комплексы одного уровня обучения формируются, как правило, из учебных заведений разных отраслей, требующих специфического размещения. Место учебного комплекса должно определяться, как правило, наиболее крупным учебным заведением, на базе которого будут формироваться другие учебные заведения.
Комплексы профессионально-технических училищ (ПТУ) следует размещать вблизи промузлов или крупных предприятий, так как 70% городских ПТУ готовит кадры для промышленности, а ПТУ других отраслей не выдвигают каких-либо жестких требований к размещению в городе.
Комплексы средних специальных учебных заведений могут быть расположены в любой зоне города, но с максимальным приближением к своей практической базе.
При выборе местоположения комплексов следует учитывать необходимость приближения к общественному центру, что повысит уровень культурно-бытового обслуживания учащихся и сотрудников, так как при относительно небольшой величине комплексов данного типа (2-4 тыс. учащихся) специальное обслуживание для них на достаточно высоком уровне организовать нельзя, а в комплексе возможно создать полноценный центр обслуживания учащихся и жителей.
2.14. Комплексы вузов являются наиболее крупными среди остальных учебных заведений. Их величина, достигающая 15-20 тыс. учащихся и более, потребность в значительной территории и большое градообразующее значение требуют особого местоположения комплексов в городской структуре. Как правило, крупный комплекс вузов формирует целую учебно-научную зону города куда включаются также и научно-исследовательские учреждения.
Источник: www.rmnt.ru
Особенности отделочных материалов для образовательных учреждений
Особенности отделочных материалов для образовательных учреждений
Известно, что школа играет важную роль в развитии и воспитании наших детей. Именно в её стенах ученики проводят значительную часть своего времени. Как обустроить школьные кабинеты, рекреации, спортзалы, чтобы дети чувствовали себя по-домашнему уютно и комфортно? Как грамотно правильно подбирать материалы для капитального или косметического ремонта?
Существует множество правил и нормативов для организации строительных и отделочных работ в образовательных учреждениях. Основными критериями предусматривается выполнение санитарных регламентов и гарантия безопасности учеников.
Каким требованиям должны соответствовать материалы
Для эксплуатации школьного здания существует ряд особенностей:
- Строительный материал обязательно должен сопровождаться сертификатом качества, подтверждающего соразмерность санитарных и гигиенических норм, требований пожарной безопасности.
- Во избежание заболеваемости детей, целесообразно использовать только экологически безопасные, не токсичные материалы.
- При отделке зданий необходимо выбирать устойчивые к механическим повреждениям, прочные покрытия.
- Отделочные материалы для школ также должны характеризоваться устойчивостью к воздействиям влаги, бытовых чистящих средств.
Обновление школы: бюджетно и красиво
Самыми распространённым вариантами внутренней отделки стен были и остаются: покраска краской, поклейка обоев, облицовка плиткой, нанесение штукатурки. Но насколько эти материалы долговечны и практичны? Покрашенная поверхность быстро затирается, выцветает. К тому же многие краски токсичны. Обои также не долговечны, сильно пачкаются, не устойчивы к влаге.
Плитка-наиболее оптимальный вариант отделки школьных стен. Она огнеустойчива, хорошо переносит влажность. Декоративная штукатурка не только универсальна, она придаёт эстетичный вид и свежесть школьному дизайну. Современные отделочные компании предлагают огромный выбор декоративной штукатурки: венецианская, шагрень, короед и т. д.
Какие полы необходимы в детском учреждении
Помимо основных требований к отделке школ, полы должны быть долговечными и не скользкими, с идеально ровным покрытием. Огромную роль играет качество стяжки пола. Одним из наиболее традиционных и экономичных материалов считается линолеум различной толщины. Полы на основе ПВХ так же подходят для детских учреждений. Они отличаются:
- большим выбором оттенков
- антистатичными свойствами
- влагостойкостью
- износостойкостью
- звукоизоляционными показателями.
Отделка школьных потолков
Потолки — немаловажный показатель облика общеобразовательного учреждения. При изготовлении любого потолка очень важно правильно подготовить поверхности к монтажу. Проверенный временем, не дорогой вариант — побелка, т. е. покраска в белый цвет с использованием водно-дисперсионных окрасочных составов.
В статье рассказано о наиболее распространённых, бюджетных видах отделки школ. В случае, если учреждение располагает достаточными средствами, соответственно материалы и виды оформления интерьера будут более дорогостоящими и инновационными.
Источник: atrconstructor.ru
СанПИН для колледжей и техникумов
Любое образовательное учреждение должно время от времени применять в учебном процессе новые методы работы. Это помогает исправить имеющиеся ошибки и следовать современным требованиям, предъявляемым к процессу образования.
Накопленный годами опыт позволяет разрабатывать новые нормативные документы, обеспечивающие контроль безопасности учебных заведений и вносить корректировки в процесс их работы. Одним из таких документов является СанПиН для школ 2.4.2.2821-10, с начала 2016 года в который были внесены существенные изменения.
Нормативы и правила
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) имеют широкую сферу действия и применения. Они учитываются при разработке СНиП, нормативных или технических документов, должны иметь согласование в соответствующих инстанциях.
Соблюдение правил обязательно для всех государственных и частных предприятий, должностных и физических лиц.
Санитарные нормы направлены на обеспечение нормальных жизненных условий людей и установление нормативов безопасности окружающей среды обитания.
Не исключением является сфера организации обучающего процесса в общеобразовательных организациях.
Только в хорошо оснащенных учебных заведениях можно добиться качественного образования.
Каждой школе должны быть доступны компьютеры и интернет, спортивные залы, отвечающие нормам гигиены столовые и элементная канализация, и горячая вода. Причем последнее имеется не во всех школах.
Именно поэтому новая редакция санитарных правил призвана заложить основы для создания нормальных условий для получения знаний.
С начала 2016 года в СанПиН для школ было внесено 29 изменений. Область их применения коснулась, в том числе деятельности, осуществляемой в сфере присмотра за детьми, занимающихся дополнительно, после основного учебного процесса.
Помещения и оборудование
Определенные изменения коснулись новых строящихся или ремонтируемых объектов:
- На территориях, принадлежащих школам, должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, используемых для перевозки учащихся.
- Между несколькими зданиями, возводящимися на одной территории, должны иметься переходы, оснащенные системой отопления.
- Если школы строятся в районах, не имеющих канализаций, установка уличных туалетов не допускается. Помещение следует оборудовать внутренней канализацией, имеющей устройства для очистки.
Помещение для оставления верхней одежды должно отвечать следующим требованиям:
- Оснащение стандартными вешалками для одежды.
- Должны иметься места для хранения обуви.
- Крючки для одежды должны быть расположены по росту и возрасту детей.
- В гардеробе должны устанавливаться скамейки.
- Цвет может быть не только стандартным темно-зеленым, но и темно-коричневым.
- Допускает использование технического оборудования, к которым могут относиться сенсорные экраны, а также иные устройства, отображающие информацию.
- Все устройства должны быть безопасны в использовании.
Тепловой режим в душевых не должен превышать 25° С, в туалетных комнатах допускается не более 21°С.
Часть кабинетов для проведения процессов по обучению и питанию, должны иметь нормальный доступ к водоснабжению. Соответственно в них устанавливается канализация.
Образовательный процесс
Раньше в нормах имелось указание на предельное количество детей, обучающихся в классе. После внесения поправок, количество учащихся определяется из учета расчетов норм площади на одного ученика. В требования включается соблюдение норм, относящихся к правильному освещению, необходимому для сохранения нормального здорового зрения детей, расположению предметом мебели.
Если все условия будут соблюдаться, допускается разделение классов по школьным предметам на группы.
Изменился объем нагрузки для учащихся. В документе устанавливается количество уроков для каждого класса и их продолжительность. Чем старше классы, тем число уроков возрастает.
К 11 классу их должно быть не более 7-8 в день. Например, ученики первого класса должны заниматься по 4 урока в день. В качестве пятого может добавляться урок физической подготовки.
Отдельные требования установлены для учеников первого класса:
- Учебный период с января по май должен распределяться по 4 урока в день.
- Длительность занятий не более 40 минут.
- Нововведения устанавливают возможность организации дополнительных каникул для учащихся первых классов.
- В этом случае не будет иметь значение время предоставления каникул, так как допускается их предоставление в любой четверти.
В школах допускается проводить присмотр за детьми, остающимися после основных уроков на дополнительные занятия. Для этого должны создаваться условия полноценного режима дня для детей, поступивших на обучение в первый класс.
Отдельные требования были установлены для использования компьютерных и цифровых приборов. В нормативах и правилах указывается допустимое количество часов, которые дети могут проводить за работой с ними.
Сотрудники, осуществляющие работу по воспитанию и обучению детей, обязаны два раза в год проходить переподготовку и аттестацию.
Любая школа должна выступать в качестве безопасного и продуктивного учреждения, дающего обучающимся нормальные и полноценные знания. Новые изменения должны улучшить уже имеющиеся требования, установленные для школ ранее.
СанПиН для школ – это первоочередной документ, к которому должны обращаться руководители учебного процесса, а также родители, в случае возникновения спорных ситуаций, возникающих в период обучения их детей в образовательных учреждениях.
Безусловно, всегда имеется вероятность, что даже после введения новых правил, учебные заведения будут их нарушать.
Поэтому законодателю нужно стремиться довести весь процесс до идеала и в случае крайней необходимости, применять соответствующие меры наказания к нарушителям.
Санитарные правила для колледжей
Методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР (Белостоцкая Н.А.
), отделом гигиены подростка и студента ЦНИЛ при кафедре гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М.
Сеченова (доктор медицинских наук, профессор Э.Э. Саркисянц, канд. мед. наук Доскин В.А., Миннибаев Т.Ш.
) и отделом гигиены детей и подростков Московского ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (канд. мед. наук Пономаренко И.И.).
Настоящие Методические указания предназначены для медицинских работников вузов и врачей санитарно-эпидемиологических станций.
В решениях XXVI съезда КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необходимость разработки мероприятий, направленных на дальнейшее повышение качества подготовки и совершенствование системы охраны и укрепления здоровья учащихся вузов.
На современном этапе развития высшей школы в связи с модернизацией и интенсификацией учебного процесса, строительством новых вузовских комплексов важное значение приобретает осуществление широких гигиенических мероприятий по рационализации учебного режима и отдыха студентов, совершенствованию физического воспитания учащихся вузов.
Решение этих вопросов потребовало специальных исследований, направленных на изучение режима труда и отдыха, питания, физического воспитания студенчества.
Методические указания явились итогом комплексных гигиенических, клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований, которые проводились на базе 12 московских вузов, а также в ряде высших учебных заведений других городов страны.
Из всех этих работ в области университетской гигиены следует особо выделить динамические наблюдения за состоянием здоровья 800 студентов трех факультетов I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова, которые проводились в течение всех 5 — 6 лет обучения учащихся в институте.
Одновременно с изучением состояния здоровья проведены широкие физиолого-гигиенические, биоритмологические и психолого-педагогические исследования, направленные на разработку практических рекомендаций по оптимизации ритма труда и отдыха студентов, двигательной деятельности, а также режима питания учащихся. Такой комплексный подход к изучению студенческой популяции был проведен в СССР впервые. Результаты этих исследований позволили регламентировать с современных гигиенических позиций все виды деятельности учащихся вузов.
ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
Специфика вузов заключается в существенном разнообразии форм обучения, основными из которых являются: лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, курсовые проекты (работы), производственная практика и др.
Лекция — это основная форма обучения в высшем учебном заведении. Характер труда на лекциях отличается высокой плотностью (95 — 98% от всей продолжительности занятий), активной умственной деятельностью, значительным статическим напряжением позных и мелких мышц кисти.
На практических занятиях и коллоквиумах помимо названных факторов имеет место высокое нервно-эмоциональное напряжение.
Сдача зачетов и экзаменов характеризуется, как правило, стрессовыми ситуациями, что обуславливает наибольшую степень нервно-эмоционального напряжения студентов.
В процессе обучения в институте студенты могут подвергаться воздействию ряда неблагоприятных факторов окружающей среды.
Во время лекций и практических занятий в аудиториях общего пользования такими факторами могут быть: недостаточная освещенность рабочих мест, неудовлетворительный микроклимат; неправильная рабочая поза, обусловленная неудовлетворительной организацией рабочего места и характером работы; шум, возникающий из-за неисправности вентиляционных и технических установок; напряженный характер работы, связанный с большой информационной нагрузкой на зрительный и слуховой анализаторы, и др.
В производственных мастерских и специализированных лабораториях к перечисленным выше факторам внешней среды могут добавляться еще и другие, обусловленные спецификой учебно-технологических процессов: большая плотность расстановки оборудования, повышенная опасность при обучении и работе на электроустановках, вибростендах, грузоподъемных механизмах, с газами, с сосудами под давлением, с химическими реактивами, ионизирующим и электромагнитным излучением и т.д.
При контроле за санитарно-гигиеническими условиями обучения студентов следует учитывать следующее:
1. Оборудование аудиторий, учебных кабинетов, лабораторий должно осуществляться с учетом их специфики (Приложение 1, пункты 2, 13, 14, 16).
2. Состав, площади учебно-производственных помещений специального назначения, их оборудование следует устанавливать по нормативам технического проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности (Приложение 1, пункты 2, 3, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 16).
3. Требования к естественному и искусственному освещению помещений вузов должны соответствовать главе СНиП II-4-79 (Приложение 1, пункт 19).
4. Воздушно-тепловой режим учебных и учебно-производственных помещений вуза необходимо соблюдать в пределах требований СНиП II-68-78, СНиП II-33-75, ГОСТ 2.1.005-76 (Приложение 1, пункты 2, 7, 8).
Действующие СанПиН для школьных учебных заведений с изменениями и поправками —
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
- между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
- школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Требования к организации учебного процесса
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах.
Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно.
При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.
Наполняемость классов, организация учебы и отдыха
Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).
После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.
Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.
Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут.
Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.
СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.
Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.
Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:
Источник: dpvolga.ru