Требования по инвалидам при строительстве

Содержание

Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в числе прочих, социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальная поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Таким образом, вопросы социальной поддержки инвалидов относятся к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Относительно вопроса о доле участия (условий софинансирования) бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в части оборудования многоквартирных домов с учетом потребностей инвалидов отметим, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания своего имущества, следовательно, в случае необходимости приспособления жилья для маломобильных граждан данную обязанность самостоятельно будет нести собственник данного имущества. Порядок проведения мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 4.1 статьи 36, статья 44) (далее – ЖК РФ), которым установлено, что финансирование данных мероприятий может осуществляться как с привлечением денежных средств собственников многоквартирного дома (далее – МКД), так и без такового. Таким образом, органы местного самоуправления в зависимости от своей доли в том или ином МКД обязаны нести расходы по обустройству МКД соответствующими приспособлениями.

Пандус. Как правильно сделать.

Относительно вопроса финансирования и очередности предоставления жилья отметим следующее.

Положением пункта 3 части 1 статьи 14 ЖК РФ предусмотрено, что именно органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляют таким гражданам, в установленном порядке, жилые помещения по договорам социального найма. Также пунктом 4 части 1 статьи 51 и пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ указаны условия предоставления гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, при этом, данные статьи ЖК РФ устанавливают только особенности реализации жилищных прав и не возлагают какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Данное положение закреплено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016) (пункт 12 раздела «Судебная коллегия по экономическим спорам»). В части определения доли квартир, выделяемых для инвалидов различных категорий отметим, что согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данный вопрос регулируется нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, следовательно, он может быть регламентирован в том числе, в порядке «опережающего правового регулирования» законом субъекта Российской Федерации при отсутствии или пробельности федерального законодательства.

По вопросу о внесении в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее – ИПРА) мероприятий по приспособлению жилого помещения, занимаемого инвалидом (ребенком-инвалидом), считаем необходимым отметить, что внесение предлагаемых изменений в приказ Минтруда России от 13 июня 2017 года № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее – Приказ) относится к ведению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и не входит в компетенцию Государственной Думы.

Одновременно сообщаем, что указанным Приказом утверждены формы (приложение 2 и 3 Приказа) ИПРА. В данных формах одним из пунктов ИПРА предусматривается, в частности, возможность установления рекомендаций по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом (ребенком-инвалидом), специальными средствами и приспособлениями в зависимости от вида нарушения здоровья (нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, нарушения здоровья со стойким расстройством функции слуха, нарушения здоровья со стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств или нарушения здоровья со стойким расстройством иных функций).

Также отметим, что подробные указания и разъяснения по стандартам и объему мероприятий по оборудованию таких жилых помещений специальными средствами и приспособлениями в зависимости от вида нарушения здоровья изложены в ряде нормативно-технических документов (СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования» и др.).

Кроме того, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве» подготовлено Методическое пособие «Приспособление, реконструкция, капитальный ремонт жилых многоквартирных зданий с обеспечением их доступности для маломобильных групп населения», которое разработано в развитие вышеуказанных нормативно-технических документов для реализации проектировщиками требований и положений Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которым утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме». Однако внесение в ИПРА мероприятий по приспособлению жилого помещения, занимаемого инвалидом (ребенком-инвалидом), может увеличить время ожидания реализации таких мероприятий, так как в соответствии с абзацем первым пункта 9 Приказа при необходимости внесения изменений в ИПРА оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА.

Согласно абзацу второму пункта 9 Приказа при необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Источник: komitet4.km.duma.gov.ru

Доклад: «Обеспечение пожарной безопасности для маломобильных групп населения на объектах капитального строительства»

В настоящее время со стороны государства уделяется большое внимание вопросам организации доступной среды для граждан с ограниченными возможностями.

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды, возглавляет Конституция Российской Федерации, которая в статье 27 закрепляет право человека на свободу передвижения: каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

Вопрос обеспечения доступности маломобильных групп населения неразрывно связаны с вопросом обеспечения их безопасности на объектах различного назначения.

На сегодняшний день обеспечения безопасности маломобильных групп населения в том числе пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390) и другими нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4.3 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» — При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, инвалидов с полной потерей зрения и (или) слуха (далее — МГН), если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование.

В соответствии с данным документом именно на стадии выдачи задания на проектирования многоквартирного жилого дома определяется необходимость доступности маломобильных групп населения. В большинстве случаев застройщиком принимается решение о проектировании жилого дома без проживания маломобильных групп населения. В связи с этим при эксплуатация жилого дома могут возникнуть сложности, в случае если в доме не рассчитанном на проживание МГН селится человек с ограниченными возможностями.

Что касается общественных зданий, то в соответствии с п. 4.3* СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения»

Планировка и оборудование зданий и сооружений, помещений, а также участков учреждений, организаций, предприятий общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (посетителей, зрителей, покупателей, учащихся и т.д., для которых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями), должны соответствовать требованиям СП 59.13330. В остальных случаях приспособленность зданий и сооружений к доступности маломобильных групп населения должна оговариваться в утверждаемом заказчиком задании на проектирование.

Доступность маломобильных групп населения на производственные объекты в соответствием с п. 1.3 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» обеспечиватся при создании на предприятии цехов или складов (участков), предназначенных для использования труда инвалидов, следует руководствоваться также едиными санитарно-эпидемиологическими правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, требованиями СП 59.13330 , СП 139.13330

Обеспечение равных условий жизнедеятельности МГН с другими категориями населения предполагает одинаковые возможности по доступности данной категории граждан к услугам, предоставляемым на объектах общественных зданий. При этом, в случае обеспечения доступности, должна быть предусмотрена безопасность МГН при пожаре. Следовательно, требования по обеспечению безопасности МГН при пожаре должны быть выполнены во всех частях здания, где предусматривается возможность пребывания МГН.

Читайте также:  Сколько нужно блоков для строительства бани

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды пребывания при соблюдении:

— досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

— безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

— эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

— своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

— удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

Процесс эвакуации МГН в отличие от традиционного способа может осуществляться не только непосредственно наружу, но и в безопасные зоны.

Устройство безопасных зон регламентируется положениями части 15 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

В части эвакуации и спасения свод правил 59 не предусматривает четко регламентированных значений расстояний и параметров размещения безопасных зон. Таким образом, требование об обеспечении своевременной эвакуации МГН за необходимое время предполагает обязательное проведение расчетной оценки с целью расчетного определения соответствующих показателей (расчет пожарного риска).

Вопросы проектирования безопасных зон имеют свою специфику в случае специализированных общественных зданий, основным контингентом которых являются МГН (больницы, интернаты для престарелых и т. д.) В указанных случаях проектирование безопасных зон предложенными способами может являться крайне проблематичным, неэффективным и недостаточным. Для решения данного вопроса необходимо рассмотрение возможности проектирования иных видов безопасных зон и их более четкого описания.

Также требования пожарной безопасности для обеспечения эвакуации МГН необходимо предусматривать при проектировании объемно-планировочных решений, противодымной защиты объекта, систем аварийного освещения, систем оповещения людей при пожаре и знаков пожарной безопасности.

Требования к безопасным зонам

Безопасная зона — зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.

В соответствии с частью 15 статьи 89. 123-ФЗ Безопасная зона должна располагаться вблизи лифтов, имеющих функцию транспортировки подразделений пожарной охраны, или на лестничных клетках, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений.

5.2.27 Если по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать зоны безопасности, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время и (или) спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу.

Предельно допустимые расстояния от наиболее удаленной точки помещения для инвалидов до двери в зону безопасности должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.

Зоны безопасности рекомендуется предусматривать в холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений, а также в холлах лифтов, используемых МГН. Данные лифты могут использоваться для спасения инвалидов во время пожара. Число лифтов для МГН устанавливается расчетом согласно приложению Г.

В состав зоны безопасности может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа, не входящих в зону безопасности. Лоджии и балконы могут не иметь противопожарного остекления, если наружная стена под ними глухая с пределом огнестойкости не менее REI 30 (EI 30) или имеющиеся в этой стене оконные и дверные проемы должны быть заполнены противопожарными окнами и дверями.

5.2.28 Площадь зоны безопасности должна быть предусмотрена на всех инвалидов, остающихся по расчету на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования. м /чел.:

Источник: jsn.admhmao.ru

Проектирование доступа маломобильным слоям населения и инвалидам в 2022 году

Жилые, общественные и производственные здания должны быть обеспечены специальными средствами, оборудованием и иными решениями для доступа инвалидов и иных маломобильных категорий граждан. Чтобы предусмотреть такие требования, в проектную документацию включается специальный раздел “Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов”. Заказать проектирование по данному направлению можно в компании Смарт Вэй.

В этой статье читайте, какие нормативные акты применяются для изготовления проекта на обеспечение доступа инвалидам, какие решения и мероприятия должен предусмотреть проектировщик, как правильно выбрать проектную организацию.

Что такое мероприятия по обеспечению доступа инвалидам

При пользовании жилыми, общественными и производственными зданиями инвалиды или иные лица с ограниченными возможностями должны иметь равный доступ к инфраструктуре. Выполнить это предписание закона обязан собственник здания. Спроектировать мероприятия по обеспечению доступа можно для нового объекта, либо при проведении реконструкций и ремонтов. При нарушении указанных требований проект не пройдет экспертизу, а объект не будет введен в эксплуатацию.

Нормативные документы в 2022 году

Требование о предоставлении инвалидам равных возможностей при пользовании объектами содержится в федеральных законах, подзаконных актах. В отношении проектирования такое правило прямо указано в Постановлении Правительства РФ № 87, Градостроительном кодексе РФ. Также при разработке раздела “Мероприятия по обеспечению доступа инвалидам” применяются:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • СП 118.13330.2012 на общественные здания (скачать);
  • СП 54.13330.2016 на многоквартирные дома (скачать);
  • СП 56.13330.2011 на производственные здания (скачать);
  • СП 48.13330.2011 на организацию строительных работ (скачать);
  • СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (скачать).

К маломобильным группам граждан относятся не только инвалиды. В зависимости от типа и функциональных характеристик объекта, специальные мероприятия могут предусматриваться для доступа граждан с детьми и колясками, для пожилых лиц. Поэтому проектировщик должен изучить техническое задание и определить, для каких целей используется или возводится здание, какие нормативные акты нужно выбрать для работы.

Проектирование

Здание может иметь сразу несколько системы доступа для разных групп инвалидов

Простым языком

Обычно под средством доступа инвалидов понимаются только пандусы, т.е. наклонные поверхности для передвижения на колясках. На самом деле перечень возможных решений в этой сфере намного шире:

    лестничных пролетов и маршей с уменьшенной высотой ступеней, отсутствием лишних барьеров и препятствий;
  • проектирования лифтов или специальных лестничных подъемников, травалаторов;
  • перенос всех жизненно важных помещений и услуг на первые этажи общественных и производственных зданий;
  • установка специального оборудования в санузлы; специальных дорожек для ориентации слепых или лиц с ограниченными функциями зрения;
  • обустройство поручней, держателей, ручек на всем пути передвижения инвалидов;
  • разработка системы оповещения и вызова специалистов для оказания помощи;
  • разработка специальных решений для быстрой эвакуации инвалидов на случай аварий, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций.

Дополнительные проектные решения предусматриваются в общественных и производственных зданиях для трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Это будут специальное оборудование и приспособления на рабочих местах и зонах общего пользования, дополнительные меры безопасности и охраны труда.

Комментарий специалиста. Чтобы обеспечить реально эффективный доступ инвалидам к инфраструктуре, проектировщик должен учесть архитектурные, конструктивные и планировочные решения в здании. При проектировании нового здания это сделать проще, тогда как при реконструкции и ремонте неизбежно возникнут сложности. Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы получите проект, строго соответствующий нормативным требованиям, учитывающий интересы маломобильных групп населения и собственника.

Проект

Титульный лист проекта на обеспечение доступа инвалидов

Обследование перед проектированием перед реконструкцией

Реконструкция объекта связана с изменением их основных параметров (площади, объема, этажности и высотности), работами на несущих конструкциях. При выполнении таких работ нужно сохранить или предусмотреть меры по обеспечению доступа инвалидам. При обследовании зданий будет изучаться возможность установки нового оборудования и средств доступа, сохранение существующих решений.

Кто выполняет обследование здания

Обследование здания и участка перед реконструкцией носит комплексный и комиссионных характер. К работе комиссии привлекаются представители проектной и подрядной организации, техники и эксперты, инженеры, архитекторы. Для разработки мероприятий нужно получить объективное заключение о состоянии конструкций, планировочных и конструктивных решениях существующего объекта.

Обследование

Специалисты обследуют здание перед проектированием мероприятий доступа для инвалидов

Что обследуется перед проектированием

Обеспечение инвалидов свободным доступом неразрывно связано с архитектурой и планировкой здания, особенностями земельного участка. Поэтому обследование будет проводиться по следующим направлениям:

  • изыскания и обследования на участке, прилегающем к зданию;
  • изучение действующих мероприятий, средств и систем, облегчающих доступ малоподвижным категориям населения и инвалидам; и элементов планировки, чтобы выбрать оптимальные решения при проектировании;
  • определение мест установки спецоборудования, монтажа систем оповещения.

Для работы проектировщика важны и результаты обследований по иным направлениям. Например, для монтажа лифтов и подъемников нужно оценить состояние несущих конструкций и их допустимую нагрузку. Для обустройства отдельного хода и крыльца также может потребоваться воздействие на фундамент, перекрытия, несущие элемент здания.

Основные методы и инструменты для обследования доступности среды для инвалидов

При обследовании изучается техническая и эксплуатационная документация на здание, инфраструктуру для инвалидов. Также будет проведен визуальный осмотр, инструментальная диагностика конструкций и систем. Для предстоящего монтажа оборудования и средств оповещения будут обследованы скрытые конструкций (посредством оборудования или частично вскрытия). Точный список способов и инструментов для обследования зависит от характеристик здания и перечня предстоящих работ.

Итоговый документ по результату

По итогам обследования будут составлены заключения и отчеты экспертов. Кроме вывода о возможности реконструкции по предложенному техническому заданию, эксперты могут указать рекомендации и требования к местам размещения и видам оборудования. Отдельный список предписаний может указываться в отношении благоустройства земельного участка, размещению подъездных и пеших путей доступа. Вся документация по итогам обследования передается проектной организации, которая должна учесть вывод и заключения комиссии.

Комментарий эксперта. Компания Смарт Вэй обеспечит быстрое и комплексное обследование здания на предпроектной стадии. Мы учтем требования закона и интересы заказчика, поможем сэкономить деньги и время без отступления от качества работ. Обращайтесь, по всем возникшим вопросам мы проконсультируем бесплатно.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Проектирование

Основные показатели безопасности для пандусов указаны в СП и ГОСТ

Читайте также:  Сколько стоит лазерный луч для строительства

Этапы проектирования мероприятия по обеспечению доступа инвалидам для нового здания

Если ранее возведенные здания приходится переделывать под требования о доступности среды, то для новых объектов это нужно сделать при разработке исходного проекта. В противном случае проект получит отрицательное заключение при экспертизе, а объект не будет введен в эксплуатацию. Проектирование раздела осуществляется по следующим этапам:

  • изучаются вводные параметры объекта, его функциональное назначение, виды деятельности и оказываемых услуг, расчетные показатели посещаемости;
  • изучаются архитектурные, конструктивные, планировочные и инженерные решения (при необходимости, в них вносятся корректировки для обеспечения доступности инвалидов);
  • определяется перечень мероприятий, которые нужно предусмотреть при возведении и эксплуатации здания;
  • составляется текстовое и графическое обоснование принятых решений, обеспечивающих беспрепятственное и безопасное перемещение инвалидов на объекте;
  • оформляются схемы планировочной организации участка и поэтажные планы зданий (на них указываются пути перемещения инвалидов, пути эвакуации).

Содержание раздела будет проверяться на стадии экспертизы, выдачи разрешения на строительство. Подрядчик обязан строго следовать предписаниям проектировщика при выполнении работ, иначе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию будет отказано.

Комментарий эксперта. Решения проектировщика должны обеспечивать надлежащую эксплуатацию и обслуживание оборудования, устройств, а также поддержание в надлежащем состоянии путей перемещения малоподвижных категорий граждан. Эта обязанность возлагается на собственника или арендатора здания.

Моделирование

Наши специалисты всегда используют визуализацию и моделирование при работе с проектом

Этапы проектирования при ремонтах и реконструкциях

Если на объекте будет проводиться реконструкция или капремонт, существующие решения по доступности инфраструктуры можно сохранить, скорректировать, модернизировать. Также может потребоваться обустройство всей системы доступа инвалидов заново, что особенно актуально для старых зданий. Поэтому проектирование раздела для работ на существующем объекте будет предусматривать:

  • анализ используемых мероприятий по обеспечению доступности, предписаний государственных ведомств о нарушениях прав инвалидов;
  • изучение архитектуры, планировки, путей перемещения по объекту;
  • подготовка решений по мероприятиям для обеспечения доступа инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями (например, перенос помещений для приема граждан на первый этаж, установка лифта для подъема на высоты всех этажей, обустройство дополнительного крыльца и т.д.);
  • обоснование принятых решений, подготовка схем и планов, формирование раздела проекта.

После согласования и утверждения проекта с заказчиком, документы направляются на экспертизы, оформление разрешений и ордеров на строительные работы.

Комментарий специалиста. С помощью опытных проектировщиков можно существенно сэкономить затраты на обеспечение доступности инвалидов. Для этого будут выбраны современные материалы, которые обладают повышенной износостойкостью и долговечностью, оптимизированы пути перемещения по территории участка и объекта. Все помещения, которые предназначены для оказания услуг инвалидам и малоподвижным гражданам будут размещены непосредственно у входа, что позволит сэкономить на установке лифтов, подъемного оборудования.

Графика

Проектная и рабочая документация всегда содержит графические материалы

Квалификация проектировщиков – кто должен выполнять раздел мероприятий по обеспечению доступа инвалидам и кого лучше искать

Чтобы избежать проблем при проведении работ и согласованиях, внимательно отнеситесь к выбору проектной организации. Обратите внимание на квалификацию специалистов, опыт работы по объектам с аналогичными характеристиками. Желательно изучить примеры по ранее выполненным заказам. Также нужно учесть, что проектная организация должна иметь допуск СРО. Эти данные будут указаны в готовом проекте, а проверить членство в СРО можно через реестры.

Стоимость и сроки проектирования мероприятий по обеспечению доступа инвалидам

Согласовать расценки и сроки проектирования можно только после изучения особенностей объекта, его характеристик и видов деятельности. Чем сложнее объект, тем больше мероприятий и решений придется предусмотреть проектировщику. Это объективно скажется на стоимости и времени изготовления документов. Чтобы уточнить предварительные расценки за работу, обратитесь к специалистам компании Смарт Вэй. Окончательно условия договора будут согласованы после изучения ТЗ и представленных документов, предварительного обследования объекта и участка.

Как составить техническое задание за 5 минут

Чем подробнее и точнее составлено техническое задание на проектирование, тем меньше проблем и задержек по срокам возникнет при выполнении заказа. Рекомендуем воспользоваться услугами наших специалистов при подготовке ТЗ, чтобы заранее учесть все требования к содержанию и составу проекта. Мы на постоянной основе разрабатываем технические задания для проектирования объектов любой сложности. С примером ТЗ на проект мероприятий по обеспечению доступа инвалидов можно ознакомиться на нашем сайте.

Сложности и ограничения при проектировании мероприятий по обеспечению доступа инвалидам

Основные сложности при проектировании возникают при наличии технических, архитектурных и планировочных ограничений для доступа инвалидов к помещениям и инфраструктуре. Например, если здание изначально не предусматривало отдельных входов, пандусов или мест для приема инвалидов, придется фактически переделывать один или несколько этажей, проводить работы на несущих стенах и фундаменте. Только при надлежащей квалификации проектировщика, опыте работы с подобными объектами, можно найти оптимальные решения, соблюсти нормы закона и сэкономить на смете.

Также могут возникнуть проблемы при проектировании зданий и помещений государственных учреждений. Для них предусмотрен максимально широкий перечень требований, которые нужно соблюсти для обеспечения доступности. Например, для существующего учреждения практически нереально провести полноценную реконструкцию, так как финансирование из бюджета ограничено. Устранить проблемы можно выбором спецоборудования под характеристики здания, перепланировками и распределением площадей для расширения путей прохода, иными способами.

Все возникающие сложности наши специалисты учтут еще на предпроектной стадии, обследовании участка и объекта. Это позволит составить точное техническое задание, которое не потребует дополнительного увеличения смет. Обращайтесь, мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Как заказать проектирование мероприятий по обеспечению доступа инвалидам и не ошибиться

Заказав проектирование в компании Смарт Вэй, вы получите гарантию качества работы, строгое соблюдение условий договора и технического задания, соответствие законодательству о защите интересов инвалидов. Подать заявку или проконсультироваться об условиях сотрудничества можно по телефонам, через электронную почту, через форму обратной связи на сайте. Мы представим все разрешительные документы и допуски, ознакомим вас с примерами предыдущих работ.

Калькулятор стоимости проектирования

(Если калькулятор стоимости не видно и для мобильных пользователей можно посмотреть здесь https://smway.ru/price/)

Выводы

Обеспечение доступности инвалидов и иных малоподвижных групп населения является обязательным условием для эксплуатации жилых, производственных и общественных объектов. Спроектировать мероприятия в указанной сфере можно для нового здания, либо для существующего объекта при реконструкции, ремонтах или перепланировке. Раздел с мероприятиями по обеспечению доступности является обязательной частью проекта.

Обращайтесь в компанию Смарт Вэй, чтобы получить проект в максимально сжатые сроки и по доступным расценкам. По телефонам, указанным на сайте, вы можете получить бесплатную консультацию по всем возникшим вопросам!

Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания — Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.

Источник: smway.ru

Требования по инвалидам при строительстве

Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства

Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

Сведения о своде правил

  1. ИСПОЛНИТЕЛИ – OOO «Институт общественных зданий», Ассоциация МОАБ, НП «Доступная городская среда»
  2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
  3. ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
  4. УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 798/пр и введен в действие с 15 мая 2017 г.
  5. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна)», который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем своде правил реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (далее – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

1.2. Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

1.3. Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением № 1)

4. Общие положения

4.1. Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

4.2. Проектные решения по адаптации объектов исторического, культурного и архитектурного наследия, выполняемые с учетом требований настоящего свода правил, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

Читайте также:  Образец резюме специалиста по строительству

4.3. Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении:

  • досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
  • безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
  • эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
  • своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
  • удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

4.4. В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

4.5. Проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

4.6. В целях обеспечения доступности объектов различного назначения с учетом особенностей их использования различными группами инвалидов в задания на проектирование следует включать пункт об обязательном выполнении отдельных требований других сводов правил, уточняющих и конкретизирующих общие требования настоящего свода правил и/или определяющих дополнительные требования.

5. Требования к земельным участкам

5.1. Входы и пути движения

5.1.1. Минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН.

Вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте.

5.1.2. На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие препятствие для движения МГН.

5.1.3. В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.

Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).

5.1.4. Пешеходные пути на участке к объектам проектирования допускается размещать на одном уровне с проезжей частью при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения, а также условий обеспечения безопасности дорожного движения за счет разделения этих путей дорожной разметкой.

5.1.5. В местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

5.1.6. При наличии на участке подземных и надземных переходов их следует оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.

5.1.7. Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0-1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5 %, поперечный – 2 %.

5.1.8. В местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5 %) или обустраивают съездами.

При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5 %), около здания – не более 1:12 (8 %), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, – не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.

Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.

5.1.9. Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.

5.1.10. Тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8–0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т.п. Глубина предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5–0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели должны иметь высоту рифов 5 мм.

Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, расположенных на путях следования вместо типовых предупреждающих указателей, допускается применять сплошное круговое предупредительное мощение, укладку плоских приствольных решеток с расстоянием между внешним и внутренним диаметрами не менее 0,5 м или обустройство круговых тактильно-контрастных указателей глубиной 0,5–0,6 м.

5.1.11. Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6–0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур – не менее 0,4 кН/кН.

Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

5.1.12. Ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту подступенка – от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2 %.

Не следует применять на путях движения инвалидов и МГН ступеней с открытыми подступенками.

В марше внешней лестницы должно быть 3–12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться съездами.

На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, (например, желтого цвета), имеющие общую ширину в пределах 0,08 – 0,1 м. Расстояние между контрастной полосой и краем проступи – от 0,03 до 0,04 м.

Перед внешней лестницей следует обустраивать предупреждающие тактильно-контрастные указатели глубиной 0,5–0,6 м на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней.

В том случае, если проступь ступени на верхней площадке выделена конструктивно, предупреждающий указатель должен начинаться сразу от проступи, независимо от ее ширины. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающий указатель обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

5.1.13. Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кусты).

5.1.14. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5 %).

При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства – подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.

На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.

5.1.15. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5×1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5×1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9–1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах ±0,03 м.

5.1.16. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17.

В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.

5.1.17. Дренажные решетки следует размещать вне зоны движения пешеходов.

Если дренажные решетки размещаются на путях движения МГН, то ребра решеток должны располагаться перпендикулярно направлению движения и находиться на одном уровне с поверхностью. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,013 м, а длина – 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками. Диаметр круглых ячеек не должен превышать 0, 018 м.

Данный свод правил предполагает и другие требования к оборудованию мест возможного нахождения людей с ограниченными физическими возможностями. Учитывая тот акт, что к монтажу и облицовке лестниц они не имеют отношения, эту информацию мы решили опустить.

Что касается облицовки, то всем требованиям ГОСТ 23120-2016, заменившего ГОСТ 9818-95 и данного Свода правил СП 59.13330.2016, полностью соответствует облицовка лестниц по технологии C3 от компании «Инноформа». На фото и видео ниже представлены яркие доказательства того, что C3 накладки и облицовочные плиты, изготовленные по этой технологии, надежные и одновременно внешне привлекательные Узнать о технологии подробней и сделать заказ можно, посетив офис предприятия (дилеров) или позвонив по телефону, найти который можно на официальном сайте компании «Инноформа».

Свод правил СП 59.13330.2016

СП 59.13330.2016

Свод правил СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

В 2011 году Правительство Российской федерации запустило государственную программу «Доступная среда», в связи с чем количество пандусов по всей стране в разы увеличилось. Благодаря коэффициенту противоскольжения R13, пандусы, изготовленные с использованием технологии C3, не скользят под углом 35 градусов и более. Облицовка C3 поэтому незаменима при оборудовании лестниц возле аптек и медицинских заведений.

Источник: www.c3.ru

Рейтинг
Загрузка ...