Третья подзона приаэродромной территории высота строительства

Содержание

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»

Принят Государственной Думой 23 июня 2017 года

Одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 50, ст. 6245; 2015, N 29, ст. 4380) следующие изменения:

1) статью 46 признать утратившей силу;

2) статью 47 изложить в следующей редакции:

«Статья 47. Приаэродромная территория

1. Приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Приаэродромная территория 2

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее — ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

2. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

3. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

❌ Зоны с особыми условиями использования

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

4. Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Установление приаэродромной территории для сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее — сооружения аэродрома) и планируемых к строительству, реконструкции, осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений аэродромов, содержащимися в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и документации по планировке территории.

5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект решения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанный проект решения также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта решения. В случае непредставления согласования указанного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.

6. В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.

7. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории.

8. Застройщик, который осуществляет строительство сооружений аэродрома, возмещает ущерб, причиненный гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установленными на приаэродромной территории ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.».

Внести в статью 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2006, N 52, ст. 5498; 2011, N 30, ст. 4563, 4596; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

1) в наименовании слова «городских и сельских поселений» исключить;

2) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.».

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст.

3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 17, ст. 2310; N 27, ст.

3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591, 4594; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1651; N 43, ст.

5452; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 19, ст. 2336; N 26, ст. 3377; N 42, ст. 5615; N 43, ст.

5799; N 48, ст. 6640; 2015, N 1, ст. 9, 11, 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст.

79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4302, 4303, 4305, 4306; N 52, ст. 7494) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 1 после слов «зоны охраняемых объектов,» дополнить словами «приаэродромная территория,»;

2) статью 30 дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:

«7. Утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее — ограничения использования объектов недвижимости, установленные на приаэродромной территории).

8. Срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.»;

а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, публичные слушания не проводятся.»;

б) дополнить частью 7 1 следующего содержания:

«7 1 . В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется.»;

в) дополнить частями 8 2 и 8 3 следующего содержания:

«8 2 . Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о проведении публичных слушаний по такому проекту в соответствии с частью 11 настоящей статьи подлежит направлению в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

8 3 . Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в случае, если проект правил землепользования и застройки противоречит ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, не позднее чем по истечении десяти дней с даты поступления проекта правил землепользования и застройки направляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание о приведении проекта правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, которое подлежит обязательному исполнению при утверждении правил землепользования и застройки. Указанное предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.»;

г) часть 15 дополнить словами «, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется»;

а) в части 1 второе предложение дополнить словами «, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется»;

б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил. В случае, если установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации приаэродромная территория полностью или частично расположена в границах муниципального образования, орган местного самоуправления такого муниципального образования не позднее чем по истечении пяти дней с даты размещения утвержденных правил землепользования и застройки в федеральной государственной информационной системе территориального планирования уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о размещении указанных правил в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.»;

а) часть 2 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 ) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;»;

б) дополнить частью 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.»;

в) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Глава местной администрации после поступления от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предписания, указанного в пункте 1 1 части 2 настоящей статьи, обязан принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Предписание, указанное в пункте 1 1 части 2 настоящей статьи, может быть обжаловано главой местной администрации в суд.»;

6) статью 40 дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.»;

а) часть 3 дополнить словами «, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории»;

б) дополнить частями 12 1 и 12 2 следующего содержания:

«12 1 . Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

12 2 . Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» предписание о прекращении действия разрешения на строительство.»;

Читайте также:  Требования для строительства детских ту

в) часть 21 1 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 ) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;».

1. До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости. Опубликование указанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

2. До дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на 1 января 2016 года указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости. Указанные карты (схемы) подлежат согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия описания местоположения границ полос воздушных подходов на аэродромах, описания местоположения границ санитарно-защитных зон аэродромов и ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в таких границах установленным требованиям). Согласование указанных карт (схем) или отказ в их согласовании подлежит представлению в указанные федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проектов указанных карт (схем). В случае непредставления согласования указанных карт (схем) или непредставления отказа в их согласовании в установленный срок указанные карты (схемы) считаются согласованными. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проектов указанных карт (схем), утверждается Правительством Российской Федерации.

3. До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:

1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, — для аэродрома экспериментальной авиации;

2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, — для аэродрома государственной авиации;

3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), — для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

4. Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

5. По истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о приостановлении воздушных перевозок на аэродроме в случае, если по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не установлена соответствующая приаэродромная территория.

7. В отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

1) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат;

2) проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия данного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории, порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются эти ограничения), осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности. Согласование данного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации данного проекта решения. В случае непредставления согласования данного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок данный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании данного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации;

3) установление приаэродромной территории осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, содержащимися в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации или аэродрома экспериментальной авиации;

4) оператор аэродрома возмещает ущерб, причиненный гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев осуществления самовольной постройки, в связи с установлением ранее не установленных ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, в том числе при установлении приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей части. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат. В случае, если оператором аэродрома и оператором аэропорта, включающего в себя соответствующий аэродром, являются разные лица, распределение между ними размера этого ущерба, подлежащего возмещению, определяется соглашением между ними. В случае, если такое соглашение не заключено, данные оператор аэродрома и оператор аэропорта обязаны возместить этот ущерб солидарно;

5) ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории при установлении приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

6) за счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации возмещается ущерб, причиненный гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев осуществления самовольной постройки, в связи с установлением в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, если использование таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости было согласовано уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляли полномочия собственников соответствующих аэродромов.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 1-3, части 5, 6 и пункты 2 и 3 части 7 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Источник: rg.ru

Александр Никитин: требования к размещению объектов капитального строительства на приаэродромных территориях

ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

  • Аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы и вертодромы подразделяются на аэродромы (вертодромы) гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ.

По данным Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ на территории РТ расположены следующие объекты: аэропорт «Казань» (АО «Международный аэропорт Казань»), аэропорт «Бегишево» (Нижнекамск) (АО «Аэропорт «Бегишево»), аэропорт «Бугульма» (ООО «Аэропорт «Бугульма»), аэродром «Куркачи» (АНО «ЦАК РТ ДОСААФ России» и АО «Казанское Авиапредприятие»).

Аэродромы и вертодромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области оборонной промышленности. На территории РТ к аэродромам экспериментальной авиации относятся аэродром «Борисоглебское» (ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение») и аэродром «Юдино» (ОАО «Казанский вертолетный завод»).

Аэродромы также подразделяются на аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования.

Перечень аэродромов совместного базирования утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 № 1034-р. На территории РТ к аэродромам совместного базирования относятся аэропорт «Казань» и аэродром «Куркачи».

  • Аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов.
  • Объекты единой системы организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определен федеральными авиационными правилами (утв. приказом Минтранса России от 18.04.2005 № 31).
  • Наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;
  • Здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства.

ПРИАЭРОДРОМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду устанавливаются приаэродромные территории. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

  • первая подзона – запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
  • вторая подзона – запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
  • третья подзона – запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
  • четвертая подзона – запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
  • пятая подзона – запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
  • шестая подзона – запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
  • седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Читайте также:  Для чего используют стекловолокно в строительстве

Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством РФ.

13.11.jpg

ГРАНИЦЫ ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Правила установления приаэродромной территории, правила выделения на приаэродромной территории подзон, правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории, утверждены Постановлением Правительства РФ от 2.12.2017 № 1460.

Решение об установлении приаэродромной территории принимается:

а) в отношении аэродромов государственной авиации – Министерством обороны РФ;
б) в отношении аэродромов экспериментальной авиации – Министерством промышленности и торговли РФ;
в) в отношении аэродромов гражданской авиации – Федеральным агентством воздушного транспорта.

Выделение подзон приаэродромной территории осуществляется:

  • первая и вторая подзоны – по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанных подзонах, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей;
  • третья подзона – в границах полос воздушных подходов, установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»;
  • четвертая подзона – по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенным в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной (экспериментальной) авиации;
  • пятая подзона – по границам, установленным исходя из требований безопасности полетов и промышленной безопасности опасных производственных объектов с учетом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах;
  • шестая подзона – по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома;
  • седьмая подзона – по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: в части электромагнитного воздействия – границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенных в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации; в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия – типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.

13.11-1.jpg

ПРИАЭРОДРОМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Приаэродромные территории аэродромов гражданской авиации на территории Республики Татарстан в соответствии с положениями статьи 47 Воздушного кодекса РФ до настоящего времени не установлены.

Тем не менее по данным реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию для аэропорта «Казань» (АО «Международный аэропорт «Казань») разработан проект решения об установлении приаэродромной территории (седьмой подзоны) (получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 8.07.2019 № 16.11.11.000.Т.001465.07.19), а для аэропорта «Бегишево» разработан проект решения об установлении приаэродромной территории (получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 1.07.2019 № 16.11.11.000.Т.001404.07.19).

По проекту решения граница 7-й подзоны приаэродромной территории аэропорта «Казань» определена:

  • с севера – на расстоянии от 0 до 816 м от границы землеотвода в направлении с. Малые Кабаны и «Смарт-Сити Казань»;
  • с северо-востока – на расстоянии от 0 до 898 м от границы землеотвода в направлении с. Большие Кабаны;
  • с востока – на расстоянии от 0 до 612 м от границы землеотвода в направлении с. Сокуры;
  • с юго-востока – на расстоянии от 0 до 675 м от границы землеотвода в направлении рыбхоза с. Сокуры и с. Кирби;
  • с юга – на расстоянии от 0 до 1020 м от границы землеотвода в направлении с. Кирби;
  • с юго-запада – на расстоянии от 0 до 1020 м от границы землеотвода в направлении СНТ «Радист»;
  • с запада – на расстоянии от 0 до 734 м от границы землеотвода в направлении птицефабрики «Юбилейная»;
  • с северо-запада – на расстоянии от 0 до 1061 м от границы землеотвода в направлении с. Столбище и «Смарт-Сити Казань».

По проекту решения граница 7-й подзоны приаэродромной территории аэропорта «Бегишево» определена:

  • с северной, северо-западной, южной, юго-восточной, восточной сторон – на расстоянии 1500 м от границы территории аэропорта;
  • с северо-восточной стороны – 200–360 м от границы территории аэропорта до с/о «Дубрава»;
  • с юго-западной стороны – 280–370 м от границы территории аэропорта до н.п. Бакчасарай и 600 м от территории аэропорта до границы н.п. Бакчасарай;
  • с западной стороны – на расстоянии 300 м от границы территории аэропорта до жилых домов н.п. Никашновка.

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОГЛАСОВАНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

На период до установления приаэродромной территории частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» предусмотрено согласование размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов:

  • с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, – для аэродрома экспериментальной авиации;
  • с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, – для аэродрома государственной авиации;
  • с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), – для аэродрома гражданской авиации.

Данное согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, согласование размещения объекта капитального строительства (вне зависимости от назначения объекта – жилое здание, административное, складское, промышленное) на приаэродромных территориях возможно только после получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора.

13.11-2.jpg

ПОЛУЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НА ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224. Приказом Роспотребнадзора от 1.12.2017 № 1117 внесены изменения в Порядок в отношении выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на размещение объектов на приаэродромных территориях.

В целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения представляются следующие документы:

  • заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предусматривается размещение объекта (при наличии), и сведений о функциональном назначении объекта с указанием его основных технико-экономических параметров – предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности (при наличии);
  • градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение объекта, с информацией о расположении данного земельного участка (территории) в пределах границ приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах;
  • экспертное заключение о соответствии (не соответствии) размещения объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • в случае если санитарно-защитная зона аэродрома не установлена либо санитарно-защитная зона аэродрома установлена, но земельный участок, на котором предусматривается размещение объекта, не входит в границы данной зоны, к экспертному заключению прилагаются протоколы исследований (испытаний) качества атмосферного воздуха, уровней шума и электромагнитного излучения, выполненных аккредитованной организацией.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.

Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения объекта осуществляется Роспотребнадзором в срок, не превышающий 10 дней.

Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение объекта действует бессрочно.

Таким образом, застройщикам и техническим заказчикам на период до утверждения границ приаэродромных территорий до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства следует обратить внимание на получение сведений о нахождении объекта на приаэродромной территории, а также при необходимости согласовать размещение объекта с уполномоченными органами.

Источник: gosekspertiza.tatarstan.ru

Приаэродромная территория (ПАТ) – требования к размещению капитальных объектов и частных жилых домов с 1 июля 2021 года

1. Установление приаэродромных территорий – объективная необходимость

Обеспечение безопасности полётов воздушных судов, их взлёта и посадки – государственное требование. Оно, как аксиома, не требует доказательств и ни у кого не вызывает никаких сомнений.

Задача по реализации такого требования в современный период времени проработана в деталях. Одни из них связаны с формированием территорий аэродромов с учётом полос воздушных подходов самолётов к наземным гаваням. Да и взлетают «железные птицы» не вертикально из одной точки.

В любом случае для них требуется не только воздушное пространство, но и немалая земельная площадь, простирающаяся далеко за границы аэродрома.

Если же учесть негативные факторы:

  • вредные выбросы отработанного топлива в атмосферу самолётами на взлёте, маневрировании и посадке
  • воздействие:
  • радиоизлучения от наземных навигационных средств управления полётами
  • радиоизлучения от самолетных навигационных средств
  • шумового давления от работающих двигателей

то вопрос о том, должен или нет на приаэродромной территории действовать порядок, обеспечивающий безаварийность полётов, безопасность людей, проживающих или работающих в её пределах, имеет всем понятный логический ответ.

Этому вопросу, чрезвычайно важному во всех смыслах, государство уделяет серьёзное внимание:

  • Положение о приаэродромной территории (ПАТ) утверждено Правительством РФ (Постановление №1460 от 02.12.2017):
  • определяет особенности установления ПАТ, связанные с выполнением полётов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации
  • устанавливает правила выделения подзон на приаэродромной территории
  • устанавливает порядок разрешения разногласий при согласовании проекта ПАТ, возникающих между властями субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти

В соответствии с ВК РФ (пункт 1 статьи 47) размещение в районе аэродрома:

  • зданий и сооружений
  • линий связи, электропередач
  • радиотехнических объектов
  • других объектов, которые могут:
  • угрожать безопасности полётов воздушных судов
  • создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме

должно быть согласовано с авиационными властями и Роспотребнадзором.

Если же «расшифровать» приведённые сведения ВК РФ, то, получится внушительный список того, что нельзя делать на ПАТ без разрешения Росавиации:

  • строить любые здания и сооружения
  • размещать источники радиоизлучения и электролинии
  • проводить газо-нефте-продуктопроводы
  • размещать предприятия, способствующие массовому привлечению птиц
  • размещать вблизи наземных навигационных средств управления полётами:
  • котельные, заводы, способствующие ухудшению видимости в районе полетов самолётов
  • любые конструкции

Как бы то ни было, но законодательство периодически корректируется. В последнее время в нём изменились отдельные положения, которые прежде были причиной появления проблем, связанных, к примеру:

  • с застройкой ЗУ жилыми домами, другими капитальными объектами, расположенными на ПАТ
  • с трениями между региональными властями и авиационными ведомствами в определении границ ПАТ:
  • приаэродромные территории «накрывают» микрорайоны жилой застройки населённых пунктов, заблокировав в своих границах строительство нового жилья и объектов социальной инфраструктуры

Пример обновления законодательных норм – доработка ряда федеральных законов, выполненная на основе положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (№191-ФЗ от 11.06.2021).

Основными целями принятия данного закона стали:

  1. создание временно́го резерва (2021 – 2025 годы) для завершения процедуры по формированию границ ПАТ аэродромов/аэоропортов
  2. в период решения задачи по установлению ПАТ:
    • новое строительство в подзонах ПАТ
    • снятие административного барьера для оформления по «дачной амнистии» прав граждан на объекты «бытовой недвижимости», расположенные в границах ПАТ

    С даты вступления ФЗ №191 в силу – 1 июля 2021 года:

    • не требуется согласование с собственниками аэродромов нового строительства, реконструкции, размещения объектов, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора на ЗУ, предназначенных:
    • для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
    • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
    • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
    • для строительства гражданами гаражей для собственных нужд
    • у дачников и частников появился шанс поставить на кадастровый учёт жилые дома, бани, гаражи и прочую бытовую недвижимость – в упрощённом порядке, без согласования строительства с аэродромами/аэропортами и без получения санитарно-эпидемиологического заключения

    Положения закона о новой застройке в ПАТ без согласований и заключений не вечные. Определён срок их применения. Он связан со временем формирования зонального состава ПАТ в полном объёме.

    Рассмотрим, каким образом могут использоваться и застраиваться земельные участки, расположенные в границах ПАТ, какие изменения должны произойти с приаэродромными территориями, после которых «всё вернётся на круги своя».

    2. Особенности приаэродромной территории

    Задачи, решаемые при установлении ПАТ:

    1. обеспечение безопасности полётов воздушных судов
    2. перспективное развитие аэропорта
    3. исключение негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду

    В соответствии с Правилами установления ПАТ (Постановление Правительства РФ №1460 от 02.12.2017) решение о её утверждении принимается различными ведомствами:

    • Министерством обороны РФ – для аэродромов государственной авиации
    • Министерством промышленности и торговли РФ – для аэродромов экспериментальной авиации
    • Федеральным агентством воздушного транспорта – для аэродромов гражданской авиации

    Границы ПАТ определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов (ПВП) на земную или водную поверхность.

    Ранее ПАТ занимала территорию в радиусе 30 км. С 2017 года определение пределов ПАТ выполняется на основе расчётов. Соответственно, она может занимать меньшую площадь.

    К примеру, на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково):

    • размер внешней горизонтальной поверхности ограничения препятствий ПВП установлен в виде круга радиусом 20 км с центром в контрольной точке аэродрома (КТА)
    • в границы ПВП аэродрома Санкт-Петербург попадают город Санкт-Петербург и Ленинградская область

    При обосновании границ ПАТ учитываются:

    • требования к обеспечению безопасности полётов воздушных судов
    • результаты соответствующих расчётов:
    • расчёта рассеивания загрязнения атмосферного воздуха
    • расчёта физического воздействия на атмосферный воздух
    • расчёта оценки риска для здоровья человека

    ПАТ – одна из 28 зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Она должна отображаться в схеме территориального планирования субъектов РФ. Сведения об ограничениях в ПАТ подлежат внесению в ЕГРН.

    ПАТ устанавливается вокруг каждого аэропорта. На землях, входящих в границы приаэдромной территории, действует особый режим, ограничивающий их использование и застройку.

    В приаэродромной территории выполняется специальное «воздушно-градостроительное зонирование» в соответствии с требованиями ФЗ №191 и положениями статьи 47 ВК РФ:

    • в обязательном порядке выделяются 7 круговых подзон различной площади с полосой подхода самолётов
    • радиус подзон увеличивается по мере их удаления от центрального участка ПАТ – места обслуживания, руления, взлёта/посадки воздушных судов
    • внешние границы ПАТ совпадают с внешними границами самой крупной 7 подзоны, а до её установления – с внешними границами 6 подзоны
    • в каждой из подзон ПАТ устанавливаются особые условия использования/застройки земель и реконструкции уже возведённых объектов
    • 3, 4 и 7 подзоны разбиты еще на отдельные секторы, где установлены разные ограничения

    Подзоны ПАТ различаются по жёсткости ограничений строительства капитальных объектов:

    • зависит это от близости подзон к взлётным полосам: чем подзона ближе к ним, тем жёстче в ней ограничения
    • сведения об ограничениях для ЗУ, расположенных в ПАТ, фиксируются в Росреестре и отображаются в соответствующих картах и схемах градостроительного зонирования
    Читайте также:  Документация на строительство в рк

    Чтобы понять, какие ограничения ПАТ установлены для ЗУ, достаточно заказать выписку из ЕГРН или градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Если в этих документах будет указано, что ЗУ расположен в такой-то подзоне ПАТ, то согласование строительства с Росавиацией станет обязательным, как и получение заключения Роспотребнадзора.

    3. Подзоны приаэродромной территории

    Первая подзона ПАТ

    Устанавливается для размещения объектов, предназначенных:

    • для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок
    • для обеспечения взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов

    Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, обеспечивающих авиационную деятельность на аэродроме.

    Ограничения

    Запрещается размещать объекты, не соответствующих функциональному назначению подзоны.

    Вторая подзона ПАТ

    Выделяется для размещения:

    • объектов, относящихся к инфраструктуре аэропорта
    • объектов, предназначенных:
    • для обслуживания пассажиров
    • для обработки багажа, грузов и почты
    • для обслуживания воздушных судов
    • для хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов
    • для обеспечения энергоснабжения

    Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих аэропортовую и авиационную деятельность на аэродроме.

    Ограничения

    Запрет на размещение объектов, не соответствующих функциональному назначению подзоны.

    Третья подзона ПАТ

    Устанавливается в границах полос воздушных подходов.

    В пределах подзоны запрещается размещать объекты, высота которых превышает те ограничения, что установлены для ПАТ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В подзоне разрешается размещать капитальные объекты (в том числе жилые дома) – с соблюдением установленных ограничений по высоте строений.

    Ограничения

    В границах подзоны устанавливаются следующие ограничения:

    1. ограничение использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
      • запрещается размещать ОКС, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным федеральным органом при установлении соответствующей ПАТ
      • ограничения препятствий, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов
      • ограничения высоты, соответствующие поверхностям:
        • лётная полоса
        • переходная поверхность для взлётно-посадочной полосы (ВПП)
        • поверхность захода на посадку для ВПП
        • поверхность взлёта, с учетом информационной поверхности для ВПП
        • внутренняя горизонтальная поверхность для ВПП
        • коническая поверхность для ВПП
        • внешняя горизонтальная поверхность для ВПП

        Запрещается размещать объекты, функциональное назначение которых не требует их размещения вблизи ВПП, высота которых превышает:

        • поверхность захода на посадку
        • поверхность взлета
        • коническую поверхность
        • внутреннюю горизонтальную поверхность
        • переходную поверхность
        • внешнюю горизонтальную поверхность

        Для каждой из перечисленных поверхностей устанавливаются ограничения по абсолютной максимальной высоте размещаемого объекта.

        В случае, если ограничения в других подзонах, входящих в состав ПАТ аэродрома, устанавливают меньшую допустимую высоту, чем в 3 подзоне, то ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.

        Ограничения, устанавливаемые в 3 подзоне, не ограничивают размещение объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах.

        Приоритет у ограничений, требующих меньшую высоту застройки

        Четвертая подзона ПАТ

        Устанавливается по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи:

        • предназначенных для организации воздушного движения
        • расположенных вне 1 подзоны

        В составе 4 подзоны выделяются:

        1. территория, обеспечивающая в своих границах действие средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
        2. зона ограничения застройки, создаваемая с целью исключения индустриальных помех:
          • в этой зоне устанавливаются ограничения на размещение объектов, способных генерировать или отражать помехи, влияющие на сигналы средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
          • зона ограничения застройки по высоте, состоящая из отдельных замкнутых секторов:
            • в секторах устанавливается ограничительная высота размещаемых объектов, так как объекты, превышающие данную оградительную высоту, будут являться потенциальными источниками помех за счёт многопутевого распространения сигналов

            Ограничения

            В границах подзоны запрещается:

            • размещение объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи:
            • стационарные передающих радиотехнических объектов (ПРТО) с используемыми частотами, функциональное назначение которых не соответствует условиям использования полос радиочастот в РФ
            • ПРТО мощностью свыше 250 ВТ, не прошедших экспертизу на совместимость с действующими средствами РТОП и авиационной электросвязи аэродрома
            • ОКС
            • временных объектов
            • объектов инженерной подготовки
            • линейных объектов
            • размещение машин и механизмов
            • металлические мосты, электрифицированные железные дороги, проволочные ограждения, промышленные и другие крупные строения

            Ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.

            Допускается

            1. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не ограничивают размещение:

            • объектов, предназначенных для обслуживания аэродрома и/или)аэропорта
            • объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах

            2. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не применяются в отношении ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости, у которых:

            • параметры и характеристики застройки
            • использование

            не создают помех в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения.

            Пятая подзона ПАТ

            Устанавливается по границам опасных производственных объектов с учётом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах.

            Ограничения

            В границах зоны запрещается размещать:

            • производственные объекты 1–2 классов опасности, функционирование которых может повлиять на безопасность полётов воздушных судов
            • магистральные газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу

            Строительство ОКС и «бытовой недвижимости» возможно – с учётом установленных ограничений.

            Шестая подзона ПАТ

            Устанавливается по границам, удалённым на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА).

            Ограничения

            В границах подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц::

            • полигоны твёрдых коммунальных отходов
            • скотобойни
            • животноводческие фермы
            • скотомогильники
            • мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы
            • объекты сортировки мусора
            • объекты рыбных хозяйств

            Седьмая подзона ПАТ

            Седьмые подзоны в ПАТ занимают самые большие по площади территории. Без них размеры ПАТ были бы в несколько раз меньше.

            7 подзона ПАТ – шумовая. Она накладывает ограничения на большие территории, попадающие в её пределы.

            Цель создания 7 подзоны ПАТ – предотвращение негативного физического воздействия (несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям эквивалентного уровня звука, возникающего при полётах воздушных судов).

            Граница седьмой подзоны выделяется по совокупности:

            • шумового воздействия
            • химического воздействия
            • электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов (ПРТО)

            Границы подзоны определяются расчётным способом, учитывающим следующие факторы:

            • в части электромагнитного воздействия:
            • границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
            • типы используемых воздушных судов
            • траектории взлёта, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома
            • расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время)
            • рельеф местности
            • климатологические характеристики аэродрома

            Ограничения

            Ввиду ввиду превышения в 7 подзоне:

            • уровня шумового и электромагнитного воздействий
            • концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

            в ней запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей ПАТ с учётом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

            В границах подзоны не допускается использование ЗУ для размещения:

            • жилой застройки
            • объектов образовательного и медицинского назначения
            • спортивных сооружений открытого типа
            • организаций отдыха детей и их оздоровления
            • зон рекреационного назначения
            • зон для ведения садоводства

            Если химическое, физическое и/или биологическое воздействие объектов, в отношении которых установлены санитарно-защитные зоны, приводят к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, то размещение таких объектов в 7 подзоне запрещается:

            • объектов для производства и хранения лекарственных средств
            • объектов пищевых отраслей промышленности
            • оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции
            • комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды

            как и использования ЗУ в целях производства, хранения и переработки с/х продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

            4. Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ

            В границах установленной 7 подзоны ПАТ действует перечень ограничений использования ЗУ и объектов.

            По причине недопустимого негативного воздействия уровня шума в 7 подзоне на здоровья людей установленные в ней ограничения определяют запреты на строительство/реконструкцию ОКС, на эксплуатацию отдельных видов ОКС.

            Строительство капитальных объектов (в том числе «бытовой недвижимости») допускается при условии:

            • подтверждения Роспотребнадзором:
            • возможности применения мер по предупреждению и/или устранению негативного физического воздействия
            • приемлемых результатов оценки рисков для здоровья человека, проведённых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями

            С одним из примеров решения об установлении ПАТ аэродрома гражданской авиации со всеми 7 подзонами, действующими в них ограничениями, влияющими на использование. застройку ЗУ, реконструкцию объектов можно ознакомиться по ссылке.

            5. Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ

            К 2021 году приаэродромные территории в составе семи подзон установлены не для всех аэродромов. Не все из разработанных проектов ПАТ прошли процедуру согласования с федеральными и местными органами власти.

            ПАТ признаётся установленной (утверждённой) до 1 июля 2021 года – в случаях выделения в её границах:

            • шести подзон (с 1 по 6)
            • семи подзон (с 1 по 7)

            Если аэродромы введены в эксплуатацию до 1 июля 2021 года и до этой даты в их ПАТ не была выделена 7 подзона, то она подлежит установлению до 1 января 2025 года (пункт 1_1, пункт 8 статьи 4 ФЗ №191).

            Если в ПАТ выделены (установлены) с 1 по 6 подзоны, то до момента установления 7 подзоны:

            • застройка и использование ЗУ, расположенных в пределах 6 подзоны может проводиться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (пункт 5.5 статьи 47 ВК РФ)
            • застройка частными жилыми домами и использование ЗУ для ЛПХ, ИЖС, садоводства, строительства частных гаражей, расположенных в пределах неустановленной 7 подзоны, может выполняться без согласования с авиационными властями и без заключения Роспотребнадзора:
            • данное законодательное послабление предоставляет гражданам возможность зарегистрировать свою бытовую недвижимость по «дачной амнистии» (в упрощённом порядке), а властям – увеличить шанс на пополнение казны за счёт налоговых платежей
            • возможно, что с 01.07.2021 согласование и санитарно-эпидемиолгическое заключение не потребуются

            Дата 01.01.2025 – срок, после которого использование ЗУ, строительство частных жилых домов, реконструкция уже возведённых объектов «бытовой недвижимости», расположенных в пределах 7 подзоны ПАТ, потребует согласования с аэропортами и получения санэпидемзаключения.

            Примечание

            Согласование на размещение объекта строительства в приаэродромной территорию проводят:

            • по аэродромам гражданской авиации – Управление Росавиации соответствующего округа или оператор аэродрома
            • по военным аэродромам – командование воинских частей (аэродромов)
            • по аэродромам экспериментальной авиации – штурман аэродрома

            6. Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ

            Ограничения, установленные в 7 подзоне ПАТ, не применяются в случаях:

            1. права граждан или юридических лиц на ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости возникли до дня установления 7 подзоны
            2. разрешение на строительство (РНС) объектов недвижимости получено до установления подзоны
            3. строительство объектов, для которых не требуется РНС, застройка началась до установления 7 подзоны

            Для указанных случаев возмещение убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением 7 подзоны ПАТ не предусмотрено (пункт 13 статьи 3 ФЗ №191).

            В соответствии с положениями закона ФЗ №191, уделившим особое внимание требованиям к формированию 7 подзоны ПАТ, исключено большинство видов негативного воздействия, превышение показателей по которым служит основанием для запрещения размещения ОКС.

            На этой основе в ВК РФ (пункт 3.2 статьи 47) были внесены уточнения:

            • использования ЗУ, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов ОКС в 7 подзоне ПАТ, будет определяться с учётом возможности применения мер по предупреждению/устранению негативного физического воздействия
            • расчёт оценки рисков для здоровья человека будет устанавливаться/проводиться Роспотребнадзором в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями

            В отношении формирования 7 подзоны ПАТ положения ФЗ №191 отрегулировали порядок согласования границ приаэродромной территории и её подзон:

            • уточнён порядок проведения общественных/публичных слушаний по установлению границ подзоны
            • расширены возможности участников общественных и публичных слушаний:
            • участники имеют право вносить в адрес организатора слушаний предложения и замечания в форме электронного документа – в период размещения экспозиции, проекта ПАТ, информационных материалов к проекту (соответствует требованиям ГрК РФ (пункт 10 статьи 5.1)
            • в том числе в границах ПАТ аэродромов, введённых в эксплуатацию до дня вступления в силу закона

            7. Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях

            В заключительной части ФЗ №191 изложено положение о конкретных случаях запрета на снос зданий, сооружений, не соответствующих ограничениям, установленным в подзонах ПАТ.

            Запрет действует в ситуациях, при которых объекты:

            • были созданы до установления подзон ПАТ
            • расположены на ЗУ, предназначенных:
            • для индивидуального жилищного строительства
            • для ведения ЛПХ
            • для ведения садоводства для собственных нужд
            • для размещения гаража для собственных нужд
            • правовому режиму земель
            • виду разрешённого использования соответствующего ЗУ

            Исключения

            На самовольные постройки данная гарантия не распространяется.

            Запрет на снос строений не применяется в отношении следующих объектов:

            • по которым принято решение о сносе самовольной постройки
            • по которым не отменено ранее принятое решение о сносе самовольной постройки или приведении строения в соответствие с установленными требованиям:
            • в связи с несоответствием строений обязательным требованиям к количеству этажей и/или)высоте объекта

            Возмещение убытков

            Убытки, причинённые гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям при ограничении их прав на ЗУ и/или расположенные на них объекты недвижимости, возникшие по причине:

            • увеличения количества взлётно-посадочных полос аэродрома
            • реконструкции существующих взлётно-посадочных полос аэродрома

            в связи с установленными на ПАТ ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности подлежат возмещению в соответствии:

            1. с земельным законодательством (пункт 5.1 статьи 47 ВК РФ)
            2. с ВК РФ (пункт 8 статьи 47)

            Условие возмещения убытков – утверждённые мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлётно-посадочных полос аэродрома, в следующих материалах:

            1. в документах территориального планирования РФ
            2. в документации по планировке территории

            Приаэродромная территория, включая 7 подзону ПАТ, устанавливается с учётом таких строительства, реконструкции.

            Резюме о строительстве жилых домов в подзонах ПАТ

            1. Строительство жилых домов в границах установленных подзон ПАТ:

            • запрещается категорически в 1 и 2 подзонах
            • допускается в 3, 4, 5, 6, 7 подзонах:
            • с ограничениями
            • при условии получения положительного заключения Роспотребнадзора (выдаётся в течение 30 дней с даты поступления заявления)
            • при условии согласования с руководством аэропорта

            2. Владельцы «бытовой недвижимости» (жилых и садовых домов, гаражей, погребов, бань, других хозяйственных построек), расположенной в границах ПАТ, смогут зарегистрировать права на неё по механизму «дачной амнистии».

            До момента установления 7 подзоны ПАТ строительство объектов в этой подзоне разрешено:

            • без проведения согласований с авиационными властями
            • без получения санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора

            Основная часть частных жилых домов попадает именно в 7 подзону ПАТ. Ранее, из-за сложности согласования с Росавиацией, регистрация дома, расположенного на ЗУ в этой подзоне, оставалась без финала. Отмена согласования строительства значительно упрощает оформление объектов, расположенных на ЗУ с разрешённым использованием:

            • ИЖС
            • ЛПХ
            • для ведения садоводства для собственных нужд
            • для строительства гаража для собственных нужд

            3. Строительство «бытовой недвижимости» без согласований и заключений можно вести до 1 января 2025 года. Срок соответствует дате завершения процедур по установлению 7 подзоны ПАТ аэродромов/аэропортов, определённой ФЗ №191.

            4. После установления ПАТ при использовании ЗУ и для возведения новых объектов недвижимости будет необходимо:

            • соблюдать ограничения, установленными для каждой из подзон ПАТ
            • проводить согласование с аэропортами и получать санэпидемзаключение

            5. Установлен запрет на снос зданий и сооружений на участках ИЖС, ЛПХ, для садоводства, построенных до установления ПАТ, у которых параметры не соответствуют введённым ограничениям.

            6. Существует возможность возмещения убытков граждан, юридических лиц и публично-правовых образований при строительстве сооружений аэродрома:

            Источник: www.zemvopros.ru

            Рейтинг
            Загрузка ...