Подборка наиболее важных документов по вопросу Тротуар как объект недвижимости нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Минэкономразвития России от 06.07.2017 N Д23и-3986 «О разделе линейного сооружения»
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно порядка раздела линейного сооружения — автомобильной дороги без осуществления фактических строительных работ по разделу такого объекта в пределах компетенции, сообщает следующее.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) и иные нормативные правовые акты не содержат положений, регламентирующих порядок раздела объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог (в отличие от порядка раздела земельных участков, в отношении которых кроме того установлены требования к образуемым земельным участкам).
Вместе с тем, до законодательного урегулирования правового механизма раздела объектов капитального строительства в целях обеспечения осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении образованных сооружений в результате раздела иного сооружения Департамент недвижимости полагает возможным руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Таким образом, само по себе наличие в составе вещи составных частей не свидетельствует о том, что такая вещь является делимой.
На основании вышеизложенного проведение кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, образованных в результате раздела автомобильной дороги, допускается только в случае, если такая автомобильная дорога является делимой вещью. Кроме того, в результате преобразования исходного объекта образовываются объекты того же вида, что и исходный объект, то есть в результате раздела автомобильной дороги могут быть образованы только автомобильные дороги.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ при образовании объектов недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности — технического плана.
Как предусмотрено статьей 24 Закона N 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 — 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 данной статьи.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Таким образом, в случае, если раздел автомобильной дороги не требует проведения ее реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования автомобильной дороги (грузоподъемность, мощность), что и подлежащая разделу автомобильная дорога, по мнению Департамента недвижимости, отсутствует необходимость подготовки и предоставления какого-либо из документов, предусмотренных частью 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ.
На основании вышеизложенного:
в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при разделе автомобильной дороги, не связанном с ее реконструкцией, в результате которого образуется несколько автомобильных дорог, соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником (органом, осуществляющим полномочия собственника) объекта недвижимости — автомобильной дороги, раздел которой осуществлен;
приложениями к техническому плану должны являться решение уполномоченного органа о разделе автомобильной дороги и документы, подготовленные данным органом, подтверждающие, что раздел автомобильной дороги не осуществлялся в результате реконструкции;
государственный кадастровый учет и государственная регистрация в отношении образуемых автомобильных дорог осуществляются на основании заявления собственника автомобильной дороги (органа, осуществляющего полномочия собственника).
В отношении необходимости предоставления выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог (далее — ЕГРАД) считаем необходимым отметить, что в соответствии с Правилами формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденными приказом Минтранса России от 20 мая 2009 г. N 80, в указанный реестр вносятся в том числе сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги, ей протяженности.
В этой связи при подготовке технического плана для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые автомобильные дороги могут быть представлены выписки из ЕГРАД, реквизиты выписки указываются в разделе «Исходные данные», и копия выписки включается в состав приложения технического плана.
Относительно подготовки технического плана сооружений, образуемых в результате раздела автомобильной дороги, учтенной в кадастровом округе «Общероссийский», в результате которого каждая автомобильная дорога будет расположена в пределах разных субъектов Российской Федерации, сообщаем, что в силу части 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Исходя из пункта 17 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 953 от 18 декабря 2015 г. (далее — Требования):
при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, технический план оформляется в виде одного документа;
количество разделов технического плана «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке», «Чертеж контура объекта недвижимости» должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 218-ФЗ для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2016 г. N 142 случаях используется единая государственная система координат.
Сведения о системе координат, использованной при подготовке технического плана, указываются в разделе технического плана «Исходные данные» (пункт 28 Требований N 953).
Однако Требованиями не предусмотрено включение в состав технического плана, оформляемого в отношении сооружений, образуемых в результате раздела линейного сооружения, учтенного в кадастровом округе «Общероссийский», каждое из которых расположено в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, нескольких разделов «Исходные данные» (либо нескольких реквизитов «2» указанного раздела) по количеству образуемых объектов недвижимости, каждый из которых содержал бы сведения о системе координат соответствующего кадастрового округа.
В этой связи полагаем целесообразным указание в реквизите «2» раздела «Исходные данные» последовательно сведений о системах координат и пунктах геодезической сети, использованных при подготовке технического плана образуемых сооружений, с указанием в строке «Система координат» данного раздела технического плана учетного номера и наименования соответствующего кадастрового округа.
Дополнительно сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и регистрации прав на них в настоящее время Минэкономразвития России осуществляется разработка проекта федерального закона, предусматривающего нормативное правовое регулирование порядка образования новых объектов недвижимости из существующего объекта недвижимого имущества путем раздела, объединения и выдела объектов.
Виды объектов капитального строительства приведены в Приложении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87. Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды: — Объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов … Тротуар должен отличаться от дороги? По СНиП высота тротуара 15 см а там всего 3 см, так я нарушил или нет . Читать 1 ответ юристов.
Тротуар как объект недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Тротуар как объект недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Тротуар как объект недвижимости
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 374 «Объект налогообложения» главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о необоснованной квалификации ряда основных средств (системы электроснабжения тепловой электростанции, градирни, дизель-генераторной установки, дробилки, дымовой трубы, ленточной сушилки, ленточного конвейера, оборудования участка промежуточного хранения и подачи топлива, разгрузочного конвейера, системы управления ТЭС, энергоблока, бака аварийного слива и др.) в качестве движимого имущества для целей налогообложения. Суд признал доначисление налога на имущество незаконным, указав, что спорные объекты были приобретены налогоплательщиком как движимое имущество, приняты к учету после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств, формируют производственные линии и ТЭС, в соответствии с ОКОФ ОК 013-94 (действовавшим на момент принятия объектов к учету) предназначены для производства готовой продукции, относятся к такому виду объектов основных средств, как машины и оборудование. Суд указал, что налоговый орган не предоставил доказательств того, что налогоплательщик осуществил инвестиции в улучшение объектов недвижимости, а не в приобретение оборудования. В отношении других объектов (внутриплощадочных и технологических дорог и проездов, тротуара, проезда из железобетонных плит, канализации бытовой, канализации ливневой, канализации напорной, сетей водоснабжения, канализационно-насосной станции, очистных сооружений, площадки с бетонным покрытием, электросетей, сетей наружного освещения, пожарного проезда, контейнерной площадки) суд отметил, что площадки и замощения, подъездные пути, тротуары относятся к вспомогательным элементам сооружений, они не обладают самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшают полезные свойства земельного участка, на котором они находятся, объекты инфраструктуры располагаются на всем земельном участке и могут быть демонтированы без ущерба зданиям и земельным участкам.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 374 «Объект налогообложения» главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») Суд, исследовав материалы дела, указал, что площадки и замощения, подъездные пути, тротуары относятся к вспомогательным элементам сооружений, они не обладают самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшают полезные свойства земельного участка, на котором они находятся. Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для проезда и стоянки автотранспорта не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое или бетонное покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Материалы, из которых изготовлено покрытие (асфальт, бетон, щебень, бордюры), при их переносе не теряют качества, необходимые для их дальнейшего использования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Тротуар как объект недвижимости
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости Суд установил, что сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191 представляет из себя: проезжую часть площадью 4937 квадратных метров, тротуары площадью 249 квадратных метров, площадки площадью 596 квадратных метров, газоны площадью 2304 квадратных метров (кадастровый паспорт от 10.09.2015 N 33/202/15-297489).
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
(«Налоги и финансовое право», 2020, N 10) Площадки, дороги, тротуары, имеющие монолитную неразборную структуру (например, асфальтированные, забетонированные), признаются Обществом объектами недвижимого имущества для целей налогообложения.
Нормативные акты: Тротуар как объект недвижимости
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 30.12.2021, с изм. от 14.07.2022)
«О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) 9) подготовка документации по планировке территории, строительство и (или) реконструкция в границах такой территории объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник, и объектов транспортной инфраструктуры (дорог, тротуаров, велосипедных дорожек) в случае безвозмездной передачи объектов транспортной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в иных случаях, не указанных в пунктах 6 — 8 настоящей части, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 14.03.2022)
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» 9) подготовка документации по планировке территории, строительство и (или) реконструкция в границах такой территории объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник, и объектов транспортной инфраструктуры (дорог, тротуаров, велосипедных дорожек) в случае безвозмездной передачи объектов транспортной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в иных случаях, не указанных в пунктах 6 — 8 настоящей части, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона, а также подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства и (или) реконструкции указанных объектов;
14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства , в том числе его частей; 15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования
Являются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары? ‘По материалам юридич
Есть вопрос. Являются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары?
Ответы на вопрос:
Это все зависит от того каким образом они строились и что скажет эксперт исхоядя из конструкции этих объектов (ст. 79 ГПК РФ).
Ни дорога, ни тротуар объектами капитального строительства не являются.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Но, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости. Он включает отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдачу в эксплуатацию. Согласно позиции судов вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
Виды объектов капитального строительства приведены в Приложении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87. Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды:
— Объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
— Объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
— Линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Значит, возведенный объект капитального строительства , скорее всего, будет признан объектом недвижимости, чего нельзя сказать о некапитальных постройках. Ведь у них нет безусловного признака недвижимости – прочной и неразрывной связи с землей. Объект капитального строительства = недвижимость? Несмотря на то, что высшие суды не раз говорили о недопустимости приравнивания понятий « объект капитального строительства » и « объект недвижимости», есть и вполне обоснованная альтернативная позиция. Например, в делах о самовольных постройках. Суть в следующем: самовольной постройкой может быть признано только недвижимое имущество.
- https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-06072017-n-d23i-3986-otnositelno-porjadka/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/trotuar_kak_obekt_nedvizhimosti/
- https://www.9111.ru/questions/14111893/