Участие в строительстве бама

Содержание

Во время плановой рабочей поездки на Дальний Восток, в Приамурье и Восточный военный округ заместитель Министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Витальевич Булгаков проверил ход строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали военными железнодорожниками. Он также принял участие в церемонии открытия двух модульных городков, которые оперативно возвели его подчиненные.

Напомним, строительство второй ветки БАМа – задача особой государственной важности. Ее поставил военным глава государства Владимир Владимирович Путин.

Причин обратиться к грандиозной стройке прошлого века несколько. С точки зрения экономики Транссиб уже, по сути, не справляется с нынешним объемом грузоперевозок. За последние годы транзит экспортно-импортных перевозок с запада на восток существенно возрос. Здесь уже приступили к освоению ранее открытых залежей полезных ископаемых, которые будут отгружать в дальневосточные порты.

Кроме того, следует учитывать и военный аспект. По долгу службы автору приходилось бывать в тех местах. И хочется отметить, что на север Забайкалья и Дальнего Востока только по «железке» и можно добраться. Поэтому проблему строительства второй железнодорожной ветки надо решать, причем в короткие сроки.

Более тысячи единиц техники переправили через Зейское водохранилище для строительства БАМа

Весь цикл работ по плану правительства должны закончить через 3–4 года. Превращать БАМ в долгострой никто не собирается. Тогда возникает вопрос: какими силами и средствами? Ведь БАМ – сложнейший для строительства объект, поскольку здесь не только суровый климат, но и весьма непростая геология. Горные хребты разрезают более десятка крупных рек.

Для их преодоления необходимо навести четыре временные паромные переправы через реки Дугду, Нору и Селемджу. На Зейском водохранилище эти работы уже завершены. Результат стóит усилий: восточный участок магистрали создаст новые рабочие места в регионе и даст новый импульс развитию экономики нашей страны.

Паромная переправа через реку

СПРАВОЧНО:

Паром через Селемджу

Более 100 военнослужащих и 40 ед. военной техники соединения материально-технического обеспечения Восточного военного округа, дислоцированного в Приамурье, обеспечивают работу паромной переправы через реку Селемджу в районе города Февральск Амурской области. Ширина русла водоема в месте паромной переправы составляет около 180 м, а при половодье река может разливаться до 450 м.

В конце мая военнослужащие совершили 300-километровый марш из пункта постоянной дислокации в указанный район. Для обеспечения жизни и быта военнослужащих были развернуты полевой палаточный лагерь, банно-прачечный комбинат, столовая.

Созданная паромная переправа обеспечивает переправу различной техники и грузов массой до 80 т. Она организована при помощи секций понтонно-мостового парка, буксируемых специальными катерами БМК-150. Команды ПМП и экипажи буксирных катеров потренировались, чтобы быстро и слаженно работать при сборке секций ПМП, погрузке на него различных видов техники и выполнении переправы в различных погодных и гидрологических условиях.

Краткая история БАМа: дорога смерти

Предполагается, что паромная переправа на реке Селемдже в районе города Февральска будет работать до окончания реконструкции БАМа.

Кому же возводить? Былого энтузиазма, который колоколом поднимал десятки тысяч «молодых сердец» и манил их «туманом и запахом тайги», давно и в помине нет. Ныне все довольно прагматично и конкретно: «давай длинный рубль». Предлагались разные варианты. В прессе даже высказывались «экзотические» – привезти заключенных, чтобы не только рукавицы и халаты шили.

Оставим это предложение без комментариев.

Одна надежда остается – на армию. Во времена СССР в строительстве БАМа принимали участие два корпуса военных железнодорожников. В Чегдомыне и Тынде были развернуты штабы объединений. Десятки батальонов работали на линии. С 1974 по 1989 год ими было с нуля сооружено 1227 мостов и переходов, уложено около 1,5 тыс. км главного железнодорожного пути – это почти треть БАМа!

Словом, военным не привыкать к трудностям этой стройки. Теперь масштабы поменьше. Многие объекты предстоит модернизировать, обновить. И все же.

По словам заместителя Министра обороны РФ генерала армии Дмитрия Булгакова, участок строительства второго пути Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в Приамурье, порученный железнодорожным войскам, является очень сложным. 340 км – сплошные топи и болота. Рядом нет ни одной дороги. Вот такие условия.

Как сообщили офицеры Железнодорожных войск, в настоящее время состав группировки Минобороны РФ – более 1,8 тыс. военнослужащих и 1,2 тыс. единиц техники. К месту строительства площадок доставлена современная тяжелая, высокопроизводительная техника. На сегодняшний день современными карьерными экскаваторами, самосвалами КамАЗ-65222 и бульдозерами ГСТ-12 из карьеров выработано и вывезено на площадки более 30 тыс. т грунта.

Задача государственной важности

В конце прошлого года Правительством РФ были одобрены параметры финансового плана и инвестиционные программы компании ОАО «РЖД» на 2021–2023 годы объемом более 2 трлн руб. Согласно документу, в 2021 году планируется завершение мероприятий первого этапа развития железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке проекта Восточного полигона – БАМа и Транссиба.

Компания «РЖД» подписала контракт с военным ведомством на работы по строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2) на перегоне Улак – Февральск в Амурской области.

«Стоимость работ оценивается в 2,5–3 млрд руб. на 2021–2023 годы. Участие военнослужащих поможет решить проблему дефицита кадров и подрядных организаций, которые существуют на Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралях», – рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса Андрей Макаров.

Работы на БАМ-2 – часть программы модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба (они составляют так называемый Восточный полигон). Этот проект предполагает троекратное увеличение провозной способности железных дорог к морским портам и пограничным переходам Дальнего Востока.

Почему ОАО «РЖД» выбрало подрядчиком Железнодорожные войска? Тому есть несколько веских причин.

«У военных железнодорожников есть высококвалифицированные специалисты, собственная техника. Материалами их снабдят подрядчики РЖД, поэтому сумма контракта будет включать только исполнение строительных работ военными. Платежи за выполненные работы пойдут на счет Минобороны в Федеральном казначействе, – пояснил заместитель генерального директора ОАО «РЖД». – Работать военные железнодорожники будут по тем же расценкам, что и гражданские подрядчики, – оплата производится в соответствии со сметой и проектной документацией. Военным предстоит работа на 19 объектах на участке в 340 км».

По оценкам финансистов, на строительство и реконструкцию Восточного полигона в этом году выделено почти в 2 раза больше средств, чем в 2020-м, а именно 134 млрд руб. Чтобы выполнить расширенный план работ, нужно привлечь на стройку около 15 тыс. чел., но компания столкнулась с дефицитом трудовых ресурсов.

РЖД привлекает местные подрядные организации и уже проверенных подрядчиков из других регионов, в том числе из Москвы. Их недостаточно, а новые подрядчики ехать на Дальний Восток и в Сибирь даже за «длинным рублем» не очень хотят. Объясняют это трудностью логистики: стройматериалов на месте нет, их приходится завозить, тяжелые условия для работы. Это не олимпийские объекты в Сочи.

А военные согласились. Им не впервой и к трудностям не привыкать.

Привлечение к работам военных предполагает обоюдную выгоду: гражданские заказчики получают конечный продукт и дополнительную производственную силу, а люди в погонах проводят учения в условиях, максимально приближенных к реальности. Стоит напомнить, что сотрудничество на стройках с военными железнодорожниками не так давно самым лучшим образом зарекомендовало себя на линии Журавка – Миллерово между Воронежем и Ростовом-на-Дону, когда строили обходные пути с Украиной.

Отсыпка площадок для развертывания блочных модульных городков

Условия полевые, не без комфорта…

Читайте также:  Что такое вахтовый метод работы в строительстве

Мобильные хлебозаводы, прачечные комбинаты и передвижные бани. Военные железнодорожники развертывают модульные городки на площадках у бамовских станций. Им предстоит прожить здесь ближайшие несколько лет, пока будет идти расширение магистрали.

По словам главы Верхнезейска Анастасии Кравчук, люди в погонах оперативно согласовали вопросы землеотвода под инженерные коммуникации, дороги. Сейчас ведутся подготовительные работы для начала строительства. На условия проживания и питания бойцы не жалуются. Кухня сытная, с дополнительным пайком в виде выпечки и мяса. Хлеб пекут здесь же – в полях, на собственных мини-пекарнях.

«Нами созданы хорошие бытовые условия для личного состава. О людях позаботились. Так, развернуты банно-прачечные комплексы, полевые пункты питания, хлебозаводы, – рассказал начальник железнодорожных войск ВВО генерал-майор Андрей Козлов. – После трудного рабочего дня – баня. Раздевалка и само помещение для помывки одномоментно вмещает до восьми человек.

Начинка современная, смонтированы душевые сетки, вода из которых подается дозированно, нажатием. А пока бойцы моются, их одежда стирается автоматически. Ручной труд в полевом лагере в этом деле не используют».

Установка вагончиков для бытовых нужд

Стройка даст оценку новациям

Новая техника для сурового климата БАМа проходит государственные испытания на Урале. Военные изобретатели под руководством офицеров Главного управления боевой подготовки вместе с представителями предприятия ОПК создали надежные машины большей производительности для строительства новой ветки Байкало-Амурской магистрали.

Представим себе такую картинку госиспытаний: в подвешенном состоянии на участке ОТК новый бульдозер БС-1-12 проходит первый этап. Следующая – ближе к земле уже на полигоне. Многотонная машина забирается на рыхлые отвалы под углом 35 градусов и спускается с них. После теста ходовой части – проверка производительности.

По предложению военных изобретателей конструкцию отвала бульдозера, которому предстоит строить вторую ветку БАМа, существенно доработали. По сравнению с гражданскими аналогами, увеличена его площадь, а по краям появились характерные клыки. Главный инструмент машины может одновременно работать с несколькими типами грунта. За несколько дней испытаний бульдозер вырыл котлован длиной 100 м. Этого вполне достаточно, чтобы оценить производительные возможности новой машины.

Впереди она имеет так называемые клыки отвала, сзади – рыхлитель. На трех точках опоры тележка бульдозера БС-1-12 поднимается на полметра над землей. Благодаря новой функции на практике, в поле, экстренный ремонт машины можно производить без помощи мощных домкратов.

Чтобы выполнить требования Железнодорожных войск, предприятию из Челябинска пришлось полностью пересмотреть производственный цикл. Внедрена уникальная роботизированная линия сварки крупных корпусов – рамы, тележки для бульдозеров и путеукладчиков сделаны исключительно из российских комплектующих. В машинах для Минобороны РФ все – от двигателя до рычагов управления в кабине оператора – отечественного производства. На предприятии подчеркивают, что военная приемка – главный катализатор качественного развития завода.

Директор предприятия-изготовителя Евгений Горелый сказал, что с представителями Минобороны РФ и военной приемки пройден серьезный цикл подготовки. Четко соблюдены соответствие конструкторской документации, технологических процессов, требования по качеству на всех этапах производства. И, что очень важно, на этапе конечной продукции, плюс требование к ресурсным испытаниям.

СПРАВОЧНО:

«Аурига» и «Снарк» – надежная связь

Качественную связь для работы паромной переправы на участке строительства Байкало-Амурской магистрали обеспечивают военнослужащие Восточного военного округа.

Колонна специальной техники совершила марш на расстояние более 300 км в район города Февральска. Здесь были проведены высокоскоростные защищенные линии передачи данных и видеосвязи. Связь организована с применением новейшей мобильной спутниковой аппаратуры «Аурига» и «Снарк». По мнению специалистов, применение этих средств обеспечивает высокую мобильность, устойчивость, а также защищенность от воздействия систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) условного противника.

Линии связи, организованные для обеспечения бесперебойной работы паромной переправы, будут функционировать до окончания строительных работ по модернизации БАМа.

Военные изобретатели полностью переработали концепцию гражданской строительной техники для нужд железнодорожных войск. Некоторые системы, которые на испытаниях не справились с армейскими нагрузками, были заменены на принципиально иные – инновационные. Так, в БС-1-12 появилась новая, единая система охлаждения – гидравлики, двигателя и кабины оператора.

Начальник отдела НИИЦ специальной техники Железнодорожных войск Анатолий Шалин подчеркивает, что на заводе по достоинству оценили преимущества новой системы и стали внедрять ее и в гражданскую продукцию.

На строительство новой ветки БАМа отправится несколько разработок военных инженеров-железнодорожников и уральских машиностроителей. Кроме бульдозера, это путеукладчик ПБ-5 и тягач-дозировщик ТТД-3. Основа – тележка – у всех одна. Унификация поможет решить вопросы ремонта, что важно в непроходимой тайге. К тому же не нужно тратить время на переподготовку операторов.

Новый путеукладчик за 10-часовую смену способен проложить 2 км железнодорожного полотна. В зависимости от рельефа и технического задания он может повернуть путь вправо или влево.

Уже к осени и конструкторы, и военные железнодорожники решат новую сложную задачу – представят опытный образец колесного погрузчика.

В режиме реального времени выполнение работ контролирует начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Иванович Косенков. На месте строительства установлены камеры видеонаблюдения. Они в онлайн-режиме транслируют картинку с объектов за тысячи километров от Москвы. Словом, все организовано на высоком технологическом уровне.

Источник: mto.ric.mil.ru

БАМ (Байкало-Амурская магистраль)

Объемы перевозок грузов в восточном направлении будут расти, в том числе за счет расширения пропускной способности.

Служащие ВВО выполнили 90% работ на участке строительства БАМа-2

Служащие железнодорожной бригады Восточного военного округа (ВВО) завершают основные земляные работы на одном из участков строительства второго пути Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2). Об этом в субботу, 6 августа, сообщает Министерство обороны РФ.

Соцобъекты и дома отремонтируют в Тынде к празднованию 50-летия БАМа

В городе Тында Амурской области к празднованию 50-летия Байкало-Амурской магистрали (БАМа) отремонтируют школы, больницы, жилые дома и дороги. Подготовку к юбилею обсудили на заседании оргкомитета.

Строительство второго пути началось на участке БАМа Пурикан – Тында

На участке Пурикан – Тында Дальневосточной железной дороги стартовало обустройство вторых путей. Эта линия связывает Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали (БАМ), сообщает ИА PriamurMedia со ссылкой на региональной правительство.

Участок БАМа на Дальнем Востоке расширят

На Дальневосточной железной дороге на участке БАМа Пурикан – Тында начали строить вторые пути. Линия связывает Транссиб и БАМ. Работы проводятся в рамках инвестиционной программы по развитию инфраструктуры Восточного полигона.

Как по рельсам: для РЖД упростят добычу природных ресурсов

Почему власти планируют отменить аукционы на право пользования недрами при строительстве железных дорог.

Источники рассказали о двух новых вариантах расширения БАМа и Транссиба

Холдинг «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») разработал предварительную конфигурацию третьей очереди расширения Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (Транссиб, так называемый Восточный полигон), которая состоит из двух новых вариантов.

Путин позитивно оценил проект для разгрузки Транссиба

Строительство участка Северного широтного хода, благодаря которому можно будет выйти в незамерзающую часть Баренцева моря и разгрузить Транссибирскую магистраль (Транссиб), является хорошим проектом, и над ним надо работать.

Путин встретился с губернатором Амурской области Орловым

Путин встретился с губернатором Амурской области Орловым

Пропускную способность Восточного полигона увеличат до 240 млн т

Пропускную способность Восточного полигона увеличат до 240 млн т

В России открыли новый тоннель на Байкало-Амурской магистрали

В России открыли новый тоннель на Байкало-Амурской магистрали

Второй Байкальский тоннель. Справка

Второй Байкальский тоннель. Справка

Путин поручил следить за ценами на сырье для строительства БАМа и Транссиба

Президент России Владимир Путин поручил правительству страны следить за ценами на основные материалы, которые используются для строительства Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (Транссиб).

Шойгу рассказал о начале реконструкции восточной ветки БАМа

Министр обороны РФ Сергей Шойгу в четверг, 12 августа, дал старт реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Путин дал старт железнодорожному движению по второму Байкальскому тоннелю

Президент России Владимир Путин в среду, 28 июля, по видеосвязи дал старт железнодорожному движению по второму Байкальскому тоннелю, который соединил два региона — Иркутскую область и Бурятию.

Путин примет участие в запуске движения по второму Байкальскому тоннелю

Президент России Владимир Путин в среду, 28 июля, в режиме видеоконференции примет участие в запуске железнодорожного движения по второму Байкальскому тоннелю. Об этом во вторник, 27 июля, сообщили в пресс-службе Кремля.

Время романтики: чем удивляет путешествие по БАМу

Время романтики: чем удивляет путешествие по БАМу

Наставили на путь: как военные строители готовятся к реконструкции БАМа

Минобороны планирует задействовать 1,8 тыс. человек для реконструкции БАМа

Минобороны России намерено задействовать 1,8 тыс. человек для реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) в Амурской области. Об этом в среду, 30 июня, сообщает ТАСС со ссылкой на военное ведомство.

Осужденные из Хабаровского края будут работать на строительстве БАМа

Осужденные к принудительным работам в Хабаровском крае будут задействованы в строительстве второй линии Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

РЖД заявила о планах привлечь деньги ФНБ на проект по вывозу угля из Якутии

Компания «Российские железные дороги» (РЖД) рассчитывает, что получит четверть стоимости Якутского кластера из Фонда национального благосостояния (ФНБ) под низкий процент.

  • О компании
  • Редакция
  • Пресс-центр
  • Реклама
  • Новости о нас
  • Пользовательское соглашение
  • Охрана труда
Читайте также:  Возврат налогов при кредите на строительство

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Министерства цифрового коммуникаций Российской Федерации.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Источник: iz.ru

На достройку БАМа железнодорожные войска собрали со всей России

миноороны, шойгу, бам, реконструкция, восточная ветка, ждв, студенческие отряды

Военным предстоит решать на БАМе гражданские задачи. Фото с сайта www.mil.ru

Министр обороны РФ Сергей Шойгу в Верхнезейске (Амурская область) дал старт началу нового этапа реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ) от Улака до Февральска протяженностью 340 км. В отличие от советского периода, когда БАМ был объявлен всенародной стройкой, сейчас достраивать «магистраль века» по поручению президента страны Владимира Путина будут исключительно железнодорожные войска (ЖДВ) России и студенты военных учебных центров (ВУЦ), обучающиеся по военным специальностям ЖДВ, из гражданских транспортных вузов страны.

Студенческие отряды – это хорошее подспорье для подразделений ЖДВ. Правда, учащиеся вузов будут работать на БАМе скорее всего вахтовым методом, поскольку эта деятельность для них определена как стажировка. А это значит, что основная нагрузка будет лежать на железнодорожных войсках. Задача тут для них обозначена больше не военная, а гражданская. «Помимо того что железная дорога является стратегическим объектом, конкретно этот отрезок (от Улака до Февральска. – «НГ») имеет важнейшее значение для экономики страны в целом», – отметил Сергей Шойгу и пояснил, что использование всего потенциала северо-восточной ветки позволит увеличить транспортные возможности Восточной Сибири, пропускную способность магистрали и объем транзитных перевозок. В связи с этим Россия сможет расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как заявил на днях начальник Главного управления ЖДВ генерал-лейтенант Олег Косенков, выполнять задачу на строительстве второго пути на участке БАМа «будет личный состав подразделений механизации, мостовых и путевых батальонов 7-й (Комсомольск-на-Амуре), 50-й (Свободный), 5-й (Абакан), 43-й (Екатеринбург), 48-й (Омск) и 34-й (Рыбное, Рязанская область) отдельных железнодорожных бригад Восточного, Центрального и Западного военных округов». Эти силы, доставленные из разных уголков РФ в апреле–июне 2021 года военными эшелонами в Восточную Сибирь, составляют почти 70% всех ЖДВ, имеющихся в составе тыла ВС РФ. Работать они должны ювелирно, поскольку, по сообщению Минобороны, «второй путь БАМа будет прокладываться в 8 м от первого без прекращения движения поездов».

По признанию заместителя министра обороны РФ генерала армии Дмитрия Булгакова, железнодорожные войска на строительстве второй ветки БАМа являются первопроходцами. «Это самый плохой участок, который есть на БАМе, самый сложный, по топям и болотам. Ни одной дороги рядом нет», – рассказывал он журналистам в ходе рабочей поездки на БАМ в июне 2021 года. Это было не жалобой, а скорее констатацией факта и определением значимости ЖДВ в нынешнем периоде, связанном с реконструкцией БАМа.

До приезда Шойгу на БАМ Булгаков уже организовал там строительство шести блочно-модульных городков для комфортного быта военнослужащих, которые уже заселены. И подразделения ЖДВ уже приступили к выполнению поставленных задач.

Сергей Шойгу сообщил, что «группировка сил и средств, развернутая в полном составе на БАМе, составляет 1038 человек и 693 единицы вооружения и военной техники». Студенты в эту численность, конечно, не входят. Но для них, судя по информации СМИ, подготовлены места для проживания, а также определенный шанцевый инструмент (кирки, лопаты и т.п.). Шойгу на церемонии закладки памятного камня но случаю начала реконструкции БАМа сказал о том, что студенты «помимо навыков работы в команде получают уникальный опыт реализации крупнейшего инфраструктурного проекта страны». Отметим, успешная стажировка и окончание ВУЦ сулят выпускнику транспортного вуза получение офицерских или сержантских погон и более широкие возможности по трудоустройству, в том числе военной службы в ЖДВ.

Судя по оценкам руководства Минобороны, подразделения ЖДВ и студенческие отряды работают ударно. По данным военного ведомства, в районе строительства вторых путей «наведены четыре технологические паромные переправы, через которые уже перевезено свыше 2 тыс. единиц техники. В настоящее время от лесонасаждений очищена полоса протяженностью 14,8 км». Но это только начало работы.

По информации генерала Косенкова, «предстоит в кратчайшие сроки выполнить до 5 млн куб. м земляных работ, уложить 105 км верхнего строения пути, смонтировать 104 комплекта стрелочных переводов, реконструировать 27 водопропускных труб». Всего же за три с половиной года, которые отведены для ЖДВ на строительство на БАМе второго пути, планируется сдать 19 объектов: 2 – в следующем году, 12 – в 2023-м и 5 – в 2024-м, рассказал о планах министр обороны, отметив при этом комфортные условия, созданные военным железнодорожникам для проживания и труда.

«Нет никаких сомнений, что армия на БАМе справится с поставленными задачами, – сказал «НГ» военный эксперт полковник Николай Шульгин. – Строительство стратегических объектов, путей, железных дорог – это все компетенция военно-строительного комплекса (ВСК) и ЖДВ, которые по штату входят в состав Российской армии. Вряд ли можно говорить о том, что они тут выполняют несвойственные им функции. Исторически в России так сложилось, что военные строители и ЖДВ выполняли и самые важные народно-хозяйственные задачи. То же самое они сейчас делают и на БАМе».

Источник: www.ng.ru

Всесоюзная ударная стройка: секреты «общественного призыва»

Советский плакат

В 1970-е годы перед правительством СССР встала задача обеспечения строительства БАМа рабочей силой. Если в 1930-х годах подобные проблемы решались с помощью ГУЛАГа, то на этот раз руководство страны пошло иным путём, объединив в рамках продуманной и системной работы моральные и материальные стимулы.

Проектно-изыскательские работы на БАМе после долгого перерыва были возобновлены в 1967 году. Проектирование приходилось проводить практически с чистого листа: с 1930-х годов изменились и природные, и технические условия: на смену паровозам пришли локомотивы на тепловой и электрической тяге. Стройка началась в самом начале 1970-х годов, в марте 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев назвал её «важнейшей стройкой IX пятилетки», а уже в апреле 1974 года прямо на XVII съезде ВЛКСМ, где БАМ объявили всесоюзной комсомольской стройкой, был создан первый комсомольский отряд из 600 молодых строителей. Официальным началом строительства принято считать постановление ЦК КПСС от 8 июля 1974 года, согласно которому в течение 10 лет на БАМе должно было быть построено более четырёх тысяч километров путей.

Даёшь БАМ — магистраль века!

Поезд с добровольцами

Статья «От Байкала до Амура», опубликованная в газете «Правда» летом 1974 года, начала массовую агитационную работу, которая не прекращалась до окончания строительства.

Советская марка

Всесоюзное внимание к стройке приносило свои плоды. Названия станций — Тында, Ургал, Кичера — знала вся страна. О БАМе слагались песни, снимались фильмы, лица героев стройки не сходили с газетных полос.

В отделения ВЛКСМ поступали десятки тысяч заявлений от желающих получить «комсомольскую путёвку»: юноши и девушки перечисляли свои навыки и умения, упоминали своих родителей или дедов, работавших на всесоюзных стройках. Пионеры и школьники участвовали в акции «БАМу — пионерские рельсы» и отправляли строителям магистрали посылки с проникновенными письмами, книгами и тёплыми вещами. Многие ехали на БАМ «зайцами», без путёвок, мальчишки сбегали из дома, чтобы стать строителями магистрали века.

Советский плакат

«Помню, в 1975 году вызывает меня начальник штаба. Вот сидят шесть девушек, приехали из Ивано-Франковска. Знаете кто они? Кондитеры! Без путевки, безо всего, сбежали на БАМ. Я говорю, что у меня бригада каменщиков, а это девчата. Что будем делать? Но приказ есть приказ, пришлось их взять. Организовали учебный пункт, начали обучать тех, у кого не было специальности.

И вот в нашей бригаде девушка получила четвертый разряд каменщика и два ордена — это кроме медали за БАМ», — рассказал в интервью «Комсомольской правде» руководитель одного из первых отрядов комсомольцев Владимир Мучицын.

Надо сказать, что работа по привлечению на БАМ рабочей силы велась по всем направлениям, среди которых идеологическое/патриотическое было далеко не единственным.

Советская спичечная этикетка

Так, по распределению на стройку направлялись тысячи выпускников вузов, училищ и техникумов. К строительству привлекались военнослужащие строительных и железнодорожных войск. Молодым специалистам, которых приглашали на БАМ добровольно, обещали социальные и материальные льготы.

Читайте также:  Как получить ипотеку в ВТБ на строительство дома

В первый же год среди строителей БАМа было больше половины приехавших на стройку «по общественному призыву». Одновременно на БАМе работало от 100 до 150 тысяч человек, всего за 15 лет в строительстве поучаствовали около двух миллионов советских граждан.

Обеспечение необходимой квалификации

Советский плакат

Руководство страны понимало, что на одном энтузиазме далеко не уедешь: стройке были нужны квалифицированные кадры. Для этого по инициативе ЦК ВЛКСМ комсомольские путёвки на БАМ получали, в первую очередь, квалифицированные рабочие с других советских строек или сотрудники промышленных предприятий. Добровольцев, которые хотели работать на БАМе, но ничего не умели, сначала направляли на местные ударные стройки, где они могли набрать необходимый опыт и продемонстрировать свои «деловые и моральные качества». С теми же, кто попадал на стройку, не имея нужных навыков, после работы более опытные товарищи занимались на месте: люди обучались, сдавали на разряды. Было немало случаев, когда из неподготовленных энтузиастов вырастали полноценные уважаемые строители, Герои Социалистического Труда.

Советский плакат

Для того, чтобы на строительстве в кратчайший срок складывались трудовые коллективы, на БАМ направляли старших товарищей комсомольцев — коммунистов, задачей которых было сплочение молодых строителей вокруг себя.

Опытным транспортным строителям и инженерам, без которых стройка не могла развиваться, предлагались весьма заманчивые условия. При заключении трёхлетнего контракта им по возвращении гарантировалась должность не ниже прежней, сохранялась квартира по прежнему месту жительства. Впрочем, настоящих специалистов на стройку привлекали и профессиональные амбиции. «Я понял, что пройти мимо такого шанса не могу. Сформировать трест с нуля, а это шесть тысяч человек, принять участие в строительстве железной дороги длиной свыше 3000 км в экстремальных условиях для профессионала — дело всей жизни», — рассказал в интервью «Комсомольской правде» главный инженер строительства моста через Лену Валерий Шмидт, проработавший на БАМе два десятилетия.

Не только «за туманом»

Амурская правда, 1976 год. На БАМе пополнение! Галина Свирид родила тройню

Можно сколько угодно злословить по поводу идеологической накачки и обманутых молодых строителях с затуманенным пропагандой сознанием. В перестроечные годы появилась даже шутка о том, что аббревиатура «БАМ» расшифровывается как «Брежнев Абманывает Молодёжь». Однако по прошествии нескольких десятилетий бывшие строители БАМа в многочисленных интервью вспоминают о проведённых на строительстве магистрали годах с удовольствием и ностальгией. На БАМе была особая атмосфера, была очевидна значимость труда, его важность для развития страны. Кроме того, люди были уверены в своём будущем — не боялись играть свадьбы и рожать детей, поскольку одновременно с магистралью строилось жильё, школы и детские сады.

Строители БАМа были очень хорошо обеспечены материально. «Северный» коэффициент» был увеличен до 0,7 при стандартных 0,3-0,4. Заработная плата ежегодно повышалась на 10% в течение пяти лет. Строителям полагался ежегодный 45-дневный отпуск и дни, необходимые для проезда к месту отдыха. Раз в год можно было бесплатно проехать на поезде, раз в три года — на самолёте.

О товарном и продуктовом обеспечении бамовцев ходили легенды: товары, относившиеся на «Большой земле» к разряду дефицитных, здесь никого не удивляли. Тушёнка и свежее мясо, сливочное масло и сгущёнка, крупы, кофе, чай. Работники «стройки века» круглый год могли купить вьетнамские огурцы и помидоры, среди зимы можно было попробовать даже арбуз или ананас. Многие даже отсылали почтой продуктовые посылки своим родным. Не было дефицита одежды и обуви, продавались редкие грампластинки и книги, которые в то время тоже были дефицитом.

Кроме того, за три года можно было в рассрочку получить автомобиль (машин тогда в продаже практически не было, не говоря уже об их цене).

Медаль за строительство БАМа

Заботились руководители стройки и о досуге бамовцев, и об их боевом настрое. Для строителей устраивались спартакиады, едва ли не еженедельно к ним приезжали артисты: на БАМе была Алла Пугачёва, а популярный в то время Дин Рид четырежды посетил стройку.

Конечно, подобные меры помогли обеспечить приток желающих работать на БАМе. Но тех, кто заработал за три года машину и уехал после этого домой, среди бамовцев было не очень много: даже те, кто целенаправленно приехал за льготами и деньгами, в итоге втягивались, привязывались, проникались духом всенародной стройки, обрастали семьями и друзьями — и оставались надолго.

Людей, приехавших на БАМ «из-под палки», на стройке не было. Выражаясь современным языком, мотивация строителей магистрали крепилась на двух основных факторах: возможности заработать и осознания важности и нужности своего труда, возможности увидеть его результаты.

Комментарий profiok.com

Советский плакат

Происходящее на нынешней «стройке века», космодроме Восточный, выглядит как не слишком удачная попытка повторить опыт БАМа по привлечению молодёжи. Однако времена изменились: пропаганда не работает, система подготовки кадров развалена, а периодические призывы к заселению «умного города» Циолковский или началу демографического бума воспринимаются молодёжью скептически и с юмором. Да и как можно загореться желанием участвовать в гигантской стройке «по зову сердца», если руководители столь значимого для страны проекта никак не могут наладить регулярную выплату зарплат штатным рабочим, а в новостных лентах снова и снова появляются сообщения о возбуждении очередных уголовных дел?

Репортаж студента с Восточного, июль-2015

Сейчас на всероссийской студенческой стройке работают более тысячи студентов-стройотрядовцев. Спецстрой как организатор движения обеспечивает молодёжь бесплатным трёхразовым горячим питанием и спецодеждой, трудоустраивает их в соответствии с требованиями ТК.

Для студентов предусмотрены спортивные и культурно-массовые мероприятия (уставшие от непривычного физического труда ребята иногда пишут в соцсетях, что нет никакого желания участвовать после рабочего дня в соревнованиях КВН или конкурсе по украшению комнаты). Студенты учатся укладывать асфальт, скачут на дискотеке, делают эффектные селфи на фоне футуристических котлованов и арматуры. и мечтают уехать. «Многие соскучились по дому, по близким, по вузу и даже по самым тягостным парам и сессиям. Многие соскучились по домашней еде, по телевизору и по другим мелочам, которые не ценишь в обыденной жизни», — этот рассказ участника стройки,опубликованный на сайте МАИ, разумеется, заканчивается обнадёживающе, мол, стройка века, выдержим, куда деваться. Конечно, выдержат — до окончания второго этапа всероссийской студенческой стройки остаётся меньше месяца. Только вот приедут ли снова?

Героем БАМа в общественном сознании был обычный рабочий, «утюжащий топи болот». Героем строительства Восточного почему-то упорно делают Дмитрия Рогозина, регулярно рапортующего о завершении очередного этапа и ликвидации очередного обнаруженного безобразия.

Советский плакат

«Надеюсь, что и Президент России, и Председатель Правительства обязательно посетят эту стройку до конца года. И думаю, это дополнительная ответственность, которая ложится на плечи строителей», — сказал вице-премьер в ходе недавней контрольной поездки на космодром. Неясно только, готовы ли к такой ответственности рабочие, не уверенные, что их работа будет оплачена.

Советский плакат

Впрочем, проблема отсутствия системного подхода существует не только на Восточном. В Сибири вводится Богучанская ГЭС, строится алюминиевый завод, появляются комбинаты. Вот и высокотехнологичные рабочие места!

Только хорошо бы к созданию рабочих мест присовокупить строительство жилья. Не надо возить рабочих, пусть даже комфортабельным транспортом, за 60 км до рабочего места. Каким бы «шоколадным» оно ни было, после смены человек должен иметь человеческие условия тоже. Дайте человеку жить по-человечески!

Создатели рабочих мест ворчат: «Мы им работу, а они капризничают ещё». Да, перевелись Корчагины. Иная реальность, другие люди — и с этим придётся считаться.

Человек ленив по природе, иначе он не изобрёл бы машин, облегчающих ручной труд. Если ему понятно, что никогда он не заработает на покупку жилья, достойную жизнь себе и своим детям качественным, профессиональным выполнением обязанностей на скромном рабочем месте, он предпочтёт вообще не шевелиться. Что, собственно, и происходит.

Вот и будут в России работать за харчи пришлые люди, которым ещё хуже и которым на Россию с её проблемами наплевать. Очень немногие приезжают в нашу страну с желанием обустроить её экономику на благо российских граждан. О чём им беспокоиться? Дурной пример российских аборигенов заразителен. А ведь всего-то нужно — дать людям возможность уважать себя.

Тогда и кадры появятся.

P.S. На днях Министерство Юстиции России утвердило приказ Минтруда «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, имеющих право на приём в гражданство РФ в упрощённом порядке». Перечень содержит 74 профессии, большинство из которых составляют инженерные, рабочие и медицинские специальности: врачи, акушеры, медицинские сёстры, провизоры, фармацевты, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики, математики, монтажники, сварщики, слесари, токари, электрики, электромонтёры и т.д. Для получения гражданства претендентам нужно будет подтвердить постоянное проживание в России и трёхлетний опыт работы по профессии. Видимо, Минтруд даже не надеется на появление в России собственных квалифицированных кадров.

Источник: ruskline.ru

Рейтинг
Загрузка ...