кафедра региональной и муниципальной экономики Российского государственного профессионально-педагогического университета (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас); директор ООО «Гранд-Екатеринбург» Т. С. Коптеева
Научный редактор – д-р экон. наук, проф. А. М. Платонов
К68 Ценообразование и сметное нормирование в строительстве: учебное пособие / М. А. Королева. – 2-е изд., доп. и перераб. –
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 263, [1] с. ISBN
В учебном пособии отражены изменения и дополнения к нормативным и методическим документам, сметным нормам и расценкам, внесенным за период 2007–2013 гг., систематизированы теоретические и практические вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Приведены характеристика системы сметных норм и цен, новые подходы к сметному нормированию в ценах на строительную продукцию, правила определения объемов основных видов строительных работ, рассмотрены состав и порядок составления сметной документации, методы разработки и применения договорных цен.
157 Паскина М.В. Основные этапы реформы ценообразования в строительстве. Определение стоимости
Пособие может быть полезно студентам, слушателям профессиональной переподготовки, а также практическим работникам и руководителям высшего и среднего уровней управления в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
и переработка, 2014
Глава 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ .
1.1. Состояние и проблемы ценообразования в строительстве .
1.2. Классификация строительной продукции.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ .
2.1. Состав и группировка затрат сметной стоимости строительства.
2.2. Задачи и общие положения сметного нормирования в строительстве.
Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ .
3.1. Укрупненные сметные нормативы.
3.2. Государственные элементные сметные нормы.
3.3. Единичные расценки на строительные работы.
3.4. Сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции .
3.5. Сметные цены на оплату труда рабочих .
3.6. Сметные цены на эксплуатацию строительных машин
и автотранспортных средств.
3.7. Накладные расходы.
3.8. Сметная прибыль.
3.9. Сметные нормы на временные здания и сооружения при производстве
строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
3.10. Сметные нормы дополнительных затрат при производстве
строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее
Глава 4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
4.1. Методы определения сметной стоимости строительства.
4.2. Локальные сметы на строительные работы.
4.3. Особенности составления локальных смет на ремонтно-
4.4. Порядок определения стоимости оборудования, мебели и инвентаря .
4.5. Определение сметной стоимости монтажных работ.
4.6. Определение сметной стоимости пусконаладочных работ.
Паскина М.В. Основы ценообразования и сметного дела
Глава 5. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТНОГО СМЕТНОГО
РАСЧЕТА (ОБЪЕКТНОЙ СМЕТЫ) .
Глава 6. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СВОДНОГО СМЕТНОГО
РАСЧЕТА СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА .
6.2. Состав и порядок формирования стоимости по главам сводного
6.3.Резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Глава 7. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА
Приложение 1. Перечень сборников государственных элементных сметных
Приложение 2. Рекомендуемые коэффициенты к сметным расценкам
для учета условий производства работ.
Приложение 3. Укрупненные нормативы накладных расходов по основным
Приложение 4. Рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам
строительных и монтажных работ.
Приложение 5. Сметные нормы затрат на строительство титульных
временных зданий и сооружений .
Приложение 6. Сметные нормы дополнительных затрат при производстве
СМР в зимнее время.
Решение проблем повышения эффективности инвестиционностроительной деятельности в России является чрезвычайно актуальной задачей в современных условиях. С переходом отечественной экономики к рыночным отношениям значительно возросла роль эффективных механизмов оценки стоимости инвестиционных проектов. По мере развития этих отношений инвесторы, застройщики, заказчики, а главное, будущие собственники недвижимости придают все большее внимание точности и достоверности сметных расчетов для более объективного формирования инвесторских смет и договорных цен с подрядными строительными организациями и поставщиками материальнотехнических ресурсов. Произошли изменения в необходимости и порядке проведения сметных расчетов на предынвестиционной и предпроектной стадиях, а также ранних стадиях проектирования, роль которых значительно возросла. Показатели стоимости строительства служат основой для расчета эффективности строительного производства и инвестиционных проектов в целом.
К числу первоочередных организационно-экономических задач снижения затрат на разработку и реализацию инвестиционностроительных проектов относятся формирование современной сметной нормативной базы ценообразования в соответствии с требованиями рыночной экономики и соблюдение единого методического подхода к определению сметной стоимости строительства с учетом передовой технологии, современных материалов, конструктивных и архитектурно-планировочных решений.
Особенности ценообразования в строительстве определяют необходимость разработки и постоянной актуализации системы сметного нормирования в строительстве.
Ее основные задачи:
1) разработка и постоянное пополнение с учетом новых проектных решений и технологий полного набора современных сметных норм и нормативов (элементных и укрупненных) по всем отраслям и регионам, включая:
объективно необходимые затраты в натуральных показателях (человеко-часы, машино-часы, потребность в материальных
ресурсах) на выполнение всех возможных элементных видов работ;
объективно необходимые затраты в натуральных показателях на создание единицы мощности строительной продукции по объектам-представителям;
2) разработка системы мониторинга текущих цен на основные виды ресурсов по отраслям, регионам и предприятиям;
3) создание достаточно точных механизмов прогнозных сметных расчетов при определении стоимости строительства на предпроектной стадии, в составе обоснования инвестиций, базисного проекта (конкурсной документации заказчика) и конкурсных предложений подрядчиков и, как следствие, совершенствование технологии формирования договорных цен.
Без правильного решения проблемы ценообразования и установления обоснованных цен нельзя устранить многие недостатки в планировании производства, осуществить внутрипроизводственный хозрасчет, усилить экономическое стимулирование, обеспечить условия для рентабельной работы строительных организаций и в конечном итоге повышение эффективности капитальных вложений.
Предлагаемое учебное пособие актуально в связи с тем, что сметное ценообразование и нормирование в строительстве в настоящее время находится на стадииреформирования.
В учебном пособии кратко изложены теоретические основы ценообразования в строительстве и его особенности, приведена методическая и нормативная база определения стоимости строительной продукции. Подробно рассмотрен состав сметной стоимости строительно-монтажных работ, порядок составления всех видов сметной документации. В пособии отражены изменения и дополнения к нормативным и методическим документам, сметным нормам и расценкам,внесенным за период 2007–2013 годов.
Глава 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1. Состояние и проблемы ценообразования
Строительная продукция – полностью завершенные строительством и подготовленные к производственному функционированию и оказанию услуг предприятия, здания, сооружения и объекты социального назначения.
Строительная продукция обладает технико-экономическими особенностями, которые влияют на систему ценообразования. К ним относятся:
территориальная закрепленность строительной продукции, что соответственно предполагает учет различных природноклиматических, градостроительных и других условий строительства объектов;
высокий уровень материалоемкости, определяющий необходимость мониторинга текущих цен на материальные ресурсы и оптимизации выбора их поставщиков;
многообразие строительной продукции, изготовляемой на «заказ», который определяется проектом. В свою очередь через проекты должны реализоваться научно-технические достижения, передовой опыт, принципиально новые виды техники и технологии, дающие высокий экономический и социальный эффект;
значительная продолжительность жизненного цикла, усложняющая систему ценообразования и вызывающая необходимость оптимизации цены в зависимости от эффекта и сроков реализации проекта;
воздействие атмосферно-климатических факторов в условиях круглогодичного ведения работ на открытом воздухе и больших площадях;
использование при строительстве различных типов объектов многообразных технологий строительства и широкой номенклатуры материально-технических ресурсов, влияющих на значительные масштабы нормативной базы ценообразования, не имеющей аналогов ни в одной отрасли материального производства.
Уровень сметного нормирования и состояние нормативноинформационной базы сметного ценообразования оказывают значительное влияние на положение дел в инвестиционностроительной сфере.
В мировой практике цена любой продукции включает в себя себестоимость продукции, прибыль, прочие затраты. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет свои специфические особенности и отличается от системы разработки цен в других отраслях экономики. В строительстве устанавливаются, можно сказать, не сами цены, а преимущественно нормативы, на основании которых определяется цена объекта строительства.
Цены являются одним из основных экономических рычагов, оказывающих воздействие на производственную деятельность строительных предприятий. В строительстве сметная стоимость является основой планирования и осуществления капитальных вложений, подрядных работ, учета и отчетности, расчетов за выполненные работы между заказчиками и подрядными организациями.
Обоснование цены является одним из важнейших вопросов при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении предприятий и сооружений, а также продвижении (продаже) на рынке самой строительной продукции или выпускаемой на созданных основных фондах продукции (услуг).
Государственная ценовая политика в строительстве должна базироваться на основных принципах: во-первых, объективно необходимых затратах на строительство, во-вторых, определенных правилах расчета и оптимизации цен с учетом спроса и предложений на рынке.
Следует отметить основные факторы, влияющие на стоимость строительства.
1) рост цен на ресурсы, применяемые в строительстве (10–20 % в год);
2) изменение законодательства (5–10 % в год);
3) задержка начала строительства вследствие административных барьеров и несвоевременного финансирования (5–10 % в год).
1) наличие возможностей для принятия субъективных решений, влияющих на стоимость строительства, в том числе:
Источник: studfile.net
Введение
Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действовавшая до 1991 г., базировалась на фиксированных, неизменных в течение длительного периода времени (от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости, составляющих основу цены строительной продукции. В условиях жесткой централизации планирования и управления экономикой она была направлена, прежде всего, на сохранение стабильного уровня цен и очень слабо реагировала на изменение ценовых факторов. Эти изменения доводились до строительно-монтажных организаций в директивном порядке через финансовые планы подрядных министерств и ведомств. Такой порядок определения стоимости приводил к серьезным искажениям в оценке результатов производственно-финансовой деятельности непосредственных производителей строительной продукции.
С переходом экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это в первую очередь связано с тем, что произошло изменение формы собственности практически всех участников многоинвестиционного процесса, коренным образом изменилась структура источников финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками на основе договорных цен на конкурентной основе. Кроме того, с переходом на рыночные отношения в стоимости строительной продукции появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: плата за землю, затраты на получение сходных данных, оплата услуг федеральных и региональных центров ценообразования, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации и т. д.
Цена строительной продукции стала результатом договора между заказчиком и подрядчиком, следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, предметом купли и продажи.
Вместе с тем, свобода ценообразования вовсе не означает вседозволенности в установлении цен. В начальной фазе перехода к рынку появились “теории” о том, что при рыночных отношениях сметы вообще не будут нужны. Рынок и только рынок, соотношение спроса и предложения будут определять цену строительной продукции. Таков был аргумент сторонников так называемого рыночного подхода.
Имела ли под собой достаточно твердую почву такая аргументация? В большинстве своем строители работают на заказ. Возведение объекта, будь то жилой дом или иные сооружения, а, следовательно, и его стоимость и расчеты за него должны определиться по смете и только по смете. Только после того, когда заказчик вступит в права владельца и в силу коммерческих или иных причин захочет продать свою собственность, стоимость ее будет определяться рыночным путем, с учетом спроса и предложения.
Именно в этом состоит суть различий понятий сметной стоимости и рыночной стоимости первичного и вторичного рынка.
Ценообразование – это причинно обусловленный процесс, предполагающий свои правила и порядок, при которых нельзя ориентироваться только на рыночную конъюнктуру с ее непредсказуемостью. В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», регламентирующим началом взаимоотношения заказчика и подрядчика, является договор подряда, который определяет цену строительной продукции и способы ее установления. Исходя из этого, основной задачей системы ценообразования в строительстве является обеспечение полного набора сметных нормативов и условий их применения для формирования договорных цен на строительную продукцию, их экономической оптимизации и государственного регулирования через отдельные виды ресурсов.
Нормативы и методические регулирование процессом ценообразования осуществляется в настоящее время Министерством регионального развития РФ и его Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Все большую роль в методическом и нормативном обеспечении ценообразования в строительстве играют региональные центры по ценообразованию в строительстве, координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию и др. С 2003–2004 гг. в строительстве действует по сути дела, новая сметно-нормативная база 2001 г., в которой с 2004 г. обновились, по существу, все основные методические документы по ценообразованию в строительстве.
В этой связи в учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы ценообразования в соответствии с условиями становления рыночных отношений, изложенных в свете действующих нормативных документов и законодательных актов Российской Федерации., приводятся практические примеры расчета сметной документации различными методами, даются разъяснения и методическое обеспечение, связанное с подготовкой сметной документации, согласования цен и тарифов, договорной цены на строительную продукцию.
Наряду с подготовкой работников экономических специальностей и менеджмента данное пособие может быть использовано студентами технических специальностей строительной отрасли. Пособие может быть использовано практическими работниками, занимающимися вопросами сметного ценообразования и сметного нормирования, проектированием организаций строительства и отдельных видов строительно-монтажных работ.
Глава 1. Состав и структура сметного ценообразования и сметного нормирования
1.1. Цена как экономическая категория рынка
В условиях рыночных отношений перед предприятиями и организациями в качестве одной из основных проблем встает проблема определения цены на свои товары, работы и услуги. Цена находит свое отражение практически во всех сторонах деятельности предприятия, определяя структуру и объем производства, движение материальных и финансовых потоков, массу прибыли и рентабельность производства. Выбранная в этой связи ценовая политика оказывает всестороннее воздействие на процесс и результаты функционирования предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке.
Суть ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на свою продукцию такие цены и так варьировать ими в зависимости от складывающийся ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Цена для предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием ценового продвижения товаров на рынок и их реализации.
Исторически сложилось так, что цены устанавливались в результате переговоров (договорные цены) между продавцом (изготовителем) и покупателем (потребителем). Следует отметить, что цена была решающим фактором, определяющим выбор покупателя. Однако на покупательском выборе в последнее время кроме фактора дешевизны все более энергичнее стали отражаться другие ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг и т. д.
Механизм цен, ценообразование и ценовая политика – это очень сложный и тонкий инструмент рынка. В этой связи можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования.
1. Классический – наиболее известнаязатратная теорияценообразования (Смит, Риккардо, Маркс и др.). Стоимость товара в ней представлена овеществленным в нем трудом товаропроизводителей, т. е. стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена здесь формируется из средних затрат производителей, выпускающих данные товары. Недостаток этой модели является недооценка рыночного спроса.
2. Теория предельной полезности (Вальрас, Паретто, Самуэльсон и др.). Основой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для потребителя. Главная трудность здесь – количественное измерение полезности, методы ее учета.
3. Теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.). Основоположник этой теории Маршаллрассматривал спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности. Кроме того, данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменением спроса.
Следует отметить, что цена – это сложная экономическая категория, в которой сфокусированы практически все экономические отношения в обществе. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения, цена – это денежное выражение стоимости, а ценообразование – процесс ее формирования.
Прежде чем принимать на практике ту или иную ценовую политику, необходимо повседневно отслеживать за складывающимся уровнем цен. Представление о динамике цен, как правило, формируется из рассмотренных цен фактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен приводимых в статистических справочниках, цен предложений, справочных цен.
Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров.
Биржевые котировки служат хорошим ориентиром при торговле биржевыми товарами, которые отражают фактические сделки на определенный период времени. Эти цены подвержены влиянию экономической конъюнктуры.
Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж.
Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т. д. при их рассмотрении следует иметь ввиду, что они не отражают реальной действительности, так как в них при реализации может иметь место система скидок. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру.
Контрактные цены – это цены, по которым можно продавать товар, но чаще всего в результате переговоров участников торга (покупателя и продавца) происходит их снижение, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв.
Подвижная цена – в случаеизменения условий, оговоренных в контракте, она может быть пересмотрена.
Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены с учетом изменения издержек производства, произошедших в момент исполнения контракта.
Экспортная цена товара – устанавливается на основе так называемых базисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара (франкирование цены). На уровеньэкспертной цены влияют объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны – импортера.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, свободные и мировые.
Методы государственного регулирования проявляются под воздействием государства на процесс ценообразования. Различают методы прямого и косвенного регулирования.
К методам прямого регулирования относятся:
– административное установление цен;
– «замораживание» цен;
– установление предельного уровня цен;
– регламентация уровня рентабельность;
– установление норматива для определения цен.
К методам косвенного регулирования относятся:
– налогообложение;
– регулирование денежного обращения;
– индексация заработной платы;
– кредитная политика;
– регулирование государственных расходов;
– установление норм амортизации и др.
Свободные (договорные)цены устанавливаются по соглашению сторон на основе спроса и предложения.
Мировые цены применяются в международной торговле и устанавливаются на основе коммерческих сделок (чаще всего биржевых торгов).
Экономическая сущность цен проявляется в выполняемых ею функциях. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присуще цене как экономической категории. Выделяют пять основных функций цены:
– учетно-измерительная – определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда;
– перераспределительная – реализуется посредством распределения и перераспределения национального дохода через акцизы, НДС и т. п. между: отраслями, регионами, населением, видами товаров;
– стимулирующая – стимулирует товаропроизводство через уровень заключенной в ней прибыли путем варьирования его надбавками, скидками и т. п.
– балансирующая – (балансирование спроса и предложения) осуществляет связь производства и потребления, предложения и спроса;
– размещения производства – действует совместно с перераспределительной функцией, способствует переливу капиталов в те сферы экономики, в которых имеется повышенных спрос и высокая норма прибыли.
В рыночной экономике государство не несет ответственность за обязательства и действия предприятия. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательской деятельности, изучение возможностей рынка и изыскание резервов снижения цены и повышения конкурентоспособности.
Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат, особенностями движения факторов производства по сравнению с другими отраслями экономики.
Следует отметить, что цены на строительную продукцию определяются исходя из общих принципов ценообразования. Вместе с тем система цен в капитальном строительстве характеризуется специфическим чертами, отражающими технико-экономические особенности этой отрасли. К числу этих особенностей относятся: территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее в тех местах, где она создана; высокий уровень материалоемкости, относительно большая продолжительность производственного цикла; использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий, конструкций и оборудования; постоянные воздействия атмосферно-климатических факторов.
Существенная особенность строительной продукции состоит в ее многообразии. Она изготавливается «на заказ», который определяется проектом. Каждый проект на строительство нового, расширения, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий следует разрабатывать исходя из необходимости применения новых передовых видов техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих его конкурентоспособность и большую вероятность победы на подрядных торгах. С учетом этих требований в проекте должны быть учтены такие технологические, конструктивные, объемно-планировочные и архитектурные решения, которые обеспечивали бы всесторонний учет природно-географических условий района, в котором сооружены объекты.
Все это предопределяет необходимость индивидуального характера ценообразования строительной продукции, определяемой на основе смет. Механизм формирования цен на строительную продукцию базируется на нормативных методах, носящих рекомендательный характер.
В процессе формирования цены используются сотни сметных нормативов, а в целом в капитальном строительстве их тысячи. Следует отметить, что по масштабам охвата нормируемых видов и комплексов работ, ресурсов и затрат и по их номенклатуре система сметного нормирования и ценообразования в строительстве не имеет аналогов ни в одной отрасли материального производства.
При формировании цены на строительную продукцию применяются затратные методы, суть которых сводится в последовательном калькулировании затрат, определении сметных цен на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом. Основа цены строительной продукции состоит из двух элементов: объемов (количества), относящихся к конструктивным частям здания (видам строительных и монтажных работ), предусмотренных проектом, и величины нормативных (сметных) затрат на единицу конструктивных частей здания (видов работ).
Становление и развитие рынка инвестиционных ресурсо-капитальных вложений, проектов, строительных услуг – потребовал принципиально новых подходов к определению цены на строительную продукцию, основанных на применении договорных цен.
В условиях рыночных отношений цена стройки во все большой степени определяется наряду с расчетами стоимости, учитывающими технологические и конструктивные решения объектов, влияние «факторов рынка», соотношением спроса и предложения, количеством участников торгов и качеством их оферт, влиянием налогов и других экономических индикаторов. В этой связи и система цен, и, механизма их разработки и реализации должны развиваться, отражая динамику сложных, порой противоречивых процессов, происходящих в инвестиционной сфере в условиях ее развития с учетом требований рынка. Стадии этого развития должны быть органически связаны с основными этапами происходящей в стране экономической реформы, в том числе и с реформой в системе ценообразования.
Поскольку рынок инвестиционных ресурсов еще не начал работать в полную силу, договорные цены на строительную продукцию должны обеспечить существенные снижения сферы централизованного сметного нормирования, даже, при условии бюджетного финансирования капитальных вложений. Это становится более очевидным, так как сметные нормативы разработаны по принципу «усредненности».
К особенностям ценообразования в строительстве следует отнести и то, что цена строительной продукции – это своего рода «собирательная» цена. Она включает в себя и оптовые цены промышленности, и тарифы на транспортные перевозки и энергоносители и др. В договорных ценах на строительство необходимо учитывать изменения в условиях ценообразования в промышленности, на транспорте, в сфере обращения.
Согласование заказчиком и подрядчиком особых условий строительства, реализация которых связана с необходимостью выделения дополнительных решающих ресурсов, также делает специфичной договорную цену стройки (средства на строительство во временных зданий и сооружений, дополнительные средства при производстве работ в зимнее время и т. п.). Стороны договариваются о включении в цену строительной продукции индексов ее удорожания, вызываемых инфляционными процессами, а также величины «строительного риска», обусловленного неопределенностью экономических, социальных и иных условий проектирования и строительства.
Могут иметь место и другие факторы, учет которых возможен в договорной цене строительной продукции. По мере развития рыночных отношений, ликвидации монополизма подрядных организаций, преодоления расбалансированности рынка и создания условий для свободной конструкции договорные цены во все большей степени становятся следствием результата спроса и предложения.
Этим и определяется разница между сметной стоимостью объекта, исчисленной по сметным нормам и расценкам и его договорной ценой.
Исходным моментом при определении договорных цен является сметная стоимость, к проекту, учитывающая конкретные технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения, экономико-географические и природно-климатические условия районов и зон, особенности «привязки» стройки к местным условиям.
Оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда на строительство. По заказу инвестора разрабатывается инвесторская смета (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены), которые предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных стадиях его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной продукции подрядная организация составляет более подробные сметные расчеты (сметы) подрядчика.
Сметная стоимость строительства, таким образом, представляет собой сумму денежных средств, необходимых для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяемую в соответствии с проектными материалами.
Методические основы системы ценообразования в строительстве складывались на протяжении длительного периода времени, начиная с середины 50-х годов прошлого века, когда в состав СНиП вошли сметные нормы и правила (СНиП IV).
В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система договорных цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но и в этих условиях сохранить необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методического его обеспечения, так и системы сметных нормативов.
Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России. После его ликвидации в 2004 г. эти функции перешли к Федеральному Агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству министерства регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
В условиях рыночной экономики, когда ценовые соотношения на строительную продукцию являются прямым следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, определение реальной стоимости объектов строительства, их реконструкции, расширения и технического перевооружения относится к числу основных направлений ценовой политики через механизм договорных цен на строительную продукцию.
На разных этапах реализации инвестиционно-строительного проекта формируются различные виды стоимость – сметная, рыночная, договорная, фактическая и балансовая (инвентарная) стоимость объекта строительства.
Сметная стоимость строительства определяется на основе обобщения опыта уже выполненных строительно-монтажных работ и усреднения прошлых показателей затрат заказчика и подрядчика при аналогичном строительстве. В рыночных условиях хозяйствования сметная стоимость является только начальным, отправным пунктом процесса расчета договорной цены и может стать основополагающим документом по финансированию строительства только при условии внесения специальной оговорки в договор подряда между заказчиком и подрядчиком.
Рыночная цена строительной продукции определяется как объективно обусловленная стоимость возведения конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный период времени, устанавливаются по законам рыночной конъюнктуры подрядной деятельности и под влиянием спроса и предложения на строительную продукцию. Она является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и учитывает дополнительные рыночные факторы изменения сметной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов и тендеров.
Договорная цена строительной продукции формируется на основе данных о сметной стоимости строительства и рыночной цене строительной продукции. Договорная цена устанавливается с учетом сметных расчетов и прогноза, изменения уровня предстоящих затрат за расчетный период времени проведения строительства. Договорная цена зависит также от формы подрядного договора, продолжительности строительства; порядка авансирования и расчетов за выполненные работы.
Фактическую цену строительной продукции определяют акты выполненных работ, которые дополнительно учитывают компенсацию фактических затрат подрядчика, корректировку цен по фактическим срокам выполнения работ, индексацию накладных расходов, прочих затрат и сметной прибыли, отличную от индексации прямых затрат.
Фактическая цена строительства используется в качестве основы для формирования балансовой (инвекторной) стоимости законченных строительных объектов.
С учетом мирового опыта и конкретных условий развития рыночных отношений можно сформулировать следующие основные принципы построения новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве:
1. Определение стоимости строительства осуществляется как инвестором, так и подрядчиком.
При разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвестора составляются инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек), предназначенные для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства (при подготовке торгов или для переговоров с подрядчиками).
При подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) тендерной документации или материалов, ее заменяющих, разрабатываются сметы (расчеты, калькуляции издержек производства) подрядчика.
2. Инвесторские сметы составляются в двух уровнях цен:
в базисном уровне, определяемом на основе сметных норм и цен, введенных в действие с 1 января 1991 г., оптовых цен и тарифов по состоянию на 1 августа 1990 г., а при их отсутствии – с использованием сметных норм и цен 1984 г., с применением соответствующих индексов, а так же в ценах 2000 г.
Источник: thelib.ru
Сметное ценообразование в строительстве
Переход России на рыночные отношения существенно повлиял на все составные части экономической политики, в том числе и на политику в области ценообразования.
Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики РФ и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования.
В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену;
длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию;
высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену;
в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – это согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода — от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов.
Такие принципы нахождения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений – предприятий, зданий, сооружений – сумма денежных средств, необходимых для его реализации в соответствии с проектными материалами.
Сметная стоимость служит основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, для формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также для возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных (ремонтно-строительных) организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомость объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, о принятии в проекте организации строительства (ПОС), а также пояснительные записки к проектным материалам;
действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на оборудование, мебель и инвентарь;
отдельные, относящиеся к соответствующей стройке решения федеральных и других органов государственного управления.
Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется по следующим элементам:
Сметная стоимость строительства может быть выражена формуллой:
где Ссмр – сметная стоимость строительно-монтажных работ, руб.; Соб – сметные затраты на оборудование, инвентарь и мебель, руб.; Спр – сметные прочие затраты, руб.
Для расчета сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.
Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства – подрядным или хозяйственным способом.
Локальные сметы признаются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке РД, рабочих чертежей.
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Объектные сметы объединяют в своем составе в целом данные из локальных смет и считаются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:
в составе проекта – сводка затрат (при необходимости), сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат;
Стоимость работ в локальных сметах (расчетах) в составе сметной документации может производиться в двух уровнях цен:
в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:
Ресурсный метод определения стоимости – калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне.
На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих прогнозных индексов, дифференцированная по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровню укрупнения строительной продукции. Расчет индексов цен на строительную продукцию, учитывающих рыночные изменения ценовых показателей на материально-технические, трудовые и другие ресурсы, производится в порядке, указанном в письме Минстроя России от 13.11.96 № ВБ-26/12-367.
Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения базисной стоимости по срокам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отрасли (подотрасли), виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам.
Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-компенсационный метод – это суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в базисном уровне сметных цен, и дополнительных затрат, связанных с изменениями цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.)
Локальные сметные расчеты
Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:
объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;
номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;
действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных и регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.
Локальные сметные расчеты (сметы) составляются:
по зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;
по общеплощадочным работам: на вертикальную планировку, устройстве инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
При проектировании сложных зданий и сооружений, осуществлении разработки технической документации для строительства несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух локальных сметных расчетов (смет) или более.
В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы «нулевого цикла») и наземную часть.
Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, т е. она может быть определена из выражения:
где Ссмр – стоимость строительно-монтажных работ; ПЗ – прямые затраты, HP – накладные расходы; СП – сметная прибыль
Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин. Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль – сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам – в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
Накладные расходы в локальной смете определяются на основе:
Окончательное решение по вопросу варианта исчисления накладных расходов принимается заказчиком и подрядной организацией.
Нормы накладных расходов определяются в соответствии с Методическими рекомендациями с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-907/12 or 13.11.96 № ВБ-26/12-368) с учетом Перечня статей затрат накладных расходов, приведенного в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории РФМДС 81-1.99.
Сметная прибыль определяется в локальных сметах в соответствии с Методическими рекомендациями (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) с последующими изменениями и дополнениями.
Размер сметной прибыли определяется на основе:
рекомендуемых общеотраслевых нормативов в размере 50% размера оплаты труда рабочих или 12% суммы сметных прямых затрат и накладных расходов,
Сводный сметный расчет стоимости строительства
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей являются документами, определяющими сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчеты стоимости строительства составляются и утверждаются отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
Сводный сметный расчет составляется в базисно-текущем или базисно-прогнозном уровне цен по определенной форме на основе объектных смет и расчетов, а также сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.
Сводный сметный расчет содержит 12 глав:
К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:
расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);
другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.
В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4–8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов – по каждому разделу), по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по сводному сметному расчету».
Порядок формирования договорных цен на строительную продукцию
Определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений. В ходе определения стоимости рекомендуется составлять при:
разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации, расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.
Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных отношений, общей экономической ситуации, условий тендера.
Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.
На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию. Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).
Формирование договорных цен на строительную продукцию, как правило, реализуется на конкурсной основе через проведение подрядных торгов.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации», утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 № 660-р/18-7, с последующими изменениями и дополнениями.
При проведении подрядных торгов договорная цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, представленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, – по согласованию ее между заказчиком и подрядчиком.
На основании совместного решения оформляется протокол согласования (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, являющийся неотъемлемой частью договора подряда. Принятая заказчиком и подрядчиком договорная цена на строительную продукцию может быть пересмотрена по согласованию сторон.
Договорные цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.
После установления договорной цены на строительную продукцию и уточнения стоимости оборудования при необходимости заказчиком вносятся коррективы в инвесторскую смету с целью установления общего размера средств для осуществления строительства. За итогом договорной цены на строительную продукцию показывается отдельной строкой сумма НДС.
Источник: www.hanadeeva.ru