Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» Поделиться в социальных сетях 1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете
Бухучет капитальный вложений по новому ФСБУ 26/2020
Новое в бухгалтерском законодательстве в 2020 году в России – это принятие нового стандарта бухгалтерского учёта ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Приводим обзор изменений для бухгалтера на основе официальных комментариев Минфина к указанному документу.
Что меняется и когда применять ФСБУ 26/2020
Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвердил новый федеральный стандарт бухгалтерского учета – ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Он содержит требования к формированию в бухучете информации о капитальных вложениях организации.
ФСБУ 26/2020 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства», который введен в действие на территории РФ приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н.
Организация обязана начать применять ФСБУ 26/2020 с бухгалтерской отчетности за 2022 год. В то же время, принять решение о досрочном применении этого стандарта можно уже сейчас.
Новое понятие капвложений
В качестве объекта бухучета по ФСБУ 26/2020 выступают капитальные вложения (ранее – долгосрочные инвестиции).
Для целей бухгалтерского учета:
ЧТО НОВОГО
ПОЯСНЕНИЕ
Сфера применения ФСБУ 26/2020
Уточнена сфера применения стандарта:
ЧТО УТОЧНЕНО
ПОЯСНЕНИЕ
- выполнением организацией работ, оказанием услуг по созданию, улучшению, восстановлению средств производства для других лиц;
- приобретением, созданием активов, предназначенных для продажи.
Теперь к капвложениям не относятся:
- затраты на поддержание работоспособности или исправности ОС, их текущий ремонт;
- затраты на неплановые ремонты ОС, обусловленные поломками, авариями, дефектами, ненадлежащей эксплуатацией, в той степени, в которой такие ремонты восстанавливают нормативные показатели функционирования объектов основных средств, в т. ч. сроки полезного использования, но не улучшают и не продлевают их.
Признание капвложений в учете
Установлены условия, одновременное соблюдение которых необходимо для признания капитальных вложений в бухгалтерском учете (ранее – условия не формулировались):
- Понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение НКО целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
- Определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
При соблюдении данных условий капитальные вложения признают независимо от того, осуществлены ли они при первоначальном приобретении, создании объектов ОС или при последующем улучшении и/или восстановлении их (ранее – капвложения признавали, как правило, при первоначальном приобретении, создании объектов ОС).
Момент признания капвложений
ФСБУ 26/2020 определен момент признания капитальных вложений – по мере осуществления фактических затрат, в отношении которых соблюдаются условия их признания (ранее – не формулировался).
Единица учета капвложений
Уточнено определение единицы учета капитальных вложений. Это приобретаемый, создаваемый, улучшаемый или восстанавливаемый объект основных средств (ранее – учет долгосрочных инвестиций вели в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него; по приобретаемым отдельным объектам ОС).
Затраты на капвложения
Установлен общий подход к определению затрат на приобретение, создание, улучшение и/или восстановление объектов ОС, в сумме которых признают капитальные вложения (ранее – общий подход не формулировался).
Так, затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений. При этом не считается затратами предварительная оплата поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг.
Учет затрат на капвложения
Уточнен порядок учета отдельных видов затрат.
ЧТО УТОЧНЕНО
ПОЯСНЕНИЕ
Включение сумм в капвложения
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
ПОЯСНЕНИЕ
Обесценение капвложений
ФСБУ 26/2020 ввёл обязательную проверку капитальных вложений на обесценение и учет изменения их стоимости вследствие обесценения.
Эти проверку и учет ведут в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н).
Списание капвложений
ФСБУ 26/2020 также установил общие правила списания с бухгалтерского учета капитальных вложений. В частности:
- случаи списания;
- момент отражения списания в учете;
- порядок учета затрат на демонтаж, утилизацию объектов капитальных вложений и восстановление окружающей среды;
- порядок определения суммы дохода или расхода от списания капитальных вложений.
Ранее эти моменты не формулировались.
Раскрытие информации о капвложениях
Уточнены требования к раскрытию информации о капитальных вложениях в бухгалтерской отчетности. В частности, введено обязательное раскрытие:
- результата обесценения капвложений и восстановления обесценения, включенного в расходы или доходы отчетного периода;
- авансов, предварительной оплаты, задатков, уплаченных организацией в связи с осуществлением капитальных вложений.
Упрощенные способы ведения бухучета капвложений
Организации, которые в соответствии с законодательством РФ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут определять фактические затраты при признании капитальных вложений:
- без учета отдельных видов затрат (подп. «б» – «з» п. 10 ФСБУ 26/2020), вкл. величину оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды, а также затрат, возникших при этом в связи с использованием труда работников. Не учтенные при этом затраты признают расходами периода, в котором они понесены;
- в размере сумм, уплаченных и/или подлежащих уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при осуществлении капитальных вложений без учета всех скидок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, независимо от формы их предоставления, равно как без дисконтирования в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев;
- в размере балансовой стоимости передаваемых активов – при осуществлении капвложений по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами.
Кроме того, эти организации могут отказаться от проверки капвложений на обесценение. То есть, оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату и раскрывать в бухотчетности информацию о них в ограниченном объеме.
Переходные положения
Последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 26/2020 отражают ретроспективно. То есть, как если бы этот стандарт применяли с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни.
Для облегчения перехода на новый порядок учета капитальных вложений в бухотчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 26/2020, организация может применять перспективно новые требования к формированию в бухучете информации о капитальных вложениях. То есть, только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 26/2020, и без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывают в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 26/2020.
Бухгалтерский учет капвложений имеет массу нюансов. О них — данная статья. Что такое капитальные вложения в бухучете и каковы их отличительные характеристики. Учет капвложений: применяемые счета в бухучете. Итоги. Что такое капитальные вложения в бухучете и каковы их отличительные характеристики. Определение данного понятия мы можем найти в ст. 1 закона «Об инвестиционной деятельности…» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. … Если фирма осуществляет строительство актива, для учета произведенных капзатрат рекомендуется следующая их разбивка: по строительным работам; по монтажу
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» Поделиться в социальных сетях
1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях организаций.
2. Настоящий Стандарт не применяется организациями бюджетной сферы.
3. Настоящий Стандарт не применяется при выполнении организацией работ, оказании услуг по созданию, улучшению, восстановлению средств производства для других лиц, а также при приобретении, создании активов, предназначенных для продажи.
4. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может не применять подпункты «б» – «з» пункта 10, подпункт «б» пункта 11, пункт 12, первый — третий абзацы пункта 13, пункт 17, подпункты «в» — «д» пункта 23, пункт 24 настоящего Стандарта.
5. Для целей бухгалтерского учета под капитальными вложениями понимаются определяемые в соответствии с настоящим Стандартом затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. К капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на:
а) приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве объектов основных средств или их частей либо для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств;
б) строительство, сооружение, изготовление объектов основных средств;
в) коренное улучшение земель;
г) подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство, др.);
д) организацию строительной площадки;
е) осуществление авторского надзора;
ж) улучшение и (или) восстановление объекта основных средств (например, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, ремонт, технические осмотры, техническое обслуживание);
з) доставку и приведение объекта в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, в том числе его монтаж, установку;
и) проведение пусконаладочных работ, испытаний.
6. Капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией, (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
б) определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
Капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, вне зависимости от того, осуществлены ли они при первоначальном приобретении, создании объектов основных средств или при последующем улучшении и (или) восстановлении их.
7. Единицей учета капитальных вложений является приобретаемый, создаваемый, улучшаемый или восстанавливаемый объект основных средств.
8. Капитальные вложения классифицируются в бухгалтерском учете исходя из целей управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.
II. Оценка
9. Капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств (далее – фактические затраты). Для целей настоящего Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений. Не считается затратами предварительная оплата поставщику (продавцу, подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг.
В целях определения фактических затрат к возникновению (увеличению) обязательств организации приравнивается увеличение капитала организации вследствие выпуска собственных долевых инструментов (эмиссия акций, увеличения уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда), безвозмездного получения имущества от акционеров, собственников, участников, учредителей организации (в том числе вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию), а также увеличение целевого финансирования некоммерческой организации вследствие получения ею имущества в качестве целевого финансирования.
Капитальные вложения признаются по мере осуществления фактических затрат, в отношении которых соблюдаются условия, установленные пунктом 6 настоящего Стандарта.
10. В сумму фактических затрат при признании капитальных вложений включаются:
а) уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при осуществлении капитальных вложений суммы, определяемые с учетом пунктов 11, 12 настоящего Стандарта;
б) стоимость активов организации, списываемая в связи с использованием этих активов при осуществлении капитальных вложений;
в) амортизация активов, используемых при осуществлении капитальных вложений;
г) затраты на поддержание работоспособности или исправности активов, используемых при осуществлении капитальных вложений, текущий ремонт этих активов;
д) заработная плата и любые другие формы вознаграждений работникам организации, труд которых используется для осуществления капитальных вложений, а также все связанные с указанными вознаграждениями социальные платежи (пенсионное, медицинское страхование и др.);
е) связанные с осуществлением капитальных вложений проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива;
ж) величина возникшего при осуществлении капитальных вложений оценочного обязательства, в том числе по будущему демонтажу, утилизации имущества и восстановлению окружающей среды, а также возникшего в связи с использованием труда работников организации;
з) иные затраты, в отношении которых соблюдаются условия, установленные пунктом 6 настоящего Стандарта.
11. Суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией при осуществлении капитальных вложений, включаются в стоимость капитальных вложений:
а) за вычетом возмещаемых сумм налогов и сборов;
б) с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления.
12. При осуществлении капитальных вложений на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, в капитальные вложения включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в порядке, аналогичном порядку, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 107н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г, регистрационный № 12523).
13. При осуществлении капитальных вложений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами, фактическими затратами (в части оплаты неденежными средствами) считается справедливая стоимость передаваемых имущества, имущественных прав, работ, услуг.
Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).
При невозможности определения справедливой стоимости передаваемых имущества, имущественных прав, работ, услуг фактическими затратами считается справедливая стоимость приобретаемых имущества, имущественных прав, работ, услуг.
При невозможности определения справедливой стоимости как передаваемых, так и приобретаемых имущества, имущественных прав, работ, услуг фактическими затратами считается балансовая стоимость передаваемых активов, фактические затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг.
14. Фактическими затратами в имущество, которое организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этого имущества.
15. В случае если в ходе осуществления капитальных вложений (например, при проведении пусконаладочных работ, испытаний) организация получает продукцию, вторичное сырье, другие материальные ценности, которые намерена продать или иным образом использовать, расчетная стоимость таких ценностей вычитается из величины капитальных вложений.
При этом расчетная стоимость полученных ценностей определяется исходя из их справедливой стоимости, чистой стоимости продажи, стоимости аналогичных ценностей и не может быть выше суммы затрат, из которой вычитается эта стоимость.
Установленный настоящим пунктом порядок учета применяется также к материальным ценностям, оставшимся неиспользованными при осуществлении капитальных вложений.
16. В капитальные вложения не включаются:
а) затраты, понесенные до принятия решения о приобретении, создании, улучшении и (или) восстановлении объектов основных средств;
б) затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт (за исключением случая, указанного в подпункте «г» пункта 10 настоящего Стандарта);
в) затраты на неплановые ремонты основных средств, обусловленные поломками, авариями, дефектами, ненадлежащей эксплуатацией, в той степени, в которой такие ремонты восстанавливают нормативные показатели функционирования объектов основных средств, в том числе сроки полезного использования, но не улучшают и не продлевают их;
г) затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией процесса осуществления капитальных вложений (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины);
д) затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
е) обесценение других активов, независимо от того, использовались ли эти активы при осуществлении капитальных вложений;
ж) управленческие расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием, улучшением и (или) восстановлением основных средств;
з) расходы на рекламу и продвижение продукции;
и) затраты, связанные с организацией хозяйственной деятельности в новом месте, с новыми покупателями или с новыми видами продукции;
к) затраты на перемещение, ликвидацию ранее использовавшихся основных средств организации, независимо от того, являются ли такие перемещение, ликвидация необходимыми для осуществления капитальных вложений;
л) затраты на предстоящую реструктуризацию деятельности организации;
м) затраты на обучение персонала;
н) иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления основных средств.
Указанные в настоящем пункте затраты признаются расходами периода, в котором понесены.
17. Организация проверяет капитальные вложения на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).
Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта капитальных вложений, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения.
III. Прекращение признания
18. Капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, считаются основными средствами.
В случае фактического начала эксплуатации части объекта капитальных вложений до завершения капитальных вложений в целом, организация признает объектом основных средств такую часть капитальных вложений.
19. Капитальные вложения, которые выбывают или не способны приносить организации экономические выгоды в будущем, списываются с бухгалтерского учета. Списание капитальных вложений обусловливается, например:
а) передачей имущества другому лицу в связи с его продажей, меной, передачей в виде вклада в капитал другой организации, передачей в некоммерческую организацию;
б) физическим выбытием имущества в связи с его утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями;
в) прекращением осуществления капитальных вложений при отсутствии перспектив возобновления или продажи незавершенных объектов.;
20. Капитальные вложения подлежат списанию в том отчетном периоде, в котором они выбывают или прекращаются при отсутствии перспектив возобновления или продажи.
21. Затраты на демонтаж, утилизацию объектов незавершенных капитальных вложений и восстановление окружающей среды признаются расходами периода, в котором были понесены, за исключением случаев, когда в отношении этих затрат ранее было признано оценочное обязательство.
22. Разница между суммой балансовой стоимости списываемых капитальных вложений и затрат на их выбытие, с одной стороны, и поступлениями от их выбытия, с другой стороны, признается расходом или доходом периода, в котором списываются такие капитальные вложения.
IV. Раскрытие информации в отчетности
23. В бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается с учетом существенности следующая информация:
а) балансовая стоимость капитальных вложений в объекты, отличные от инвестиционной недвижимости, и в инвестиционную недвижимость на начало и конец отчетного периода;
б) результат от выбытия капитальных вложений за отчетный период;
в) результат обесценения капитальных вложений и восстановления обесценения, включенный в расходы или доходы отчетного периода;
г) авансы, предварительная оплата, задатки, уплаченные организацией в связи с осуществлением капитальных вложений;
д) признанная доходом в составе прибыли (убытка) сумма возмещения убытков, связанных с обесценением или утратой объектов капитальных вложений, предоставленного организации другими лицами.
24. Организация раскрывает предусмотренную Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940), информацию об обесценении капитальных вложений.
V. Изменение учетной политики
25. Последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом.
26. Настоящий Стандарт допускается применять перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения настоящего Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета).
27. Организация раскрывает выбранный ею способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта в своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением настоящего Стандарта.
Аналитический бюджетный учет авансов расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н). Рассмотрим пример по отражению в учете расчетов по авансовым платежам . Пример 1. Больница (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку медицинских тонометров на сумму 30 000 руб.
Размеры авансовых платежей при заключении госконтрактов
При заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен внести плату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не определен – в разумный срок после возникновения обязательства.
В статье расскажем, какой размер авансов вправе установить бюджетное учреждение здравоохранения при заключении госконтрактов по закупкам товаров, работ, услуг.
Размеры авансов в 2020 году.
Большое количество государственных (муниципальных) медицинских учреждений имеет статус бюджетных. Такие учреждения в своей деятельности руководствуются правилами, установленными для соответствующих получателей бюджетных средств нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это предусмотрено, например, ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Так, федеральные бюджетные учреждения вправе включать в договоры условия об авансовых платежах с учетом требований, введенных постановлениями Правительства РФ № 1803[1], 1496[1] Однако эти документы следует применять с учетом поправок, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 630[1], которое вступило в силу 11.05.2020.
Например, Постановление Правительства РФ № 1803 было дополнено п. 5(1) и 5(2). Из них следует, что главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели при заключении контрактов в 2020 году вправе установить авансовые платежи в размере 50% суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в предусмотренном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Исключение составляют случаи, если иные предельные размеры авансовых платежей для таких договоров не утверждены федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 630 до 31.12.2020 включительно было приостановлено действие некоторых норм п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта):
о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а»);
о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б»).
Также приостановлено действие п. 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут устанавливать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.
С учетом перечисленных изменений и в зависимости от предмета договора (контракта) размеры авансовых платежей могут составлять от 50 до 100%. Для наглядности приведем их в таблице.
Размер авансового платежа
Контракты, в которых разрешено указывать лимитированный размер авансового платежа
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета
До 50% с правом последующего авансирования до 70%
Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего аванс госконтракт после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином
Договоры (госконтракты) о выполнении НИОКР, направленные на импортозамещение технологической продукции
Договоры (госконтракты) с казначейским сопровождением авансовых платежей, за исключение договоров на проведение НИОКР
об оказании услуг связи;
о подписке на печатные издания и об их приобретении;
об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;
об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
о проведении мероприятий по тушению пожаров;
аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
ОСАГО владельцев транспортных средств;
страхования ответственности владельца опасного объекта;
о лечении граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
К вышеперечисленному необходимо добавить, что согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ[4] установленный договором (контрактом) размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Данная поправка действует в течение 2020 года.
Учет авансовых платежей.
По общим правилам для расчетов с контрагентами применяется счет 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (п. 254 Инструкции № 157н[5]), который тесно связан со счетом 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением по условиям заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).
Операции по этому счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический бюджетный учет авансов расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).
Рассмотрим пример по отражению в учете расчетов по авансовым платежам.
Пример 1
Больница (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку медицинских тонометров на сумму 30 000 руб. Поставщику (коммерческой организации) в мае в соответствии с договором была перечислена предоплата в размере 50% от суммы договора. В этом же месяце приборы были поставлены и осуществлен полный расчет с поставщиком. Закупка произведена за счет средств ОМС.
Тонометр является медицинским прибором для измерения давления. Срок его полезного использования составляет более года. Данное обстоятельство позволяет учитывать прибор в составе основных средств. В соответствии с положениями порядков № 85н[6], 209н[7] расходы учреждения на приобретение основных средств отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расчеты по аванс госконтракт выплатам в рамках заключенного договора на поставку медицинских приборов учитываются на счете 7 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств». Данное имущество принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 7 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
На основании Инструкции № 174н[8] рассмотренные операции будут отражены в учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен поставщику аванс в
размере 50%(30 000 руб. x 50%)
7 206 31 564
7 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244 / статья 310 КОСГУ)
15 000
Поставлены медицинские приборы
7 106 31 310
7 302 31 734
30 000
Произведен зачет аванса
7 302 31 834
7 206 31 664
15 000
Произведен полный расчет с поставщиком
(118 000 — 35 400) руб.
7 302 31 834
7 201 11 610
Забалансовый счет 18
15 000
Приняты к учету основные средства
7 101 34 310
7 106 31 310
15 000
Пример 2
Бюджетное учреждение здравоохранения заключила договор ОСАГО. Сумма страховой премии составила 6 500 руб. и была перечислена страховщику в полном размере. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение госзадания.
Расходы бюджетного учреждения на оплату договора ОСАГО отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 24.01.2020 № 02-07-05/4304).
Расчеты со страховщиком по перечисленной предоплате отражаются в учете с использованием счета 4 206 27 565. Принятие к учету расходов по договору ОСАГО – по дебету счета 4 401 50 227.
Отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 4 401 20 227 (п. 153, 160 Инструкции № 174н).
На основании Инструкции № 174н данные операции будут отражены в учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен страховщику аванс в
размере 100%4 206 27 565
4 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244 / подстатья 227 КОСГУ)
6 500
Отражены расходы будущих периодов по договору ОСАГО
4 401 50 227
4 302 27 735
6 500
Произведен зачет аванса
4 302 27 835
4 206 27 665
6 500
Включены в состав расходов текущего года расходы будущих периодов
(6 500 руб. /12 мес.)
4 401 20 227
4 401 50 227
541,67
Кратко сформулируем основные выводы.
Размер авансового платежа для бюджетных учреждений здравоохранения устанавливается нормативным актом Правительства РФ, правительства субъекта РФ, органов местного самоуправления. По отдельным договорам размеры авансов в 2020 году увеличены до 50%. Кроме того, до конца этого года размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Расчеты по авансовым платежам, перечисленным контрагентам, учитываются на счете 0 206 00 000. Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов в карточке бюджетный учет авансов средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071).
[1] Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
[2] Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
[3] «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ).
[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[6] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.
[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
[8] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
строительство , сооружение, изготовление основных средств; коренное улучшение земель; подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство и проч.) … Оценка капитальных вложений. Ее следует производить исходя из фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление основных средств. … Аванс можно включить в затраты только после того, как продавец выполнит свои договорные обязательства. А именно предоставит имущество, имущественные права, выполнит работы или окажет услуги. Проверить контрагента на достоверность сведений в ЕГРЮЛ и признаки фирмы‑однодневки.
- https://buhguru.com/buhuchet/buhuchet-kapitalnyj-vlozhenij-po-fsbu-26-2020.html
- https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133538-federalnyi_standart_bukhgalterskogo_ucheta_fsbu_262020_kapitalnye_vlozheniya
- https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a75/1015844.html