Согласно п. 2 ст.346.11 НК РФ организации, применяющие УСН налогообложения, не платят налог на имущество.
Поэтому в тех организациях, которые совмещают два налоговых режима, основные средства приобретаются и учитываются в организации на УСН.
Вопрос клиента: В OOO на УСН в здании установили лифт и как списать
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.
На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество.
Выпуск программы «Вести-Ульяновск» — 07.02.23 — 9.00
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
При определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандартом России от 26.12.1994 N 359, а также Закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым
здание и сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).
При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций:
- водоснабжения,
- канализации,
- отопления,
- вентиляции,
- кондиционирования воздуха,
- газоснабжения,
- электроснабжения,
- связи,
- информатизации,
- диспетчеризации,
- мусороудаления,
- вертикального транспорта (лифты, эскалаторы)
- или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).
Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества, невозможно.
С учетом изложенного в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений или установки кондиционеров, локальные сети пожарной и/или охранной сигнализации, другие коммуникации здания и прочее.
Ловители лифта. Устройство и принцип работы. Elevator catchers.
В соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным Приказом МФ РФ от 30.03.2001 N 26н, в случае наличия у одного объекта недвижимого имущества нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Что касается НДС, то п.6 ст.171 НК РФ установлен особый порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС по объектам недвижимости при проведении их модернизации (реконструкции), в случае если данные объекты в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п.2 ст.170 НК РФ.
(Подробнее ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2013 · № 03-05-05-01/11960, ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.10.2012 · № 07-02-06/247)
В соответствии со ст. 346_16 определен порядок принятия к налоговому учету расходов в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств (далее – ОС), а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов (далее – НМА) налогоплательщика УСН:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.
Расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 ст. 252 НК РФ;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
- в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения УСН, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде,
— с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
- в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на УСН стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно
— в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от 3-х до 15 лет включительно
- в течение первого календарного года применения УСН – 50 % стоимости,
- второго календарного года — 30 % стоимости
- и третьего календарного года — 20 % стоимости;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет
— в течение первых 10 лет применения УСН равными долями стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
В случае, если налогоплательщик применяет УСН с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость ОС и НМА принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
В случае, если налогоплательщик перешел на УСН с иных режимов налогообложения, стоимость ОС и НМА учитывается в порядке, установленном п.2_1 и 4 ст.346_25 НК РФ.
Определение сроков полезного использования ОС осуществляется на основании утверждаемой Правительством РФ в соответствии со ст.258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Сроки полезного использования ОС, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на ОС, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.
Определение сроков полезного использования НМА осуществляется в соответствии с п.2 ст.258 НК РФ.
Источник: super-konsalting.ru
Лифт и расходы, с ним связанные (Белецкая Ю.А.)
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (раздел «Введение») в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, внутренние сети водопровода, газопровода и канализации, силовой и осветительной электропроводки, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, а также подъемники и лифты. О лифтах мы и поговорим сегодня.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Дело в том, что нормы бухгалтерского и налогового законодательства не дают четкого ответа на вопрос, как правильно учитывать эти объекты — отдельно от здания или вместе с ним как единый инвентарный объект. А ведь от этого зависят ежемесячные суммы амортизации, порядок учета расходов на ремонт и модернизацию. Поэтому наша задача — опираясь на разъяснения контролирующих органов и примеры из арбитражной практики, осветить некоторые спорные вопросы, связанные с учетом этих механизмов.
Вместе или врозь?
Для начала обратимся к нормам бухгалтерского законодательства. Согласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Таковым признается в том числе обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общих приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В то же время данной нормой предусмотрено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (абз. 2 п. 6).
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования (далее — СПИ) объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 258 НК РФ: СПИ амортизируемого имущества устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта с учетом Классификации ОС .
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Согласно этой Классификации обычные и специализированные грузовые и пассажирские лифты (коды 14 2915260 — 14 2915267 ОК 013-94) относятся к третьей амортизационной группе. СПИ такого имущества составляет от трех до пяти лет включительно. Здание, к которому может быть пристроена лифтовая шахта (в зависимости от его типа), относится к восьмой — десятой амортизационным группам. То есть СПИ здания составит не менее 20 лет.
Наличие в Классификации ОС разных сроков амортизации по зданиям и лифтам и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов (см. Письмо Минфина России от 23.10.2009 N 03-03-06/2/203).
Аналогичное мнение высказывают арбитры. Так, ФАС МО в Постановлении от 16.09.2011 по делу N А40-130812/10-127-755 указал: поскольку СПИ инженерных систем, конструктивно входящих в здание, существенно отличается от СПИ самого здания, налогоплательщик имеет право принять их к бухгалтерскому и налоговому учету в качестве самостоятельных объектов ОС с отнесением к разным амортизационным группам.
О возможности учета лифтов в качестве самостоятельных объектов ОС говорится и в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2007, 12.04.2007 N 09АП-3344/2007-АК по делу N А40-74666/06-111-426 , который отверг доводы ИФНС о том, что согласно ОК 013-94 подъемники и лифты входят в состав объекта недвижимого имущества, а значит, отдельно от него учитываться не могут.
Оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 27.03.2008 N КА-А40/6299-07.
Каковы же последствия того или иного вида учета рассматриваемых объектов ОС? С одной стороны, если лифт признается самостоятельным объектом, то расходы на его приобретение можно списать через амортизацию быстрее, чем если бы он учитывался в составе здания. Но, с другой стороны, при замене «самостоятельного» лифта возникает новый объект ОС с необходимостью начисления амортизации, тогда как, заменяя лифт, не являющийся самостоятельной инвентарной единицей, затраты можно учесть единовременно в качестве расходов на капитальный ремонт.
Предположим, организация по договору купли-продажи приобрела объект недвижимости, в котором имеется лифт, при этом здание ранее эксплуатировалось и по нему начислялась амортизация. Полагаем, что в подобном случае лифт следует учитывать в том же порядке, который применял предыдущий собственник, — либо как самостоятельный объект, либо в составе здания.
Такой вывод можно сделать на основании разъяснений Минфина России, содержащихся в Письме от 20.06.2012 N 03-03-06/1/313. Сославшись на п. 6 ПБУ 6/01, чиновники отметили, что данное ПБУ не содержит других норм, касающихся разделения объектов ОС. Глава 25 НК РФ тоже не предусматривает такой категории движения основных средств, как «разукрупнение» объекта, поскольку амортизация начисляется в целом по объекту основных средств. Кроме того, в Письме отмечено, что разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены ОК 013-94.
Если же организация приобретает новый объект недвижимости или строит его сама, то ей придется выбрать, как учитывать лифт — отдельно от здания или в его составе. Еще раз подчеркнем, что в любом случае не исключены споры с налоговыми органами.
Возможна ситуация, когда организация пристраивает шахту лифта к уже имеющемуся зданию, в котором лифт изначально не предусматривался. В арбитражной практике есть пример, где судьи отметили: в этом случае лифт является отдельным объектом ОС, который в бухгалтерском и налоговом учете подлежит учету как самостоятельный инвентарный объект (см. Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу N А66-11903/2012).
Замена лифта, учитываемого.
. в составе здания
Рассмотрим, как отразить в учете замену лифтов в здании на новые, если старые лифты не являлись самостоятельными объектами ОС.
В бухгалтерском учете восстановление объекта основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции (п. 26 ПБУ 6/01).
Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).
Таким образом, полагаем: если замена лифта не приводит к улучшению нормативных показателей функционирования здания, то в бухгалтерском учете затраты, связанные с такой заменой, следует рассматривать как затраты на капитальный ремонт, отражать в расходах по обычным видам деятельности и включать в состав общехозяйственных расходов на основании п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» .
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Пример 1. Организации на праве собственности принадлежит офисное здание, в котором имеется пассажирский лифт. Его стоимость была учтена в стоимости здания, то есть лифт не был выделен в самостоятельный инвентарный объект.
В сентябре 2015 г. организация произвела замену лифта по причине его физического износа. Стоимость нового оборудования составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.), стоимость работ, произведенных подрядной организацией, по его замене — 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.).
Источник: lexandbusiness.ru
Ростехнадзор разъясняет вопросы о вводе лифтов в эксплуатацию и диспетчеризации лифтов
Управление Ростехнадзора информирует о необходимости организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов или обеспечения присутствия лифтера на объекте для осуществления постоянного контроля за работой лифтов квалифицированным персоналом, а также разъясняет порядок приема (ввода в эксплуатацию) вновь смонтированного лифтового оборудования в новостройках и необходимость постановки на учет вводимых в эксплуатацию лифтов в государственном реестре.
I. Об организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов.
«Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила) вступили в силу с 30.08.2017. Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – объекты).
Согласно пункта 3 Правил:
«система диспетчерского (операторского) контроля» – система технических средств для дистанционного контроля за работой объекта и устройств безопасности объекта, а также для обеспечения двусторонней переговорной связи между объектом и диспетчерским (операторским) пунктом;
«квалифицированный персонал» – физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
В соответствии с пунктом 20 Правил:
«20. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца лифта посредством:
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта».
Пунктом 22 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, установлено, что работы по организации системы диспетчерского контроля и обеспечению диспетчерской связи с кабиной лифта входят в состав работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
«22. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:
организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования».
II. О порядке приема (ввода в эксплуатацию) лифта.
Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется на основании требований: Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и Правил.
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» устанавливает следующее:
Перед вводом лифта в эксплуатацию должна быть проведена оценка соответствия смонтированного (модернизированного) на объекте лифта требованиям технического регламента в форме декларирования. Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В качестве собственных доказательств используется протокол проверки функционирования лифта, после окончания монтажа лифта, паспорт, монтажный чертеж смонтированного лифта и проектная документация на установку лифта. В качестве доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) принимается Акт и Протокол полного технического освидетельствования, проведенного в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010. Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Правила устанавливают 2 схемы ввода лифта в эксплуатацию:
1. Ввод лифта в эксплуатацию в составе объектов капитального строительства. Основанием для такой процедуры является получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Оформляется акт ввода в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Далее владелец в 10-дневный срок направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом, осуществляется учет объектов в реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления направляет владельцу объекта информацию (письмо) с учетным номером объекта в соответствующем реестре.
Согласно п. 14 Правил, сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет должны вносится в паспорт объекта.
2. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой или модернизации осуществляется с обязательным участием представителя Ростехнадзора. Согласно Правилам, порядок действий следующий:
Владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию с указанием:
- реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС «Безопасность лифтов»;
- реквизитов полиса на обязательное страхование опасного объекта.
К уведомлению прилагаются копии договоров (если они заключены) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу).
Представитель Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления осуществляет контрольный осмотр лифта. По результатам осмотра оформляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу лифта.
В течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется Актом ввода в эксплуатацию в 2 экземплярах. Один экземпляр документа передается уполномоченному представителю владельца лифта.
На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учет в государственном реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней направляет владельцу лифта письмо с указанием учетного номера.
Сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет владелец лифта должен внести в паспорт объекта.
Источник: tk-servis.ru