Обществом с ограниченной ответственностью «Зеленый дом» установлено, что учетная политика является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета ‑ первичного наблюдения (документация, инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика ООО «Зеленый дом» сформирована в соответствии со следующими нормативными документами:
— Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Учетная политика общества на 2017 год для целей бухгалтерского учета утверждена приказом руководителя от 29.12.2016 г. (Приложение А). Изменения в учетную политику были внесены в связи с изменениями законодательства Российской Федерации.
Учетная политика. Применение существенности на примере новых ФСБУ
Учетная политика ООО «Зеленый дом» для целей бухгалтерского учета содержит следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Организационные аспекты учетной политики;
3. Методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
Форма построения учетной политики ООО «Зеленый дом» по разделам делает этот документ структурированным, со ссылками на нормативные акты, являющимися обоснованием для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета.
Дадим краткую характеристику организационных аспектов учетной политики анализируемого общества.
Организационная структура учетно-бухгалтерской службы
Учетной политикой определено, что бухгалтерский учет осуществляется отделом бухгалтерии, возглавляемым главным бухгалтером, введенным в штат организации.
Главный бухгалтер осуществляет формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществляет контроль движения имущества и выполнения обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом, анализом хозяйственной деятельности, обязательны для всех сотрудников.
В случае разногласий между директором и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Рабочий план счетов
На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, учетной политикой ООО «Зеленый дом» утвержден рабочий план счетов, предусмотренный версией автоматизированной бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8, Бухгалтерия строительной организации», и является приложением к учетной политике.
Особенности составления учетной политики для подрядных строительных организаций I Литвинова. РУНО
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и первичные учетные документы
Учетной политикой Общества определено, что в организации применяются формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, рекомендованные Приложением к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о финансовых результатах;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения (в случае соответствия критериям обязательного аудита).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Зеленый дом» сформирована, исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
Учетной политикой Общества установлено, что при оформлении операций применяются унифицированные формы первичной учетной документации (таблица 15).
Таблица 15 — Формы первичной учетной документации, утвержденные учетной политикой ООО «Зеленый дом»
Номера форм | Наименование документа, утвердившего форму | Дата утверждения |
№ НМА-1, № М-2 , № М-2а, № М-4 , № М-7 , № М-8, № М-11 , № М-15, № М-17 , № М-35 , № МБ-2, № МБ-4, № МБ-7 , № МБ-8 , № КС-6, № КС-11, № КС-14 | Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве | Постановлением Госкомстата России от 30 .10.1997 г. № 71а |
№ ОС-1, № ОС-3, № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-6, № ОС-14, № ОС-15, № ОС-16 | Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств | Постановлением Госкомстата России от 21. 01.2003 г. № 7 |
№ КС-2, № КС-3, № КС-6а, № КС-8, № КС-9, № КС-10, № КС-17, № КС-18 | Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ | Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. № 100 |
№ ИНВ-1, № ИНВ-1а, № ИНВ-3, № ИНВ-11, № ИНВ-15, № ИНВ-16, № ИНВ-17, Приложение к форме № ИНВ-17, № ИНВ-18, № ИНВ-19, № ИНВ-22, № ИНВ-26 | Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации | Постановлением Госкомстата России от 18. 08.1998 г. № 88 |
№№Т-1, №Т-1а, №Т-2, №Т-3, №Т-4, № Т-5, № Т-5а, № Т-6, №Т-6а, №Т-7, № Т-8, № Т-8а, № Т-9 № Т-10, № Т-10а, № Т-11, № Т-11a | Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения | Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1 |
№№ МХ-1, МХ-2, МХ-3, МХ-4, МХ-5, МХ-6, МХ-7, МХ-8, МХ-9, МХ-10, МХ-11, МХ-12, МХ-13, МХ-14, МХ-15, МХ-16, , МХ-18 , МХ-19, МХ-20 , МХ-20а, МХ-21 | Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения | Постановлением Росстата от 09.08.1999 г. № 66 |
Учетной политикой организации установлено, что при возникновении фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены унифицированные формы, организацией самостоятельно разрабатывается, утверждается дополнением к данной учетной политике формы первичной учетной документации. При этом для принятия к бухгалтерскому учету они должны быть оформлены в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
Технология обработки документации
При обработке учетной информации применяется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с помощью бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8, Бухгалтерия строительной организации». В учетной политике ООО «Зеленый дом» закреплены периоды и сроки переноса данных аналитических и синтетических регистров бухгалтерского учета на бумажные носители. Выписка из графика представлена в таблице 16.
Таблица 16 — График переноса данных регистров бухгалтерского учета ООО «Зеленый дом» на бумажные носители
Наименование регистра | Период | Срок исполнения |
Лист кассовой книги | Рабочий день | Ежедневно |
Кассовая книга | Месяц | До 5 числа следующего месяца |
Расчетный счет (по № счетов) | Месяц | До 5 числа следующего месяца |
Аналитическая ведомость по расчетам с подотчетными лицами (счет 71) | Месяц | До 5 числа следующего месяца |
Аналитическая ведомость по расчетам с дебиторами и кредиторами в разрезе субсчетов (счет 76) | Месяц | До 5 числа следующего месяца |
Аналитическая ведомость по расчетам с персоналом по заработной плате (счет 70) | Месяц | До 15 числа следующего месяца |
Аналитическая ведомость по отчислениям страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС (счет 69) | Месяц | До 15 числа следующего месяца |
Аналитическая ведомость остатков материальных ценностей в разрезе субсчетов и МОЛ (счета 10, 41) | Месяц | До 10 числа следующего месяца |
Книга покупок | Месяц | До 20 числа следующего месяца |
Книга продаж | Месяц | До 20 числа следующего месяца |
Ведомость начисления амортизации | Месяц | До 10 числа следующего месяца |
Карточки учета основных средств (ОС-6) | Год | До 28 февраля следующего года |
Главная книга | Год | До 15 марта года, следующего за отчетным годом |
Оборотно-сальдовая ведомость по организации | Квартал | До 30 числа следующего за отчетным днем квартала |
Анализируя форму бухгалтерского учета в Обществе, можно отметить, что технология обработки учетной информации ООО «Зеленый дом» соответствует характеру и масштабам деятельности организации. Специализированная конфигурация бухгалтерской программы имеет следующие функциональные возможности, необходимые для ведения полного и достоверного учета в соответствии с требованиями законодательства:
— формирование долевого вклада у заказчика строительства (как денежными, так и неденежными средствами;
— формирование доли администрации, как с выплатой (передачей) доли, так и с перенесением доли на другие объекты строительства и передачей администрации МПЗ за ее долю по объекту строительства;
— расчеты по договорам уступки права требования (в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);
— оприходование строительно-монтажных работ (далее – СМР) и расходов подрядчиков, компенсируемые сверх сметной стоимости;
— планирование и анализ капитальных вложений;
— учет строительно-монтажных работ в разрезе объектов строительства, выполненных собственными силами и силами сторонних подрядных организаций в составе себестоимости строительных работ и в составе выручки при продаже СМР;
— учет незавершенного производства по статьям затрат с отражением этапов выполнения строительных контрактов.
Организация документооборота
Схема документооборота, согласно положению об учетной политике ООО «Зеленый дом», утверждается в организации отдельным локальным документом, где учитываются сроки прохождения документов, ответственные лица за их контроль и исполнение, однако, данный документ отсутствует.
Разработка оптимального графика документооборота и его движение по бухгалтерско-финансовой службе является одним из требований организационно-технического аспекта учетной политики, которое отражено в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В организационном разделе не утверждены сроки и порядок хранения первичных учетных документов и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Уровень существенности
Учетной политикой установлено, что организация исправляет ошибки в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и устанавливает, что существенная ошибка – это та, в результате исправления которой показатель бухгалтерской (финансовой) отчетности изменится более чем на 10%.
При оценке существенности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее пяти процентов.
Дадим краткую характеристику методологических аспектов учетной политики.
Учет внеоборотных активов
В учетной политике Общества подробно описана методология учета внеоборотных активов, так как эта статья является наиболее значимой, учитывая характер деятельности организации.
В рамках исследования учетной политики был рассмотрен установленный порядок учета и оценки основных средств. Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств организация руководствуется п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Активы, стоимостью не более 40 000 рублей в бухгалтерском учете отражаются в составе материально-производственных запасов и списываются в расходы по мере их отпуска в эксплуатацию.
Срок полезного использования основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Начисление амортизации по основным средствам в бухгалтерском учете осуществляется линейным способом.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление в соответствии с требованиями норм ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату (сооруженных силами самой организации), полученных по договору дарения (безвозмездно), полученных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, организация определяет согласно п.8 – 11 ПБУ 6/01«Учет основных средств».
При приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении у юридического лица, либо физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, общество вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного имущества формами № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» и № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)».
Ежегодная переоценка основных средств в анализируемом обществе не производится.
Применяемая корреспонденция счетов по учету основных средств приведена в таблице 17.
Таблица 17 – Бухгалтерские записи по учету основных средств в ООО «Зеленый дом»
Содержание фактов хозяйственной жизни
В учетной политике организации инвентарным объектом признается отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций либо его отдельный элемент (части), имеющий отличный срок полезного использования (п.6 ПБУ 6/01) и определенный таковым в момент поступления в организацию специальным распоряжением (приказом) руководителя или уполномоченного лица.
Расходы на ремонт основных средств признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Расходы на ремонт основных средств отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» и (или) счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Любые виды ремонта могут производиться как силами самой организации, так и сторонними организациями.
Анализируя раздел учетной политики «Учет и оценка основных средств», можно сделать вывод об отражении всех существенных элементов, но в учетной политике Общества не закреплен порядок отражения в бухгалтерском учете арендованных основных средств, учитывая, что организация арендует основные средства (строительные вагончики).
Учет нематериальных активов
Порядок отражения и движения нематериальных активов в бухгалтерском учете осуществлять в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Стоимость нематериальных активов в организации погашается посредством амортизации линейным способом (п. 28, 29 ПБУ 14/2007). Срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя: из срока действия патента, свидетельства, исключительной лицензии, а также других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно российскому законодательству, ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). Данное положение относится в первую очередь к активам, приобретенным по договорам передачи (уступки) прав.
Нематериальные активы, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 10 лет.
Учет оборудования к установке
Учетной политикой ООО «Зеленый дом» определено, что информация о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся объектах, отражается на счете 07 «Оборудование к установке».
Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из их стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.
Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается по акту о приемке-передаче оборудования в монтаж (ф. ОС-15) с кредита счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Учет затрат на строительство и порядок формирования стоимости объектов
Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство учитываются Обществом на субсчете 08.03 «Строительство объектов основных средств».
Организация учитывает затраты по фактически понесенным расходам в составе капитальных вложений как незавершенное строительство до ввода их в эксплуатацию. Стоимость строительства определяется сводным сметным расчетом, утвержденным руководителем организации.
Незавершенное строительство у застройщика (инвестора) – это его фактические затраты по возведению объектов строительства до ввода объектов в эксплуатацию. Завершенное строительство – это затраты застройщика (инвестора) по введенному в эксплуатацию объекту строительства.
Аналитический учет затрат на строительство ведется в разрезе объектов строительства, технологической структуры расходов на строительство и контрагентов. Применяемая корреспонденция счетов по учету затрат на строительство объектовприведена в таблице 18.
Таблица 18 — Бухгалтерские записи по учету затрат на строительство объектов
ООО «Зеленый дом»
Содержание фактов хозяйственной жизни
В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:
— на строительные работы;
— на работы по монтажу оборудования;
— на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
— на приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
— на прочие капитальные затраты;
— на затраты, не увеличивающие стоимости основных средств.
В составе незавершённого строительства на счёте 08.3 «Строительство объектов основных средств» на 31.12.2017 г. числятся: автомобильные дороги в котеджном поселке, газопровод высокого давления, жилые дома (2 этажа), здание для охраны, наружный водопровод.
В случае невозможности отнесения расходов в данном отчетном периоде на конкретный объект строительства, расходы учитываются на аналитическом счете 08.09 «Капитальные вложения к распределению». Ежемесячно эти расходы распределяются между объектами строительства пропорционально сумме прямых расходов по каждому объекту строительства, образовавшиеся за отчетный период (месяц). Расчет оформляется бухгалтерской справкой, на основании которой выполняются бухгалтерские записи по дебету счета 08.03 по каждому объекту строительства соответственно и кредиту счета 08.09. В случае автоматизации процесса распределения справка по форме, указанной в приложении, не составляется, а распечатывается бухгалтерская справка, предусмотренная программным обеспечением 1С, являющаяся основанием бухгалтерской записи:
Дебет счета 08.03 «Строительство объектов основных средств» Кредит счета 08.09 «Капитальные вложения к распределению».
На счете 08.09 «Капитальные вложения к распределению» учитывают такие расходы как: расходы, осуществленные до начала строительства, проектные работы, геодезические, услуги по охране объекта, услуги спецтехники и т.д. (перечень затрат не является исчерпывающим и может дополняться организацией для правильного формирования стоимости активов).
После окончания строительства объекта, получения разрешения на его ввод в эксплуатацию и подписания актов приемки объект принимается к учету:
– в случае использования Обществом – в состав основных средств;
– в случае дальнейшей продажи – в состав готовой продукции в дебет счета 43 «Готовая продукция» (письмо Минфина России от 18.05.2006 г. № 07-05-03/02).
Стоимость объекта строительства определяется как сумма всех затрат на его возведение и доведение до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации.
Себестоимость одного квадратного метра определяется путем деления общей стоимости объекта строительства, сформированной по дебету счета 08-03 «Строительство объектов основных средств» по каждой аналитической позиции на общую площадь каждого дома в отдельности.
Расходы по заготовке и доставке товаров производимые до момента передачи их в продажу, учитываются в составе расходов на продажу счет 44 «Расходы на продажу» и подлежат распределению между отдельными видами нереализованных товаров и проданных товаров (списываются в дебет счета 90 «Продажи» частично).
На счете 44 «Расходы на продажу» учитываются также расходы, связанные с продажей объектов недвижимости. Списание данных расходов происходит в момент продажи объектов покупателям по актам приема-передачи недвижимого имущества [39].
Учет производственных запасов
Учетной политикой Общества определены основные моментыпо учету и оценке материально-производственных запасов. Элементы учетной политики в части учета материально-производственных запасов, выбранные Обществом, отражены в таблице 19.
Таблица 19 — Содержание учетной политики ООО «Зеленый дом» в части учета и оценки материально-производственных запасов
Элемент учетной политики | Выбранный вариант |
Критерий отнесения объектов к материально-производственным запасам | В составе материально-производственных запасов учитываются следующие активы: — используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, услуг); — переданные другим организациям на давальческой основе; — предназначенные для продажи товары; — используемые для управленческих нужд организации, при условии их использования в течение периода, не превышающего 12 месяцев; — хозяйственный инвентарь, специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда |
Порядок учета материалов на счете 10 «Материалы» | По фактической себестоимости без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материально-производственных запасов» и 16 «Отклонение в стоимости приобретения материально-производственных запасов» |
Порядок обеспечения контроля движения и сохранностью МПЗ | Утверждается единая для всех подразделений система классификации и присвоения номенклатурного номера единице учета МПЗ |
Учет формирования резервов под обесценивание материально-производственных запасов | Создается резерв под снижение материально-производственных запасов по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных запасов |
Единица учета МПЗ | За единицу учета МПЗ принимается номенклатурный номер |
Исчисление себестоимости единицы | Включая все расходы, связанные с приобретением запаса |
Способ оценки материалов при их выбытии | По средней себестоимости |
Учет покупных товаров и готовой продукции | Товары учитываются по стоимости их приобретения (покупным ценам) |
Учет готовой продукции | Готовая продукция (учет объектов недвижимости для продажи) принимается к учету по фактической производственной себестоимости |
Анализируя раздел учетной политики «Учет производственных запасов», можно сделать вывод об отражении всех существенных элементов.
Расчеты по кредитам и займам
Оценка обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»). Учет кредитов и займов делится на учет краткосрочной и долгосрочной задолженности (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Синтетический учет кредитов и займов ведется на двух счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в зависимости от срока, на который привлекаются заемные средства. Аналитический учет кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим займодавцам, предоставившим их.
Долгосрочная задолженность по займам (кредитам), до погашения которой осталось менее 12 месяцев, в обязательном порядке переводится в краткосрочную.
Проценты в бухгалтерской (финансовой) отчетности, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в состав прочих расходов на конец каждого отчетного месяца. Данные бухгалтерского учёта по займам, полученным обществом, приведены в табл. 20.
Таблица 20 — Остатки по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» ООО «Зеленый дом» за 2015 – 2017 гг.
Счёт/Субсчёт | на 31.12.2015 г. | на 31.12.2016 г. | на 31.12.2017 г. |
66.3 «Краткосрочные займы», тыс. руб. | 53 000 | 226 000 | 446 500 |
66.4 «Проценты по краткосрочным займам», тыс. руб. | 380 | 2 163 | 4 829 |
Всего | 53 380 | 228 163 | 451 329 |
Учет финансовых вложений
Учет финансовых вложений ведется в разрезе каждой единицы финансовых вложений на счете 58 «Финансовые вложения» на основании документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права.
Корреспонденция счетов по учету финансовых вложений в ООО «Зеленый дом» ведется с отражением следующих записей, представленных в табл. 21.
Таблица 21 – Бухгалтерские записи по учету финансовых вложений ООО «Зеленый дом»
Содержание фактов хозяйственной жизни
Учет расчетов
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» учет, на котором ведется в разрезе субсчетов: 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 62.02 «Расчеты по авансам полученным».
Аналитический учет по счету ведется по покупателям и заказчикам и основанию расчетов (договор).
Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по счету 76.02 «Расчеты по претензиям».
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании: данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования или приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на финансовые результаты деятельности организации с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.
Организация создает резерв по сомнительным долгам по правилам, установленным п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н, в размере, не превышающем 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Резерв образуется только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Если с одним лицом заключено несколько договоров, то сомнительная задолженность оценивается по каждому договору.
В случае если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, и не рассматривать его как сомнительный долг. Оценка вероятности погашения долга производится с учетом перспективы платежеспособности должника на ближайший год. Резерв не начисляется по просроченной задолженности тех контрагентов, платежеспособность которых не вызывает сомнений.
Корреспонденция счетов по отражению в учете резерва по сомнительным долгам приведена в таблице 22.
Таблица 22 — Бухгалтерские записи по отражению в учете резерва по сомнительным долгам ООО «Зеленый дом»
Содержание фактов хозяйственной жизни
Резерв сомнительных долгов является оценочным и не отражается отдельной строкой в пассиве бухгалтерского баланса. Размер дебиторской задолженности показывается в активе баланса за минусом созданного резерва (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Общество ведёт учёт расчётов с прочими дебиторами и кредиторами согласно Плану счетов и Инструкции по его применению, утверждёнными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Учёт на данном счёте организован в разрезе следующих субсчетов:
— 76.2 «Расчёты по претензиям»;
— 76.5 «Расчёты с прочими поставщиками и подрядчиками»;
— 76.9 «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчет начислений и удержаний по заработной плате, расчет налогов и страховых взносов на заработную плату, кадровый учет осуществляется в программе «1С: Предприятие 8.2», конфигурация ЗУП, редакция 2.5. Аналитический учет ведется в организации по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» по каждому работнику Общества.
Все выплаты в пользу сотрудников производятся на основании заключенных трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним), локальных нормативных актов (приказов, распоряжений руководителя) и «Положения об оплате труда», утвержденного руководителем организации.
Общество формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Величина оценочного обязательства включает в себя суммы отпускных и суммы начисленных на такие выплаты страховых взносов.
Учетной политикой Общества определен порядок формирования и корректировки оценочных обязательств в отношении суммы отпускных. Процент ежемесячных отчислений в резерв рассчитывается как: предполагаемая сумма отпускных за отчетный год с учетом страховых вносов делением на предполагаемую сумму на оплату труда за отчетный год с учетом страховых вносов.
Изучение порядка расчета начислений показало, что организацией в учетной политике не определен порядок учета выплат по договорам гражданско-правового характера. Расчеты по таким договорам Общество отражает на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Расчеты с подотчетными лицами
Аналитический учет по счету 71.01 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется в разрезе подотчетных лиц и по каждой авансовой выдаче денежных средств.
Должностные лица, которые получают денежные средства в подотчет на командировочные и (или) хозяйственные расходы либо на возмещение данных расходов оформляют служебной запиской либо приказом с указанием суммы денежных средств, сроков использования денежных средств и сроков возврата неиспользованных сумм и утверждаются руководителем организации.
В ООО «Зеленый дом» установлены сроки сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию:
— при направлении в командировки в пределах РФ – 3 дня со дня окончания командировки;
— при направлении в командировки за пределами РФ – 5 дней со дня окончания командировки;
— на хозяйственные нужды – не более 30 дней с момента получения денежных средств из кассы организации или перечисления на карту сотрудника, но не позднее 5 дней с момента окончания отчетного периода (месяца).
Расчеты с учредителями
Расчеты с учредителями ведутся на счете 75 «Расчеты с учредителями» для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации: по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) в разрезе аналитического учета по каждому учредителю (участнику).
Целевое финансирование
В случае получения организацией средств на строительство по инвестиционным договорам (договорам долевого участия), они отражаются в учете как целевые средства для финансирования капитального строительства.
Средства, поступившие для осуществления мероприятий целевого назначения, отражаются на счете 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления». По кредиту счета 86.02 отражается фактическая оплата по договорам долевого участия в строительстве. Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления» в корреспонденции со счетами учета расходов на запланированные цели. В бухгалтерской (финансовой) отчетности целевые средства, полученные заказчиком-застройщиком от инвестора (соинвестора, участника долевого строительства) отражаются в разделе «Долгосрочные обязательства» или «Краткосрочные обязательства» по статье «Прочие обязательства» в зависимости от исполнения обязательств условий договора долевого участия в строительстве.
Организация выбирает метод признания целевого финансирования по мере фактического поступления ресурсов. Моментом исполнения условий финансирования считается исполнение обязательств перед участником долевого строительства путем подписания акта приема-передачи объекта.
Организация обеспечивает раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) средств в рамках целевого финансирования по видам деятельности для правильного формирования данных бухгалтерского учета и налоговой базы, учитываемой при исчислении налогов. Учет ведется в разрезе каждого участника долевого строительства и заключенного договора с ним.
Порядок признания доходов и расходов
Обществом в учетной политике закреплен порядок признания доходов и расходов. Признание выручки в учете происходит в момент перехода права собственности на объект капитального строительства, которым признается дата подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.
Признание выручки по оказанию услуг застройщика происходит по завершении строительства объекта в момент подписания акта приема-передачи и акта об оказании услуг. Для аналитического учета доходов по обычным видам деятельности организацией открываются субконто к счету 90.01 «Выручка» в соответствии с видами деятельности.
Выручка принимается в бухгалтерском учете в соответствии с п.6 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и заключенными договорами купли-продажи при наличии условий, указанных п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и определяется по методу начислений.
Для учета расходов организации по содержанию службы заказчика-застройщика, осуществляющей контроль строительства, используется счет 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» организован по подразделениям (отделам) и по статьям затрат.
Порядок применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
При ведении бухгалтерского учета Обществом применяются нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Обществом выбран способ отражения в бухгалтерском балансе суммы отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО) развернуто (отдельно).
В случае возникновения хозяйственных операций, приводящих к образованию отложенных налоговых активов и обязательств, организацией заполняются таблицы, утвержденные учетной политикой или регистры, формируемые в программе «1С: Бухгалтерия».
Учет расходов будущих периодов
Обществом установлен порядок учета расходов будущих периодов. Для учетов расходов используется счет 97 «Расходы будущих периодов». Расходы будущих периодов относятся на расходы или другие источники финансирования равномерно в течение периода, к которому они относятся.
Однако, в 2013 г. законодательно, исходя из изменений объекта учета, меняется порядок использования счета 97 «Расходы будущих периодов». Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не относит к ним расходы будущих периодов. Широкое использование счета 97 «Расходы будущих периодов» для отражения всякого рода расходов, по сути, не относящихся к будущим периодам, приводит к искажению актива баланса, чистых активов, финансовых результатов деятельности организации, нарушению принципов осмотрительности и рациональности бухгалтерского учета [12].
Анализ этого раздела учетной политики показал несоответствие порядка учета расходов будущих периодов действующим требованиям законодательства.
Таким образом, основную часть расходов, отражаемых на счете 97 «Расходы будущих периодов», с 2013 г. следует списывать в порядке, установленном для списания активов, единовременно либо с отнесением их стоимости на внеоборотные активы.
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
Для формирования полной и достоверной информации о своей деятельности, а также имущественном положении ООО «Зеленый дом» проводит инвентаризации имущества и обязательств.
В учетной политике Общества закреплены следующие случаи обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств:
— перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации.
Так перед составлением годового отчета проведена инвентаризация: основных средств ‑ на 01.11.2017 г., материально-производственных запасов по состоянию на 01.12.2017 г., денежных средств на расчетном счете по состоянию на 31.12.2017 г., расчетов с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами – на 31.12.2017 г., расчетов по налогам и сборам – на 31.12.2017 г.
Кроме того, обязательно проводится инвентаризация остатков денежных средств в кассе не реже 2–х раз в год и каждый раз при смене материально ответственных лиц (увольнение, отпуск, болезнь).
Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации соответствующим приказом.
Оценивая учетную политику ООО «Зеленый дом», следует отметить, что учетная политика составлена грамотно и в полной мере отражает финансово-хозяйственную деятельность организации, что существенно влияет на оценку и принятие объективного решения заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Однако, по результатам анализа и оценки учетной политики ООО «Зеленый дом» на 2013 г. выявлены следующие недостатки:
— отсутствуют обязательные приложения к учетной политике, такие как график документооборота;
— не установлен порядок хранения бухгалтерских документов;
— отсутствует порядок организации внутреннего контроля;
— учетной политикой не зафиксирован порядок изменения стоимости основных средств;
— не утвержден порядок учета арендованных основных средств Общества и не определены источники улучшения арендованных основных средств;
— порядок учета расходов будущих периодов не соответствует действующему законодательству.
Таблица 5 ‑ Рекомендуемые элементы организационного аспекта учётной политики
№ п/п | Составные элементы учетной политики | Нормативный акт, которым предоставлено право выбора | Альтернативные варианты |
1 | Организационная форма бухгалтерской службы | Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ (ст.7), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.7 | 1. Бухгалтерия организуется как структурное подразделение 2. Учёт ведет главный бухгалтер (штатный) 3. Учёт ведет сторонняя организация или бухгалтер специалист на договорных началах 4. Учёт ведет руководитель организации лично |
2 | Уровень централизации | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.3 | 1.Учёт централизован 2. Имеются бухгалтерии в филиалах |
3 | Структура бухгалтерской службы | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.3 | 1.Двухуровневая 2.Трёхуровневая |
4 | Внутренний контроль | Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ (ст.19) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.3 | 1.Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль 2.Полный контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (если субъект попадает под обязательный аудит) |
5 | Порядок рассмотрения и утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.80 | Утверждается советом директоров |
6 | Используемые формы первичных документов | Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ (ст.9) | 1.Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта |
7 | Состав внутренней отчетности | Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ | Положение о внутренней отчетности организации (состав, формы отчетности, периодичность, сроки составления, лица, ответственные за состав-ление, пользователи) |
8 | Формы учета | Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н. (п.19) | 1.Мемориально-ордерная форма 2. Журнально-ордерная форма 3. Автоматизированная форма 4. Упрощенная форма |
Таблица 6 – Рекомендуемые элементы технического аспекта учетной политики
№ п/п | Составные элементы учетной политики | Нормативный акт, которым предоставлено право выбора | Альтернативные варианты |
1. | План счетов бухгалтерского учета | 1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (ст.8) 2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (п.4) 3. План счетов и инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2000 г. №94н) | В соответствии с действующим планом счетов организация составляет рабочий план счетов. |
2. | Аналитический учет движения материальных ценностей | 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.58 2. ПБУ 5/01 «Учет материально‑ производственных запасов» | 1.С применением оперативно-бухгалтерского метода. 2.С применением карточно-документационного метода. 3.С применением бескарточного метода. |
3. | Инвентаризация активов и обязательств | 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.16 2. Методические рекомендации по проведению инвентаризации. Приказ МФ РФ от 13.07.1995 г. | Состав видов активов обязательств, подлежащих инвентаризации, приводится в приказе. |
4. | Способ ведения бухгалтерского учета | Бухгалтерский учет вести (выбрать один из вариантов): – с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы (указать название программы); – вручную | Ст.8 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» |
5. | Порядок составления аналитических и синтетических регистров | Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизировано и распечатываются (выбрать один из вариантов): — по мере необходимости (например, по требованию внешних пользователей); — не позднее – числа месяца, следующего за отчетным периодом | Ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» |
Таблица 7 – Методические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета организации
Методы ведения учета
1.ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
2.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств
3.Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»
4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.48)
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.58)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ( п.59)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.60)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, (п.64)
1.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.65)
2. Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
1.Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2.Инструкция по применению плана счетов, пояснения к сч. 26
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.70)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.73)
2.ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
1.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.58)
2. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, пояснения к счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
1.Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости
2. ПБУ 10/99 «Расходы организации»
1.Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости
2.План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению
Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 5582 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Учетная политика при строительстве у застройщика образец
Рекомендация Р-Х/2019 ОК Строительство «Учет договоров долевого участия (ДДУ) у застройщика»
ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
Архивный документ
РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2019 – ОК СТРОИТЕЛЬСТВО
«УЧЕТ ДОГОВОРОВ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ (ДДУ) У ЗАСТРОЙЩИКА»
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Строительство ведется порядным способом с привлечением генерального подрядчика.
К основным условиям договора долевого участия (далее – ДДУ) относятся:
1) цена договора определяется как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство и денежных средств на оплату услуг (вознаграждение) застройщика. Вознаграждение определено в процентах к цене договора.
2) экономия, определяемая по результатам строительства, является дополнительным вознаграждением застройщика;
3) застройщик в течение 6 месяцев с даты получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию обязан по передаточному акту передать участнику объект долевого строительства. Оформление объектов строительства в собственность застройщика не предусмотрено.
4) обязательства застройщика считаются полностью исполненными в момент подписания передаточного акта.
В связи с тем, что на сегодняшний день порядок ведения бухгалтерского учета застройщиком в рамках 214-ФЗ не урегулирован, застройщиком в учетной политике закреплена система учета, представленная в Таблице 1.
Таблица 1. Система бухгалтерского учета, закрепленная в учетной политике
Сумма затрат на строительство объекта
Договор ДДУ – 95% цены договора
Финансирование дольщиками затрат на строительство
Накопление расходов на строительство МКД
На основании КС-2, Кс-3 ген. подрядчика
Денежные средства Участников ДДУ в части финансирования строительства отражены в разделе «Краткосрочные обязательства» в составе группы «Кредиторская задолженность» с выделением статьи «Обязательства по договорам участия в долевом строительстве».
Выручка для целей бухгалтерского учета определяется дважды:
В этой связи возникают следующие вопросы:
1) существует ли у застройщика риски искажения бухгалтерской отчетности? Если данные риски существуют, то какие и почему?
2) каковы возможные рекомендации по учету деятельности и принципы формировании отчетности застройщика?
РЕШЕНИЕ:
Среди российских нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету отсутствуют документы, непосредственно относящиеся к описанной ситуации.
Вместе с тем в данном случае можно считать применимым Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (далее – ПБУ 2/2008).
Исходя из пункта 1 ПБУ 2/2008, данное Положение напрямую не предназначено для застройщиков. Вместе с тем, согласно пункту 2 ПБУ 2/2008 «Положение распространяется также на договоры оказания услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы».
Содержание обязательств застройщика по договору ДДУ по существу представляет собой услуги, неразрывно связанные со строящимся объектом. Это подтверждается тем, что застройщик по договору ДДУ не получает каких либо правомочий собственника в отношении строящегося объекта. Квалификация обязательств застройщика в качестве «услуги» может быть оспорена, однако такое оспаривание не имеет значения для определения порядка бухгалтерского учета застройщика в силу следующего:
Согласно пункту 7 ПБУ 1/2008 «Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов».
На необходимость использования указанных норм ПБУ 1/2008 в бухгалтерском учете договоров участия в долевом строительстве указывается в Письме Минфина России от 06.11.2013 № 07-01-06/47399.
Исходя из положений пункта 7 ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
Исключение с точки зрения аналогичности составляет только конечный участник строительства, который получает результат строительства с целью его использования для собственных нужд и не намерен дальше его отчуждать в пользу других лиц. В этой связи в рассматриваемой ситуации не применимо Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160. В соответствии с пунктом 1.2 этого положения для его целей под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи. Таким образом, данное положение может применяться только теми организациями, для которых объект строительства станет по его завершении основным средством (или другим внеоборотным активом). Застройщик к таким организациям не относится, поэтому в отношении него Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций не применимо.
Исходя из изложенного, выбор способов ведения бухгалтерского учета застройщика в отношении договоров ДДУ должен основываться на нормах ПБУ 2/2008. Вместе с тем, несмотря на изложенную аргументацию, на практике застройщики редко основывают свою учетную политику на требованиях ПБУ 2/2008. В этой связи организация при разработке своей учетной политики должна иметь в виду что сложившаяся практика зачастую имеет больший вес в глазах специалистов по бухгалтерскому учету, чем требования нормативных правовых актов.
Основывая учетную политику по договорам ДДУ на ПБУ 2/2008, организация должна признавать выручку способом «по мере готовности». Этот способ предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о финансовых результатах в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы, независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).
Применительно к описанной ситуации признание выручки по мере готовности относится как к основному вознаграждению застройщика, определяемому в процентах от цены договора в форме надбавки к возмещаемым затратам, так и к дополнительному вознаграждению застройщика, определяемому в размере полученной застройщиком экономии. При этом величину каждой из указанных составляющих выручки следует рассчитывать отдельно, исходя из фактического объема выполненных работ по состоянию на отчетную дату, фактических затрат застройщика, приходящихся на данный объем работ, и фактической выявленной экономии.
Признание выручки по мере готовности будет приемлемым даже в том случае, если применимость ПБУ 2/2008 в отношении рассматриваемой ситуации оспаривается. В случае неприменения ПБУ 2/2008 организация для признания выручки вынуждена обратиться к Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (далее – ПБУ 9/99). В соответствии с пунктом 13 ПБУ 9/99 организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.
Отличие между применением ПБУ 2/2008 и ПБУ 9/99 состоит в том, что в первом случае признание выручки по мере готовности является обязательным, а во втором случае – это выбор организации. Вместе с тем такой выбор не может быть произвольным, а должен основываться на требованиях нормативных правовых актов. В силу отсутствия норм, непосредственно применимых к описанной ситуации, организация, обращаясь к процитированному выше пункту 7 ПБУ 1/2008, должна обратить внимание на то, что в нем указывается необходимость применения не только иных положений по бухгалтерскому учету (в части аналогичных или связанных вопросов), но и международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО). Поправки, внесенные в ПБУ 1/2008 приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н (находится на регистрации в Минюсте России), не изменили данное требование, но конкретизировали его. После вступления указанных поправок в силу (ожидается в июле 2017) применение МСФО становится приоритетным над применением иных положений российских стандартов в части аналогичных или связанных вопросов.
Среди документов МСФО к описанной ситуации имеет непосредственное отношение разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости» (далее – IFRIC 15), введенное в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н. Исходя из этого разъяснения, если договор на строительство объектов недвижимости заключен на таких условиях, на которых заключаются договоры ДДУ в соответствии с 214‑ФЗ, как в рассматриваемой ситуации, то выручка по таким договорам должна признаваться по мере готовности.
В связи с введением в действие на территории Российской Федерации Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (далее – IFRS 15) приказом Минфина России от 27.06.2016 № 98н (обязателен к применению с 2018 года при возможности досрочного добровольного применения), IFRIC 15 не применяется организациями, которые применяют IFRS 15. Вместе с тем исходя из установленных IFRS 15 критериев разделения обязанностей к исполнению на выполняемые в течение периода и выполняемые в определенный момент времени, обязанности застройщика по договорам ДДУ относятся к выполняемым в течение периода. Выручка по таким договорам должна признаваться путем оценивания степени полноты выполнения обязанности. Таким образом, порядок признания выручки применительно к рассматриваемой ситуации получается аналогичным как при применения IFRIC 15, так и при применении IFRS 15.
Исходя из изложенного в рассматриваемой ситуации выручку по договору ДДУ следует признавать способом «по мере готовности», даже при том условии, что организация откажется от использования норм ПБУ 2/2008, посчитав их в данном случае неприменимыми. Вместе с тем, несмотря на требования нормативных правовых актов, признание выручки застройщиками в отношении договоров ДДУ способом «по мере готовности» не является распространенной практикой. В этой связи высока вероятность, что аудиторы, государственные органы и иные лица при оценке корректности выбранного организацией порядка ведения бухгалтерского учета будут настаивать на необходимости признания выручки только на дату подписания акта о передаче квартиры дольщику или на дату регистрации за дольщиком прав собственности на квартиру либо (самое раннее) на дату получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию. Такая точка зрения на признание выручки является распространенной в силу сложившейся практики ведения бухгалтерского учета застройщиками, хотя с точки зрения требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (как было показано выше) она не имеет под собой нормативных оснований.
Что касается отражения в бухгалтерском учете застройщика средств, получаемых от дольщиков, существует практика использования счета 86 «Целевое финансирование». Такая практика основывается на формальном прочтении предназначения этого счета, изложенного в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее – Инструкция). В соответствии с Инструкцией счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Тем не менее, использование счета 86 в отношении средств, поступаемых от дольщиков по договору ДДУ, представляется некорректным в силу следующих причин.
Отдельные слова в описании счета нельзя вырывать из контекста и делать по ним выводы вне других взаимосвязанных положений Инструкции. Счет 86 включен в Раздел VII. «Капитал». При этом в соответствии с Инструкцией счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации.
В этой связи предназначение счета 86 ограничивается теми поступлениями, которые не формируют встречных обязательств организации. Главным образом данный счет предназначен для использования некоммерческими организациями. В части коммерческих организаций использование этого счета ограничено некоторыми специфическими видами поступлений от акционеров (участников, собственников) или из бюджета на безвозмездной основе.
Отношения между застройщиком и дольщиком по договору ДДУ носят возмездный характер. В результате получения средств от дольщика у застройщика образуется встречное обязательство перед ним по организации строительства МКД и передаче по его результатам дольщику определенной договором квартиры. Эти обязательства должны раскрываться в бухгалтерской отчетности в разделах «Долгосрочные обязательства» или «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса в зависимости от конкретных условий. При этом для отражения расчетов с дольщиками следует использовать счета раздела VI «Расчеты» Плана счетов. Указанной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации, что подтверждается Письмом Минфина России от 08.05.2014 № 07-01-12/21775.
Выбирая из счетов раздела VI «Расчеты» в рассматриваемой ситуации, для отражения обязательств застройщика перед дольщиками по договору ДДУ является допустимым использование счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Вместе с тем (признавая большую популярность счета 76 среди бухгалтеров при отражении любых мало-мальски нестандартных расчетов), исходя из приведенных в Инструкции описаний счетов для отражения расчетов застройщика с дольщиками более уместным представляется использование счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Отношения застройщика с дольщиками по договорам ДДУ являются частным случаем обычных рыночных отношений продавца и покупателя (заказчика и исполнителя). В рамках этих отношений получение застройщиком от дольщика средств на финансирование долевого строительства является частным случаем получения продавцом (исполнителем) аванса или предоплаты от покупателя (заказчика).
Такой вывод подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54. В соответствии с пунктом 11 указанного Постановления положения Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже будущей вещи.
При этом положения 214‑ФЗ, а также положения обычных договоров ДДУ, в том числе приведенных в приложении к рассматриваемой ситуации, не предусматривают таких специфических условий, из-за которых в бухгалтерском учете таких договоров следовало бы применять иные подходы по сравнению с бухгалтерским учетом обычных договоров купли-продажи, подряда или оказания услуг.
Специфика для бухгалтерского учета заключается не в особенностях договора ДДУ, а в признании выручки по мере готовности, что предполагает диверсификацию отражения в бухгалтерском учете расчетов с контрагентом. В частности, отражение выручки по кредиту счета 90 «Продажи» корреспондирует с дебетом счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Сформированный на этом счете показатель представляет собой специфический вид дебиторской задолженности, не подтвержденной дебитором – так называемая «неактированная дебиторка». Отнесение данного показателя к дебиторской задолженности подтверждается Минфином РФ в рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (приложение к письму от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01) по вопросу отражения в бухгалтерском балансе данных в связи с признанием выручки способом «по мере готовности».
В случаях признания выручки по мере готовности остатки по счетам 46 и 62 в совокупности формируют экономический баланс расчетов с контрагентом по договору и показывают степень исполнения обязательств по договору каждой из сторон. В случае с договором ДДУ кредитовое сальдо счета 62 показывает степень исполнения дольщиком своих обязательств по финансированию строительства – сколько средств им перечислено. Дебетовое сальдо счета 46 показывает степень исполнения застройщиком своих обязательств по организации строительства – насколько строительство МКД завершено.
Оба обязательства являются встречными в отношении друг друга. Поэтому остаток по каждому из указанных двух счетов раскрывается только в пояснениях к бухгалтерскому балансу, в то время как в самом бухгалтерском балансе представляется свернутое сальдо обоих счетов. В случае превышения остатка по счету 62 над остатком по счету 46 итоговое кредитовое сальдо представляется в бухгалтерском балансе как «Чистые обязательства по договорам долевого участия». В случае превышения остатка по счету 46 над остатком по счету 62 итоговое дебетовое сальдо представляется в бухгалтерском балансе как «Непредъявленная к оплате начисленная выручка».
Исходя из изложенного рекомендуется следующая схема основных бухгалтерских записей:
Д 51 – К 62 получены средства дольщиков
Д 20 – К 60 признаны фактические затраты на работы, осуществленные подрядчиками
Д 20 – К 10,60,70,02 и др. признаны другие фактические затраты на исполнение договора
Д 46 – К 90 признана доля выручки, приходящаяся на оцененную степень завершенности строительства
Д 90 – К 20 списаны затраты, приходящиеся на признанную выручку
Д 62 – К 46 квартира передана дольщику
Что касается раскрытия в бухгалтерской отчетности застройщика информации по договорам долевого строительства, то здесь следует придерживаться Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2008 г. № 07-05-06/18).
04.07.2017, 15:52 | 12019 просмотров | 1544 загрузок
Источник: dom-srub-banya.ru
Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2022 год
Учетная политика бюджетного учреждения — это документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета для организаций госсектора. Ее утверждают на очередной год в конце текущего, а при изменении законодательства вносят необходимые коррективы.
Для чего оформлять учетную политику
Для начала разберем, что такое учетная политика бюджетного учреждения, — это регламент, который устанавливает:
- порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
- круг ответственных лиц;
- формы, регистры и бланки первичной документации;
- документооборот;
- порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.
Подробно раскройте в УП все особенности ведения бухучета и налогообложения.
При формировании следует опираться на действующее законодательство:
-
в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определяет исключительные положения для учреждений госсектора. в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы. . Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации. , от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.
Обычно срок действия приказа об утвержденной учетной политике целей бухгалтерского (бюджетного) учета — 1 год, но если в законодательстве нет изменений, то УП действует и несколько лет (допускается ежегодное продление).
Упрощенная учетная политика подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.
В какие сроки утверждать
Учетная политика применяется в учреждении из года в год. Ежегодно утверждать новый документ не нужно. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.
Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Регламент для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.
Для политики по налогообложению следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
Как правильно утвердить
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо утвердить учетную политику государственных (муниципальных) учреждений для целей бухгалтерского и налогового учета одним приказом. То есть объединить регламент для бухгалтерского и налогового учета в одном распорядительном документе. Текст политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно закрепите формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что унифицированной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Составьте приказ в произвольном виде. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- номер и дату составления;
- законодательные нормативы, на основании чего было принято решение;
- суть распоряжения;
- дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу;
- ответственного за составление (главный бухгалтер, например);
- определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
Зачем и как делать учетную политику общедоступной
С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учету стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.
Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.
Как составить регламент для бухучета
В таблице показываем, что нужно включить в учетную политику бюджетного учреждения на 2022 год, независимо от отрасли:
Ответственные лица за формирование и утверждение
Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.
Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главного бухгалтера (бухгалтера), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то УП составляет тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и т. д.
Информация об учреждении
Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.
Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.
Обратите внимание, что бюджетники обязаны включать в состав нормативной базы не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.
Положения УП учредителя доступны для ознакомления на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросите информацию напрямую.
Порядок внесения изменений
Законодательством установлено, что изменения следует вносить в конце текущего периода — до 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений в силу. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите нормы отдельным пунктом.
Обратите внимание, что ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ.
Порядок ведения бухучета
Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).
Формы первичных документов и регистров
На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).
Право и порядок подписи документации
Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.
Также определите ответственных за подпись первичной документации, например, бухгалтер или другой специалист.
Рабочий план счетов
На основании единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.
Распишите порядок движения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.
Учет и инвентаризация активов и обязательств
Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он введен еще в 2018 году.
Порядок выдачи денежных средств подотчет
Установите предельный лимит выдачи подотчет, определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.
Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.
Обратите внимание, что для составления этого раздела учетной политики необходимо руководствоваться ФСБУ № 274н.
Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности и собственные отчеты, необходимые для управленческого учета организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.
Внутренний финансовый контроль
Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.
Методологическая часть в части бухучета
Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.
Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.
Учет основных средств и материальных запасов
Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.
Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).
Учетная политика для целей налогообложения
Вид системы налогообложения
Закрепите выбранную систему налогообложения. Отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.
Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.
Как правильно внести изменения
Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. В Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения этой процедуры.
Допускается внесение изменений в учетную политику на 2022 год бюджетникам только в трех случаях:
- положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в учетную политику;
- учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета;
- условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.
Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года.
При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать все действия с учредителем и с финансовым органом. В противном случае нововведения расценят как нарушение действующего законодательства.
Новый стандарт определил ситуации, которые не рассматривают как изменение положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:
- абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
- способ бухучета, используемый для отличных хозяйственных операций, имевших место ранее.
Следует учитывать, что некоторые корректировки потребуют ретроспективного анализа. К ним следует относить те изменения, которые повлияют или способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.
Бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:
- изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
- скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.
Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Но при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Источник: gosuchetnik.ru