Условия ценообразования в строительстве

Содержание

При разработке методики ценообразования в конкретной строительной организации необходимо учитывать факторы, которые должны лежать в ее основе. К ним относятся:

? структура затрат, прямых и косвенных;

? общие и конкретные цели строительной организации;

? опыт установления цены;

? степень изученности рынка сбыта;

? реакция работников отдела сбыта;

? степень конкуренции и ее влияние на цены;

? состояние спроса на продукцию;

? зависимость от поставщиков материалов и субподрядчиков;

? структура спроса и его чувствительность к ценам;

Не может существовать единственно правильный способ выявления той окончательной цены, по которой строительные работы будут выполняться. Это в первую очередь связано с тем, что структура влияющих факторов в каждом отдельном случае имеет свои особенности. В связи с этим оптимальная цена необязательно должна быть наиболее высокой с точки зрения того, что она максимизирует прибыль от продажи конкретной продукции или услуги. С учетом влияющих факторов в конкретной строительной организации может считаться оптимальной та цена, которая максимально соответствует стратегическим и производственным задачам хозяйствующего субъекта. Так как ассортимент продукции и услуг, перспективные планы, охват рынка, финансовые ресурсы, основные принципы менеджмента, как правило, существенно отличаются у разных строительно-монтажных организаций, понятие «оптимальная цена» тоже неодинаково.

BIM 117 Карасева О.В. Новеллы ценообразования в строительстве 2020-2022

Многие считают, что цены на продукцию и услуги формируются на основе затрат на их производство, и в некоторой степени на них влияют также параметры рынка и субъективность менеджмента. На самом деле анализ сложившейся ситуации показал, что во многих случаях производитель интуитивно определяет, за какую цену можно реализовать его продукцию, работы или услуги, а понятие «себестоимость» использует при этом лишь для того, чтобы обосновать эту цену. Таким образом, подавляющее большинство строительно-монтажных организаций в настоящее время не используют или используют в недостаточной степени показатели производственных затрат, а также маркетинговых исследований в процессе ценообразования. Для того чтобы переломить ситуацию, необходимо, чтобы менеджмент организации имел четкое представление о том, каков уровень прямых и косвенных затрат и как они распределяются между отдельными видами продукции или услуг. Если организация производит один вид продукции, то данная проблема неактуальна, когда же учитывается более чем один продукт, распределение затрат представляет собой сложную задачу, решить которую весьма трудно.

В мировой практике наибольшее распространение получили 2 концепции определения минимальной цены на продукцию:

• на основе полной производственной себестоимости;

• на основе переменных затрат.

Суть ценообразования на основе полной производственной себестоимости заключается в следующем: суммируются полная себестоимость продукции и торговая надбавка. При этом полная себестоимость единицы продукции определяется делением суммы постоянных и переменных затрат на производство продукции на общее количество выпущенных изделий.

Михаил Хазин: О безрезультатность реформы ценообразования в области строительства

Ценообразование на основе переменных затрат основано на принципе, согласно которому цены зависят не от полных, а только от переменных затрат с некоторой прибавкой к стоимости, вносящей вклад в покрытие постоянных затрат и формирование дохода. Размер последнего зависит от тех целей, которых необходимо достичь (расширение сегмента занимаемого рынка, максимизация прибыли и др.).

Определить минимальную цену, используя переменные затраты, также можно двумя способами:

• на основе средних переменных затрат, основанных на прогнозируемом уровне производительности;

• на основе дополнительных затрат производства.

Изучение показало, что с учетом особенностей строительной отрасли, в частности, применяемого позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции, ценообразование на основе дополнительных затрат производства является в наибольшей степени приемлемым. Так как в строительстве спрос измеряется количеством заказов, рассматриваемый способ ценообразования позволяет учитывать спрос при определении отпускной цены. Кроме того, вариант ценообразования, основанный на дополнительных издержках производства, позволит учесть степень жесткости конкуренции и ее влияние на цены.

Таким образом, при установлении цены необходимо руководствоваться определенной методикой, разработанной с учетом особенностей конкретной строительной организации и намеченных долгосрочных и краткосрочных целей, а также влияющих при этом факторов. Кроме того, чем бульшим объемом своевременной и достоверной учетной информации обладает менеджер, тем более высока вероятность принятия обоснованного решения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Эта книга о строительстве трубопровода

Эта книга о строительстве трубопровода Трубопровод нужен вам для того, чтобы наличные спокойно текли в ваш карман, а вы смогли обрести свободу. Эта книга также о расширении диаметра вашего трубопровода. Когда я начинаю какой-нибудь бизнес, часто единственным денежным

2.4. Теоретические основы управленческого учета в строительстве

2.4. Теоретические основы управленческого учета в строительстве Отсутствие четкой и однозначно трактуемой теоретической основы системы бухгалтерского учета инвестиционно-строительной деятельности к настоящему времени стало серьезной проблемой. В частности, это

3.1. Методологические основы управленческого учета в строительстве

3.1. Методологические основы управленческого учета в строительстве Деятельность руководителей в сфере принятия управленческих решений во многом базируется на знании теории управления и ее методологических основ. Из этого следует, что качественное управление

4.2. Показатели управленческого учета в строительстве

4.2. Показатели управленческого учета в строительстве Важность показателей, связанных с затратами на производство в строительной отрасли, обусловлена необходимостью принятия на их основе обоснованных и своевременных управленческих решений. Вместе с тем учетные данные

8.3. Учет по центрам ответственности в строительстве

8.3. Учет по центрам ответственности в строительстве Несмотря на рост объема учетной информации, вызванный появлением большего количества ее источников и потребителей, увеличение материальных и трудовых затрат на ведение учета, связанное с автоматизацией, повышением

4.3.2. Поступление объектов основных средств при строительстве

4.3.2. Поступление объектов основных средств при строительстве Объектами, вводимыми в эксплуатацию при строительстве, являются здания, сооружения со всем относящимся к ним обустройством, оборудованием, а также при необходимости с прилегающими к ним инженерными сетями,

1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве

1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

3. Учет и налогообложение в строительстве

3. Учет и налогообложение в строительстве 3.1. Основные схемы в строительстве Участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик. Определения этих участников мы привели в разделе 1.3. Чтобы правильно отразить на счетах бухгалтерского учета

3.1. Основные схемы в строительстве

3.1. Основные схемы в строительстве Участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик. Определения этих участников мы привели в разделе 1.3. Чтобы правильно отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции всех участников

3.4. Прочие расходы, возникающие при строительстве

3.4. Прочие расходы, возникающие при строительстве 3.4.1. Обеспечение строительства материалами Обеспечение строительства материалами в целом или в определенной части может осуществлять заказчик (заказчик-застройщик). Но это должно быть закреплено в договоре

6. Учет и налогообложение при долевом строительстве

6. Учет и налогообложение при долевом строительстве Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения между

Вычет при покупке или строительстве имущества

Вычет при покупке или строительстве имущества Если же вы приобретаете имущество или строите его, то тоже можете претендовать на имущественный вычет в размере 1 млн руб. (для имущества, приобретенного или построенного с 1 января 2008 года – 2 млн), но он применим только для

5.6. Техника безопасности при строительстве, обслуживании и ремонте зданий

5.6. Техника безопасности при строительстве, обслуживании и ремонте зданий СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г. № 123.Свод правил по проектированию и строительству

105. Ценообразование в капитальном строительстве. Сметная стоимость (начало)

105. Ценообразование в капитальном строительстве. Сметная стоимость (начало) Особенности механизма ценообразования в капитальном строительстве обусловлены многообразием строительной продукции, длительностью производственного цикла строительства, высокой

106. Ценообразование в капитальном строительстве. Сметная стоимость (окончание)

106. Ценообразование в капитальном строительстве. Сметная стоимость (окончание) 2) ресурсно-индексный – сочетает ресурсный метод с системой индексов цен на ресурсы (индексы цен – это отношения текущих цен к базовым);3) базисно-индексный – использует систему текущих или

Глава 1. Общие требования к безопасности труда в строительстве.

Глава 1. Общие требования к безопасности труда в строительстве. Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 г. № 80)ИЗВЛЕЧЕНИЕДата введения 1 сентября 2001 г.1. Область

Источник: econ.wikireading.ru

Условия ценообразования в строительстве

Паршин Денис Алексеевич
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
студент магистратуры Инженер ПТО, ООО «Фирма ЗЕТ», г. Н. Новгород

Аннотация
В статье рассматриваются общие вопросы ценообразования в строительстве с точки зрения Подрядчика. Данная работа описывает принципы формирования цены, ее состав, а так же условия для участия в тендере.

Parshin Denis Alekseevich
Nizhny Novgorod Institute of management and business
master’s student Engineer VET, LTD «Company Z», , N. Novgorod

Abstract
This article discusses General issues of pricing in construction from the point of view of the Contractor. This paper describes the principles of price formation, its composition, as well as conditions for participation in the tender.

Библиографическая ссылка на статью:
Паршин Д.А. Ценообразование в строительстве (Подрядные работы) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5766 (дата обращения: 05.10.2022).

Все возводимые здания и сооружения различаются между собой площадью, материалами, используемыми при строительстве, этажностью, назначением, конструктивными элементами. Это касается также объектов, возводимых по типовым проектам. Так как расходы на строительство напрямую зависят от условий местности, на которой выполняются работы. А значит каждое вновь строящееся здание или сооружение будет иметь свою цену и требует абсолютно разных вложений.

Ценообразование в строительстве сильно отличается от ценообразования в промышленности. Цены на строительные работы обычно устанавливают на законченные этапы работ или на законченные элементы конструкций, а не на весь объект в целом. Это связано с разделением выполняемых работ между подрядными организациями. А стоимость всего здания будет складываться из стоимости всех затрат. Вот почему стоимость одинаковых зданий, построенных в разных местах будет отличаться.

Большую долю в цене строительно-монтажных работ занимают технологии и оборудование используемые при строительстве. Поэтому у разных подрядных компаний цены на одинаковые работы могут сильно отличаться. Для того чтобы определить точную стоимость работ, еще перед началом строительства в процессе выполнения проектных работ учитываются нормативные расценки, которые отражают ситуацию на рынке.

Не для кого не секрет, что строительство здания это довольно длительный процесс. Это может привести к тому, что фактическая цена здания будет отличаться от проектной. Причем, чем больше срок возведения здания тем больше будет расхождение в условиях инфляции.

Условно, ценообразование строительно-монтажных работ делится на:

  • Прямые затраты,
  • Накладные расходы,
  • Плановые накопления, по прибыли и издержкам

Все прямые затраты определяются исходя из себестоимости материалов, которые необходимы для выполнения того или иного вида работ, а также заработной платы рабочих и затрат, связанных с эффективной эксплуатацией машин и строительных механизмов, которые непосредственно применяются для выполнения строительно-монтажных работ. По сути своей все прямые затраты – это затраты непосредственно связанные с выполнением различных строительных или монтажных работ на стройке. Например, к таким затратам относятся:

  • Затраты на приобретение материалов
  • Затраты, связанные с использованием оборудования, механизмов, машин
  • Заработная плата рабочих
  • Расходы на погрузку/разгрузку материалов
  • Монтаж/демонтаж объектов
  • Затраты, связанные с вывозом мусора и лишнего грунта с территории объекта

Размер прямых затрат будет на прямую завесить от применяемых конструкций, механизмов, материалов и от вида работ. Если рассматривать процентное соотношение затрат то оно распределяется примерно следующим образом:

  • От 15 до 20 % затраты на заработную плату рабочих
  • От 60 до 70 % затраты на материалы.
  • От 10 до 15 % затраты на эксплуатацию механизмов, строительных машин
  • От 1 до 1,5 % прочие затраты.

Накладные расходы отличаются от прямых тем, что они никак не связаны с непосредственным выполнением строительно-монтажных работ. И в то же время они необходимы для поддержания работы самой строительной организации. К таким расходам чаще всего относят следующие виды работ:

  • Заработная плата технического, инженерного и административно-управленческого персонала
  • Содержание складов, гаражей
  • Стоимость ремонта и технического обслуживания автомобилей
  • Амортизация основных средств
  • Расходы на электроэнергию, воды и отопления офиса.
  • Оплата отпусков
  • Отчисления на социальное страхование
  • Оплата охраны объектов

Накладные расходы отличаются орт прямых прежде всего тем, что они всегда будут присутствовать вне зависимости от наличия заказов и объектов. Размер накладных расходов определяется в процентном соотношении от общей суммы прямых затрат и составляет от 12 до 23 %.

Строительные компании, выполняющие подрядные работы стремятся получить максимально возможную прибыль от каждого объекта. Достичь этой цели не всегда можно только при помощи сокращения затрат и экономии на производстве. Самый простой способ снижения издержек – это сокращение сроков выполнения работ.

А значит у подрядной организации появляется возможность экономии на всех видах затрат. А это так важно в условиях работы на российском рынке. Так например, снижение трудовых затрат принесет экономию исполнителю в размере примерно 15 рублей за каждый час. Такая норма утверждена соответствующим министерством.

На практике, перед тем как приступить к процессу выполнения строительных работ подрядчик просчитывает стоимость всех материалов, и только потом рассчитывает стоимость самой работы. В условия кризиса встречаются ситуации, когда подрядчик берется за казалось бы не выгодный с экономической точки зрения объект. Или за свою работу от получает чуть больше стоимости материала.

Причин такого поведения подрядных организаций может быть несколько. Например: в случае выполнения такого заказа, затем будет предоставлен другой более выгодный и крупный объект на котором можно будет заработать. Или у подрядчика находится в собственности вся необходимая техника, а затрачиваться он будет только на материалы и на зарплату сотрудников.

И в данный момент времени у него нет объектов. В таком случае цена на его услуги будет минимальной. Иногда она почти равняется стоимости материалов. Но такие ситуации встречаются крайне редко. Обычно, подрядчик старается заработать на каждом объекте.

После того, как подрядчик рассчитывает стоимость работ и договаривается с подрядчиком наступает момент подписания договора. Договор – это основной документ, который определяет с все условия дальнейшего сотрудничества. В нем отражаются обязанности сторон, сроки оплаты и выполнения работ, сумма выполнения работ.

В случае возникновения разногласий договор поможет их урегулировать. Вот почему так важно внимательно ознакомиться с документом каждой стороне. Обычно подрядчик сразу после подписания договора получает определенную сумму, покрывающую стоимость материалов. Оставшиеся деньги переводятся на счет подрядчика после завершения всех работ.

Сегодня на российском строительном рынке сложилась не стабильная ситуация. Она напрямую связана с экономическим состоянием страны. Для того, чтобы удержать свои позиции на рынке многие компании начинают выполнять заказы государства. Основной документ, регулирующий отношения в сфере гос. закупок является Федеральный закон принятый 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Читайте также:  Доц это в строительстве

Работа с государственными организациями сильно отличается от работы с коммерческими компаниями. В первую очередь потому, что государство четко контролирует и обосновывает расход денежных средств. Для того, чтобы получить право на выполнение заказа от государства подрядчику необходимо выиграть тендер.

Прежде всего, чтобы компания могла принимать участие в аукционе, нужно получить сертификат ЭЦП. При помощи него компания сможет подписывать документы электронного формата. Чтобы получить такой сертификат нужно представить выписку из ЕГРЮЛ вместе с заявлением специальной формы в аккредитованный государственный центр. После этого установливается необходимое программное обеспечение.

Компании необходимо пройти аккредитацию на электронных торговых площадках. Такая услуга предоставляется бесплатно при условии наличия электронно-цифровой подписи. На сайте торговой площадки нужно заполнить специальное заявление для открытия счета и форму, затем прикрепить требующиеся документы. Не позднее пяти дней происходит подтверждение документов.

Не каждый, у кого есть сертификат, разбирается в электронных торгах. Специально для этого проводятся семинары, где каждый желающий может поработать на виртуальной электронной площадке. В итого можно получить все необходимые для работы знания. После прохождения обучения участникам выдают электронный сертификат.

Для того чтобы стать участником конкурса необходимо оплатить заявку для участия в конкурсе. Без наличия денежных средств на счете компании невозможно участвовать в электронных торгах.

Для того чтобы знать, как проходят электронные торги, надо обязательно соблюдать все требования, которые предъявляются к оформлению заявки. Как только на счету появились деньги, можно подавать заявку. Она состоит из двух частей, и они могут быть доступны заказчику и комиссии в разное время. Первую ее часть рассматривают в течение 3-5 дней. После этого будет принято решение об участии организации в конкурсе.

Другая часть заявки рассматривается комиссией после проведения электронных торгов. Только после этого принимается окончательное решение. Рассмотрение заявки может длиться от 4 до 6 дней.

Перед началом строительства здания всегда происходит расчет его стоимости. Но эта стоимость является примерной, потому что в процессе выполнения работ могут возникать как значительные, так и незначительные изменения. К тому же всегда существует возможность возникновения форс-мажорных ситуаций. Так как все просчитать очень сложно.

Обычно в процессе строительства участвуют несколько подрядных организаций. Такое разделение труда позволяет сократить сроки выполнения работ, а значит, и значительно снизить стоимость здания. На все произведенные работы подрядчики устанавливаются гарантийные сроки, которые указываются в договоре. Такой подход гарантирует качество оказываемых услуг.

Источник: ekonomika.snauka.ru

Ценообразование и определение сметной стоимости в строительстве.

Ценообразование является важнейшим экономической работы на предприятии. Перед всеми предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями встает задача определения цен на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависит объем реализации продукции, рентабельность производства, другие показатели деятельности и как следствие , конкурентоспособность предприятия.

Ценообразование в строительстве также имеет индивидуальный характер: цена каждого вида строительной продукции определяется на основе сметы (калькуляции). В цене учитывается влияние природно-климатических факторов, региональных различий в экономических условиях, особенности конкретных видов строительной продукции.

Цены на строительную продукцию определяются на основе проектных материалов: чертежей, спецификаций, — и документация являются составной частью проекта.

Уровень сметной стоимости регулируется сметными нормами, которые учитывают усредненные условия и методы производства работ. Сметное нормирование является самостоятельным важным направлением ценообразования в строительстве.

При формировании цен на строительную продукцию применяют затратные методы – путем последовательного калькулирования затрат определяются сметные цены на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом.

Применительно к сметной документации используются два вида понятий: смета и сметный расчет. Смета составляется на основе объемов работ, которые определены в составе рабочей документации (РД) или рабочих чертежей (РЧ). Сметные расчеты составляются в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат еще окончательно не определились и подлежат уточнению на основании РД или в ходе строительства.

Различают также понятия стоимости и сметной стоимости строительства.

Стоимость строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта действующих предприятий, зданий и сооружений – это денежные средства, которые для его осуществления и определяются в составе предпроектных проработок (обоснований инвестиций).

Сметная стоимость строительства – денежные средства, сумма которых определяется на основе проектных материалов. Она является основной для определения размера инвестиций, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, оплаты расходов на приобретение оборудования и возмещения других затрат, связанных со строительством.

3.2 Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ.

К строительным работам относят работы по возведению зданий и сооружений; специальные работы (горно-вскрышные, буровзрывные, свайные, по бурению скважин, по защите строительных конструкций и оборудования от коррозии и др.); внутренние сантехнические работы и работы по строительству наружных инженерных сетей и сооружений; работы в специализированном строительстве (автомобильные и железные дороги, мосты и трубы, тоннели и метрополитены, линии электропередач и др.); работы по подготовке, благоустройству и озеленению территории; работы по устройству оснований и фундаментов под оборудование.

К монтажным работам относят сборку и установку в проектное положение всех видов оборудования; прокладку линий электроснабжения и сетей и т. д.

Прямые затраты включают статьи расходов, непосредственно связанных с производством строительно-монтажных работ; оплату труда рабочих, расходы на эксплуатацию машин, материалы. Эти затраты могут быть определены прямым счетом на основании физических объемов работ, сметных норм и цен.

Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением. Определяются они косвенными методами в процентах от принятой базы, в настоящее время от фонда оплаты труда рабочих.

Сметная прибыль (плановые накопления) – сумма средств, необходимых для покрытия отдельных общих расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование, является нормативной частью стоимости строительной продукции.

Расходы на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из времени работы машин, необходимого по сметным нормам для выполнения данного объема работ и сметных расценок на эксплуатацию строительных машин рассчитанных на 1маш.-ч.

По статье “Материалы” учитывается стоимость расходуемых на производство строительно-монтажных работ в соответствии со сметными нормами материальных ресурсов по цене франко-приобъектный склад строительной площадки. Цена франко-приобъектный склад складывается из следующих элементов:

— свободных оптовых или регулируемых цен на продукцию производственно-технического назначения с учетом стоимости тары и упаковки, а также наценок (надбавок) и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческими (в том числе посредническим) организациям, оплаты услуг товарных бирж (включая брокерские услуги) и таможенных пошлин и сборов;

— транспортных и заготовительно-складских расходов.

Заготовительно-складские расходы принимаются в процентах от стоимости материалов, в том числе по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) – 2%; по металлическим строительным конструкциям – 0.75%; по оборудованию – 1.2%.

Накладные расходы включают большое число статей затрат, объединяемых в четыре группы затрат:

2. расходы на обслуживание работников строительства: затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих: расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, расходы на охрану труда и технику безопасности и др.;

4. прочие накладные расходы; платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации и отдельных категорий работников, амортизационные отчисления по нематериальным активам; платежи по кредитам банков; расходы, связанные с рекламой.

Сметная (нормативная) прибыль предусматривается в стоимости строительно-монтажных работ в размере, обеспечивающем покрытие следующих расходов: на уплату налога на прибыль, развитие производства, материальное стимулирование работников и развитие социальной сферы.

3.3 Система сметного нормирования.

Единичные расценки являются основными нормативами для составления смет на виды строительных и монтажных работ. При этом используется территориальные (для массового промышленно-гражданского строительства) или отраслевые (для специальных видов строительства и работ) сборники единичных расценок.

С 2002г. введены в действие сборники единичных расценок, разработанные на основе ГЭСН-2001 в ценах на 01.01.2000г. Цены на материальные ресурсы и расценки на эксплуатацию машин приняты по вновь разработанным соответствующим сборникам сметных цен.

3.4 Состав сметной документации к проектам и порядок её разработки.

Для определения сметной стоимости проектируемых предприятий, зданий и сооружений составляется сметная документация. Состав её позволяет определить сметную стоимость различных видов строительной продукции: строительных и монтажных работ, объектов строительства, стройки в целом и при необходимости входящих в их состав пусковых комплексов и очередей строительства.

На стадии рабочего проекта составляются локальные и объектные сметы и свободный сметный расчет стоимости строительства.

Локальные сметы (сметные расчеты) являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам.

Объектные сметы (сметные расчеты) определяют сметную стоимость строительства объекта путем объединения в своем составе данных из локальных смет (сметных расчетов).

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляют как правило, для определения прочих затрат, сопутствующих строительству и не учтенных сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку, премии за ввод в действие объекта в срок и досрочно и др.)

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных смет (сметных расчетов) и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Если проектом предусматривается ввод предприятия (учреждения) пусковыми комплексами, то в составе сметной документации разрабатываются ведомости сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковые комплексы.

В тех случаях, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять природоохранные мероприятия, составляется ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды.

При составлении смет (сметных расчетов) могут использоваться следующие методы.

— ресурсный – калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах статей затрат по видам ресурсов;

— ресурсно-индексный – использование системы текущих и прогнозных индексов по отношению к сметной стоимости определенной в базисном уровне цен по единичным расценкам.

— базисно-компенсационный – сочетание базисного метода расчета с определением компенсаций дополнительных затрат подрядчика;

— на основе базы данных по аналогам – использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым.

Объектные сметные расчеты (сметы) составляются в текущем уровне цен путем суммирования итоговых данных локальных сметных расчетов (смет) с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости: “строительные работы”, “монтажные работы”, “оборудование, мебель и инвентарь”, “прочие затраты”.

В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на расчетный измеритель здания (сооружения) на 1 м 3 строительного объема, 1 м 2 общей площади, 1 м протяженности коммуникаций.

3.5 Договорные цены на строительную продукцию.

Договорная цена определяется по согласованию сторон, участвующих в строительстве: инвестора – заказчика и подрядчика. Договорные цены формируются исходя из текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации. Они могут быть открытыми (базисными), то есть уточняться в соответствии с условиями договора в ходе строительства, или твердыми (окончательными).

Материалы обоснования договорной цены на строительную продукцию подготавливаются стороной, которой поручается это выполнить, как правило, подрядчиком. Если проводятся подрядные торги, то договорная цена на строительство устанавливается после оценки предложений, предъявленными подрядчиками. В случаях, когда торги не проводятся, договорная цена согласовывается между заказчиком и генподрядчиком в процессе заключения договора. В результате совместного решения составляется протокол согласования (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, который является неотъемлемой частью договора подряда!

В состав твердой договорной цены на строительную продукцию включается часть резерва на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком. В тех случаях, когда расчеты производятся по открытой договорной цене за фактически выполненные объемы работ, эта часть резерва подрядчику не передается и остается в распоряжении заказчика.

В договорную цену сверх стоимости подрядных работ могут включаться другие работы и затраты, обусловленные договором: стоимость проектно-сметных работ, выполняемых подрядчиком по договорным ценам; возмещение затрат подрядных организаций при передаче им функций по обеспечению строи стройки оборудованием.

В процессе выполнения договора заказчик должен контролировать состав и физические объемы выполненных работ, правильность применения расценок, цен, удорожаний; обосновано решать вопросы компенсации дополнительных затрат.

В условиях инсоляции особое значение приобретает фактор времени. Обычно споры между заказчиком и подрядчиком возникают по поводу аванса, учета сметной стоимости и подрядных работ, материалов поставки заказчика, своевременности исполнения работ и расчетов за выполненные работы.

Чтобы избежать споров и обращений в Арбитражный суд, необходимо предусмотреть в подрядном договоре обоснованное и приемлемое для обеих сторон решение возможных конфликтных ситуаций.

4. Экономическая оценка проектных решений.

Оценка проектных решений основана на расчете и анализе технико-экономических показателей проектов и определение обобщающих показателя эффективности инвестиций. Проект представляет собой комплекс архитектурно-планировочных, строительно-экономических решений. Поэтому для его оценки используется обширный круг показателей, которые могут быть классифицированы по нескольким признакам:

— по используемым измерителям – стоимостные, натуральные, относительные;

— по стадиям инвестиционного цикла – строительные и эксплутационные;

— по степени значимости – основные и дополнительные;

— по степени интегрированности – общие и частные.

В группу стоимостных показателей включаются затраты на строительство и эксплуатацию объекты; стоимостная оценка территорий, отводимых под строительство; различные результаты: выручка, прибыль и др.

В число натуральных показателей проектов рекомендуется включать расход основных материалов на строительство и их массу: расход сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и электроэнергии на производство продукции; трудозатрат на возведение зданий и на изготовление строительных конструкций и материалов; производительность труда при производстве продукции на построенных предприятиях; продолжительность строительства и др.

Относительные показатели выражаются в виде различных коэффициентов и процентных соотношений.

Строительные и эксплуатационные показатели характеризуют потребительские качества, экономность и технологичность осуществления проекта соответственно на стадиях строительства и эксплуатации объектов.

Основные показатели являются решающими при выборе проекта, поскольку используются при расчете обобщающих показателей эффективности инвестиций. Это сметная стоимость строительства (капитальные вложения), эксплуатационные расходы (себестоимость продукции и услуг), продолжительность строительства, срок службы зданий и сооружений.

Дополнительные показатели – расход материалов, трудоемкость, масса зданий или конструкций и др. используются для анализа качества и экономичности проектных решений.

Важнейшим принципом технико-экономической оценки проектов является комплексный подход. Он предполагает оценку проекта в целом, а также отдельных его разделов для выявления всех факторов, определяющих уровень эффективности проектных решений. Общие показатели характеризуют проект в целом; частные показатели определяются применительно к отдельным частям проекта: генеральному плану, объемно-планировочным и конструктивным решениям, проекту организации строительства.

Технико-экономические показатели приводятся на проект в целом, предприятие, здание, сооружение, конструкцию, а также в расчете на общую (сопоставимую) единицу измерения; для производственных предприятий на единицу мощности, для общественных зданий – на единицу вместимости или пропускной способности: для жилых домов – на 1м общей площади квартир и на одну квартиру. Кроме того, показатели приводятся на 1м 2 общей площади и на 1м 3 строительного объема зданий и сооружений. Состав показателей зависит от назначения объекта.

5. Договоры подряда в строительстве.

Договор подряда – это единственный правовой документ определяющий права обязанности и хозяйственные взаимоотношения многочисленных заказчиков и подрядчиков в течение длительного периода подготовки и осуществления строительства.

5.1 Типовой состав договоров подряда.

1. Наименование сторон. Приводится полное периодическое наименование сторон, Ф.И.О. первых лиц, представляющих обе стороны, и перечень нормативно-правовых актов, на основании которых заключен договор.

2. Предмет договора. Предметами договора могут быть;

— строительство объекта в соответствии с проектом;

— сдача объекта государственной приемочной комиссии;

— проектирование, строительство и сдача объекта “под ключ”;

— устранение подрядчиком дефектов строительного происхождения в период гарантийного срока;

— прочее (например, инжиниринговые услуги в процессе эксплуатации построенного объекта).

3. Цена договора. В цену договора в соответствии со ст. 709 ГК РФ должны включаться все затраты подрядчика, связанные с выполнением положений договора.

Цена договора здесь приводится одной цифрой по итогу ведомости договорной цены, являющейся обязательным приложением (прил. 1) к договору. Эта цена может быть твердой, определенной в момент заключения договора и неизменной до конца строительства, или открытой, подлежащей ежемесячной корректировке по мере изменения ценообразующий факторов и темпов инфляции.

Читайте также:  Приливная электростанция в охотском море когда начнется строительство

Для последнего случая следует указать способ учета указанных факторов. Одним из таких распространенных способов может быть применение ежемесячных индексов, разрабатываемых региональными центрами по ценообразованию в строительстве.

В ведомости договорной цены могут перечисляться дополнительные затраты подрядчика, которые не связаны с производством работ непосредственно, не учитываемые в их сметной стоимости и подлежащие оплате заказчиком сверх договорной цены (например, затраты по страхованию рисков и содержанию вневедомственной охраны).

4. Сроки строительства. Возможны по согласованию сторон различные способы указания сроков:

даты календарных сроков начала и окончания строительства, общая продолжительность строительства (в месяцах) через определенный период времени от даты подписания договора, продолжительность строительства от даты передачи заказчиком подрядчику строительной площадки под застройку.

В этом же раздели могут быть и следующие условия:

какие именно события будут считаться датами начала и окончания строительства;

возможность изменения сроков строительства и основания для этого;

возможность (или невозможность) досрочного ввода объекта;

ссылка на сроки выполнения отдельных видов работ, определенных градолком производства работ по прил. 2 к договору.

5. Расчеты и платежи. По усмотрению сторон могут быть установлены любые формы расчетов: ежемесячная оплата выполненных работ, принятых заказчиком по форме 2, расчеты за технологически законченный этап (земельные работы, нулевой цикл и т.д.) и за объект в целом (для несложных объектов с небольшим сроком строительства).

Наиболее распространенный способ расчетов первый, и, если он принимается, нужно оговорить по времени сроки трех действий сторон: срок представления подрядчиком формы 2 (например, к 25-му числу каждого месяца), срок принятия работ и ее подписание заказчиком (например, до 1-го числа) и срок оплаты им принятых работ (например, до 10-го числа следующего месяца).

В большинстве договоров в этом разделе стороны договариваются о перечислении заказчиком подрядчику аванса в размере 15-20 % от стоимости работ в срок не позднее 15-20 дней до начала работ по договору.

6. Обязанности заказчика. Типовые обязанности заказчика перед подрядчиком по традиционному договору подряда:

— оформление земельного участка и получение разрешения на строительство;

— согласование технических условий на подключение строительной площадки ко всем источникам энергоснабжения;

— передача подрядчику комплексной проектно-сметной документации в сроки, определенные договором подряда;

— открытие финансирования в сроки, обеспечивающие своевременные платежи подрядчику;

— заказ, получение и передача подрядчику на стройплощадку технологического оборудования;

— перечисление подрядчику аванса в сроки, оговоренные в разд. 5 договора подряда;

— своевременная приемка и оплата выполненных подрядчиком работ в сроки, указанные в разд. 5 договора подряда;

— осуществление функций технологического надзора за ходом строительства в соответствии с Положением о техническом надзоре;

— создание рабочей и государственной приемочных комиссий для приемки законченного объекта;

— своевременное рассмотрение всех претензий и исков подрядчика в соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом.

7. Обязанности подрядчика. Типовые обязанности подрядчика перед заказчиком по требованию договора подряда:

— производство работ, строительство и сдача объекта в договорные сроки и в полном соответствии с проектом;

— выполнение всех предписаний заказчика, сделанных им в ходе осуществления технического надзора;

— устранение в технически кратчайшие сроки всех дефектов строительного происхождения, выявленных заказчиком на сданном объекте в течении гарантийного срока его эксплуатации.

Возможно представление заказчику прочих прав по согласованию с подрядчиком.

8. Права заказчика по традиционному договору подряда.

Эти права заключаются в следующем:

— контролировать выполнение подрядчиком его обязательств без вмешательства во внутреннюю хозяйственную деятельность;

— не принимать и не оплачивать работы, выполненные некачественно и с отступлениями от проекта;

— вносить в проект изменения в ходе строительства и адекватной корректировкой условий договора по стоимости и срокам;

— утвердить (не утвердить) список субподрядчиков, которых генподрядчик намеривается привлечь для выполнения специальных работ;

— разорвать договор подряда по основаниям, приведенным в разделе «Особые условия договора».

9. Права подрядчика по традиционному договору подряда.

Подрядчик имеет право:

— требовать от заказчика своевременного выполнения всех его обязанностей по договору;

— предъявлять заказчику претензии и иски по взысканию штрафных санкций и возмещению ущерба в соответствии с разд. 10 договора;

— использовать по согласованию с заказчиком строящийся объект для своих хозяйственных и бытовых нужд;

— разорвать договор по основаниям, перечисленным в разделе «Особые условия»;

— прекратить работы на объекте в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, немедленно уведомив об этом заказчика.

По согласованию с заказчиком подрядчику могут быть предоставлены прочие права.

10. Имущественная ответственность сторон. Это весьма важный раздел, в котором оговариваются возможные штрафные санкции сторон за нарушения договорных обязательств другой стороной. Например, за невыполнение ежемесячных плановых объемов работ подрядчик оплачивает заказчику штраф в размере 10 % от стоимости недовыполненного объема работ.

Подрядчик, в свою очередь, может установить для заказчика штраф в размере 0,5-1 % от суммы платежей за каждый день просрочки срока оплаты им работ, принятых по форме 2. Перечень и размер таких санкций директивно никем не установлен, но для усиления роли договора подряда и укрепления договорной дисциплины они должны быть установлены для всех возможных нарушений своих обязательств обеими сторонами. Их величина как экономическое наказание должно быть для нарушителя ощутимой и неотвратимой. Для еще большей действенности механизма экономической ответственности в этом разделе целесообразно отдельным пунктом установить для обеих сторон право взыскания неустойки до полной компенсации ущерба, причиненного фактом нарушения обязательств другой стороны, не покрываемого штрафными санкциями.

11. Вступление в силу и условия договора. Согласно ГК РФ любой договор вступает в силу с момента его подписания.

По взаимному согласованию сторон условия договора в период его действия могут быть изменены, что должно фиксироваться специальным протоколом, который станет неотъемлемой частью договора. В любой момент договор может быть расторгнут по инициативе любой стороны и по тем основаниям, которые должны быть перечислены для каждой стороны. При несогласии на то стороны ответчика дело должно передаваться в арбитражный суд на принудительное расторжение и полное возмещение ущерба стороны истца.

12. Форс-мажорные обстоятельства. Это новый раздел, который не было в прежних договорах подряда, призванный оговорить действия сторон при возможном наступлении внешних обстоятельств непреодолимой силы. Например, можно рекомендовать, что обе стороны образуют рабочую комиссию для определения последствий этих обстоятельств и возможной корректировки отдельных условий договора.

13. Особые условия. Обе стороны имеют право внести любые особые условия, не предусмотренные предыдущими разделами договора (например, распределение и страхование рисков, введение поручителей с одной или обеих сторон, возмещение упущенной выгоды и морального ущерба).

14. Порядок рассмотрения разногласий сторон. Традиционный порядок разрешения разногласий (на уровне первых руководителей сторон и при недостижении согласия – арбитражный суд может быть усовершенствован введением промежуточной инстанции в лице третейского суда, что ускоряет и облегчает разрешение разногласий. Права, обязанности и сама процедура третейского суда определяется специальным «Временным положением о третейском суде для разрешении экономических споров», 1997 г.

15. Адреса, платежные реквизиты, линии связи, ответственные исполнители по договору от обеих сторон.

16. Перечень приложений. Приложения являются неотъемлемой частью договора.

В любых разделах договора могут быть ссылки на статьи Гражданского кодекса РФ, что усиливает и объясняет позиции сторон.

Практика арбитражного суда показывает, что большая часть разногласий между заказчиками и генподрядчиками, генподрядчиками и субподрядчиками и связанных с ними арбитражных дел возникает по причине неправильного заключения договоров подряда, ошибок и разночтений в формулировании важнейших разделов, порядка расчетов, прав и обязанностей сторон.

Порядок подготовки и проведения подрядных торгов.

Подрядные торги являются весьма распространенной в рыночных условиях формой размещения заказов на строительство.

Система торгов позволяет заказчику создать конкурсные условия для претендентов на строительство, выбрать наилучшего подрядчика и заключить с ним договор подряда на наиболее выгодных условиях по важнейшим критериям минимальной договорной цены и срока строительства.

Торги проводятся в соответствии с типовым «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации» и ст. 448-449 ч. I Гражданского кодекса РФ. Предметом торгов, кроме строительства объекта в целом силами генерального подрядчика, могут быть специальные строительные работы для субподрядчиков, инженерно-изыскательские и проектные работы, поставка комплектного технологического оборудования, управление инвестиционно-строительным проектом и некоторые услуги.

Участниками торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оференты.

Заказчиком является юридическое лицо, для которого выполняется выставляемый на торги предмет торгов. Он изыскивает необходимые инвестиционные ресурсы, по готовности которых принимается решение о проведении торгов, назначается организатора торгов, утверждает и контролирует состав тендерного комитета, утверждает результаты торгов и заключает договор подряда с их победителем.

Организатор торгов – это специализированная посредническая организация со статусом юридического лица и лицензией на право проведение торгов. Он готовит все документы для объявления торгов, публикует объявления или рассылает приглашения, организует подготовку и распространение тендерной документации, формирует тендерный комитет, собирает оферты, организует саму процедуру торгов и объявляет их результаты.

Все расходы организатора торга оплачивает заказчик. Очень опытный заказчик может обойтись без посредника и сам стать организатором торгов, но для этого он должен получит лицензию на право проведения торга.

Тендерный комитет – это постоянный или временный коллегиальный рабочий орган, состоящий из представителя заказчика, организатора торга, технических экспертов и консультантов. Главными задачами этого органа является сбор заявок претендентов, разработка тендерной документации, оценка предложений и выявление победителя торгов.

Претенденты – это любые организации со статусом юридического лица, отечественные и зарубежные, подавшие заявку в письменном виде на участие в торгах.

Оференты – это претенденты, предоставившие формы (тендерное предложение) как согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.

Тендерная документация – это одинаковый для всех претендентов информационный и инструктивный комплект документов, по которым они должны представлять свою оферту.

В ее состав входят:

— приглашение на участие в торге, содержащее общие сведения об объектах торга;

— форма заявки на участие в торгах;

— проектная документация (не весь проект, а его конструктивно технологическая и технико-экономическая характеристика, объемы параметры, генплан, основные чертежи и схемы;

— инструкция для оферентов;

— форма банковской гарантии (документ о внесении залога как правило 5 % от цены предложения);

— сама оферта по форме инструкции для оферентов, содержащая исчерпывающие сведения о претенденте и его предложения по цене, срокам и качеству;

— условия и порядок проведения торгов (их процедура, критерии оценки предложений оферента и методики выбора победителя);

— проект договора подряда, в котором заказчик указывает стартовую цену и сроки строительства. По форме этого проекта каждый претендент представляет свои встречные предложения.

По своей процедуре на выбор заказчика торги могут быть открытыми, закрытыми и открытыми с предварительной квалификацией.

О проведении открытых торгов заказчик дает официальное объявле6ние в периодические издания («Строительная газета» и др.) где указываются Предметом торга, характеристика объекта, объемы и сроки выполнения работ, сроки и условия получения тендерной документации и срок представления оферт. В открытых торгах могут принимать участие любые претенденты без каких-либо ограничений или предварительных условий. О закрытых торгах заказчик объявления в печати не дает, а рассылает приглашения на участие в торгах ограниченному по своему выбору кругу претендентов, заранее известных ему своей состоятельностью.

Претендентам на участие в открытых торгах с предквалификацией организатор торга высылает опросник с целью заочной оценки их деловой и финансовой состоятельности по следующему перечню сведений:

— юридическое наименование, адрес, контактные телефоны, факсы;

— дата и место регистрации;

— величина уставного капитала;

— квалификационные характеристика руководящего персонала;

— сведения о платежеспособности;

1) заверенные копии учредительских документов;

2) лицензии на определенные виды работ;

3) копия последнего балансового отчета;

4) справка об обязательном государственном страховании;

5) прочие необходимые сведения по усмотрению организатора торга ( например, динамика прибыли за последние 3-4 года ).

Смысл торга с предквалификацией состоит в том, чтобы на этой предварительной стадии отбора отсеять « несерьезных », т.е слабых претендентов, и уже только оставшейся меньшей части наиболее вероятных претендентов присылаются приглашения на участие в торгах. В этом случае меньше работы организатору торга и тендерному комитету.

Метод размещения заказов и поиска подрядчика на основе торгов имеет и ряд недостатков. Нередки случаи, когда торги состоялись, но победитель не выбран, т.к все предложения претендентов не удовлетворили заказчика и он вынужден организовывать новые торги на каких – то новых условиях. Это означает, что все его усилия, затраты средств и времени оказались безрезультатными. Победитель торга может предложить меньший срок строительства по сравнению со стартовым сроком на 1-2 месяца, но заказчик при этом тратит 4-6 месяца на предварительную квалификацию, всю процедуру сбора и рассмотрения и заключения договора подряда.

В этом случае никакого выигрыша времени не получается, наоборот, торги становятся новой фазой инвестиционного цикла, отдаляя ввод объекта. И в течение всего этого времени заказчик несет немалые дополнительные расходы по оплате услуг организаторов торга и специалистов тендерного комитета.

Во избежание всех этих потерь заказчик по своему усмотрению имеет право избрать альтернативный способ заключения договора подряда на основе прямых переговоров с заранее выбранным им подрядчиком без всяких посредников и торгов. Этот метод предлагает высокую деловую репутацию обеих сторон, хорошо знающих друг друга по предшествующему сотрудничеству и уверенных в том, что они обо всем договорятся и достигнут оптимальных для обеих сторон условий договора подряда.

Если договор подряда заключается на основе прямых переговоров, то объем и сроки преддоговорной работы определяются протоколом о намерениях сторон ( иногда его называют предварительным договором ). В этом протоколе фиксируют :

1) намерение одного – заказать, другого – построить объект;

2) основные параметры объекта ( величина, стоимость, сроки ) ;

3) состав, объем и сроки передачи подрядчика документации, необходимой для составления проекта договора подряда;

4) готовность стройплощадки и условия ее освобождения;

5) порядок обеспечения стройки оборудованием и материалами;

6) порядок и сроки заключения договора подряда;

7) меры имущественной ответственности сторон за нарушение протокола о намерениях.

Источник: zdamsam.ru

Оптимизация механизма ценообразования в системе инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса

Optimization of the pricing mechanism in the system of innovative development of investment-building complex

Оптимизация механизма ценообразования в системе инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса

Авторы

Аннотация

В настоящее время действующая система ценообразования позволяет лишь описывать затраты в процессе производства, она опирается на технологические нормы, которые не все совершенны. В основе системы должен находиться комплекс взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов, позволяющих определять стоимость строительства на трех основных стадиях инвестиционно-строительного процесса: на стадии бюджетного планирования, проектирования и на стадии осуществления строительства и расчетов за выполненные работы.

Ключевые слова

инвестиционно-строительный комплекс, система ценообразования, инвестиции, инновационная активность.

Рекомендуемая ссылка

Сайфуллина Фарида Маратовна. Оптимизация механизма ценообразования в системе инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (9). Номер статьи: 0903. Дата публикации: 08.09.2011. Режим доступа: https://sovman.ru/article/0903/

Authors

Abstract

Currently, the existing system of pricing allows only describe costs in the production process, it is based on technological standards, which are not all perfect. In a basis of system must be the complex of interrelated normative-methodical and information-reference documents, allowing to determine the cost of construction at three main stages of the investment-construction process: at the stage of budget planning, design and implementation stages of construction and calculations for the executed works.

Keywords

investment-building complex, system of pricing, investment, innovation activity.

Suggested citation

Sajfullina Farida Maratovna. Optimization of the pricing mechanism in the system of innovative development of investment-building complex // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (9). Art. # 0903. Date issued: 08.09.2011. Available at: https://sovman.ru/article/0903/

Нормативная база ценообразования — одна из важнейших составляющих строительной отрасли. Новые технологии, разнообразие отечественных и импортных материалов и рост конкуренции на рынке строительных услуг вынуждают искать современные методы расчета стоимости конечного строительного объекта.

Смета – это документ, определяющий на основе проектных данных стоимость строительства, в том числе затраты, необходимые для выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ и приобретения оборудования, а также прочие неизбежные расходы, связанные с осуществлением строительства.

Читайте также:  Как определить прямой угол при строительстве фундамента дома

В условиях сформировавшихся рыночных отношений в строительстве, отсутствия достаточно развитой информационной системы ценообразования, необходимости контроля над расходованием средств как бюджетных, так и внебюджетных требуют реализации комплекса задач, связанных с совершенствованием сметно-нормативной базы.

Реформирование системы ценообразования в строительстве, как и работа по актуализации СНиПов и созданию технических регламентов, носят несистемный характер. Уже подготовленные проекты документов вызывают большие нарекания со стороны специалистов, проекты обновленных СНиПов отличаются от своих оригиналов лишь небольшими правками. В основном обновлены формулировки, что связано с принятием в последние годы Градостроительного кодекса РФ и ряда законов.
В сложившейся ситуации ценообразование в строительстве на сегодняшний день имеет глубоко противоречивый и проблемный характер. Копирование советских методов приводит к ситуации, когда подрядчик не может достроить объект из-за реального увеличения стоимости материалов. Нередки случаи искусственного занижения стоимости строительства, основанного на разнице во времени проведения торгов и момента оценки стоимости работ. Практика показывает, что тендер выигрывается за счет нереально низкой стартовой цены, которая корректируется затем с помощью дополнительных соглашений и прочих методов. Длительный период прохождения экспертиз, утверждения проекта, сама процедура торгов приводит к тому, что составленная смета не отвечает реальным ценовым показателям на рынке строительных услуг, что в дальнейшем сказывается на сроках строительства и качества работ в целом.

Важно иметь в виду также тот факт, что существующая система ценообразования стимулирует рост цен на строительные материалы без их увязки с качеством. Для контроля над ситуацией на рынке строительных материалов необходимо привлекать и антимонопольную, и налоговую службы. Резкое повышение цен на материалы зачастую является следствием искусственно созданного производителями дефицита на материал.

Система ценообразования в строительстве по масштабу охвата нормируемых видов и комплексов работ, ресурсов, затрат и по их номенклатуре не имеет аналогов ни в одной из отраслей материального производства. В последнее время наблюдается сдерживание внедрения новых прогрессивных технологий, материалов и конструкций из-за их убыточности, потому что цены продолжают устанавливаться с оглядкой на устаревшие решения и нормативы. При сложившейся системе формирования отпускных цен стоимость однотипных строительных изделий порой разнится в 1,5-2 раза.

Разработка новых видов технологий, работ и материалов должна завершаться разработкой и утверждением технологических карт и на их основе – цен. Это позволит предприятиям устранять препятствия, возникающие на пути к быстрому внедрению новых разработок в отрасли. Необходимо активизировать работу по проведению подрядных торгов на проектирование, строительство, поставку строительных материалов, изделий и конструкций в целях снижения конечной цены строительной продукции за счет включения механизмов рыночного регулирования цен и создания барьеров для их монопольного завышения. Подрядным организациям в этих условиях необходимо более активно переходить на определение цены строительной продукции на базе создаваемых собственных норм затрат по видам работ.

Сегодня большинство строительных организаций оказалось в ситуации, когда, с одной стороны, увеличиваются объемы выполненных работ, а с другой – снижается их рентабельность. Результатом становятся долгострои.

Улучшению ситуации будет способствовать развитие гарантийной системы, которая должна обеспечить эффективное ведение проектов на всех стадиях реализации, устойчивое бюджетное планирование и прозрачную систему ценообразования в строительстве. Действующая система ценообразования позволяет лишь описывать затраты в процессе производства, она опирается на технологические нормы, которые не все совершенны.

В основе системы должен находиться комплекс взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов, позволяющих определять стоимость строительства на трех основных стадиях инвестиционно-строительного процесса. Во-первых, на стадии бюджетного планирования, когда принимается решение о целесообразности строительства того или иного объекта и определяются основные параметры его стоимости, то есть ориентированные объемы финансовых затрат. Во-вторых, на стадии проектирования, когда определяются объемно-планировочные и конструктивные параметры объекта и основные потребительские свойства входящих в его состав помещений. В-третьих, на стадии осуществления строительства и расчетов за выполненные работы.

Сейчас на ценообразование в строительной отрасли влияют как объективные, так и субъективные факторы. К первым относится рост цен на ресурсы, применяемые в строительстве (плюс 10-20% в год); изменение законодательства (5-10%) и технических норм (10-20% по отдельным объектам); задержка выхода на площадку из-за административных барьеров и несвоевременное финансирование (5-10%). Ко вторым — непродуманные планировочные (10-40%) и конструктивные (10-20%) решения; нерациональное размещение объекта (5-10%), а также различные злоупотребления. Немаловажным фактором, удорожающим стройку, является низкая инновационная активность в строительной сфере, обусловленная отсутствием системы мотивации к снижению издержек.

Проведение периодических пересмотров сметных норм и цен (1984, 1991, 2001 гг.) способствовали совершенствованию отдельных элементов системы ценообразования, преодолению существующих разрывов между уровнем сметных нормативов и издержками строительного производства.

По результатам проведенных исследований можно провести сравнительные характеристики сметно-нормативных баз.
Как известно, система сметного нормирования и ценообразования в строительстве 1984 г., которая все еще применяется в отечественной практике расчетов стоимости строительства, не отвечает современным требованиям ни по составу работ, поскольку в ней не учитываются современные строительные технологии, машины и механизмы, строительные материалы и оборудование и т.д., ни по количественным характеристикам физических показателей затрат труда, машин и материалоемкости элементных и укрупненных сметных норм.

Заявленные изменения в сметно-нормативную базу, которые вносят ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» носят исключительно косметический характер: переставляются слова, меняются коды ресурсов и так далее.

Скорее всего основной задачей разработки сметной документации с использованием базы 1984 г. служит не формирование стоимости строительства объекта или договорной цены, а определение потребных ресурсов (материальных, трудовых, технологических и т.д.).

Сметная нормативная база 1991 г., которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была доведена до завершения, а главное – в ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, накладных расходов и прочих затрат под технологию выполнения строительно-монтажных работ. Это снижало точность расчетов и приводило к значительным противоречиям между заказчиками и подрядчиками капитального строительства при определении договорных цен.
Создание сметно-нормативной базы 2001 г. не избежала многих недостатков, присущих сметно-нормативным базам 1984 г. и 1991 г. Она также не отражает всего многообразия современных отечественных и зарубежных технологий строительства, новых средств механизации, транспорта, материалов и оборудования, объективно необходимых производственных затрат. Такие же недостатки присущи и многим территориальным сметным нормам и нормативам.

Темпы развития и усовершенствования технологических процессов в строительной отрасли и появление на рынке новых материальных ресурсов на столько быстры, что новые технологии просто не успевают попадать, выпускаются дополнениями в виде сборников.

Введен новый Единый тарифно-квалификационный справочник ЕТКС), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2007г. №243 «Об утверждении единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (с изменениями от 28 ноября 2008г.), в котором должно последовать изменение государственных элементных сметных норм и территориальных единичных расценок, поскольку изменились межтарифные коэффициенты оплаты труда. В новой сметно-нормативной базе осталось все без изменения, что противоречит методологии сметного дела.

Вновь введены расценки с отечественной техникой, утратившие свою силу, а с импортной техникой, которая уже десятки лет применяется, в большей степени сметные расценки отсутствуют. Кроме того, с переходом на рыночные отношения в строительстве появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации. К ним относятся, в частности, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий и согласований, новые виды налогов и сборов, различные виды страхования, проценты за кредиты, затраты по реализации векселей и других ценных бумаг, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации, а также организацию и проведение конкурсов, затраты заказчиков на профессиональное управление инвестиционными проектами, оплату услуг федерального и региональных центров ценообразования, а также других организаций, осуществляющих разработку и экспертизу сметной документации. Учет этих затрат способствует повышению достоверности и точности расчетов сметной стоимости строительства объектов.

Следует отметить, что для определения реальной стоимости строительства необходимо решить организационно-экономические проблемы. Они связаны с разработкой механизмов повышения точности и достоверности прогнозных расчетов сметной стоимости строительства в зависимости от типов объектов, их отраслевой направленности и регионов строительства. Ресурсный подход, предполагающий расчет стоимости строительства с применением фактических затрат по всем видам ресурсов, потребляемых в строительстве, не всегда приемлем прежде всего из-за недостаточности информации о реальных ценах на ресурсы, а также из-за значительной трудоемкости.

Наиболее сложной и объемной задачей является мониторинг текущих цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, который должен проводиться как у заказчиков, так и подрядчиков. Развитие индексного метода определения стоимости строительства достигается благодаря работе региональных центров по ценообразованию.

Многие регионы разработали территориальные сметные нормы и нормативы на строительство по новым технологиям, а также нормативы для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в отдельном субъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия выполнения работ (далее – территориальный сметный норматив).
В зависимости от назначения, принадлежности и порядка утверждения сметные нормативы подразделяются на:
— нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета (далее – государственный сметный норматив);
— нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в отдельном субъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия выполнения работ (далее — территориальный сметный норматив);
— нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов, учитывающие специфику соответствующей отрасли (далее — отраслевой сметный норматив);
— нормативы, предназначенные для отдельного объекта (стройки), разрабатываемые по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных действующими государственными сметными нормативами (далее — индивидуальный сметный норматив).

На сегодняшний день, пакет документов по обоснованию стоимости строительства, разработанных Минстроем СССР (1984г.), остается единственно возможным, контролируемым и доступным для использования при расчетах за строительную продукцию между заказчиком и подрядной организацией в большинстве случаев выполнения строительных работ.

Новая система ценообразования в строительной отрасли, которую разрабатывает Минрегион России, должна сделать расчеты «прозрачнее» и точнее, ограничить субъективный подход и возможности искажения стоимости строительства. Предлагаемые сметные нормативы, по сути, «скопированы» с зарубежных образцов. Их особенностью является то, что нормируется стоимость конструкции, а не технологические операции, и они составляются в текущем уровне цен на начало бюджетного года.

Эффективные системы ценообразования в строительстве за рубежом базируются на прогрессивных сметных нормах и нормативах; а также механизмах расчета затрат (стоимости) на реализацию инвестиционно-строительных проектов и программ.
Сметные нормы и нормативы используются на всех стадиях управления инвестиционными процессами, включая прединвестиционную стадию (эскизная проработка проекта с обоснованием его основного замысла), обоснование инвестиций в строительство, разработку тендерной документации заказчика, формирование конкурсной документации подрядчиков и поставщиков ресурсов, разработку рабочего проекта и рабочей документации, подготовку строительного производства и взаиморасчеты за выполненные работы, а также поставки ресурсов.

При этом, в отличие от отечественной практики, более значительная часть принадлежит оценке затрат и эффективности в составе обоснований инвестиций в строительство и конкурсной документации.

Сметные нормы и нормативы в наиболее развитых странах мира построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями. К примеру, в США и Канаде с 1942 года действует практически неизменная, отлично поставленная детальнейшая система определения основных факторов стоимости строительства, в основе которой — ежегодные сборники строительных расценок национальной корпорации R.S.Means Co. Incorporated Ltd, содержащие среднеамериканские (в том числе укрупненные) стоимостные показатели.

Своеобразный «кодекс строительной стоимости США» содержит 15 сборников с более чем 165 тысячами расценок, закодированными по единой общенациональной системе классификации. При этом эти сборники никем не утверждаются, не имеют директивного характера, но применяются всеми фирмами ввиду их совершенства.

Регулирование отношений в строительном секторе экономики США с 1905 года осуществляется на основе Building Codes («Строительные нормы») и Standards («Стандарты») — своего рода Библии для представителей американского строительного комплекса, обеспечивающих взаимопонимание между покупателем, изготовителем и местными властями, направленных на защиту здоровья и безопасности людей.

Содержание и форма расценок необычны для наших специалистов, поскольку включают в себя состав звена рабочих, выработку звена за 8 часов, детальные характеристики строительных конструкций. Ставка заработной платы (еженедельная) бригадира звена принимается равной двум ставкам рабочих для каждой специальности. При этом ставка заработной платы в строительстве самая высокая в экономике США, принимается усредненной для 30-ти крупнейших городов страны по согласованию между ассоциациями предпринимателей и профсоюзами и составляет порядка 21-30 долл./час.

Большинство проектных организаций и групп США имеют свою технику определения стоимости строительства, поскольку она не регламентирована никакими официальными документами. Обычные составляющие стоимости строительства — прямые затраты, накладные расходы и прибыль с учетом индекса стоимости строительства, учитывающего темпы инфляции. Нормы накладных расходов напрямую зависят от годовых объемов работ и составляют порядка 5-30% стоимости прямых затрат.

Норматив всех налогов на прибыль не превышает 35%. Все виды контрактных цен «притерты» — максимальная рентабельность строительства не превышает 3-6% и в основном зависит от точности расчетов сметной стоимости. Как правило, составление проектно-сметной документации включает в себя четыре этапа, различающиеся усредненной точностью сметного расчета с истинной стоимостью.

Практика определения сметной стоимости строительства в США предусматривает необычные для наших специалистов поправочные коэффициенты к стоимости строительства: (-2)-(+5)% — учет экономических условий в районе строительства (благоприятные-неблагоприятные); (-2)-(+10)% — характеристика системы управления стройкой подрядчиком (без опыта-совершенная); (-1)-(+10)% недостаток-избыток рабочих на стройке; (-1) (+2)% — условия хранения материалов на стройке; (-5)-(+12)%-недостаток-избыток субподрядчиков; (-2)-(+5)% — стесненность-нестесненность условий на строительной площадке; (-5)-(+15)% — состояние конъюнктуры на строительном рынке.

В европейских странах применяется система сметных расчетов, близкая к североамериканской. Различие заключается в степени детализации элементной и укрупненной сметной нормативной базы, составе и структуре объектов-представителей, системе классификации и кодирования сметной информации, учете региональных особенностей строительства и др.
В передовой зарубежной практике оценка стоимости инвестиционно-строительноэксплуатационных проектов немыслима без применения компьютерных программ, мощных баз данных и знаний. В Великобритании фирма TECHNICAL INDEXES Ltd ежегодно публикует сборники WESSEX и выпускает компактные лазерные диски со строительными расценками.

Основными требованиями к отечественной методологии и информационной технологии оптимизации расчетов стоимости строительства с учетом передового зарубежного опыта являются:
1. Определение оптимальной сметной стоимости строительства в составе инвесторских смет (или сметных расчетов) и конкурсной документации заказчика с учетом наиболее рациональной продолжительности и эффективности реализации инвестиционных проектов и программ;
2. Повышение достоверности, прежде всего, прогнозной оценки стоимости строительства в составе прединвестиционной и предпроектной документации, а также на ранних стадиях проектирования;
3. Преемственность сметных расчетов на различных стадиях разработки и реализации инвестиционных проектов и программ, с тем чтобы различия между сметными расчетами, осуществляемыми в различных видах сметной документации, а также документации по взаиморасчетам за выполненные работы и услуги не превышали обоснованных пределов; 4. Постоянное совершенствование элементной сметной нормативной базы, учитывающей разнообразные технологии строительства, региональные особенности, новые строительные машины и механизмы, средства малой механизации, материалы, конструкции и оборудование;
5. Создание принципиально новой укрупненной сметной нормативной базы, основывающейся, прежде всего, на натуральных показателях физических объемов работ, трудоемкости, машино- и материалоемкости на единицу мощности строительной продукции по объектам-представителям и регионам, которая должна являться основой для разработки соответствующих удельных стоимостных показателей;
6. Создание более эффективных информационных технологий, которые обеспечивают не только огромную переработку информации для конкретного пользователя, в корпоративном масштабе, но и информационную совместимость всех участников инвестиционного процесса, обеспечивающую обмен информации не только в локальных, но региональных вычислительных сетях.

Все сказанное свидетельствует о том, что в ближайшее время было бы целесообразно разработать новую эталонную сметно-нормативную базу, а не пересматривать сметную базу 2001 года под видом новой. Это повлечет за собой реформу технического регулирования, так как новые технологии, как и прежде, должны контролироваться, иметь к себе индивидуальные требования и находить отражения в СНиПах. Все вышеизложенное, по нашему мнению, будет способствовать эффективности инвестиций в экономику страны.

Источник: sovman.ru

Рейтинг
Загрузка ...