Кунсткамера — музей, основанный по указу Петра I, открылся в 1714 г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом «Кунсткамера», что означает «кабинет редкостей». В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты, созданные природой и руками человека. Полное название музея — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Кунсткамера создавалась на основе личных коллекций самого Петра. Любознательного царя всегда привлекали удивительные, таинственные явления — теленок с двумя головами, трехногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, странные растения, каменные идолы. Собрание редкостей и экзотических вещей быстро росло.
Из разных концов страны поступали все новые находки — редкие минералы, чучела экзотических животных, старинные монеты и манускрипты, диковинные черепа и древняя утварь. Во время своих заграничных путешествий царь, не скупясь, закупал редкие книги, приборы, оружие, природные редкости, анатомические препараты. Так, в 1717 г. он купил в Голландии коллекцию «монстров» — заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии.
Такого вы не видели! Отправляемся в Кунсткамеру.
Есть в Кунсткамере и поистине уникальные экспонаты, например огромный (диаметром более 3 м) Готторпский глобус XVII в., изготовленный в немецком городе Готторп и подаренный Петру голштинским герцогом. Он представляет собой своеобразный планетарий с картой звездного неба, которую могут наблюдать одновременно больше десятка человек, находящихся внутри его.
Царские коллекции были доступны для всеобщего обозрения. «Я хочу, чтоб люди смотрели и учились!» — говорил Петр. Его указ гласил: «В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». За вход денег не брали, более того, каждому посетителю предлагалось угощение.
Сперва коллекции размещались в доме, конфискованном после казни боярина Кикина, — Кикиных палатах. Затем для Кунсткамеры было выстроено специальное здание на Васильевском острове. Постепенно собрание занятных редкостей начало превращаться в настоящий академический музей. Здесь появилась богатая этнографическая коллекция. В настоящее время этнографические, антропологические и археологические собрания музея, насчитывающие более миллиона экспонатов, представляют культуру и быт народов всех континентов, рассказывают о происхождении человека и человеческих рас, истории первобытного общества.
Источник: wikiway.com
Кунсткамера при Петре I — первый музей России
Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Что собой представляла основанная Петром Кунсткамера? Фактически это был первый музей, организованный и открытый в России императором Петром Первым в 1714 году.
Создание Кунсткамеры – первого российского музея
Интересно. В начале XVIII века вновь созданную Кунсткамеру еще называли «Кабинетом редкостей» из-за того, что Петр Алексеевич, как и многие правители Западной Европы, увлекался собранием редкостей и аномалий, в том числе и анатомических, хотя в переводе с немецкого «Kunstkammer» означает «комната искусства».
Во время Великого посольства у Петра I появилось много идей о реорганизации и реформировании России. На страницах путевого дневника императора за 1697 год появилась запись о «зело дивных», «кумтах», то есть «кабинетов редкостей» Голландии и Англии. Петр Алексеевич был впечатлен, а после знакомства с анатомической наукой, начал покупать целые коллекции разных предметов и книг. Эти коллекции отправлялись в Москву, оформлялись на первое время в так называемый «государев кабинет», который стал основой Кунсткамеры.
Открытие кунсткамеры
После начала строительства Санкт-Петербурга Петр Великий приказал перевести «государев кабинет» в новую столицу, в Летний дворец. В 1714 году коллекция, разместившаяся в людских комнатах, получила название Кунсткамеры. Именно этот год считается датой основания музея, именно в это время он начал свою историю. В 1719 году коллекция стала доступна для публики.
Петр Алексеевич отверг идею о входной плате и стал раздавать всем посещающим Кунсткамеру бесплатное угощение: чай, рюмку водки, сладости. На это из казны ежегодно выделялось около 400 рублей. Почему Петр I раздавал угощения посетителям? Таким образом он пытался привлечь их внимание к новому музею.
В это время надзор и общее руководство Кунсткамерой осуществлял лейб-медик Р. К. Арескин, позже общее руководство было передано главе АН Л. Блюментросту. К этому моменту музей фактически становится ее научной площадкой. Сюда приезжали ученые со всей Европы, чтобы изучать экспонаты и расширять базу для своих исследований.
Интересно. В 1717 году государь приобрел для Санкт-Петербургской Кунсткамеры собрание А. Себы. Переписка с этим коллекционером шла давно, а покупка стала толчком к постоянному пополнению и расширению коллекции музея.
Строительство отдельно здания и его архитектура
Из Летнего дворца расширившуюся коллекцию перевезли сначала в палаты А. В. Кикина, а в 1717 году началось строительство нового здания на Стрелке Васильевского острова.
Интересно. Существует легенда, что место для строительства было выбрано лично императором: прогуливаясь по берегу Невы, он увидел необычную сосну, окруженную кольцами из собственных веток. Петр Алексеевич приказал срубить дерево и на месте, где оно росло, начать строительство Кунсткамеры.
Строительство в первой половине XVIII века
Близкий друг и соратник Петра Алексеевича Я. Брюс писал о том, что проект симметричного здания с башней был готов уже в 1716 году. Его автором стал А. Шлютер. Кунсткамера должна была занять восточное крыло, а центральную часть с башней и западное крыло заняли бы учреждения Академии Наук.
Архитекторами ансамбля в стиле классического петровского барокко выступили:
- Г. И. Маттернови (начал работу в 1718 году после смерти А. Шлютера и по его проектам);
- Г. Кьявери (продолжил работу после Г. Маттернови, переделал башню, спроектировал западную лестницу и большой зал с двухуровневой колоннадой);
- Н. Ф. Гребель (спроектировал новую крышу и башню, более высокую, с куполом);
- Х. ван Болес (непосредственно занимался возведением купола);
- М. Г. Земцов (работал в 1727-1734 годах; оформил внутренние интерьеры, закончил внешнее убранство).
Интересно. М. Г. Земцов не учился за границей – он являлся ярким представителем «русской архитектурной школы». Считается, что Кунсткамера приобрела свой окончательный вид именно благодаря ему: им была достроена башня, расположены статуи по фасаду и внутренним нишам, закончены волюты боковых павильонов.
Петр I так и не увидел полностью построенного здания. Первую часть коллекции перевезли туда только в 1726 году уже по приказу Екатерины I, хотя и на тот момент здание еще не было достроено.
Строительство во второй половине XVIII – XIX веках
В 1734 году строительство музея было завершено, но в 1747-ом произошел пожар, который уничтожил башню. Она была реконструирована; во второй половине XVIII – начале XIX веков продолжалась отделка здания: оно было украшено скульптурами, бюстами и медальонами (скульптор М. П. Павлов), а также росписями (художник Ф. Рихтер).
В 1755-1758 годах работами занимался С. И. Чевакинский. В это время он построил академические мастерские и перестроил пострадавшую от пожара часть здания.
Свой окончательный вид Кунсткамера приобрела в начале XIX века при Р. Р. Марфельде. Именно он перестраивал здание для нужд вновь организованных музеев Академии Наук.
Экспозиция музея
Началом экспозиции Кунсткамеры стали покупки, сделанные Петром Первым во время Великого посольства, и покупки в 1717 году коллекций редкостей Ф. Рюйша и А. Себы.
Интересно. Ф. Рюйш формировал свою коллекцию около 50 лет; продать ее согласился только русскому государю, веря, что он сможет ее сохранить. Петр Первый приобрел коллекцию, которую впервые увидел в Амстердаме во время Великого посольства, за тридцать тысяч гульденов. Наиболее интересным предметом ее был детский скелет с двумя головами (в XVII-XVIII веках о сиамских близнецах еще, естественно, ничего не знали).
Начало собственной коллекции
В 1718 году император издал такой приказ: собирать анатомические и иного вида редкости со всех губерний России. Его особенно интересовало «все, что зело старо и необычно»: оружие, одежда, инструменты. В северную столицу привозили минералы, драгоценные камни, петроглифы, раковины, чучела необычных зверей, коллекции бабочек и прочее. Все это оформлялось и представлялось публике.
Кстати, согласно этому указу, за любые находки полагалось вознаграждение, а за сознательную утайку «редкостей» вводились штрафы.
В 1720 году в распоряжение музея была передана коллекция Д. Г. Мессершмидта, путешественника и этнографа, изучавшего народы Сибири. В 30-ых годах в Кунсткамеру передали собрание инструментов и механизмов Я. Брюса и коллекции, собранные во время Камчатской экспедиции 1733-1743 годов.
Интересно. В 40-ых годах XVIII века началась работа по каталогизации экспонатов музея. Было выпущено несколько путеводителей на русском и латинском языках.
Коллекция в XIX веке
Коллекция Кунсткамеры очень быстро росла, а в 1830 году она была разделена на отдельные музеи.
Экспозиции этих музеев рассказывали о биологических особенностях развития и материальной культуре народов, проживавших на территориях от Японии до Африки, от Америки, Северной и Южной, до Китая. Экспонаты привозились из экспедиций, покупались на средства, выделенные из государственной казны. Особенно значительно коллекция Кунсткамеры пополнилась во время царствования Екатерины II, хотя и другие Романовы внесли весомый вклад в расширение экспозиции: великая княгиня Елена Павловна передала музею знаменитую астролябию фламандца Г. Арсениуса, а Николай II привез много уникальных предметов из своего заграничного и дальневосточного путешествия.
В настоящее время раннюю историю музея освещают несколько экспозиций. В них представлены инструменты, собранные Петром I и его преемниками. Глобус-планетарий был приобретен императором ещё в 1713 году и весил более трех с половиной тонн. В 1747 году он сгорел, но его удалось реставрировать по старым чертежам.
Остальные инструменты и приборы, в том числе ньютоновская труба, труба Доллона, зрительная труба Ломоносова, с помощью которой он наблюдал за Венерой, астрономические часы, идеально сохранились до нашего времени. Также до нашего времени дошла уникальная китайская механическая игрушка из янтаря и слоновой кости, купленная русским посланником Л. В. Измайловым в Китае в 1720 году – «ладья небесная».
Интересно. Во времена Петра Алексеевича в коллекции Кунсткамеры были и так называемые «живые экспонаты». При музее жили карлики, люди-гиганты, необычные животные. Например, известно, что некий карлик по имени Федор Игнатьев прожил при музее более шестнадцати лет.
Знаменитые сотрудники
Кунсткамера на протяжении XVIII-XIX веков работала как музей и как научный центр. В ее стенах трудились:
- М. В. Ломоносов;
- А. Эйлер;
- Г. В. Крафт;
- Ф. Х. Майер.
Все эти ученые стали основоположниками российской академической науки. Их работа дала начало дальнейшим исследованиям в области химии, физики, астрономии, математики.
Источник: rusistori.ru