В состав территориальных зон могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон сельскохозяйственного использования включены:
— зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1);
— зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2);
— зона сельскохозяйственного производства (СХ-3);
— зона, предназначенная для ведения огородничества (СХ-4).
СХ-1 – ЗОНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
Зона сельскохозяйственных угодий СХ-1 установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране.
– земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
ИЖС или ЛПХ что выбрать? Как поменять Вид разрешенного использования?
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливается.
СХ-2 ЗОНА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ САДОВОДСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами дачного хозяйства, садоводства.
Основные виды разрешенного использования
№ п/п | Наименование ВРИ | Код (числовое обозначение ВРИ) | Предельные размеры земельных участков (кв. м) | Предельное количество наземных этажей/ Предельная высота (м) | Мах % застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей * | Мах плотность застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей (м 2 /га) | Мin отступы от границ земельного участка (м) |
min | max | ||||||
1. | Водные объекты | 11.0 | Не устанавливается | 0/0 | 0/0 | ||
2. | Земельные участки (территории) общего пользования | 12.0 | Не устанавливается | ||||
3. | Ведение садоводства | 13.2 | 2 000 | 3/12 | 40% | 12 000 | |
4. | Ведение дачного хозяйства | 13.3 | 3 000 | 3/12 | 40% | 12 000 | |
5. | Ведение огородничества | 13.1 | 2 000 | 0/0 | 0% |
*-не устанавливается для плоскостных сооружений
Вспомогательные виды разрешенного использования
1. Коммунальное обслуживание – 3.1
2. Бытовое обслуживание – 3.3
3. Деловое управление – 4.1
Виды разрешенного использования земельного участка: что нужно знать собственнику?
5. Общественное питание – 4.6
6. Обслуживание автотранспорта – 4.9
7. Обеспечение внутреннего правопорядка – 8.3
8. Общее пользование водными объектами – 11.1
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к вспомогательным видам разрешенного использования устанавливаются идентичными с соответствующими предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных для основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, дополнительно к которым и совместно с которыми установлены вспомогательные виды разрешенного использования.
Условно разрешенные виды использования
№ п/п | Наименование ВРИ | Код (числовое обозначение ВРИ) | Предельные размеры земельных участков (кв. м) | Предельное количество наземных этажей/ Предельная высота (м) | Мах % застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей* | Мах плотность застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей (м 2 /га) | Мin отступы от границ земельного участка (м) |
min | max | ||||||
1. | Для ведения личного подсобного хозяйства | 2.2 | 3 000 | 3/- | 40% | 12 000 | |
2. | Коммунальное обслуживание | 3.1 | 100 000 | 3/30 | 75% | 22 500 | |
3. | Бытовое обслуживание | 3.3 | 100 000 | 4/- | 1 эт. — 59% 2 эт. — 57% 3 эт. — 45% 4 эт. — 41% | 1 эт. – 5 900 2 эт. – 10 400 3 эт. – 13 500 4 эт. – 16 400 | |
4. | Дошкольное, начальное и среднее общее образование | 3.5.1 | 4 000 | 100 000 | 4/- | 1 эт. — 36% 2 эт. — 30% 3 эт. — 24% 4 эт. — 18% | 1 эт. – 3 600 2 эт. – 6 000 3 эт. – 7 200 4 эт. – 7 200 |
5. | Культурное развитие | 3.6 | 1 000 | 100 000 | 3/30 | 1 эт. — 50% 2 эт. — 40% 3 эт. — 33% | 1 эт. – 5 000 2 эт. – 8 000 3 эт. – 9 900 |
6. | Религиозное использование | 3.7 | 1 000 | 100 000 | Не устанавливается | ||
7. | Деловое управление | 4.1 | 100 000 | 3/- | 1 эт. — 53% 2 эт. — 42% 3 эт. — 34% | 1 эт. – 5 300 2 эт. – 8 400 3 эт. – 10 200 | |
8. | Магазины | 4.4 | 10 000 | 3/- | 1 эт. — 49% 2 эт. — 38% 3 эт. — 31% | 1 эт. – 4 900 2 эт. – 7 600 3 эт. – 9 300 | |
9. | Банковская и страховая деятельность | 4.5 | 1 000 | 10 000 | 3/- | 60% | 18 000 |
10. | Общественное питание | 4.6 | 10 000 | 2/- | 1 эт. — 49% 2 эт. — 38% | 1 эт. – 4 900 2 эт. – 7 600 | |
11. | Развлечения | 4.8 | 5 000 | 100 000 | 3/- | 1 эт. — 53% 2 эт. — 42% 3 эт. — 34% | 1 эт. – 5 300 2 эт. – 8 400 3 эт. – 10 200 |
12. | Обслуживание автотранспорта | 4.9 | 1 000 | 20 000 | 3/- | 75% | 22 500 |
13. | Объекты придорожного сервиса | 4.9.1 | 1 000 | 10 000 | 2/- | 1 эт. — 43% 2 эт. — 31% | 1 эт. – 4 300 2 эт. – 6 200 |
14. | Спорт | 5.1 | 1 000 | 100 000 | 3/30 | 1 эт. — 75% * 2 эт. — 45% 3 эт. — 35% | 1 эт. – 7 500 2 эт. – 9 000 3 эт. – 10 500 |
15. | Причалы для маломерных судов | 5.4 | 5 000 | 500 000 | 1/10 | 40% | 4 000 |
*-не устанавливается для плоскостных сооружений
СХ-3 – ЗОНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.
Основные виды разрешенного использования
№ п/п | Наименование ВРИ | Код (числовое обозначение ВРИ) | Предельные размеры земельных участков (кв. м) | Предельное количество наземных этажей/ Предельная высота (м) | Мах % застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей * | Мах плотность застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей (м 2 /га) | Мin отступы от границ земельного участка (м) |
min | max | ||||||
1. | Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур | 1.2 | 20 000 | 1 000 000 | 0/- | 0% | |
2. | Овощеводство | 1.3 | 20 000 | 100 000 | -/20 | 30% | 3 000 |
3. | Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур | 1.4 | 20 000 | 100 000 | 0/- | 0% | |
4. | Садоводство | 1.5 | 20 000 | 100 000 | 0/- | 0% | |
5. | Выращивание льна и конопли | 1.6 | 20 000 | 100 000 | 0/- | 0% | |
6. | Скотоводство | 1.8 | 20 000 | 100 000 | -/10 | 30% | 3 000 |
7. | Звероводство | 1.9 | -/10 | 30% | 3 000 | ||
8. | Птицеводство | 1.10 | -/10 | 30% | 3 000 | ||
9. | Свиноводство | 1.11 | -/10 | 30% | 3 000 | ||
10. | Пчеловодство | 1.12 | -/5 | 30% | 3 000 | ||
11. | Научное обеспечение сельского хозяйства | 1.14 | 3/- | 30% | 9 000 | ||
12. | Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции | 1.15 | 3/- | 30% | 9 000 | ||
13. | Для ведения личного подсобного хозяйства | 1.16 | 0/0 | 0% | |||
14. | Обеспечение сельскохозяйственного производства | 1.18 | 3/- | 30% | 9 000 | ||
15. | Водные объекты | 11.0 | Не устанавливается | 0/0 | 0% | ||
16. | Земельные участки (территории) общего пользования | 12.0 | Не устанавливается |
*-не устанавливается для плоскостных сооружений
Вспомогательные виды разрешенного использования
1. Коммунальное обслуживание – 3.1
2. Бытовое обслуживание – 3.3
3. Среднее и высшее профессиональное образование – 3.5.2
4. Общественное управление – 3.8
5. Обеспечение научной деятельности – 3.9
6. Деловое управление – 4.1
8. Общественное питание – 4.6
9. Обслуживание автотранспорта – 4.9
10. Пищевая промышленность – 6.4
12. Транспорт – 7.0
13. Гидротехнические сооружения – 11.3
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к вспомогательным видам разрешенного использования устанавливаются идентичными с соответствующими предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных для основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, дополнительно к которым и совместно с которыми установлены вспомогательные виды разрешенного использования.
Условно разрешенные виды использования
№ п/п | Наименование ВРИ | Код (числовое обозначение ВРИ) | Предельные размеры земельных участков (кв. м) | Предельное количество наземных этажей/ Предельная высота (м) | Мах % застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей* | Мах плотность застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей (м 2 /га) | Мin отступы от границ земельного участка (м) |
min | max | ||||||
1. | Охота и рыбалка | 5.3 | 1 000 | 1 000 000 | 2/- | 40% | 8 000 |
2. | Обслуживание автотранспорта | 4.9 | 1 000 | 20 000 | 3/- | 75% | 22 500 |
3. | Объекты придорожного сервиса | 4.9.1 | 1 000 | 10 000 | 2/- | 1 эт. — 43% 2 эт. — 31% | 1 эт. – 4 300 2 эт. – 6 200 |
4. | Пищевая промышленность | 6.4 | 5 000 | 100 000 | -/60 | 50% | 30 000 |
5. | Строительная промышленность | 6.6 | 5 000 | 1 000 000 | -/60 | 45% | 30 000 |
6. | Склады | 6.9 | 1 000 | 1 000 000 | -/60 | 60% | 30 000 |
7. | Железнодорожный транспорт | 7.1 | 1 000 | 100 000 | -/60 | 40% | 30 000 |
8. | Автомобильный транспорт | 7.2 | 1 000 | 100 000 | -/60 | 40% | 30 000 |
9. | Водный транспорт | 7.3 | 1 000 | 100 000 | -/60 | 40% | 30 000 |
10. | Воздушный транспорт | 7.4 | 5 000 | 1 000 000 | -/60 | 40% | 30 000 |
*-не устанавливается для плоскостных сооружений
СХ-4 ЗОНА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ОГОРОДНИЧЕСТВА
Зона, предназначенная для ведения огородничества СХ-4, установлена для ведения гражданами огородничества.
Основные виды разрешенного использования
№ п/п | Наименование ВРИ | Код (числовое обозначение ВРИ) | Предельные размеры земельных участков (кв. м) | Предельное количество наземных этажей/ Предельная высота (м) | Мах % застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей* | Мах плотность застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей (м 2 /га) | Мin отступы от границ земельного участка (м) |
min | max | ||||||
1. | Водные объекты | 11.0 | Не устанавливается | 0/0 | 0% | ||
2. | Земельные участки (территории) общего пользования | 12.0 | Не устанавливается | ||||
3. | Ведение огородничества | 13.1 | 2 000 | 0/0 | 0% | ||
4. | Для ведения личного подсобного хозяйства | 1.16 | 3 000 | 0/0 | 0% |
*-не устанавливается для плоскостных сооружений
Вспомогательные виды разрешенного использования
1. Коммунальное обслуживание – 3.1
2. Общее пользование водными объектами – 11.1
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к вспомогательным видам разрешенного использования устанавливаются идентичными с соответствующими предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных для основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, дополнительно к которым и совместно с которыми установлены вспомогательные виды разрешенного использования.
Условно разрешенные виды использования
№ п/п | Наименование ВРИ | Код (числовое обозначение ВРИ) | Предельные размеры земельных участков (кв. м) | Предельное количество наземных этажей/ Предельная высота (м) | Мах % застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей* | Мах плотность застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей (м 2 /га) | Мin отступы от границ земельного участка (м) |
min | max | ||||||
1. | Для ведения личного подсобного хозяйства | 2.2 | 3 000 | 3/- | 40% | 12 000 | |
2. | Ведение садоводства | 13.2 | 2 000 | 3/12 | 40% | 12 000 | |
3. | Ведение дачного хозяйства | 13.3 | 3 000 | 3/12 | 40% | 12 000 |
*-не устанавливается для плоскостных сооружений
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник: cyberpedia.su
Земли сельхозназначения — виды разрешенного использования
Описание страницы: земли сельхозназначения — виды разрешенного использования от профессионалов для людей.
Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования таких участков
- фруктов,
- овощей,
- зерновых культур,
- ведения животноводства.
Такие плодородные земли относятся к категории сельхозназначения.
Законодательно установлено определение территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства и перечень разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (ЗК РФ ст. 77, 78):
- ведение сельского хозяйства в промышленных масштабах;
- устройства специальных насаждений для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова и т.д.;
- осуществление сельхоз- и экотуризма;
- проведение научно-исследовательских работ и изысканий;
- животноводство;
- осуществление учебной и иной деятельности, связанной с сельским хозяйством;
- создание крестьянско-фермерских хозяйств;
- использование для нужд личного подсобного хозяйства;
- садоводство;
- огородничество.
Также допустимо строительство жилых и вспомогательных объектов недвижимости на землях сельхозназначения.
Чтобы не стать нарушителем закона и не попасть под действие Административного Кодекса РФ (КоАП РФ ст. 8.8), необходимо знать, к какому виду разрешенного использования относится ваш земельный участок сельскохозяйственного назначения и действовать строго в соответствии с Классификатором ВРИ.
В соответствии с российским законодательством все земли делятся на несколько категорий целевого назначения.
Это необходимо для определения правового режима их использования и охраны.
Самой большой группой являются земли сельхозназначения, виды разрешенного использования которых подробно расписаны в отдельном документе — Классификаторе ВРИ.
К ним относятся территории:
- расположенные за пределами населенных пунктов,
- обладающие определенными показателями плодородности,
- позволяющими вести сельскохозяйственную деятельность.
Все земельные богатства, тянущиеся за городом в пределах видимости и до самого горизонта, являются землями сельскохозяйственного назначения. И даже если они не заняты в настоящий момент полями и пашнями, они предназначены именно для целей, связанных с агропромышленным хозяйством.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Какие ВРИ для земельных участков сельхозназначения существуют?
Несмотря на свое название, земли сельхозназначения обладают широким спектром возможностей для своих владельцев.
Разрешенное использование земли сельскохозяйственного назначения определяются Классификатором ВРИ ЗУ и позволяют гражданам и организациям в полной мере воплощать свои бизнес- и сельхозидеи, эко-фантазии.
Благодаря классификатору ВРИ, а именно тому, что он охватывает всевозможные роды деятельности, которые могут вестись на землях сельхозназначения, на земельных участках возможно ведение следующих родов деятельности:
- осуществление предприятиями с/х деятельности;
- создание личных либо фермерских хозяйств;
- выращивание овощных, плодовых культур;
- создание дачных, садоводческих или огороднических товариществ;
- выращивание и разведение животных, насекомых и рыб;
- научно-исследовательская деятельность и т.д.
Все земли сельскохозяйственного назначения по видам разрешенного использования условно можно разделить на две категории.
- разрешено жилое строительство (Коды по Классификатору ВРИ 1.16, 13.1-13.3.);
- запрещено строить жилые здания, но допускается возведение капитальных строений с обязательным получением разрешения на строительство и не капитальных без получения оного (коды по Классификатору ВРИ 1.0-1.15, 1.17, 1.18).
Наиболее популярными для частного строительства являются следующие виды разрешенного использования земельных участков сельхозназначения:
- «Ведение садоводства» (код 13.2),
- «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3).
«Ведение садоводства» – земли, чаще всего входящие в садоводческие сообщества. Позволяют владельцам выращивать:
- сезонные и жилые садовые домики,
- вспомогательные строения.
Регистрация в таком жилье запрещена, но с вступлением в силу 1 января 2019 года закона ФЗ № 217-ФЗ «О садоводстве и огородничестве» это ограничение снимается. Также с вступлением в силу этого закона все дачные земли станут садоводческими.
«Ведение дачного хозяйства» – земельный участок можно использовать в тех же целях, что и в предыдущем пункте. Существенным отличием является возможность прописки только по решению суда после признания капитального строения жилым и соответствующим всем санитарным требованиям и норма безопасности.
Дачные и садовые участки могут принадлежать к категории земель населенных пунктов. Есть несколько способов выяснить, к какой категории относится Ваш земельный участок, самый простой — по кадастровому номеру. А о том, какая категория земель больше подходит для строительства, читайте в этой статье.
Несмотря на то, что новый Классификатор ВРИ ЗУ вступил в силу еще в 2015 году, не все землевладельцы привели свои правоустанавливающие документы на землю в соответствие.
Если в вашем кадастровом паспорте указан ВРИ из старого классификатора земель, которого в настоящее время уже не существует, не стоит расстраиваться.
Такой документ является действующим, а прописанные в нем виды разрешенного использования можно применять.
При желании сменить ВРИ на новый можно, уточнив в местной администрации планирование данной территории.
Чтобы определить весь спектр возможных видов разрешенного использования сельскохозяйственных земель, достаточно обратиться к Классификатору ВРИ ЗУ.
Кроме того, что сельскохозяйственные земли необходимо использовать в строгом соответствии с ВРИ, существуют дополнительные условия и ограничения ее использования:
- правовые – обусловлены правовым режимом территории, на которой расположены земли сельхозназначения;
- экологические – обусловлены требованиями экологической защиты земель и охраны окружающей среды;
- агротехнические – обусловлены необходимостью сохранения плодородия почв;
- специальные.
- Основные ВРИ – устанавливаются в строгом соответствии с Классификатором и целевым назначением участков.
- Условно разрешенные – определяются градостроительным регламентом в соответствии с условиями ПЗЗ для конкретной территории.
- Вспомогательные – не являются преимущественными для выбранного участка земли, направлены на обеспечение функционирования основного ВРИ.
Вид разрешенного использования земельного участка не только «подсказывает» собственнику, каким именно видом сельского хозяйства можно заниматься, но еще и определяет, сможет ли он построить на своей земле жилой дом или же не сможет.
Если вы желаете возвести жилую постройку, выбирайте участок с одним из следующих видов разрешенного использования:
- «Ведение дачного хозяйства» – для целей загородного отдыха или постоянного проживания с возможностью регистрации, такие земельные участки подходят оптимальным образом;
- «Ведение садоводства» – уже сегодня вы можете начать строительство капитального жилого строения, чтобы в 2019 году иметь возможность не только проживать на территории собственной усадьбы, но и прописаться в новом доме (ФЗ № 217-ФЗ).
Подробнее о строительстве на участках с ВРИ для садоводства и огородничества читайте в отдельной статье. Возможно, вам также будет интересна статья «Чем отличаются земли ИЖС, СНТ, ДНП«.
Фантазия владельца участка земли сельхозназначения в плане возведения вспомогательных и хозяйственных построек практически ничем не ограничена.
Допустимо строить множество объектов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, согласно вида разрешенного использования земли.
Вы можете строить:
- объекты недвижимости, необходимые для сельхозпроизводства (склады, овощехранилища, зерносушилки и т.д.);
- объекты коммуникаций (дороги, водопроводы и т.д.);
- загоны для скота или птицы;
- беседки, навесы, бани, сараи;
- объекты детских площадок (горки, качели, песочницы и т.д.);
- теплицы и мелиоративные сооружения;
- другие некапитальные строения, необходимые для выполнения полного цикла сельскохозяйственного производства.
О видах разрешенного использования земли сельхозназначения и способах поиска участков для аренды или покупки смотрите в данном видео:
Понятие и состав категории земель сельхозназначения достаточно обширны.
Целевое назначение земли и установленные ВРИ дают возможность каждому заинтересованному лицу найти земельный участок, полностью или частично соответствующий целям и запросам.
Также важно отметить, что возведение капитальных объектов на землях сельхозназначения не запрещено, но любое строительство должно полностью соответствовать не только градостроительным нормам и ПЗЗ, но и требованиям безопасности и санитарно-техническим нормам.
Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования
Разграничение земельных участков на отдельные категории происходит с учетом различных критериев. Одним из самых распространенных классификаторов принято считать целевое назначение земельного участка.
При этом каждая из обозначенных категорий земель разделена на подразделы, процедура выделения которых выполняется в соответствии с ее принадлежностью к определенной разновидности разрешенного использования. Земельное разграничение основывается на Приказе №450 Минэкономразвития, принятом 01 сентября 2014 г.
В соответствии с действующим законодательством, обязательно соответствие вида разрешенного использования земли, обозначенного документально, реальному ее назначению.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования
Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.
К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.
К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.
Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.
Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, читайте тут.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:
Следует рассмотреть чуть более детально каждый из вышеприведенных способов разрешенной эксплуатации земель, предназначенных для сельскохозяйственных целей.
Подсобное хозяйство
Данная разновидность участка предназначается только для организации в его пределах сельхозработ. По принятым правилам, строительные работы на территории, которая выделена под ЛПХ, воспрещены.
Под полевым земельным участком подразумевают землю, предназначением которой является ведение ЛПХ, которая размещена вне городской черты.
Участок для дачи
Такого рода участок используется гражданином с целью отдыха, а также для высаживания на нем садово-огородных культур. Одним из немаловажных особенностей такого участка считается право строительства на нем жилых построек, однако, без возможности проводить регистрацию в них.
Огородничество и садоводство
СНО (садоводческое некоммерческое объединение) – это созданная гражданами организация некоммерческого направления, разделяемая на такие формы:
- Некоммерческое садоводческое товарищество;
- Некоммерческое садоводческое партнерство;
- Потребительский садоводческий кооператив.
Кроме осуществления работ сельхозназначения, в пределах таких земельных участков допустимо выстраивание дачных построек. Ко всему прочему, постановлением №7-П, принятым 14 апреля 2008 г. Конституционным судом РФ, установлено разрешение на оформление регистрации в таких постройках.
Фермерское/крестьянское хозяйство
Эта разновидность эксплуатации участков является объединением граждан, располагающих на праве совместного владения имуществом, используемым в целях производства/реализации сельхозпродукции.
Основателями подобного хозяйства может быть как один, так и несколько граждан, с наличием оформленного на них права долевого владения участком, предметами труда и прочими средствами.
Для животноводства
На таких участках граждане имеют право занятия животноводством. Также здесь можно выпасать скот и допустимо сенокошение для обеспечения животных кормом на протяжении зимнего периода.
Производство продукции сельскохозяйственного значения
Целью использования подобных участков является выращивание/производство/переработка сельхозпродукции определенного вида.
Если покупается участок земли с предназначением для выполнения сельскохозяйственной деятельности, необходимо акцентировать внимание на вид деятельности, в котором его разрешено использовать, его можно найти непосредственно в документах правоустанавливающего значения.
Если он будет отличаться от целей, для которых участок и покупается, необходимо поразмыслить, насколько целесообразной будет такая сделка, поскольку чтобы переоформить вид разрешенной эксплуатации участка, потребуются существенные вложения и финансов, и времени.
Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения
Земельные участки применяются владельцами, учитывая категорию предназначения. Однако разрешенное использование сельхозугодий вполне возможно поменять.
Учитывая субъект собственности, за процесс перевода отвечают различные властные госорганы.
Ответственными за перевод являются такие органы:
- земли числятся в собственности Федерации – в данном случае, перевод осуществляется Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти Федерации);
- если земельные участки числятся во владении физлиц, включительно с землями сельхозпредназначения, находящимися во владении муниципального органа – за перевод отвечает исполнительная власть;
- участки пребывают во владении муниципальных органов, помимо участков сельхозназначения – изменение проводится территориальными органами;
- участки, владельцами которых выступают обычные физлица либо юрлица:
- по отношению к землям сельхозназначения – изменения проводят исполнительные органы госвласти;
- по отношению к землям иных целевых назначений – муниципальные госорганы.
Всего различают два метода перевода земельных участков:
- смена действующей категории;
- процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).
Первый метод
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона под №172 от 21 декабря 2004 г., смена категории земель, имеющих особенную ценность, является недопустимой. Для осуществления перевода необходимо выполнить следующие действия.
Стадия №1
Владельцу необходимо направить соответствующей формы прошение (в виде ходатайства). Адресуется оно госорганам, уполномоченным на рассмотрение заявления на смену земельной категории.
Ходатайство должно содержать такие сведения как:
- нумерация, присвоенная земельному участку при его регистрации в кадастре;
- земельная категория, к которой отнесен участок, и та, в которую будет осуществляться перевод;
- обозначение мотива (для чего необходимо проведение перевода);
- документ, служащий подтверждением наличия права владения земельным участком.
Ко всему прочему, к направляемому ходатайству следует приобщить такую документацию:
- проект (землеустроительный) для обоснования необходимости внесения изменений;
- выписка, подготовленная из государственного земельного реестра по рассматриваемым угодьям;
- копия документов для подтверждения личности: если это физлицо – паспорт, если же юридическое лицо/ИП – подготавливают выписку о проведении регистрации;
- выписку, подготовленную из информационной базы ЕГРП на имущество;
- если участок отнесен к категории, где необходима экологическая проверка, обязательным является составление такого заключения;
- разрешение от владельца, оформленное в письменном виде на проведение соответствующих изменений;
- в случае подачи прошения от имени представителя, потребуется подтвердить полномочия последнего (нужна доверенность).
Стадия №2
Государственными госорганами могут приниматься два варианта решения: это может быть отказ в удовлетворении ходатайства или же решение по одобрению смены земельной категории.
Госорганы отказывают в прошении при таких обстоятельствах:
- при подаче ходатайства ненадлежащим лицом;
- если документация, прилагаемая заявителем к ходатайству, имеет несоответствия с законодательными требованиями.
Такой акт должен быть направлен владельцу в двухнедельный срок (учитываются рабочие дни) со дня, когда документ был подписан. Владелец может при этом оспорить принятое решение, обратившись в судебную инстанцию.
Акт, предусматривающий решение о переводе участка должен быть вынесен на определенный период, на протяжении которого владельцу необходимо провести регистрацию внесенных изменений.
На вынесение этого решения, властные госорганы располагают двухмесячным сроком. Если документация направлена для ее последующего рассмотрения Правительством РФ, период будет составлять уже три месяца.
Стадия №3
Как только будет получен акт вместе с оформленным заключением на перевод участка в определенную категорию, новые сведения следует направить напрямую в государственный земельный кадастр, а также в ЕГРП. С момента внесения изменений в документацию правоустанавливающего значения, сделка будет считаться юридически завершенной.
Второй метод
Перевести земельный участок в пределах одной категории будет куда проще, да и к тому же, не потребует много времени. Для данной процедуры правила определяются в Градостроительном кодексе РФ (статьями 37 и 38).
С этой целью, необходимо направить заявление в адрес территориальных органов. Они организовывают процедуру открытого слушания, где в качестве присутствующих лиц будут выступать граждане, проживающие на смежных участках и в районе данной территориальной области. Здесь участникам дано право предоставления примечаний и рекомендаций.
После проведения слушания, его результаты будут опубликованы. Основываясь на заключении, сделанном при рассмотрении вопроса, руководителем органа местного самоуправления утверждается положительное решение об изменении вида разрешенного использования земли.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Обзор видов разрешенного использования земли сельхозназначения в 2019 году
В активе Российской Федерации находятся огромные территории земли. Большинство из этих земель может быть использовано для выращивания овощей, фруктов, зерновых и прочих культур, а также для животноводства.
Все плодородные участки относятся к сельскохозяйственной категории. На этих землях можно проводить только некоторые виды работ, а строительство может быть только связанное с сельским хозяйством (фермерские помещения и пр.).
Слово «земля» определяется множеством понятий. С юридической точки зрения имеются в виду некоторые части территорий, которыми управляет государство.
Земля является базовым ресурсом для каждой страны, но она также является и исчерпывающимся ресурсом, так как в случае ее неправильного использования она может потерять свое главное свойство – быть средой обитания для всего живого.
Государство разделяет все земли в соответствии с их назначением. После раздела каждая категория получает определенный статус. Кроме категории, земля также получает вид разрешенного использования, соблюдение которого обязательно для каждого собственника.
Земли сельхозназначения – это лучшие плодородные участки страны. Они используются как основное средство для производства. По этой причине государство очень строго следит за использованием земли. Право на владение землей такого типа регулируется множеством законодательных актов.
Категория включает в свой состав такие объекты:
- постройки, возведенные для хранения, переработки или производства сельскохозяйственной продукции (амбары, токи и пр.);
- участки с лесными насаждениями, которые защищают земли от воздействия посторонних факторов;
- дороги внутри хозяйств;
- разные типы коммуникаций;
- угодья, которые используются в сельскохозяйственных целях;
- водные объекты, в которых разводят рыбу.
Подобные объектами имеют право пользоваться только некоторые категории населения.
Все нормы, при помощи которых регулируется использование земель сельхозназначения, имеют название правовой режим.
Главными элементами правового режима являются:
- стороны правового режима: государственные органы, контролирующие использование земли и собственники территорий, которые пользуются участками;
- объектом выступает земля, используемая для ведения сельскохозяйственных работ;
- законодательные акты, которые обеспечивают контроль над использованием земли.
В статье 7 ЗК РФ приводятся названия семи категорий, на которые государство делит все свои земли. Закон №101-ФЗ делит участки сельхозназначения на два вида: для осуществления хозяйственной деятельности и для подсобного строительства.
На землях первого вида не разрешается строить жилые дома, тогда как на второй вид земель эта норма не распространяется, и строить там жилые здания можно.
Чтобы сделать использование земельных участков более эффективным, государство провело деление всего земельного фонда РФ на несколько категорий и на виды разрешенного использования. Принадлежность участка к той или иной категории закреплена юридически и призвана сохранить свойства определенного участка.
Разделение территорий происходит из-за зонирования территорий и государственной программы развития. Это значит, что самые плодородные почвы должны быть выделены под сельское хозяйство, тогда как охраняемые законом зоны – для научного изучения и сохранения той или иной природной среды.
Сельскохозяйственными можно назвать те земли, которые расположены не в пределах поселений и используются для произведения сельскохозяйственной продукции. Земли, выделенные под сельское хозяйство, включают в себя ряд видов, каждый из которых имеет свое разрешенное использование.
Виды разрешенного использования земли сельхозназначения в 2019 году:
- земли, на которых построены дороги и полосы отчуждения;
- участки, выделенные под лес;
- земли с хозяйственными строениями;
- сенокосы;
- пашни;
- сады;
- пастбища;
- залежные участки.
Последний вид земель может быть использован для специальный целей. Сюда можно отнести залежь для повышения плодородия почвы. Кроме того, такие земли могут быть оставлены без надлежащего ухода вынуждено, так как их владелец не может по каким-то причинам продолжать их обрабатывать. Чаще всего залежи создаются именно по этой причине.
Преднамеренно залежи создаются в том случае, когда земля теряет свои природные свойства после техногенных или природных катастроф, из-за чего произошло загрязнение почвы.
Не каждый участок подходит для индивидуального строительства.
С этой точки зрения следует рассмотреть такие виды разрешенного использования, как:
- возведение индивидуальных жилых зданий;
- для мелкого хозяйственного производства;
- для строительства дачи или садового домика;
- для производства сельскохозяйственных продуктов.
Разрешенное использование делится на несколько видов:
- основной;
- условно разрешенный;
- вспомогательный.
Все основные виды земли детально описаны в специальном перечне. Их нельзя изменить произвольно. Если для определенного участка устанавливается новый вид разрешенного использования, то он обязательно должен соответствовать классификатору.
Данный тип использования участка земли дополняет категории и виды разрешенного использования. Его необходимость можно объяснить тем, что классификатор не предусматривает все случаи, которые могут возникнуть.
Для уточнения действий, которые производятся в рамках других видов разрешенного использования, используются вспомогательные типы. Уточнения могут касаться разрешений на размещения небольших объектов: гаражей, забора и пр.
Это значит, что застройщику обязательно нужно будет подстраиваться под целевое назначение земли, а также вид разрешенного использования, который на данной территории считается основным.
Земли сельхозназначения хоть и предназначены в основном для ведения сельского хозяйства, дают своему владельцу довольно широкий спектр для использования.
Полный перечень возможных видов использования земель подобного типа приведен в Классификаторе ВРИ ЗУ:
Проводить застройку территорий можно только в соответствии с законодательством. Возможность возведения того или иного типа дома будет зависеть от назначения земельного участка: его могут разрешить полностью или с ограничениями, либо запретить вовсе.
Земельный кодекс делит все земли на несколько категорий:
- сельхозназначения;
- для возведения поселений;
- для промышленности;
- охраняемые территории или объекты;
- лесной фон;
- водный фонд;
- земли запаса.
Земли сельскохозяйственного назначения располагаются за пределами населенных пунктов и выделяются для ведения хозяйственной деятельности определенного типа. Такие участки очень отличаются в виду разрешенного использования, поэтому не всегда их удается эффективно использовать именно для строительства.
Если земли имеют особое научное, культурное, историческое или природное значение, то их относят к категории особо охраняемых категорий. Это значит, что такие участки полностью изымаются из оборота и использования в хозяйственных целях.
Из категории в категорию земли могут быть переведены только в том случае, если это соответствует законодательству. Неправомерный перевод будет означать, что незаконные акты можно будет признать недействительными в судовом порядке.
Во время покупки земельного надела обязательно следует обращать внимание на то, в каких целях его можно будет использовать. Много земель сельскохозяйственного назначения выделены под производственную и хозяйственную деятельность, что тянет за собой необходимость возведения построек определенного типа.
Основателями крестьянско-фермерского хозяйства могут стать как несколько человек, так и одно лицо. Выделенные участки можно будет использовать только для переработки и производства продукции сельского хозяйства.
Если участки выделены под сельхозпроизводство, строительство на них запрещено. Но разрешается возводить постройки на садоводческих угодьях. В этом случае право собственности регистрируется по упрощенной процедуре – получать разрешение на возведение дома в этом случае не нужно.
Статья 39 ГрК РФ устанавливает, что категорию участка можно поменять.
Для этого необходимо осуществить такой алгоритм действий:
- Собственник участка должен направить запрос в местные органы власти. К заявлению следует приложить необходимые документы.
- Чтобы рассмотреть заявления, в муниципалитете должна быть создана специальная комиссия, которая в своей деятельности должна руководствоваться теми законодательными актами, которые приняты в регионе.
- Комиссия проводит слушания для определения того, насколько целесообразно выдавать разрешение на смену категории земли. Слушания организовываются публично, с присутствием всех заинтересованных лиц.
- Изучение вопроса приведет к отказу или выдаче разрешения. Также владельцу выдаются рекомендации, касающиеся возможностей по использованию участка.
- Свое решение комиссия должна опубликовать в средствах массовой информации.
- На основании решения комиссии руководитель поселения должен принять окончательное решение. для этого ему выделяется 3 дня. Положительное или отрицательное решение снова нужно будет опубликовать в СМИ.
Все слушания проводятся за счет заявителя, поэтому эта процедура требуется затрат большого количества средств. Кроме того, нет никаких гарантий, что комиссией будет принято положительное решение.
Для подтверждения в местные органы нужно будет представить свидетельство о существовании КФХ. Документ должен подтвердить, что подобная деятельность требуется постоянного пребывания на территории объекта людей. Эта причина станет основанием для возведения дома.
Территория сельскохозяйственного назначения чаще всего переводится в категорию ИЖС. Благодаря этому владелец земли получает возможность возвести жилой дом и зарегистрироваться в нем. Кроме того, собственнику позволяется провести газ, электроснабжение и водообеспечение. Перевести участок из категории в категорию можно двумя способами.
Первый из них предусматривает перевод земли в землю населенного пункта. Такой способ предусматривает возмещение владельцем земли убытков, так как стоимость сельскохозяйственной земли дороже всего.
Также возможно перевести участок в другую категорию при помощи градостроительного плана, когда происходит расширение площади поселения. Такой переход можно осуществить только в соответствии с планами государственных структур по развитию того или иного населенного пункта. Такой способ не предусматривает изменение категориальной принадлежности – изменяется только вид разрешенного использования.
Для продажи земли ее собственник должен уведомить об этом государственные исполнительные органы. В уведомлении должны быть прописаны общие условия продажи, а также стоимость участка. Только в том случае, если государственные органы откажутся покупать участок, его можно продать физическому лицу или организации.
Аренда земли является одним из самых простых вариантов для тех, кто планирует заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Максимальный срок аренды составляет 49 лет. Наибольшее количество арендованной земли не ограничивается законодательством.
Если в договоре аренды это предусмотрено, то ее арендатор получает право выкупа земли. Если земля арендуется у собственника, с ним просто нужно заключить соглашение об аренде.
Если же арендодателем выступает государство, то процедура во многом усложняется:
- нужно подать заявление в местную администрацию;
- опубликовать в СМИ объявление о том, что определенный участок сдается в аренду;
- если на протяжении 30 дней больше претендентов на эту землю не найдется, то с заявителем будет заключен договор аренды.
Если будут найдены другие кандидаты на аренду, будет проводиться конкурс, по итогам которого и выберут арендатора.
Если участок используется не по назначения, его владельца ожидает ответственность, предусмотрена статьей 8.8 КоАП. Штрафы зависят от юридического статуса собственника. Наказание можно получить за ведение любой деятельности, которая не связана с сельским хозяйством.
При наличии кадастровой стоимости у участка, размер штрафа будет определяться, исходя от ее величины:
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.
Источник: apinnov.ru
Плата за изменение вида разрешенного использования в 2021 году.
Плата за изменение вида разрешенного использования («плата за ВРИ») земельного участка существует в только в Москве и области. Введено такое положение было во втором чтении при принятии закона о присоединении Новой Москвы. С точки зрения федерального законодательства платеж мягко скажем «спорный». Кроме того, есть ряд исключений, когда он не должен платиться по действующим нормам. Их важно знать, чтобы защищать свои интересы.
Плата за изменение вида разрешенного использования
Плата за изменение вида разрешенного использования: размер.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждому земельному участку согласно территориальной зоне. Ознакомиться с ними можно в соответствующих Правилах землепользования и застройки. Также важно ориентироваться на Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которому должны соответствовать Правила землепользования и застройки.
Согласно ст. 22 43-ФЗ плата за изменение вида разрешенного использования (плата за ВРИ) определяется с учетом разницы между фактической кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. «С учетом разницы», по нашему мнению означает, что как минимум кадастровая стоимость должна увеличиваться, чтобы была налогооблагаемая база.
Чтобы представлять размер, который может достигать п лата за изменение вида разрешенного использования (плата за ВРИ) в Москве, давайте посмотрим средние значения кадастровой стоимости для самых дорогих видов разрешенного использования:
Вид разрешенного использования | Кадастр. стоимость за 1 кв.м. |
Административные и офисные здания | 43 247,78 |
Гостиницы | 40191,49 |
Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания | 38149,92 |
Многоквартирная жилая застройка | 30575,72 |
Индивидуальная жилая застройка | 2960,38 |
Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 10 сентября 2013 года N 593-ПП плата за изменение вида разрешенного использования рассчитывается по формуле: С x (КС2-КС1),
С — ставка (утверждена в приложении к Порядку); КС1 — первоначальная кадастровая стоимость; КС2 — кадастровая стоимость после изменения ВРИ.
Ставки, по которым определяется плата за изменение вида разрешенного использования в Москве, установлены исходя из показателя плотности застройки. Для многоквартирных домов такой показатель, как правило — 0,4 ( 80% от кадастровой стоимости). Таким образом, в Москве при изменении вида разрешенного использования с индивидуального на многоквартирное жилье на участке в 10 соток размер платы будет примерно 22 млн рублей (80% *(30575720- 2960380)).
В Московской области, ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 31 декабря 2013 года N 1190/57 утверждено, что плата за изменение вида разрешенного использования (плата за ВРИ) рассчитывается по еще более «прогрессивной» формуле.
С 1 января 2014 года в Московской области п лата за изменение вида разрешенного использования (плата за ВРИ) начисляется за каждое изменение ВРИ по каждому случаю, в том числе п лата за изменение вида разрешенного использования начисляется в размере 10 % от кадастровой стоимости участка, даже если она не меняется. И даже если кадастровая стоимость становится меньше! Очевидно, что это противоречит логике ст. 22 43-ФЗ , согласно которой п лата за изменение вида разрешенного использования определяется с учетом разницы между фактической и планируемой кадастровой стоимостью. Но доказать это можно только в судах.
Как и зачем менять вид разрешенного использования >>>
Алмаз Кучембаев дал комментарий для Коммерсанта на тему плата за изменение вида разрешенного использования: По словам руководителя юридического агентства « Кучембаев и партнеры» Алмаза Кучембаева, с 1 января 2014 года в Московской области плата за изменение ВРИ в размере 10% от кадастровой стоимости участка начисляется за каждое изменение, даже если кадастровая стоимость не меняется или становится меньше. «Этот порядок конфликтует с законодательной логикой, согласно которой плата за изменение ВРИ определяется с учетом разницы между фактической и планируемой кадастровой стоимостью,— обращает внимание юрист.
Плата за изменение вида разрешенного использования: исключения
Есть случаи, когда плата за изменение вида разрешенного использования не взимается. Например, послабление в Москве за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца для офисных и торговых зданий, для которых применяется ставка 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Другое основание, когда новый ВРИ предусмотрен ГПЗУ, утвержденном до дня вступления 43-ФЗ (после 18 апреля 2013 г.).
Третий вариант — когда речь идет о приведении в соответствие. В области согласно п. 2 «Порядка определения платы …» (утв. постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 года № 1190/57) плата за изменение вида разрешенного использования не начисляется для земельных участков в случаях, перевода из малоэтажной жилой застройки ( индивидуального жилищного строительства, размещения дачных домов и садовых домов) в в ИЖС, садоводство и ведение дачного хозяйства. При этом земельный участок, ВРИ которого изменен, должен быть поставлен на кадастровый учет после 24.12.2014 и изменение ВРИ направлено на приведение в соответствие Классификатору.
Однако в этому случае, нужно быть готовы, что Правительство Московской области будет ссылаться в суде, что приведение в соответствие с классификатором признается ими, только если это сделано по решению органа власти в порядке ч.13 ст. 43 № 171-ФЗ. Считаем, что этот довод не состоятелен, и прямо противоречит ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, согласно которой правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные ВРИ земельного участка без согласия органа местного самоуправления. Но своим клиентам, мы все-таки советуем воспользоваться этим порядком.
В любом случае в суде мы доказываем, что приведение в соответствие с Правилами землепользования и застройки, также необходимо считать приведением в соответствие с классификатором.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ до 01.01.2021 орган местного самоуправления обязан привести правила землепользования и застройки в части установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
В решении от 27.05.2021 г. по нашему иску Московский областной суд указал , что «освобождение от платы за изменение ВРИ с «садовый земельный участок, для садоводства, для ведения садоводства, дачный земельный участок, для ведения дачного хозяйства, для дачного строительства» на «ведение садоводства» не противоречит законодательству, поскольку «такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными».
Четвертый вариант. Это случаи когда плата за изменение вида разрешенного использования не может быть рассчитана. Например на практике мы столкнулись со случаем, когда КС-1 ( кадастровая стоимость участка с первоначальным ВРИ в ЕГРН отсутствовала).
По общему правилу при отсутствии в кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости отсутствует база для исчисления налога (ст. 22 43-ФЗ, ст. 390 НК РФ, письмо Минфина России от 24 января 2017 г. № 03-05-06-02/3059, письмо ФНС России от 17 октября 2018 г. № БС-4-21/20285).
Как оспорить кадастровую стоимость читайте здесь >>>.
Алмаз Кучембаев дал комментарий для Коммерсанта на тему плата за изменение вида разрешенного использования: «Можно идти до конца и оспаривать плату, если сумма слишком большая, чтобы как минимум получить отсрочку»,— отмечает Алмаз Кучембаев . По его словам, несмотря на негативную судебную практику (решения не в пользу истцов), есть достаточно оснований, которые можно использовать в судебном споре. Так, плата за ВРИ, по его мнению, противоречит одновременно Гражданскому, Налоговому, Земельному и Градостроительному кодексам.
«По ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и землей, и они могут осуществляться свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законные интересы других лиц. По ЗК и ГСК любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В НК нет такого регионального налога»,— уверен юрист.
Плата за изменение вида разрешенного использования: противоречия законам большей силы
Плата за изменение вида разрешенного использования вменяется только частному собственнику земельного участка. Положения о платности изменения вида разрешенного использования в Москве и области противоречит как минимум 4 федеральным кодексам Российской Федерации .
1. П лата за изменение вида разрешенного использования противоречит Гражданскому кодексу РФ. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; владение, пользование и распоряжение землей, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При этом в любом случае вид возможного разрешенного использования выбирается из тех, что разрешены Правилами землепользования и застройки. Таким образом, цель “ создание условий для устойчивого развития территории города” уже достигнута зонированием территории и ограничением возможных видов разрешенного использования градостроительным регламентом участка.
2. П лата за изменение вида разрешенного использования противоречит Градостроительному кодексу РФ. Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Установленная плата за изменение вида разрешенного использования, совершенно очевидно, требуют дополнительного согласования.
Это, например, прямо предусмотрено ч. 4 ст. 5.1 закона от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» , согласно которому в случае не оплаты вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату.
3. П лата за изменение вида разрешенного использования противоречит Земельному кодексу РФ. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ также любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Важно понимать, что фактическое использования земельного участка определяется фактическим использованием объекта недвижимости на таком участке. Поэтому вид разрешенного использования земельного участка до окончания строительства на нем недвижимости достаточно большая условность.
4. П лата за изменение вида разрешенного использования противоречит Налоговому кодексу РФ. При этом такой налог (сбор) не установлен в качестве регионального в налоговом кодексе. Согласно п. 6 ст. 12 Налогового кодекса не предусмотренные в кодексе региональные налоги или сборы не могут быть установлены.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Чтобы удержать налог предполагается, что налогоплательщик получил какой -то доход, приобрел имущество, воспользовался каким-то благом.
Таким образом, сразу отметаются все случаи приведения вида разрешенного в соответствие и случаи, когда увеличения кадастровой стоимость не произошло. Сюда же стит отнести случаи преобразования участка. Например, выдел из участка под торговым центром, участка под парковку. Однако и само по себе увеличение кадастровой стоимости участка нельзя отнести к доходу налогоплательщика.
И, наконец, такая плата за изменение вида разрешенного использования не может быть оплатой государственных услуг, так как услуга сводится к тому чтобы изменить вид разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется федеральными чиновниками и по всей стране бесплатно. Согласно п.п. 1.,2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.
Несправедливость платы видна в случаях, когда проектом планировки территории изменяются и изымаются участки для нужд муниципалитета или региона.
Алмаз Кучембаев дал комментарий для Коммерсанта на тему плата за изменение вида разрешенного использования: Если оспорить плату не удалось, можно снизить кадастровую стоимость участка через суд, что приведет к снижению платы за ВРИ. «Еще один вариант — заранее обращаться к юристу, потому что есть случаи, когда не обязательно менять ВРИ»,— указывает Алмаз Кучембаев . Так, чиновники часто просят поменять ВРИ в ответ на уведомление о планируемом строительстве. Но есть и другие пути узаконить строительство частных домов — это дачная амнистия и суд.
Плата за изменение вида разрешенного использования: cудебная практика
Несмотря на то, что противоречие в законодательстве было с самого начала, тренд на защиту землевладельцев наметился совсем недавно.
12.11.2018 Московский областной суд в случае смены вида разрешенного использования с «дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания», при смене категории с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» отказал во взыскании платы за ВРИ. Суд указал, что при наличии такого вида в Правилах землепользования и застройки взимание какой-либо дополнительной платы и выдача каких-либо дополнительных разрешений со стороны властей собственнику земельного участка будут противоречить ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ.
В случае со сменой ВРИ с «для садоводства» на «ведение садоводства» АСГМ в феврале 2020 г отказался взыскивать плату. Аргумент в пользу землевладельца оказался следующим — в соответствии с ч. 7 ст. 54 Федерального Закона РФ от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений…» такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства» считаются равнозначными и их смена не требует дополнительного разрешения.
27.02.2020 г. АС МО отказался взыскивать плату за изменение ВРИ в размере 3 млн рублей за изменение с «под муниципальным жилым домом» на «многоэтажная жилая застройка», применив норму о том, что плата за изменение вида разрешенного использования не взимается если вид разрешенного использования был указан в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу 43-ФЗ.
При этом суд указал, что дело даже не в градостроительном плане, так как он по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки. Кроме того, по мнению суда, если изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в порядке приведения в соответствие с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 плата за изменение вида разрешенного использования также не взыскивается.
27.03.20 АС Московской области отказал в иске к жилищно-строительному кооперативу о взыскании платы за изменение ВРИ, так как изменение состоялось в результате исполнения судебного акта.
В июне 2020 Кунцевский районный суд г. Москвы отказался взыскивать плату за изменение ВРИ, так как орган местного самоуправления муниципального образования не принимал решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
28.08.2020 Московский городской суд, как апелляционная инстанция, оставил в силе решение, в котором Солцевский районный суд отказался взыскать плату за ВРИ, так как смена произошла по решению суда. Буквально, заявитель через суд добился смены ВРИ, из-за отказа администрации.
23 июня 2020 года АС Московской области отказал во взыскании платы, указав, что после внесения изменений в Правила землепользования землевладелец вынужден был уточнить вид разрешенного использования, так как его вид не был предусмотрен новым градостроительным регламентом.
Конечно, много и негативной практики, поэтому важны все детали и уровень подготовки по делу.
Плата за изменение вида разрешенного использования: что изменилось в 2021 году?
Согласно Постановлению Правительства МОСКВЫ от 19 ноября 2020 года N 2019-ПП в формулу расчета платы вводится дополнительный показатель — коэффициент местоположения, равный:
2,0 — для земельных участков, расположенных в границах территории города Москвы, за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы;
8,0 — для земельных участков, расположенных в границах территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.».
При этом введено правило освобождения (вплоть до полного освобождения) от платы за ВРИ в случае присвоения проекту собственника земельного участка статуса инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы.
Таким образом, для тех, кто в индивидуальном порядке не получит льготу, плата за изменение вида разрешенного использования резко возрастет. И к этому никаких других причин, кроме экономического кризиса и желания пополнить бюджет для увеличения платы.
Это как если бы так называемый “платон” за пользование дорогами вдруг взяли и подняли в 10 раз. Очевидно, что такое поведение не имело бы никакого отношения к тому, что бизнес грузоперевозок вдруг стал больше зарабатывать. Но точно будет означать, что в конечном счете пополнение бюджета произойдет за счет граждан — потребителей.
Налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1268-О-О и N 1269-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1484-О-О, от 6 июля 2010 года N 1084-О-О и от 7 декабря 2010 года N 1718-О-О).
Плата за изменение вида разрешенного использования это так называемый парафискалитет. Основной его признак — индивидуальная возмездность платежа. И если и раньше было понятно, что нет никакого блага менять вида разрешенного использования внутри итак ограниченного утвержденного в особом порядке регламента. То тем более сейчас ясно, что никак это благо не могло резко возрасти, причем с такой существенной разницей между Москвой и Новой Москвой.
При этом для застройщиков жилья, заключивших соглашение о реализации инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда предусматриваются льготы. Под местами приложения труда, очевидно, подразумеваются рабочие места и, следовательно, строительство нежилых зданий (встроенных помещений). Однако размер льготы оставляет желать лучшего и условия ее предоставления кажутся дискриминационным. Что если места приложения труда создаются без возведения жилых домов?
Формула льготы: 1000 руб./кв. м x S мпт x K затр x K мест. Где Sмпт — общая площадь планируемого места приложения труда. Kзатр – коэффициент затрат по созданию мест приложения труда. Кмест — коэффициент расположения МПТ.
По формуле вообще не имеет значение сопутствующее строительство жилья.
На практике создание мест приложения труда сводится к постройке вместе с жилыми метрами нежилых. Нередки случаи совместных проектов застройщиков и инвесторов жилых и нежилых метров. Существуют прозрачные отработанные и согласованные с властями схемы таких проектов.
Плата за изменение вида разрешенного использования. Конституционный суд допустил, но оговорился
Определением от 26.03.2020 N 574-О Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу на неконституционность ст. 22 Федерального закона 43-ФЗ ( тот самый о введении платы и присоединении Новой Москвы) и ст. 51 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в части введения платы за смену ВРИ).
Заявитель по жалобе ранее безуспешно оспаривал в Арбитражном суде Московской области требование о выплате платы. Основание жалобы в Конституционный суд — несоответствие вышеуказанных законов ст. 57 Конституции РФ (про обязанность платить только законно установленные законы).
Конституционный суд в своем отказном определении упомянул, что нужно учитывать “имущественную способность плательщиков к уплате налогов”. Указал, что в законе Московской области повторяется положение федерального закона, что плата за изменение вида разрешенного использования устанавливается на основе разнице кадастровой стоимости двух ВРИ. Вспомним тут, что в Постановлении Правительства Мособласти размер платы определяется даже при нулевой разнице.
В определении суд повторил, что существенные элементы фискального платежа неналогового характера, по общему правилу, закреплены непосредственно в законе, однако при этом законодатель не лишен возможности передать на подзаконный уровень определение отдельных элементов такого платежного обязательства. Тем самым судьи указали, что плата за изменение вида разрешенного использования это парафискалитет.
Но главное, что в своем Определении Конституционный суд, описывая законность установления платы за ВРИ задал ее критерии:
1. В целях компенсации затрат органов публичной власти, сопряженных с регулированием земельных отношений.
2. И на основе изменений в кадастровой стоимости в результате изменения вида разрешенного использования такого земельного участка.
То есть, именно таким критериям должна отвечать плата за изменение вида разрешенного использования для того, чтобы ее взыскивать по вышеуказанным законам.
Таким образом, отметаются случаи когда кадастровая стоимость не меняется.
Источник: almazlegal.com
Вид разрешенного использования земель для сельскохозяйственного производства
Все участки земли подлежат обязательному разграничению по определенным группам. Способов классификации существует несколько. Одним из самых распространенных является отнесение надела по целевому предназначению. Все выделенные и отнесенные к определенной категории участки также выносятся в подразделы. Процедура производится согласно принадлежности земли к конкретному типу ее применения и осуществляется согласно Приказа Министерства экономического развития № 450 от 1 сентября 2014.
Как разрешено использовать сельхозземли
В п 1. Ст. 77 Земельного кодекса РФ под участки, выделенные под сельхозназначение, отведена отдельная группа. К таким землям относят наделы, которые располагаются за пределами населенных пунктов с прямым использованием под сельскохозяйственные цели.
Например, территория может отводиться для того, чтобы обеспечивать сырье для дальнейшей переработки, организации фермерского хозяйства, птицехозяйства и иные нужды. Такой необходимый нюанс, как тип разрешенного использования, обеспечивает конкретизацию назначения наделов. То есть появляется возможность применения территории под определенный вид хозяйствования, осуществлять организацию на определенном пространстве соответствующих производств, оборудование инженерных систем на этих объектах, использовать земельные участки для складирования и хранения произведенной продукции и пр.
Новый классификатор
Все виды разрешенного использования земель для сельскохозяйственного производства перечислены в ЗК РФ. Основные их них представлены ниже:
- для использования в сельхозцелях;
- с целью организации сельскохозяйственного производства (сенокосы, виноградники, фруктовые сады и пр.);
- для организации фермерского или крестьянского хозяйства;
- для того, чтобы обеспечить свое подсобное хозяйства;
- территории под дачное использование. Такие наделы выделяются или продаются населению для проведения досуга;
- для садоводческих целей. Такие земли, которые приобретают граждане или предоставляются им, используются для выращивания различных культур: бахчевые, ягодные, овощные. Также эти наделы используются в качестве места для отдыха. При этом допускается возводить жилые постройки, но без прописки в них;
- для животноводческих целей;
- в качестве места выпаса скота и покоса сена;
- для огородничества;
- охотничьи угодья;
- для пчеловодства;
- для высадки для жилых массивов, которые выполняют роль барьера;
- для учебы, научной и исследовательской деятельности;
- для ловли рыбы;
- выращивание форели и пр.
Ниже приведены основные типы сельхоззначения более подробно.
Подсобное хозяйство
Такой вид земельных участков для сельскохозяйственного производства предназначен только для проведения сельхозработ. Какое либо строительство на данной территории запрещено.
Справка: Полевой надел означает территорию, которая должна использоваться под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) за пределами городской черты.
Дачный надел
Участки для дачи используются населением для проведения свободного времени – досуга. Также на таких землях можно выращивать садовые культуры.
Внимание: На участках данного типа допускается возводить жилые постройки без возможности встать на регистрационный учет в них, сооружать хозстроения, выращивать культурные растения: овощи, фрукты, ягоды и пр.
Для сада и огорода
Официальное название данного варианта – СНО – садоводческого некоммерческое объединение, которое создается физлицами без коммерциализации. Это направление подразделяется на следующие категории:
- некоммерческое садовое товарищество;
- некоммерческое садовое партнерство;
- потребительский садовый кооператив.
На таких ЗУ возможно построить жилой дачный домик. Кроме того, на таких наделах допускается регистрироваться, согласно Постановлению №7 от 14.04.2008 Суда РФ.
Для фермерства
Наделы данного типа относятся к объединениям лиц, которые имеют права на создание таких хозяйств с совместной собственностью с целью выпуск и продажи сельхозпродукции. Основать союз подобного типа вправе как один гражданин, так и несколько (при наличии зарегистрированного права долевой собственности на участок, орудиями труда и иными предметами).
Животноводство
На данных территориях население может выращиванием животных. Здесь можно пасти скот, косить сено на корм животным на зимнее время года.
Выпуск товаров сельхоззначения
На подобных территориях граждане вправе выращивать и/или производить сельскохозяйственную продукцию конкретных видов. Если гражданин приобрел надел с сельхозцелью, то ему нужно заострить внимание на типах работ, которые можно вести на этой территории. Эту информацию возможно найти в правоустанавливающей документации. Если данные будут отличаться от целей покупателя, то ему следует задуматься о правильности своего выбора – потребуется переоформлять виды разрешения, для чего понадобятся время и средства.
Как изменить ВРИ участка
Очень удачным вложением считается земля с несколькими возможными видами разрешений на использование. Владелец может сделать выбор в пользу любого направления. Если же необходимо изменить категорию разрешения, то следует стать инициатором процесса. Для этого потребуется обратиться в органы местного самоуправления с прощением о рассмотрении проблемы на публичных совещаниях.
Полезно: Весь процесс смены вида разрешения зафиксирован в ст. 39 Градостроительном кодексе России. Для начала необходимо оформить заявление в администрацию населенного пункта. Адресатом должен являться председатель собрания органов местного управления. В заявке обязательно указываются данные паспорта заявителя, адрес месса жительства и номер сотового телефона.
Таким образом, рассмотрены основные виды земельных участков для сельскохозяйственного производства. Владельцы земельных наделов могут распоряжаться своей собственностью только в установленных пределах. Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного производства не используются.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Бесплатная горячая линия юридической поддержки:
8 (800) 350-29-83 — Регионы России
8 (499) 938-45-81 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 — Санкт-Петербург и Лен. обл.
Источник: infonovostroyki.ru