Транспортировка электрической энергии на средние и дальние расстояния чаще всего производится по воздущным линиям электропередач (ВЛЭП), расположенным на открытом воздухе. Их конструкция всегда должна отвечать двум основным требованиям:
1. надежности передачи больших мощностей;
2. обеспечения безопасности для людей, животных и оборудования.
Метод понятен, так как необходимо было убрать потенциально опасные проводники из зоны досягаемости людей и животных и позволить простым способом соединить зачастую значительные расстояния.
Со временем, конечно, материалы и формы самих проводников и точек опоры, способы их крепления и размеры отдельных линий менялись в зависимости от роста уровней напряжения и передаваемых мощностей.
- Для чего нужны ВЛ и какие они бывают
- Общее устройство и компоновка воздушной линии электропередачи
- Устройство проводов ВЛ
- Устройство изоляторов
- Арматура воздушных линий
- Заземляющие устройства воздушных линий
- Предупреждающие шары
- Нагрузки на провода и тросы ВЛ
Владимир Грубник про военное строительство
Линии электропередачи в основном состоят из воздушных линий, поддерживаемых опорами
Для чего нужны ВЛ и какие они бывают
Провода и кабели принято делить по способу выполнения на воздушные, подземные, подводные и провода и кабели в закрытых помещениях (внутри зданий).
По роли их в общей системе канализации провода и кабели делят на передающие анергию на далекое расстояние (линии передачи), питательные и распределительные.
Линии передачи транспортируют энергию высокого напряжения от центральной станции к району потребления удаленному от нее на далекое расстояние, питательные провода служат для передачи энергии от станции или подстанции к важнейшим точкам сети (питательным пунктам). Наконец, по распределительным проводам ток подводится от питательных пунктов непосредственно к приемникам.
Существует множество типов опор ВЛ, каждый тип имеет определенные специфические свойства и выполняет определенную функцию. Способ крепления троса с помощью изоляторов или подвесок изоляторов обусловлен назначением и конструкцией опоры.
Основой всех воздушных линий высокого напряжения являются трехфазные проводники, рассчитанные на максимальную протекающую мощность.
Четвертый проводник, обычно крепящийся в самой высокой точке опоры, представляет собой более тонкий грозозащитный провод, выполняющий функцию защиты линии от ударов молнии. Заземляющий трос токопроводяще соединен с опорами ЛЭП, которые заземляются, так что возможный удар молнии надежно отводится в землю.
Если решили внести изменение в проект во время строительства, как правильно это сделать
При эксплуатации под воздействием различных природных явлений, связанных с ураганными порывами ветра, наледью, выпадения инея линии электропередач периодически подвергаются повышенным механическим нагрузкам.
Для комплексного решения задач безопасной транспортировки электрических мощностей энергетикам приходится поднимать провода, находящиеся под напряжением на большую высоту, разносить их в пространстве, изолировать от строительных элементов и монтировать тоководами повышенных сечений на высокопрочных опорах.
Общее устройство и компоновка воздушной ЛЭП
Схематично любую линию передачи электроэнергии можно представить:
опорами, установленными в грунте;
проводами, по которым пропускается ток;
линейной арматурой, смонтированной на опорах;
изоляторами, закрепленными на арматуре и удерживающими ориентацию проводов в воздушном пространстве.
Дополнительно к элементам ВЛ необходимо отнести:
фундаменты для опор;
1. анкерными, предназначенными для выдерживания усилий натянутых проводов и оборудованных натяжными устройствами на арматуре;
2. промежуточными, используемыми для закрепления проводов через поддерживающие зажимы.
Расстояние по грунту между двумя анкерными опорами называется анкерным участком или пролетом, а у промежуточных опор между собой или с анкерной — промежуточным.
Когда воздушная ЛЭП проходит над водными преградами, инженерными сооружениями или другими ответственными объектами, то по концам такого участка устанавливают опоры с натяжными устройствами проводов, а расстояние между ними называют промежуточным анкерным пролетом.
Провода между опорами никогда не натягивают как струну — в прямую линию. Они всегда немного провисают, располагаясь в воздухе с учетом климатических условий. Но при этом обязательно учитывается безопасность их расстояния до наземных объектов:
проводов линий связи или других ВЛ;
промышленных и других объектов.
Провисание провода от натянутого состояния называют стрелой провеса. Она оценивается разными способами между опорами потому, что верхние части оных могут быть расположены на одном уровне или с превышениями.
Стрела провеса относительно самой высокой точки опоры всегда бывает больше, чем у нижней.
Габариты, протяженность и конструкция каждого типа воздушной ЛЭП зависят от типа тока (переменный или постоянный) транспортируемой по ней электрической энергии и величины ее напряжения, которое может быть менее 0,4 кВ или достигать 1150 кВ.
Устройство проводов воздушных линий
Поскольку электрический ток проходит только по замкнутому контуру, то питание потребителей выполняется минимум двумя проводниками. По такому принципу создаются простые воздушные ЛЭП однофазного переменного тока с напряжением 220 вольт. Более сложные электрические цепи передают энергию по трех или четырехпроводной схеме с глухо изолированным или заземленным нулем.
Диаметр и металл для провода подбираются под проектную нагрузку каждой линии.
Медь, алюминий и сталь являются одними из основных материалов, из которых изготавливаются проводники ЛЭП. Однако у каждого материала есть свои преимущества и недостатки, и нет ни одного дешевого, механически прочного и обладающего отличной электропроводностью.
Самыми распространенными материалами являются алюминий и сталь. Они могут выполняться единой монолитной жилой для низковольтных схем или сплетаться из многопроволочных конструкций для высоковольтных ЛЭП.
Комбинация двух материалов, алюминия и стали, наилучшим образом отвечает требованиям наружной проводки. Поэтому в подавляющем большинстве случаев кабели ВЛЭП состоят из центральной стальной несущей части и оболочки, состоящей из нескольких слоев алюминиевых жил.
Различные комбинации центрального стального сердечника и внешней алюминиевой оболочки
Стальной сердечник из оцинкованной проволоки обеспечивает достаточную прочность, чтобы провод не растягивался под собственным весом и не рвался из-за внешних воздействий. Передаваемый ток протекает по алюминиевой части провода с проволоками из твердотянутого алюминия с хорошими электрическими свойствами.
Внутреннее межпроволочное пространство может заполняться нейтральной смазкой, повышающей стойкость к нагреву или быть без нее.
Многопроволочные конструкции из алюминиевых проводов, хорошо пропускающих ток, создаются со стальными сердечниками, которые предназначены для восприятия механических нагрузок натяжения, предотвращения обрывов.
ГОСТом дается классификация открытых проводов для воздушных ЛЭП и определена их маркировка: М, А, AC, ПСО, ПС, ACKC, АСКП, АСУ, ACO, АСУС. При этом однопроволочные провода обозначаются величиной диаметра. Например, сокращение ПСО-5 читается «провод стальной. выполненный одной жилой с диаметром 5мм». У многожильных проводов для ЛЭП используется другая маркировка, включающая обозначение двумя цифрами, записанными через дробь:
первая — общая площадь сечения алюминиевых жил в мм кв;
вторая — площадь сечения стальной вставки (мм кв).
Многопроволочные неизолированные жилы применяются в воздушных линиях всех уровней напряжения.
Кроме открытых металлических проводников, в современных воздушных линиях все больше применяются провода:
защищенные экструдированным полимером, предохраняющим от возникновения КЗ при захлестывании фаз ветром или совершении набросов посторонних предметов с земли.
Изолированные проводники более устойчивы к погодным воздействиям и менее подверженных коротким замыканиям. Это не только приводит к увеличению срока службы линии, но и полиэтиленовая изоляция проводов позволяет строить меньшие и более низкие мачты с более компактным расположением фазных проводов.
Воздушные линии с самонесущими СИП проводами постепенно вытесняют старые неизолированные конструкции. Они все чаще применяются во внутренних сетях, изготавливаются из медных или алюминиевых жил, покрытых резиной с защитным слоем из диэлектрических волокнистых материалов либо полихлорвиниловыми пластикатами без дополнительной внешней защиты.
Это не только приводит к увеличению срока службы линии, но и полиэтиленовая изоляция проводов позволяет строить меньшие и более низкие опоры ЛЭП с более компактным расположением фазных проводов.
Еще одним элементом модернизации ВЛ является использование специального однопроволочного композитного сердечника. Материал сердцевины — современные углеродные волокна со слоем стекловолокна. Сердечник имеет гораздо меньшее тепловое расширение и вес и примерно на четверть прочнее стали.
Чтобы исключить появление коронного разряда большой протяженности провода ВЛ-330 кВ и высшего напряжения расщепляют на дополнительные потоки.
На ВЛ-330 два провода монтируют горизонтально, у линии 500 кВ их увеличивают до трех и размещают по вершинам равностороннего треугольника. Для ВЛ 750 и 1150 кВ применяют расщепление на 4, 5 или 8 потоков соответственно, расположенных по углам собственных равносторонних многоугольников.
Образование «короны» ведет не только к потерям электроэнергии, но и искажает форму синусоидального колебания. Поэтому с ней борются конструктивными методами.
Обычно опоры создаются для закрепления проводов одной электрической цепи. Но на параллельных участках двух линий может применяться одна общая опора, которая предназначена для их совместного монтажа. Такие конструкции называют двухцепными.
Материалом для изготовления опор могут служить:
1. профилированные уголки из различных сортов стали;
2. бревна строительной древесины, пропитанные составами от загнивания;
3. железобетонные конструкции с армированными прутьями.
Изготовленные из дерева конструкции опор являются самыми дешевыми, но они даже при хорошей пропитке и надлежащем обслуживании служат не более, чем 50 — 60 лет.
В настоящее время для линий низкого и высокого напряжения чаще всего используют долговечные бетонные опоры.
Стальные решетчатые опоры ВЛЭП могут выдерживать большие боковые силы, поэтому их часто размещают в местах изменения направления трассы линии.
Естественно, что с ростом напряжения и передаваемой мощности увеличивается высота и прочность решетчатых металлоконструкций, увеличивается количество поддерживаемых линий, а также количество проводников на фазу.
По техническому исполнению опоры ВЛ выше 1 кВ отличаются от низковольтных своей сложностью и высотой крепления проводов. Их изготавливают в виде вытянутых призм или конусов с широким основанием внизу.
Фазные провода могут располагаться на опорах в один, два или три уровня. Один уровень характерен в основном для портальных опор. Линия в этой конфигурации достигает наименьшей высоты, но шире.
При двух уровнях проводники на мачте располагаются треугольником (два проводника внизу и один вверху). Это более компактный способ проводки, который также выгоден по электротехническим причинам.
Симметричная трехуровневая разводка в основном используется для двойной разводки. С каждой стороны опоры расположены по три фазных провода друг над другом, чаще всего в форме бочки или дерева.
Любая конструкция опоры рассчитывается на механическую прочность и устойчивость, обладает достаточным проектным запасом к действующим нагрузкам. Но следует учитывать, что при эксплуатации возможны нарушения различных ее элементов в результате коррозии, ударов, несоблюдения технологии монтажа.
Это приводит к ослаблению жесткости единой конструкции, деформациям, а иногда и падениям опор. Часто такие случаи происходят в те моменты, когда на опорах работают люди, выполняя демонтаж или натяжение проводов, создающие переменные осевые усилия.
По этой причине допуск бригады монтеров к работе на высоте с конструкции опор проводится после проверки их технического состояния с оценкой качества ее заглубленной части в грунте.
На воздушных ЛЭП для отделения токоведущих частей электрической схемы между собой и от механических элементов конструкции опор используют изделия из материалов, обладающие высокими диэлектрическими свойствами с удельным сопротивлением. Их называют изоляторами и изготавливают из:
Конструкции и габариты изоляторов зависят:
от величины приложенных к ним динамических и статических нагрузок;
значения действующего напряжения электроустановки;
Усложненная форма поверхности, работающая под воздействием различных атмосферных явлений, создает увеличенный путь для протекания возможного электрического разряда.
Изоляторы, устанавливаемые на воздушных линиях для крепления проводов, подразделяются на две группы:
Фарфоровые или керамические штыревые одиночные изоляторы нашли большее применение на ВЛ до 1 кВ, хотя работают на линиях до 35 кВ включительно. Но их используют при условии крепления проводов низких сечений, создающих небольшие тяговые усилия.
Гирлянды из подвесных фарфоровых изоляторов устанавливают на линиях от 35 кВ.
В состав комплекта единичного фарфорового подвесного изолятора входит диэлектрический корпус и шапка, выплавленная из ковкого чугуна. Обе эти детали скрепляются специальным стальным стержнем. Общее количество таких элементов в гирлянде определяется по:
величине напряжения ВЛ;
особенностям эксплуатации оборудования.
При увеличении напряжения линии количество изоляторов в гирлянде добавляется. Например, для ВЛ 35 кВ их достаточно установить 2 или 3, а на 110 кВ — уже потребуется 6 — 7.
Эти конструкции обладают рядом преимуществ перед фарфоровыми:
отсутствием внутренних дефектов изоляционного материала, влияющих на образование токов утечек;
повышенной прочностью к усилиям скручивания;
прозрачностью конструкции, позволяющей визуально оценивать состояние и выполнять контроль угла поляризации светового потока;
отсутствием признаков старения;
меньшими нагрузками от собственного веса;
автоматизацией производства и плавки.
Недостатками стеклянных изоляторов являются:
слабая антивандалная устойчивость;
низкая прочность на действие ударных нагрузок;
возможность повреждений при транспортировке и монтаже от механических усилий.
Двойная вертикальная гирлянда подвесного изолятора несет фазный провод линии очень высокого напряжения
О ни обладают повышенной механической прочностью и уменьшенным до 90% весом по сравнению с керамическими и стеклянными аналогами. К дополнительным преимуществам относятся:
боольшая стойкость к загрязнениям из атмосферы, которая, однако, не исключает необходимость периодической очистки их поверхности;
хорошая восприимчивость перенапряжений;
Долговечность полимерных материалов тоже зависит от условий эксплуатации. В воздушной среде с повышенными загрязнениями от промышленных предприятий у полимеров могут проявиться явления «хрупкого излома», заключающиеся в постепенном изменении свойств внутренней структуры под воздействием химических реакций от загрязняющих веществ и атмосферной влаги, протекающих в комплексе с электрическими процессами.
При расстреле вандалами изоляторов из полимера дробью или пулями обычно не происходит полного разрушения материала, как у стекла. Чаще всего дробинка или пуля пролетает навылет или застревает в корпусе юбки. Но диэлектрические свойства при этом все равно занижаются и поврежденные элементы в гирлянде требуют замены.
Поэтому подобное оборудование необходимо периодически осматривать методами визуального контроля. А выявить подобные повреждения без оптических приборов практически невозможно.
Арматура воздушных линий
Для крепления изоляторов на опоре ВЛ, сборки их в гирлянды и монтажа к ним токонесущих проводов выпускаются специальные крепежные элементы, которые принято называть арматурой линии.
По выполняемым задачам арматуру классифицируют на следующие группы:
сцепную, предназначенную для соединения подвесных элементов различными способами;
натяжную, служащую для крепления натяжных зажимов к проводам и гирляндам анкерных опор;
поддерживающую, выполняющую удержание креплений проводов, шлейфов и узлов монтажа экранов;
защитную, предназначенную для сохранения работоспособности оборудования ВЛ при воздействии на нее атмосферных разрядов и механических колебаний;
соединительную, состоящую из овальных соединителей и термитных патронов;
установки штыревых изоляторов;
монтажа СИП проводов.
Каждая из перечисленных групп имеет широкий ассортимент деталей и требует более пристального изучения. Например, в состав только защитной арматуры входят:
кольца и экраны;
Защитные рога создают искровой промежуток, отводят появляющуюся электрическую дугу при возникновении перекрытия изоляции и таким способом защищают оборудование ВЛ.
Кольца и экраны отводят дугу от поверхности изолятора, улучшают распределение напряжения по всей площади гирлянды.
Разрядники защищают оборудование от волн перенапряжения, возникающих при ударе молний. Они могут применяться на основе трубчатых конструкций из винипластовых или фибробакелитовых трубок с электродами либо быть изготовлены вентильными элементами.
Гасители вибраций работают на тросах и проводах, предотвращают повреждения от усталостных напряжений, создаваемых вибрациями и колебаниями.
Заземляющие устройства воздушных линий
Необходимость повторного заземления опор ВЛ вызвана требованиями безопасной работы при возникновении аварийных режимов и грозовых перенапряжениях. Сопротивление контура заземляющего устройства не должно превышать 30 Ом.
У металлических опор все крепежные элементы и арматура должны присоединяться к PEN проводнику, а у железобетонных объединенный ноль связывает собой все подкосы и арматуру стоек.
На опорах из дерева, металла и железобетона штыри и крюки при монтаже СИП с несущим изолированным проводником не заземляют, за исключением случаев необходимости выполнения повторных заземлений для защит от перенапряжений.
Крюки и штыри, смонтированные на опоре, соединяют с контуром заземления сваркой, используя стальную проволоку или прут не тоньше 6 мм по диаметру с обязательным наличием антикоррозионного покрытия.
На железобетонных опорах для заземляющего спуска применяют металлическую арматуру. Все контактные соединения заземляющих проводников сваривают или зажимают в специальном болтовом креплении.
Опоры воздушных линий электропередач с напряжением 330 кВ и выше не заземляют из-за сложности реализации технических решений для обеспечения безопасной величины напряжений прикосновения и шага. Защитные функции заземления в этом случае возложены на быстродействующие защиты линии.
Предупреждающие шары
Предупреждающие шары (шары-маркеры) из легкого материала иногда размещают на грозозащитном проводе линии, как в самой высокой его точке. Они выполняют функцию оптической подсветки текущей линии для пилотов низколетящих самолетов и вертолетов. В основном они расположены на линиях возле аэропортов и на пересечении линий с автомагистралями, где может произойти столкновение.
Предупреждающие шары на заземляющем тросе воздушной линии электропередач
Нагрузки на провода и тросы ВЛ
Воздушная линия электропередачи постоянно подвергается воздействию погодных и других силовых факторов, которые могут поставить под угрозу ее работу. Поэтому ее размеры всегда должны соответствовать условиям, преобладающим в месте установки.
ЛЭП должны прежде всего выдерживать воздействие собственной силы тяжести проводников. В основном при перекрытии различных долин или водоемов расстояние между опорными конструкциями больше и, следовательно, больше собственный вес проводов, натянутых между опорами.
Еще одним фактором, вызывающим статическую нагрузку на линию, является масса инея, образующегося на проводниках при температурах чуть ниже точки замерзания и повышенной влажности воздуха. В зависимости от местности толщина инея может достигать от 3 до 5 см, а его вес может составлять несколько килограммов на 1 метр провода. При максимальном обледенении напряжение не должно превышать 85 % предела прочности проводника на растяжение.
Обледенение опор и линий очень высокого напряжения увеличивает вес проводников и, следовательно, вызывает большие растягивающие нагрузки.
Повышение температуры окружающей среды приводит к увеличению прогиба линии, низкие температуры, напротив, укорачивают линию и, таким образом, увеличивают ее механическое напряжение. Поэтому каждая воздушная линия рассчитывается на предельные температурные условия окружающей среды, определяющие ее минимальное и максимальное прогибание и усилие, с которым канат должен быть натянут при монтаже.
Ветер – опасный фактор. Он давит на проводники и оказывает на них усилие. При подходящих условиях проводники могут вибрировать, вызывая снижение прочности и возможность поломки материала проводника, особенно в местах крепления. Воздушные линии защищены от вибраций различными типами поворотных фиксаторов и механических амортизаторов.
На проводах ЛЭП установлены механические амортизаторы в виде двух упруго закрепленных грузов, предотвращающих вибрацию провода на ветру.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Источник: electricalschool.info
Монтаж и эксплуатация электрических сетей
Не всякий сотрудник предприятия или организации имеет право эксплуатировать, проводить ремонт и техническое обслуживание машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования предназначенного для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии, не каждый имеет право просто находиться в помещениях, где установлено это оборудование. Кто же имеет право выполнять подобную деятельность? [Читать далее!]
Повышение надежности электрических сетей
Бесперебойность работы потребителей электрической энергии во многом зависит от надежности её передачи по электрическим сетям. К сожалению, в настоящее время, в большинстве своем электросетевой комплекс на постсоветском пространстве требует реновации и проведения ряда мероприятий по повышению надежности. [Читать далее!]
Защита воздушных линий от вибрации
В процессе эксплуатации воздушных линий электропередачи, при определенных погодных условиях может возникнуть, так называемая, вибрация проводов. Вибрацией проводов называют колебательный процесс, характеризующийся большой частотой и малой амплитудой колебаний. Частота колебаний провода обычно находится в диапазоне от 3 до 150 Гц, а амплитуда колебаний примерно равна диаметру провода. [Читать далее!]
Защита воздушных линий от пляски проводов
Пляской называются колебания проводов ВЛ характеризующиеся большой амплитудой и малой частотой. Амплитуда колебаний может достигать значения равного величине стрелы провеса проводов и даже превышать эту величину, а частота колебаний обычно составляет 0,2 – 2 Гц. [Читать далее!]
Защита воздушных линий от гололёда
В зимний период на проводах, опорах и других элементах ВЛ может наблюдаться гололёд, изморозь, отложения мокрого снега и т.п. образования. Гололёдно-изморозевые отложения представляют опасность для нормальной эксплуатации электрических сетей и часто приводят к повреждению опор, линейной арматуры и изоляции, а также обрывам проводов линий электропередачи, вследствие воздействия повышенных механических нагрузок на эти элементы. [Читать далее!]
Осмотр трасс кабельных линий
Для визуального обнаружения возможных нарушений правил эксплуатации кабельных линий, предотвращения возникновения и развития повреждений в процессе эксплуатации проводят осмотры трасс кабельных линий. Осмотры бывают периодические и внеочередные. [Читать далее!]
Выбор защитных аппаратов
В данной теме речь будет идти о выборе аппаратов защиты реагирующих на сверхтоки Сверхток — любой ток, превышающий номинальный . К таким аппаратам относятся, прежде всего, автоматические выключатели и предохранители. От правильного выбора защитных аппаратов зависит эффективность и долговечность их работы. [Читать далее!]
Эксплуатация электрических сетей на промпредприятиях
На промышленных предприятиях, в зависимости от принятой формы эксплуатации электроустановок, техническое обслуживание и ремонт электрических сетей выполняет персонал службы (отдела) главного энергетика либо служб энергетиков цехов. [Читать далее!]
Управление электрическими сетями
Важной задачей эксплуатации электрических сетей является организация управления. Управление электрическими сетями заключается в оперативно-диспетчерском управлении и управлении производственно-хозяйственной деятельностью. На сайт добавлена небольшая статья на эту тему. Если Вам интересен данный вопрос, перейдите по указанной ссылке. [Перейти!]
Каждый из нас слышал об электропроводках и интуитивно мы представляем, что это такое. Однако если попытаться разобраться в этом понятии более детально, могут возникнуть определенные трудности. Связаны они с тем, что существует несколько определений термина электропроводка, которые приводятся в разных нормативных документах (ПУЭ, ГОСТ Р 50571.5.52-2011). Эти определения, к сожалению, не совпадают, а в некоторой части даже противоречат друг другу. Кроме того, они не являются достаточно строгими, в связи с чем, под определение электропроводки можно ошибочно отнести воздушные линии, кабельные линии, шинопроводы и токопроводы.
Добавлена статья, в которой речь пойдет о понятии «электропроводки». [Читать!]
Одной из основных задач в процессе эксплуатации электрических сетей является надежное, качественное, безопасное, экономически эффективное функционирование и инновационное развитие передачи и распределения электрической энергии. Решается указанная задача путем строительства, реконструкции и модернизации электрических сетей, проведения их технического обслуживания, ремонта и своевременной ликвидации повреждений.
Добавлена статья, в которой речь пойдет об организации эксплуатации электрических сетей. [Читать!]
Обследование и контроль технического состояния воздушных линий электропередачи разных классов номинального напряжения актуальны всегда. Интерес у специалистов вызывает применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для верховых обследований опор и проводов ВЛ. [Читать далее!]
Недавно в дебрях интернета нашел интересную книгу, в которой, помимо прочего, описаны первые опыты по изучению влияния электрического тока на живые организмы, в том числе и на человека. Опыты проводил известный российский ученый Василий Владимирович Петров в 1802 году. Книга является переизданием известного мемуара Петрова «Известие о гальвани-вольтовских опытах». Информация о воздействии электрического тока приведена в статье V на страницах 113-138. [Скачать!]
Одним из видов работ по сооружению воздушной линии электропередачи является монтаж заземляющего устройства. Согласно ПУЭ на опорах ВЛ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 30 Ом. [Читать далее!]
Большинство несчастных случаев поражения электрическим током происходит в электроустановках до 1000 Вольт, в том числе в быту, где напряжение составляет 220 Вольт. Попасть под напряжение у себя дома человек может, как правило, либо при грубом нарушении правил безопасности, либо в результате повреждений квартирной электропроводки. Познакомиться с причинами появления некоторых видов повреждений квартирной электропроводки и оценить степень опасности этих повреждений для человека можно прочитав материал, размещенный на сайте. [Читать!]
В процессе эксплуатации на кабель оказывает негативное влияние окружающая среда. При определенных условиях это может привести к разрушению металлических элементов кабеля. Процесс разрушения металлических элементов кабеля в результате воздействия окружающей среды называют коррозией. Если Вы хотите узнть о видах и причинах коррозии силовых кабелей, а также о методах защиты, перейдите по указанной ссылке. [Перейти!]
К вопросу «Крепление проводов воздушных линий электропередачи» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний по данной теме, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
После раскатки провода и его подъема на опору провод следует надежно закрепить. В зависимости от конструктивных особенностей воздушной линии электропередачи провода могут крепиться к закрепленным на опоре изоляторам проволочными вязками или с помощью линейной арматуры. [Читать далее!]
Одним из этапов строительства воздушной линии электропередачи является разбивка котлованов под опоры. До начала рытья котлованов под опоры определяют и отмечают на трассе воздушной линии места, где требуется разрабатывать грунт под котлованы, а также основные разбивочные оси: ось воздушной линии и оси траверс опор. Разбивку котлованов проводят теодолитом, стальной мерной лентой или стальной рулеткой. Разметку на трассе выполняют пикетными знаками, в качестве которых чаще всего используют деревянные колышки. [Читать далее!]
Добавил новый материал об изоляции воздушных линий электропередачи. Если Вы хотите познакомиться с типами изоляции ВЛ, узнать об их достоинствах и недостатках, перейдите по указанной ссылке. [Перейти!]
Добавлена лабораторная работа по анализу опасности поражения человека электрическим током. Данная лабораторная работа является виртуальной, для проведения опытов применяется не реальная лабораторная установка, а программно-аппаратные средства позволяющие моделировать лабораторные условия. [Перейти!]
Добавлен вопрос «Особенности тушения пожара в электроустановках». Здесь Вы узнаете о причинах возникновения пожара в электроустановках, об основных горючих веществах и материалах, познакомитесь с правилами тушения пожаров в электроустановках, а также с правилами применения огнетушителей. [Прочитать!]
К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители, бочки с водой, ведра, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.п. Если Вы хотите больше узнать об огнетушителях, познакомиться с тебованиями к их размещению и перезарядке, перейдите по ссылке и прочитайте материал. [Прочитать!]
Добавлен новый матереал по теме «Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». [Прочитать!]
При отсутствии у пострадавшего от действия электрического тока пульса, для поддержания жизнедеятельности организма (для восстановления кровообращения) необходимо одновременно с искусственным дыханием проводить наружный массаж сердца. Если Вы хотите познакомиться с правилами проведения непрямого массажа сердца, перейдите по ссылке. [Перейти!]
В раздел «Охрана труда в электроэнергетике» добавил вопрос «Правила проведения искусственного дыхания». Если Вы хотите познакомиться с данным материалом, перейдите по ссылке. [Перейти!]
При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, так как от продолжительности этого действия зависит тяжесть электротравмы. При этом оказывающему помощь следует иметь в виду, что прикасаться к человеку, находящемуся под действием электрического тока без применения надлежащих мер предосторожности опасно для жизни. Если Вы хотите познакомиться с правилами освобождения пострадавшего от действия электрического тока перейдите по указанной ссылке. [Перейти!]
В раздел «Охрана труда в электроэнергетике» добавил вопрос «Первая помощь пострадавшим от электрического тока». Здесь Вы узнаете о порядке проведения комплекса мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего от действия электрического тока. [Перейти!]
В раздел «Охрана труда в электроэнергетике» добавил вопрос «Плакаты и знаки безопасности». Приводится информация о том, какие существуют знаки и плакаты безопасности и для чего они применяются. В конце вопроса приведен небольшой тест для проверки своих знаний. [Перейти!]
Добавлена информация о периодичности испытаний средств защиты применяемых в электроустановках, а также небольшой тест для проверки своих знаний по данной теме. [Перейти!]
К вопросу «Защитное зануление в электроустановках» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
Одним из подготовительных этапов работ, предшествующих строительству воздушных линий электропередачи, является разбивка трассы линии. Разбивкой трассы ВЛ называют работы по определению направления линии и мест установки опор, выполняемые в соответствии с проектом. Если Вы хотите узнать о данном виде работ, перейдите по ссылке. [Перейти!]
При работе в электроустановках человек подвергается опасности поражения электрическим током. Для обеспечения безопасности работы, помимо защитных мер, таких как, заземление, автоматическое отключение питания, уравнивание и выравнивание потенциалов и др., также применяют специальные электротехнические изделия, называемые электрозащитными средствами. В отличие от защитных мер, которые являются частью электроустановки, защитные средства работник приносит на рабочее место и использует только во время выполнения работ. Если Вы хотите узнать об электротехнических защитных средствах подробнее, перейдите по ссылке. [Перейти!]
В раздел «Охрана труда в электроэнергетике» добавил статью «Выравнивание и уравнивания потенциалов». Выравнивание и уравнивание потенциалов – защитные меры, применяемые в электроустановках для обеспечение безопасности. Если Вы хотите узнать о них, перейдите по ссылке и прочитайте статью. [Перейти!]
Добавил на сайт несколько книг, которые возможно будут Вам полезны.
- Арбузов Р.С. Современные методы диагностики воздушных линий электропередачи. – Новосибирск: Наука, 2009. – 136 с.
- Пястолов А.А. и др. Эксплуатация и ремонт электроустановок. – М.: «Колос», 1976. – 304 с.
Данные книги Вы можете скачать/просмотреть в разделе ЛИТЕРАТУРА, авторизовавшись на сайте.
В раздел ГАЛЕРЕЯ добавлен новый фотоальбом «Схемы расположения проводов на опорах ЛЭП». [Просмореть фото!]
Защитное электрическое разделение цепей – отделение одной электрической цепи от других цепей в электроустановках напряжением до 1 кВ с помощью: двойной изоляции; основной изоляции и защитного экрана; усиленной изоляции. [Подробнее!]
К вопросу «Защитное заземление в электроустановках» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
Существует три основных схемы взаимного расположения проводов на опорах воздушных линий электропередачи: горизонтальное, вертикальное и смешанное. Каждая схема имеет свои преимущества и недостатки, а также область применения. Если Вы хотите узнать более подробно о расположении проводов на опорах воздушных линий, перейдите по указанной здесь ссылке [Подробнее!]
К вопросу «Типы систем заземления» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
Устройство защитного отключения (УЗО) – это быстродействующая защита, реагирующая на изменение какого-либо параметра электрической цепи, информирующего о появлении опасности поражения электрическим током и отключающая электроустановку. [Подробнее!]
Для того, чтобы Вы могли проверить свои знания по теме «Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках» добавлен небольшой тест. [Пройти тест!]
Поздравляю всех работников энергетической промышленности, охватывающей выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и тепловой энергии с профессиональным праздником!
К вопросу «Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках» добавил сегодня небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
Защитное зануление – преднамеренное соединение открытых проводящих частей с глухозаземленной нейтралью генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом источника однофазного тока, с заземленной точкой источника в сетях постоянного тока, выполняемое в целях электробезопасности. [Подробнее!]
К вопросу «Группы по электробезопасности электротехнического персонала» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
Еще одной защитной мерой, применяемой в электроустановках для обеспечения безопасности, является автоматическое размыкание цепи одного или нескольких фазных проводников (и, если требуется, нулевого рабочего проводника). По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Защитное автоматическое отключение питания». [Перейти!]
К вопросу «Требования к работающим в электроустановках» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Защитное заземление в электроустановках». [Перейти!]
К вопросу «Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током» добавлен небольшой тест. Если Вы хотите оценить уровень своих знаний, ответьте на несколько контрольных вопросов. [Пройти тест!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Типы систем заземления электроустановок». [Перейти!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Защитные меры электробезопасности применяемые в электроустановках». [Перейти!]
Для самопроверки знаний полученных по вопросу «Воздействие электрического тока на организм человека» добавлен небольшой тест. [Пройти тест!]
Добавил несколько видеороликов о строительстве воздушных линий электропередачи. В видео демонстрируются этапы выполнения работ по монтажу основных элементов ЛЭП. [Смотреть видео!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках». [Перейти!]
Добавил новое видеоролик о строительстве воздушной линии электропередачи на современных опорах из многогранных гнутых стоек. В видео демонстрируются основные этапы работ. [Смотреть видео!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках». [Перейти!]
В вопрос «Опоры воздушных линий электропередачи» добавлен видеоролик, в котором демонстрируется концевая опора воздушной линий электропередачи напряжением 220 кВ. [Смотреть видео!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Порядок и условия производства работ в электроустановках». [Перейти!]
В статье «Соединение и присоединение силовых кабелей» добавлен новый видеоролик, в котором показано соединение кабелей с разным типом изоляции с помощью заливной муфты. [Перейти!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала». [Перейти!]
Добавил видеоролик, в котором демонстрируется один из современных типов опор воздушных линий электропередачи — металлические опоры из многогранных гнутых стоек. В видео показана конструкция, рассказывается о преимуществах опор данного типа. Если Вы хотите посмотреть видеоролик, перейдите по указанной ссылке. [Смотреть видео!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Требования к работающим в электроустановках». [Перейти!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Молниезащита зданий и сооружений». [Перейти!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током». В конце вопроса есть небольшой тест, в котором можно проверить насколько хорошо Вы изучили представленный материал. [Перейти!]
По теме «Охрана труда в электроэнергетике» добавлен новый вопрос «Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям». Рассмотрено прикосновение человека к фазе некоторых типов трехфазных сетей (четырехпроводной с глухозаземленной нейтралью и трехпроводной с изолированной нейтралью) в нормальном и аварийном режиме их работы. Для успешного освоения данного материала Вы должны иметь начальные знания теоретических основ электротехники. [Перейти!]
В разделе сайта ТЕОРИЯ создал новую тему «Охрана труда в электроэнергетике». В данной теме будут кратко рассмотрены общие организационные вопросы охраны труда, промышленная санитария, пожарная безопасность. Основное внимание будет уделяться вопросам электробезопасности, а именно, анализу опасности электрических сетей, правилам работы в электроустановках, защитным мерам и средствам электробезопасности, правилам оказания первой помощи пострадавшим от действия электрического тока и т.д. [Перейти!]
К наиболее распространенным дефектам железобетонных опор, возникающим в процессе эксплуатации, относятся: появление трещин (продольных и поперечных) в бетоне, появление пятен, щелей, раковин, отклонение опоры от вертикального положения, а также дефекты заделки опоры в грунт. Если Вы хотите больше узнать о ремонте железобетонных опор, перейдите по указанной здесь ссылке [Перейти!]
Одним из наиболее важных и сложных этапов строительства воздушных линий электропередачи является установка (монтаж) опор. Существует большое разнообразие методов производства указанного вида работ. Если Вы хотите познакомиться со способами монтажа опор воздушных линий электропередачи, перейдите по указанной здесь ссылке [Перейти!]
Прокладка кабелей в земле с обустройством траншей является одним из наиболее распространённых способов монтажа кабельных линий. В ряде случаев по экономическим или техническим причинам данный способ не рационален или вовсе невозможен. В таком случае можно использовать один из методов так называемой бестраншейной прокладки кабелей в земле. Если Вы хотите познакомиться с методами бестраншейной прокладки кабелей, перейдите по указанной здесь ссылке [Читать далее!]
Добавил на сайт несколько книг, которые возможно будут Вам полезны. Некоторые из них достаточно старые, но, тем не менее, познавательны.
- Белоцерковец В.В. Справочник по монтажу электроустановок промышленных предприятий (Кн.1). – М.: «Энергоиздат», 1982. – 296 с.
- Белоцерковец В.В. Справочник по монтажу электроустановок промышленных предприятий (Кн.2). – М.: «Энергоиздат», 1982. – 400 с.
- Боричев И.Е. Справочник по электроустановкам промышленных предприятий. Том второй: Монтаж электроустановок. – «Энергия», 1964. – 1008 с.
- Сибикин Ю. Д. Безопасность труда при монтаже, обслуживании и ремонте электрооборудования предприятий: справочник / Ю. Д. Сибикин. – М.: КНОРУС, 2016. – 288 с.
- Филипов А.С. Ремонт и монтаж кабельных линий. Часть 1. – Мн.: Техноперспектива, 2005. – 375 с.
- Шубаков К.В. Монтаж типовых городских трансформаторных подстанций. – Мн.: РИВШ, 2008. – 84с.
Данный материал Вы можете скачать/просмотреть в разделе ЛИТЕРАТУРА, авторизовавшись на сайте.
При отрицательных температурах изоляция, оболочки и покровы кабелей теряют эластичность и могут быть легко повреждены. В холодное время года размотка, переноска и прокладка разных типов кабеля допускаются только тогда, когда температура воздуха в течение 24 ч до начала прокладки не снижалась ниже допустимой для данной марки кабеля температуры.
Если Вы хотите познакомиться с особенностями прокладки кабельных линий при отрицательных температурах, перейдите по указанной здесь ссылке [Читать далее!]
Чтобы раньше обнаружить неисправности, представляющие угрозу для нормальной эксплуатации ВЛ, а также предупредить развитие возникших неисправностей, воздушные линии систематически осматривают электромонтеры и инженерно-технический персонал. Осмотры бывают периодические и внеочередные, осмотры с земли и так называемые верховые осмотры. Производятся осмотры пешком, а также с использованием транспортных средств, в том числе самолетов и вертолетов. [Читать далее!]
При вводе силовых трансформаторов в эксплуатацию, после их капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации проводят испытание характеристик трансформаторного масла. Для этого из трансформатора берется некоторый объем масла. Если Вы хотите познакомиться с технологией отбора проб масла из силовых трансформаторов, перейдите по указанной ссылке. [Перейти!]
В настоящее время при строительстве ЛЭП, особенно в западных электросетевых компаниях, часто применяется технология опрессовки линейной арматуры с помощью энергии взрыва. Если Вы хотите узнать больше о данном методе монтажа, перейдите по указанной ссылке. [Перейти!]
Кабель представляет собой сложное электротехническое изделие, имеющее большое количество элементов (токопроводящие жилы, изоляцию, оболочку, экраны, защитные покровы и т.д.). Предлагаю рассмотреть их конструкцию и назначение. [Читать далее!]
Одним из видов линий электропередачи являются кабельные линии. Наряду с воздушными линиями электропередачи, электрические сети, выполненные кабельными линиями, получили самое широкое применение. Если Вы хотите узнать о преимуществах кабельных линий перед воздушными, о их недостатках, познакомиться с областью применения, перейдите по указанной здесь ссылке. [Перейти!]
Добавлена практическая работа «Определение оптимального режима работы трансформаторов». Цель данной работы — освоить методику определения числа и коэффициента загрузки трансформаторов подстанции, при которых общие потери мощности в трансформаторах будут минимальными. Данная работа является расчетно-практической и ориентирована, прежде всего, на студентов и учащихся электротехнических специальностей. Для успешного освоения приведенного здесь материала у Вас должны быть начальные знания по электротехнике или теории электрических машин. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — эксплуатация трансформаторного масла. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — ремонт силовых трансформаторов. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — режимы работы трансформаторов. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — осмотр силовых трансформаторов. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — нормативные документы по эксплуатации силовых трансформаторов. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — виды сушки силовых трансформаторов. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — методы сушки силовых трансформаторов. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — ввод трансформатора в эксплуатацию. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — заливка силового трансформатора маслом. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — особенности установки силового трансформатора в процессе монтажа. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — сборка силового трансформатора. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — подготовка к монтажу силового трансформатора. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — правила ревизии и хранения силового трансформатора. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — правила разгрузки силового трансформатора. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов» — правила транспортировки силовых трансформаторов к месту монтажа. [Перейти!]
Добавил новый материал по теме «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов»: нормативные документы по монтажу силовых трансформаторов; подготовительные работы по монтажу трансформаторов (предмонтажные работы). [Перейти!]
В разделе ТЕОРИЯ решил создать новую тему «Монтаж и эксплуатация силовых трансформаторов». В ближайшее время буду готовить и размещать учебный материал по данной теме. Сегодня добавил следующие вопросы: общие сведения о силовых трансформаторах, габариты трансформаторов и условное обозначение трансформаторов. [Перейти на страницу с данным материалом!]
Конструкции опор воздушных линий электропередачи весьма разнообразны и зависят от материала, из которого изготавливается опора (металлическая, железобетонная, деревянная, стеклопластиковая), назначения опоры (промежуточная, угловая, транспозиционная, переходная и т.д.), от местных условий на трассе линии (населенная местность или ненаселенная, горные условия, участки с болотными или слабыми грунтами и т.п.), напряжения линии, количества цепей (одноцепная, двухцепная, многоцепная) и т.д.
Если Вы хотите познакомиться с основными элементами конструкции опор перейдите по ссылке. [Перейти на страницу с данным материалом!]
Одним из мероприятий по поиску места повреждений силовых кабелей является прожиг изоляции. Прожиг изоляции кабеля позволяет снизить переходное сопротивление в месте повреждения до необходимого уровня (несколько десятков ом). Для прожига кабеля применяются специальные установки. Сегодня я добавил на сайт видеоролик о работе поисково-прожигающей установке УПП-1510 и инструкцию по ее эксплуатации. [Перейти на страницу с данным материалом!]
Добавил материал, в котором рассказывается о правилах нанесения на опоры постоянных знаков, плакатов, информационных табличек и т.п. Если Вы хотите познакомиться с данным материалом перейдите по ссылке. [Перейти!]
Сложность восстановления электроснабжения потребителей в сельской местности обусловлена невысокой степенью оснащенности сельских сетей коммутационными аппаратами и средствами автоматики. Если на питающих подстанциях 35/10 кВ отсутствуют устройства обнаружения или выделения повреждений – применяется последовательная методика отыскания поврежденного участка ВЛ 10 кВ. В этом случае восстановление электроснабжения потребителей при повреждении ВЛ 10 кВ выполняется силами оперативно-выездных бригад (ОВБ) и ремонтного персонала (по мере необходимости). [Подробнее!]
Добавил видеоролик в котором демонстрируется один из способов раскатки высоковольтного кабеля в траншее. [Смотреть видео!]
Добавил на сайт новый материал о траншейной прокладке кабелей в земле. Рассмотрены область применения данного способа, его достоинства и недостатки, общие требования к организации работ, а также основные этапы выполнения. [Читать!]
Одним из видов линий электропередачи являются кабельные линии. Наряду с воздушными линиями электропередачи, электрические сети, выполненные кабельными линиями, получили самое широкое применение. [Читать далее!]
Добавил на сайт несколько книг и нормативных документов, которые возможно будут Вам полезны.
- Дементьев В.С. Как определить место повреждения в силовом кабеле. – М.: Энергия, 1980. – 72 с.
- Шалыт Г.М. Определение мест повреждения в электрических сетях. – М.: Энергоиздат, 1982. – 312 с.
- ТКП 45-1.03-40-2006. Безопасность труда в строительстве. Общие требования.
- ТКП 45-1.03-44-2006. Безопасность труда в строительстве. Строительное производство.
- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Общие требования.
- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Строительное производство.
Данный материал Вы можете скачать/просмотреть в разделе ЛИТЕРАТУРА, авторизовавшись на сайте (зайдя под своим логином и паролем).
Воздушной линией электропередачи называется устройство для передачи и распределения электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным к опорным конструкциям с помощью изоляторов и арматуры. Воздушные линии различают по ряду критериев.
Добавил на сайт материал в котором приведена общая классификация воздушных линий электропередачи. [Прочитать!]
Применение опор из композитных материалов при сооружении воздушных линий является последним достижением в электромонтажном производстве. Опоры из композитных материалов в настоящее время применяются в основном для организации сетей наружного освещения. Добавил на сайт видео, в котором показана сеть освещения автомобильной трассы М1, выполненная с применением опор из композитных материалов. [Перейти на страницу с видео!]
В раздел ПРАКТИКУМ добавил учебный материал о методах определения места повреждения кабелей.
Вы изучите основные виды и причины повреждения кабелей, познакомитесь с методами определения места повреждения, правилами и порядком проведения работ. [Читать далее!]
При вводе воздушной линии в эксплуатацию и периодически в процессе эксплуатации на трассе линии проводятся измерения ширины просеки, высоты деревьев и кустарников под проводами, расстояний от элементов воздушных линий до стволов деревьев и их кроны. Измерения проводятся в соответствии с СТП 09110.20.366-08, ПУЭ и Правилами охраны электрических сетей. [Читать далее!]
Для лучшего усвоения теоретического материала, рекомендуется после изучение какой-либо темы отвечать на несколько контрольных вопросов. Для этих целей я создал несколько контрольных тестов по первой теме теоретического раздела «Организация электромонтажных работ». Добавлены тесты по следующим вопросам:
- Общие сведения об организации электромонтажных работ. [Пройти тест!]
- Подготовка производства электромонтажных работ. [Пройти тест!]
- Организация производства электромонтажных работ. [Пройти тест!]
- Индустриализация и механизация электромонтажных работ. [Пройти тест!]
В раздел ПРАКТИКУМ добавил учебный материал о технологии замены штыревых изоляторов на воздушной линии 10 кВ. Вы сможете ознакомиться с правилами организации работ на воздушных линиях 10 кВ; узнаете какие инструменты, приспособления, защитные средства и другой инвентарь применяются при выполнении работ по замене дефектных штыревых изоляторов на ВЛ 10 кВ; изучите технологию раскрепления опор 0,4-10 кВ, а также технологию замены дефектных штыревых изоляторов. [Читать!]
Добавил в раздел ПРАКТИКУМ описание еще одного способа соединения жил проводов и кабелей электропроводки — с помощью колпачковых соединительных зажимов. [Читать!]
Соединение и ответвление проводов и жил кабелей электропроводки выполняют различными способами, кратко описанными в разделе ТЕОРИЯ. Одним из таких способов является применение клеммных зажимов. Клеммная колодка (клеммный зажим) — это электроустановочное изделие, предназначенное для соединения проводов, которое представляет собой пару (или больше) металлических контактов с узлами крепления к ним проводов, размещенными в диэлектрическом корпусе. [Читать далее!]
Помимо типовых конструкций опор воздушных линий электропередачи на практике можно встретить и уникальные опоры. В России, относительно недавно, были установлены несколько таких опор. [Смотреть видео!]
В раздел ГАЛЕРЕЯ добавил фотоальбом, в котором демонстрируются опоры воздушных линий электропередачи различного назначения. [Смотреть.]
Развитие жилищно-бытового и дорожного строительства, реконструкция подземного и дорожного хозяйства существующих городов при одновременно большой доступности и уязвимости линий электропередачи создает постоянную угрозу и возможность их повреждения при производстве работ. Если распределительные устройства, электросети распределительных пунктов и трансформаторных подстанций размещены в закрытых помещениях, заперты и доступны лишь узкому кругу лиц, а работа в них регламентируется правилами, то трассы воздушных и кабельных линий доступны многим организациям, проводящим различные виды работ. При эксплуатации электрических сетей должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. [Читать о правилах работы в охранной зоне электрических сетей.]
Добавил несколько нормативных документов, которые я надеюсь будут полезны посетителям сайта в процессе обучения или трудовой деятельности. Напоминаю, что данный материал находятся в разделе ЛИТЕРАТУРА и доступен для скачивания только зарегистрированным на сайте пользователям.
СТП 09110.05.830-08. Нормы времени на ремонт основного и вспомогательного энергетического оборудования. Ремонт и техническое обслуживание воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций напряжением 0,38-10 кВ.
СТП 09110.20.186-09. Железобетонные опоры для воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 кВ с самонесущими изолированными проводами марки СИП-4и. Технические требования.
СТП 09110.20.262-08. Устройство вводов ЛЭП 220/380 В в производственные, административные и жилые здания. Технические требования.
СТП 09110.20.521-07. Инструкция по диспетчерскому управлению ремонтами и испытаниями оборудования ОЭС Республики Беларусь.
СТП 09110.35.521-07. Инструкция по эксплуатации устройств релейной защиты, электроавтоматики и вторичной коммутации.
СТП 09110.47.104-11. Методические рекомендации по автоматизации распределительных электрических сетей 0,4-10(6) кВ Белорусской энергосистемы.
СТП 09110.47.202-06. Методические рекомендации по монтажу и эксплуатации кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 6, 10 кВ.
СТП 09110.47.203-07. Методические указания по выполнению заземления на электрических станциях и подстанциях напряжением 35-750 кВ.
РД 34.20.664-90. Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на деревянных опорах.
Создан раздел ГАЛЕРЕЯ в котором размещен дополнительный фотоматериал по тематике сайта. За время работы у меня накопилось много фотоматериалов, которые в полном объеме включать в краткий курс лекций или использовать в разделе ПРАКТИКУМ я не вижу необходимости. Однако познакомить посетителей сайта с указанным материалом мне хотелось бы. Для этого я решил создать раздел ГАЛЕРЕЯ.
На данный момент в указанном разделе имеются следующие фотоальбомы:
-
Показаны различные типы конструкций опор воздушных линий электропередачи, часто встречающиеся на практике. Показаны уникальные или очень редкие типы опор воздушных линий электропередачи. Показаны проектные решения опор воздушных линий электропередачи. Показаны фото единственной в мире гиперболической Шуховской опоры воздушной линии электропередачи. В данном альбоме собраны высокохудожественные фото высоковольтных линий электропередачи.
Добавил на сайт несколько учебников из библиотеки электромонтера. Книги хоть и морально устаревшие, но часть материала актуальна и сейчас, кроме того написаны они простым и понятным языком. Напоминаю, что учебники находятся в разделе ЛИТЕРАТУРА и доступны для скачивания только зарегистрированным на сайте пользователям.
Список добавленных книг:
Анастасиев П.И., Фролов Ю.А. Воздушные линии до 1000 В. – М-Л.: Госэнергоиздат, 1963. – 88 с.
Виноградов Д.Е. Монтаж опор линий электропередачи 110-500 кВ. – М.: «Энергия», 1971. – 96 с.
Григорьев Ю.Е. Ремонт линий электропередачи с изолирующих устройств. – М.: «Энергия», 1969. – 56 с.
Каетанович М.М. Как работают провода, изоляторы и арматура линий электропередачи. – М-Л.: Госэнергоиздат, 1962. – 64 с.
Потапов М.А. Монтаж гибких шин распределительных устройств. – М.: Энергия, 1977. – 80с.
Трифонов А.Н. Особенности организации электромонтажных работ на высоте. – М.: Энергоиздат, 1982. – 88 с.
Одним из современных типов опор являются опоры, выполненные из композитных (стеклопластиковых) стоек. В последнее время они находят широкое применение, особенно, для организации сетей наружного освещения, чему способствует ряд их преимуществ по сравнению с традиционными типами опор. Одним из таких преимуществ является высокий уровень так называемой пассивной безопасности композитных опор.
Добавил на сайт несколько видеороликов в которых демонстрируется краш-тест композитных опор. [Смотреть!]
Добавил материал описывающий основные этапы монтажа распределительного шинопровода. [Читать!]
Соединение и ответвление проводов и жил кабелей электропроводки выполняют различными способами, кратко описанными в разделе ТЕОРИЯ. Одним из таких способов является применение зажимов различного типа (винтового, пружинного, типа «орешек», типа «колпачок» и т.д.). Наиболее просто и быстро соединение и ответвление проводов можно выполнить зажимами типа Scotchlok. Особенность их применения в том, что не требуется удалять изоляцию жилы перед соединением проводов. [Читать далее!]
Для соединения и присоединения кабелей применяются специальные электротехнические изделия — кабельные муфты. В настоящее время наибольшее распространение получили термоусаживаемые муфты, гораздо реже используются заливные муфты. Общие сведения о данных типах муфт представлены в разделе ТЕОРИЯ, технология монтажа – рассматривается в разделе ПРАКТИКУМ.
Еще одним типом кабельных муфт являются так называемые муфты холодной усадки, которые пока не получили широкого распространения. Основой муфты являются эластичные, выполненные из силиконовой резины и отформованные специальным образом компоненты, которые находятся в предварительно растянутом состоянии на специальном каркасе из свитого в спираль пластикового шнура. При монтаже каркас удаляется, и компоненты муфты сжимаются до первоначального состояния, плотно усаживаясь на кабель и обеспечивая качественную электрическую изоляцию и надёжную герметизацию места соединения. [Читать далее!]
В раздел ПРАКТИКУМ добавил материал об особенностях технологии раскатки проводов воздушных линий «под тяжением». Метод раскатки проводов и грозозащитных тросов «под тяжением» появился в середине 20 века и активно применяется в настоящее время западными электросетевыми компаниями. При раскатке под тяжением, на опоры поднимают вспомогательный легкий канат (трос-лидер) и затем с его помощью раскатывают по роликам провода в натянутом состоянии, не опуская их на землю. [Читать далее!]
Добавил несколько видеороликов, в которых показана технология монтажа заливных кабельных муфт методом заливки компаунда самотоком. Показан монтаж соединительной муфты 92-AV на гибкий кабель марки КГЭ, а также монтаж соединительной муфты 91-NA. [Перейти на страницу с видео!]
Применение опор из композитных материалов при сооружении воздушных линий является последним достижением в электромонтажном производстве. Если Вы хотите больше узнать о композитных опорах, области их применеия и опыте эксплуатации, достоинствах и недостатках, а также об особенностях монтажа https://elektro-montagnik.ru/?address=lectures/part2/ target=»_blank»]elektro-montagnik.ru[/mask_link]
Проектирование ВЛ
Особенности и значение проектирования воздушных линий ЭП
Сегодня проектирование ВЛ сопровождается с использованием передовых технологий, оборудования и видов строительных работ. Именно поэтому процесс создания проекта требует от проектировщиков глубоких познания в данной области и профессионализма.
ВЛ зачастую используются на открытой или сельской местности, в маленьких населенных пунктах. Среди множества их преимуществ можно назвать простоту выполнения строительных и монтажных работ, а также их обслуживания.
Значение проектирования воздушных линий
ВЛ электропередач – это специальная установка, состоящая из множества проводов и кабелей, опор и основ, конструкций. Их основное предназначение заключается в обеспечении передачи электроэнергии между объектами энергосистемы. При этом также возможен промежуточный отбор электрической энергии.
Проектирование ВЛ – это один из важных и чрезвычайно сложных этапов строительных работ. Это связано с тем, что проект должен соответствовать множеству норм, правил, стандартов. При его создании необходимо учитывать немало факторов технического и экономического характера. От того, насколько правильно создан проект строительства ВЛ, непосредственно зависит качество и безопасность функционирования электросети.
Правильно созданный проект помогает сэкономить заказчику немало средств на покупке кабелей и проводников необходимого сечения и длины, использовании осветительных приборов, выполнении строительных и монтажных работ. Все эти факторы учитываются при создании проекта.
Этапы создания проекта
Создание проекта линий электропередач условно можно подразделить на такие этапы:
- Выполнение обследования энергетических объектов (их техсостояние, эксплуатация и т.д.).
- Получение ТЗ и условий проведения строительных работ.
- Согласование между проектной организацией и заказчиком работ всех вопросов, связанных с выполнением данного строительства.
- Проведение расчетов всех параметров ВЛ.
Строительные работы по возведению воздушных линий электропередач условно можно поделить на несколько этапов. И проектирование ВЛ – это его начальный этап.
Самому проектированию предшествует немало шагов. И первым из них является создание и передача заказчиком в проектную организацию технического задания. Именно ТЗ используется, как основание при создании проекта. В техническом задании заказчиком обязательно должна быть предоставлена следующая информация:
- протяженность и направление ВЛ;
- нагрузка линий электропередач;
- какие опоры, тросы предполагается использовать при строительстве;
- тип арматуры, которая будет использоваться для обеспечения изоляции и пр.
При создании проекта проектировочная организация обязательно должна учитывать наличие и тип объектов, которые находятся в непосредственной близости от будущей ВЛ. Если будущая линия электропередач будет проходить через железнодорожные пути или через линию связи, проект необходимо будет в обязательном порядке согласовать с руководством данных организаций.
В данном случае создается профильная комиссия, в состав которой входят представители тех предприятий или ведомств, через линию которых будет проходить будущая линия электропередач. При обсуждении всех норм и технических допусков, данная комиссия предоставляет проектировочной организации перечень технических условий.
Только в случае соблюдения всех выше перечисленных технических условий, представители данных предприятий и ведомств дадут свое согласие на строительство предполагаемой ВЛ.
Факторы, которые необходимо учитывать в процессе проектирования
Проектирование ВЛ должно учитывать такие немаловажные факторы:
- географическое расположение строительного объекта;
- природные и геологические особенности данной местности;
- уровень загрязненность атмосферных масс.
Наличие информации данного типа способствует правильному выбору количества и разновидности изоляторов. О правильности данного выбора зависит эффективность и безопасность работы линии электропередач.
Особенности проектирования
Дабы приступить к выполнению строительных работ, проектировочная организация должна предоставить правильно составленный и оформленный проект. При этом необходимо предоставить такие данные:
- технические расчеты проведения работ;
- предоставление данных о стоимости выполнения всех типов работ (сметы) с объяснительной запиской каждого пункта;
- схемы разработки ВЛ электропередач, подтвержденные графиками и чертежами;
- объяснительная записка с подробным описанием;
- план проведения работ.
Проектирование ВЛ осложняется еще и тем, что у проектных организаций нет в наличии специальной программы, которая бы помогала проектировщикам в создании проекта. Можно воспользоваться только простыми программными разработками, которые рассчитаны на решение некоторых задач.
Проект должен соответствовать существующим правилам устройства электрических установок, нормам и правилам проведения строительных работ, директивной документации по проектированию. При этом, необходимо учитывать также уже существующую и утвержденную схему системы развития энергетической системы на данной территории (срок действия которой 5 лет, а перспектива на 10 лет).
Нельзя также забывать о том, что трасса, по которой планируется проложить линию, должна быть максимально короткой, а также должны учитываться материалы планировки данного территориального округа.
Проектирование ВЛ должно обязательно учитывать тот факт, что их расположение никоим образом не должно мешать передвижению пешеходов,а аткже транспортных средств.
Выбирая тот или иной тип материалов или оборудования для строительства ВЛ электропередач необходимо отдавать предпочтение стандартным материалам, которым присуща типовая конструкция. Только лишь при наличии специального технически – экономического обоснования можно использовать материалы нестандартного типа.
При создании проекта необходимо выбирать именно тот вид опор или провода, использование которых будет наиболее актуальными в данной местности и в данных климатичeских условиях.
Например, могут быть использованы такие типы опор:
- промежуточные;
- концевые;
- из стали сортового типа;
- анкерные;
- железобетонные;
- угловые.
Среди большого разнообразия проводом современные проектировщики отдают предпочтение таким типам:
- однопроволочные;
- многопроволочные;
- пустотелые;
- сталеалюминевые;
- биметаллические.
Именно эти типы проводов отличаются самыми высокими показателями прочности, гибкости, надежности, а также обладают небольшим сопротивлением.
Качество проекта зависит непосредственно от профессионализма сотрудников проектировочной организации, которые работаю над его созданием от самого начала и до его сдачи заказчику. Для этого лучше всего обратиться в проектировочную организацию, которая имеет специальные допуски к проведению данного типа работ, а также положительные отзывы тех заказчиков, которые пользовались ее услугами. Только в таком случае проект будет выполнен на должном уровне.
Источник: rosalfa.com