best_3_0
В этом году Инженерным войскам России исполнилось 311 лет. Накануне Дня инженерных войск (отмечается 21 января) удалось пробраться «с «лейкой» и блокнотом» в уникальное подразделение: 187-й Псковский ордена Красной Звезды межвидовой учебный центр. Поездка оказалась чрезмерно скоротечной и проходила в сложных для фотосъёмки условиях, но, тем не менее, стоила потраченных на неё времени и сил.
Чаще всего пресс-тур в армию начинается с прибытия к уже до слёз знакомому подъезду с табличкой «Аэровокзал» при входе. Военный аэродром Чкаловский, что в Московской области, встречает своих пассажиров по-военному строго. Условия для размещения в здании аэровокзала, как и положено, вполне спартанские.
Желающие могут предаться отдыху, сидя и лёжа на деревянных лавках (смотря по погоде — прямо у батарей парового отопления или подальше от них).
Ярким пятном в картине аэровокзального мироздания выделяется буфет «Перрон». Не раз ассортиментный ряд продукции, представленной на витринах буфета, спасал и выручал целые группы журналистов, ожидающих вылета. Отдельно хотелось бы отметить ценовую политику предприятия аэродромного общепита как «более чем гуманную».
Подготовка водолазов
Попытка покушать на сумму больше чем 400 рублей (в одно лицо) потерпела фиаско. Ну и, конечно, отличные «перронные» пирожки с разнообразными начинками, не раз сопровождавшие меня на бортах военных самолётов, мчащих в разные концы Родины, оставили тёплые о себе воспоминания. 15 рублей — штука!
Чкаловский — военный аэродром в Московской области, в 31 км к северо-востоку от Москвы, на юго-восточной окраине города Щёлково, в 2 км западнее Звёздного городка. Основан в начале 1930-х годов.
Аэродром 1 класса, способен принимать самолёты Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
На аэродроме базируется ФГУП «223-й лётный отряд» — авиапредприятие для коммерческих перевозок на военных самолётах (Ил-62М, Ил-76МД, Ту-134А-3, Ту-154Б-2).
На аэродроме дислоцирована 6991-я авиабаза в следующем составе: 353-й авиаполк особого назначения, 354-й авиаполк особого назначения, 206-й авиаполк особого назначения.
Является аэродромом совместного базирования: помимо воздушных судов Минобороны РФ, имеет право принимать воздушные суда МВД РФ, Роскосмоса, а также гражданские воздушные суда.
На территории аэродрома находится полк в/ч 52531 и др. с 4 батальонами обслуживания и охраны аэродрома. В 1932 году с Центрального аэродрома Москвы (Ходынка) на аэродром Чкаловский был перебазирован НИИ ВВС (он и поныне находится здесь, в настоящее время носит название ГЛИЦ ВВС).
С начала XXI века аэродром используется как международный аэропорт — отсюда по разовым разрешениям осуществляются чартерные гражданские пассажирские и грузовые авиаперевозки.
В этот раз вылет на военный аэродром Мариновка задерживался несколько раз подряд и будущие пассажиры коротали время за беседой об особенностях работы военной метеослужбы, трапезой или сном. Вместо запланированных восьми утра вылетели только около двух часов пополудни. А дни зимой короткие.
Водолазные тренировки на новом вододроме Краснодарский край | Подготовка военных водолазов
Элита отечественной военной журналистики тренируется в исполнении внезапной команды «Отбой!» Упражнение выполняется гражданскими специалистами исключительно на оценки «хорошо» и «отлично».
Вылет по маршруту «Чкаловский — Мариновка» проводился силами лётчиков 223-го лётного отряда на самолёте Ил-18. В прошлый раз в Мариновку я тоже летал военным бортом, но по печальному поводу.
После непродолжительного комфортабельного перелёта и необычно мягкой посадки (проснулся только в конце торможения), весь журналистский коллектив погрузился в автобус и помчал в расположение 187-го Псковского ордена Красной Звезды межвидового учебного центра инженерных войск, расположенного на острове Зеленый (город Волжский Волгоградской области).
Прибыв непосредственно на инженерный полигон, немедленно приступили к съёмке. Из-за задержек с вылетом работы начались уже в сумерках, на морозе и резком ветру, так что времени на вдумчивое фотографирование не было совсем, везде бегали бегом на фоне быстрого потемнения.
Макет инженерного полигона
Первым делом осмотрели действия инженерной разведки перед форсированием водной преграды. Бронированные разведчики изучили подходы к будущей переправе и установили: мин — нет. Не на суше, ни под водой.
Ранее работу таких ИРМ «Жук» мне уже приходилось наблюдать в 45-м инженерно-сапёрном полку.
Инженерная разведывательная машина (ИРМ «Жук») — армейская машина, предназначена для разведки местности, путей движения войск и водных преград. Установленные на ней стационарные и переносные приборы и средства инженерной разведки позволяют получать данные о проходимости, уклонах, наличии минно-взрывных заграждений, зараженности местности и путей движения войск, ширине, глубине, скорости течения водных преград, относительной плотности дна, наличии навигационных препятствий, толщине льда итп.
ИРМ может двигаться по шоссе с максимальной скоростью 53 км/ч, на плаву 12 км/ч (процент плавучести 13%); масса машины составляет 17т. Принята на вооружение в 1980 году. Экипаж — 6 человек: механик-водитель, стрелок-радист, командир машины, а также три сапера.
Машина оборудована приборами наблюдения, эхолотом, различными миноискателями.
Разведывательная машина вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ, установленным в башне и предназначенным для стрельбы по наземным целям на дальностях до 1000 м. Внутри отсеков управления и экипажного, кроме того, предусмотрена укладка трех автоматов и по 150 патронов к ним, сигнального пистолета, 1000 патронов к пулемету, 10 ручных гранат Ф-1, 15 кг ВВ с комплектом средств взрывания.
В готовности находился и гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Транспортёр предназначен для переправы через водные преграды артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортеров, автомобилей, личного состава и различных грузов. Имеет бронированную кабину, вооружение, и оснащен оборудованием для самоокапывания, с помощью которого за 1,5-2 часа оборудуется окоп в грунтах средней плотности.
Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Для погрузки и выгрузки самоходных и несамоходных грузов на грузовую платформу площадью 23,6 м. кв (8225×2870мм) транспортер имеет откидной борт с двумя аппарелями и однобарабанную реверсивную лебедку. Для движения по воде в туннелях кормовой части корпуса смонтированы два четырехлопастных гребных винта правого вращения.
Диаметр гребных винтов 700 мм. Для обеспечения живучести транспортера на воде в корпусе установлены два центробежных водооткачивающих насоса с суммарной подачей 1950 л/мин. Транспортер может успешно эксплуатироваться на реках со скоростью течения до 2,5 м/с и при волнении моря до 3 баллов (с морским оборудованием).
Погрузка армейского грузовика ЗиЛ-131 на гусеничный плавающий транспортер ПТС-2.
Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Технические характеристики:
— масса – 24,2 т;
— грузоподъемность на суше – 12 т;
— грузоподъемность на воде – 12 т;
— максимальная скорость движения на суше с грузом – 60 км/ч;
— максимальная скорость движения на воде с грузом – 11,7 км/ч;
— максимальная скорость движения на воде без груза – 12,9 км/ч;
— максимальная скорость движения на воде с груженым прицепом – 9,5 км/ч;
— время рейса через реку шириной 200-500 м и со скоростью течения до 1 м/с – 10-13 мин.
Возможности по переправе за один рейс:
— пушки калибра до 85 мм – 2;
— пушки калибра более 85 мм – 1;
— гаубицы калибра до 152 мм – 1;
— гусеничные артиллерийские тягачи АТ-Л, АТ-С – 1;
— колесные тягачи ЗиЛ, Урал – 1;
— десант в полном снаряжении – 75 чел;
— раненые на носилках – 12 чел.
Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2 с десантом на борту возвращается на берег после рейда через водную преграду.
У следующей точки съёмки полыхал пожар. Пожар, конечно, был подготовлен личным составом в ознакомительно-учебных целях.
Кромешную тьму подсвечивал фарами вездесущий военный «УАЗик». Симпатичный, на мой взгляд, автомобиль.
Пожар как следует разгорелся и в этом случае темнота была уже, что называется, «на руку». В горящий завал бесстрашно вломилась инженерная машина разграждения ИМР-2, раскидав таранным ударом корпуса (оборудованного бульдозерным отвалом и захватом крана-манипулятора) горящие брёвна. Работу этих инженерных машин мне приходилось наблюдать в околобоевой обстановке.
Там же удалось и поснимать ИМР-2 покрупнее.
Вокруг окончательно стемнело и здорово похолодало. Видимость стала совсем никудышной и мы всем коллективом отправились в центр подготовки армейских водолазов.
Подготовка армейских водолазов (кроме того в УЦ обучают ещё семнадцати различным специальностям) ведётся в 187-м Псковском ордена Красной Звезды межвидовом учебном центре Инженерных войск не первый год. Данный центр — единственный в России, обучающий такой специальности военнослужащих (у флота — собственный УЦ).
Водолаз — должность специального назначения. В мирное и в военное время водолаз выполняет ответственные задачи по обеспечению деятельности войск, связанные с разведкой дна, грунта, характера береговой черты рек и других водных преград в местах переправ, наведения мостов; обследует трассы трубопроводов, кабелей, проходящих по дну рек, озер, заливов и других водных преград; обеспечивает работы при возведении мостовых опор, причалов; осуществляет поиск и обезвреживание мин и фугасов, проверку слабых мест оборонительных позиций, прилегающих к урезу воды; участвует в оказании помощи аварийным танкам при форсировании ими водных преград, обеспечении подъема и эвакуации затонувшей военной техники; устраняет подводные препятствия на фарватере рек, участвует в ремонте мелкокаботажных судов (смена гребных винтов, ремонт забортной арматуры, рулевых устройств); занимается поиском и опознаванием затонувшей техники, вооружения, самолетов; обеспечивает безопасность работ под водой других водолазов.
Водолаз должен знать: устройство и правила эксплуатации подводного (изолирующего) снаряжения, основы физиологии подводных спусков (влияние повышенного давления на организм человека при нахождении под водой, выходе с различных глубин, признаки специфических водолазных заболеваний, причины их возникновения и меры предупреждения).
Водолаз должен уметь: готовить водолазное снаряжение к использованию, устранять неисправности водолазного снаряжения, пользоваться им в штатных и аварийных условиях, выполнять работы в специфических условиях водной среды, оказывать первую помощь при водолазных заболеваниях.
Работа водолаза, преимущественно самостоятельная или в составе малых групп (от двух до шести человек), протекает при дефиците информации об обстановке, выполняется плавно. При работе преобладают значительные динамические нагрузки, которые сопровождаются сверхинтенсивной потерей тепловой энергии.
Основную часть рабочего времени водолаз проводит под водой в изолирующем снаряжении (комбинезоне) на рабочей глубине до 20 метров, в условиях пониженной освещенности и видимости, перепада гидростатического давления, при температуре воды от 4 до 15 градусов Цельсия, что значительно снижает время безопасного пребывания человека в воде.
Ha глубине до 20 – 30 метров водолазы дышат сжатым воздухом, а глубже используются специальные смеси на гелиокислородной основе.
Основные орудия труда – водолазное снаряжение, специальные приспособления для монтажа или разборки конструкций, инструмент и щиток для подводной сварки, щупы, миноискатели, средства телефонной связи с поверхностью, часы и компас (для ориентации под водой). Специфика деятельности водолаза предъявляет повышенные требования к физической выносливости, функциональному состоянию органов дыхания, координации движений, нервно-психическому состоянию специалиста.
- высокая скорость приспособления чувствительности зрительного и проприоцептивного анализаторов к изменениям состояния окружающей среды;
- способность определять глубину погружения по перепадам давления;
- способность создавать правильное представление о реальных процессах на основе имеющихся наглядных образов;
- способность не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных внешних воздействий;
- умение длительно сохранять концентрацию внимания, несмотря на усталость и действие постоянных раздражителей;
- способность к ориентации в пространстве в необычных условиях;
- способность оценивать и сравнивать временные интервалы;
- хороший слух и разборчивая речь
Усовершенствованное трёхболтовое вентилируемое водолазное снаряжение УВС-50 (модификация – УВС-50М). Последняя предназначена для выполнения водолазных работ на глубинах до 60 метров. Принято на вооружение приказом ГК ВМФ в 1964 году.
Состоит на вооружении водолазного отделения взвода инженерной разведки отдельного инженерно-сапёрного батальона мотострелковой или танковой дивизии.
Водолазный шлем. Шлем образует воздушный объем, в котором дышит водолаз и защищает голову от воздействия воды и ушибов при работе под водой, а также служит для защиты глаз от лучей при электросварке путем установки светофильтра. Шлем изготовлен из листовой отожжённой меди марки М3 толщиной 1 -1,5 мм вручную или полумеханическим способом.
Металлические шлемы имеют по 3 иллюминатора (передний и два боковых). Внутри шлема любой размещено переговорное устройство, на корпусе шлема имеются воздушный ввод с невозвратным предохранительным клапаном, телефонный ввод и головной травящий клапан.
Вначале в трёхболтовом водолазном снаряжении применялся шлем Ш-3, а затем его модификации: шлем УВС-50 (усовершенствованный водолазный скафандр) и шлем УВС-50М. В шлеме УВС-50 в отличие от предыдущей модели изменены конструкции телефонного и воздушного вводов, объединенных в один корпус. Внутри шлема для защиты головы водолаза от прямой струи подаваемого воздуха установлен щиток, направляющий поток воздуха к переднему иллюминатору, что обеспечивает также подачу свежего воздуха для дыхания ближе к ротовой полости и уменьшает возможность запотевания переднего иллюминатора.
Военный водолаз в легководолазном снаряжении готовится к спуску.
Группа обеспечения водолаза имеет постоянную связь со своим товарищем. Связь обеспечивается по двум-трём независимым друг от друга каналам одновременно: телефонная кабельная связь, радиосвязь и связь, осуществляемая посредством сигнального линька или, по-сухопутному, верёвки. «Верёвочные» переговоры, конечно, примитивны и не так удобны, как радио- или телефонная связь, но, тем не менее, достаточно распространены.
Подёргивание и сотрясение верёвки может передавать сигналы и к водолазу и от него, к обеспечивающей группе. Например, если водолаз дёргает за сигнальный линь один раз, то наверху понимают: «Я на грунте. Чувствую себя хорошо. Выбери слабину. Повтори».
Троекратное сотрясение верёвки бойцами расчёта уже водолазом воспринимается как «Стой на месте! Спускаем второго водолаза». В экстренном случае водолаз начинает часто (больше четырёх раз) дёргать за линь: «Тревога.
Мне плохо. Поднимай скорее!»
Сигнальный линь (в палец толщиной) обвязывается удавкою вокруг талии водолаза и проходит сверху грудного свинцового груза, так что водолаз ощупью всегда может его найти у своей шеи. Дергать линь надо сильно и отчетливо, чтобы не было недоразумений. Чтобы не было сомнений, что сигнал понят верно, необходимо требовать повторения его прежде, чем исполнять, за исключением тревоги.
Изменять эти сигналы строго запрещается, но не возбраняется, если понадобится, условиться и переговариваться добавочными сигналами.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. 1890—1907.
Видимые под потолком зелёные флаги вывешены неслучайно: в пределах внутренних судоходных путей (река, озеро, канал, водохранилище) два зеленых квадратных флага должны быть подняты над местом проведения водолазных работ в дневное время. Ночью они заменяются на два зелёных огня, расположенных вертикально.
Водолазный нож — обязательная деталь водолазного снаряжения при каждом спуске. Применяется как инструмент для мелких работ (перерезания растительных тросов и снастей), как средство для устранения препятствий, мешающих водолазу под водой, а также для защиты от морских хищников. Водолазный нож крепится к поясному ремню, а у спортсменов-подводников — к ноге крепежными ремнями.
Водолаз успешно закончил тренировочное упражнение и поднимается на поверхность.
Внутри «сухого» водолазного костюма, конечно, сухо. Но холодно. Температура воды, как было указано на спецтабличке, составляла всего 11 градусов по Цельсию, так что перед спуском водолазы утеплялись.
Теплозащитная одежда предназначена для уменьшения теплопотерь водолаза, работающего под водой, и защиты кожных покровов от потертостей. В качестве теплозащитной одежды используются водолазное белье, меховые изделия и поролоновый утеплитель.
В комплект водолазного белья входят шерстяное белье (свитер, рейтузы, феска или подшлемник, двупалые варежки или пятипалые перчатки, носки, чулки), а также меховые носки и чулки из овечьих или собачьих шкур, которые дополнительно надеваются поверх водолазного белья при низкой температуре воды. Водолазное белье вяжется из шерстяных ниток с добавлением для прочности хлопчатобумажных нитей.
Под водолазное белье надевается нательное белье. Поролоновый утеплитель представляет собой комбинезон, изготовленный из поролона с двухсторонней капроновой обкладкой. Штаны утеплителя оканчиваются мягкими чулками, рукава открытые.
Подшлемник изготовляется отдельно от утеплителя.
Слева — направо: учебная противотанковая мина, баллоны со сжатым воздухом, нагрудный груз, водолазные боты и верёвка — линь. На всякий случай. Водолазные боты или галоши могут быть безразмерными с раздвижным элементом, подгоняемым по ноге конкретного водолаза, могут иметь утяжеление на одну или обе ноги.
Могут весить, как сообщили, до 25 килограмм (пара). Придают водолазу остойчивость и защищают гидрокомбинезон от износа и повреждения.
Водолазный расчёт после погружения. Погружался и работал под водой с противотанковой миной сержант со знаком классного специалиста на груди. Остальные обеспечивали его работу и безопасность наверху.
На этом наш визит в 187-й учебный центр Инженерных войск в связи с необходимостью срочного обратного вылета окончился. Напоследок запечатлел памятник полевой кухне.
ИсточникПодготовка водолазов инженерных войск МО СССР 1980 г ОРИГИНАЛ
Подготовка водолазов инженерных войск.1980 г. 447 страниц.
Прежде ,чем нажать «купить» — просим обратить внимание: Стоимость доставки от 120 руб, не менее.
1.ПОКУПКИ МЕНЕЕ 200 РУБ НЕ ОТПРАВЛЯЕМ )))))
2.Данных (телефон и.т.д.) не даем ,т.к.вся переписка по сделке после покупки ведется только на мешке ,этого достаточно для полноценной сделки.
3.Стоимость доставки указана ориентировочно за отправку одного лота, поэтому стоимость доставки уточняйте до покупки.
4.НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ НЕ ОТПРАВЛЯЕМ ))))))) .
5.На вопросы в форуме и на почту МЕШКА отвечаем каждые 2-3 часа с 10.00 до 21.00. В выходные выходим на связь утром и вечером. если Вам сразу не ответили-ждите-ответят.
Все АВИА доставки и доставки в более отдалённые регионы России оговариваются заранее. ПОЧТОВЫЕ РАСХОДЫ по факту: по весу, по объёму, плюс упаковка,наклейка марок на заказную бандероль ( не бесплатно ). В отдаленные районы РОССИИ почтовые расходы оговариваются до покупки)))))) Чек(фото) по желанию . Трек- номер посылки отправляем каждому покупателю в переписку в течении 3-5 дней после оплаты ( очень просим раньше срока не беспокоить по поводу отправки посылки)))))
ИсточникВодолазная подготовка инженерных войск
Будни современных водолазов
В 1934 году в Ленинградском военно-инженерном училище военно-врачебная комиссия отобрала 5 курсантов последнего курса, находившихся в лагерях под Лугой. Вскоре они прибыли в Ленинград на сборы инструкторов. Обучение проводилось недалеко от Детского Села (город Пушкин) на специально подготовленном озере.
Условия учебы были тяжелыми. Температура воды в озере редко превышала 12 — 14 градусов, а с сентября установилась холодная погода. Поэтому особое внимание уделялось физической закалке.
Зарядка с купанием проводилась ежедневно при любой погоде.
На итоговые учения прибыла комиссия во главе с наркомом обороны СССР К. Е. Ворошиловым. Приехал и секретарь Ленинградского областного и городского комитетов партии С. М. Киров. Вот как об этом историческом эпизоде вспоминал преподаватель Ленинградского военно-инженерного училища М. Острицкий: «Учения проводились с обозначенным противником.
Все команды продемонстрировали высокую технику работы под водой. Я был в составе команды по разведке и подрыванию моста, другие водолазы показывали различные способы установки и преодоления подводных заграждений и препятствий. Наиболее внушительной была команда по захвату и удержанию участка противоположного берега.»
Проведенное учение получило высокую оценку наркома обороны СССР. Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа курсантам, участвовавшим в учении, были присвоены звания инструкторов по специальной подготовке. После выпуска они были назначены командирами подразделений и добились отличных успехов в обучении и воспитании личного состава.
До Великой Отечественной войны водолазные работы выполнялись в инженерных войсках с использованием нормального водолазного снаряжения, разработанного на базе трехболтового вентилируемого снаряжения, принятого на снабжение в 1930 году, изолирующих подводных аппаратов ИПА-1 (1932 — 1934 гг.) и ИПА-3 (1936 г.). Снаряжение обеспечивало работу водолаза на глубинах до 20 м.
В первые месяцы Великой Отечественной войны понтонерам пришлось выполнять различные инженерные работы, связанные с обеспечением отхода наших войск. Они устраивали и содержали, а затем разрушали переправы, устанавливали мины, разрушали дороги и мосты; отрывали траншеи, строили дзоты и сооружения для командных пунктов; участвовали в боях как стрелковые подразделения.
В историю инженерных войск вошли также и переправы через Неву в районах Черной речки и Невской Дубровки, которые понтонеры наводили в сентябре 1941 года под сильным огнем противника, помогая войскам Ленинградского фронта наносить контрудары по врагу. 20 сентября 1941 года 115-я стрелковая дивизия и 4-я морская бригада форсировали Неву (ширина реки здесь 350 — 400 м) и овладели плацдармом шириной и глубиной до 1 км.
Боевые действия за плацдарм велись до ноября 1941 года. В последующем войска были эвакуированы на правый берег.
Понтонеры проявляли невиданный героизм и самоотверженность, выполняя особо сложные задачи. В ночное время, умело маневрируя переправочными средствами, они переправляли танки, артиллерию и другую боевую технику. На дневное время переправочные средства убирались, а вечером вновь спускались на воду.
Даже когда на Неве появилась ледяная шуга, понтонеры продолжали переправу танков. Потопленные понтоны ночью поднимались со дна водолазами экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОНа), днем ремонтировались и снова вступали в строй.
Особенно широко развернулась боевая деятельность понтонеров, когда Советская армия перешла в решительное наступление. Они принимали участие в форсировании многочисленных рек: Дона, Днепра, Вислы, Дуная, Одера и других, наводили переправы через Волгу, Сивашский залив, Керченский пролив, пролив между Псковским и Чудским озерами шириной 2,5 километра и многие другие водные преграды.
При освобождении от немецко-фашистских захватчиков Эстонии понтонеры обеспечивали форсирование советскими войсками морских проливов Муху-Вяйн шириной 26 километров и Сур-Вяйн шириной 6,2 километра.
Понтонерам категорически запрещалось оставлять в воде поврежденные затонувшие понтоны, и они прилагали огромные усилия, чтобы поднимать материальную часть и восстанавливать переправу. Эту работу водолазы выполняли подчас в трудной боевой обстановке, иногда в зоне артиллерийского обстрела. Многие из них за свою самоотверженную работу были награждены орденами и медалями.
Уже летом 1942 года инженерным воинским частям на фронте потребовалось большое количество водолазов. Ленинградскому военно-инженерному училищу имени А. А. Жданова была поставлена задача подготовить офицеров-водолазов для понтонных воинских частей. На курсы водолазов курсанты шли добровольно.
Желающих было много. В отборе кандидатов, кроме медицинской комиссии, принимали участие партийные и комсомольские организации.
Теоретические занятия (физиология и патология водолазного дела, изучение материальной части, основы производства водолазных работ) проводились в училище, практические занятия по 224-часовой программе — в Вязниках, при учебном отряде водолазно-судоподъемной службы. Общее время пребывания под водой у каждого курсанта было не менее 15 часов.
В августе-ноябре было обучено 128 офицеров, в личных делах которых указывалось: «Подготовлены к командованию взводами в инженерных частях и имеют практические навыки в производстве инженерных работ. Кроме того, могут быть использованы начальниками водолазных станций в инженерных частях» Историк инженерных войск полковник Г. В. Малиновский в своей книге сообщает, что в 1943 году в инженерных войсках предполагалось сформировать бригаду водников, которые должны были стать резервом Верховного Главного Командования.
Состоять бригада должна была из легких водолазов, оснащенных изолирующими подводными аппаратами ИПА-3 в составе управления бригады (40 чел.), роты управления (120 чел.) и 7 батальонов водников (по 520 чел.). Всего в бригаде — 3800 чел.
Предназначалась бригада для разведки водных рубежей, уничтожения переправ противника, захвата плацдарма на противоположном берегу, устройства заграждений на вражеской территории, минирования и разминирования бродов, а также для диверсий в тылу врага, обеспечения подводных работ при строительстве и восстановлении мостов, сопровождения под водой боевых грузов, проведения аварийно-подъемных работ под водой. Больше никаких сведений об этом соединении нигде нет.
В ходе войны большинство рек и каналов преодолевалось с ходу, что явилось одним из важнейших достижений советского военного искусства. Данный способ был самым сложным по организации и осуществлению, зато наилучшим образом содействовал быстрому разгрому врага и достижению высоких темпов наступления. Вот лишь некоторые примеры из боевой практики водолазов одной понтонной воинской части, прошедшей за время войны славный путь от города Ленина до столицы Чехословакии — Праги.
Первое боевое крещение водолазы получили на Неве, в районе совхоза им. С. Халтурина. Нужно было отыскать и поднять подвесной мотор парома, который затонул после обстрела. Условия для выполнения задачи были нелегкими. Участок реки находился под вражеским огнем, работу затрудняли также сильное течение и большая глубина.
Первый водолаз, спустившийся по тросу на глубину до четырех метров, был выброшен на поверхность силой течения. Опустили второго водолаза, увеличив на нем нагрудный груз. Но и его оторвало от троса.
Последующие спуски на дно проходили удачнее. Водолаз имел значительно усиленные грузы на ногах и при спуске по вертикальному тросу стремился прижимать к нему голову. Для ориентировки на дне и для обеспечения устойчивости с одного берега на другой протягивался канат, за который водолаз держался. По его сигналам канат перемещался в ту или другую сторону.
Так, мотор был найден и поднят на поверхность.
Находчивость и солдатскую смекалку проявили водолазы в районе Чудского озера, устье р. Гдовка, куда водолазная станция прибыла для проверки фарватера реки. Существовавшая здесь каменная набережная почти на всем протяжении была взорвана фашистами. Спустившийся водолаз не мог долго пробыть под водой, так как ему было трудно двигаться по дну, беспорядочно заваленному камнями.
То и дело зажимались шланг воздухопровода и сигнальный конец. Илистое дно создавало под ногами сильное замутнение, а продвигаться ползком мешали камни. Тогда был найден простой выход.
Автомобильная камера сослужила роль.
Сегодня далеко не все знают, что сразу же после окончания войны водолазы инженерных войск вели большие работы по расчистке фарватера Дуная для организации судоходства на участках: Братислава, Будапешт, по содержанию переправ через Дунай, Эльбу, Ваг, Одер и другие реки.
Интенсивная работа по совершенствованию средств инженерных подводных работ также началась сразу после окончания войны. В 1946 году вместо аппаратов типа ИПА на снабжение инженерных войск поступил изолирующий подводно-сухопутный аппарат ИПСА. В этом аппарате спуски под воду допускались на глубину не более 20 м. Дыхание водолаза в аппарате происходило по замкнутой системе движения газовой смеси: дыхательный мешок — легкие водолаза — коробка химпоглотителя — дыхательный мешок.
В 1950 году было завершено усовершенствование трехболтового вентилируемого водолазного снаряжения. Принятое на снабжение инженерных войск снаряжение УВС-50 предназначалось для обеспечения работы водолаза на глубинах до 60 м. В состав снаряжения УВС-50 входили шлем с манишкой, рубаха, задний и передний грузы, галоши, нож, белье, телефонное устройство в шлеме и шланги.
Масса снаряжения, надеваемого на водолаза, — 80 кг. Подача сжатого воздуха водолазу с поверхности осуществлялась от трехцилиндровой помпы или позднее — от станции ПРС-В.
Отметим, что большая часть образцов водолазной техники, принятой на снабжение инженерных войск в послевоенный период, была создана в Военно-Морском Флоте с учетом требований, разработанных специалистами ЦНИИИ им. Д. М. Карбышева, участвовавшими также в испытаниях этих средств.
Профессионалами высочайшего класса были водолазы ЦНИИИ им. Д. М. Карбышева Л. С. Ильин, Ю. М. Парашин, Н. Ф. Зайцев, Е. Ф. Янов, В. М. Воронов и другие. Они обеспечивали спасательную службу на испытаниях большинства средств преодоления водных преград.
Об их мастерстве знали далеко за пределами института. Старший инструктор-водолаз Николай Филиппович Зайцев провел под водой 4125 ч (172 суток). Он — участник четырех Антарктических экспедиций в 70 — 80-х годах прошлого века, где выполнял обязанности механика-водителя и начальника санно-гусеничного поезда.
Николай Филиппович испытывал лично все водолазное снаряжение и многократно бывал в аварийных ситуациях.
При выполнении водолазных работ на глубинах более 20 м и производстве массовых спусков в регенеративном снаряжении уже появилась подвижная рекомпрессионная водолазная станция, готовая к немедленному использованию в случае необходимости проведения врачебной рекомпрессии.
Не всем известно, что именно военные инженеры занялись созданием средств для эвакуации экипажей из затонувших танков. Напомним, что в 60-е годы прошлого века переправа танков под водой по дну переживала настоящий бум. Ни одно учение не обходилось без этого способа переправы.
Переправа танков под водой требует тщательной подготовки техники и трассы, проведения комплекса мероприятий по обеспечению мер безопасности. При этом наиболее сложным является процесс эвакуации экипажей танков, остановившихся по тем или иным причинам под водой.
Для преодоления подобных ситуаций с экипажами отрабатывается на тренажерах способ постепенного заполнения водой танка и выход из него в изолирующих противогазах. Но этот способ сложен для многих экипажей, во-первых, по морально-психологическим факторам, и во-вторых, из-за влияния на успех его осуществления ряда других обстоятельств: температуры воды, скорости течения и др. На учениях погибли по этой причине экипажи четырех танков.
Водолаз инженерных войск должен уметь пилить и рубить металл под водой, выполнять всевозможные подводно-такелажные работы, применяя вязку различных узлов, опиливать сваи, рыхлить и выбирать грунт, снимать размеры и шаблоны, набрасывать эскизы конструкций и уметь пользоваться под водой приспособлениями и инструментами.
Источник