Военно инженерная подготовка андрющенко

Содержание

Андрющенко В.А., Пирожков П.А. Военно-инженерная подготовка. Тамбов, ТГТУ, 2004

А11 Военно-инженерная подготовка: Учебно-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 64 с.

Пособие содержит основные положения по организации и способам выполнения основных задач инженерного обеспечения подразделений связи в различных видах боя.

Предназначено для студентов 2, 3 курсов, обучающихся по специальности ВУС 121203.

УДК 355.233(07) ББК Ц6(2)я73

АНДРЮЩЕНКО Валерий Александрович, ПИРОЖКОВ Павел Александрович

Редактор В.Н. Митрофанова Инженер по компьютерному макетированию Т.А. Сынкова

Подписано к печати 23.12.2004 Формат 60 × 84 / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная

Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 3,72 усл. печ. л.; 3,7 уч.-изд. л.

Тираж 100 экз. С. 826

Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета

392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

Военно-инженерная подготовка (ВИП) как предмет обучения входит в состав тактической подготовки. Целью изучения ВИП является привитие навыков студентам в организации инженерного обеспечения подразделений связи в различных видах боя.

Обстановка в Мариуполе. «Трибунал» над украинскими пленными. Интервью с Андрющенко

Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения войск. Оно организуется и осуществляется в целях создания подразделениям необходимых условий для выполнения поставленных задач при развертывании их в боевой порядок, повышения защиты личного состава, вооружения и техники от всех средств поражения, а также для своевременного и скрытного выдвижения и перемещения подразделений.

1 Военно-инженерное дело охватывает теорию и практику организации и выполнения войсками различных военно-инженерных задач, в том числе и по инженерному обеспечению боя. Без твердых знаний основ военно-инженерного дела нельзя рассчитывать на достижение успеха в современном общевойсковом бою.

2 Инженерное обеспечение организуется и осуществляется в целях создания частям и подразделениям необходимых условий для своевременного и скрытного их выдвижения, развертывания, маневра и успешного выполнения боевых задач, повышения защиты личного состава и боевой техники от всех современных средств поражения, а также для нанесения потерь противнику и затруднения его действий.

3 Успех инженерного обеспечения достигается:

• правильным пониманием командирами подразделений задач инженерного обеспечения;

• высокой инженерной подготовкой личного состава;

• максимальной самостоятельностью подразделений в выполнении задач инженерного обеспече-

• грамотным применением приданных инженерных подразделений и тесным взаимодействием с

• умелым использованием защитных и маскирующих свойств местности, местных строительных материалов и средств инженерного вооружения;

• выполнением задач инженерного обеспечения с полным напряжением сил подразделений и с учетом их постоянной готовности к ведению боевых действий.

4 Подразделения родов войск, специальных войск и тыла, выполняя задачи инженерного обеспечения, должны уметь:

Военно-Инженерная Краснознаменная Академия им. В.В. Куйбышева / Military Academy year book -1956

• осуществлять фортификационное оборудование и маскировку занимаемых районов и позиций;

• устраивать минно-взрывные и другие заграждения для прикрытия своих позиций (районов) и преодолевать заграждения противника;

• форсировать водные преграды вброд, под водой, на местных средствах и на плавающей боевой технике, переправляться на десантных и паромных переправочных средствах и по мостам;

• прокладывать и обозначать колонные пути;

• подрывать боевую технику, вооружение и другие объекты;

• добывать и очищать воду с использованием табельных средств;

• возводить полевые, жилые и хозяйственные постройки;

• вести борьбу с пожарами.

Для выполнения перечисленных задач подразделения должны умело использовать штатную инженерную технику, инженерные боеприпасы, сборные конструкции инженерных сооружений и местные строительные материалы, средства маскировки, добычи и очистки воды, шанцевый инструмент и другое инженерное имущество.

На подразделения инженерных войск возлагается выполнение наиболее сложных задач инженерного обеспечения, которые требуют специальной подготовки личного состава и применения инженерной техники.

5 Возведение фортификационных сооружений, устройство инженерных заграждений и разминирование местности, подготовка путей для движения и маневра войск, подвоза и эвакуации, выполнение инженерных мероприятий по маскировке, оборудование пунктов водоснабжения в занимаемом частью или подразделением районе (на позиции) в любом виде боевых действий составляют основу инженерного оборудования этого района (позиции). Инженерное оборудование должно начинаться немедленно с прибытием частей, подразделений в назначенные районы и выполняться скрытно в последовательности, обеспечивающей постоянную готовность войск к ведению боя.

6 При инженерном оборудовании района обороны (опорного пункта) в условиях непосредственного соприкосновения с противником, в первую очередь , отрываются одиночные (парные) окопы для автоматчиков, окопы для пулеметчиков, гранатометчиков, снайперов, танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), установок противотанковых управляемых ракет, артиллерии, минометов и других огневых средств; возводятся сооружения для командно-наблюдательных и медицинских пунктов; устраиваются заграждения перед передним краем обороны, в промежутках между подразделениями и на их флангах; подготавливаются пути выдвижения к рубежам развертывания для контратак и на огневые рубежи; оборудуются пункты водоснабжения (водоразборные пункты), а в холодное время – пункты обогрева личного состава. На участках местности, обеспечивающих скрытность от наблюдения противника

и позволяющих применять средства механизации, кроме того, отрываются траншеи, ходы сообщения и укрытия для техники.

Во вторую очередь отрываются окопы на отделения, окопы для танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), артиллерии и других огневых средств на запасных (временных) огневых позициях; оборудуются отсечные позиции; дооборудуются командно-наблюдательные и медицинские пункты; устраиваются перекрытые щели (блиндажи) на каждое отделение (экипаж, расчет); отрываются окопы на огневых рубежах; оборудуются укрытия для вооружения, техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств; дополнительно устраиваются заграждения перед передним краем обороны, в промежутках между опорными пунктами, на их флангах, а также оборудуются пути маневра.

В дальнейшем совершенствуется инженерное оборудование района обороны (опорного пункта), отрываются траншеи и ходы сообщения, продолжается отрывка укрытий для техники и устраиваются убежища (по одному на роту, батарею и на командно-наблюдательном пункте батальона), оборудуются запасные и ложные позиции.

При отсутствии непосредственного соприкосновения с противником инженерное оборудование района обороны (опорного пункта) осуществляется в той же очередности с максимальным использованием средств механизации.

Маскировка района обороны (опорного пункта) осуществляется непрерывно с началом его инженерного оборудования.

7 При инженерном оборудовании исходного района для наступления (района сосредоточения, расположения), в первую очередь, возводятся открытые и перекрытые щели (блиндажи) вблизи машин, окопы для средств ПВО и самообороны, пути движения и пункты водоснабжения (водоразборные пункты), а также оборудуются медицинские пункты; во вторую очередь устраиваются блиндажи (убежища) для личного состава, оборудуются окопы и укрытия для боевой и другой техники и запасов материальных средств; в дальнейшем (при наличии времени) совершенствуется инженерное оборудование районов.

На направлениях возможного нападения противника исходный район для наступления может оборудоваться как район обороны.

8 Инженерное обеспечение организует командир батальона (роты) на основе своего решения и указаний по инженерному обеспечению старшего командира (начальника), руководит им и несет за это полную ответственность.

При организации инженерного обеспечения командир батальона (роты) обычно указывает:

• характер, очередность и сроки фортификационного оборудования и маскировки опорных пунктов (позиций) или районов расположения подразделений;

• основные направления, которые необходимо прикрывать заграждениями, какие объекты разрушить (подготовить к разрушению), способ и время выполнения этих задач;

• количество, места, время и способы проделывания проходов в заграждениях, порядок их обозначения, содержания и пропуска по ним подразделений;

• порядок преодоления подразделениями труднопроходимых участков местности;

• места, вид и время готовности переправ через водную преграду;

Читайте также:  Техническая инженерная подготовка к строительству объекта

• силы и средства, привлекаемые для выполнения задач инженерного обеспечения, и порядок использования приданных подразделений инженерных войск и инженерной техники.

1 ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНИМАЕМЫХ ВОЙСКАМИ РАЙОНОВ (ПОЗИЦИЙ)

Фортификационное оборудование занимаемых войсками районов (позиций) обеспечивает наиболее эффективное применение оружия, боевой техники и надежную защиту войск от всех средств поражения противника. Подразделения родов войск и специальных войск во всех видах боя возводят фортификационные сооружения (окопы, траншеи, ходы сообщения, сооружения для наблюдения и ведения огня,

укрытия, для личного состава, техники, боеприпасов и других материальных средств) в последовательности, изложенной в общих положениях.

При возведении фортификационных сооружений войска используют котлованные машины траншейные, экскаваторы, бульдозерное оборудование, автомобильные крапы, лесопильные средства, компрессорные станции, а также шанцевый инструмент и местные материалы.

Траншейные машины (рис. 1, 2) предназначены для отрывки траншей и ходов сообщения при оборудовании позиций войск и пунктов управления.

Машина БТМ-3 состоит из гусеничного тягача и роторного рабочего органа для отрывки траншей, ТМК-2 – из колесного тягача, рабочего органа для отрывки траншей и бульдозерного оборудования. Бульдозерное оборудование является вспомогательным рабочим органом и служит для засыпки воронок, рвов, а также для отрывки укрытий для техники.

Рис. 1 Траншейная маши-

Рис. 2 Траншейная маши-

Котлованные машины предназначены для отрывки в талых грунтах котлованов и укрытий для боевой и специальной техники при оборудовании позиций войск и пунктов управления.

Машина МДК-3 (рис. 3) в качестве базового шасси имеет гусеничный транспортер-тягач МТ-Т. Она отрывает котлованы за один-два прохода, двигаясь задним ходом.

Грунт отбрасывается в левую сторону по ходу машины. Машина имеет рыхлитель, позволяющий разрабатывать мерзлый и твердый грунт на глубину до 0,3 м.

Бульдозерное оборудование применяется для выравнивания дна котлованов и аппарелей, грубой планировки площадок перед отрывкой котлованов, а также для засыпки выемок.

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис. 4) предназначена для отрывки котлованов и траншей при оборудовании позиций войск и пунктов управления. Отрывка траншей обеспечивается как в талых, так и в мерзлых грунтах, а котлованов – только в талых грунтах.

Рабочее оборудование ПЗМ-2 смонтировано на базе колесного тягача и состоит из бесковшового рабочего органа (для отрывки котлованов и траншей), бульдозерного оборудования (для засыпки котлованов и сооружений) и лебедки, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие при отрывке траншей в мерзлых грунтах и котлованов в переувлажненных грунтах.

Войсковые одноковшовые экскаваторы предназначены для отрывки котлованов и щелей в талых грунтах до IV категории включительно, а также для погрузки и разгрузки конструкций сооружений и строительных материалов при оборудовании позиций войск и пунктов управления.

Экскаватор ЭОВ-4421 (рис. 5) оборудован обратной лопатой. Базовой машиной экскаваторов является шасси автомобиля КрАЗ-255Б.

Для разработки грунтов могут быть использованы и экскаваторы из народного хозяйства. Танковый бульдозер предназначен для отрывки окопов для танков, устройства проходов в противо-

танковых препятствиях и спусков к местам переправ.

Монтаж бульдозера производится экипажем танка с использованием автомобильного крана или приспособлений входящих в комплект бульдозера.

Рис. 3 Котлованная машина МДК-3

Рис. 4 Полковая землеройная

Рис. 5 Одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421

Войсковые автомобильные краны предназначены для погрузочно-разгрузочных работ, а также для монтажа конструкций и сооружений.

Лесопильное средство – войсковая передвижная лесопильная рама ЛРВ-1, предназначенная для продольной распиловки бревен на брусья и доски. В транспортном положении она устанавливается на пневмоколесную ходовую часть, состоящую из переднего и заднего ходов, которые при развертывании лесопильной рамы отсоединяются от нее и выкатываются в стороны. Транспортируется лесопильная рама автомобилем типа КрАЗ-2555.

Бензиномоторные пилы предназначены для валки и раскряжевки леса, обрезки сучьев. Они могут использоваться при устройстве лесных завалов, изготовлении конструкций фортификационных сооружений, мостов и дорог.

Передвижные компрессорные станции предназначены для разработки твердых и мерзлых грунтов, горных пород и бурения в них шпуров с помощью пневматических инструментов (отбойных молотков, ручных перфораторов, пневматических ломов). Компрессорные станции смонтированы на подрессорных ходовых тележках.

Шанцевый инструмент (рис. 6), ножницы для резки колючей проволоки, плотнично-столярный и кузнечно-слесарный инструмент предназначены для отрывки вручную траншей, ходов сообщения, окопов, укрытий, для изготовления конструкций фортификационных сооружений и выполнения других задач.

При возведении фортификационных сооружений применяются различные материалы , изделия из бетона и металла, земленосные мешки, а также грунт, дерн, лед, снег.

Для транспортирования строительных материалов, инженерной техники и имущества применяются транспортные средства.

Грунты по трудности разработки подразделяются на слабые, средние, твердые и скальные.

Слабые и средние грунты разрабатываются всеми средствами механизации, а также вручную саперными или пехотными лопатами без предварительного рыхления. Твердые, скальные и мерзлые грунты разрабатываются взрывным способом, механизированным инструментом, рыхлителями, киркомотыгами, ломами и стальными клиньями.

Источник

Андрющенко В.А., Пирожков П.А. Военно-инженерная подготовка

Андрющенко В.А., Пирожков П.А. Военно-инженерная подготовка

Учебно-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
2004. 64c.
Пособие содержит основные положения по организации и способам выполнения основных задач инженерного обеспечения подразделений связи в различных видах боя.

Аксенов И.А., Курдов Ю.Д. Радиостанция Р-161

  • формат pdf
  • размер 1007.92 КБ
  • добавлен 21 ноября 2010 г.

Учебное пособие по военно-технической подготовке. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1996. — 85 с. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой дисциплины «Военно-техническая подготовка» и предназначена для студентов гражданских вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса для войск связи (ВУС-121202) на военных кафедрах. В пособии рассматриваются основные технические данные, принципы построения и функционир.

Андрющенко В.А., Пирожков П.А. Командно-штабные машины: Учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 1.46 МБ
  • добавлен 03 декабря 2009 г.

Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 112 с. Учебное пособие содержит описание принципа работы и правил эксплуатации командно-штабных машин (КШМ) Р-142Н и Р-145БМ, коммутационной аппаратуры, установленной в КШМ, и источников питания, указания по технике безопасности при эксплуатации КШМ, правила развертывания, подготовки, проверки, настройки, хранения, транспортирования КШМ, а также правила по поддержанию ее в постоянной боевой готовности. Предназ.

Дугарев С. Военно-инженерная техника

  • формат djvu
  • размер 4.13 МБ
  • добавлен 15 октября 2010 г.

Издание: Дугарев С. Военно-инженерная техника. — М.: Воениздат НКО СССР, 1938. — 112 с. Аннотация издательства: В книге описываются машины, инструменты и инженерное имущество, состоящие на вооружении РККА. Книга поможет читателю познакомиться с механизацией и электрификацией военно-инженерных работ, производимых войсками.

Предназначается книга для красноармейцев инженерных частей, допризывников и членов Осоавиахима. ОГЛАВЛЕНИЕ Для чего войскам.

Карбышев Д., Крыльцов М. Краткий справочник по военно-инженерному делу

  • формат djvu
  • размер 3.2 МБ
  • добавлен 28 апреля 2011 г.

Курсовая работа — Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего

  • формат doc
  • размер 24.74 КБ
  • добавлен 16 апреля 2010 г.

Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. НПФ-2001

  • формат djvu
  • размер 3.11 МБ
  • добавлен 25 сентября 2011 г.

М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба РФ, 2001 г., 222 с. Настоящее Наставление определяет основы организации физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Содержание: Общие положения. Управление физической подготовкой. Руководство физической подготовкой. Планирование физической подготовки.

Обеспечение физической подготовки. Организация физической подготовки. Методы, формы и средства физической подготовки.

Метод.

Наставление по штурманской службе авиации вооружённых сил СССР. НШС-87

  • формат pdf
  • размер 487.29 КБ
  • добавлен 04 октября 2011 г.

М.: Военное издательство МО СССР 1988г — 47с. Введено в действие приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 23 декабря 1986 года № 286. Общие положения. Штурманская подготовка авиационных частей, соединений и объединений. Штурманское обеспечение полётов.

Обеспечение безопасности полётов в штурманском отношении. Права и обязанности должностных лиц штурманской службы.

Реферат — Подготовка офицерских кадров для службы на первичных офицерских должностях на флоте: зарубежный опыт и поиск новых путей

  • формат doc
  • размер 45.87 КБ
  • добавлен 18 апреля 2010 г.

Просьба при использовании материаллов делать ссылку на автора. Введение. Подготовка офицеров в ВМС США. Подготовка офицеров в ВМС Китая. Подготовка офицеров в ВМС Германии. Подготовка офицеров в ВМС Японии.

Читайте также:  Наставление по военно инженерная подготовка

Подготовка офицеров в ВМС Израиля. Подготовка офицеров в ВМФ России: история и современность. Подготовка офицеров в ВМФ Российской Империи.

Подготовка офицеров в ВМФ СССР. Подготовка офицеров в ВМФ России. Сравнительный анализ систем подготовк.

Спутник разведчика

  • формат doc
  • размер 5.84 МБ
  • добавлен 14 июля 2010 г.

Новосибирский военный институт Автор неизвестен Содержание: — Основы общевойскового боя и действия солдата — Выполнение боевых задач в тылу противника — Оогневая подготовка — Радиоподготовка — Психологическая подготовка — Военно-медицинская подготовка — Обеспечение жизнедеятельности

Трубников В.Ф., Лихачев В.А. Военно-полевая хирургия

  • формат djvu
  • размер 6.92 МБ
  • добавлен 07 сентября 2011 г.

Х.: издат.»Основа» при Харьк. ун-те, 1990, 296с. Важным и неотъемлемым элементом в системе общемедицинской подготовки будущих врачей является подготовка офицеров медицинской службы запаса и, в частности, изучение основ военно-полевой хирургии. Обучение студентов военно-полевой хирургии имеет две характерные особенности.

Первая — преподавание повсеместно должно вестись с позиций единой военно-медицинской доктрины. Вторая — студенты должны четко.

Источник

В. А. Андрющенко, П. А. Пирожков военноинженерная подготовка издательствотгту

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Министерство образования и науки Российской Федерации
Тамбовский государственный технический университет
В.А. АНДРЮЩЕНКО, П.А. ПИРОЖКОВ
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА
Учебно-методическое пособие
Тамбов
♦ Издательство ТГТУ ♦
2004
УДК 355.233(07)
ББК Ц6(2)я73
А11
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
Рецензент
Кандидат педагогических наук
Г.В. Зеленин

ВВЕДЕНИЕ
Военно-инженерная подготовка (ВИП) как предмет обучения входит в состав тактической подго- товки. Целью изучения ВИП является привитие навыков студентам в организации инженерного обеспе- чения подразделений связи в различных видах боя.
Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения войск. Оно организуется и осуществляется в целях создания подразделениям необходимых условий для выполнения поставленных задач при развертывании их в боевой порядок, повышения защиты личного состава, вооружения и тех- ники от всех средств поражения, а также для своевременного и скрытного выдвижения и перемещения подразделений.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 Военно-инженерное дело охватывает теорию и практику организации и выполнения войсками различных военно-инженерных задач, в том числе и по инженерному обеспечению боя. Без твердых знаний основ военно-инженерного дела нельзя рассчитывать на достижение успеха в современном об- щевойсковом бою.
2 Инженерное обеспечение организуется и осуществляется в целях создания частям и подразделе- ниям необходимых условий для своевременного и скрытного их выдвижения, развертывания, маневра и успешного выполнения боевых задач, повышения защиты личного состава и боевой техники от всех со- временных средств поражения, а также для нанесения потерь противнику и затруднения его действий.
3 Успех инженерного обеспечения достигается:
• правильным пониманием командирами подразделений задач инженерного обеспечения;
• высокой инженерной подготовкой личного состава;
• максимальной самостоятельностью подразделений в выполнении задач инженерного обеспече- ния;
• грамотным применением приданных инженерных подразделений и тесным взаимодействием с ними;
• умелым использованием защитных и маскирующих свойств местности, местных строительных материалов и средств инженерного вооружения;
• выполнением задач инженерного обеспечения с полным напряжением сил подразделений и с учетом их постоянной готовности к ведению боевых действий.
4 Подразделения родов войск, специальных войск и тыла, выполняя задачи инженерного обеспе- чения, должны уметь:
• осуществлять фортификационное оборудование и маскировку занимаемых районов и позиций;
• устраивать минно-взрывные и другие заграждения для прикрытия своих позиций (районов) и преодолевать заграждения противника;
• форсировать водные преграды вброд, под водой, на местных средствах и на плавающей боевой технике, переправляться на десантных и паромных переправочных средствах и по мостам;
• прокладывать и обозначать колонные пути;
• подрывать боевую технику, вооружение и другие объекты;
• добывать и очищать воду с использованием табельных средств;
• возводить полевые, жилые и хозяйственные постройки;
• вести борьбу с пожарами.
Для выполнения перечисленных задач подразделения должны умело использовать штатную инже- нерную технику, инженерные боеприпасы, сборные конструкции инженерных сооружений и местные строительные материалы, средства маскировки, добычи и очистки воды, шанцевый инструмент и дру- гое инженерное имущество.
На подразделения инженерных войск возлагается выполнение наиболее сложных задач инженерно- го обеспечения, которые требуют специальной подготовки личного состава и применения инженерной техники.
5 Возведение фортификационных сооружений, устройство инженерных заграждений и разминиро- вание местности, подготовка путей для движения и маневра войск, подвоза и эвакуации, выполнение инженерных мероприятий по маскировке, оборудование пунктов водоснабжения в занимаемом частью или подразделением районе (на позиции) в любом виде боевых действий составляют основу инженер- ного оборудования этого района (позиции). Инженерное оборудование должно начинаться немедленно с прибытием частей, подразделений в назначенные районы и выполняться скрытно в последовательно- сти, обеспечивающей постоянную готовность войск к ведению боя.

6 При инженерном оборудовании района обороны (опорного пункта) в условиях непосредственно- го соприкосновения с противником, в первую очередь, отрываются одиночные (парные) окопы для ав- томатчиков, окопы для пулеметчиков, гранатометчиков, снайперов, танков, боевых машин пехоты (бро- нетранспортеров), установок противотанковых управляемых ракет, артиллерии, минометов и других огневых средств; возводятся сооружения для командно-наблюдательных и медицинских пунктов; уст- раиваются заграждения перед передним краем обороны, в промежутках между подразделениями и на их флангах; подготавливаются пути выдвижения к рубежам развертывания для контратак и на огневые ру- бежи; оборудуются пункты водоснабжения (водоразборные пункты), а в холодное время – пункты обог- рева личного состава. На участках местности, обеспечивающих скрытность от наблюдения противника и позволяющих применять средства механизации, кроме того, отрываются траншеи, ходы сообщения и укрытия для техники.
Во вторую очередь отрываются окопы на отделения, окопы для танков, боевых машин пехоты
(бронетранспортеров), артиллерии и других огневых средств на запасных (временных) огневых позици- ях; оборудуются отсечные позиции; дооборудуются командно-наблюдательные и медицинские пункты; устраиваются перекрытые щели (блиндажи) на каждое отделение (экипаж, расчет); отрываются окопы на огневых рубежах; оборудуются укрытия для вооружения, техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств; дополнительно устраиваются заграждения перед передним краем обороны, в промежутках между опорными пунктами, на их флангах, а также оборудуются пути маневра.
В дальнейшем совершенствуется инженерное оборудование района обороны (опорного пункта), отрываются траншеи и ходы сообщения, продолжается отрывка укрытий для техники и устраиваются убежища (по одному на роту, батарею и на командно-наблюдательном пункте батальона), оборудуются запасные и ложные позиции.
При отсутствии непосредственного соприкосновения с противником инженерное оборудование района обороны (опорного пункта) осуществляется в той же очередности с максимальным использова- нием средств механизации.
Маскировка района обороны (опорного пункта) осуществляется непрерывно с началом его инже- нерного оборудования.
7 При инженерном оборудовании исходного района для наступления (района сосредоточения, рас- положения), в первую очередь, возводятся открытые и перекрытые щели (блиндажи) вблизи машин, окопы для средств ПВО и самообороны, пути движения и пункты водоснабжения (водоразборные пунк- ты), а также оборудуются медицинские пункты; во вторую очередь устраиваются блиндажи (убежища) для личного состава, оборудуются окопы и укрытия для боевой и другой техники и запасов материаль- ных средств; в дальнейшем (при наличии времени) совершенствуется инженерное оборудование рай- онов.
На направлениях возможного нападения противника исходный район для наступления может обо- рудоваться как район обороны.
8 Инженерное обеспечение организует командир батальона (роты) на основе своего решения и указаний по инженерному обеспечению старшего командира (начальника), руководит им и несет за это полную ответственность.
При организации инженерного обеспечения командир батальона (роты) обычно указывает:
• характер, очередность и сроки фортификационного оборудования и маскировки опорных пунк- тов (позиций) или районов расположения подразделений;
• основные направления, которые необходимо прикрывать заграждениями, какие объекты разру- шить (подготовить к разрушению), способ и время выполнения этих задач;
• количество, места, время и способы проделывания проходов в заграждениях, порядок их обозна- чения, содержания и пропуска по ним подразделений;
• порядок преодоления подразделениями труднопроходимых участков местности;
• места, вид и время готовности переправ через водную преграду;
• силы и средства, привлекаемые для выполнения задач инженерного обеспечения, и порядок ис- пользования приданных подразделений инженерных войск и инженерной техники.
1 ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНИМАЕМЫХ ВОЙСКАМИ РАЙОНОВ (ПОЗИ-
ЦИЙ)
Фортификационное оборудование занимаемых войсками районов (позиций) обеспечивает наиболее эффективное применение оружия, боевой техники и надежную защиту войск от всех средств поражения противника. Подразделения родов войск и специальных войск во всех видах боя возводят фортифика- ционные сооружения (окопы, траншеи, ходы сообщения, сооружения для наблюдения и ведения огня,

Читайте также:  Реферат инженерные изыскания для подготовки проектной документации

укрытия, для личного состава, техники, боеприпасов и других материальных средств) в последователь- ности, изложенной в общих положениях.
При возведении фортификационных сооружений войска используют котлованные машины тран- шейные, экскаваторы, бульдозерное оборудование, автомобильные крапы, лесопильные средства, ком- прессорные станции, а также шанцевый инструмент и местные материалы.
Траншейные машины (рис. 1, 2) предназначены для отрывки траншей и ходов сообщения при обо- рудовании позиций войск и пунктов управления.
Машина БТМ-3 состоит из гусеничного тягача и роторного рабочего органа для отрывки траншей,
ТМК-2 – из колесного тягача, рабочего органа для отрывки траншей и бульдозерного оборудования.
Бульдозерное оборудование является вспомогательным рабочим органом и служит для засыпки воро- нок, рвов, а также для отрывки укрытий для техники.
Рис. 1 Траншейная маши-
на БТМ-3
Рис. 2 Траншейная маши-
на ТМК-2
Котлованные машины предназначены для отрывки в талых грунтах котлованов и укрытий для боевой и специальной техники при оборудовании позиций войск и пунктов управления.
Машина МДК-3 (рис. 3) в качестве базового шасси имеет гусеничный транспортер-тягач МТ-Т. Она отрывает котлованы за один-два прохода, двигаясь задним ходом.

Грунт отбрасывается в левую сторону по ходу машины. Машина имеет рыхлитель, позволяющий разрабатывать мерзлый и твердый грунт на глубину до 0,3 м.
Бульдозерное оборудование применяется для выравнивания дна котлованов и аппарелей, грубой планировки площадок перед отрывкой котлованов, а также для засыпки выемок.
Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис. 4) предназначена для отрывки котлованов и траншей при оборудовании позиций войск и пунктов управления. Отрывка траншей обеспечивается как в талых, так и в мерзлых грунтах, а котлованов – только в талых грунтах.
Рабочее оборудование ПЗМ-2 смонтировано на базе колесного тягача и состоит из бесковшового рабочего органа (для отрывки котлованов и траншей), бульдозерного оборудования (для засыпки котло- ванов и сооружений) и лебедки, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие при отрывке тран- шей в мерзлых грунтах и котлованов в переувлажненных грунтах.
Войсковые одноковшовые экскаваторы предназначены для отрывки котлованов и щелей в талых грунтах до IV категории включительно, а также для погрузки и разгрузки конструкций сооружений и строительных материалов при оборудовании позиций войск и пунктов управления.
Экскаватор ЭОВ-4421 (рис. 5) оборудован обратной лопатой.
Базовой машиной экскаваторов является шасси автомобиля КрАЗ-255Б.
Для разработки грунтов могут быть использованы и экскаваторы из народного хозяйства.
Танковый бульдозер предназначен для отрывки окопов для танков, устройства проходов в противо- танковых препятствиях и спусков к местам переправ.
Монтаж бульдозера производится экипажем танка с использованием автомобильного крана или при- способлений входящих в комплект бульдозера.
Рис. 3 Котлованная маши-
на МДК-3

Рис. 4 Полковая землерой-
ная
машина ПЗМ-2
Рис. 5 Одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421
Войсковые автомобильные краны предназначены для погрузочно-разгрузочных работ, а также для монтажа конструкций и сооружений.
Лесопильное средство – войсковая передвижная лесопильная рама ЛРВ-1, предназначенная для продольной распиловки бревен на брусья и доски. В транспортном положении она устанавливается на пневмоколесную ходовую часть, состоящую из переднего и заднего ходов, которые при развертывании лесопильной рамы отсоединяются от нее и выкатываются в стороны. Транспортируется лесопильная рама автомобилем типа КрАЗ-2555.
Бензиномоторные пилы предназначены для валки и раскряжевки леса, обрезки сучьев. Они могут использоваться при устройстве лесных завалов, изготовлении конст- рукций фортификационных сооружений, мостов и дорог.
Передвижные компрессорные станции предназначены для разработки твердых и мерзлых грун- тов, горных пород и бурения в них шпуров с помощью пневматических инструментов (отбойных мо- лотков, ручных перфораторов, пневматических ломов). Компрессорные станции смонтированы на под- рессорных ходовых тележках.
Шанцевый инструмент(рис. 6), ножницы для резки колючей проволоки, плотнично-столярный и кузнечно-слесарный инструмент предназначены для отрывки вручную траншей, ходов сообщения, око- пов, укрытий, для изготовления конструкций фортификационных сооружений и выполнения других за- дач.
При возведении фортификационных сооружений применяются различные материалы , изделия из бетона и металла, земленосные мешки, а также грунт, дерн, лед, снег.
Для транспортирования строительных материалов, инженерной техники и имущества применяются транспортные средства.
Грунты по трудности разработки подразделяются на слабые, средние, твердые и скальные.
Слабые и средние грунты разрабатываются всеми средствами механизации, а также вручную сапер- ными или пехотными лопатами без предварительного рыхления. Твердые, скальные и мерзлые грунты разрабатываются взрывным способом, механизированным инструментом, рыхлителями, киркомотыга- ми, ломами и стальными клиньями.

Рис. 6 Шанцевый инструмент:
а – большая саперная лопата; б – топор; в – пехотная лопата; г – киркомотыга;
д – лом; е – поперечная пила; ж – трассировочный шнур
Откосам рвов и насыпей при разработке грунтов придается такая крутизна, при которой грунт будет находиться в устойчивом состоянии. Крутизна откосов (рис. 7) – отношение глубины рва Н (высота на- сыпи) к заложению а для различных грунтов принимается согласно табл. 1.
Строительные материалы обладают различными защитными свойствами от поражающих факторов ядерного взрыва и от обычных средств (табл. 2).
Инженерное обеспечение узлов связи (УС). Инженерное оборудование УС включает:
• проверку местности на наличие мин;
• расчистку секторов обзора и обстрела;
• отрывку укрытий для личного состава, техники, запасов горючего и смазочных материалов, про- довольствия и воды;
• отрывку окопов с нишами для боеприпасов и перекрытыми щелями (блиндажами) для расчетов;
Рис. 7 Крутизна откосов
1 Крутизна откосов для различных грунтов
Крутизна откосов Н : а
Грунты
Рвы глубиной до 5 м
Насыпи высотой до 2 м
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
h
h
а
а

Слабые
1 : 1 – 1 : 0,7 1 : 1,5 – 1 : 1
Средние
1 : 0,7 – 1 : 0,25 1 : 1 – 1 : 0,7
Твердые
1 : 0,25 – 1 : 0,125 1 : 0,7 – 1 : 0,25
2 Защитные толщи материалов от пуль и осколков
Материал
Минимальная толща для защиты лич- ного состава, см
Грунт: растительный 120 глинестый 100 песчаный 90 каменистый 70 мерзлый 90
• отрывку открытых сооружений для наблюдательных постов, окопов для самообороны и погреб- ков для боеприпасов;
• подготовку подъездных путей;
• выполнение инженерных мероприятий по маскировке;
• оборудование водоразборных пунктов.
Инженерное оборудование УС осуществляется немедленно, по мере высвобождения личного соста- ва, задействованного на развертывании станций. В первую очередь оборудуются укрытия для личного состава, затем для аппаратных станций. Отсутствие или неподготовленность укрытий котлованного ти- па не должны задерживать развертывание станций.
В этом случае аппаратные устанавливаются вблизи отрываемых котлованов, а соединительные и сило- вые кабели прокладываются с запасом по длине, позволяющей переместить аппаратную в укрытие без нарушения кабелей.
Запасы ГСМ хранятся в щелях не ближе 20 м от укрытия личного состава и автомобилей.
При наличии времени на УС устраивают убежище для личного состава и соединяют между собой ходами сообщения все сооружения.
Фортификационное оборудование УС организуется командиром подразделения, который определя- ет начертание траншей и ходов сообщения, места установки аппаратных и станций в соответствии с боевой задачей и с учетом защитных и маскирующих свойств местности, уточняет характер, очеред- ность и сроки фортификационного оборудования.
При выделении подразделениям землеройных машин командиры подразделений на местности ста- вят задачу расчетам этих машин, устанавливают последовательность и время оборудования позиций, дают указания о порядке встречи и сопровождения машин, определяют место их сбора после выполне- ния задач.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...