Что такое проектно-изыскательные работы (ПИР) в строительстве?
Возведение жилых, производственных, коммерческих, складских объектов невозможно без предварительного обследования местности.
Проектно-изыскательные работы (ПИР) дают возможность изучить состояние грунта и рельефа местности, экологическую обстановку, климатические и другие факторы, способные повлиять на качество строительства, долговечность объекта.
В результате исследований заказчику выдается объемный документ, в котором указаны все нюансы и требования для выполнения проектных и монтажных работ.
Виды проектно-изыскательных работ
К выполнению подобных задач привлекаются специалисты, имеющие высокую квалификацию и большой опыт работ в данной сфере.
При проведении ПИР учитываются такие факторы, как доступность и изученность местности, масштабы строительства, назначение и планы на использование объекта.
В состав проектно-изыскательных работ входят следующие виды деятельности:
- геотехническое исследование предложенного участка, в ходе которого изучается состав и характеристики почвы;
- гидрологические ПИР проводятся с целью анализа и особенностей природных условий на территории строительства объекта;
- для изучения погодный условий в районе будущей застройки проводятся гидрометеорологические работы;
- проводится оценка экологической обстановки в выбранном районе;
- изучается геологическая деятельность природной среды, особенно в сейсмически опасных районах;
- выполняется геодезическая и топографическая обзорная съемка с использованием современного оборудования, местность фиксируется с нескольких ракурсов.
Все изыскания проводятся в соответствии с требованиями СНиП 11.01-1195. Основными задачами ПИР являются получение исчерпывающих данных об участке, составление объемного макета, прогнозирование будущих изменений и устранение потенциально негативных моментов при строительстве.
Методические рекомендации по пространственно-экономическому моделированию проектов жилой застройки
К задачам ПИР относятся учет всех нюансов при проектировании, подготовка подробной документации, повышение безопасности готового объекта, увеличение его надежности и долговечности.
Этапы проектно-изыскательных работ в строительстве
К выполнению ПИР допускаются компании, имеющие лицензии на выполнение подобных работ и штат квалифицированных инженеров. Обязательно потребуется допуск на проектно-изыскательные работы. Все мероприятия выполняются поэтапно:
- на предварительной стадии от потенциального застройщика поступает запрос на выполнение ПИР;
- далее производится сбор и обработка первичных данных, в том числе с обращением к архивным документам, чертежам и схемам;
- до начала полевой деятельности производится планирование объема работ, оценивается их продолжительность и рассчитывается стоимость;
- геологические, геотехнические, экологические и другие изыскания являются основными этапами практической части, выполняются на месте будущего строительства;
- полученные данные анализируются и систематизируются, на завершающем этапе составляется отчетная документация и передается заказчику.
В результате проведения ПИР заявителю передается полный отчет, в состав которого входит топографическая карта с привязкой к рельефу. На схеме указываются имеющиеся коммуникации и инженерные конструкции. Обязательно предоставляется геологический отчет с отображением специфики участка и характеристики почвы. Заказчик получает данные об экологическом состоянии воды и воздуха, гидрологические параметры территории.
Ошибки при выполнении работ по ПИР
Ответственность за некачественное выполнение проектно-изыскательских работ и допущенные ошибки несет исполнитель. Подобные моменты могут быть обнаружены как сразу после сдачи отчетной документации, так и в ходе строительства и последующей эксплуатации объекта. Основные недочеты связаны с нарушениями при выполнении работ. Причины – недостаточная квалификация или безответственное отношение сотрудников исполнителя.
Если после проведения ПИР обнаружены ошибки, последствия могут быть разными. В некоторых случаях достаточно внести в отчетные документы изменения, соответствующие фактическим результатам исследований. При обнаружении недочетов в технологии исследований искажаются конечные данные. Соответственно исполнитель проводит отдельные этапы ПИР повторно и переформирует отчет. Также могут быть применены штрафные санкции, по решению суда производится выплата компенсаций.
Для заказчика единственно правильный вариант – тщательно выбирать организацию для проведения ПИР, ориентироваться на репутацию фирмы и отзывы о ее работе.
ИсточникПроектная деятельность основа подготовки строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY / KEY COMPETENCIES
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демин Олег Борисович, Аленичева Е. В., Ляпина Е. Д.
В статье рассмотрены проблемы, связанные с применением проектного обучения в высших учебных заведениях, на примере подготовки специалистов строительного профиля. Выполнен анализ специфических условий осуществления продуктивной профессиональной деятельности, сформулированы требования к осуществлению проектной деятельности с позиций компетентностного подхода. Предложена авторская модель организации курсового проектирования, базирующаяся на информационно-коммуникационной компетентности субъектов педагогического процесса
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демин Олег Борисович, Аленичева Е. В., Ляпина Е. Д.
Подготовка будущих учителей информатики в условиях вуза к использованию проектных технологий в образовательном процессе
Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности
Project activities basis for preparation of future builders
The problems associated with the use of project-based learning in higher education as an example of training specialists of building profiles. The results of the analysis of the specific conditions of productive professional activities, the requirements to implement the project activities from the standpoint of competence approach are given. The model for organizing a course design based on information and communication competence is suggested.
Текст научной работы на тему «Проектная деятельность основа подготовки строителей»
О.Б. ДЕМИН, профессор Е.В. АЛЕНИЧЕВА, доцент Е.Д. ЛЯПИНА, ст. преподаватель Тамбовский государственный технический университет
Проектная деятельность -основа подготовки строителей
В статье рассмотрены проблемы, связанные с применением проектного обучения в высших учебных заведениях, на примере подготовки специалистов строительного профиля. Выполнен анализ специфических условий осуществления продуктивной профессиональной деятельности, сформулированы требования к осуществлению проектной деятельности с позиций компетентностного подхода. Предложена авторская модель организации курсового проектирования, базирующаяся на информационно-коммуникационной компетентности субъектов педагогического процесса.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, проектная деятельность, ключевые компетенции.
В условиях реформирования системы высшего образования российские вузы уделяют значительное внимание проблеме подготовки конкурентоспособного специалиста, удовлетворяющего актуальным требованиям социального заказа. Первоочередная задача, стоящая перед современной высшей школой, заключается в обеспечении перехода от традиционной учебной деятельности к компетентностному образованию. В контексте ее решения повысился интерес к применению проектного обучения в высших учебных заведениях. В работах ряда авторов предпринята попытка создания общей модели проектного обучения в вузе, предполагающей практико-ориен-тированное образование, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий [1-3].
Данные положения носят универсальный характер. Между тем при организации подготовки по направлению 270100 «Строительство» реализация метода проектов требует учета конкретных специфических условий осуществления данной профессиональной деятельности.
Проанализируем их. Как отрасль народного хозяйства строительство является симбиозом производства, экономики и бизнеса. Оно включает в себя самостоятельные
предприятия, организации по ведению строительно-монтажных работ, выпуску строительных конструкций и деталей, по производственному обслуживанию и финансированию строительства и др. Таким образом, под проектом в сфере строительства следует понимать «комплексную систему мер по проектированию, материально-техническому, финансовому и другому обеспечению процесса возведения, реконструкции и модернизации, по капитальному ремонту зданий и инженерных сооружений, производству строительно-монтажных, пусконаладочных и других работ, обеспечивающую получение конечной продукции строительства с заданными параметрами ее потребительских качеств при заданных ограничениях по расходу финансов, условиям подключения к источникам энерго-, водоснабжения и прочим» [4].
Рассмотренные особенности содержания проектной деятельности в области строительства согласуются с основными видами профессиональной деятельности инженера-строителя, к которым относятся проектно-конструкторская, производственно-технологическая, организационно-управленческая и экспериментально-исследовательская. Синтетический, полифункциональный характер деятельности специ-
Высшее образование в России • № 6, 2010
алиста в области строительства выдвигает особые требования к его профессиональной компетентности. С нашей точки зрения, ключевой компетентностью специалиста строительного профиля выступает проектная компетентность.
Проектная компетентность и проектирование как таковое традиционно рассматриваются с позиции содержания образования. Применительно к подготовке специалиста строительного профиля такой подход недостаточен. Проектная деятельность должна выступать как доминирующее средство обучения (например, в учебных проектах, основанных на самостоятельной работе студентов в рамках преемственных учебных курсов).
Традиционной формой реализации внут-ридисциплинарного проекта является курсовое проектирование, которое проходит в несколько этапов:
• информационный (получение базовой информации);
• постановочный (получение задания на проектирование);
• первый этап выполнения проекта (самостоятельная работа);
• консультационный (получение дополнительной информации);
• второй этап выполнения проекта (самостоятельная работа);
• итоговый (представление и защита курсового проекта).
Следует отметить, что в зависимости от сложности проекта консультационный этап и этап выполнения проекта могут, чередуясь, неоднократно повторяться.
Курсовое проектирование, выполняемое по данной схеме, имеет ряд недостатков. Однотипная тематика проектов, схожие действия обучающихся, стандартная базовая информация, как правило, активизируют лишь репродуктивную деятельность обучающихся. Как отмечается в [1], представление результатов проектного продукта в виде однообразных форм приводит к потере интереса к итоговым решениям.
Если рассматривать курсовое проектирование несколько шире — и как средство, и как форму, и как педагогическую технологию, — его результативность существенно повышается. Метод проектов при этом выступает в роли педагогической технологии, ориентированной на применение имеющихся и приобретение новых знаний, что позволяет осваивать новые способы профессиональной деятельности. Нарядус этим метод проектов можно рассматривать как средство актуализации познавательной деятельности, развития креативности и формирования профессионально востребованных личностных качеств. Этапы работы над учебным проектом приведены в табл. 1.
Учебный проект, выполняемый в рамках проектной педагогической технологии, существенно различается по целям, содержанию и формам деятельности в зависимости от уровня его реализации. Рассмотрим, как меняются эти показатели в процессе многоуровневой подготовки специалиста строительного профиля с учетом сформированности информационно-коммуникационной компетентности.
На начальном этапе обучения (младшие курсы бакалавриата и специалитета) главная цель проектной деятельности — формирование общеучебных знаний, умений и навыков: приобретение навыков работы с информацией, умений работать «в команде » (участником «команды» может и должен являться преподаватель), опыта работы в лабораториях; построение эффективной коммуникации в малых группах; знакомство с основами научной организации труда, деловой этики и др. Причем, на наш взгляд, обязательным условием эффектив-
Этапы работы над учебным проектом
Этапы проектной работы Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Проблемно-информационный ^ Создание проблемной ситуации ^ Анализ проблемы
^ Предоставление стартовой информации ^ Ознакомление с информацией
Постановочно-целевой ^ Создание условий для целеполагания ^ Формирование цели работы и направления исследования
Планово-организационный ^ Осуществление организационных мероприятий ^ Создание положительной мотивации ^ Составление плана проектной деятельности ^ Разработка графика выполнения работ
Информационно-коммуникационный ^ Определение критериев отбора информации ^ Сбор необходимой информации
^ Ознакомление с правилами работы с информацией ^ Обработка и обобщение информации
^ Обучение особенностям построения коммуникаций ^ Обмен информационными потоками
Инструментально-технологический ^ Ознакомление с методами и средствами проектной деятельности ^ Выбор вида проектной деятельности и необходимого инструментария
^ Осуществление индивидуальной работы и проведение консультаций ^ Выполнение проектной деятельности
Контрольно-коррекционный ^ Выполнение контролирующих мероприятий ^ Прохождение «контрольных точек»
^ Выявление недочетов ^ Внесение корректив
Итоговый ^ Помощь в выборе форм представления результатов проектной деятельности ^ Представление полученных результатов и их защита
сти студентов в качестве форм организации учебной деятельности рекомендуются деловые игры, олимпиады, экскурсии, конференции, проведение занятий методом дублирования функций преподавателя.
При переходе кизучению общепрофессиональных дисциплин формируются основы будущей профессиональной деятельности. В этих условиях цель проектной деятельности меняется. Она должна быть направлена на окончательное становление профессиональной мотивации обучающихся, формирование фундаментальной теоретической базы профессиональных знаний, а также основных организационно-технологических умений и навыков. Для ее достижения обучение необходимо осуществлять в условиях функционирования высокоскоростных информационных потоков,
Высшее образование в России • № 6, 2010
обучающиеся должны быть готовы к работе с большими информационными объемами, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Реализовать поставленные задачи помогают межпредметные учебные проекты, именно в ходе их выполнения осуществляется первый этап формирования системных профессиональных компетентностей.
На этапе изучения специальных дисциплин происходит окончательное профессиональное становление специалиста в вузе. Цель проектной деятельности на данном этапе — подготовка к полноценной профессиональной деятельности в условиях доминирования комплексных межпредметных учебных проектов, способствующих формированию системы профессиональных компетентностей. Интеграция теоретических знаний и практических навыков на основе методики проектныхзанятий активизирует познавательную деятельность студентов, развивает логическое, практическое, дивергентное мышление студентов, способствует формированию их готовности к самостоятельным профессиональным действиям и ответственности при принятии решений. Особое внимание необходимо уделять информационно-коммуникационной компетентности будущего инженера, которая на данном этапе проявляется в профессиональном владении прикладными программными продуктами, наличии системного мышления, креативности, готовности к саморазвитию и инноватике.
При подготовке магистров по направлению «Строительство » проектная деятельность несколько видоизменяется. Ее целью в данном случае становится развитие умений эффективного целеполагания и плани-
рования теоретического и экспериментального исследования, освоение методики управления проектами, приобретение навыков научно-педагогической деятельности. Проектная деятельность при этом характеризуется значительной свободой действий и самостоятельностью, при этом творческий, поисково-эвристический компонент является обязательным. Необходимым условием реализации такой деятельности является наличие высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности, предполагающей продуктивное владение информационными технологиями.
Таким образом, многоуровневое построение образовательного процесса в вузе, предусматривая завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, обеспечивает, наряду с фундаментальными базовыми знаниями, умениями и навыками, высокий уровень сформированности ключевых профессиональных компетенций. Такой подход подкрепляется социальным заказом современного общества.
1. Абакумова Н.Н, Малкова И.Ю. Компетент-
ностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с.
2. Дворецкий С., Пучков Н, Муратова Е.
Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. №4. С. 138-144.
3. Ильин Г.Н. Проективное образование и
становление личности // Высшее образование в России. 2001. №4. С. 15-22.
4. Серов В.М. Организация и управление в
строительстве / В.М. Серов, Н.А. Нестерова, А.В. Серов. М.: Академия, 2008. 432 с.
DEMIN O, ALENICHEVA E, LYAPINA E. PROJECT ACTIVITIES — BASIS FOR PREPARATION OF FUTURE BUILDERS
The problems associated with the use of project-based learning in higher education as an example of training specialists of building profiles. The results of the analysis of the specific conditions of productive professional activities, the requirements to implement the project activities from the standpoint of competence approach are given. The model for organizing a course design based on information and communication competence is suggested.
Keywords: professional competence, information-communication competence, project activity, key competencies.
Источник