Экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).
Объекты государственной экологической экспертизы
Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
- в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- проектная документация:
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
- искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
- проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
- проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:
Эконадзор при строительстве объектов НВОС I категории
- Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).
Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:
- Представление заявления и материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ, их прием ( проверка полноты и достаточности ) и регистрация . Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов.
- Рассмотрение заявления и представленных материалов. Ответственный исполнитель, получив зарегистрированные заявление и материалы заявителя, осуществляет проверку комплектности материалов, являющихся объектом государственной экологической экспертизы.
- Формирование и направление межведомственных запросов , необходимых для предоставления государственной услуги.
- Проведение государственной экологической экспертизы экспертной комиссией :
- проведение организационного заседания;
- подготовка и рассмотрение индивидуальных и групповых (при наличии экспертных групп) экспертных заключений
- составление проекта заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
- обсуждение проекта заключения экспертной комиссии;
- подписание и утверждение заключения экспертной комиссии.
- Выдача заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).
Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.
Обязательность заключений — фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.
Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: «Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы». Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.
Согласно Закону «Об экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).
Источник: jurkoms.ru
Государственная экологическая экспертиза
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – это проверка соответствия документации, обосновывающую намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза заключается в том, что вышеуказанные действия совершаются уполномоченными органами государственной власти.
Государственная экологическая экспертиза: правовое регулирование
Согласно тому же федеральному закону, законодательство об экологической экспертизе основывается на положениях:
- Конституции РФ,
- Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Общим законом, определяющим основные принципы охраны окружающей среды – это Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Специальным законом, который устанавливает отношения проведения экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Существует еще ряд федеральных законов, которые регламентируют отношения в области экологической экспертизы. Например,
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»,
- Градостроительный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»,
- Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»,
- и др.
Законодательство об экологической экспертизе регулируется не только региональным законодательством, но и региональным.
Понятие, предмет и принципы экологической экспертизы
О сновным элементом рационального природопользования и охраны окружающей среды является оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, а также экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза — это своего рода средство обеспечения выполнения экологических требований. Это способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. В Определении Конституционного суда РФ от 30.09.2010 №1421-О-О указано, что государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза — это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Осуществление деятельности во вред окружающей среде запрещено законом.
Конституция РФ устанавливает права человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Такое право распространяется не только на существующие объекты, но и на проектируемые объекты. Одной из гарантий реализации права на достоверную информацию об окружающей среде является надлежащее закрепление формирования информации, ее поиска, получения и распространения.
Источником подобной информации является государственная либо общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза имеет основной признак — непосредственное участие общества, то есть учет общественного мнения в отношении объекта экспертизы. При проведении государственной экологической экспертизы в обязательном порядке участвуют в составе экспертной комиссии привлеченные эксперты, такие как ученные, специалисты кандидаты наук различных областей науки.
Принципы экологической экспертизы
Эксперты осуществляют свою деятельность на основе принципа независимости и гласности при участии общественных организаций (объединений) с учетом общественного мнения.
Также при осуществлении государственной экологической экспертизы используется принцип устойчивого развития малочисленных народов.
Для реализации такого принципа к участию в проведении экспертизы привлекаются представители и объединения объединений малочисленных народов.
Также основополагающим принципом проведения экологической экспертизы является необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий при реализации проектов и работ в местах проживания малочисленных народов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экологической экспертизы является соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной и иной безопасности.
Говоря об объекте экологической экспертизы, нужно понимать что относится к такому, а именно:
- экологические требования, установленные техническими регламентами;
- экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.
Основная цель проведения экологической экспертизы – это предотвращение негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.
Особенностью государственной экологической экспертизы является то, что при проведении такой экспертизы в обязательном порядке участвуют общественные объединения. А также осуществляется учет общественного мнения.
Виды экологической экспертизы
Вышеуказанный федеральный закон подразделяет два вида экспертизы:
- Государственная экологическая экспертиза,
- Общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза проводится органами государственной власти на уровне федерации и субъектов Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных организаций (объединений) либо местного самоуправления.
Субъекты экологической экспертизы
Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:
- орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
- экспертная комиссия;
- эксперт государственной экологической экспертизы;
- руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
- руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
- заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
- физическое или юридическое лицо;
- лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
- кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
- заинтересованные лица;
- орган местного самоуправления;
- граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
- консультанты экологической экспертизы и иные работники.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Д ля проведения государственной экологической экспертизы существует определенные правила.
Соответственно на федеральном уровне государственного регулирования проведения государственной экологической экспертизы приняты комплекс нормативных актов:
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
- Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
- Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»;
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204
- нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает:
- общий порядок проведения государственной экологической экспертизы,
- проведение экспертизы в отношении объектов, указанных в самом законе,
- особый порядок проведения экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, которые упоминаются в иных нормативно-правовых актах.
Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы
Представление заказчиком соответствующих документов в уполномоченный орган государственной власти, а именно:
- заявление на проведение государственной экологической экспертизы,
- опись всех материалов, которые были представлены в уполномоченный орган государственной власти,
- документация, подлежащая государственной экологической экспертизе. Пакет документов установлен в каждом случае в законе (ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»,
- положительные заключения органов контроля и надзора, а также органов местного самоуправления, если таковое установлено законом,
- заключение органов власти, общественной экологической экспертизы, если таковые субъекты непосредственно участвуют в проведении государственной экологической экспертизы,
- материалы обсуждений с гражданами и общественными организациями, которые организовываются органами местного самоуправления,
- реквизиты для подготовки счета на оплату (ИНН, БИК, КПП, ОКПО).
- Приеми регистрация заявления на проведение государственной экологической экспертизы.
- Рассмотрение заявления и материалов.
- Оплата заказчиком государственной услуги в течение 30 календарных дней с момента уведомления об оплате проведения государственной экологической экспертизы.
- Проведение межведомственных запросов при необходимости.
Принятие приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Со дня оплаты услуги государственная экспертиза должна быть начата не позднее 15 дней с момента такой уплаты.
В течении этого времени проводятся следующие мероприятия:
- формирование экспертной комиссии,
- назначение руководителя и ответственного секретаря комиссии,
- утверждение персонального состава экспертной комиссии,
- утверждение срока для проведения государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза: мероприятия по проведению экспертизы
- Проведение государственной экологической экспертизы начинаетсясо дня утверждения приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. Срок проведения экспертизы не может превышать три месяца, но может быть продлен по заявлению заказчика на один месяц, если иное не установлено законом.
- Утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение передается в Росприроднадзор для подготовки проекта приказа об утверждении заключения. После утверждения заключения экспертной комиссии Росприроднадзором, документ принимает статус заключения государственной экологической экспертизы.
- Выдача заключения государственной экологической экспертизы. На данном этапе заказчика уведомляют о завершении государственной экологической экспертизы и направляют соответствующий документ. Также информация о заключении экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор. Такая информация направляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Если кредитные организации участвуют в финансировании проекта, то информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется и им.
Заключение государственной экологической экспертизы
Р езультатом государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.
Это документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов, обосновывающий намечаемый для реализации хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям.
К заключению прилагаются все мнения, расходящиеся с позицией основного документа (заключения). Это могут быть мнения несогласных экспертов с мнением экспертной комиссии.
Заключение государственной экологической экспертизы – это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
- о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям;
- о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
- о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
Например: «По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения… (наименование объекта)… пришла к выводу, что ТЭО (проект) строительства не в полной мере соответствует требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, имеет существенные недоработки по экологическим и техническим вопросам. Оно должно быть доработано с учетом замечаний и предложений, изложенных в Заключении».
Последствием отрицательного заключения является то, что накладывается запрет на реализацию проекта. Это не означает, что данный проект не может быть реализован. Заказчик вправе повторно предоставить материалы на государственную экологическую экспертизу при условии устранения недостатков, обстоятельств, которые явились основанием для вынесения отрицательного экспертного заключения.
Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в суде. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14 Федеральный закон «Об экологической экспертизе»).
Источник: konra.ru
Заключение государственной экологической экспертизы
Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ со дня его утверждения руководителем органа ГЭЭ.
Руководитель органа ГЭЭ имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
– нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
– несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
Утверждение заключения производится приказом органа ГЭЭ, в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией и подписанное руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии, не может быть изменено без их согласия.
Законом и нормативными актами предусмотрены случаи несогласия экспертов или заказчика и других заинтересованных лиц с заключением экспертной комиссии ГЭЭ:
1. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, принятым большинством состава экспертной комиссии, они подписывают заключение с пометкой «Особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и факты несоответствия экспертных материалов экологическим требованиям и нормам, и составляющего неотъемлемую часть заключения экспертной комиссии.
2. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного руководителем и секретарем экспертной комиссии на основании предложений членов экспертной комиссии, которые отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, готовится приказ о продлении срока проведения экспертизы, представлении заказчиком необходимых дополнительных документов по объекту экспертизы и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.
3. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным и должно содержать констатирующую и аналитическую часть по объекту экспертизы, замечания или предложения и рекомендации (в силу необходимости) и обоснованные выводы.
Констатирующая часть заключения должна содержать общие сведения об объекте экспертизы и основные планируемые решения и возможные влияния на окружающую природную среду, которые рекомендуется излагать в следующем порядке:
– вид намечаемой хозяйственной деятельности, история вопроса, описание объекта, документация на строительство (реконструкцию, модернизацию и т.д.) которого представлена на экологическую экспертизу;
– информация о современном состоянии природной среды, социальной инфраструктуре, традиционном природопользовании в районе размещения объекта;
– обоснование выбора места размещения объекта;
– основные проектные решения, варианты технических и технологических решений; источники загрязнения; возможное влияние намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей природной среды с указанием объектов и объемов природопользования;
– ожидаемые результаты последствий в случае реализации объекта экспертизы (возможный ущерб окружающей среде и природным ресурсам, меры по компенсации);
– меры по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала (планируемые природоохранные и социально-экономические мероприятия, технические и организационные решения по минимизации, предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий, данные по экологическому страхованию);
– сведения об отходах производства и их утилизации (складирование, уничтожение, переработка, возможность использования в качестве вторичного сырья);
– данные об информировании населения о намечаемой хозяйственной деятельности в регионе;
– результаты обсуждения с общественностью намечаемой хозяйственной деятельности, основные выводы заключения общественной экспертизы по представленной документации (если она проводилась).
Аналитическая часть заключения должна представлять результаты анализа экспертируемой документации и оценку допустимости воздействия принятых решений по всем запланированным вариантам и возможности реализации рассматриваемой документации с учетом требований в области охраны окружающей среды.
Её рекомендуется формировать укрупненно по следующим компонентам (характеристикам) окружающей среды:
а) физическая среда: геология, топография, почвы, климат и метеорология, воздух, воды (подземные и поверхностные);
б) биологическая среда: флора, фауна, редкие и исчезающие виды, уязвимые естественные среды обитания, ООПТ;
в) социально-культурная среда: население, коренное население и его обычаи, здравоохранение, наличие археологических и культурных памятников.
Каждая составляющая должна включать оценку:
– достоверности и полноты информации о состоянии природной среды и хозяйственной деятельности в регионе размещения объекта;
– учета природной специфики территории;
– выполнения условий природопользования и требований, выдвинутых органами государственного надзора и контроля;
– полноты информации об источниках и объектах воздействия на окружающую среду;
– правильности определения величин экологического ущерба от намечаемой деятельности (в процессе строительства и эксплуатации);
– правильности оценки риска возникновения аварий, а также достаточности предусмотренных ресурсов и резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий;
– обоснованности эффективности предусмотренных мер по охране здоровья населения и окружающей природной среды;
– соответствия принятых решений требованиям законодательных актов и нормативных документов;
– качества представленной документации.
После каждой рассматриваемой компоненты ОС рекомендуется выделять «Замечания» или «Предложения и рекомендации».
Текст «Замечания» должен включать в себя вопросы обеспечения экологической безопасности, которые подлежат обязательному решению на данной стадии проектирования. Значимость и количество изложенных замечаний предопределяют окончательный вывод заключения экспертной комиссии о возможности (невозможности) реализации объекта экспертизы.
Текст «Предложения и рекомендации» носит рекомендательный характер и включает предложения, направленные на дальнейшее совершенствование принятых технических, технологических и организационных решений. Учет этих предложений на последующих стадиях проектирования (или при строительстве) должен способствовать повышению экологической безопасности сооружаемого объекта и снижению негативного воздействия на ОС в регионе его размещения.
Целесообразно, как итог анализа экспертируемых материалов и замечаний, рекомендаций и предложений, в заключении формулировать общую оценку по документации, в которой:
– дается оценка принятым решениям, в том числе по выбранному варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, экологическому мониторингу, достаточности запланированных организационных мероприятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий и т.п.;
– указывается допустимость (или недопустимость) воздействий на окружающую среду;
– делаются замечания по документации, по принятым решениям, по соблюдению законов и нормативов и т.п., даются предложения и рекомендации, направленные на улучшение принятых решений с целью дальнейшего повышения степени экологической безопасности в случае реализации намечаемой деятельности;
– указывается, с учетом стадийности проектирования, вид документации, в которой, по мнению экспертной комиссии, должны быть учтены при дальнейшем проектировании изложенные в заключении замечания, предложения и рекомендации.
Выводы заключения ГЭЭ могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от которых заключение считается положительным или отрицательным.
Положительное заключение ГЭЭ должно содержать выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям в области охраны окружающей среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду; о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение ГЭЭ может содержать выводы одного из двух вариантов:
1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении экспертной комиссии;
2) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необходимости соблюдения требований экологической безопасности.
По первому варианту отрицательного заключения документация по объекту экспертизы может быть доработана и представлена на повторное проведение ГЭЭ. По второму варианту – документация не подлежит доработке и не допускается реализация объекта экспертизы по данному проекту.
Положительное заключение ГЭЭ является основанием для:
а) реализации объекта экспертизы;
б) получения лицензии на хозяйственную и иную деятельность, указанную в заключении;
в) получения разрешения на сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, в объемах, указанных в заключении;
г) получения разрешения (лицензии) на использование природных ресурсов по видам и в объемах, указанных в заключении;
д) получения инвестиций по реализации объекта экспертизы;
е) финансирования и кредитования объекта экспертизы.
Срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается в приказе одновременно с его утверждением и указывается на титульном листе заключения. По заявлению заказчика объекта экспертизы срок действия положительного заключения может продлеваться, если оно не потеряло юридическую силу. Продление действия заключения экспертизы производится приказом соответствующего органа ГЭЭ.
Положительное заключение теряет юридическую силу в следующих случаях:
– доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
– изменения условий природопользования органом власти;
– реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
– истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;
– внесения изменений в проектную и иную документацию после попучения положительного заключения ГЭЭ.
Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет на реализацию объекта экспертизы, на получение лицензий (разрешений) на виды деятельности, связанные с объектом экспертизы и на финансирование объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в данном отрицательном заключении.
Несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Заключения ГЭЭ по проектам нормативных правовых актов РФ рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
Требования, содержащиеся в заключениях ГЭЭ, обязательны для выполнения заказчиком объекта экспертизы и всеми заинтересованными лицами. Контроль за выполнением заключения ГЭЭ осуществляется службой территориальных органов Минприроды России, Федерального агентства по технологическому, экологическому и атомному надзору и службами по охране ОС органов местного самоуправления, наделенных данными полномочиями.
Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ заказчиком объекта экспертизы, общественными организациями и другими заинтересованными лицами, не согласными с заключением ГЭЭ.
6.2. Общественная экологическая экспертиза
Понятие общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) возникло в конце 80-х годов ХХ-го века и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Под независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы получения и анализа информации (экологический мониторинг, ОВОС, независимые исследования и т.д.). Очень часто говорилось об экологической экспертизе природного комплекса или действующего предприятия.
В настоящее время ОЭЭ имеет законодательную основу. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установлено, что в РФ осуществляется два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Этим же законом конкретизированы права граждан и общественных организаций (объединений) в области ЭЭ и требования по организации и проведению ОЭЭ:
1. Граждане и общественные организации (объединения) в области ЭЭ имеют право:
– выдвигать предложения о проведении в соответствие с законом деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
– направлять в письменной форме органам власти в области ЭЭ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности;
– получать от органов власти в области ЭЭ, организующих проведение ГЭЭ конкретных объектов, информацию о результатах ее проведения;
– осуществлять иные действия в области ЭЭ, не противоречащие законодательству РФ.
2. При подготовке заключения ГЭЭ и принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.
В отношении ОЭЭ Законом определено, что она организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана ОС, в том числе организация и проведение ЭЭ, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.
Проведение ОЭЭ предоставляет общественности дополнительные возможности доступа к проектной документации и процессу ГЭЭ, так как согласно Закону, организации, осуществляющие ОЭЭ, имеют право:
– получать от заказчика документацию, подлежащую ЭЭ, в том же объеме, что и органы, осуществляющие ГЭЭ;
– знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению ГЭЭ;
– участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
Фактически посредством общественной экологической экспертизы может осуществляться общественный контроль за ходом ГЭЭ и участие в ней общественности.
Источник: studopedia.ru
Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза используется при оценке влияния на окружающую среду объектов, ведущих хозяйственную или иную деятельность. В процессе производства экологической экспертизы устанавливается, соответствуют ли документы, описывающие процесс и результаты деятельности данных хозяйств, существующим экологическим требованиям. Экологические требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, зафиксированы в актуальном законодательстве Российской Федерации, и, кроме того, в соответствующих технических регламентах. Экологическая экспертиза, по своей сути, является предварительным исследованием хозяйственных решений организаций, особенности их деятельности и потенциального влияния данной деятельности на окружающую среду. В ходе подобного анализа определяется, соответствует ли предполагаемая деятельность хозяйствующего субъекта следующим положениям:
- Требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.
- Принципам рационального расходования природных ресурсов.
- Сохранности экологической безопасности среды.
Основной целью, которую ставит перед собой экологическая экспертиза, является минимизация разрушительных для окружающей среды последствий производимой предприятиями хозяйственной деятельности, и, соответственно, повышение здоровья населения и обеспечение экологической безопасности. Производство экологической экспертизы может осуществляться в государственной, форме, а также в так называемой общественной.
Среди субъектов экологической экспертизы принято выделять следующие три стороны:
- Заказчик экспертизы, которым являются структуры власти, наделенные полномочиями назначать подобные исследования.
- Подрядчик, уполномоченный исполнять экспертные мероприятия в данной предметной области. Подрядчиком становится выбранное учреждение, обладающее мощностями и специалистами, занимающимися экологической экспертизой.
- Потребитель, которым является хозяйствующий субъект, представляющий для анализа документы, обосновывающие его деятельность.
Объектами экологической экспертизы являются следующие исследуемые предметы:
- Предварительные документы, описывающие предполагаемую рекреационную, хозяйственную, производственную или иную деятельность, способную нанести вред здоровью человека и окружающей среде.
- Процесс вышеназванной деятельности, а также ее продукты и результаты.
Принципы, обязательные для соблюдения при производстве экологической экспертизы
Действующее законодательство Российской Федерации постулирует несколько принципов, которые должны неукоснительно соблюдаться при осуществлении мероприятий, предполагаемых экологической экспертизой. К данным принципам относятся:
- Принцип презумпции возможного экологического вреда любой планируемой производственной, хозяйственной или иной деятельности. Подразумевает, что при оценке деятельности предприятия эксперт рассматривает возможность нанесения вреда природной среде при реализации любого предполагаемого объекта. Эксперт обязан оценить, насколько при планировании деятельности учтены объемы возможного вреда, а также предусмотрены ли меры по его минимизации или недопущению.
- Принцип обязательности осуществления экологической экспертизы перед принятием решения о допуске исследуемого объекта к реализации его деятельности. Данный принцип означает, что предприниматель, планирующий реализацию объекта, обязан представить документы, обосновывающие будущую деятельность предприятия, для рассмотрения экологической экспертизой до начала процесса реализации.
- Принцип комплексного подхода к оценке воздействия хозяйственной, производственной или иной деятельности на окружающую среду. Призывает специалистов, осуществляющих экологическую экспертизу, принимать во внимание все возможные разновидности предполагаемого воздействия на окружающую среду. Кроме того, необходимо оценить объем вреда, который может быть причинен природе региона.
- Принцип обязательности рассмотрения положений экологической безопасности при осуществлении экологической экспертизы. Данный принцип подразумевает необходимость соблюдения полного перечня обязательных технических и нормативных предписаний, гарантирующих сохранение экологической безопасности для различных отраслей производственной, хозяйственной, рекреационной или иной деятельности.
- Принцип полноты и достоверности информации, которая должна быть представлены специалисту для проведения исследования. Налагает на потребителя экологической экспертизы обязанность представить всю имеющуюся у него истинную информацию о планируемом объекте, а также в случае возникновения необходимости передать дополнительные данные, запрошенные экспертом.
- Принцип независимости специалистов, осуществляющих экспертные мероприятия в ходе проведения исследования. Подразумевает невмешательство третьих лиц в ходе производства экологической экспертизы, а также предполагает достоверность и независимость сформулированных экспертами решений и заключений.
- Принцип законности, объективности и научной обоснованности выводов, сформулированных в процессе производства экологической экспертизы. Данный принцип заключается в том, что в присутствующие в экспертном заключении выводы и суждения должны иметь четкую научную аргументацию. А само экспертное заключение должно быть объективным и научно обоснованным. Объективность эксперта заключается в беспристрастности и непредвзятости его оценок относительно исследуемого объекта, а также незаинтересованность эксперта в том или ином результате исследования. Законность заключения эксперта означает, что результат исследования дает основания для принятия решения о допустимости или невозможности реализации данного объекта.
- Принцип гласности, учета общественного мнения, участия общественных объединений и организаций. Налагает на экспертную организацию обязанности по предоставлению населению, средствам массовой информации и прочим заинтересованным лицам актуальных данных о результатах проведенных экспертиз, а также по публикации отчетов о своей деятельности в целом. Кроме того, данный принцип регламентирует процедуру осуществления общественной экологической экспертизы и устанавливает правовой статус полученного в ходе нее заключения.
- Принцип ответственности за легитимность проведения и достоверность полученных результатов экологической экспертизы, налагаемой на субъекты ее осуществления, а также на заинтересованных лиц. Гласит, что субъекты экологической экспертизы несут ответственность в результате несоблюдения правил организации и проведения исследования.
Правовое обеспечение производства экологической экспертизы
Специалисты, осуществляющие проведение экологической экспертизы, ориентируются на положение Федерального закона № 174-ФЗ, опубликованного 23 ноября 1995 года, регламентирующего процесс производства подобных исследований в Российской Федерации.
Данный закон диктует то, каким именно образом следует понимать экологическую экспертизу, регламентирует особенности и разновидности ее проведения.
Вопросы, предлагаемые к разрешению в процессе производства экологической экспертизы
- Каковы возможные последствия деятельности, которую осуществляет исследуемый хозяйствующий субъект, для экологической системы региона, в котором производится данная деятельность?
- Соответствует ли предполагаемая деятельность хозяйствующего субъекта требованиям экологической безопасности?
- Каковы могут быть вредные последствия данной производственной деятельности для здоровья работников предприятия?
- Каковы могут быть вредные последствия данной производственной деятельности для здоровья жителей прилегающих к производству территорий?
- Каков объем потенциального вреда от предполагаемой хозяйственной, рекреационной, производственной или иной деятельности, который может быть нанесен экологической системе данного региона?
- Соответствует ли деятельность хозяйствующего субъекта принципам рационального расходования ресурсов окружающей среды?
- Наносят ли вред здоровью человека результаты исследуемой производственной деятельности?
- Соответствует ли хозяйственная, рекреационная, производственная или иная деятельность субъекта принципу сохранности экологической безопасности среды?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Источник: sudexpa.ru