Домашняя площадка футбольного клуба «Зенит» – стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, неофициально известный как «Зенит Арена», (официально «Газпром Арена») значится в списке самых дорогих футбольных сооружений. По стоимости строительства – 620 миллионов долларов – занимает 4-е место в мире. ФИФА присвоила объекту высшую 4-ю категорию спортивного сооружения.
«Зенит Арена» – самый современный в мире стадион
Решение о строительстве нового стадиона принято правительством Санкт-Петербурга в декабре 2004 года.
Особенности проекта
Арена возведена на месте исторического стадиона имени С.М. Кирова. Для строительства в 2006 году выбран проект японского архитектора Кисё Курокавы.
Проект арены, названный архитектором «Космический корабль», сохранил габариты холма и павильонов старого стадиона, расположение футбольного поля и монумент С.М. Кирову.
История долгостроя: как строилась «Зенит-Арена»
Дата окончания проекта переносилась 7 раз. Самый дорогой стадион России, заслуживший дурную славу долгостроя страны, официально открыли незадолго до чемпионата мира по футболу – в апреле 2017 года.
О названии сооружения
С названием спортивного сооружения определились только через 11 лет после начала строительства в декабре 2018 года, отдав дань главному спонсору, компании Газпром, официально утвердили название – «Газпром Арена». За эти годы жители Северной столицы и туристы привыкли называть стадион:
- Санкт-Петербург;
- Путин-Арена;
- Газпром Арена;
- Крестовский;
- Имени Кирова;
- Зенит Арена.
В народе популярными остались альтернативные названия, поэтому сегодня люди чаще называют его – «Зенит Арена».
Конструктивные особенности «Зенит Арены»
Всепогодный высокотехнологичный стадион – единственное в России спортивное сооружение с уникальными конструктивными особенностями.
Раздвижная крыша. Главное конструктивное решение – перекрытие трибун раздвижной крышей диаметром 286 метров, опирающейся на 8 мачт. Площадь крыши – 71 000 кв.м. Центральные раздвижные створки 224*92 м, которые открываются за 40 минут. Не имеющая аналогов в России конструкция позволяет проводить мероприятия в комфортных условиях в любое время года.
Сегменты крыши, на которые ушло 22000 тонн металлоконструкций, монтировались на стапеле башенным краном и по направляющим рельсам сдвигались в проектное положение. Это обеспечило высочайшую точность сборки.
Что нужно знать о строительстве «Зенит-Арены»
Выкатное поле. Площадь футбольного поля – 9840 кв.м, масса – 7000 тонн. Футбольный стадион на специальных рельсах выдвигается за его пределы. Выкатывают поле на улицу с помощью моста – конструкции из напряженного железобетона, пролет плоского перекрытия у которого 100 м. На мосту – трибуна с фанатским сектором и часть крыши.
При выкатке футбольное поле приподнимается на воздушных подушках, снимая часть нагрузки на рельсы. Далее – электромотор за несколько часов передвигает поле. Система поддерживает качество покрытия на должном уровне, учитывая погоду Санкт-Петербурга.
Вместимость арены. Количество зрительских мест на стадионе составляет:
- 80 000 – на театрально-концертных мероприятиях;
- 68 000 – на футбольных матчах;
- 560 мест – для инвалидов;
- 266 мест – для людей на колясках.
Специальные вестибюли и лифты с пандусами для маломобильных посетителей.
Парковка. Двухъярусные парковки позволяют оставить автомобиль вблизи стадиона, так что путь болельщика от машины до кресла займет 5-10 минут.
Инфраструктура. Стадион расположен близко от центра города. В пешей доступности – три станции метро.
Кейтеринг и премиальное обслуживание. Гостям стадиона предлагается качественное ресторанное обслуживание и услуги по проведению разнообразных мероприятий.
Разнообразие помещений. Площадь внутренних помещений – 262 000 кв.м, поэтому на стадионе проводят главные культурные мероприятия: крупные выставки, конференции, семинары и концерты. Посещать мероприятия зрители могут круглый год. «Арена Газпром» приняла на поле 50 официальных матчей, стадион бьет рекорд посещаемости. Места для зрителей – на девяти этажах, к которым ведут лестницы и лифты.
Система безопасности «Газпром Арены»
Арена оснащена лучшей в мире системой безопасности, помогающей правоохранительным органам при внештатных ситуациях.
Система распознает билеты болельщиков и идентифицирует лиц, которым запрещен проход на стадион: в режиме онлайн на экран мониторов выводится информация о фанате, его портрет и послужной список. Видеонаблюдение в реальном режиме времени отслеживает каждого зрителя от входных кордонов до места на трибуне. Информация стекается в единый центр управления.
Пристальное внимание уделено на стадионе нормам пожарной безопасности. Арена оборудована системой охранной сигнализации, пожарной безопасности и роботизированной системой пожаротушения.
Если зритель принес и зажег файер, система распознает место, вокруг которого создается водяное облако из распылителя, а сверху из брандсбойта подается вода на этого человека. Петербуржцы считают «Газпром Арену» лучшим в мире стадионом.
Источник: architectureguru.ru
Почему стройка стадиона «Зенита» – такой позор? Все версии, кроме воровства
премьер-лига Россия
Зенит
Газпром Арена (Крестовский)
Роман Мун пытается понять главную стройку современности.
Новый стадион «Зенита» на Крестовском острове должен был открыться в 2008 году – раньше, чем Криштиану Роналду перешел в «Реал». Ориентировочная стоимость стройки тогда была 7,2 млрд рублей. С тех пор она возросла примерно в шесть раз. Последняя редакция окончания стройки – декабрь 2016 года. На восемь лет позже, чем планировалось.
Почему все так затянулось?
Самое очевидное – коррупция. Тут все понятно: стройка на Крестовском острове стала символом российской коррупции, одно из народных названий еще не построенного стадиона – «Распил-Арены».
Самые заметные коррупционные скандалы, связанные со стадионом:
– в 2010 году Олег Дерипаска уволил гендиректора тогдашнего генподрядчика «Инжтрансстроя» (компания до 2014 года была частью «Базового элемента») Ивана Кузнецова за финансовые махинации в размере нескольких сотен миллионов рублей. Точно не известно, были ли они связаны со строительством стадиона.
– в феврале 2013 года было возбуждено уголовное дело в отношении первого генподрядчика, компании «Авант», якобы завысившей стоимость строительства на 500 миллионов рублей. Дело было закрыто за истечением срока давности.
– в марте 2016 года Василий Сливкин, гендиректор московской компании, занимавшейся системой освещения, был обвинен в хищении нескольких десятков миллионов рублей.
– в июле 2016 года СК и экономическая полиция Санкт-Петербурга заподозрили одного из субподрядчиков в хищении 50 млн рублей в ходе установки электронного оборудования на арене.
Важно: Василий Сливкин находится под домашним арестом; больше ни один человек не попал в тюрьму за то, что «Зенит-Арена» сжирает такое количество государственных денег.
Впрочем, воровство самая простая причина, почему стадиона до сих пор нет. А есть еще и сложные.
Карма
У стадиона имени Кирова, который снесли в 2006 году, чтобы освободить место для новой арены, тоже была непростая история. Его начали строить в 1934 году, партия хотела, чтобы в Ленинграде появился самый большой (вместе с лондонским «Уэмбли») стадион мира. Процесс шел мучительно из-за: 1. пожеланий партии, которые часто менялись, 2. цены (68 млн рублей на стадион и пристань), 3. самого Крестовского острова – в те времена он был малопригоден для строительства, там было много леса и болот, какие-то части острова затапливало даже при самом легком наводнении. В итоге участок для стадиона пришлось специально осушить, подняв уровень земли на 2 метра.
Строить стадион в Ленинграде начали одновременно с Олимпийским стадионом в Берлине. В 1936-м немецкая арена уже принимала Игры, а стадион имени Кирова не открылся и через 10 лет. Отстранение архитектора Никольского (отстранили в 1941-м году, вернули – в 1946-м), смена концепции (вместо острова физкультурников на Крестовском построили Парк Победы над фашизмом) и, конечно, война (стадион и парк достраивали всем городом) привели к тому, что между началом строительства (1932) и первым матчем «Зенита» на новой арене (1950) прошло 18 лет.
Смерть архитектора
Архитектор Кисе Курокава до открытия стадиона не дожил: он умер в октябре-2007, ему было 73 года.
«Сыграло свою роль то, что скончался главный архитектор проекта, – объясняет в интервью Sports.ru петербургский урбанист и архитектор Данияр Юсупов, эксперт независимой платформы «Открытая Лаборатория. Город». – Исчезает та фигура, которая может прийти и сказать: «Будет так».
Исчезновение фигуры, принимающей волевые решения, стало поражать один проект за другим. Стадион оброс другими проектами, по которым решения не были приняты. История с ЗСД (Западный скоростной диаметр, платная автомагистраль внутри Петербурга – Sports.ru) – два года решали, пускать его под землей, под водой, на уровне земли.
Все варианты перебрали, победил какой-то средний вариант. Так же с метро. Еще были дискуссии о том, как всех развозить. Мост – сначала был транспортным, потом пешеходным, потом стал торговым, потом обратно пешеходным. Везде решения не приняты. Причем не на уровне проектировщиков, но на уровне над ними.
Проект попал в капкан суммы безволия».
ЧМ-2018
Одной из главных причин затягивания строительства называют чемпионат мира, а конкретно — требования ФИФА к стадионам, которые главная футбольная организация обновила вскоре после того, как ЧМ-2018 достался России. В результате стадион пришлось перестраивать.
Максим Митрофанов, генеральный директор «Зенита» – в интервью Sports.ru:
«Сначала решили строить стадион на 60 тысяч с расчетом на полуфиналы крупных турниров сборных, финалы ЛЧ и подобные по статусу игры. А потом Россия выиграла право на проведение ЧМ-2018, и ФИФА конкретно к ЧМ-2018 и ЧМ-2022 выпустила новые требования по части вместимости стадионов, где проводятся полуфинальные матчи.
Количество мест должно было стать 68 тысяч, хотя стадион на тот момент уже был построен до отметки 14 метров. Уже был весь фундамент, уже начал возводиться конструктив. В итоге стройка была остановлена. Коллеги год проектировали, еще год определяли, как это все перестроить с минимальными потерями. Два года фактически занимались только этим».
Управленческий хаос
История стройки стадиона на Крестовском острове – это в том числе история о том, как ее участники не могут найти общий язык.
Уже в 2011 году в медиа обсуждалось, что у нового губернатора города Георгия Полтавченко не сложились отношения с «Базовым элементом».
Еще пример: «Ведомости» цитируют анонимный источник, близкий к оргкомитету «Россия-2018». По его словам, были случаи, что к проекту стадиона могли что-то дорисовать и пойти требовать денег на том основании, что этих изменений требует ФИФА. Приходилось устраивать очную ставку с представителями ФИФА, сотрудниками оргкомитета, чтобы разобраться, кто кому что говорил.
Хорошо известно, насколько испортились отношения между «Инжтрансстроем» и Комитетом по строительству Санкт-Петербурга. Сейчас стороны судятся друг с другом.
«Эта идея с самого начала собрала вокруг себя слишком много жадных людей, – говорит Данияр Юсупов в интервью Sports.ru. – На менеджерском уровне, наверное, можно с этим разобраться, но этот проект уже породил цепочку интересов, которые его в конечном счете подавили. Стадион сам по себе существовать не может, тут подтягивается масса разных инфраструктур, которые тянут за собой другие интересы — например, интерес девелоперов, связанных с территорией.
Сюда еще подбавила администрация Президента со своими интересами на острове Бычьем. Это информация непубличная, но про нее все рассказывают.
Что массы производственных и проектных сил, которые были привлечены к проектам вокруг «Зенит-Арены», в какой-то момент отвлеклись на проектирование разных мультифункциональных комплексов, которые напрямую с проектом не связаны, но связаны с интересами администрации Президента. Например, рекреационно-спортивный комплекс на острове Бычьем. Официально он проходит как какое-то сооружение Спорткомитета, но спорт там исключительно как рекреация представлен. И вот они брали на себя массу сил по обслуживанию этих интересов. При этом им нужно было не забывать про ядро проекта.
Еще один довольно интересный эффект — интерес «Метростроя». Он получил слишком много контрактов, связанных с этим проектом. Строительство ЗСД и развязок, развитие метрополитена, строительство самого стадиона — все сосредоточилось в одних руках.
Оказалось, что производственные силы в этом городе ограничены. Взять их в стране особенно негде. Такая ситуация оказалась по очень многим связанным проектам. Административно-командным способом решить это не удается.
При этом головной корпус генподрядчика вообще потерял интерес к проекту. Менеджерское звено предпочло бросить проект. Чем очевиднее безуспешность проекта, чем жестче были управленческие методы, тем сильнее они ввергали проект в затягивание и меньшую успешность».
Главный вопрос: когда это все наконец закончится?
Прямо сейчас срок сдачи стадиона на Крестовском острове — декабрь 2016 года. На стадионе уже прошел футбольный матч строителей.
Тем не менее у стадиона могут возникнуть проблемы с сертификацией. На этой неделе стало известно, что инспекторы ФИФА раскритиковали качество выкатного поля. «Инспекторы ФИФА попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира и Кубка конфедераций проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз», — рассказал источник агентства Regnum.
Еще он заявил, что власти Петербурга пришли к выводу, что замена выкатного поля «Зенит-Арены» на стационарное неизбежна. Как это отразится на сроках сдачи стадиона, пока неизвестно. Фан-сектор «Зенита» уже сочинил и презентовал по этому поводу песню.
Летом 2017 года с того момента, как в «Зенит-Арену» был заложен первый камень, исполнится ровно 10 лет.
Школа, пострадавшая из-за стадиона «Зенита»
«На профессиональные работы нанимают людей, которые ничего не умеют». Один день на стройке стадиона «Зенита»
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Владимир Астапкович, Никитин, Вадим Жернов; использовано фото: РИА Новости/Екатерина Штукина
Источник: www.sports.ru