Зона санитарной охраны согласование строительства

Содержание

Правовой центр «Два М» оказывает широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и оспариванием границ зон санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы, затрагивающих участки в Московской области.

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы является специфическим ограничением для участков расположенных вблизи водных объектов, используемых для водоснабжения Москвы. При этом такие участки часто являются коммерчески привлекательными. Однако вхождение участка в ЗСО препятствует приватизации участка и существенно ограничивает строительство на нём.

Осложняет ситуацию то, что отсутствие чётко установленных границ данной зоны провоцирует «творческий подход» при включении в неё областными чиновники отдельных участков. В том числе по которым ранее вопрос о вхождении в ЗСО казался закрытым.

Правовой центр «Два М» — одна из немногих юридических компаний, которая имеет реальный опыт оспаривания вхождения участка в ЗСО Москвы в судебном порядке. В том числе опыт работы с экспертами, также весьма немногочисленными, практикующими в данной сфере.

Зона санитарной охраны,санитарно-защитная зона,придорожная полоса,водоохранная зона,инженерные сети.

Например, в нашей практике есть успешные споры об установлении верхних и боковых границ ЗСО применительно к конкретным участкам и акваториям. Юристы «Два М» готовы оспорить в судебном порядке отказы в выкупе участков, выдаче разрешений на строительство в связи с нахождением участков в ЗСО, градостроительные планы участков, договоры аренды земли, иные документы, содержащие упоминание о ЗСО. При необходимости специалисты правового центра помогут инициировать судебный спор и в ситуации, когда нужно на опережение разрешать вопрос о вхождении участка в ЗСО. При этом, независимо от формального предмета спора вывод суда о том, что участок не находится в ЗСО будет обязателен для всех государственных и муниципальных органов.

Сложности при определении вхождения участков входят в ЗСО

Просто взять и определить, где находится граница ЗСО питьевого водоснабжения Москвы нельзя по двум причинам:

  • есть неопределенность относительно применимых нормативных актов;
  • имеющиеся нормативные акты не отличаются необходимой конкретизацией.

Так в Москве и Московской области действует совместное постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 Которым установлено что границы ЗСО определяются Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».

А все остальные акты советского периода по этому вопросу применяться не должны. В свою очередь Решением от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 ЗСО установлена только в границах нескольких округов, наиболее близких к Москве (синий цвет на карте). Дальнее Подмосковье данный акт не затрагивает.

Но не всё так просто. На практике должностными лицами продолжает применяться СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.(утвержден на федеральном уровне Главным санитарным врачом), которым ЗСО установлена на существенно большей территории. А также не забыли они и о таких реликтах как постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 сентября 1940 г. N 696 и от 23 мая 1941 г. N 355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», постановление Совета Министров РСФСР от 13 марта 1952 г., несмотря на то, что прекращение их действия прямо оговорено от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44.

При этом ни один из указанных актов не содержит границ ЗСО в сколько-нибудь чётком виде. Так, в Решении от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 и более ранних советских актах границы указаны с точностью до населённого пункта (не все из которых сейчас существуют) и землепользований колхозов (которые тем более не актуальны).

В свою очередь в СП 2.1.4.2625-10 границы определяются расчётным путём. На основании данного акта должен был разрабатываться проект границ ЗСО с конкретными координатами, но до настоящего момента он так и не разработан.

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы

На практике должностные лица нередко любые сомнения трактуют не в пользу землепользователя. В связи чем возникает вопрос о вхождении в ЗСО участков, которые не попадают туда ни по одному из нормативных актов. Претензии контролирующих органов нередко предъявляются к уже построенным объектам при наличии зарегистрированных прав на землю и необходимого комплекта документов на строительство. А значит в тот момент, когда собственник уже понес соответствующие расходы.

Зона санитарной охраны (ЗСО) питьевого водоснабжения г. Москвы охватывает берега рек, каналов и водохранилищ в значительной части Московской области и даже в отдельных районах Тверской и Смоленской.

В соответствии с СП 2.1.4.2625-10 к источникам водоснабжения г. Москвы отнесены:

  • Река Москва выше по течению от города (включая Можайское водохранилище), её притоки и водохранилища на них (реки Истра, Руза и Озерна с одноимёнными водохранилищами);
  • Канал им. Москвы с водохранилищами на нем и притоками (Клязьма, Уча и др.).
  • Вазузская гидротехническая система (Верхнерузское водохранилище, реки Вазуза и Гжать, каналы).

Тогда как совместное постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44, Решение от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 предусматривает наличие ЗСО только на участке канала им. Москвы с водохранилищами на нём и на участки Москвы-реки непосредственно перед городом.

Как опередить вхождение конкретного участка в ЗСО

Зона санитарной охраны состоит из двух поясов, первый из которых устанавливается в непосредственной близости от водозаборов и плотин гидроузлов. Наибольшие практические проблемы связаны со вторым поясом ЗСО, который, в отличие от первого, охватывает весьма значительные территории. А именно, в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 данный пояс устанавливается вдоль основных водотоков рек и каналов, на которых оборудованы водозаборы или гидроузлы, а также их притоков первого порядка (то есть непосредственно впадающих в основной водоток).

Верхняя граница ЗСО устанавливается выше по течению от водозабора или гидроузла на таком расстоянии, чтобы время пробега воды до гидроузла было не менее 5 суток;

Боковые границы устанавливаются:

  • при равнинном рельефе местности — не менее 500 м от уреза воды;
  • при холмистом рельефе местности — по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Что касается Решения от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 и иных актов советского периода, содержащееся в них описание границ ЗСО также не является конкретным: они указаны с точностью лишь до населенного пункта, существовавших на момент их принятия землепользований и т.д.

При этом даже если границы ЗСО отмечены на Генплане или ПЗЗ, эти документы в соответствующей части не имеют юридической силы, носят лишь справочный характер, поскольку установление границ ЗСО не относится к компетенции муниципалитетов.

Чтобы определить вхождение конкретного земельного участка в ЗСО в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, необходимо:

  • рассчитать время пятидневного пробега воды до гидроузла (с учётом сезонных колебаний скорости течения). Единая методика для такого расчета отсутствует.
  • при холмистом рельефе местности (а установленного разграничения межу холмистыми и пологими берегами тоже нет!) – определить границу первого склона.

Соответственно, данные вопросы на практике разрешаются в рамках экспертизы. C учетом отсутствия утвержденных методик для расчёта скорости пробега воды, разграничения холмистых и пологих берегов? результат экспертизы во многом зависит от компетенции конкретного эксперта, применимых им методик и подходов.

Читайте также:  Уровень цен стоимости строительства

В ряде случаев можно обосновать, что участок, расположенный ближе 500 метров к воде и с небольшим уклоном в сторону реки, находится всё же за границей первого склона (особенно если ближе к воде уклон более крутой). А применительно к участкам на берегах водохранилищ можно обосновать, что в связи с практически отсутствующим в них течением в ЗСО попадет лишь небольшая часть берегов водохранилища около самой плотины.

Ограничения для участков в ЗСО

Участки, расположенные в ЗСО источников питьевого водоснабжения, не могут предоставляться в частную собственность (данный запрет действует с 2007 г.). Соответственно, договор купли-продажи такого участка из государственной или муниципальной собственности в частную может быть оспорен. В данном случае применяются общие положения об исковой давности, эстоппеле и т.д.

При этом, если участок ранее уже предоставлен в частную собственность, его перепродажа от одного собственника к другому не ограничивается.

Участки в ЗСО, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду в общем порядке. В том числе допускается предоставление участков под капитальное строительство.

Действующие санитарные правила устанавливают ряд ограничений на строительство и хозяйственную деятельность в ЗСО. В первом поясе ЗСО запрещена любая деятельность, не связанная с эксплуатацией объектов водоснабжения. Во втором поясе также установлен ряд достаточно серьёзных ограничений, в том числе:

  • В пределах 100 м. от уреза воды запрещается размещение капитальных объектов, в том числе ИЖС, дачных участков, капитальных объектов рекреационного назначения;
  • Устанавливаются повышенные требования к системам канализации и очистке сточных вод. Для объектов с центрованным водоснабжением является обязательным подключение к канализации (исключается применение автономных систем). Данный пункт означает фактический запрет строительства ИЖС и садовых домов в населённых пунктах и их частях, не имеющих централизованной канализации;
  • Устанавливаются ограничения на размещение ряда категорий потенциально опасных для источника водоснабжения производственных, складских и сельскохозяйственных объектов;
  • Устанавливаются ограничения для организаций отдыха по количеству отдыхающих на гектар территории.

Таким образом, участки в ЗСО могут с рядом ограничений и дополнительных обременений, использоваться для дачной и коттеджной застройки размещения объектов отдыха. В то же время существенно снижается коммерческая привлекательность проектов на таких участках, что не всегда может быть компенсировано плюсами от красивого вида на воду.

Источник: www.2m.ru

Разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения

Гарантируем выполнение работ в оговоренные сроки и фиксируем гарантии в договоре.

Внимательные специалисты с суммарным опытом работы более 50 лет профессионально проконсультируют по любому вопросу.

Выполним весь комплекс работ без вашего участия и подготовим полный комплект документов.

Работаем с 2001 года

на всей территории РФ, а также в ближнем и дальнем зарубежье.

более
2 300
томов

проектных и
изыскательских работ
оформлено

более
10 млн
тонн

лимитов на
размещение отходов
установлено

более
700
объектов

промышленного и
гражданского
строительства

более
900 000
м3

подземных вод разведано
и поставлено
на баланс

Среди наших клиентов:

Российская академия наук

Российская
академия наук

ООО «Газпром авиа»

ООО
«Газпром авиа»

ФСБ России

ПАО «Компания Сухой»

ПАО
«Компания Сухой»

ОАО «Знаменский сахарный завод»

ОАО «Знаменский сахарный
завод»

ГУП «МосжилНИИпроект»

ОАО «ГИПРОИВ»

ООО «Строительный Альянс»

ООО
«Строительный Альянс»

Как мы оформляем лицензии на скважины

Отзывы

Литвинов А.В.

Генеральный директор ООО «ТЕХНОКОМ»

От лица ООО «ТЕХНОКОМ» выражаю благодарность лично Вам и всему коллективу «ЭкоЭксперт» за качественное и добросовестное выполнение Инженерно-экологических и Инженерно-геологических изысканий, технических регламентов.

Саркисов К.В.

Генеральный директор ООО «ПТФ «ОБИНС»

Все работы были выполнены на высоком профессиональном уровне, в соответствии с требованиями СНиП и ГОСТ. Хочется отметить ответственность коллектива ООО «ЭкоЭксперт», высокое качество выполняемых работ и грамотность составления технических отчётов.

Волков В.Б.

Генеральный директор ООО «ЭКОГРАД»

Экологическая компания ООО «ЭкоЭксперт» при выполнении работ по предпроектной документации и проектированию в сфере экологии и природопользования (ИЭИ, ИГИ, ИГДИ, ИГДРИ) для нашей организации проявила себя как надёжный подрядчик. Работы были выполнены с хорошим качеством и в сроки, соответствующие договору.

Гришин Д.А.

Генеральный директор ООО «СИГНАЛ-НТ»

Располагая квалифицированными специалистами в данной области, экологическая компания ООО «ЭкоЭксперт» обеспечивает качество и сроки выполнения работ в строгом соответствии с требованиями заказчика.

Разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения

✚ ЗСО проект зон санитарной охраны источников водоснабжения: быстро, качественно, недорого от компании «ЭкоЭксперт» для водозаборов по всей России.

Накоплен значительный опыт таких работ в Москве, Московской области и в Центральной России. Вы можете ознакомиться с ним в разделе «Выполненные работы».

Зачем нужен проект зон санитарной охраны (ЗСО)

В современной неблагоприятной экологической обстановке источники чистой воды и территории, на которых они находятся, должны особенно тщательно охраняться от загрязнений.

Поэтому законодательно устанавливаются территории вокруг водозаборов, на которые распространяются ограничения по хозяйственной деятельности — это зоны санитарной охраны (ЗСО). Такая зона представляет собой три пояса, на которых проводятся специфические охранные мероприятия и установлен особый режим хозяйственной деятельности.

Объекты, на которых устанавливаются зоны санитарной охраны:

    (скважины); (водозаборы из водохранилищ и рек); (водонапорные башни, системы водоподготовки, фильтрации, накопительные ёмкости).

Размер зон санитарной охраны утверждается проектом организации (при необходимости — сокращения) зон санитарной охраны (ЗСО) после согласования с Роспотребнадзором.

Нормативные документы, в соответствии с которыми составляется проект ЗСО

СанПиН ЗСО 2.1.4.1110-02. В соответствии с данным нормативным актом устанавливаются требования к подготовке проектной документации по установлению или сокращению ЗСО и осуществляется расчет ЗСО.

Правила распространяются на все источники водоснабжения (открытые водоёмы, скважины и водопроводные конструкции). Их должны придерживаться все физические и юридические лица.

Необходимо также соблюдать СНиП зоны санитарной охраны 2.04.02-84, регламентирующие проектирование водоснабжения.

Пояса и режимы зон санитарной охраны

Зона первого пояса санитарной охраны

Зона первого пояса санитарной охраны — это территория, на которой располагаются водопроводящие каналы, сами водопроводные сооружения и их площадки. Здесь соблюдается строгий режим.

Второй пояс зоны санитарной охраны

Вторая зона округа санитарной охраны — зона микробного загрязнения, или пояс ограничений. Её основное назначение — предотвращение загрязнения источника водоснабжения микроорганизмами. Размер второго пояса зоны санитарной охраны устанавливается при помощи гидродинамических расчётов. Если за пределами второй зоны будет находиться источник микробного загрязнения, то оно достигнет водозабора не ранее чем через 100–400 суток.

Третий пояс зоны санитарной охраны

Это — зона химических загрязнений. Расчет её размеров также осуществляется гидродинамическим методом. Если за пределами этой территории появится стабильный источник химических загрязнений, то они начнут проникать в водозабор не ранее чем через 25 лет.

Проект организации (сокращения) зон санитарной охраны

Согласно всем нормативным документам, перед строительством водозабора (подземного, из реки или водохранилища) необходимо разработать и согласовать с Роспотребнадзором проект организации зон санитарной охраны.

Проект должен включать в себя следующую информацию:

  • определение границы зон санитарной охраны, а также всех трёх поясов, которые входят в их состав;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию санитарного состояния зоны, предотвращение её загрязнения;
  • режим и правила хозяйственной деятельности на территории каждых поясов в составе зоны.

На практике, мало кто заказывает проект ЗСО до строительства водозабора. Большинство наших заказчиков узнают о зонах санитарной охраны, когда получают отказ в лицензировании скважины или при проверке Роспотребнадзора. В этом случае обычно требуются разработка и согласование проекта сокращения зон санитарной охраны.

Почему требуется именно сокращение ЗСО? Отвечаем: размеры только первого пояса ЗСО для артезианской скважины, наиболее строгого, должны составлять по нормативу круг 60 метров в диаметре (не меньше) засеянный газонной травой. При этом земля, занимаемая ЗСО, должна быть в собственности или в аренде.

В Москве и Московской области, да и по всей России, согласно нашему опыту, очень трудно найти водозабор, где размер ЗСО первого пояса соответствует нормативному. Кроме того, в ЗСО второго пояса не должно быть накопителей сточных вод, т.е. должна быть центральная канализация (даже у СНТ). В ЗСО третьего пояса (а она может быть несколько километров в диаметре) не должно быть складов ГСМ. Именно поэтому возникает необходимость в проекте сокращения ЗСО.

Если же встречается тот редкий случай, когда все нормы соблюдаются, тогда делается проект организации ЗСО: по своему составу он аналогичен проекту сокращения ЗСО и также подлежит государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе, т.е. согласуется в местном Роспотребнадзоре.

Расчет зон санитарной охраны

Расчет ЗСО осуществляется по специальным формулам. При этом учитываются такие основные факторы, как:

  • особенности источника водоснабжения;
  • климатические условия; территории.
Читайте также:  Идеи строительства в России

Правильная разработка проекта ЗСО не только надежно защитит источник воды от загрязнений (а следовательно, предотвратит риск для здоровья людей), но и является мероприятием, без которого в настоящее время невозможно получить долгосрочную лицензию на добычу подземных вод или разрешение на водопользование поверхностными источниками.

Сотрудник за разработкой проекта ЗСО

Фото 1. Сотрудник за разработкой проекта ЗСО.

В каких случаях возможно уменьшение зоны санитарной охраны?

Уменьшение зоны санитарной охраны в принципе возможно. В СанПиН 2.1.4.1110-02 есть сноска — при решении органов госсанэпиднадзора ЗСО может быть сокращена. На нашей практике зона первого пояса сокращалась вплоть до 3-х метрового диаметра, поэтому мы беремся за любые, даже самые сложные случаи. Но для того чтобы это сделать правильно и успешно, всегда требуются серьезные санитарные и гидрогеологические обоснования. Опытные экологи и гидрогеологи нашей компании спроектируют и согласуют для вас уменьшение ЗСО.

Согласование проекта ЗСО

Согласование проекта зоны санитарной охраны в конечном итоге осуществляется в Роспотребнадзоре, при этом процедура разнится в разных регионах и даже района одного и того-же субъекта федерации.

Сперва проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта ЗСО. Осуществляет эту экспертизу обычно ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Это может быть как ФБУЗ района. где объект расположен, или ФБУЗ областной — в каждом случае нужно узнавать индивидуально.

После получения положительного результата санэпидэкспертизы, проводится утверждение проекта ЗСО в Роспотребнадзоре. Выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Существует также региональные нормы (например, в Московской области, Чувашии, Башкирии, Екатеринбурге), согласно которым региональные экологические службы также участвуют в согласовании проектов установления и сокращения ЗСО.

Стоимость проекта зон санитарной охраны

Мы будем рады разработать для вас проект зон санитарной защиты и согласовать его на всех этапах, для любых источников водоснабжения.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и уточнить цены в сфере разработки проекта ЗСО в разделе «Прайс-лист».

Свяжитесь с нами, если хотите получить коммерческое предложение на разработку проекта ЗСО или вам нужна бесплатная консультация. Оставьте заявку в форме ниже или позвоните.

Источник: xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

Зона санитарной охраны и как ее обойти. 2 хитрости чиновников.

Зона санитарной охраны

материал обновлен 16 февраля 2022 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность.

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами, земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения.

Уловка состоит в том в следующем. Власти применяют режим зон санитарной охраны, но юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливают зоны санитарной охраны.

Под водными объектами понимаю — реки, озера, водохранилища и т.д.

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Любые органы власти обязаны направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Одним из ценообразующих факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом Президента РФ, ни законом, зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.
Читайте также:  Получить разрешение на строительство емельяновский район

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д., следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

с. Прощайнадежденское, ул. Пустая дом 5.

Уважаемый Соломон Альбертович!

Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

На сайте работают дежурные юристы.

Задавайте вопросы по телефону или через форму обратной связи.

Похожие записи:

Мы планируем установить водозабор из реки, для забора из поверхностных источников вод технической воды для бытовых нужд.

Для того чтобы получить разрешение на забор воды из источника, необходимо заключить договор водопользования с департаментом водных ресурсов. Если мы берем техническую воду для бытовых нужд, то для получения договора водопользования необходимо установить ЗСО — зону санитарной охраны.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зона санитарной охраны устанавливается для всех водных источников, которые действуют, строятся и находятся на этапе проектирования. Для всех, кроме скважин, водой из которой пользуются только в технических целях, — поливы, использование в производстве (74-ФЗ ст.43; №52 ФЗ; п.1.2 СаНПиН 2.1.4.1110-02).

Требования к организации ЗСО определяет СанПиН 2.1.4.027-95. ЗСО принято делить на три пояса, в каждом из которых устанавливается определенный режим.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы (СЗП), соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Чтобы установить ЗСО не обходимо разработать проект ЗСО проектной организацией. Этот проект разрабатывается в соответствии СанПиН 2.1.4.1110-02; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. И после разработки проводится экспертиза данного проекта в ФБУЗ Центре гигиены и эпидемиологии а затем в Роспотребнадзоре.

В СанПине указано, что в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Землепользователем на данной территории является Муниципальное образование. НО так же владельцем лицензии на пользование недрами на данной территории является крупная компания. Виды деятельности предусмотренные лицензией на участке недр: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка и добыча полезных ископаемых.

Проект этот не дешевый и долгий. По этому нам бы хотелось исключить все риски и единственный вопрос который остался не решенным и нас интересует, на который пока никто не может ответить ни в Роспотребнадзоре ни в ФБУЗ ни в Муниципальном образовании.

Вопрос в том нужно ли согласовывать проект по мимо муниципального образования как с землепользователем или еще и с недропользователем — владельцем лицензии на пользования недрами. Или только с муниципальным образованием.

Потому что по факту установления зоны ЗСО которая по периметру будет занимать территорию из трех поясов радиусом до 1500 — 2000 м. И за эту территорию недропользователь платит за каждый квадратный метр государству за пользованием лицензии на добычу полезных ископаемых. И у недропользователя могут быть на эту территорию в будущем какие либо планы.

И по факту установки ЗСО на данной территории будут некоторые ограничения предусматривающие специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Которые могут затронуть планы по освоению месторождения и добычи полезных ископаемых для владельца лицензии (недропользователя).

Дмитрий, добрый вечер! Моё имя Андрей! Я хочу приобрести видео инструкцию. На сегодняшний день это все актуально? 28.08.2021г изменения произошли? Сечас все меняется почти каждый месяц. Что-то меняют , вносят изменения. Я сечас хочу так оформить участок. И хочу научиться все моментам оформления которые не знают люди. 89855051884 воцап.

Можно писать сюда.
Спасибо за быстрый ответ.

Добрый день, Андрей.

Законодательство меняется непрерывно, и на мой взгляд, хаотично.
Стараюсь поддерживать актуальность платных материалов, исходя из свободного времени и
и степени загруженности.
По телефону переписку не веду.

Добрый день! Рассматриваю приобретение земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:82280.
Находится в аренде. На кадастровой карте несколько зон с особым использованием…
Можно ли на данном участке построить и зарегистрировать дом, чтобы получить участок в собственность?
Хозяин говорит, что да, у меня сомнения. Разрешение на строительство он получил два года назад, но ничего не построил.
Вот тут хорошо описано:
https://rgis.mosreg.ru/v3/#/planning?cadnum=50:13:0000000:82280https://paruslex.ru/zona-sanitarnoy-ohrani/» target=»_blank»]paruslex.ru[/mask_link]

Рейтинг
Загрузка ...