Административный контроль в строительстве это

Содержание

Административный контроль – это особый вид государственного контроля, который используется в системе государственного (административного) контроля. Все государственные органы исполнительной власти, без исключения, осуществляют данный тип контроля в соответствии с возложенными на них юридическими обязанностями и правами.

К числу органов государственной исполнительной власти относятся:

  • администрации государственный организаций;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • федеральные министерства и агентства;
  • Правительство РФ.

Задачи Правительства РФ

Правительство Российской Федерации принимает меры по прекращению нарушений федерального законодательства и ведет постоянный контроль за исполнением:

  • международных договоров органами исполнительной власти РФ;
  • указов Президента РФ;
  • федеральных законов;
  • федеральных конституционных законов;
  • Конституции РФ.

Также в задачи Правительства РФ входит контроль работы федеральных органов и министерств исполнительной власти.

Административное право. Тема 8. Административно-правовые формы и методы государственного управления.

Правительство РФ контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также по предметам ведения РФ.

Задачи органов исполнительной власти

Задача федеральных министерств – контроль и координация работы федеральных органов исполнительной власти.

Обязанность обеспечивать правопорядок и законность в области государственного (административного) управления возложена Конституцией РФ почти на все государственные органы и предприятия исполнительной власти РФ и ее субъектов. Они осуществляют данный контроль посредством своей правоисполнительной, правоприменительной и правотворческой деятельности.

Несмотря на широкие полномочия органов исполнительной власти и их непрерывную работу в данном направлении, объем нарушений закона в сфере административного управления, по-прежнему находится на высоком уровне.

Аналитики выделяют несколько причин:

  • невысокие пределы личного усмотрения;
  • неумение госслужащих работать с высоким уровнем эффективности;
  • низкий уровень правовой этики;
  • недостаток личной вовлеченности в дело.

Типы административного контроля

Контрольная деятельность различается в зависимости от типа компетенции, которой наделяются органы государственного (административного) контроля. Так, правительства (высшие органы исполнительной власти) субъектов РФ во главе с Правительством России в качестве органов общей компетенции, осуществляют контроль широкого круга задач и вопросов. Его называют общим.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется органами исполнительной власти, имеющими межотраслевую компетенцию. Для этого они наделяются правами на ведение контрольной деятельности по отношению к субъектам права, которые не имеют организационной подчиненности данным органам исполнительной власти. Подобный вид контроля касается отдельной стороны деятельности или отдельной функции подконтрольных организаций и органов и обычно является специальным. Такие функции выполняют ГИБДД МВД России, ФМС, Федеральная таможенная служба,ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу и другие органы.

Управление строительством. Организация строительства. Управление качеством. Часть 3 (3)

Отраслевой (ведомственный) контроль проводят органы исполнительной власти в вопросах деятельности их подведомственных учреждений, а также организаций, которые непосредственно работают в системе государственных организаций и органов исполнительной власти. Правами на ведение межведомственной контрольной деятельности наделены все федеральные органы исполнительной власти.

Так МинЮст Российской федерации осуществляет ведомственный контроль за деятельностью ФСИН и Федеральной службы судебных приставов.

Контроль за деятельностью структурных подразделений государственных организаций, компаний и их должностных лиц осуществляет администрация. Подобный контроль называется внутриорганизационным или внутренним.

Источник: zaochnik.com

СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

1 ИСПОЛНИТЕЛИ: ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ОАО «ЦНС»), ФГУ «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»), ООО «Центр научных исследований организации», механизации, технологии строительного производства» (ООО «ЦНИОМТП»)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2010 г. N 781 и введен в действие с 20 мая 2011 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 48.13330.2010

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет.

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений (далее — строительство), возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий.

При строительстве линейных сооружений, линий электропередачи, связи, трубопроводов и других объектов технической инфраструктуры, а также в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей должны дополнительно учитываться требования действующих нормативных документов.

В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности указанных объектов, и государственными контрактами (договорами).

Документ не распространяется на здания и сооружения, строительство которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности может осуществляться без разрешения на строительство, а также на объекты индивидуального жилищного строительства, возводимые застройщиками (физическими лицами) собственными силами, в том числе с привлечением наемных работников, на принадлежащих им земельных участках.

Документ также не распространяется на производство материалов, изделий и конструкций на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил в основном приняты термины и определения по Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений.

4 Общие положения

4.1 Строительство зданий и сооружений выполняется при наличии разрешения на строительство, полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Перечни зданий и сооружений, для строительства которых разрешение на строительство не требуется, устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

4.2 Действия участников строительства, работы, выполняемые в процессе строительства, их результаты, в том числе завершенные строительством здания и сооружения, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства, проектной и рабочей документации, градостроительных планов земельных участков.

4.3 Застройщик должен обеспечивать выполнение всех функций, указанных в 4.4, 4.6 и не закрепленных договорами за другими участниками строительства.

Источник: www.dokipedia.ru

Административно-правовое регулирование в строительном комплексе

Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например мостоотряды, передвижные механизированные колонны и т.д.), по видам собственности (государственные и муниципальные строительные организации, кооперативные и частные строительные фирмы) и по своим организационно-правовым формам (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия) и иные по наименованию строительные организации, правовой статус которых определяется рассмотренными выше законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и других организационноправовых формах коммерческих организаций.

Вопросы правового регулирования в строительном комплексе регулируются рядом федеральных законов, например Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ГрК РФ и Жилищным кодексом РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ).

В системе строительного комплекса как крупной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций, специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов – промышленных, сельских, водохозяйственных, транспортных, жилищных и т.д.

Проектирование – процесс создания комплекта технической документации, по которой будет осуществляться строительство конкретного здания или сооружения. Проектированием занимается множество проектных институтов и других проектно-строительных организаций, которые на договорных началах разрабатывают для конкретных заказчиков проекты строительства, а соответствующие органы государственной или муниципальной власти их утверждают, как правило, после проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации.

Правительство РФ осуществляет управление социально- экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и проектов схем территориального планирования муниципального района в порядке и случаях, перечисленных в ст. 21 ГрК РФ. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах РФ осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органы исполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).

В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: принятие и изменение правил застройки, утверждение и реализация градостроительной документации; организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве и некоторые другие вопросы (ст. 8 ГрК РФ).

Общеэкономические министерства и ведомства (Минэкономразвития России, Минфин России) как органы межотраслевого функционального регулирования в пределах своей компетенции осуществляют те же свои функции и полномочия в строительном комплексе, что и в других хозяйственно-экономических комплексах.

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40, было определено как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, градостроительства в части территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, координации разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ, взаимодействия с казачьими обществами, а также разработке и согласованию стратегий и комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществлению функций государственного заказчика (государственного заказчика – координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство РФ на утверждение. Кроме того Минрегион России имеет полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Минрегион России осуществляет функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) в части вопросов, не отнесенных к компетенции Госстроя.

Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает действующее в системе Минрегиона России на основании постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 670 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществляющим по вопросам, не отнесенным законодательством РФ к ведению Минрегиона России, функции по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, в сфере теплоснабжения, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и муниципальных образований.

Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемки законченных строительством зданий и сооружений).

На стадии проектирования контроль и надзор осуществляется в процессе разработки, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство. В процессе строительства специальная служба проектировщиков осуществляет авторский досмотр – контроль представителя проектной организации за правильностью исполнения проекта строителями.

Читайте также:  Право аренды на земельный участок под объектом незавершенного строительства

Порядок и организация осуществления градостроительного надзора регламентируется Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ 1 февраля 2006 г. № 54. Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, экологических, санитарно-противоэпидемических и других правил ведут, соответственно, органы госгортехнадзора, электронадзора, пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других функциональных видов государственного контроля и надзора.

На стадии проектирования все эти органы призваны осуществлять предупредительный государственный контроль и надзор, давая заключения по строительным проектам с точки зрения соблюдения в них всех норм и правил. В процессе строительства они полномочны осуществлять текущий государственный контроль за фактическим соблюдением правил и норм строителями. При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять меры административного предупреждения, пресечения (приостановление, запрещение работ) и административные наказания, предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоЛП РФ.

В связи с отсутствием федерального органа власти с контрольными функциями именно в сфере строительства и в соответствии с Законом о саморегулируемых организациях в последние годы стали активно создаваться саморегулируемые организации (СРО) строителей – вид некоммерческой организации, основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Содержанием деятельности такой саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных ст. 55.5 ГрК РФ, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.

Целями деятельности саморегулируемых организаций являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций, а также повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В связи с переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядком предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг и в целях обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме Правительство РФ постановлением от 26 сентября 1994 г. № 1086 утвердило Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов РФ.

На органы государственной жилищной инспекции возложен контроль: за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ но их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.); за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ), производителями услуг и потребителями; за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; за выполнением жилищно- коммунальных услуг по заявкам населения; за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго-и водоресурсов.

Осуществляя контроль органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений, а также иные действия, предусмотренные нормативными правовыми документами, в том числе и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21–7.23, ч. 1 ст. 7.23.1, ч. 4 и 5 ст. 9.16 КоАП РФ.

Определенными контрольными функциями в сфере ЖКХ наделена и Федеральная служба по тарифам, на которую возложен государственный контроль за обоснованностью установления, изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (подробнее см. параграф 19.2).

Источник: studme.org

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 1

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Ненадлежащий строительный контроль за проведением капремонта мк.

Какова ответственность за ненадлежащее исполнение функций по строительному контролю (контроль соответствия работ проектно-сметной документации, техрегламентам, СНиПам) при капремонте МК, повлекшее за собой нанесение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб, нарушение права пользования жилым помещением?

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 2

Неосуществление или ненадлежащее осуществление строительного

контроля может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 9] [Статья 9.4]

1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), —

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 4

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что проверяется при строительном надзоре?

При осуществлении строительного надзора, что и кого проверяет?

Госстройнадзор осуществляется не всегда. Соответствующий надзор проводится в обязательном порядке при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства (читайте также по вопросу реконструкция дома с увеличением площади по ссылке), в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и др. характеристики надежности и безопасности указанных объектов, проектная документация которых должна пройти экспертизу согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ.

При обращении граждан, юрлиц, органов госвласти, органов местного самоуправления, информации в СМИ о том, что произошла авария или допущены нарушения нормативных правовых актов (далее – НПА), проектной документации и т.д., и соответствующие нарушения в ходе строительства создают угрозу для жизни людей и их здоровья, безопасности государства, причинение вреда окружающей среде, имуществу лиц, организаций, органов или такой вред уже причинен, проводится выездная проверка органами, осуществляющими стройнадзор.

При проведении стройнадзора проверяют застройщиков, заказчиков, подрядчиков (далее – надзорные лица). При выявлении нарушений не стоит надеяться, что к ответственности привлекут только подрядчика или только заказчика, поскольку могут привлечь обоих.

При госстройнадзоре в отношении объектов капстроительства проверяют:

  • Соответствуют ли выполняемые работы, применяемые материалы, результат работ проектной документации, которая прошла экспертизу, техническим регламентам, иным НПА, строительным нормам и правилам и т.д.
  • Имеется ли разрешение на строительство.
  • Выполнены ли требования, касающиеся членства в СРО.
  • Иные вопросы соблюдения градостроительного законодательства.

Госстройнадзор начинает осуществляться соответствующими органами с даты получения извещения о начале работ, и продолжается до момента выдачи заключения о том, что построенный или реконструируемый объект капстроительства соответствует требованиям техрегламентов и иным НПА и документам, т.е. заключения о соответствии.

Осуществляя госстройнадзор, уполномоченный орган формирует дело, в которое включаются все составленные и полученные документы в ходе надзора.

Основания для проведения проверки Госстройнадзора

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 5

►поступившее извещение от надзорного лица о начале работ или об устранении нарушений, а также об окончании строительства;

►если в соответствующий орган обратились физлица или юрлица, органы госвласти или местного самоуправления, или из СМИ стала известной информация о том, что произошла авария, нарушены техрегламенты, иные НПА и проектная документация в ходе строительства или реконструкции соответствующего объекта капстроительства, если нарушения угрожают причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу тех или иных лиц или органов, или же вред уже причинен;

►если информация получена от лиц и источников, указанных в предыдущем пункте, о том, что деньги граждан для долевого строительства привлекаются с нарушением законодательства, регулирующего участие в долевом строительстве;

►программа проверок, которая разработана органом госстройнадзора;

►если ИП или юрлицу было выдано предписание об устранении нарушений и срок его исполнения истек;

►если руководителем органа стройнадзора издан приказ, в связи с поручением Президента РФ или Правительства РФ или требования прокурора, о том, чтобы провести проверку.

В ходе проверки должностное лицо органа госстройнадзора:

  • Изучает представленные документы, касающиеся выполнения работ;
  • Визуально осматривает выполненные работы и строительные материалы, которые применяются;
  • Оформляет результаты проверки;
  • Если в ходе проверки выявлены нарушения, производит действия по привлечению к административной ответственности лиц, которые совершили правонарушение.

ПОЛЕЗНО: наши адвокаты ни только активно участвуют в защите прав застройщиков или лиц, чьи права нарушаются в сфере строительства, но готовы решать строительный спор между участниками строительной отрасли, например в части исполнения сроков застройки, оплаты услуг и материалов, а также качества строительства.

Как подготовиться к государственному строительному надзору?

Можно ли подготовиться к госстройнадзору заранее? В данном случае ответить на данный вопрос нельзя, поскольку, наверное, он не совсем корректный, так как рассматриваемый надзор, как правило, осуществляется не в виде какой-то разовой проверки, а он проводится на протяжении всего строительства или реконструкции объекта капстроительства. Таким образом, надо быть всегда готовым к проверке со стороны органов госстройнадзора, если соответствующий объект попадает под такой надзор.

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 6

Более того, разработанная программа проверок вручается застройщику или техническому заказчику, в которой указан предмет каждой проверки и примерная дата соответствующей проверки и иные сведения. Информацию о проверках застройщик (техзаказчик) обязан довести до подрядчика. НО! не следует забывать о проверках по иным основаниям.

Перед началом проверки должностное лицо уведомляет застройщика или техзаказчика, направляя приказ о проведении проверки, за исключением случаев проведения выездных проверок по обращениям лиц или информации СМИ о нарушениях, создающих угрозу причинения вреда или уже повлекших вред.

Для того, чтобы быть всегда готовым в проверке, необходимо выполнять работы в соответствии с проектной документацией, требованиями соответствующих НПА, устранять недостатки, выявленные в ходе надзора, правильно заполнять и составлять различные документы в ходе строительства, и тогда надзорные органы, осуществляя свои функции, смогут убедиться, что той или иной организацией (ИП) выполняются все требования, какие-либо нарушения не допускаются. В результате будет выдано заключение о соответствии в отношении объекта капстроительства.

Проверка Госстройнадзора

На что обращают внимание при проведении строительного надзора

С учетом того, что проверяют органы госстройнадзора, соответствующие надзорные органы обращают внимание:

  • на выполнение требований технических регламентов, норм и правил, а также требований иных НПА и проектной документации;
  • на то, как проводится строительный контроль, как ведутся соответствующие журналы, исполнительная документация, как составляются акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения и др.;
  • устранены ли нарушения, которые были выявлены при стройконтроле и госстройнадзоре;
  • соблюдаются ли иные требования при выполнении работ.

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора

Проверки проводятся уполномоченными распоряжением или приказом должностными лицами соответствующего органа. Для проведения проверок разрабатывается программа проверок с учетом особенностей объекта капстроительства и категории риска, в соответствии с которой и производится соответствующий надзор, за исключением отдельных случаев, в том числе связанных с обращением тех или иных лиц и органов.

Читайте также:  Как называются мероприятия по строительству команды

Например, если строящийся объект отнесен к категории высокого риска, то региональный госстройнадзор осуществляется с проведением не более 12 проверок. В определенных случаях количество проверок может быть увеличено.

Проверка может быть связана с проведением соответствующим органом экспертизы, обследований, испытаний выполненных работ и примененных строительных материалов.

Обжалование результатов строительного надзора

Можно ли обжаловать результаты государственного строительного надзора?

В ходе проверок должностным лицом могут быть установлены те или иные нарушения в ходе строительства и составлен соответствующий акт проверки с выдачей предписания, чтобы выявленные нарушения были устранены, или направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.

Если же надзорное лицо не согласно с результатами проверки, предписанием, то оно вправе обжаловать данные документы в судебном порядке.

Также на акт и предписание надзорные лица вправе направить свои возражения в уполномоченный орган.

ВНИМАНИЕ: когда при проверке присутствуют представители надзорных лиц, при ознакомлении с актом и не согласии с чем-то, зафиксируйте это непосредственно в самом акте, что не согласны с выводами должностного лица, укажите замечания и объяснения.

НО! в любом случае, если лицо не согласно с предписанием, следует его обжаловать в судебном порядке, иначе предписание будет обязательным к исполнению, а в случае неисполнения предписания лицо может быть привлечено за это к административной ответственности, при условии, что предписание является исполнимым.

Имеется судебная практика, согласно которой, если предписание неисполнимо, то и событие административного правонарушение такое неисполнение не образует, однако, судебная практика изменчива. Довольно часто суды, привлекая к административной ответственности за неисполнение предписания, указывают на то, что предписание не было обжаловано и соответственно нарушения должны были быть устранены в установленные сроки.

Споры по строительному надзору

Когда речь заходит о государственном строительном надзоре все понимают, что это надзор, связанный с деятельностью по строительству. В чем заключается данный надзор?

Прежде всего, строительный надзор является государственным и осуществляется только соответствующими госорганами: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ — например, в Свердловской области таким органом является Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Строительный надзор связан с выявлением, предупреждением и пресечением действий, нарушающих законодательство, регулирующее градостроительную деятельность.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по строительным делам разъяснит Вам процедуру строительного надзора, поможет обжаловать принятые решения со стороны контролирующего органа: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Пишите вопрос в комментариях ролика с советами адвоката:

Помощь строительного адвоката

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок и составлении актов могут не учитывать какие-то обстоятельства и пояснения представителей надзорных лиц, могут выдавать предписания, которые являются неисполнимыми и т.д., то есть не всегда надзорные органы являются правыми, и для того, чтобы доказать это требуется пройти через суды. Наши адвокаты, являющиеся высококвалифицированными специалистами, всегда готовы помочь лицам, которые оказались в зоне внимания каких-либо госорганов, в том числе органов госстройнадзора.

Если Вам понадобилась юридическая помощь, обратившись к нам, Вы можете быть уверены:

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 7

  • в получении юридической консультации по сложившейся ситуации;
  • в подготовке плана действий по защите Ваших прав;
  • в представлении Ваших интересов с органами госвласти, при рассмотрении административных материалов;
  • в подготовке различных процессуальных документов в соответствии с требованиями норм права.
  • оказании иной юридической помощи по заявке Доверителя.

Наши адвокаты по сложным ситуациям работают одной командой, что позволяет рассматривать спорные моменты с различных точек зрения, формируя наиболее выгодную для доверителя тактику действий, и прилагая максимум усилий при защите интересов, обратившегося к нам лица.

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 8

Автор статьи:

Номер журнала:

Инспекция стройнадзора применяет жесткие санкции к застройщикам

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 9

СЫРОВ Алексей Владимирович
руководитель Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области

Рубрика:

Основная задача Инспекции государственного строительного надзора связана со стратегичес­кой сферой — предупреждением, выявлением и пресечением допущенных субъектами строительной деятельности (застройщиком, техническим заказчиком, подрядчиком) нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, проектной документации. Эффективная работа Службы — это, по сути, ключевой фактор обеспечения безопасности в отрасли.

Все объекты капитального строительства Нижегородской области, находящиеся под региональным государственным строительным надзором, указаны в реестре, размещенном на официальном интернет-сайте Инспекции государственного строительного надзора НО. При этом из общего количества поднадзорных объектов:

— 64 % составляют объекты нежилого назначения (административные (офисные) здания, объекты торговли (торговые центры, автосалоны), объекты сельскохозяйственного назначения (фермы, хранилища и т.д.), АЗС, объекты социального назначения (образовательные и лечебные учреждения, физкультурно-оздоровительные комплексы), производственные предприятия и т.д.;

— 21 % — объекты жилищного назначения (многоквартирные жилые дома);

— 15 % — линейные объекты (трубопроводы (газ, вода, канализация), линии связи и электропередач, сооружения сотовой связи и т.д.).

В 2013 году под надзором Инспекции находилось строительство и реконструкция 1215 объектов капитального строительства, в отношении которых:

— проведено проверок — 1612 (включают программные проверки, проверки по извещениям о начале строительства и(или) сроков завершения работ, итоговые проверки), в том числе по поступившим жалобам и обращениям — 225;

— выдано предписаний об устранении нарушений требований нормативных документов в области строительства, иных нормативных правовых актов и проектной документации — 1040;

— составлено протоколов об административных правонарушениях в области строительства — 585, в том числе:

1. По ст. 9.4 КоАП РФ (нарушение строительных норм и правил и проектной документации) — 169 протоколов (например, самое распространенное нарушение — это строительство объекта без экспертизы проектной документации).

2. По ст. 9.5 КоАП РФ (нарушение разрешительного порядка строительства и ввода в эксплуатацию) — 170 протоколов (например, самые распространенные нарушения — это строительство объекта без разрешения на строительство и эксплуатация объекта без разрешения на ввод).

3. По ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписаний инспекции) — 246 протоколов.

4. Передано на рассмотрение в судебные органы — 397, из которых судом за указанный период времени рассмотрено с привлечением к административной ответственности — 157, в том числе 22 — с вынесением наказания в виде административного приостановления деятельности (по юридическим лицам).

Причин совершения субъектами строительной деятельности нарушений при строительстве объектов капитального строительства может быть несколько, и обусловлены они различными факторами: сложность и назначение строящегося объекта, статус застройщика, низкая квалификация ответственных сотрудников субъектов строительной деятельности, иные трудно прогнозируемые факторы (например, изменение финансовых возможностей и ресурсного обеспечения застройщика, изменение законодательства).

Так, при строительстве крупных объектов (жилого или нежилого назначения), финансируемых с привлечением денежных средств третьих лиц (дольщиков, инвесторов), застройщик в первую очередь переживает за выполнение им договорных обязательств перед указанными лицами, которые предусматривают крупные штрафные санкции. Он приступает к строительству объекта, не дожидаясь получения всей необходимой исходно-разрешительной документации в надежде соблюсти предусмотренные договором сроки ввода объекта в эксплуатацию. Однако стоит обратить внимание на то, что за ведение строительства без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, действующим законодательством предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица (в данном случае по строительству) сроком до 90 суток.

Также в последнее время Инспекцией часто выявляются факты самовольного строительства жилых и административных зданий на земельных участках, отведенных под индивидуальные жилые дома. При этом факторами, способствующими совершению указанных выше нарушений, являются:

— упрощение ГсК РФ организационно-правового порядка строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее — объекты ИЖС), а именно: предоставление застройщику права самостоятельно определять необходимость разработки проектной документации на объект ИЖС; отсутствие обязанности застройщика проходить экспертизу проектной документации на объект ИЖС; исключение объектов ИЖС из компетенции органов государственного строительного надзора. Исключается возможность государственного контроля за соблюдением градостроительных требований при строительстве объектов ИЖС на стадии планирования и начала строительства;

— установление Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ упрощенного порядка регистрации права собственности на построенные (реконструированные) объекты ИЖС без оформления разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (срок действия данной нормы заканчивается 1 марта 2015 года). В данном случае регистрация права собственности осуществляется уполномоченным органом только на основании сведений, указанных в техническом паспорте на построенный объект, оформляемый аккредитованными организациями с учетом проведенных ими обследований объекта на платной основе. Исключается возможность государственного контроля за соблюдением градостроительных норм по окончании строительства объекта, что в результате приводит к фактам регистрации права собственности под видом объектов ИЖС на здания фактически иного назначения (не обладающие предусмотренными ГсК РФ параметрами объекта ИЖС).

К сожалению, на сегодняшний день законодательство не предусматривает возможность применения каких-либо мер административного воздействия ни к проектным, ни к экспертным о ганизациям. Для оказания содействия заинтересованным физическим и юридическим лицам в получении информации о том или ином субъекте строительной деятельности Инспекция планирует в 2014 году начать работу по размещению на своем официальном сайте информации, содержащей сведения о результатах производства по делам об административных правонарушениях.

Также будет продолжена работа по выполнению возложенных функций в части осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с действующим федеральным законодательством и утвержденным Правительством НО положением об Инспекции.

Особое внимание планируется уделить работе по совершенствованию информационного обеспечения деятельности Инспекции, а именно структурированию официального интернет-сайта инспекции, наполнению его необходимой для субъектов строительной деятельности информацией с поддержанием ее в актуальном состоянии.

Планируется завершить работу по принятию административного регламента Инспекции по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Нижегородской области» и проведению в связи с этим работы методического характера в целях оптимизации процедур, осуществляемых работниками инспекции при выполнении ими своих должностных обязанностей.

Государственный строительный надзор

Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, — в нашей статье.

Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
— для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
— для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
— для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.

В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.

Контролирующие органы

В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.

Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок проведения проверок

Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.

Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).

Форма контроля — проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.

КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
— при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
— при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ

Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
— наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
— предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
— ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
— иные сведения, необходимые для проведения проверок.

Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй — направляется (вручается) застройщику или заказчику.

ЧТО ПРОВЕРЯЮТ

Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.

При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

При реконструкции — соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

Читайте также:  С чего начинать строительство пола

При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.

Основные права — это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.

Так, в ходе проверки должностное лицо:
— рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
— проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
— оформляет результаты проведенной проверки;
— осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Оформление результатов проверок

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 4

Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.

В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.

В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.

Порядок устранения нарушений

Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.

Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов — дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.

По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.

Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.

По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения.

По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.

Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.

Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.

При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.

Итоговые проверки

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).

При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
— визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ

Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

Постановление Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 305-АД16-9927 Суд оставил без изменения принятое постановление по делу о привлечении к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, поскольку факт невыполнения в срок предписания установлен и подтверждается собранными доказательствами

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В.,

рассмотрев по материалам истребованного дела жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая строительная компания «АРКС» (г. Москва)

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016

по делу N А40-239932/2015 Арбитражного суда города Москвы

по заявлению Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая строительная компания «АРКС» к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая строительная компания «АРКС» (далее — ООО «ИФСК «АРКС», общество) к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за неисполнение в установленный срок пункта 4 предписания об устранении нарушений от 28.09.2015 N 296-173.3-27/А-06.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2016 в удовлетворении заявления управлению отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 решение суда первой инстанции отменено. ООО «ИФСК «АРКС» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 7

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на постановление суда апелляционной инстанции, в которой просит его отменить.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2016 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы.

При рассмотрении доводов жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлено следующее.

Управлением в соответствии с распоряжением от 26.10.2015 N 5085-р проведена выездная проверка ООО «ИФСК «АРКС» при строительстве объекта капитального строительства «Молодогвардейская транспортная развязка» (далее — объект), расположенного по адресу: Западный административный округ города Москвы, Московская область, Одинцовский район.

В ходе проведения проверки на объекте установлено, что обществом в срок до 28.10.2015 не исполнен пункт 4 предписания об устранении нарушений от 28.09.2015 N 296-173.3-27/А-06 а именно:

— подрядчик ООО «ИФСК «АРКС» при проведении строительного контроля не выявил и допустил нарушение субподрядной организацией ПАО «МОСТОТРЕСТ» требований проектной документации в части применения буронабивных свай под опорами N 25пр, 26пр эстакады главного хода вместо забивных свай 35×35, длиной 11 м, что нарушает требования проектной документации Том 4 (шифр 140-П-АСР4-ИС-01.А Изм. 2) Книга 3.1; части 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункта 8.1.4 СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции; пунктов 2, 3, 5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468.

Усмотрев в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, управление составило протокол об административном правонарушении от 02.12.2015 N 814-Г73.3-19/А-06 и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО «ИФСК «АРКС» к административной ответственности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования в решении от 28.01.2016, пришел к выводу, что предписание выдано ненадлежащему лицу, вина общества отсутствует.

Девятый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 6, 48, 49, 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 2.1, 4.5, 26.2 КоАП РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», учитывая Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», признал выводы Арбитражного суда города Москвы ошибочными, и постановлением от 11.05.2016 заявленное управлением требование удовлетворил.

Общество полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет три месяца, а не год, вследствие чего штраф наложен за его пределами. Кроме того, по мнению ООО «ИФСК «АРКС», суд апелляционной инстанции вышел за пределы требований управления; не применил закон, подлежащий применению; не установил вину общества.

Указанные доводы ООО «ИФСК «АРКС» не принимаются по следующим основаниям.

В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При этом, в силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54), при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

В части 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, невыполнение ООО «ИФСК «АРКС» рассматриваемого предписания представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Указанный вывод подтверждается пунктом 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Доводы общества о том, что Девятый арбитражный апелляционный суд самостоятельно изменил требование управления, поскольку оно в апелляционной жалобе просило отменить решение суда от 28.01.2016 и прекратить производство по делу об административном правонарушении за истечением срока давности, опровергается материалами дела. Несмотря на то, что в апелляционной жалобе управления от 17.02.2016 N 3512-Г/3.3-25 действительно содержится такое требование, в протоколе судебного заседания от 06.04.2016 отражено, что управление просит отменить решение суда от 28.01.2016, принять новый судебный акт и удовлетворить заявленные требования. Соответственно, применительно к части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), имело место изменение требований управления, первоначально изложенных в апелляционной жалобе. При этом, замечаний на протокол в порядке части 7 статьи 155 АПК РФ, обществом не представлялось.

Прочие доводы ООО «ИФСК «АРКС»: в том числе о законах, подлежащих применению, а также об отсутствии вины общества, должным образом исследованы Девятым арбитражным апелляционным судом.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспоренного судебного акта не имеется.

Несогласие общества с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 по делу N А40-239932/2015 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая строительная компания «АРКС» — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Д.В. Тютин

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 12

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 13

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Итоговая проверка стройнадзора привлечение к административной ответственности - картинка 14

Обзор документа

Обзор документа

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет 1 год.

Верховный Суд РФ указал, что невыполнение в срок предписания органа государственного строительного надзора является нарушением законодательства о градостроительной деятельности.

Источник: prestima.ru

Рейтинг
Загрузка ...